Литература и искусство — история России

Литература — искусство слова. История и роль литературы

Литература и искусство - история России

Литература — искусство слова. История и роль литературы.

Литература!

Литература (лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.

Материальным воплощением литературных произведений является совокупность различных образов и понятий, зафиксированных автором словами и словосочетаниями. Литература принадлежит к числу предметных искусств, в котором слово является основным средством образного отражения жизни и фантазии. При помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи.

При помощи созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».

Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне».

Именно наше восприятие и переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песен, сказок, героического эпоса и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи во всех деталях. Важнейшая особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное» и невидимое.

Немного истории

Литература существует с древнейших времен. Начиналось все с Античной литературы (литературы древних греков и римлян). Её письменные памятники, относятся аж к I тысячелетию до н. э. В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе.

В поздней античности (4-5 век) зарождается Средневековая литература, которая просуществовала до 15 века. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

С 14 по 16 век — это время литературы эпохи Возрождения, в которой писатели обращались к литературе античности, и подражали ее идеалам.

Значимыми для русской литературы были 19 и 20 века. — Золотой (Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев и др.) и Серебряный (Блок, Ахматова, Маяковский и др.). Они стали для России временем взлета и расцвета.

По богатству литературы (да и других видов искусства) эти века несравнимы ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры.

Россия громко заявила всему миру о своем существовании и буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест.

Основные литературные направления, постепенно сменяющие друг друга и отражающие русскую литературу — это классицизм (17-19 в.), романтизм (18-19 в.) и реализм (19 в.).

Как реакция на реализм в 20 веке возникает литература модернизма и постмодернизма. Они уходят от внешней реальности к исследованию внутренних состояний.

Литература в наши дни, роль литературы

В 21 веке появляется много массовой литературы. Современные направления в литературе растекаются по двум направлениям: классические и модные. Классические — все то, что было перечислено ранее.

А к модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, киберпанк, фэнтези и многочисленные книжные сериалы.

Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр, и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей и т. д.

В наши дни выбор литературы на полках книжных магазинов просто огромен и каждый может выбрать что-то по своему вкусу. Самое главное — не переставать читать, ведь книги оказывают огромное влияние на нас, на наши ценности и понимание мира в целом.

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к идеалу. Литература является сосредоточением опыта всего народа и отдельной личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

Благодаря литературе мы изучаем окружающий мир, воспитываем в себе чувство прекрасного и развиваемся. Литература — это одно из самых ценных достояний человечества за все его существование.

Литература — искусство слова. История и роль литературы.

Модный женский сайт Я самая красивая!

Источник: http://www.i-kiss.ru/rubrika/literatura

Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века

Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы способствовали подъему общественного движения и развитию культуры. В этих процессах главную роль заняли представители интеллигенции.

В ходе урока вам предстоит узнать о развитии литературы во второй половине XIX века, живописи и скульптуре этого периода.

Литература во второй половине XIX века выражала мнение общества. В период усиления контроля со стороны правительства, высказать свои мысли можно было при написании книг.

Это было время наибольшего развития критического реализма в литературе. Писатели изображали жизнь во всех проявлениях, в произведениях не было и намека на приукрашивание действительности.

Литераторы искали корень тех проблем, с которыми сталкивается народ, пытались обозначить пути их решения. Произведения полны описаниями человеческих переживаний и страданий.

Писатели искренне любят народ, о котором пишут.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин беспощадно обличал действительность России. При написании своих произведений он пользовался приемами гротэскаэто отражение действительности в преувеличенном комическом виде.

В романе «Господа Головлёвы» есть фраза, которая представляет всю суть творчества Щедрина: «Много на Руси нуждающегося народа! Много людей, которые куда бы ни обратили тоскливые взоры, везде видят только безнадежную пустоту».

Щедрин обращал внимание читателя на забитость и покорность русского народа. В этом смысле примечателен роман «История одного города», где идет речь о Глупове, в котором живут люди, испытывающие страх перед начальством и при этом безоглядно его почитают.

