Литература начала века — история России

Презентация «Русская литература начала 20 века»

Литература начала века - история России

Слайд 1

Русская литература начала 20 века

Слайд 2

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам. Серебряный век

Слайд 3

В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм- общее название разных направлений в искусстве конца 19-начала 20 века, провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Все модернистские направления очень разные , имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

Слайд 4

Символизм

Слайд 5

От гр. symbolon — знак, символ. Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Связь с мировой культурой. Интерес к отечественной классике. Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. Особая роль творчества. Появился в России в 80-90 гг. Х IX в. Стал значительным фактором русско й культурной и духовной жизни. Символизм

Слайд 6

Представители в литературе: В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт А.Белый Ф.К. Сологуб И.Ф. Анненский

Слайд 7

Повышенное внимание к истории, проблеме личности и ее внутреннему миру. Героико-трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков. Сочетание противоречивых тенденций .

Открытия в поэтике: обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония. Идеи самоценности искусства (независимость от всего) Уход от социальных задач, искусство — чисто художественно е явление.

Особенности русского символизма

Слайд 8

Акмеизм

Слайд 9

От гр. а kme – высшая степень чего-либо. Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Проповедует точность , ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения. Человек должен найти лад с собой и с миром. Связь с мировой культурой и русской классикой. Акмеизм

Слайд 10

Н.С.Гумилёв С.М.Городецкий А.А.Ахматова О.Э.Мандельштам Представители в литературе:

Слайд 11

Футуризм

Слайд 12

От лат. futurum — будущее. Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира. Творчество как продолжение природы. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров. Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура. Футуризм

Слайд 13

Борис Пастернак (1890-1960) Поэт , переводчик , прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов(«Близнецы в тучах»1914; «Поверх барьеров»1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов- «Центрифуга» «Центрифуга»

Слайд 14

Николай Асеев ( 1889-1963) Русский поэт . Родился 28 июня(10 июля)1889 в Лыгове Курской губ. Сын страхового агента .

Окончил Курское реальное училище (1907),учился в Московском коммерческом институте (1908-1910),был вольнослушателем Московского университета.1914г.

-Асеев – один из организаторов литературной группы « Лирень » По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество»

Слайд 15

Владимир Маяковский (1893-1930) Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в Московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы.

Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство» « Я прервал партийную работу. Я сел учиться». В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . К 1912 г.

относятся первые поэтические опыты , связанные с теорией и практикой группы Кубофутуристов . Кубофутуризм

Слайд 16

Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич)1887-1941 Родился в Петербурге в семье офицера(по материнской линии — потомок Карамазина и дальний родственник Фета).

Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале « для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело» Фактически он остался единственным из эгофутуристов , вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г.

назвал себя футуристом , прибавив к этому слову другое- «Эго»( Я –будущее или я в будущем) Эгофутуризм

Слайд 17

В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ( Левый Фронт Искусств- литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами.

Слайд 18

От англ. и фр. Image- образ. Провозглашал самоценность поэтического образа как такового. Поедание образом смысла. Против политизации искусства. Используется свободный стих. Имажинизм

Слайд 19

С .А.Есенин В.Г. Шершневич А.Б.Мариенгоф Представители в литературе

Слайд 20

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору).

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени .

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Вывод:

Слайд 21

Антошина Татьяна Фомина Наталья 11 «Б» Работу выполнили:

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/09/25/prezentatsiya-russkaya-literatura-nachala-20-veka

Русская литература начала XX века. Россия на крутом пороге истории. Духовная биография первого десятилетия XX века. — презентация

1<\p>

2 Русская литература начала XX века.<\p>

3 Россия на крутом пороге истории. Духовная биография первого десятилетия XX века<\p>

4 Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев<\p>

5 Цели: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими процессами в стране; дать представление об основных тенденциях в философии и искусстве конца XIX – начала XX вв.; воспитать чувство сопричастности к истории России, любовь к её культуре<\p>

6 Содержание лекции: 1. Историческая ситуация в России рубежа XIX- XX веков. 2. Русская литература на рубеже веков. 3. Яркие представители Серебряного века. Традиции реализма XIX века и неореализм XX века. Символизм и его представители. Представители акмеизма. Футуристы. Неокрестьянские поэты. Писатели, не входившие в литературные группы.<\p>

