Культура народов поволжья — история России

Презентация по истории на тему «Народы Поволжья. Русские»

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории на тему «Народы Поволжья. Русские»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Народы Поволжья. Русские. Выполнила: Якушева Ольга Александровна студентка II курса гр.14 ТВ-1 ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж Руководитель: Табакова Людмила Валентиновна 

2 слайд Описание слайда:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА История русского народа изначально вершилась на обширных географических просторах. Древнерусское государство, возникнув в IХ в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. 

3 слайд Описание слайда:

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Восточные славяне, жители Древнерусского государства, являются предками русского, украинского и белорусского народов. 

4 слайд Описание слайда:

ВХОЖДЕНИЕ ПОВОЛЖЬЯ В СОСТАВ РОССИИ Поволжье вошло в состав России при Иване IV в 16 в. Местное население – чуваши, татары, мордва. С приходом русских в Поволжье стали строиться новые города, развивались ремёсла, торговля. 

5 слайд Описание слайда:

Историческая справка Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км. вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. 

6 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА ЗЕМЛЕДЕЛИЕ 

7 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА РЕМЕСЛО 

8 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА ТОРГОВЛЯ 

9 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА В основу занятий русского народа входила роспись по дереву 

10 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО 

11 слайд Описание слайда:

ЗАНЯТИЯ РУССКОГО НАРОДА ИКОНОПИСЬ 

12 слайд Описание слайда:

ТАК ЖЕ ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ВАЛЕНОК, ЛАПТЕЙ 

13 слайд Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА 

14 слайд Описание слайда:

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ В состав мужского костюма входила туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась. 

15 слайд Описание слайда:

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Сарафаны – традиционная женская одежда 

16 слайд Описание слайда:

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе 

17 слайд Описание слайда:

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА русское народное танцевальное искусство Русский народный танец делится на хороводы, пляски и переплясы, кадрили (польку). 

18 слайд Описание слайда:

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА русское народное танцевальное искусство ПЛЯСКИ ХОРОВОД 

19 слайд Описание слайда:

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЫЛИНЫ СКАЗКИ 

20 слайд Описание слайда:

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА ЖИВОПИСЬ 

21 слайд Описание слайда:

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА Русская Православная Церковь 

22 слайд Описание слайда:

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ БЛИНЫ ПИРОГИ 

23 слайд Описание слайда:

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ПРЯНИКИ СУШКИ 

24 слайд Описание слайда:

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ РУССКИЕ ЩИ ПЕЛЬМЕНИ 

25 слайд Описание слайда:

РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА УХА ОКРОШКА 

26 слайд Описание слайда:

СИМВОЛЫ РУССКОГО НАРОДА матрёшка балалайка 

27 слайд Описание слайда:

СИМВОЛЫ РУССКОГО НАРОДА Русская гармонь Тульский пряник 

28 слайд Описание слайда:

СИМВОЛЫ РУССКОГО НАРОДА Русский самовар Русская печка 

29 слайд Описание слайда:

СИМВОЛЫ РУССКОГО НАРОДА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ 

30 слайд Описание слайда:

Я себя не мыслю без России, Без родной земли, где всё моё, Где легла мне на сердце впервые Песня колыбельная её… Лисянский М.

31 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание 

Краткое описание документа:

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-na-temu-narodi-povolzhya-russkie-1112551.html

Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году  объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике  Татарстан.

Культура — это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры.

Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.

ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Обычаи и традиции народов Поволжья

Традиционная кухня

Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки Национальная музыка. Национальные танцы

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Праздники народов Поволжья Государственная символика народов Поволжья

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае

  • башкиры
  • марийцы
  • мордва
  • поволжские татары
  • русские (Поволжье)
  • удмурты
  • чуваши

Информационные источники

Источник: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm

Из рук в руки: длинная история Поволжья

    Поволжский регион сейчас играет важную роль в экономическом и политическом развитии России, но так было не всегда. В IX веке именно отсюда исходила главная угроза становлению Руси, в XVI столетии здесь находилось враждебное Казанское ханство, а в XVIII горело восстание Пугачёва, грозившее гражданской войной. В этой статье мы ознакомимся с длинной и интересной историей Поволжья.

