Культура латвии и эстонии — история России

Культура Эстонии — Курляндия — Латвия, Эстония или Литва? Достопримечательности Таллинна, Риги и Вильнюса

Культура Латвии и Эстонии - история России

Культуру сегодняшнего Таллина составляют всемирно прославленные имена музыкантов, кинорежиссеров и художников.

В Таллинне проводится самый знаменитый в Балтийском регионе кинофестиваль – «Темные ночи», известный также под названием PÖFF.

Широко признаны джазовый фестиваль Jazzkaar, оперный фестиваль Birgitta, проходящий в стенах монастыря Святой Биргитты в Пирита, а также Таллиннский международный фестиваль органной музыки.

Подробнее о Фестивалях в Эстонии

В Таллинне родился дирижер Нээме Ярви, как и многие другие дирижеры, руководивший известнейшими симфоническими оркестрами мира.

Композитор Арво Пярт, имя которого – одно из самых узнаваемых в мире современной музыки, родился в маленьком эстонском городке Пайде.

А если вы вдруг увидите на улице очень знакомое лицо – вы не ошиблись: супермодель Кармен Касс – тоже уроженка Эстонии.

В Таллинне стоит посетить музей современного искусства KUMU, встроенный прямо в огромную террасу из известняка.

Или отправиться в Таллиннский музей под открытым небом на берегу моря в Рокка-аль-Маре и восхититься строительным мастерством простого эстонского крестьянина.

Он строил свою курную избу на глазок, но достигал таких точных пропорций, что можно было подумать, что он изучал в университете закон золотого сечения.

И, конечно же, посетите дворец в Кадриорге (дословно – «Долина Екатерины»), который Петр I построил для Екатерины II.

Если вы захотите посетить исторический парк Каламая (в переводе – «Рыбный дом»), парк и дворец Кадриорг («Долина Екатерины»), район Ууэ-Мааильма («Новый свет») или быстро растущие современные кварталы – все эти места находятся очень близко от центра: туда можно дойти пешком, доехать на велосипеде, такси или трамвае.

Желающим ознакомиться с таллиннским миром искусства лучше всего начать с Таллиннского Дома Искусств, лучшим в Эстонии зданием, построенном в стиле функционализма. Отсюда можно проследовать в KUMU – художественный музей, обладающей крупнейшей в странах Балтии коллекцией произведений искусства.

Удостоенный в 2008 году звания лучшего музея Европы KUMU расположен рядом с живописным парком Кадриорг. В интереснейших и постоянно обновляющихся экспозициях музея представлено все лучшее, что есть в эстонском искусстве.

Неспешная прогулка от KUMU – и в парке Кадриорг можно полюбоваться архитектурой барокко – потрясающим дворцом Кадриорг с садом, детской площадкой и Музеем Миккеля.

Если у вас нет возможности потратить на путешествие целую неделю, но есть чуть больше одного дня, подумайте о поездке в какой-нибудь другой город Эстонии. Даже за один день можно увидеть очень многое. С утра отправляйтесь на поезде или автобусе в Тарту, Вильянди или Пярну – вы успеете вернуться в тот же день.

Тарту со своим знаменитым университетом, основанным в 1632 году, всегда был душой Эстонии. В этом зеленом городе величественные средневековые церкви соседствуют с университетскими зданиями в стиле классицизма.

А еще здесь много уютных кафе и ресторанов. Хорошо сохранились столетние пригороды Тарту: их богемный дух переносит гостя в другую эпоху. Тарту – очень живой город, который хорошо понимает свою уникальность.

Вильянди – тоже весьма привлекательный город, его культурный облик определяют Академия культуры, театр Ugala и Центр наивизма имени художника Пауля Кондаса, а также летние фестивали фольклорной музыки, проходящие в Центре народной музыки, перестроенном из старинного амбара. Для желающих выбраться за пределы Таллина и Тарту и почувствовать иные ритмы культурной жизни Вильянди – самый правильный выбор.

