Культура России xviii века — история России

Культура России XVIII века. — презентация

1 Культура России XVIII века<\p>

2 «Век разума и просвещения» — так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. Введение<\p>

3 Условия<\p>

4 Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.<\p>

5 Просвещение<\p>

6 На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.<\p>

7 В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы. подготовка специалистов велась и через университеты Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.<\p>

8 Солдатские школы Солдатские школы общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).<\p>

9 Закрытые дворянские учебные заведения Закрытые дворянские учебные заведения — это частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.<\p>

10 Духовные семинарии и школы Их насчитывалось 66, в них обучалось человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.<\p>

11 Книгопечатание<\p>

12 В XVIII значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка.<\p>

13 Литература<\p>

14 В это время были очень популярными стихотворные произведения — оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира ( гг.). Поэт В.К.Тредиаковский ( гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения. Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков ( ), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.<\p>

15 Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина ( ). Основным жанром его произведений была ода. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно- реалистическому направлению в литературе. Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин ( гг.), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня» и др. Основное сочинение Карамзина — «История государства Российского».<\p>

16 Архитектура<\p>

17 Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. С политико-экономическим развитием страны новые требования предъявляются к гражданскому строительству.<\p>

18 Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.<\p>

19 В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость. На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство.<\p>

20 Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительство Санкт-Петербурга. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось его возведение, ставшего с1712 года новой столицей России. Размещение градоформирующих сооружений велось по указаниям самого Петра I. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Т.к. квалифицированный специалистов не хватало, то в 1710 году были приглашены: итальянцы, немцы, голландцы. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними.<\p>

21 Русское барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, Строгановский дворец, и в Петергофе, в Царском Селе (Екатерининский дворец,). Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё искусство Середины XVIII века.<\p>

22 В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.<\p>

23 Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года. Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).<\p>

24 В XVIII России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Дом Пашкова, ныне старое здание Библиотеки В.И.Ленина является до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге.<\p>

25 Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.<\p>

26 Изобразительное искусство<\p>

27 Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени — Андрей Матвеев и Иван Никитин — основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты XVIIIв. — А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский. В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины II.<\p>

28 В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов — Сумарокова, Фонвизина. Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа. Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В XVIII веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.<\p>

29 Музыка<\p>

30 В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы — авторы оперной, камерной музыки. Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки — военной, застольной, танцевальной. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.<\p>

31 Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей — менуэт, полонез, англез — прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.<\p>

32 Опера<\p>

33 Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский — автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.<\p>

34 Русская опера XVIII века — это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику. Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов- классиков.<\p>

35 Заключение<\p>

36 Восемнадцатый век в области культуры и быта России век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.<\p>

37 Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры. Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/171939

История России

А. Д. Кантемир. Гравюра Вагнера.

При Петре I началось бурное развитие национальной культуры, сочетавшееся с овладением передовой европейской культурой, Этот процесс продолжался и во второй четверти XVIII в. Центром научной мысли с 1725 г.

становится Академия наук. В ее работе принимали участие крупнейшие западноевропейские и русские ученые. Труды выдающегося ученого XVIII в. Л. Эйлера заложили основание современной аналитической механики.

Эйлер занимался также астрономией, общей математикой, теоретическими вопросами кораблестроения и кораблевождения. Важное значение в развитии математики и физиологии имели работы академика Д. Бернулли.

Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшей географические открытия XVII и начала XVIII в.

Результаты первой Камчатской экспедиции (1725—1730) не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, «есть ли соединение Камчатской земли с Америкой». В 1732 г. была отправлена вторая Камчатская экспедиция.

Экспедиции поручалось ответить не только на вопрос, соединена ли Азия с Америкой (что было выяснено Дежневым еще в 1648 г., но вскоре забыто), но и произвести комплексное изучение Сибири. Работа экспедиции длилась одиннадцать лет (до 1743 г.

); ее участники разбились на несколько отрядов, в составе которых были академики, студенты Академии, геодезисты и моряки.