                Как часто мы интересуемся малой родиной – своим краем? Пожалуй, нечасто. Я, как и многие, скучала в школе на уроках краеведения. И только сейчас, по прошествии стольких лет, я по-настоящему заинтересовалась своим родным краем. Я родилась и живу в Нижнем Поволжье, и теперь решила ознакомиться с его историей. И тем, что я нашла в Интернете, атласах и краеведческом музее, поделюсь с вами в этой статье.

    Основные сведения

    Поволжьем считается все земли вокруг Волги. Левый берег великой реки иногда называют Заволжьем. Все эти земли делятся на Верхнее (от истока до Оки), Среднее (от Суры до Самарской Луки) и Нижнее (от Камы и до Каспия) Поволжье.     Не следует путать Поволжье с Поволжским федеральным округом – первое понятие носит географический и исторический характер, а второе административное.       Жители Поволжского региона называются волжанами: волжАнин и волжАнка (реже – вОлженка).

Древность и Средние Века

                На Волге первые люди появились в эпоху палеолита. Это были представители европеидной расы и принадлежали они к хвалынской, ямной и полтавкинской культурам. А вот с 4 века до н. э. здесь появляются сарматы. Они дали великой реке название Ра, и оставались на её берегах целое тысячелетие – до 4 столетия н. э.

    С 7 века их место заняли тюрко-язычные племена, пришёдшие с Приазовья. Они ассимилировались с сарматами, но продвинулись не дальше Среднего Поволжья.     В середине 8 столетия Волжские земли стали заселять другие кочевые народы. Были найдены следы пребывания славянских, финоугорских, угорских и тюркских племён.

В это время появляются городища и города кушнаренковской культуры.     Конец 9–начало 10 веков – время формирования Волжской Булгарии, раннефеодального государства на Средней Волге. Здесь вместе жили все вышеперечисленные народы. Появился Муромский городок – центр ремёсел и торговли с внешними соседями. Это было первое независимое государство Поволжья.

    В 11 веке земли Нижней Волги назывались Половецкой степью или Дешт-и-Кипчак. Это образование трудно назвать государством, скорее оно было историческим и географическим регионом, населённым кочевниками единой этнополитической общности. Они постоянно тревожили Русь кратковременными набегами.

Но история Булгарии и Половецкой степи была недолгой – в первой половине 13 века они пали под натиском монголо-татар и перешли к Улусу Джучи.

    Во время господства Золотой Орды Поволжье было разорёно. На левом берегу Волги захватчики основали несколько поселений, куда сгоняли подневольные народы. Названия монгольского происхождения остались до сих пор. Это топонимы Аманай, Толкай, Кутулук.

    После ухода монголо-татар Поволжье оставалось малозаселённым и неисследованным регионом. Лишь на Средней Волге в первой половине 15 века образовалось Казанское ханство – сильное феодальное государство. Оно имело сложные политические и экономические отношения с Московским княжеством.
                    В 1552 году московский царь Иван Грозный захватил Казань. После этого Поволжье стало постепенно входить в состав России.     С середины 16 века сюда начали проникать беглые крестьяне из России. Они принесли с собой свои традиции, способы земледелия и ремесла. С этого момента начало складываться волжское казачество. Наряду с этим шло правительственное освоение земель: в 1586 году была основана Самарская военная крепость, как перевалочный пункт в торговле со Средней Азией.     В середине 17 столетия распалось Сибирское ханство, и к России присоединилась Башкирия. Этот факт, а также рост населения способствовали тому, что уже в конце этого века сотни смельчаков устремились отсюда на восток – осваивать неизведанные земли Урала.     18 век принёс России расширение своих владений в Поволжье. Калмыки и башкиры уступали свои пастбища русским переселенцам под пашни и сенокосы. Освоение шло так быстро, что к 19 веку были освоены все Поволжские земли. Малозаселёнными остались лишь южные и юго-восточные окраины.

Читайте также:  Война царизма с польшей - история России

    Поволжье жило главным образом за счёт сельского хозяйства, особенно земледелия. Это позволило региону стать житницей России. Но жестокие условия крепостного права подтолкнули крестьян и рабочих присоединиться к восстанию Пугачёва в 1773 году. Крестьянская война длилась тут до конца 1774-го.