Лучшие образцы курортной архитектуры и эстонского функционализма начала века можно найти в городе Пярну.

Пярну называют летней столицей Эстонии, и если с отъездом студентов на летние каникулы Тарту становится слишком спокойным и сонным, то Пярну – именно то место, куда перемещается жизнь.

Здесь даже во время короткой прогулки гость станет очевидцем ультрасовременных арт-хэппенингов и концертов. Кроме того, он всегда может расслабиться на пляже или в ночном клубе. В этом городе спокойная элегантность соседствует с пульсирующей ночной жизнью.

Народная культура в наивысшем своем проявлении существует на маленьких островах на западе Эстонии – Кихну и Рухну. Но и более крупным островам Сааремаа, Хийумаа, Муху и Вормси тоже есть чем гордиться.

Ценители культуры непременно должны увидеть средневековые церкви и прекрасные мельницы Сааремаа, а также – в городе Курессааре – замок Ордена меченосцев. А на острове Хийумаа стоит старейший в северной Европе маяк.

Tweet

Источник: http://kurlandia.ru/kultura-estonii

История Эстонии

Реферат:

История Эстонии

Эсто́ния (эст. Eesti ), официальное название — Эсто́нская Респу́блика (эст. Eesti Vabariik ) — государство в Европе на северо-восточном побережье Балтийского моря.

На востоке граничит с Россией, на юге — с Латвией. На севере отделена от Финляндии Финским заливом, на западе от Швеции — Балтийским морем.

Расположена в северо-восточной части Европы. Омывается с севера водами Финского залива, с запада — Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией — на востоке. Длина береговой линии 3 794 км.

В состав Эстонии входит 1 521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. км². Самые крупные из них — Сааремаа и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др. Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны.

Реки Эстонии невелики, но достаточно полноводны. Площадь Эстонии 45 226 км².

Жизнь людей на территории современной Эстонии стала возможна после отступления ледника во время последнего ледникового периода около 12 тысяч лет назад.

Согласно археологическим данным, древнейшим из известных поселений здесь явилась стоянка древних людей на берегу реки Пярну у деревни Пулли, что находится вблизи города Синди. Стоянка датируется началом IX тысячелетия до нашей эры.

Более поздние поселения общин охотников и рыбаков, датируемые серединой VII тысячелетия до нашей эры, были обнаружены в окрестностях города Кунда, в северной Эстонии.

Костяные и каменные предметы, схожие с найденными под Кунда, находят и в других местах Эстонии, а также в Латвии, северной Литве и южной Финляндии. Так называемая кундская культура существовала вплоть до эпохи мезолита (V тысячелетия до нашей эры).

С V по III тысячелетие до н. э. территория Эстонии была заселена народами культуры ямочно-гребенчатой керамики , жившими также в Финляндии, Швеции и на восток до Урала.

В эпоху неолита (IV—II тысячелетие до н. э.) прежнюю культуру сменяет культура шнуровой керамики , распространённая также в Центральной и Восточной Европе и Скандинавии. Представители культуры шнуровой керамики , предположительно, некоторое время сосуществовали с прежними обитателями.

В I тысячелетии до н. э. население территории нынешней Эстонии переходит к оседлому образу жизни и строит первые укреплённые поселения (городище Иру близ Таллина). С середины I тысячелетия до н. э. развиваются связи с соседями, возникают сухопутные и морские пути, на перекрёстке которых в дальнейшем возникали поселения

Название Эстония может происходить от слова «Aestii» , которое впервые упоминается римским историком Тацитом в 98 году н. э. в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии». Так, по его словам, германцы называли народы, жившие на северо-восток от реки Висла.

Первые упоминания о городах Тарту (Юрьев, Дерпт) и Таллин (Колывань, Лидна, Линданисе, Реваль; эстонское название предположительно означает «датский город») появились в XI и XII веке.