Терпение и молчание населения города породили различные бедствия. В результате это все вылилось в бунт, по-русски бессмысленный и беспощадный. Как писал сам автор: «Из Глупова в Умнов лежит дорога через Буянов».

Таким образом он обозначал единственный выход для России – революцию. 

Федор Михайлович Достоевский был автором первых социальных романов в России.

Герои его произведений бедны материально, но богаты духовно. Своими душевными качествами они значительно превосходят тех, кто в обществе находится значительно выше. В романе в письмах «Бедные люди» изображена жизнь бедняков, которая полна безысходности и нужды. Единственным выходом для себя они видят смерть.

В романе «Преступление и наказание» автор показал жизнь в Петербурге, городе который захватили капиталистические отношения.

Герои романа живут в домах с грязными и темными лестницами, комнаты практически не освещены. Это люди, которые постоянно испытывают чувство голода.

Достоевский пытался проанализировать трагедию общества, которое разделено на обыкновенных и необыкновенных, то есть тех, кто имеет право на насилие.

«Братья Карамазовы» это попытка отобразить искания молодежи конца XIX века. Их желание «Сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дитё, не плакала бы и черная, иссохшая мать дитяти, чтобы не было вовсе слез ни у кого. И чтобы сейчас это сделать, не отлагая и несмотря ни на что!».

Одним из поразивших всех  произведений являются «Записки из Мертвого дома», в которых Достоевский рассказал о жизни на каторге. Ранее этой темы никто из авторов не касался.

Во второй половине XIX века написаны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые отражают отношение писателя к окружающей его действительности.

В романе «Война и мир» Толстой много внимания уделяет простому русскому народу, особенностям его характера. Простые люди предстают перед читателем носителями высших ценностей, главными из которых являются добро и простота. Истинным героем Отечественной войны, по мнению Толстого, стал именно народ, искренне любящий свою Родину.

Роман «Воскресенье» обличал все несовершенства государственного и церковного устройства России, главным методом которого было насилие. Толстой описал голод и нищету в российской деревне, и вызванное этим озлобление людей. Идеальным человеком здесь предстает революционер, который не боится бороться за свои права.

В романе «Анна Каренина» Толстой описал высшее общество, которое может убить в человеке все его лучшие чувства и побуждения. События перед 1861 годом стали переломными, они смогли расшатать существующие нравственные ценности.

Антон Павлович Чехов восстает против пассивности людей.

Читайте также:  Орловская наступательная операция 1943 года (12 июля - 18 августа) - история России

В его рассказе «Человек в футляре» представлено обычное явление для России – страх перед жизнью, постоянное стремление спрятать себя и стать незаметным. Главный герой постоянно повторяет фразу «Как бы чего не вышло» и боится выступить против несправедливости. Этим он заражает и окружающих. Такие поступки способствуют процветанию подлости в обществе, которую некому остановить.

О новых людях, за которыми будущее России и которые способны разрушить старое мировоззрение, рассказал Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети».

Он представляет историю русского народа, как драму. Выход из сложившихся противоречий в ней еще не найден. В книге противопоставляется человек нового поколения, верящий в силу науки, и представители старой аристократии. На страницах романа затронуты проблемы отношений между революционерами и либералами, которые рассуждают о поиске путей развития страны.

Одним из любимейших среди молодежи литераторов был Николай Алексеевич Некрасов.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он поставил важные нравственные вопросы. В чем смысл жизни? Что есть грех? И многие другие. Помещики и священники видят счастье в богатстве, сытости, веселье. Однако герои произведения видят счастье в вольной и веселой жизни крестьян.

Таким образом, писатели второй половины XIX  века обличали несовершенство государственного управления; много внимания уделяли проблемам крестьян; описывали проблемы и угнетенность простых людей, живущих в городах; выступали против пассивности русского народа и призывали к решительным действиям.