7 XX век (общий взгляд) 1905 г.Русско-японская война; первая русская революция 1814 г.Первая мировая война г Февральская и Октябрьская революции; начало гражданской войны 1937 г.Начало массовых репрессий г.Великая Отечественная война 1985 г.Начало перестройки; возвращение к культу Мамоны<\p>

8 Два века Двадцатый век…Ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла (Ещё чернее и огромней Тень Люцеферова крыла). Сознанье страшное обмана Всех прежних малых дум и вер, И первый взлет аэроплана В пустыню неизвестных сфер… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне… И чёрная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрешая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А. Блок<\p>

9 Научные открытия начала XX века Начало столетия стало временем глобальных научных открытий. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории и теории относительности. Прежние теории о строении мира были поколеблены. Идея познаваемости мира подверглась сомнению. Альберт Эйнштейн<\p>

10 Великие учёные России Д.И. Менделеев открыл периодическую систему элементов. К.Э.Циолковский обосновал принцип ракетного двигателя. И.П.Павлов,И.И. Мечников – лауреаты Нобелевской премии. Д.И. Менделеев К.Циолковский И.П. Павлов И.И. Мечников<\p>

11 Мир рвался в опытах Кюри Атомной лопнувшею бомбой На электронные струи Невоплощённой гекатомбой; Я – сын эфира, Человек – Свиваю со стези надмирной Своей порфирою эфирной За миром мир, за веком век… А.Белый<\p>

12 «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия…». З.Н. Гиппиус<\p>

13 Макс Нордау « Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, а между вчерашним и завтрашним днём не видно связующего звена… Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…»<\p>

14 «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа… Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) Д.С. Мережковский<\p>

15 « Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей» «Конец века» (1905) Л.Н. Толстой<\p>

16 « Всё живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придёт кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно- философских и религиозных исканий». «Книга великого гнева» (1904) А. Волынский<\p>

17 « Новый век — воистину будет веком духовного обновления. Множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, и — в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека». письмо К.П. Пятницкому (1901) М. Горький<\p>

18 «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Н. Бердяев<\p>

19 Философия на рубеже веков Марксизм и марксисты Религиозные гуманисты, философы Идеологи православной церкви Теософия Ницшеанство<\p>

20 Философские основы культуры рубежа веков: Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге. Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский) Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький) Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок). Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый) Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».<\p>

21 Русская литература начала XX века Литература стала отражением противоречий и поисков эпохи. Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени произошёл чрезвычайно быстро. На авансцену культурной жизни страны вышла русская поэзия не похожая на прежние образцы. Началась новая поэтическая эпоха, получившая название «поэтического ренессанса» или «Серебряного века».<\p>

22 Традиция приписывает метафору философу Н.А. Бердяеву Смысл метафоры раскрывается из сопоставления с Золотым веком русской поэзии Для Золотого века: жизнь – дом, народ – семья; всё кончается добром, торжеством Божьего суда Для Серебряного века: чувство незыблемости добра и дома переходит к бездомности и тревоге<\p>

23 Литература начала XXвека «Младшие» реалисты И.А. Бунин А.И. Куприн Л.Н. Андреев В.В. Вересаев И.С. Шмелёв Б.К. Зайцев А.Н. Толстой Е.И. Замятин И.Бунин А. КупринЛ. Андреев<\p>

24 Модернистское искусство «старшие» символисты В.Я. Брюсов К.Д. Бальмонт Ф. Сологуб М.А. Кузмин В. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб<\p>

25 «Младшие» символисты А.А. Блок А. Белый В. Иванов А.А. Блок<\p>

26 Акмеисты Н.С. Гумилёв С.М. Городецкий А.А. Ахматова О.Э. Мандельштам В.И. Нарбут Н.С. Гумилёв А.А. Ахматова<\p>

27 Футуристы Д.Д. Бурлюк Велимир Хлебников И.В.Северянин В.В. Маяковский А.Е. Крученых Маяковский В.В.<\p>

28 « Пролетарское» искусство М. Горький Д. Бедный А.С. Серафимович Г. Кржижановский И. Шкулев<\p>

29 Новокрестьянские поэты С.А. Есенин Н.А. Клюев П.В.Орешин<\p>

30 «Одинокие звёзды» (вне группировок) М.И Цветаева В.Ф. Ходасевич М.А. Волошин Б.Л. Пастернак<\p>

31 Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения — символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.<\p>

32 Домашнее задание: Вопросы 1. Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы? 2. Охарактеризуйте основные направления философской мысли. 3. Какие традиции русской классической литературы развивали писатели-реалисты нового времени? 4. Раскройте смысл определения «Серебряный век». 5. Какие литературные направления существовали в начале века? 6. В чём состоят особенности литературного героя новой эпохи<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1020130/

Литература начала 20 века: особенности, течения

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны.

Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия.

Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн…

В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М.

Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С.

Мережковский сделал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как «постижение мира иными, не рассудочными путями».

В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности.

С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева.

Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина).

Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира.

Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей.

Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала.

Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.

) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию.

Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным.

Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась.

Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_nachala_20_veka_osobennosti_techenija/89-1-0-1019

10 лучших исторических романов о России

Почему мы изучаем историю России? Кто из нас в детстве не задавался этим вопросом. Не найдя ответа, мы продолжали учить историю. Кто-то учил ее с удовольствием, кто-то — из-под палки, кто-то не учил вовсе. Но есть даты и события, о которых должен знать каждый. Например: Октябрьская революция 1917 года или Отечественная война 1812 года…

Знать историю той страны, в которой родился или живешь, жизненно необходимо. И именно этому предмету (истории) наравне с родным языком и литературой нужно уделять как можно больше часов в школьном образовании.

Печальный факт — наши дети сегодня сами решают и выбирают — какие книги читать, и зачастую их выбор падает на хорошо раскрученные бренды — литературу, в основе которой лежат плоды западной фантазии — вымышленные хоббиты, Гарри Поттеры и другие…

Суровая правда — книжки и учебники об истории России не так раскручены, да и тираж не такой огромный. Их обложки скромны, а бюджеты на рекламу, как правило, отсутствуют вообще.

Издательства пошли по пути максимальной выгоды от тех, кто еще хоть что-то читает. Так и получается из года в год, что читаем мы то, что навеяно модой. Читать сегодня модно. Это не необходимость, а дань моде.

Тренд на чтение с целью познания чего-то нового — явление забытое.

В этом вопросе есть альтернатива — не нравится школьная программа и учебники по истории, читайте художественную литературу, исторические романы. По-настоящему классных, насыщенных и нескучных исторических романов, в большей степени основанных на фактах и достоверных источниках, сегодня не так много. Но они есть.

Выделю 10, на мой взгляд, самых интересных исторических романов о России. Интересно было бы услышать Ваши списки исторических книг — оставляйте комментарии. Итак:

10 ЛУЧШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ О РОССИИ

1. Николай Михайлович Карамзин

«История государства Российского»

  • Романом назвать сложно, но не включить в этот список просто не смог. Многие считают, что «новичку» очень сложно будет читать Карамзина, но все же…

«История государства Российского» — многотомное сочинение Н. М.

 Карамзина, описывающее российскую историю начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Труд Н. М.

 Карамзина не был первым описанием истории России, но именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом способствовало становлению национального самосознания.

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не успел её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

Памятник в подмосковной усадьбе Остафьево

Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества…

  • Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему официальное звание российского историографа.

2. Алексей Николаевич Толстой

«Пётр I»

«Пётр I» — незаконченный исторический роман А. Н. Толстого, над которым он работал с 1929 года до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года.

В этой книге такой мощный импульс гордости за страну, такая сила характеров, такое желание идти вперед, не пасуя перед трудностями, не опуская руки перед, казалось, непреодолимыми силами,  что поневоле проникаешься его духом, вливаешься в его настрой так, что оторваться невозможно.

  • В советское время «Пётр I» позиционировался как эталон исторического романа.

По-моему, Толстой не претендовал на лавры историка-хрониста. Роман великолепен, соответствие его исторической действительности — вопрос не первостепенный. Атмосферно, безумно интересно и затягивает. Что еще нужно для хорошей книги?

3. Валентин Саввич Пикуль

«Фаворит»

«Фаворит» — исторический роман Валентина Пикуля. В нем излагается хроника времен Екатерины II. Роман состоит из двух томов: первый том — «Его императрица», второй — «Его Таврида».

В романе отражены важнейшие события отечественной истории второй половины XVIII века. В центре повествования — образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина. Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени.

  • Начало работы над первым томом романа относится к августу 1976 года, закончен первый том был в ноябре 1979. Второй том написан всего за один месяц — в январе 1982.