              19 век стал временем политического, экономического и культурного подъёма. В 1851 году царским указом была образована Самарская губерния, после отмены крепостного права начинается промышленное развитие региона, строятся железные дороги, Волга превращается в речную магистраль, а Самара в крупный центр торговли с Сибирью и Средней Азией.
    В начале 20-го века здесь возникают пищевая, текстильная, химическая отрасли промышленности, металлургия и деревообработка – Поволжье становится одним из важнейших экономических регионов России. Во время революции большинство населения губернии поддерживало большевиков, и советская власть пришла сюда относительно мирно. Вторая Мировая война по-разному отразилась на развитии городов Волги: сильно пострадал Сталинград, но другие города, к которым линия фронта не приближалась, получили новый толчок – благодаря эвакуированным предприятиям из западных районов.     С послевоенного времени и до сих пор Поволжье остаётся важнейшим экономическим регионом России.     Таким образом, Поволжье не раз переходило из рук в руки. Оно входило в состав Волжской Булгарии и Половецкой степи, Улуса Джучи и Золотой Орды, Московского княжества, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. История моей малой родины длинна и интересна, и я горжусь тем, что знаю её. Надеюсь, мой пример кого-нибудь вдохновит на изучение своей малой родины.

Традиции → Русская изба

История → Древние славяне на берегах Москвы-реки

Ремесла → Традиции и современность русского деревянного зодчества

Этот день в истории → 20 мая — День Волги

Музыка → Народные песни средней полосы России и Поволжья (2009)

Рейтинг

последние 5

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/iz-ruk-v-ruki-dlinnaja-istorija-povolzhja.html

Из истории народов Поволжья

ПодробностиСоздано 13.08.2013 14:02

Русские, татары, чуваши, мордва

Русские

 Русские — самая многочисленная группа населения города Ульяновска. Русские — представители славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Заселение симбирской полосы из различных регионов происходило не одновременно, причем поселенцы прибывали из различных регионов Русского государства, преимущественно с верховьев Волги и центральных районов.

Ранее всего (в первой половине XVII века) оказались заселенными крайние северо-западные земли Симбирского Поволжья вдоль оборонительных черт.

Остальные земли были освоены во второй половине XVII века и в XVIII веке. В заселении принимали участие «служилые люди» московского правительства, монастыри, крестьяне и др.

Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.

Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья.

Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.

В свою очередь, славянская культура оказала на жизнь нерусских народов Симбирского края. Русские принесли более передовые методы ведения хозяйства – систему трёхполья, более совершенные земледельческие орудия (соха русского типа) и приспособления для сушки снопов – срубный овин.

По вероисповеданию русские были православными христианами. Широко ими отмечались древние праздники: святки, масленица, семик-Троица.

Народное изобразительное искусство представлено резьбой, росписью, вышивкой, тканьем, плетением кружев. Характерная черта русского изобразительного искусства – орнаментальность.

Один из древнейших видов орнамента – геометрический. Наиболее частые мотивы – ромб, розетка, круг. В этих узорах много общего с орнаментом нерусских народов Среднего Поволжья.

Разнообразным было устное народное творчество.

В русский женский комплекс одежды входили холстовая рубашка, она ещё называлась «рукава» и сарафан. В бедных семьях будничные сарафаны шили из крашеного холста, праздничные – из китайки (плотная хлопчатобумажная ткань синего цвета). В богатых семьях праздничные сарафаны шили из шёлка, плиса и бархата. Сарафаны носили обязательно подпоясанные.

В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. Поверх сарафана одевали душегрейку – «епанечки».

Они повторяли форму сарафана, только значительно короче его. В Симбирской губернии бытовала ещё одна форма женской безрукавной одежды – корсетка. Её одевали поверх сарафана и рукавов. Корсетка – это жилетка со сборками, без рукавов. Носили её преимущественно в Радищевском районе. Этот вид одежды заимствован от украинцев и южных великорусов.

В качестве праздничных женских головных уборов отмечены разнообразные кокошники. Их носили замужние женщины до рождения первого ребёнка. Наиболее распространённым был кокошник с закруглённым верхом, имеющий вид полумесяца. Для орнамента использовали бисер, фольгу, стекло, перламутр и речной жемчуг. В орнаменте использовали изображения птиц, растительные мотивы.