В живописи, как и в литературе, ведущим жанром был критический реализм.

Прежде чем знакомиться с самыми известными картинами, необходимо узнать о событии, которое всколыхнуло всю Россию. В 1863 году Императорская академия художеств объявила конкурс среди лучших своих выпускников на получение большой золотой медали.

Эта медаль давала право на проживание в Италии в течение шести лет и совершенствование там своего таланта. В конкурсе участвовали 14 лучших исторических и жанровых художников академии. По новым правилам им было необходимо изобразить на картине какое-либо чувство. Однако исторические живописцы попросили разрешения на свободную тему.

Тогда руководство академии, удивленное дерзостью участников, сделало обязательным для всех сюжет на библейскую тему.

9 ноября 1863 года все художники отказались от участия в конкурсе и попросили досрочно выдать им дипломы. Конкурс был отменен, дипломы художникам выдали. Однако за ними был установлен полицейский контроль, так как правительство усмотрело в этом революционные настроения.

Бунтовщики основали артель художников, где вместе трудились и зарабатывали на жизнь. Со временем она распалась, и в 1870 году было образовано Товарищество передвижных художественных выставок.

Передвижники противопоставили свою живопись академической, они занимались просвещением народа, организовывали выездные выставки.

В Товарищество входили такие известные художники как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Васнецов, Шишкин, Саврасов и Куинджи. Познакомимся с их творчеством более подробно. 

Василий Григорьевич Перов. Он был незаконнорождённым сыном прокурора в Тобольске.

Учился в Арзамасской художественной школе, однако не закончил ее. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 году он получил от Академии художеств право на проживание в Европе и уехал в Париж. Его работы выставлялись на Всемирных выставках. Вот некоторые из них:

Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала у публики удивление, а у правительства возмущение. Написана она была в год отмены крепостного права и обличала пороки общества. Герои на картине выпили больше, чем полагается.

На ступеньках можно заметить лежащего человека. Священник на крылечке с трудом может спуститься. Старик держит икону вверх ногами. Все они отправляются в церковь, которая виднеется вдали.

Художник хотел изобразить бессмысленную, «мертвую» веру современного ему народа.

В картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» художник отражает проблему детского труда. Мы видим троих детей, которые в метель тянут на себе бочку с водой.

На улице сильный мороз, посмотрите, вода превратилась в сосульки, а дети одеты совсем легко. Это их единственная возможность заработать и помочь выжить своей семье. Сзади взрослый мужчина помогает им, подталкивая бочку.

Картина погружает в безысходность жизни маленьких работников.

Бунт против церкви усмотрели в картине «Чаепитие в Мытищах». На ней изображен священник, который пьет чай, в это время к нему подходит нищий слепой с мальчиком, который просит милостыню.

Основная идея картины сосредоточена в просящем жесте нищего и отталкивающем его жесте хозяйки.

Священник же совершенно не обращает внимания на происходящее, хотя именно он должен учить людей добру и помощи.

Илья Ефимович Репин был мастером бытовых сцен, писал исторические картины.

Картина «Бурлаки на Волге» изображает все тяготы работы бурлаков. Обратите внимание, какие они все разные, но каждый выполняет свою функцию и от вклада каждого зависит то, как будет продвигаться их нелегкая работа.

Момент возвращения ссыльного домой изображен на картине «Не ждали». Его взгляд полон тревоги за то, как примут его дома. На лицах присутствующих самые разные эмоции – от радости, до непонимания. Не видно только глаз женщины на первом плане, скорее всего это мать ссыльного. Однако все ее чувства угадываются в напряженной фигуре.

Зрителю самому предлагается представить, что последует дальше: возможно, все начнут радостно обнимать вошедшего, а возможно и отвернутся от него. У Репина есть еще несколько картин, описывающих революционное движение конца XIX века.

Автором самых масштабных картин на историческую тему был Василий Иванович Суриков.