Действуя в труднейших условиях, они нанесли очертания северных берегов Сибири на карту, произвели этнографическое изучение Камчатки и собрали многочисленные архивные материалы по истории Сибири. Имена С. Челюскина, открывшего северную оконечность Азии, Д. и X. Лаптевых, В. Прончищева и других, положивших на карту громадную территорию от Байкала до Анадыря, С. Крашенинникова, давшего замечательное «Описание земли Камчатки», являются гордостью русской науки.

Большой царскосельский лицей. Гравюра Нике по рисунку Леспинаса 80-х годов XVIII века

Главный научный подвиг экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г. В. Беринг, А. И. Чириков и их спутники первыми из европейцев увидели северо-западный район Америки, о котором они доставили достоверные сведения.

Значительных успехов достигла русская картография. В 1745 г. вышел Академический атлас. В связи с его опубликованием Эйлер отметил: «География Российская приведена гораздо в исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли».

Историческая наука второй четверти XVIII в. представлена трудами В.Н. Татищева (1686—1750). Его пятитомная «История Российская» доводит изложение событий до конца XVI в.

Этому труду предшествовала кропотливая работа по собиранию и изучению русских летописей и других источников.

Перу Татищева принадлежит и второй, незавершенный, труд — «Лексикон российский исторический, географический и политический», в котором собраны разнообразные сведения по истории, географии, этнографии России. Обе работы были опубликованы уже после смерти автора.

Большое значение для географической и исторической науки имели экспедиции в Сибирь, участник которых историк Г. Ф. Миллер открыл много ценных материалов, сохранившихся в сибирских архивах.

Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма, представленного в России произведениями А. Д. Кантемира, В. К.Тредиаковского, М. В. Ломоносова. А. П. Сумарокова.

Сатиры Кантемира обличали врагов науки, высмеивали невежество, взяточничество, ханжество. Кантемир подвергал острой критике представителей аристократии, у которых спесь сочеталась с глубоким невежеством и жестоким произволом по отношению к крепостным.

Острие сатир Кантемира было направлено против реальных исторических личностей — известного врага петровских реформ, епископа Ростовского — Г. Дашкова, против И. Долгорукого, фаворита Петра II, и др. В. Г.

Белинский назвал Кантемира «первым сподвижником Петра Великого на поприще литературы».

В. К. Тредиаковский (1703—1769) был первым русским ученым-филологом и писателем-профессионалом. Им написан учебник по теории поэзии—«Новый и краткий способ к сложению российских стихов», ряд критических и историко-филологических работ.

«Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны» (Пушкин). В этих сочинениях Тредиаковский пропагандировал более совершенное стихосложение.

Сам Тредиаковский, лишенный значительного поэтического таланта, не сумел в своем творчестве реализовать предлагаемые им
новшества. Эта задача оказалась под силу лишь Ломоносову. Значительное место в творчестве Тредиаковского занимали переводы.

Выполненный им перевод французского романа Поля Таллемана «Езда в остров любви» явился одним из первых печатных произведений с новой светской тематикой и возбудил, по словам переводчика, негодование ханжей.

В области архитектуры вторая четверть XVIII в. ознаменовалась высокими творческими достижениями. В этот период сооружались главным образом дворцовые и церковные здания.

Создаются грандиозные дворцы с роскошным декоративным оформлением, с парками, садами и скульптурными украшениями. Архитектор В. В. Растрелли построил для Бирона огромный дворец в Митаве (Елгаве).

Прекрасным памятником того времени является поражавший своим великолепием Большой царскосельский дворец.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xviii-vek/kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Культура России в 18 веке: этапы, основные тенденции и достижения

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы — Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии.

Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В.

Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка.

Он смело выступил против взглядов «норманистов» о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы «диком» состоянии древних славян.

XVIII  век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями  в области искусства. Изменились  его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения.

И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в  графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался  процесс «обмирщания» русской культуры.

В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей.

Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском  искусстве  нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы  средневекового  творчества в форме  монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России  своей школы  разных  художеств  появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные  учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли,  Ф. Фонтебассо и  др., которым многим обязана русская культура.