Кокошник, как правило, передавался от матери к дочери. Дополнением к русскому женскому костюму были распространены стеклянные красные круглые бусы, «янтарь», бисер.

Татары

Татары — представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.

), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские.

В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.

Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя «боргарлы», «казанлы» или «мослеман» (мусульмане). Лишь в XX столетии слово «татары» окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари.

Несмотря на диалектальные и территориальные различия, татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальный духом, традициями и обрядами.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки – кабартма.

Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса (перемяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, эчпочмак, губадия, катыклы салма, чакчак.

Лакомством считается вяленный гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык, сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан).

Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.

На территории города Ульяновска проживают татары, исповедующие Ислам.

Первый мусульманский молитвенный дом в Симбирске был построен в 1853 году на средства купца К.А. Акчурина. На улице Лосевой (ныне ул. Федерации). Спустя десятилетие после пожара 1864 года на средства Т.К. Акчурина была построена мечеть.

Мусульмане города Ульяновска продолжают поддерживать и развивать лучшие традиции ислама. Это выражается и проявляется в различных сторонах жизни, начиная от воспитания детей, уважительного отношения к старшим до проведения ярких национальных праздников.

При этом важнейшим стрежнем их мировоззрения остается уважение к другим религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши — представители тюркской группы алтайской языковой семьи. Само название народа «чуваш», производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев.

Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии.

В то же время, тюркоязычные племена сувазов, поселившись в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые).

Анатри больше сохранили черт традиционной культуры и антропологический тип своих тюркоязычных предков и по культурным особенностям имеют значительное сходство с татарами. В культуре же вирьялов проявились черты финно-угорских предков — «горных» марийцев.

До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.

В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена. Языческая вера в чистом виде перестала существовать, и все же двоеверие оставалось. Крестились и венчались в церкви, но языческие древние имена носились рядом с христианскими.

Прикладное искусство у чувашей представлено резьбой по дереву, вышивкой, тканьём. Чувашская вышивка отличалась разнообразием швов, декоративностью, богатством узоров.

Развито было и устное творчество. Популярными являлись лирические, трудовые, обрядовые песни, широко распространено хоровое пение. Старинными музыкальными инструментами были дуда, волынка, гусли.

Читайте также:  Эпоха александра i - эпоха конституционных иллюзий - история России

Большую роль в подъёме и развитии культуры, в образовании чувашей сыграла Симбирская чувашская школа, организованная в 1868 году просветителем чувашского народа И.Я.Яковлевым при активном содействии и поддержке И. Н. Ульянова.

В 1870 году, благодаря И.Я. Яковлеву, появилась чувашская письменность на основе русской графики, стали создаваться учебники для чувашских школ, появилась литература на родном языке.

Мордва

Мордовские племена — автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва — эрзя.

По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.

Преобладающим типом семьи у мордвы, как и у других народов Ульяновского Поволжья, со второй половины XIX века была малая патриархальная семья. Но сохранялись и большие, неразделённые семьи по 20 и более человек. Во главе крестьянских семей стоял отец – «большак», пользующийся неограниченными полномочиями и властью.

Основное традиционное занятие мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.

Традиционное жилище — двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда — с западным вариантом южнорусской.

Основа традиционного женского костюма мордвы — рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха, сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу.

Верхняя распашная одежда — типа халата из белого холста (эрзя — руця, мокша — мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда — род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.

Специфическое нагрудное украшение — застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами.

Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь — лапти (мокша — карьхть; эрзя — карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.

Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать.

Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком — щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки — пуре (из мёда), брага (поза), квас.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченными к ним кушаньями. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия.

Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.

К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах — праздник традиционной мордовской кухни.

Верующие мордва — православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. — только женщины, в третьих — те и другие вместе.

Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи — инятят и иньбабат (от ине — великий, великая, атя — старик, баба — бабушка). При произнесении молитв обращались на восток.

Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки «язычества», часть из которых синкретизировалась с православием.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

Источник: http://lib17.mukcbs.org/ulyanovsk-mnogonatsionalnyj/195-iz-istorii-narodov

Чуваши. Часть 1: Поволжские потомки Аттилы

Чуваши всегда оказывались на перекрестке народов и цивилизаций. Это сформировало их культуру, но не раз приводило на край гибели. Определяло дружбу с соседями и, вместе с тем, вражду. Побудило создать государство, чтобы затем многократно воссоздавать его из пепла. Судьба этого народа трудна. Равно как путь самой России и других её этносов.

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», – в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа.

Занимательный квест: болгаро-суварские предки

Этногенез по степени запутанности напоминает игру в напёрстки: «кручу-верчу – запутать хочу». Попробуй найти зерно в глубине веков, не перепутав археологические слои исторического пирога. Сегодня мы отправимся вслед за представителями чувашского народа, чтобы познакомиться с их прародителями и проследить жизненный путь этноса.

На северных склонах отрогов Тянь-Шаня, Алтая и в Верховьях Иртыша в III-II веках до н.э. появились племена билу, бугу, чеши и пулей. Они относились к этнической общности огуро-онуров. Эти протобулгарские племена, в свою очередь, являлись представителями западного крыла племён хунну.

Гунны… Да, именно от них ведут свою родословную древние булгары/болгары, сувары и некоторые другие этнические группы – предки чувашского народа. (Напоминаем, что в синонимах «булгары/болгары» мы пользуемся традиционной транскрипцией русских летописей, имея при этом в виду именно «наших», волжских болгар, а не балканских).

В пользу того, что искать знакомые чувашские черты стоит в «европеоидных лицах с незначительной монголоидной примесью» поволжских болгар говорит сходство языка, хозяйства, быта и культуры.

Кстати, чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви – отличается от всех других тюркских.

Он настолько не похож по общим характеристикам, что некоторые учёные вообще считают его независимым членом алтайской языковой семьи.

Центральная Азия

Восток хлынул в Европу. Массовый исход начался с гуннов, увлёкших за собой на запад другие народности. К началу I века н.э. огурские племена воспользовались моральным «правом нации на самоопределение» и пошли своим путём – на запад, отдельно от гуннов. Путь этот оказался не прямым, а зигзагообразным: с севера на юг и обратно на север.

Во II веке н.э. огурские племена вторглись в Семиречье (юго-восточная часть современного Казахстана и северного Киргизстана), где и получили в прозвище от местных ираноязычных земледельческих племен этноним сабир (от перс. савар, сувар «наездник»).

В результате взаимной ассимиляции с ираноязычными усунями сформировалась протоболгарская этническая общность.

Некоторые исследователи считают, что именно там, в Центральной Азии, в языке предков чувашей закрепляются древнеиранские слова (в современной речи их порядка двухсот). Под влиянием зороастризма формируется язычество народа, а древнеиранское культурное влияние находит отражение в чувашской материальное культуре, например, женских головных уборах, узорах вышивки.

Кавказ и Приазовье

Во II-III веках н.э. болгарские и суварские племена расселяются на правом берегу Нижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья.

Но, строго говоря, впервые название «болгар» упоминается только в 354 году – в анонимном «Хронографе», писанном на латыни. Широкое распространение получает во время создания «Великой Болгарии» – их первого государственного образования. Этнос уверенно раскручивает новый виток развития – оседлость и становление государственности.

Так волжские болгары впервые обрели родные просторы, где  построят первое государство. Но от географического приложения до становления народа ещё почти семь веков испытаний. И не одно «государственное строительство».

Читайте также:  Общие черты экономических мер хрущева и брежнева - история России

Издалека долго – текли они к Волге

В 40-х годах V в. во главе гуннов на 20 лет стал воинствующий предводитель Аттила, объединивший под своей властью племена от Рейна до Волги. Проживавшие в то время в Поволжье предки чувашей оказались в составе  «кочующей империи», данником которой была даже Римская. Однако со смертью Аттилы империя распалась.

Оказавшись сначала под властью Западно-Тюркского каганата, болгарские племена продолжили борьбу за независимость. В первой четверти VII века их правитель Кубрат объединил свой народ вместе с суварскими и другими тюркоязычными племенами в союз, получивший название «Великая Болгария». «День независимости» всё-таки наступил – правителю удалось добиться автономии от Тюркского каганата.