На всех его полотнах очень ярко изображены моменты истории России, ясно отображены человеческие эмоции.

Перед вами картина «Боярыня Морозова». На ней изображен момент изгнания боярыни Феодосии Морозовой, которая выступила против реформы церкви патриарха Никона и осталась верна старообрядчеству. За что и была сослана в монастырь. Везут ее в простых крестьянских санях, чтобы унизить перед народом.

В толпе есть те, кто смеются над боярыней и те, кто ей сочувствуют. За санями следует сестра Морозовой, которую в скорости тоже сошлют в монастырь. Боярыня смотрит на икону, тем самым показывая, что только перед Богом она готова отвечать за свои поступки.

Она словно прощается со старой Русью, на место которой приходит новая с новыми порядками.

На картине «Утро стрелецкой казни» изображен момент расправы над стрельцами, которые поддержали в борьбе за трон сестру Петра I Софью. На лицах героев картины отчаяние и безысходность. Фигура Петра словно возвышается над всеми, его лицо полно гнева и ненависти. Эти же чувства обращены к нему со стороны стрельца со свечой в руках, символом предстоящей казни.

Прекрасны портреты Ивана Николаевича Крамского. На них изображены Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, Иван Шишкин, императрица Мария Федоровна и император Александр III. Широко известен его «Портрет неизвестной».

К теме сказок и былин в своем творчестве обращался Виктор Михайлович Васнецов.

Иллюстрациями к различным народным преданиям стали картины «Витязь на распутье», «Иван Царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка».

Среди выдающихся русских пейзажистов можно выделить Ивана Ивановича Шишкина,  Алексея Кондратьевича Саврасова, Архипа Ивановича Куинджи.

Среди скульптурных композиций особое место занимает работа Михаила Осиповича Микешина «Тысячелетие России» в Новгороде. Памятник был установлен в 1862 году. Он представляет собой колокол, вершина которого увенчана шаром-державой.

Состоит композиция из трех ярусов. Верхний ярус – это ангел с крестом в руках, который олицетворяет православную церковь. Рядом с ним женщина на коленях – Россия.

Второй ярус включает в себя 17 фигур, которые изображают различные периоды истории. Среди них можно увидеть Рюрика; Владимира, символизирующего крещение Руси; Дмитрия ДонскОго, одержавшего победу над татарами; Михаила Федоровича, основателя династии Романовых; Петра I.

Третий ярус изображает лучших представителей России и состоит из нескольких частей. Первая – это просветители, вторая – государственные люди, третья – военные люди, четвертая – писатели и художники.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В живописи и литературе второй половины XIX века основным стилем был критический реализм.

Писатели изображали жизнь рабочих и крестьян, описывая их ежедневные проблемы.

Литераторы выступали против пассивности русского народа, превращая главных героев произведений в бунтарей и революционеров.

Было создано Товарищество передвижных художественных выставок, которое выступило против академизма и занималось просвещением народа.

Художники обращались к теме жизни простого народа, революции, критике церкви и государства.

Читайте также:  Царствование петра iii. воцарение екатерины ii в 1762 году - история России

Источник: https://videouroki.net/video/39-litieratura-i-izobrazitiel-noie-iskusstvo-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka.html

Развитие и крупнейшие представители изобразительного искусства | Cтрановедение России (Reálie Ruska)

Главное место в ряду изобразительных искусств принадлежит росписи храмов древних русских городов (Новгород, Псков, Москва, Владимир и др.), которую представляют мозаики, фрески.

Они изображают фигуры святых, а также фигуры правителей и сцены из их жизни.
Авторы древнейших памятников русской живописи неизвестны.

В каждом центральном городе отдельных княжеств возникали свои „школы“ художников, соблюдавшие свой специфический стиль.

Оранта

Иконопись

Икона — живописные изображения Бога, Христа, Богоматери, святых. Иконы писались по канонизированным образцам древних иконописцев. Церковь контролировала и сюжеты, и типы персонажей, и композицию. Лучшим материалом для основы икон считалась липовая доска, поверхность которой покрывали белым холстом.

