Культура во время феодальной раздробленности, древнерусская литература — история России

Презентация на тему «Общие условия развития русской культуры в доордынский период феодальной раздробленности»

  • Скачать презентацию (0.97 Мб)
  • 14 загрузок
  • 4.2 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Общие условия развития русской культуры в доордынский период феодальной раздробленности» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов12
  • Словаистория история россии период раздробленности русская культура
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Общие условия развитиярусской культуры в доордынский период феодальной раздробленностиПодготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав
  • Слайд 2С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: — во-первых, прекратить княжеские усобицы, — во-вторых, придерживаться принципа «Каждо да держит отчину свою».
  • Слайд 3Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. — 50, в XIV в. — 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.
  • Слайд 4Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII — XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.
  • Слайд 5Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества ); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).
  • Слайд 6Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.
  • Слайд 7Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуреОднако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.
  • Слайд 8В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде — ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.
  • Слайд 9В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.
  • Слайд 10Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.
  • Слайд 11Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI — XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности — Московского царства.
  • Слайд 121. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/obschie-usloviya-razvitiya-russkoy-kultury-v-doordynskiy-period-feodalnoy-razdroblennosti

Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Культура России

Культура древних славян

Славяне— часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах.

На­пример, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне.

Библейская версия проис­хождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день.

Одним из наиболее значимых источников сведений о славян­ских племенах II—I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвя­щенная Велесу — богу богатства у древних славян. В 1943 г. во вре­мя оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.

В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новго­роде — Сварогом, Перуном и Велесом (в Велесовой книге — Дид, Дуб и Сноп).

В это время у древних славян очень распространен материн­ский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков — манизм.

Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который про­являлся в том, что у них не было четкого разграничения сфер че­ловеческого, природного и божественного.

У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводил­ся обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник

Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством.

Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чара­ми. Археологами было найдено древнеславянское святилище, от­носящееся ко II—IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, пред­назначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для дру­гих обрядов.

Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя ори­гинальная письменная система — узелковая письменность. Знака­ми служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.

На смену узелковой письменности пришло рисуночное пикто­графическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.

Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г.

С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир I принял христианство как единую государственную ре­лигию Руси.

C началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.

Важным культурным этапом на Руси было создание письмен­ности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирил­ла (827—869)и Мефодия (815—885).

Славянская письменность бы­ла основана на греческом письме. Существуют документы, подтверж­дающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в.

детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.

Первые литературные памятники, написанные восточносла­вянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Бо­рисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI—XII вв. выделились три основных литератур­ных жанра:

1) летописание— историческое произведение. Летописи де­лились на общерусские и местные;

2) житие(биографии);

3) слово— и торжественная речь, и военная повесть.

Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Основная идея «Повести временных лет», написанной мона­хом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., — единство Ру­си. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся кня­жеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Вла-димиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стре­мились обладать властью на Руси, вели постоянные войны.

К на­чалу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII—XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «поги­белью земли Русской».

Читайте также:  Характеристика внешней политики екатерины ii - история России

Но несмотря на сложный для Руси пе­риод, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрес­сивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI—XII вв. из­вестны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовно­го звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература.

Затруднял раз­витие литературы на Руси тот факт, что словесность существова­ла только в рамках рукописной традиции. До XV—XVI вв. про­должали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое по­ложение сохранялось до XIX в.

Вот почему из-за дороговизны ма­териала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI—XIII вв. получил название устава.

Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава — полуустав, он появился в XIV в.

Появление роскошных книг с киноварными буквами прихо­дится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература,которая считалась частью нацио­нальной словесности. В основном это были церковные произве­дения.

2. Оригинальная литература,написанная восточнославянски­ми авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, отно­сящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назида­тельный характер, поэтому их часто называли поучениями.

Наи­более известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», — это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством.

Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поуче­ния к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедни­ком и писателем Серапионом Владимирским.

Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, кото­рый требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия.

Ярким при­мером его служит написанное киевским митрополитом Илларио­ном «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г.

на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.

1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы.

2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкова­ние некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с зако­ном и благодатью.

3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.

В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, незави­симости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тро­пами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учи­лись писцы XII—XV вв.

