Модернизация при александре i и николае i — история России

Политика модернизации Александра I

Первая четверть XIX в. — наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» — между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны.

В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом.

То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

Александр I

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813—1815) тяжело отразились на экономике Рос сии. Материальные убытки составили 1 млрд. рублей (годо вой доход казны — 100 млн. рублей).

Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис. Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С.

Мордвинов (друг Сперанского). В следствии реформ кризисные явления в экономике стали слабее.

Александр I поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности.

По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы рас тянуться на 200 лет. Но выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.

Наиболее реакционным мероприятием во внутренней поли тике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать — в мирное; содержание армии стоило огромных денег.

Граф Аракчеев раз работал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельскохозяйственных работах.

Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии и снижения расходов на ее содержание.

После окончания войны с Наполеоном многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о конституции, крестьяне на деялись на отмену крепостного права, нерусские народы ожидали послаблений в национальной политике.

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов — глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. — только дворцовый переворот, в XIX в. — налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание.

Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания.

Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией.

XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей.

Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.

Источник: http://biofile.ru/his/24782.html

Консервативная модернизация при Николае I

123 просмотров

Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной модернизацией», т.к. при нем шло приспособление основ самодержавия к изменившимся условиям.

Внутренняя политика. Николай I был третьим сыном Павла I, поэтому готовился для военной карьеры, а не для управления государством. Он получил соответствующее военно-инженерное образование. Никакой программы действий у него не было.

Правление Николая началось с подавления восстания декабристов, оно и определило дальнейшую деятельность. «Революция на пороге России, — заявил Николай I после восстания декабристов, — но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…».

В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.

Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. На первое место в системегосударственного управления выдвигается Собственная его императорского величества канцелярия (Канцелярия). В ее составе было шесть отделений.

I отделение, образованное в 1826 г., готовило документы для государя.

II отделение, также появившееся в 1826 г., занималось кодификацией законодательства.

Важнейшим было III отделение, тоже организованное в 1826 г., которое ведало вопросами государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов.

Созданное в 1827 г. IV отделение должно было заниматься работой женских учебных заведений и благотворительных учреждений.

V отделение было образовано в 1836 г. для разработки проекта реформы управления государственными крестьянами.

VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов.

Это привело к увеличению бюрократического аппарата, усилению централизма и режима личной власти. Были милитаризованы многие звенья государственного аппарата, на важнейшие административные должности назначались генералы. К 1850 г.

во главе 41 (из 53) губерний стояли военные губернаторы.

После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничестве. Николай I стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны, чтобы можно было обойтись без государственного жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тыс. человек и был одной из причин высокого уровня налогов. Повсеместным явлением было взяточничество, эффективность работы  бюрократии была невысока.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. Создавались преграды к его расширению за счет выходцев из других сословий. В 1832 г.

были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4-10 рангов, лицам, окончившим высшие учебные заведения).

Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати. Эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту».

         В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось с пятого ранга Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее. Превращение дворянства в закрытое сословие в будущем отрицательно сказалось на его качествах.

Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое задерживало экономическое развитие. Но опасаясь общественных потрясений, вызванных отменой крепостного права, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: было запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841); безземельные дворяне были лишены права приобретать крестьян (1843); крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847); вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848). Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах».По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Более активно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. В 1837-1841 гг. была проведена реформа управления государственными крестьянами под руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева. Крестьяне получили личную свободу и наделы земли.

Она укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и школ, ветеринарных пунктов, способствовала распространению агротехнических знаний, в широком употреблении появился картофель.  Однако реформа сохранила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними.

Значительной реформой стала кодификация законодательства, проведенная под руководством М.М. Сперанского. К 1830 г. были систематизированы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах). В 1832 г. составлен 15-и томный «Свод действующих законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного».

Читайте также:  Финно-угорские и летто-литовские племена на рубеже нашей эры - история России

Столь же мелочному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а для пресечения свободомыслия преподавание вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом 1827 г.

император запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования.

Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась.

Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория «официальной народности», состоявшая из трех принципов: «Самодержавие, православие, народность».

Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию России от передовых стран Запада.

Важнейшими экономическими мерамиправительства Николая I были следующие. В 1839-1843 гг. была проведена финансовая реформа под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина.

В основу денежного обращения был положен серебряный рубль, ограничено расходование средств государственной казны.

Появились также первые сберкассы («копилки бедняка»), что позволило горожанам накапливать начальный капитал, так как система мелкого кредита отсутствовала.

Были установлены протекционистские пошлины на ввозимые заграничные товары. Организовывались крупные промышленные выставки. В 1828 г. создан Мануфактурный совет, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

Велось широкое железнодорожное строительство под покровительством государства. В 1837 г. вступила в строй первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом. В 30-40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.

Внешняя политика. Охранительные начала были присущи и внешнеполитическому курсу Николая I. Царь стремился бороться с революцией не только внутри страны, но и в международном масштабе.

На европейском направлении главной задачей было поддержание стабильности в Европе. В 1849 г. русская армия по просьбе австрийского императора помогла подавить революцию в Венгрии, тем самым спасла единство Австро-Венгерской империи.

После этого Россию стали называть «жандармом Европы».

         На кавказском направлении стремление России закрепиться на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней Кавказской войне (1817-1864).

Горцы Кавказа, направляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Шамиль.

Кавказская война закончилась включением Северного Кавказа в состав империи.

Самым острым для России в царствование Николая I стал «восточный вопрос».

Он заключался в следующем: укрепление влияния России в ближневосточном регионе; обеспечение максимально выгодного для России режима в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы (дававших право прохода в Средиземное море); расширение черноморской торговли; поддержка национально-освободительного движения славянских народов против турецкого владычества. Активно противодействовала укреплению позиций России на Востоке Англия.

В 1828-1829 гг. состоялась русско-турецкая война. Для укрепления своих позиций на Балканах Россия выступила в защиту греческого населения, находящегося под угрозой полного уничтожения. В результате боевых действий турецкие войска были разгромлены на всех фронтах.

По Адрианопольскому мирному договору (1829) к России отошла Южная Бессарабия с устьем Дуная, земли в Закавказье, восточное побережье Черного моря. Черноморские проливы открывались для русских торговых кораблей. Греция получила автономию, расширились автономии Сербии, Валахии и Молдавии.

Усилившееся влияние России на Балканах обеспокоило Англию и Францию.

В 1853-1856 гг. состоялась Крымская война. Причиной стали столкновение колониальных интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Николай I рассчитывал воспользоваться слабеющей Турцией и укрепить позиции в регионе.

На первом этапе войны (октябрь 1853 – март 1854) Турция была почти полностью разбита. Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объявили войну России, а Пруссия и Австрия заняли позицию враждебного нейтралитета.

На втором этапе Крымской войны (апрель 1854 – февраль 1856) России противостояла мощная коалиция (Англия, Франция, Турция). В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен англо-французский десант. Русская армия, возглавляемая бездарным адмиралом А.С. Меньшиковым,  потерпела поражение в сражении на р. Альме.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. Обороной руководили адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, героически погибшие во время отражения штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов. Многие участники снискали славу национальных героев: военный инженер Э.И. Тотлебен, матросы П. Кошка, И. Шевченко.

18 марта1856 г. был подписан Парижский мирный договор. Все завоеванные земли подлежали обмену (Россия возвращала Карс и получала Севастополь и все другие русские города); Россия потеряла базы и часть флота, устье Дуная и южную Бессарабию; Черное море было объявлено нейтральным; протекторат над Молдавией и Валахией отменялся.

Причины поражения в Крымской войне:

1) неверная оценка международной ситуации, приведшая к дипломатической изоляции России и войне не с одним, а с несколькими сильнейшими противниками;

2) отсталая военная промышленность, базировавшаяся в основном на крепостном труде;

3) устаревшее вооружение: почти все русские воины были вооружены гладкоствольными кремневыми ружьями, тогда как английские и французские солдаты имели на вооружении нарезные винтовки;

4) неразвитая сеть железных дорог не позволяла быстро доставлять войска, флот союзников был паровым, у русских – все еще парусным;

5) бюрократизм и коррупция.