Краски живописцы получали из природного сырья. Полученные порошки растирали с сырыми яичными желтками. Иконам всегда приписывалось священное значение, они защищали Россию в боях. Иконы присутствовали в каждом доме.

В храмах перед иконами люди молятся, целуют угол иконы, к ценнейшим иконам в галереях приносят цветы.

В православном храме находится иконостас – покрытая иконами стена, отделяющая алтарь, за которую могут входить только священники.

Самую большую коллекцию русских икон можно увидеть в Русском музее.

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская — cамая старинная (начало 12 в.) и самая почитаемая русская икона. Она была привезена из Византии. По церковному преданию была написана евангелистом Лукой.

Мария держит на руках младенца Иисуса, у обоих большие глаза. Эта икона связана с многими легендами – помогает русским войскам в борьбе с захватчиками. Ее считают покровительницей Русского государства.

Огромное развитие пережила икона в конце 14 в. и в первой половине 15 в. после освобождения Руси от монголо-татарского ига. Появляются знаменитые мастера икон.

Феофан Грек

Феофан Грек — византиец, первый известный художник-иконописец.
Сохранились только фрагменты его фресок в храмах в Новгороде и в московском Кремле. Феофан сумел достичь высокого внутреннего напряжения и духовной энергии.

Андрей Рублев

Андрей Рублев – гениальный живописец, ученик Феофана Грека. Рублев стал монахом Андроникова монастыря в Москве, где сейчас находится его музей. Он расписал Успенский собор во Владимире, работал в Новгороде. Иконы Рублева полны духовной красоты, глубокого покоя, у него нет никакой суровости и строгости. Нежные линии раскрывают внутренний мир человека.

Троица — лучшая икона художника. Она принадлежит к всемирно известным памятникам изобразительного искусства. На ней изображены три сидящих ангела, чаша и дерево.

Ангелы склоняют друг к другу голову, как будто они погружены в тихий разговор без слов. У ангелов — почти женские лица, они сдержанны, задумчивы, выглядят как бесплотные существа. Краски иконы нежны и прозрачны.

Троица — это образ тишины, совершенной гармонии и духовности, божества в трех лицах.

 

Позже возникали иконы с житиями – на нескольких картинах на одной иконе изображены случаи из жизни святого, его мучения.

В 16 – 17 в. еще развивается иконописное искусство, композиция и темы освобождаются от строгих канонов. Иконы и фрески становятся все более декоративными.

Главное место в живописи занимает картина маслом со светским сюжетом.
В петровскую эпоху пишут картины в стиле барокко, позже преобладает классицизм.

Предпочитается портрет, совершенства достигает гравюра. В картинах, написанных в стиле классицизма, изображены и исторические события, библейские и античные мотивы, самостоятельность приобретает пейзаж.
В 1757 г.

была основана Академия художеств, первый и крупнейший художественный центр.

В первой половине 19 в. формируется романтическое искусство.

Айвазовский: Девятый вал

Во второй половине 19 в. художники обращаются к все больше к действительности, изображают образы из современной повседневной жизни.

Возникают бытовые картины.

В искусстве преобладает реализм, который представляет собой параллель критического реализма в литературе, отображая многие неприглядные стороны повседневности.

В. Г. Перов

Перов был ярким представителем реализма. В основном писал бытовые картины ( Приезд гувернантки в купеческий дом), портреты художников, писателей (Портрет Достоевского).

Передвижники

В 70 гг. было создано Товарищество передвижных выставок, независимое от Академии художеств объединение художников.

Название группы возникло из-за того, что живописцы показывали свои картины не только в галереях в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Со своими выставками они ездили по России из города в город. Передвижники верили в воспитательную силу искусства.

В творчестве передвижников важное место занимали жанровая картина, портрет и пейзаж. Также рисовали картины на темы из русской истории и фольклора.