XII в. — время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., — «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г.

москов­ский пожар на Разгуляе унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней.

Версии о недосто­верности этой копии предлагаются и по сей день.

Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величай­шим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета.

Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народ­ному плачу, заставляет читателя дышать учащенно.

Другая важ­ная особенность произведения — использование различных ме­тафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.

«Слово о полку Игореве» — уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на после­дующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.

Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и на­шествие Батыя. К 1238—1246 гг. относится создание «Слова о по-95

гибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В целом литература XII—XIII вв. представлена произведения­ми, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высо­кой нравственности, духовности, церковной прилежности.

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси — архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литера­туру, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосий и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Пе-черский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гне­ва Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь.

Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а мо­настырские жители могли заниматься вполне мирскими занятия­ми.

Вот почему именно монастыри долгое время оставались глав­ными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек — Десятинная церковь Успения Богородицыв Киеве.

Только археоло­гические раскопки позволили нам узнать, насколько величест­венное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастер­ства строителей — Софийский соборв Киеве.

Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Ру­си. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в.

его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками

(изображениями из цветных камней) и фресками(живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построе­ны Золотые воротав Киеве с Надвратной церковью Благовеще­ния, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор(1045—1050 гг.) в Новгороде.

Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославови­ча. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличаю­щийся внешней суровостью и отсутствием декора.

Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Черни­гове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архи­тектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Осо­бо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведен­ная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей го­ре, построенная жителями Лукиной улицы в 1185—1192 гг., ка­менный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить нахо­дящийся на высоком кремлевском холме детинец — внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.

Большую культурную ценность имеет зодчество Владимир­ской Руси. Оно относится к XII—XIII в. Одна из наиболее круп­ных построек — Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158—1160 гг.

Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образ­цом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всево­лоде Большое Гнездо в 1194—1197 гг.

во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых

этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриев­ский собор — это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.

Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы яв­ляется храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построе­нный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.

Читайте также:  Конфедерация как межгосударственный союз - история России

Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.

Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас до­шло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апо­столов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Мо­сковского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.

В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складывать­ся вокруг Москвы, поэтому период XIV—XVI вв. принято назы­вать Московской Русью.

Источник: https://megalektsii.ru/s2835t1.html

Книга История культуры: конспект лекций. Содержание — 2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Кино послевоенного периода – это прежде всего фильмы Жан Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберто Росселини, Луиса Бунюэля, Фредерико Феллини и др.

Первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны лидирует проблемное кино «новой волны». На смену ему приходит расцвет комедии. Появляются фантастические фильмы, мелодрамы, приключения, боевики и многие другие жанры. Огромную роль в киноискусстве играют США. Особое значение имеет Голливуд. Именно здесь до 50-х гг.

находилась основная часть американской кинопромышленности. В американском кино появляется новый национальный жанр – вестерн. Постепенно США становятся лидерами в киноискусстве. Здесь появляется наибольшее количество фильмов и кинозвезд.

Голливуд становится зачинателем американской эстетики и стандартов массовой культуры в США, влияние которой на весь остальной огромно.

Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах.

Например, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне.

Библейская версия происхождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день.

Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских племенах II–I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвященная Велесу – богу богатства у древних славян. В 1943 г. во время оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.

В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новгороде – Сварогом, Перуном и Белесом (в Велесовой книге – Дид, Дуб и Сноп).

В это время у древних славян очень распространен материнский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков – манизм.

Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который проявлялся в том, что у них не было четкого разграничения сфер человеческого, природного и божественного.

У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводился обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью).

В день летнего солнцестояния проводился праздник Ивана Купалы (божества солнца).

В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством.

Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чарами. Археологами было найдено древнеславянское святилище, относящееся ко II–IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, предназначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для других обрядов.

Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя оригинальная письменная система – узелковая письменность. Знаками служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.

На смену узелковой письменности пришло рисуночное пиктографическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.

Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г.

С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир /принял христианство как единую государственную религию Руси.

С началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.

Важным культурным этапом на Руси было создание письменности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885). Славянская письменность была основана на греческом письме. Существуют документы, подтверждающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.