Крымская война подвела итоги правления Николая I. Она показала, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Несостоятельность проводимого им курса поставила вопрос о реформах, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Источник: https://students-library.com/library/read/16697-konservativnaa-modernizacia-pri-nikolae-i

3. Крушение преобразование Александра 1

Нам уже доподлинно известно, сто начинания Александра 1, почти все были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел.

В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вред истории.

Вред этот имел случай почувствовать сам виновник польской конституции.

За пожалованную конституцию поляки вскоре отплатили упорной оппозицией на сейме, которая заставила отменить публичность заседаний и установить в Польше, помимо конституции, управление в чисто русском духе. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г.

20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е.

около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI ревизии в 1818 г., его считалось до 10 млн. ревизских душ).

К такому микроскопическому результату привел закон, наделавший столько движения. Даже и административные реформы, новые центральные учреждения вовсе не внесли ожидаемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень заметно нескладицу в русском административном механизме. До тех пор в центре, как и в провинции, действовали, по крайней мере по наружности, коллегиальные учреждения.

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра.

Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е.

на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

Люди тех поколений были уверены, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений.

Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную.

Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

На той же точке зрения, на какой стоял Александр 1 и его сотрудники, стояли и люди 14 декабря; если они о чем размышляли и толковали много, то о тех формах, в какие должен облечься государственный порядок, о той же конституции.

Правда, все, что они проектировали определенного и практически исполнимого, все было уже сказано раньше их, в проекте Сперанского. Они касались и частных гражданских отношений, т. е.

Читайте также:  Реформы андропова начала 80-х годов - история России

взаимных отношений лиц и сословий, но их мысли касались этого, как язвы отечества, не зная, как устранить, каким строем отношений заменить действующий общественный порядок.

Как сотрудники Александра, так и люди 14 декабря, односторонне увлеченные идеей личной и общественной свободы, совсем не понимали экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка.

Эта односторонность тех и других, и воспитателей и воспитанников (ибо декабристы были воспитанниками Александра и Сперанского), особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве; как правительство Александра, так и декабристы были в большой уверенности, что стоит дать крестьянам личную свободу, чтобы обеспечить их благоденствие; о материальном их положении, об отношении их к земле, об обеспечении их труда они и не думали или думали очень мало.

Движение 14 декабря было последним гвардейским дворцовым переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства.

Оно еще останется некоторое время при делах, как сословие, будет принимать деятельное участие в областных учреждениях, но оно уже перестанет быть правящим классом, а превратится в такое же орудие правительства, в такое же вспомогательное средство бюрократических учреждений, каким оно было в старые времена, в XVII столетии.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/707

Trojden | Либеральные реформы Александра I: Данилов Д. Д. — 8 класс

Раздел I

Нужна ли россии модернизация?

(Главы 1—2)

Чему необходимо научиться:

1-я и 2-я линии развития.

Объяснять современный мир через его историю:

— определять уровень развития России первой половины XIX века, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество, капиталистические и крепостнические отношения, подтверждать свою точку зрения конкретными историческими фактами;

— выделять в российских традициях, направлениях общественной мысли элементы влияния Запада, Востока и самобытные явления.

— линия развития.

Рассматривать общественные процессы в развитии:

— определять основные причины и последствия попыток ускорения модернизации и европеизации Российской империи (реформы Александра I, движение декабристов).

4-я линия развития.

Нравственное самоопределение:

— давать нравственную оценку средствам, избранным для достижения своих целей разными деятелями российской истории первой половины XIX века.

5-я линия развития.

Гражданско-патриотическое самоопределение:

— с позиции гражданина и патриота России оценивать поступки героев Отечественной войны 1812 года, участников войн за расширение Российской империи, участников спора власти и общества (Александр I, Николай I, декабристы, западники, славянофилы, социалисты) о путях развития страны, деятелей «золотого века» русской культуры. В дискуссии различать мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории. Понимать другую точку зрения, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль, уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми;

— находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям, способы преодоления конфликтов как в прошлом, так и в современности.