  В  1764 г. Академия  трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В  ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии  Россию на весь мир, это были и  архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники  А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры  XVIII века. Освоение  западноевропейских стилей  неизбежно протекает  ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти  русской архитектуре на протяжение века.

Сущность переходного времени выражалась состоянием  многостилья, когда  русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и  рококо.

Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре  и  градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки.

Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением  такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м.

В этот период  в Петербурге было налажено производство  как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился  каменным.

В  Петербурге  впервые  был  разработан регулярный план  застройки города и ставший  градообразующий его основой. 

Неоценимую  роль в этом  сыграли  великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной  архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф.

Растрелли, служившего при дворе  французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени  его талант проявился в создании таких шедевров как  Зимний дворец  (1754-1762 г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе  и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины  XVIII в.

и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель  раннего классицизма.

К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны  в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был  ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.).

К  известным его произведениям, где  с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить  здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.

Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора  Э.М Фальконе (1716-1791 гг.).

Созданная в России им  всего одна работа «Медный всадник» принесла  ему славу великого мастера.

Во второй половине  XVIII столетия  вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение  в других городах и усадьбах.

Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи  Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств.

В этот период  в России творили величайшие мастера своего дела – представители  отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит  И.Н.Никитин  (ок.  1680 – 1742) . И.Н.

Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных  и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский  (1757-1825 гг.

) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни  относятся портреты  Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева  и его жены.

Преобладающее место  в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного  можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени.

Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/538-kultura-rossii-v-18-veke-etapy-osnovnye-tendencii.html

Культура России в XVIII веке. История России. 10 класс. — Объяснение материала

В этот пе­ри­од на раз­ви­тие куль­ту­ры очень силь­но по­вли­я­ют и связи с за­па­дом. Имен­но со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века наше ис­кус­ство, наша куль­ту­ра на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся син­хрон­но, то есть те стили, ко­то­рые гос­под­ству­ют на за­па­де, будут и у нас.

Рос­сия во вре­ме­на ре­форм Петра Ве­ли­ко­го стала в об­ла­сти ис­кус­ства стра­ной ев­ро­пей­ской. С дру­гой сто­ро­ны, в общем и целом па­да­ет вли­я­ние церк­ви, и мы можем ска­зать, что вто­рая по­ло­ви­на XVIII века – это все-та­ки пе­ри­од свет­ско­го ис­кус­ства.

Раз­ви­ва­ют­ся об­ра­зо­ва­ние, наука и так далее, но вли­я­ние церк­ви осла­бе­ва­ет. Ко­неч­но, не надо за­бы­вать о таких фак­то­рах, как при­ро­да, земля, кли­мат и т.д., как мно­го­на­ци­о­наль­ность нашей куль­ту­ры, ко­то­рые до­бав­ля­ли свой ко­ло­рит в этот пе­ри­од.

И – яркие ис­то­ри­че­ские лич­но­сти. Среди ис­кус­ство­ве­дов есть такой тер­мин: Ели­за­ве­тин­ское Ба­рок­ко. Ве­се­лая им­пе­ра­три­ца, лю­бив­шая балы, пыш­ность и т.д.

, также лю­би­ла пре­крас­ную, пыш­ную, ве­се­лую ар­хи­тек­ту­ру, ве­се­лую жи­во­пись, и имен­но Ели­за­ве­те мы обя­за­ны во мно­гом по­яв­ле­нию этих пре­крас­ных двор­цов, зда­ний и т.д.

Бук­валь­но пару слов об об­ра­зо­ва­нии. Можно ска­зать, что в этот пе­ри­од свет­ское об­ра­зо­ва­ние де­ла­ет ка­че­ствен­ный шаг впе­ред. Од­на­ко об­ра­зо­ва­ние не ли­ше­но всех тех черт, ко­то­ры­ми щедро на­де­ле­на рус­ская жизнь XVIII века. Во-пер­вых, это со­слов­ность.