Как явствует из Повести временных лет, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь [1] , покорил их и заложил город, названный Юрьев , по христианскому имени князя. По-видимому, тогда же окрестные племена начали платить дань русским князьям.

Так, согласно Новгородской первой летописи , весной 1061 года, воспротивившись сбору дани князем Изяславом, чудь сожгла Юрьев и, начав с разорения окрестных сёл, дошла до Пскова, однако была разбита псковскими и новгородскими войсками.

В 1116 году новгородцы взяли город Медвежья голова (совр. Отепя). 23 января 1131 года (1132 года по современному календарю) Всеволод Мстиславич был разбит чудью в Клине . 9 февраля 1133 года (1134 ) года тот же князь с новгородским войском взял Юрьев. Зимой 1176 г.

эсты напали на Псков, но взять не смогли, а в 1179 году князь Мстислав Ростиславич, вступив 1 ноября на новгородское княжение, немедленно предпринял успешный поход в чудскую землю.

В 1191 году князь Ярослав с новгородцами и псковичами взял Юрьев («иде князь Ярославъ с новгородци и со плесковици и со всею областью своею на Чюдь и взя город Гюргевъ, и пожгоша землю их и полона бещисла приведоша »), а в следующем году город Медвежья голова.

В конце XII века начался Ливонский крестовый поход, который распространился в начале XIII века и на Эстонию, подвергшуюся немецкой церковно-феодальной агрессии. С созданием Ордена меченосцев (1202 год) началось ее завоевание чужеземцами. В 1208 году ливы и латыши были покорены Орденом. В 1210 году войском меченосцев был взят Вильянди. В 1211 году эсты разбили крестоносцев на реке Юмера.

В 1212 году, согласно Новгородской летописи , князь Мстислав совершил два успешных похода на чудь, захватив в первом большое количество скота, а во втором без штурма покорив город Медвежья голова .

Согласно Ливонской хронике , Мстислав предпринял свой поход в Эстонию, узнав о том, что она подверглась нападению крестоносцев, но, не застав в ней последних, поскольку они уже отступили в Ливонию, осадил город Варболэ и, взяв с него выкуп, ушел.

Та же хроника утверждает, что во время его отсутствия во Пскове эсты во главе со старейшиной Лембиту совершили удачный набег на город (данный факт не зафиксирован ни в псковской, ни в новгородской летописях).

В 1217 году эсты потерпели поражение в битве с крестоносцами при Вильянди, где погиб предводитель эстонских воинов, старейшина Лембиту.

Читайте также:  Эволюция самодержавия в России в начале xx века - история России

2.2 Под датским господством

В 1219—1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония.

В результате восстания 1223 года, начавшегося со взятия и разрушения эзельцами (жителями острова Сааремаа) замка, построенного незадолго перед этим датчанами, почти вся территория Эстонии была освобождена от крестоносцев и датчан. Был заключён союз с новгородцами и псковичами.

В Дорпате , Вилиендэ и других городах были размещены небольшие русские гарнизоны (в этом году состоялась знаменитая битва на реке Калке, в которой объединённое войско южных русских княжеств и половцев потерпело сокрушительное поражение от монголов).

Однако уже в следующем году Дорпат (Юрьев), как и остальная материковая часть Эстонии, был вновь захвачен крестоносцами.

К 1227 году немецкому рыцарству удалось овладеть всей территорией страны. В 1237 году Орден меченосцев вошёл в состав Тевтонского ордена. Северные уезды (Рявала, Харью и Вирумаа) отошли к Дании по договору 1238 года в Стенбю, часть земель была роздана вассалам Ордена.

Из восстаний эстов XIV века наиболее известны жестоко подавленные восстание Юрьевой ночи (23 апреля 1343 года) и восстание на Сааремаа с захватом Пейде (24 июля 1343 года).