Глава 1

Выбор пути развития россии при александре i (1801-1825)

Если хотите, выберите проект или предложите свой.

Исследование. Ключевые события российской истории 1800— 1825 гг. в произведениях знаменитых литераторов-современников (А. Пушкин, А. Грибоедов, Д. Давыдов и др. — на выбор): факты и оценки, вымыслы и домыслы.

Изделие. Анимированная карта «Отечественная война 1812 г.». Действо. Диспут о будущем России между Н. Карамзиным, М. Сперанским, П. Пестелем.

Выделенные факты и понятия необходимо запомнить

1801 — Убийство Павла I — начало царствования Александра I

(1801-1825): планы либеральных реформ самодержавия и крепостного права.

— Присоединение Восточной Грузии к России.

1802 — Замена коллегий министерствами.

1803 — Начало реформы образования: округа, университеты, гимназии.

— Указ о вольных хлебопашцах.

— Кругосветная экспедиция И.ф. Крузенштерна и Ю.ф. Лисянского.

1804 — Начало войны с Ираном (1804-1813) за Дагестан и Азербайджан.

— Первый цензурный устав (последующая мягкая цензура).

1805 — 3-я антифранцузская коалиция, битва при Аустерлице.

1806 — Война с Наполеоном в составе 4-й антифранцузской коалиции.

— Начало войны с Турцией (1806-1812) — за Бессарабию (Молдавию).

— Перестройка в стиле ампир здания Адмиралтейства в С.-Петербурге.

1807 — Тильзитский мир с Наполеоном.

1808 — Начало войны со Швецией (1800-1809) за присоединение Финляндии.

1809 — Проект реформ М.М. Сперанского.

1810 — Учреждение Государственного совета.

1811- Открытие Царскосельского лицея (среди первых учеников А.С. Пушкин).

1812 — Отечественная война (вторжение Наполеона, назначение М.И. Кутузова, 26 августа — Бородинское сражение, пожар Москвы, изгнание французов).

1813- Заграничный поход русской армии в составе 6-й антифранцузской коалиции.

1814 — Вступление Александра I в Париж.

1815 — Окончание Венского конгресса — присоединение Польши.

— Подчинение А.А. Аракчееву министров — «аракчеевщина».

— Спущен на воду первый русский пароход «Елизавета».

1816 — Создание военных поселений.

— Союз спасения — первая организация будущих декабристов.

— 1-й том «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

1817 — Начало Кавказской войны (до 1864 г.) с горскими народами.

— Начало строительства мощёных дорог (к 1825 году — 390 км).

1818 — Проекты конституции и отмены крепостного права.

— Союз благоденствия (до 1821 г.).

— Памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П. Мартос).

1819 — Бунты военных поселян.

1820 — Ссылка А.С. Пушкина на юг за оду «Вольность».

— Открытие Антарктиды ф.ф. Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.

1821 — Декабристские тайные Северное и Южное общества.

1822 — Великий князь Константин Павлович тайно отрекается от престола.

— Актёр Малого театра М.С. Щепкин выкуплен из крепостного состояния.

1824 — Распространение в списках комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

— Открытие зданий Большого и Малого театров в Москве (архитектор О.И. Бове).

§ 1. Либеральные реформы Александра I

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Александр I о монархии:

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-8-class-danilov-2015/2

Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи

Восстание декабристов привело к открытому противостоянию властной элиты общества, а его поражение —к возрождению идеи полной власти царя,отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характера начала царствования Александра I.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации управления государством.

Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.

Для проведения его в жизнь была использована Созданная еще в 1812 г. Собственнаяего императорского величества канцелярия, была значительно расширена в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему органов государственного управления.

В ее составе было шесть отделений.

I отделение было образовано в 1826 г. Задача – контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чиновников.

II отделение — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.

III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел,которое ведало вопросами политической и государственной безопасности.

Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть.

Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их.

В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин.

1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому Управлению.

С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандармом был А. X. Бенкендорф (1783—1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

VI отделение должно было контролировать и направлять работу женских заведений и благотворительных учреждений.