Первые литературные памятники, написанные восточнославянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI–XII вв. выделились три основных литературных жанра:

1) летописание – историческое произведение. Летописи делились на общерусские и местные;

2) житие (биографии);

3) слово – и торжественная речь, и военная повесть.

Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны.

К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII–XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской».

Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI–XII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература.

Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До XV–XVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до XIX в.

Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI–XIII вв. получил название устава.

Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава – полуустав, он появился в XIV в.

Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения.

2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями.

Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», – это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством.

Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским.

Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

24

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/kulturologiya/book/istoriya-kulturyi-konspekt-lektsiy/content/2137585-2-kievskaya-rus-i-epoha-feodalnoy-razdroblennosti/

Культура Руси периода феодальной раздробленности

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями культуры 12 — 13 веков.

Задачи:

Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве; живописном творчестве; жанрами произведений русской литературы. Выявить особенности культуры удельного периода Руси. Продемонстрировать произведения зодчества и живописи, дать их описание.

Формировать умение описания памятника искусства; навыки работы с историческими источниками; умение устанавливать причинно — следственные связи, формулировать вывод.

Воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Оборудование: презентация с изображением храмов, икон 12 — 13 веков, музыкальный отрывок из оперы С. П. Бородина «Князь Игорь».

Основные понятия и термины: культура, зодчество, фреска, икона, летопись, поучение, слово.

Ход урока.

Повторение материала, подготовка к восприятию нового.

Звучит песня о родине.

Любите ли вы родину так, как люблю ее я? «Я люблю родину, я очень люблю родину…» — так писал поэт Сергей Есенин в 20 веке.

«О, светло — светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» — так сказал неизвестный автор 13 века. Так можем сказать и мы.

Но кроме нерукотворной красоты у нас есть и красота, созданная руками человеческими – талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с культурой Руси. Давайте вспомним, что такое культура?

Читайте также:  Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма 18 века - история России

Культура – это достижения человечества в различных областях: зодчестве, живописи, литературе и т. д.

Особенность изучаемого периода – феодальная раздробленность – период распада единого государства на множество уделов (удельная Русь).

Сравним два периода:

Древняя Русь Удельная Русь
Единое государствоСтолица – КиевКиевский князь – главный (великий) Множество уделовВ каждом княжестве – своя (Новгород, Владимир, Галич и Т. Д. )В каждом княжестве свой способ правления

Как это повлияло на культуру? Поразительно, но об этом периоде мы можем сказать два противоположных утверждения. (Проблемное задание) А какое из них верней, попробуем выяснить.

Она стала богаче:  она обеднела

Князья заботились о своих уделах  в результате набегов монголов

Новые города  разрушены города

Множество храмов разграблены храмы

Развитие литературы  исчезли многие достижения

Познакомимся с памятниками культуры 12 — 13 веков.

  1. Зодчество (архитектура) – искусство строить здания.

Вспомните, из какого материала создавались постройки? Что строили?

из дерева из камня

избы  терема

терема  кремли

церкви  храмы

кремли  ворота в город

какие храмы 9 — 11 веков вам уже известны? (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Они многоглавые (в Новгороде 5 куполов, в Киеве 13).

В 12 веке по всей Руси «прошагали русские однокупольные храмы — богатыри». Куб, а нем — возносился к небу купол в форме шлема или луковицы.

Новгородская земля Владимиро — Суздальское княжество
Церковь Святого Георгия (г. Ладога) Успенский собор (г. Владимир)
Церковь Спаса на горе Нередице (г. Новгород) Храм Покрова на Нерли (с. Боголюбово)
Дмитровский собор (г. Владимир)

Рельеф – выпуклое изображение на стене.

Сообщения детей и учителя. Ребята, мы учимся составлять описание памятников культуры, поэтому, познакомимся с памяткой.

Памятка описания памятника культуры.

Название памятника, дата и место построения, автор.

В честь какого события, исторического деятеля, святого создан?

Особенности памятника: внешний вид, украшения, смысл.

Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге.

В древней Ладоге на севере Новгородской земли была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.

В 12 веке в окрестностях Новгорода был построен памятник – церковь Спаса на Нередице. На Нередице, потому что горожане приглашали князей на жестких условиях и не позволяли им хозяйничать в городе.