В 1346 году датский король Вальдемар IV Аттердаг продал датскую часть Эстландии великому магистру Тевтонского ордена Генриху Дуземеру, который вскоре передал её ландмейстеру Тевтонского ордена в Ливонии Госвину фон Херике. В 1347 году эстландскому рыцарству, монастырям и городу Ревель были подтверждены их привилегии.

В начале XVI века окончательно утвердилось крепостное право. Вся административная и судебная власть находилась в руках немецких магистратов. В городах образовались купеческие гильдии и цехи ремесленников. Ревель, Дерпт, Пернау и Феллин входили в Ганзейский союз.

Архитектурный облик городов, особенно Таллина с его средневековой готикой, формировался под сильным влиянием западной и североевропейской («ганзейской») архитектуры. Движение Реформации, начало которой было положено Мартином Лютером в Германии (1517), получило широкое распространение в Эстонии.

Одним из главных требований Реформации было проведение богослужения на языках местных народов, что стало причиной издания в Германии первых книг на эстонском языке (1525, 1535).

К началу Ливонской войны (1558—1583) население Эстонии составляло от 250 000 до 300 000 человек. Результатом этой войны стало прекращение существования Ливонской конфедерации. Северная часть Эстонии оказалась под властью шведов, а Южная Эстония — Речи Посполитой.

Таллин, преследуя свои торговые интересы, добровольно принял протекцию Швеции. В 1559 году Дания захватила остров Сааремаа и часть западной Эстонии. Датский король отдал эти земли во владение герцога Магнуса Гольштейна.

В 1561 году Дерптское епископство (Тарту) было захвачено Россией.

2.4 Под шведским господством

В 1561 году шведская армия высадилась в Ревеле и взяла под контроль северную часть средневековой Ливонии.

В ходе Ливонской войны русские войска подступали под стены Ревеля по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 120 000—140 000 человек. Россия уступила все захваченные в Ливонии территории Польше (договор подписан в 1582 году) и Швеции (договора 1583 и 1595 годов).

Источник: http://MirZnanii.com/a/337101/istoriya-estonii

Эстония в составе Российской империи (1721—1918)

В начале XVIII века интересы Российской империи в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700—1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстонии и Латвии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.

На территории Северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 — Эстляндская), а Южная Эстония вместе с Северной Латвией образовывали Лифляндскую губернию. После присоединения эстонских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные при шведском правлении.

За время Северной войны и эпидемии чумы 1710—1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000—170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.

В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.

Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.

К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) — 10.700, Дерпт (Тарту) — 3400, Нарва — 3000, Пернау (Пярну) — 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40—50 % горожан, и только 20—40 % являлись эстонцами.

В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.

В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов.

Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.

В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. «Marahwa Näddala-Leht») под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд.

В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803—1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие.

Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.

Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.

Эстонская культура и национальное движение

Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической.

Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841—1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев.

Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.

Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр — «Ванемуйне» (эст.

«Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек.

Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.

В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882—1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях.

Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены — большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка.

Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.

В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % — эстонцы, около 4 % — русские и 3,5 % — балтийские немцы.

Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания.

Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.

Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания.

Семь старших офицеров командовали полками, 17 — батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 — подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия.

Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.

Борьба за независимость

Под влиянием революционного движения в Российской империи в 1905 году по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916.

После Февральской революции на основании положения Временного правительства России от 30 марта 1917 года «Об автономии Эстляндии» в состав Эстляндской губернии были включены северные уезды Лифляндской губернии с эстонским населением. Губернатором автономной Эстляндии был назначен бывший ревельский городской голова Яан Поска, а исполнительным органом нового автономного образования стал Временный Земский Совет Эстляндской губернии.

Первоначально большинство эстонских партий видели дальнейшую судьбу Эстонии в качестве автономной территории в составе демократической России, однако в связи с произошедшим Октябрьским переворотом и неприемлемостью коммунистической идеологии, был взят курс на строительство независимого государства. В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, их идеи экспроприации и национализации не нашли поддержки у большей части населения Эстонии.