V отделение (1836 г). было образовано в специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

VI отделение (1842 г) функционировавшее с было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата:к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.

В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской»,который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом интересы помещиков практически не ущемлялись):

— запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

— не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

— крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

— вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность (1848)

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Киселева — реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». Поэтому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая 1 являлось укрепление и консервация дворянского сословия.

Читайте также:  Характеристика внешней политики екатерины ii - история России

В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталосьна военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее;

в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, т. е. не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, осуществленная в 1839— 1843гг.

(в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1 : 3,5) к бумажным ассигнациям); установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С.С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.

Источник: https://cyberpedia.su/11x110f8.html

Россия в первой четверти XIX в: замыслы и результаты либерального внутриполитического курса Александра I

Александр I (1801 – 1825 гг.) взошѐл на престол после дворцового переворота, в результате которого его отец, император Павел I, был убит. О воспитании Александра I заботилась его бабушка Екатерина II.

Еще в юном возрасте, благодаря воспитателю швейцарцу Ф. Ц. Лагарпу, который был приверженцем республиканских идей, Александр I воспринял идеи французских просветителей и в дальнейшем некоторые из этих идей пытался претворить в жизнь.

К началу XIX в.

Cм. также: Загадка Александра I

Россия существенно отличалась от западноевропейских стран, во-первых, наличием крепостничества в рабской форме, а, во-вторых, отсутствием какой бы то ни было конституции, ограничивающей власть монарха. Поэтому дальнейшая европейская модернизация России предполагала решение, прежде всего, этих проблем.

Новый император выразил стремление решать эти проблемы. Вскоре после восшествия на престол Александра I вокруг него сформировался так называемый «Негласный комитет», представлявший собой кружок молодых аристократов (А.А.Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П.

Кочубей), друзей императора, которые стремились реформировать политическое устройство России на основе английских государственных идей.

За полтора года работы «Негласный комитет» определил в качестве главных проблем, требующих разрешения путѐм реформ, такие проблемы, как ограничение крепостного права и изменение формы правления. В 1801 г.

была нарушена монополия дворянства на землю: все недворяне, за исключением крепостных крестьян, получили разрешение покупать незаселенные свободные земли. В 1803 г.

появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который разрешал отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением между помещиками и крестьянами.

Получившие вольную на основании этого указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами».

Этот указ имел в большей степени моральное, нежели реальное значение: к концу царствования Александра I в числе «вольных хлебопашцев» оказалось лишь 47 тыс. человек.

Этот указ являлся не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, и в этом смысле выглядел вполне разумным и необходимым.

Заметным мероприятием Александра I, направленным на совершенствование государственной структуры управления, стало учреждение в 1802 г. министерств. Важный этап реформаторской политики Александра I связан с именем выдающегося государственного деятеля М. М.

Сперанского, которому император в 1808 г поручил составить общий план государственных преобразований. Сперанский в 1809 г представил проект создания новой системы государственных учреждений России, названный им «Введение к Уложению государственных законов».

В отличие от членов Негласного комитета, которые в качестве образца для преобразований рассматривали систему английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе.

М.М. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Эта позиция оказалась близка либеральному, но осторожному императору.

Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. Проект М.М. Сперанского основывался на принципе разделения властей.

Реформа государственных органов предусматривала создание в качестве высшего законодательного органа выборной Государственной думы, которая должна была, как бы, венчать пирамиду волостных, окружных и губернских дум.

Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат.

При императоре же, который сохранял весьма широкие, но регулируемые законом, полномочия, создавался Государственный совет, координирующий работу высших государственных учреждений. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу.

Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, который мог распустить Государственную думу и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором. В конечном счѐте, проект М. М.

Сперанского был направлен на превращение российской самодержавной монархии в конституционную монархию.

Хотя Александр I одобрил этот проект, реализован он был лишь частично. Так, в январе 1810 г.

был создан Государственный совет, и в том же году последовало преобразование министерств, функции которых были распределены более точным образом, чем прежде.

Однако в условиях упорного сопротивления высших сановников, посчитавших реформаторский замысел Сперанского слишком радикальным, император не решился в целом реализовать этот проект.