Четко надо по­ни­мать, что для куп­цов со­зда­ва­лись свои школы, для свя­щен­ни­ков – свои се­ми­на­рии; дво­рян­ство учи­лось или дома (что было до­ста­точ­но по­пу­ляр­но в XVIII веке), или в ка­дет­ских или шля­хет­ских кор­пу­сах; для де­ву­шек-дво­ря­нок был со­здан зна­ме­ни­тый Смоль­ный ин­сти­тут.

Кроме того, нель­зя прой­ти мимо уни­вер­си­те­та – мас­штаб­ней­ше­го со­бы­тия рус­ской куль­ту­ры, без ко­то­ро­го вто­рая по­ло­ви­на XVIII века будет непол­ной.

С дру­гой сто­ро­ны, два че­ло­ве­ка из ты­ся­чи были гра­мот­ны­ми. Про­цент, мягко го­во­ря, не ев­ро­пей­ский. В Ев­ро­пе тоже да­ле­ко не все еще были гра­мот­ны­ми, но та­ко­го чу­до­вищ­но­го уров­ня негра­мот­но­сти не было нигде. Здесь нам было еще до­го­нять и до­го­нять.

Раз­ви­ва­ет­ся в этот пе­ри­од наука. Ко­неч­но же, необ­хо­ди­мо было в первую оче­редь осва­и­вать, опи­сы­вать и т. д., со­зда­вать карты и ат­ла­сы им­пе­рии. Здесь вы­де­лим Ки­рил­ло­ва – его атлас Рос­сии был одним из луч­ших в мире на тот пе­ри­од.

Экс­пе­ди­ции зна­ме­ни­тые, из­вест­ные – не будем на них по­дроб­но оста­нав­ли­вать­ся, да­вай­те про­сто вспом­ним.

Витус Бе­ринг – про­лив между Евра­зи­ей и Аме­ри­кой, Море Лап­те­вых – бра­тья Лап­те­вы – это все ис­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рые сде­ла­ли столь много для опи­са­ния нашей Ро­ди­ны, для того, чтобы мы лучше ее знали.

В то же время в XVIII веке раз­ви­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ская наука. На­сто­я­щая ис­то­ри­че­ская наука раз­ви­ва­ет­ся здесь и сей­час – в XVIII веке. Ло­мо­но­сов, Та­ти­щев – рус­ские ис­то­ри­ки, плюс ино­стран­цы.

Пом­ни­те зна­ме­ни­тую нор­манн­скую тео­рию? Байер, Мил­лер, Шле­цер и т.д.

В XVIII веке в Рос­сии ра­бо­та­ло много уче­ных, на­зо­вем вы­да­ю­щих­ся ма­те­ма­ти­ков Эй­ле­ра, Бер­нул­ли – эти люди, ко­неч­но же, тоже по­мо­га­ли раз­ви­тию науки в Рос­сии.

В то же время рус­ские са­мо­уч­ки, ме­ха­ни­ки, изоб­ре­та­те­ли: Пол­зу­нов, Ку­ли­бин, Че­ре­па­но­вы – тоже очень из­вест­ные люди.

К со­жа­ле­нию, их изоб­ре­те­ния, их твор­че­ство, ко­то­рое в дру­гое время могло быть вос­тре­бо­ва­но, ока­за­лось за­дав­ле­но тол­щей этих фе­о­даль­ных от­но­ше­ний, и, несмот­ря на то, что тот же Ку­ли­бин был и при дворе, он так и не смог ре­а­ли­зо­вать ни свой од­но­ароч­ный мост через Неву, ни ка­кие-ли­бо дру­гие про­ек­ты.

В этот пе­ри­од раз­ви­ва­ет­ся об­ще­ствен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­ра.

Можно ска­зать, что это еще не та ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая при­не­сет нашей Ро­дине славу, но тем не менее: Фон­ви­зин, Дер­жа­вин, Тре­ди­а­ков­ский, чуть ранее – Кан­те­мир, Ло­мо­но­сов, Кры­лов на­чи­на­ет свое твор­че­ство.

Все эти люди со­зда­ли базу для того, чтобы уже в сле­ду­ю­щую эпоху, в пер­вой по­ло­вине XIX века на­сту­пил зо­ло­той век рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Без Дер­жа­ви­на, Ло­мо­но­со­ва, Тре­ди­а­ков­ско­го и т.д. ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры не было бы.