Дворцовые интриги, падение нравов при русском дворе, большие военные победы над Турцией и Швецией, дипломатические победы чуть не над всей Европой… восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, основание новых городов на юге (в частности Севастополя и Одессы) — захватывающий и насыщенный сюжет настоящего исторического романа. Очень рекомендую.

4. Александр Дюма

«Учитель фехтования»

Учитель фехтования Грезье передаёт Александру Дюма свои записи, сделанные во время поездки в Россию. В них рассказывается, как он поехал в Санкт-Петербург и начал преподавать уроки фехтования. Все его ученики — будущие декабристы.

Один из них — граф Анненков, муж старой знакомой Грезье, Луизы. Вскоре поднимается бунт, но тут же пресекается Николаем I. Все декабристы ссылаются в Сибирь, среди них и граф Анненков. Отчаявшаяся Луиза решается поехать за своим мужем и делить с ним тяготы каторги.

Грезье соглашается ей помочь.

  • В России публикация романа была запрещена Николаем I в связи с описанием в нём декабристского восстания.

В своих мемуарах Дюма вспоминал, что ему рассказала княгиня Трубецкая, подруга императрицы:

Царская цензура особенно внимательно следила за романами Дюма и запрещала их публикацию в России, но, несмотря на это, роман был распространён в России. Роман был впервые опубликован в России на русском языке в 1925 году.

Императорский Петербург глазами иностранцев… — весьма достойное историческое произведение, особенно от такого мастера — рассказчика, как Дюма. Очень понравился роман, легко читается — рекомендую.

5. Семенов Владимир

«Трагедия Цусимы»

Эта книга написана человеком уникальной судьбы. Капитан второго ранга Владимир Иванович Семёнов был единственным офицером Российского Императорского флота, которому в годы Русско-японской войны довелось служить и на Первой, и на Второй Тихоокеанских эскадрах и участвовать в обоих главных морских сражениях – в Желтом море и при Цусиме.

В трагическом Цусимском бою, находясь на флагмане русской эскадры, Семёнов получил пять ранений и после возвращения из японского плена прожил совсем недолго, но успел дополнить свои дневники, которые вел во время боевых действий, и издать их тремя книгами: «Расплата», «Бой при Цусиме», «Цена крови».

Еще при жизни автора эти книги были переведены на девять языков, их цитировал сам триумфатор Цусимы – адмирал Того.

А на родине мемуары Семёнова вызвали громкий скандал – Владимир Иванович первым посмел написать, что броненосец «Петропавловск», на котором погиб адмирал Макаров, подорвался не на японской, а на русской мине, и вопреки общественному мнению очень высоко оценивал деятельность адмирала Рожественского.

После ранней смерти В. И. Семёнова (он скончался в возрасте 43 лет) его книги были незаслуженно забыты и теперь известны лишь специалистам. Этот роман — один из лучших мемуаров о Русско-японской войне.

6. Василий Григорьевич Ян

«Чингиз-хан»

«Чтобы стать сильным, надо окружить себя тайной… смело идти по пути великих дерзаний… не делать ошибок… и беспощадно уничтожать своих врагов!» — так говорил Батый и так поступал он, великий предводитель монгольских степей.

Его воины не знали пощады, и мир захлебнулся кровью. Но железный порядок, который принесли монголы, был сильнее ужаса. На долгие века сковал он жизнь покоренных стран. До той поры, пока с силами не собралась Русь…

Роман Василия Яна «Батый» не только дает широкое представление об исторических событиях далекого прошлого, но и захватывает увлекательным повествованием о судьбах разных людей, среди которых и князья, и ханы, и простые кочевники, и русские ратники.

Цикл «Нашествие монголов» Василия Яна для меня — эталон исторической эпопеи. Ну а «Чингиз-хан» — блистательное начало трилогии.

Личность Чингиз-хана невероятно притягательна для исторического романиста.

Один из множества монгольских князьков, в юности побывавший рабом, создал мощную империю — от Тихого океана до Каспийского моря… Но можно ли считать великим человека, погубившего сотни тысяч жизней? Сразу надо оговориться, что становление монгольской государственности автора мало интересует.