И. Н. Крамской

Крамской – идейный вождь передвижников и организатор товарищества, художественный критик. Крамской написал много портретов своих современиков-художников. Обращался и к библейским темам (Христос в пустыне).

И. И. Шишкин

Шишкин изображал светлые национальные пейзажи, природу, красоту леса ( Рожь, Утро в сосновом лесу).

И. И. Левитан

Левитан был выдающимся пейзажистом, одаренным акварелистом. Его лирические пейзажи с мотивами спокойной русской природы (Золотая осень) эмоционально настраивают зрителей, заставляют его сопереживать состояние природы. Картины Левитана приближаются к импрессионизму.

И. Е. Репин

Репин прославился монументальными картинами большого размера, в которых речь идет о разных историко-общественных темах (Бурлаки на Волге, Иван Грозный и его сын Иван). Творчество Репина – это тоже целая галерея портретов его современников (реалистический Портрет Мусоргского).

В. А. Серов

Серов – ученик Репина. Его творчество представляет поворот от критического реализма к реализму „поэтическому“ (Девочка с персиками).

В. И. Суриков

Суриков тоже рисует монументальные полотна. Обращается к славным и трагическим событиям из русской истории (Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни).

В. М. Васнецов

Васнецова тоже привлекала старина, изображал темы русских сказок и былин (Иван-царевич на сером волке).

На рубеже 19 и 20 столетий сложился стиль, затронувший все виды искусства, стиль-модерн, проявляющий себя в символике образов, отходе от изображения наблюдаемой реальности.

М. А. Врубель

Художник-символист создает в своих картинах фантастический мир, в котором действуют сверхъестественные существа. Самое знаменитое произведение — трилогия Демон по поэме Лермонтова.

В 10-х гг. 20 в. в России развивается абстрактное искусство. Его представители считаются художниками мирового значения, основоположниками современного искусства. На русское искусство оказывают большое влияние кубизм, футуризм и конструктивизм.

Казимир Малевич

На творчество Малевича решительно повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного искусства, так называемый „супрематизм“. Художник комбинирует простые геометрические формы контрастных цветов (Супрематическая композиция), старается как можно более упростить свои картины.

Малевич написал всемирно известный Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет — это сумма всех цветов, а черный — это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто-ничто“, „бытие-небытие“. Черный квадрат – это „дыра в бесконечность“.

Василий Кандинский

Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. После революции 1917 г. эмигрировал в Германию. В историю искусства вошел своими Композициями, например, Композицией № 7.

Марк Шагал

Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске, образ которого стал тематической основой его картин (Я и деревня ). Рисует простых деревенских жителей, раввинов, клоунов, музыкантов. На его картинах повторяются фигуры животных (лошадь, осел, петух).

Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, пишет картины в гротескно-символическом духе. Его поэтика граничит с фантастикой. Люди летают ( Над городом ), нарушается перспектива.

После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создал витражи и мозаики в Иерусалиме, илюсстрировал Мертвые души Гоголя.

А.А. Дейнека

Автор мягких поэтических картин на тему идеальной советской жизни, красивого тела, спорта, авиации. Изображения между реализмом и романтизмом.

Ю.И. Пименов

Живописец, сценограф. Тема строительства, производства, пейзажи русских городов. Под влиянием экспрессионизма, импрессионизма и эстетики советского плаката.

Соц-арт

В. Комар и А. Меламид

Совместное творчество. Их картины как будто бы похожи на советский агитацию и пропаганду, представляют собой странное слипание с идеологией и эстетикой власти, но всегда в них присутсвует какой-нубудь нарушающий элемент, абсурд (членов своих семей они изобразили в виде плакатных героев,  себя — в виде Ленина и Сталина ).

>

Русские меценаты

П. М. Третьяков

Третьяков происходил из богатой купеческой семьи. В середине 19 века начал собирать картины, поставив цель создать галерею русской живописи. Некоторые картины он покупал прямо в мастерских.