Поэтому храм был построен не в ряду (так называли в Новгороде улицы), а за городом, за рядом. Церковь была построена всего за три месяца и время над ней не властно.

На стене храма даже сохранилось изображение князя Ярослава – отца Александра Невского.

Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро — Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчеркнутой пышностью и торжественностью.

В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу реки Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской.

В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени – 32 метра.

Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от палат после смерти любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота ее архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

Поэтесса Ирина Снегова посвятила храму Покрова на Нерли такие строки.

Свечой на ладони – на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущим реку в дугу.

Мерцает в излучине будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность или магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна.

Весь материал — смотрите архив.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/kultura-rusi-perioda-feodalnoy-razdroblennosti.html

Русская культура в период феодальной раздробленности

94 просмотров

Период феодальной раздробленности на Руси длился с первой половины XII до конца XV века. Один из летописцев записал в своей хронике под 1132 годом: «И раздрася вся Русская земля…

», когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. С этого времени некогда единое государство стало делиться на самостоятельные княжеские владения.

В середине XII века на Руси было 15 княжеств, а в XIV веке – примерно 250.

Внутри рассматриваемого периода существовал четкий рубеж – татарское нашествие 1237 – 1241 годов, после которого естественный ход русского исторического процесса был нарушен. В данной статье освещается только первая фаза феодальной раздробленности, которую нередко называют обобщенно «домонгольским периодом» истории Руси.

Говоря о феодальной раздробленности, необходимо иметь в виду, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной раздробленности. Общее религиозное сознание, традиции, единство церковной организации замедлили процесс обособления и создали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств.

Много неясности в определении причин, породивших феодальную раздробленность. Большинство ученых на первое место ставит экономические причины: господство натурального замкнутого хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинтересованности в развитии товарных отношений, развитие феодальной вотчины, играющей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства.

Ряд авторов связывает этот процесс с политическими, культурными и социально-психологическими факторами такими, как неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия («лестничное восхождение»), распри внутри правящей династии, сепаратизм и амбиции местной земельной знати.

Таким образом, в Киевской Руси в начале XII века существовали как объединяющие (внешняя опасность, культура, порядок наследования и т.д.), так и разъединяющие начала (экономическое развитие территорий, политические и социально-психологические факторы).

С оригинальным объяснением раздробленности Киевской державы выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции, она стала результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса.

Постепенно на Руси сформировалась новая политическая карта со многими политическими центрами. Местные князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или объезд владений.

При князе, как правило, существовала боярская «дума», состоявшая из родовитых бояр и духовенства. Этот совещательный орган не имел юридического статуса, его состав, созыв, вопросы для обсуждения полностью зависели от князя. Рекомендации думы были не обязательны, но чаще всего князья прислушивались к ним.

Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XVIвеке стали называть дворянством или «детьми боярскими».

Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» – княжеские земли во временное пользование.

Возможно, часть из них за особые заслуги получала земли в наследственное, вотчинное владение, переходя в разряд боярства.

Таким образом, соперником бояр и опорой князей в XII веке становятся служилые люди.

Важным элементом средневекового общества являлись города. Средневековый город был сложным и многообразным социальным организмом, который никак нельзя охарактеризовать какой-нибудь одной чертой. Город был крепостью, убежищем во времена опасности для окрестных смердов, он был как бы, по словам Б.А.

Рыбакова, коллективным замком крупных земельных магнатов округов во главе с самим князем. Он был административным центром княжества, местом суда и платежа, местом издания разных постановлений. Он был средоточием разнообразного ремесла: здесь производилось все, что было нужно для хозяйства или войны.

Он был также главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи и средоточием запасов и богатств.

В каждом княжестве, сообразно особенностям его исторического развития, складывалось свое соотношение сил, определялась специфика политического и экономического развития.

В конце XII – начале XIII вв.

на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал воздействие на развитие соседних земель и княжеств: для северо-восточной и западной, а также в некоторой степени и для северо-западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Источник: https://students-library.com/library/read/42502-russkaa-kultura-v-period-feodalnoj-razdroblennosti

Ссылка на основную публикацию