Да и сам Чингиз-хан появляется в романе где-то после 100-й страницы. И он у Яна, безусловно, человек, а не Темный Властелин из фэнтези. По-своему любит свою молодую жену Кулан-Хатун. Как и большинство людей, боится старческой немощи и смерти. Если его и можно назвать великим человеком, то он, конечно же, гений зла и разрушитель.

Но по большому счету Василий Ян писал роман не о великом тиране, а о времени, о людях, которым выпало жить в эпоху великих потрясений.

В этой книге немало колоритных персонажей, грандиозные батальные сцены, удивительная атмосфера Востока, напоминающая о сказках «1001 ночи». Здесь хватает кровавых и даже натуралистичных эпизодов, но есть и надежда, вековая мудрость, позволяющая верить в лучшее.

Империи строятся на крови, но рано или поздно распадаются. И от смерти не сможет убежать даже тот, кто считает себя владыкой мира…

7. Иван Иванович Лажечников

«Ледяной дом»

И.И. Лажечников (1792–1869) – один из лучших наших исторических романистов. А.С. Пушкин так сказал о романе «Ледяной дом»: «…поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».

«Ледяной дом» И. И. Лажечникова по праву считается одним из лучших русских исторических романов. Роман увидел свет в 1835 г. — успех был чрезвычайным. В. Г. Белинский назвал его автора «первым русским романистом».

Обратившись к эпохе правления Анны Иоанновны — точнее, к событиям последнего года ее царствования, — Лажечников оказался первым из романистов, кто рассказал об этом времени своим современникам. В увлекательном повествовании в духе Вальтера Скотта…

8. Юрий Герман

«Россия молодая»

«Россия молодая» — роман Ю. Германа, повествующая о начале перемен в эпоху Петра Великого. Время, описанное в книге, посвящено борьбе молодой державы за выход в Балтийское море. Роман вышел первым изданием в 1952 г.

Действие романа происходит в Архангельске, Белозерье, Переславле-Залесском, Москве. Автор описывает исторические события через жизнь главных героев — Ивана Рябова и Сильвестра Иевлева, раскрывает отношение между государством и церковью, показывает характер эпохи через подробнейшие описания быта и уклада русского Севера и столицы.

Очень исторический и очень актуальный роман для всех патриотов России.

9. Сергей Петрович Бородин

«Дмитрий Донской»

Один из лучших романов Сергея Бородина.

«Дмитрий Донской» – первое произведение из серии исторических романов по истории средневековой Москвы о борьбе русских княжеств под предводительством Московского князя Дмитрия Ивановича против ига татарской Золотой орды, конец которой ознаменован решающей битвой на Куликовом поле в 1380 году.

Одна из тех исторических книг, которые в детстве я читал, предвкушая игровые баталии на соответствующие темы.

Понятное дело, теперь уже вряд ли удастся узнать, как оно там было на самом деле, история — не точная наука, но, тем не менее, эстетическую и художественную ценность у рассматриваемой книги не отнять.

Одна из отличительных черт данного произведения, стилизованный под старорусский, язык повествования и, в особенности, язык диалогов героев. Этот бесхитростный приём помогает автору создать эффект более полного и глубокого погружения читателя в исторический контекст происходящего.

10. Константин Михайлович Симонов

«Живые и мёртвые»

Роман К.М.Симонова «Живые и мертвые» — одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне.

Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. Одним из главных действующих лиц является генерал Фёдор Фёдорович Серпилин (по роману проживал в Москве по адресу Пироговская ул., д. 16, кв. 4).

С удовольствием прочитал этот шедевр. Книга читается легко, производит неизгладимое впечатление. Это бесспорно гениальное произведение, которое учит быть честным, верить в себя, и любить свою Родину…

¤¤¤

Мой список исторической художественной литературы не так велик. Тем не менее, я выбрал одни из самых ярких и запоминающихся произведений, которые понравились лично мне.

История всегда будет самым интересным жанром художественной литературы, а исторические романы всегда будут самой интересной книжной полкой в моей библиотеке. Жду Ваши списки в комментариях.

Любите историю своей страны, читайте нужные книги.

Источник: https://moiarussia.ru/10-luchshih-istoricheskih-romanov-o-rossii/

Русская литература — вчера, сегодня, завтра

Прошлое 

История русской литературы насчитывает века, мы попробуем дать ей краткий обзор.

Древнерусский период мало знаком иностранному читателю, да и наши соотечественники, кажется, знают о нем весьма приблизительно. Если вдумаются, то назовут «Слово о полку Игореве».