На­ко­нец – пуб­ли­ци­сти­ка. Но­ви­ков, ко­то­рый по­ле­ми­зи­ро­вал с Ека­те­ри­ной, эта по­ле­ми­ка, в конце кон­цов, до­ро­го ему обо­шлась: после на­ча­ла Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции Ека­те­ри­на Ве­ли­кая пре­кра­ти­ла игры в ли­бе­ра­лизм, в про­све­ще­ние, Но­ви­ков от­пра­вит­ся в кре­пость. В 90-е годы будет со­слан Ра­ди­щев.

Его книга «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» по­тряс­ла. И то, что уже об­суж­да­лись ка­кие-то во­про­сы, – во­про­сы за­ко­но­да­тель­ства, во­про­сы кре­пост­но­го права – го­во­рит о раз­ви­тии рус­ской об­ще­ствен­ной мысли. Она все-та­ки не спала, она все-та­ки раз­ви­ва­лась.

Она не бо­я­лась, хотя, ко­неч­но же, для но­си­те­лей идей ни­че­го хо­ро­ше­го не про­изо­шло.

Два ос­нов­ных стиля гос­под­ству­ют в рус­ском ис­кус­стве во вто­рой по­ло­вине XVIII века. Это клас­си­цизм – ан­тич­ная тра­ди­ция, чет­кость форм, пра­виль­ность гео­мет­рич­ность, впи­сан­ность в окру­жа­ю­щую среду. Че­ло­век кра­си­вый тро­я­ко: фи­зи­че­ски, ум­ствен­но, нрав­ствен­но.

Гар­мо­нич­но раз­ви­тый че­ло­век – это идеал клас­си­циз­ма. И немно­го дру­гой идеал – идеал Ба­рок­ко. Дво­рец царя по­стро­ил Рас­трел­ли – изя­ще­ство, пыш­ность, бо­гат­ство. Кра­со­та ви­дит­ся в де­та­лях, в оби­лии укра­ше­ний и – асим­мет­рия.

Один из пе­ре­во­дов «Ба­рок­ко» – жем­чу­жи­на непра­виль­ной формы.

Вот эта асим­мет­рия, эта непра­виль­ность и, об­ра­ти­те вни­ма­ние: то, чего в Ев­ро­пе не было, – рус­ское мно­го­цве­тие: и зо­ло­то, и би­рю­за, и белый, и крас­ный цвет, и дру­гие цвета – все это рус­ское ба­рок­ко, ко­то­рое себя про­яви­ло и в скульп­ту­ре, и в жи­во­пи­си, но боль­ше всего, ко­неч­но же, в ар­хи­тек­ту­ре.

Да­вай­те немно­го по­го­во­рим об ар­хи­тек­ту­ре. Несколь­ко ге­ни­аль­ных рос­сий­ских ар­хи­тек­то­ров тво­рят в этот пе­ри­од. Па­мят­ни­ков очень много. Го­во­рить до­ста­точ­но труд­но, тем более что в конце века по­явит­ся еще один стиль – ро­ман­тизм.

О нем мы обя­за­тель­но по­го­во­рим, но немно­го позже, когда будем го­во­рить про Павла I и про ис­кус­ство XIX века – имен­но тогда он ста­нет более за­мет­ным. А пока – клас­си­цизм и ба­рок­ко. Опять же – зна­ме­ни­тая ци­та­та из Ма­я­ков­ско­го: «Дво­рец царям по­стро­ил Рас­трел­ли.

Цари уми­ра­ли, рож­да­лись, ста­ре­ли…» Он по­стро­ил не один дво­рец – он по­стро­ил очень много. Рас­трел­ли – зна­ме­ни­тый ле­ген­дар­ный рос­сий­ский ар­хи­тек­тор. Зим­ний дво­рец (там, где сей­час Эр­ми­таж) – это огром­ный ком­плекс на бе­ре­гу Невы.