Вокруг Сперанского стали плестись интриги, в результате которых его обвинили даже в шпионаже. Сам император, хотя и был убежден в невиновности М. М.

Сперанского, вынужден был принести Сперанского в жертву, отправив его в ссылку, чтобы погасить недовольство дворянства, вызванное реформаторскими мерами. Война с Францией временно нарушила реформаторские планы Александра I.

Но после победы над Наполеоном Александр I вновь пытается осуществить свои конституционные замыслы, а также решить крестьянский вопрос.

В 1815 г. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи после победы над Наполеоном.

Это была одна из самых либеральных конституций того времени: она декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда.

Согласно Конституции, российский царь осуществлял исполнительную власть, а определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме, нижняя палата которого избиралась на основе имущественного ценза.

Александр I рассматривал польскую Конституцию как первый шаг на пути введения конституционного правления на территории всей России. В 1818 г., выступая на открытии первого польского сейма, Александр I заявил, что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России.

По распоряжению Александра I тайно велась работа над общероссийскими конституционными проектами. В 1819 г. под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» императору был представлен проект российской конституции, разработанный под руководством графа Н. Н. Новосильцева.

Этот проект декларировал основные политические свободы, равенство всех сословий перед законом и значительно ограничивал права самодержца. Конституция предусматривала также создание двухпалатного представительного органа.

Согласно «Уставной грамоте», император наделялся широкими правами: определял персональный состав палат Думы, имел значительные законодательные прерогативы. Но и этот проект остался нереализованным. В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия А.А.

Аракчеева, ставшего в это время фактически премьер-министром, и министерство финансов втайне разрабатывали проекты освобождения всех крепостных крестьян.

Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет государственных средств, а, по мнению министра финансов Д. А.

Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Оба проекта были одобрены императором, но ни один из них так и не был реализован.

И всѐ же в 1816—1819 гг. на территории Прибалтики при Александре I впервые в истории Российской империи было отменено крепостное право. Правда, прибалтийские крестьяне были освобождены без земли: они получили личную свободу, но не имели права на пользование землѐй, и тем самым оказались в экономической зависимости от помещиков.

Одновременно в 1815—1825 гг. во внутренней политике Александра I наметился поворот к реакции. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывают с деятельностью А.А. Аракчеева. Под руководством А.А. Аракчеева с 1816 г.

в России развернулась организация военных поселений с целью сокращения расходов на содержание армии.

К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под командованием А. А. Аракчеева. Военные поселения вызвали массовые проявления протеста, т. к.

жизнь крестьян- военнопоселенцев довольно жѐстко регламентировалась армейскими нормами. В 1822 г. было восстановлено отменѐнное в 1809 г. право помещиков в наказание без суда ссылать своих крепостных на каторгу.

После 1822 г. Александр I совсем утратил интерес к государственным делам, передал их, по сути, в ведение Аракчеева. И последние годы его правления ознаменовались преобладанием во внутренней политике консервативных, и даже реакционных тенденций. В целом в 1815—1825 гг.

внутренняя политика Александра I отличалась противоречивостью Итак, широкие либеральные замыслы Александра I, направленные на ликвидацию крепостного права и введение конституционной формы правления, не были реализованы, потому, что они не получили поддержки ни в придворно-бюрократических кругах, ни среди поместного дворянства.

Для проведения либерального реформаторского внутриполитического курса в России в то время не оказалось достаточно широкой социальной базы в лице буржуазных слоѐв. Кроме того, император Александр I не обладал необходимой для реформатора решительностью, целеустремлѐнностью, и его реформаторская деятельность не отличалась последовательностью и результативностью.

В итоге, несмотря на то, что Александром I был осуществлѐн ряд прогрессивных социально-политических преобразований, обеспечить масштабную модернизацию российского общества путѐм введения конституционной формы правления и отмены крепостного права ему не удалось.

Тушенка Войсковой Спецрезерв. В этом месяце скидки и подарки от АРГО!

tyshenka-voiskovoy-specrezerv.ru

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=49304

Ссылка на основную публикацию