Люди православные вспомнят «Житие протопопа Аввакума» или других русских святых, но не как литературные тексты, а как тексты церковные. Хотя это, безусловно, тоже русская литература.

Более знакомо читателю ее классическое наследие.

Пушкин начинает этот практически бесконечный список как родоначальник классической русской литературы и литературного русского языка. Золотым веком отечественной классики стал век этого поэта и его окружения, не менее талантливых (Вяземский, Дельвиг, Батюшков, Баратынский).

Середина XIX века славна именами Гоголя, Лермонтова, Толстого. Достоевского, Тургенева, Гончарова и многих, многих других.
Предшественником века Серебряного стала поэзия Иннокентия Анненского.

Это век принес русским читателям поэзию Блока, Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Волошина, прозу и драматургию Чехова

Переворот 1917 года поделил отечественную литературу на два больших потока:

  • литературу тех, кто жил и работал в СССР (Замятин двадцатых годов, Пастернак, Булгаков, Ахматова, Мандельштам, Гроссман),
  • и тех, кто писал свои произведения в изгнании (Бунин, Набоков, Газданов, Ходасевич, Берберова…).

Можно говорить о противоречивости этого периода советской русской литературы, потому что одним авторам удавалось печататься на родине, другим приходилось писать «в стол».

Однако, без всяких сомнений, их судьба была связана с этой страной, жили они здесь и сейчас.

Их произведения находили своего читателя, хотя достаточно часто после смерти автора и при смене политической обстановки («Мастер и Маргарита» Булгакова, «Реквием» и «Поэма без героя» Ахматовой, «Жизнь и судьба» Гроссмана).

Особая роль в осмыслении нашей жизни принадлежит двум изгнанникам, литераторам, сыгравшим грандиозную роль в развитии русской литературы XX века и ее мировом признании, — это Александр Солженицын и Иосиф Бродский.

Настоящее 

Во времена перестройки, т.е. во второй половине восьмидесятых годов XX века, к читателю вернулись произведения многих и многих. Но потом произошло то, что, пожалуй, определило развитие современной русской литературы в настоящем.

Если во все прошедшие годы,

  • классическая русская литература была для читателя источником нравственного осмысления истории, жизни и судьбы, играла подчас роль исповедника и пророка,
  • то с воцарением капиталистического рынка, появлением «безудержных» СМИ и масс-медиа, в также новых вызовов жизни,  литература современности стала просто современной литературой, которую читают.

И от того, что читают и покупают, зависят тиражи, продажа. Это и не плохо, но и не так хорошо, как хочется.  Так обстоят дела с литературой во всем мире. Однако и сейчас работают писатели, известные и любимые здесь и там (В.Пелевин, В.Сорокин, Д.Быков, Шишкин, О.Славникова. )
Современная русская литература проходит испытание постмодернизмом.

Будущее

Сложно говорить о будущем нашей литературы. Можно лишь сказать, что осмысление действительности (крупных событий, потрясений),  по оценке многих литературоведов и критиков, происходит примерно через полвека.

Поживем – увидим.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/excurs-russkaya-literatura-vchera-segodnya-zavtra

Русская литература XX века («Серебряный век». Проза. Поэзия)

Русская литература XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Литературный процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника, культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.

), с другой — марксист­ской философии и большевистской практики.

Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям.

Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей литературного процес­са.

Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы.

Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области общеисторического процесса.

В изучении русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими причинами.

Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества.

Традиционно выделяются следующие периоды:

1) конец XIX века — первые десятилетия XX века;

2) 1920—1930-е годы;

3) 1940-е — середина 1950-х годов;

4) середина 1950-х—1990-е годы.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания.

Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом.

Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы. Современный исследователь М.

Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.

) и эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину.

С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные, активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной жизни, природы че­ловека.

В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И.

Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия — писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессиони­стом Л. Андреевым и др.

Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала XX века — литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Борьба двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.

Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям.

Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особое место занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф.

Сологуба фор­мируется поэтика модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо.

Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ — основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф.

Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом.

На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил.

В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.

Кризис символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др.

Они пытались реформиро­вать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа.

Для поэзии акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции.

Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу».

Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/815-russkaya-literatura-xx-veka-serebryanyy-vek-proza-poeziya.html

Ссылка на основную публикацию