Великая Болгария расположилась на территории между Азовским и Каспийским морями. А столицей стал город Фанагория.

Государство 2.0

Смерть правителя Великой Болгарии Кубрата привела к расколу на западную и восточную часть – на два союза племён. Первые, теснимые хазарами, во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.

Часть восточных болгар (т.н. «серебряные») в 70-х годах VII века переместилась сначала в верховья Дона, а затем в Среднее Поволжье. Оставшиеся на месте подчинились хазарам.

Теорию о захвате пришлыми восточными болгарами земель местных финнов современные историки оспаривают.

Археологи вторят, что к приходу болгар земли и так практически пустовали – именьковское население (славяне, переселившиеся со Среднего Днепра) исчезло ещё в VII веке, а оказавшиеся ближайшими соседями поволжские финны жили изолированно.

Среднее Поволжье стало местом активного взаимодействия волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими племенами.

Со временем болгары заняли на Средней Волге господствующее положение, сумев объединить в союз и частично ассимилироваться с местными финно-угорскими племенами (предками современных мари, мордвы и удмуртов), а также башкирами.

К VIII-IX векам у новопоселенцев утверждается плужное земледелие, происходит переход к оседлым формам хозяйствования. Ещё в Х веке знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан упоминает о том, что булгары активно занимаются возделыванием земли: «Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя».

В «Рисалии» Ибн-Фадлана (Х век) отмечается, что болгарский хан Алмуш ещё живет в шатре.

Оседлость, земледелие и даже некая экономическая организация… Скорее всего, в конце IX столетия государство Волжская Болгария уже существовало. Оно создавалось в условиях непрекращающейся борьбы с хазарами,  что способствовало укреплению единовластия в государстве.

В трудные времена правитель опирался на вечную схему: объединить народ общей целью выживания и твёрдой рукой держать основные властные рычаги, в том числе финансовые.

Ещё в первой четверти Х века хан Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчинённых ему племен Среднего Поволжья.

Вопрос веры

Ещё в первой четверти Х века Алмуш для борьбы с хазарами обратился за поддержкой к багдадскому халифу Мухтадиру, который в 922 году направил в Волжскую Болгарию посольство. Как следствие – большая часть болгар приняла ислам.

Однако племена суваз отказались. Они и сохранили прежнее название «суваз» – чуваш, тогда как оставшиеся в дальнейшем ассимилировались с болгарами.

В то же время нельзя преувеличивать масштабы распространения ислама в Волжской Болгарии. В 1236 году венгерский монах Юлиан называл его могущественным царством с «богатыми городами, но все там язычники». Поэтому до XIII столетия говорить о разделении булгарской этнической общности на мусульман и язычников рано.

С 965 г., после разгрома Русью Хазарского каганата, начинается новый этап развития Волжской Болгарии. Активно идёт территориальная экспансия, в результате которой болгарский этнос «подчинил себе все соседние…» (Аль-Масуди).

К концу XII века северная часть государства доходила до реки Казанки, восточная – до берегов Яика и Белой, южная – до Жигулей, а западная включала правобережье Волги. Центром Волжской Болгарии до середины XII века был город Болгар (Булгар), а со второй половины XII до начала XIII столетия – Биляр.

Некоторые исследователи отказываются называть эти города столицами, предпочитая именовать их «центры», т.к. считают, что Волжская Болгария была скорее союзом независимых княжеств с отдельными столичными городами.

Сближаются болгарские племена (собственно болгары и родственные сувары), а также интегрируются финно-угры. В итоге ещё до монгольского нашествия в Болгарском государстве формируется более-менее единая народность со своим общим языком чувашского типа.

Русь: только дело и ничего личного

С конца Х века и вплоть до монгольского завоевания наиболее активные отношения развиваются между Волжской Болгарией и Русью. Она ещё не Русь-матушка – отношения не по любви, а вполне себе товарно-денежные. Через Болгарию проходил Волжский торговый путь. Играя роль посредника, она обеспечивала себе приличную выгоду.

Однако партнёрские отношения чередуются с периодами военного противостояния, что было вызвано в основном борьбой за территории и влияние на различные племена.

Сплотиться в военном союзе перед лицом врага-ордынца им так и не удалось, но государства заключают мир.