Ека­те­ри­нин­ский дво­рец Цар­ско­го Села, Смоль­ный собор в Пе­тер­бур­ге, Ан­дре­ев­ская цер­ковь в Киеве и мно­же­ство дру­гих раз­ных про­ек­тов. В Ме­та­ве он стро­ил еще для Бе­ро­на – много чего стро­ил Рас­трел­ли. Пет­ро­дво­рец. Это все по­стро­е­но им. Двор­цы, бле­стя­щая са­до­во-пар­ко­вая ар­хи­тек­ту­ра – это он.

Кроме этого, в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся и дру­гие по­строй­ки. В целом Питер ско­рее клас­си­че­ский.

Ста­ров стро­ит Та­ври­че­ский дво­рец, можем ска­зать, что имен­но в этот пе­ри­од Ква­рен­ги стро­ит зда­ние Ака­де­мии наук, в это время в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся зна­ме­ни­тые ре­шет­ки – Нева и дру­гие пи­тер­ские реки оде­ва­ют­ся в гра­нит. Тот Питер, ко­то­рым мы се­год­ня вос­хи­ща­ем­ся, тоже по­яв­ля­ет­ся во вто­рой по­ло­вине XVIII века.

Конец же века – это уже Брен­но, это уже Павел I, ко­то­рый соб­ствен­но­руч­но раз­ра­бо­тал план Ми­хай­лов­ско­го замка, замка в стиле ро­ман­тизм, в ко­то­ром, соб­ствен­но, его и убьют в марте 1801 года. Замок окру­жен рвом, дуб­ра­вой, что ти­пич­но для ро­ман­тиз­ма.

Москва ста­но­вит­ся го­раз­до более кра­си­вой: в ней тоже ра­бо­та­ет несколь­ко бли­ста­тель­ных ар­хи­тек­то­ров. Со­зда­вал школу Ухтом­ский. Пусть не так много всего он по­стро­ил, но, на­при­мер, его зна­ме­ни­тая ко­ло­коль­ня в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавре. Имен­но он вос­пи­тал зна­ме­ни­тых рус­ских ар­хи­тек­то­ров Ка­за­ко­ва и Ба­же­но­ва.

Ка­за­ков – это зда­ние се­на­та в Крем­ле, это зда­ние Дво­рян­ско­го Со­бра­ния, сей­час это – Ко­лон­ный зал Дома Со­ю­зов. Ка­за­ков – это ны­неш­няя Ака­де­мия Жу­ков­ско­го, за­тей­ли­вая, при­чуд­ли­вая, с эле­мен­та­ми ба­рок­ко и ро­ман­тиз­ма. Ка­за­ков – это Пер­вая град­ская боль­ни­ца, Го­ли­цын­ская боль­ни­ца, боль­ни­ца для бед­ных. Все это в стиле клас­си­циз­ма.

Ба­же­нов. Дом Паш­ко­ва, Ца­ри­цы­но. Еще один ге­ни­аль­ный ар­хи­тек­тор, чьи про­ек­ты были, на­вер­ное, слиш­ком мас­штаб­ны­ми. Денег не хва­та­ло – Ца­ри­цы­но так и остал­ся недо­стро­ен­ным, до­стро­и­ли его со­всем недав­но.

Много спо­ров: так – не так, пра­виль­но – непра­виль­но, од­на­ко мы сей­час можем до­ста­точ­но хо­ро­шо по­нять, что же хотел ар­хи­тек­тор во­пло­тить здесь, в Москве. Ну и, ко­неч­но же, дво­рян­ские усадь­бы.

Мно­го­чис­лен­ные дво­рян­ские усадь­бы: Кус­ко­во, Остан­ки­но и т.д.

Раз­ви­ва­ет­ся рус­ская жи­во­пись, раз­ви­ва­ет­ся рус­ская скульп­ту­ра, и по­смот­ри­те, какие раз­ные стили. Возь­мем два порт­ре­та. Один из них – это зна­ме­ни­тый порт­рет Ека­те­ри­ны II – вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник Ле­виц­кий.