Третьяков в немалой мере поддерживал художников материально. Они его любили, уступали ему в ценах и даже предпочитали его галерею собраниям царя и великих князей.

Читайте также:  Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма 18 века - история России

По завещанию мецената его галерея должна быть открыта на „вечное время для бесплатного обозрения для всех желающих“.

С. И. Мамонтов

Второй знаменитый русский меценат, крупный промышленник и владелец усадьбы Абрамцево, где встречались многие художники его времени.

Скульптура в России чаще всего использовалась в виде памятников государственным деятелям, художникам и событиям.

Самые известные русские памятники

Медный всадник

Памятник Петру I был создан французским скульптором Фальконе по желанию Екатерины II. Император сидит на лошади, которая топчет змею (символ подавления всех интриг). Памятник находится на берегу Невы рядом с Исаакиевским собором, за несколько столетий он превратился в один из символов города.

Александровская колонна

Монумент был воздвигнут на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в память победы русских войск над Наполеоном. Колонну из темно-красного гранита венчает бронзовый ангел с крестом, попирающим змею. (Общая высота памятника — 47,5 м.)

Памятник Пушкину

в Москве на Бульварном кольце был воздвигнут на народные деньги и представляет вершину русской монументальной скульптуры. Он считается лучшим из всех памятников, созданных в России поэту.

Родина-Мать

Монументальный памятник был создан как часть мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде в конце 50-х гг. 20 в. Это огромная скульптура женщины с мечом, символ Победы. Общая высота памятника из блоков железобетона – 85 м.

В галереях Российской Федерации хранятся шедевры не только русского, но и мирового изобразитлеьного искусства.

Самые крупные галереи в Санкт-Петербурге

Эрмитаж

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II. В настоящее время Эрмитаж располагается в зданиях Зимнего дворца. В галерее хранится около 2,5 млн. экспонатов. Залы удивительно красивы, оборудованы ценнейшей мебелью, хрустальными люстрами, самоцветами, вазами… Эрмитаж — это „витрина русского богатства“.

Коллекция галереи разделена на шесть отделов: первобытное искусство, античное искусство, западноевропейское искусство и культура (жемчужиной считаются два оригинала Леонардо да Винчи), восточное искусство, нумизматика и русское искусство. В Эрмитаже показывают лишь оригиналы.

Эрмитаж, официальный сайт

Русский музей

В Русском музее собраны богатейшие коллекции русского искусства, в том числе икон.

Русский музей, официальный сайт

Самые крупные галереи в Москве

Третьяковская галерея

Крупнейшая галерея русского искусства мецената Третьякова. Основой коллекции является русское реалистическое искусство 19 в., но есть и картины мирового искусства. Фасад музея создан в сказочном стиле.

Третьяковская галерея, официальный сайт

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Создателем музея был И. В. Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой. В музее хранятся коллекции мирового искусства, например, несколько шедевров импрессионизма.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, официальный сайт

  • Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
  • Сокровища России. Введение в русское искусство. Издательство «Искусство», Москва 1995.
  • Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998.
  • Lepilová, K.: Oчерк русской культyры. OU, Ostrava, 1996.
  • Manková, N.: Čítanka z dějin ruské kultury. Západočeská univerzita, Pedagogická Fakulta, Plzeň1998.
  • Библиотека изобразительных искусств: http://www.artlib.ru/
  • Живопись: http://jivopis.ru/gallery/
  • Золотой архив Икон Древней Руси 11 — 16 век: http://staratel.com/pictures/icona/main.htm
  • Русская живопись: http://staratel.com/pictures/ruspaint/main.htm
  • Культура.рф — музеи: http://www.culture.ru/museum
  • ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА “М'АРС”: http://www.erfolg.ru/gallery/marc.htm
  • Арт Москва: http://www.art-moscow.ru/

Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-9A.php

Литература и изобразительное искусство Вторая половина XIX в. — презентация

1 Литература и изобразительное искусство Вторая половина XIX в.<\p>

2 Литература Основным художественным направлением стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества<\p>

3 Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика. Художественный прием – гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.<\p>

4 Иллюстрации Господа Головлевы Дикий помещик<\p>

5 Федор Михайлович Достоевский Его произведения – это мир человеческих страстей, трагедия бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев к преступлению. Но симпатии писателя на стороне тех героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой человеческой интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога.<\p>

6 Иллюстрации Бедные люди Братья Карамазовы<\p>

7 Иллюстрации Идиот Преступление и наказание<\p>

8 Лев Николаевич Толстой Его произведения раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют ему народные моральные ценности и традиции. Портрет работы И.Е.Репина<\p>

9 Иллюстрации Воина и мир<\p>

10 Иллюстрации Война и мир Воскресение<\p>

11 Иллюстрации Анна Каренина<\p>

12 Антон Павлович Чехов Его герои – мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих<\p>

13 Живопись Текущим течением живописи стал критический реализм.<\p>

14 Василий Григорьевич Перов Сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной ему жизни Его картины – это развернутый рассказ о положении российских сословий<\p>

15 Сельский крестный ход на Пасхе<\p>

16 Последний кабак у заставы<\p>

17 Передвижники В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные выпускные картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, они покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, в 1870 г. преобразованную в Товарищество передвижных выставок. Среди первых передвижников были Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, братья К.Е. и В.Е. Маковские, В.Г. Перов. Позднее к ним присоединились И.Е. Репин, братья В.М. и А.М. Васнецовы, В.А. Суриков, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов<\p>

18 Иван Николаевич Крамской Руководитель и теоретик передвижников Вошел в историю как выдающийся портретист.<\p>

19 Портрет Л.Н. Толстого Портрет Шишкина<\p>

20 Неизвестная<\p>

21 Илья Ефимович Репин Портретист, автор картин на исторические темы и др. Портрет И.Е. Репина художник Стасов<\p>

22 Бурлаки на Волге<\p>

23 Не ждали<\p>

24 Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г. Царевна Софья Запорожцы пишут письмо турецкому султану<\p>

25 Портрет Бородина Портрет Мусоргского Портрет Серова<\p>

26 Василий Иванович Суриков Его полотна – это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ<\p>

27 Утро стрелецкой казни<\p>

28 Меншиков в Березове<\p>

29 Покорение Сибири Ермаком<\p>

30 Боярыня Морозова<\p>

31 Виктор Михайлович Васнецов Обратился к жанру русских народных сказаний. Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа- богатыря<\p>

32 «Аленушка» и «Витязь на распутье»<\p>

33 Богатыри<\p>

34 После побоища Игоря Святославовича с половцами<\p>

35 Иван Иванович Шишкин Его картины создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу<\p>

36 Рожь<\p>

37 Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии<\p>

38 Утро в сосновом лесу<\p>

39 Рубка леса<\p>

40 Алексей Кондратьевич Саврасов Ему ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле<\p>

41 Грачи прилетели<\p>

42 Архип Иванович Куинджи<\p>

43 Исаак Ильич Левитан На его картинах изображены изумительные по красоте пейзажи<\p>

44 Март<\p>

45 Владимирка<\p>

46 Золотая осень<\p>

47 Иван Константинович Айвазовский Больше всего любил изображать море Портрет И.К. Айвазовского автор Тыранов<\p>

48 Радуга<\p>

49 Девятый вал<\p>

50 Синопский бой<\p>

51 Марк Матвеевич Антокольский Иван Грозный Летописец Нестор<\p>

52 Александр Михайлович Опекушин Памятник А.С. Пушкину 1880 г.<\p>

53 Михаил Осипович Микешин Тысячелетие России 1862 г. Памятник Екатерине II 1873 г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1088750

Ссылка на основную публикацию