«Незолотой век» Орды

Настоящим испытанием для Волжской Болгарии стало нашествие Золотой Орды. Вначале мужественное сопротивление народа остановило вторжение. Первое столкновение болгар с монголами произошло после битвы на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы отправили в Болгарию пятитысячный отряд, который потерпел поражение. Также успешно были отбиты наступления в 1229 и 1232 годах.

Победа волжских болгар над монголами, по мнению историка Хайри Гимади, имела далеко идущие последствия: «До середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Европу».

 Что касается самих болгар, то они не сомневались, что следующее нашествие будет более серьёзным, беспощадным и ждать его недолго. Поэтому начинаются усиленные работы по укреплению городов.

В 1229 году на шесть лет был продлён мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью. 

 Однако в 1236 году болгары не смогли противостоять войску Батыя.

Русские летописи так пишут о поражении: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий Болгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша». Монголы разорили Болгарию, разрушили почти все важные города (Булгар, Биляр, Джукетау, Сувар).

В 1241 году монголы превратили Волжскую Болгарию в Булгарский улус Золотой Орды. Причём занятые территории имели особое для них значение: город Булгар до строительства Сарая являлся столицей Золотой Орды, а в дальнейшем стал летней резиденцией ханов улуса Джучи.

Казанские татары

Монгольское владычество вынудило население уйти на север. Одновременно шло усиленное проникновение в Волжскую Болгарию кыпчаков, которые занимая важнейшие посты в управлении улусом, постепенно переходили к оседлой жизни.

Уцелевшая болгарская элита благодаря религиозной общности – многие ещё в IX-X веке приняли ислам – постепенно сближалась с пришлыми кыпчаками-татарами в результате чего к XV в. сформировалась народность казанских татар.

В составе дряхлеющей Золотой Орды Булгарский улус подвергался многочисленным набегам. В 1391 и 1395 годах территории была разорены войсками Тамерлана, новгородскими разбойниками и русскими князьями.

Довершил опустошение Мангытский юрт князя Едигея (позднее – Ногайская орда). В итоге болгарские предки чувашей как этнос оказались на грани исчезновения, потеряв свою историческую родину, государственность, элиту и этническое самосознание.

По подсчётам историков, не менее 4/5 населения было уничтожено.

Чувашская даруга Казанского ханства

После распада Золотой Орды в Среднем Поволжье Улу-Мухаммедом в 1438 году было создано Казанское ханство с центром в Казани. Кроме кыпчако-татар, которые служили опорой правителю, значительную часть населения составляли чуваши, марийцы, мордва и удмурты, являвшиеся основным податным сословием. Также в состав Казанского ханства входила часть башкирских земель.

Большинство чувашей, оказавшихся в составе Казанского ханства, обитала на горной стороне Волги (север современной Чувашии), а также на её левобережье. Поэтому территория восточнее Казани, где они жили, называлась «Чувашская даруга» («даруга» – административная единица в Казанском ханстве).

Поскольку значительная часть феодалов и знати, исповедующих ислам, оставалась в Казани, влияние татарского языка и мусульманского духовенства в этом районе было невелико.

На территории бывшей Волжской Болгарии на основе болгарской этнокультуры к концу XV века завершается формирование двух этносов – татарского и чувашского.

Если в первом болгарская этничность была практически замещена кыпчако-татарской, то чуваши, по мнению этнографа Раиля Кузеева, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

33 несчастья

В составе Казанского ханства чуваши обрели место для жизни. Но жизнь эта была нелёгкой ввиду налоговых тягот. Потомки некогда могущественной Волжской Болгарии обязаны были платить обременительный ясак, привлекались к строительству крепостей, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.

Но наибольшие страдания чувашскому народу приносила война. Начиная со второй половины XV столетия территория их проживания стала зоной русско-казанского противостояния.

Так, по болгаро-чувашской земле татары ходили против русских 31 раз, а русские против Казанского ханства — 33 раза. Наряду с регулярными набегами кочевников-ногаев походы становились настоящим бедствием для населения.

Эти факторы во многом обусловили готовность чувашей принять русское подданство.

Продолжение следует

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily

Ссылка на основную публикацию