Там все пра­виль­но, там она – иде­аль­ная пра­ви­тель­ни­ца, кра­си­вая внешне, умная, во­ле­вая, ре­ши­тель­ная, она у ног ста­туи бо­ги­ни пра­во­су­дия. Вто­рой порт­рет ра­бо­ты дру­го­го ве­ли­ко­го рус­ско­го порт­ре­ти­ста Бо­ро­ви­ков­ско­го – лег­кий, очень кра­си­вый и ду­шев­ный порт­рет Ло­пу­хи­ной.

Порт­рет – это, по­жа­луй, глав­ный жанр рус­ской жи­во­пи­си вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века. По­смот­ри­те, какие раз­ные порт­ре­ты. С одной сто­ро­ны, па­рад­ный, и ду­шев­ный, с эле­мен­та­ми ро­ман­тиз­ма, пе­ре­да­ю­щий огром­ные чув­ства – с дру­гой.

Кста­ти, тот же Бо­ро­ви­ков­ский со­здал и дру­гой порт­рет Ека­те­ри­ны, где она гру­стит на фоне мо­ги­лы По­тем­ки­на после его смер­ти, смер­ти сво­е­го лю­би­мо­го фа­во­ри­та. На­сколь­ко это все раз­ное! До­бавь­те сюда Ар­гу­но­ва, до­бавь­те сюда Ро­ко­то­ва, до­бавь­те сюда дру­гих за­ме­ча­тель­ных рус­ских порт­ре­ти­стов.

По­яв­ля­ют­ся, может быть, не столь из­вест­ные, но не менее ка­че­ствен­ные ра­бо­ты. На­при­мер, Ло­сен­ко тво­рил в жанре ис­то­ри­че­ской жи­во­пи­си – до Ло­сен­ко у нас этого жанра не было. Это фак­ти­че­ски пер­вый рус­ский ху­дож­ник, ко­то­рый учил­ся в Ита­лии. Пусть он не до­стиг славы Ле­виц­ко­го или Бо­ро­ви­ков­ско­го, но за­бы­вать его мы не долж­ны.

И на­ко­нец – рус­ская скульп­ту­ра. Возь­мем зна­ме­ни­тый скульп­тур­ный порт­рет Павла I. Федот (Федор) Ива­но­вич Шубин – ве­ли­кий рус­ский скуль­птор-ре­а­лист. Глядя на бюст Павла I, мы очень мно­гое можем ска­зать об этом че­ло­ве­ке. Это – ре­а­лизм.

С дру­гой сто­ро­ны – Коз­лов­ский, его мо­ну­мен­таль­ная ста­туя Сам­со­на, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Пе­тер­го­фе, в Пет­ро­двор­це – «Сам­сон, раз­ры­ва­ю­щий пасть льва», струя бьет на 16 мет­ров вверх. Мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра. Ну и тре­тий па­мят­ник, ко­то­рый ни в коем слу­чае нель­зя за­бы­вать, – это, ко­неч­но же, Мед­ный Всад­ник.

Имен­но тогда Фаль­коне по за­ка­зу Ека­те­ри­ны II со­тво­рил ста­тую, ко­то­рая стала сим­во­лом Пе­тер­бур­га и во­об­ще одним из сим­во­лов Рос­сии.

Раз­ви­ва­ют­ся не толь­ко скульп­ту­ра, ар­хи­тек­ту­ра и жи­во­пись – в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся пер­вый круп­ный рус­ский театр. В Яро­слав­ле его со­здал Федор Вол­ков. Потом труп­па пе­ре­едет в Пе­тер­бург, но театр раз­ви­ва­ет­ся тоже.

Вто­рая по­ло­ви­на XVIII века. Это пе­ри­од, когда рус­ские ар­хи­тек­то­ры, жи­во­пис­цы, скуль­пто­ры, ма­сте­ра сцены, поэты, пи­са­те­ли, об­ще­ствен­ные де­я­те­ли со­зда­ли столь­ко ше­дев­ров, столь­ко пре­крас­ных про­из­ве­де­ний, что можно од­но­знач­но ска­зать – это бли­ста­тель­ная эпоха, и ше­дев­ра­ми ее мы долж­ны гор­дить­ся. Гор­дить­ся долго, может быть, все­гда.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4335/lesson/14402/unit/35018

Ссылка на основную публикацию