Читайте также:  Ликвидация ставки верховного главнокомандующего в могилеве - история России

Источник: http://biofile.ru/his/28556.html

Даты эстонской истории

Первые поселения на территории нынешней Эстонии возникли примерно 10 000 лет назад, по мере отступления ледников. К X-XII векам сложилась структура раннефеодального общества, где во главе земель стояли старейшины и предводители военных дружин.

XIII век
Начало крестовых войн против ливов, эстов и латышей. Эстония была включена в состав христианского мира в начале XIII века под натиском соперничающих между собой тевтонских и датских крестоносцев.

В 1228 году завершается сопротивление эстов завоевателям, которое длилось почти три десятилетия. Южная Эстония  оказалась в руках Тевтонского ордена, затем его ответвления – Ливонского ордена. Северная Эстония покорилась датчанам в 1219 году.

Таллинн (Ревель) получил права города (т.н «любекское право) в 1248 году.

XIV век
В 1343 году произошло восстание Юрьевой ночи, в результате чего Дания уступила Северную Эстонию Тевтонскому ордену, который господствовал безраздельно над Эстонией и Латвией плоть до Ливонской войны. Важную роль в эти века играл торговый Ганзейский союз, куда входили несколько городов Эстонии.

Первая половина XVI века
Реформация достигла Эстонии в 1525 году, которая с тех пор становится частью лютеранского религиозно-культурного пространства. В том же году печатается первая книга на эстонском языке.

Вторая половина XVI века – XVII век
С 1558 года Эстония становится полем брани в Ливонской войне, в которой участвовали Дания, Швеция, Россия и Польша (Ливонский орден распался уже в 1561 году).

В 1583 году Ливонския война завершилась победой Швеции и Польши, которая в свою очередь через пол века уступает Южную Эстонию Швеции. Эстония остается в составе Швеции до начала XVIII века.

Король Густав Адольф основал первый университет в Эстонии – Тартуский университет (1632 г.).

XVIII век
В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) Эстония вошлав составе Российской империи (1721 г.). Эстония стала для Петра Великого окном в Европу. Структура самоуправления т.н.

остзейских губерней оставалась автономной — рыцарства, свободные города и лютеранская церковь имели до конца 19 века особый статус.

Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.

XIX век
По всей Европе прошла волна национальных движений. В Эстонии началась эпоха национального пробуждения, пиком которой был первый всеэстонский певческий праздник, состоявшийся в июне 1869 года.

В 1862 году был опубликован эстонский национальный эпос «Калевипоэг» («Сын Калева»). Развивалась эстоноязычная журналистика и книгоиздание. Возникла национальная интеллигенция.

По результатам всенародной переписи 1897 года 97% всех жителей Эстонии (в то время — Эстляндии и северной части Лифляндии) умели читать. В начале 20 века создавались первые эстонские политические партии.

По данным переписи населения 1897 г. в Эстонии проживало 958 000 человек, из них эстонцы составляли чуть более 90%, русские – 4% и немцы – 3,5%. B сельском хозяйстве было занято примерно 65% населения, в производстве и строительстве – более 14%, в торговле и транспорте, связи и обслуживании – 14%.

1917-1918
Весной 1917 года на территории нынешней Эстонии была создана автономная губерния с эстонским языком делопроизводства, местным парламентом и национальными вооруженными частями.

В условиях большевистского мятежа и наступления кайзеровских войск эстонское автономное самоуправление осенью 1917 года приняло решение о перенятии всех властных полномочий на территории Эстонии. 24 февраля была провозглашена Эстонская Республика.

Весной-летом 1919 года были проведены выборы в Учредительное собрание Эстонии и принята первая конституция. Независимость была достигнута в боях Освободительной войны 1918-1920 гг.

Между Эстонией и Советской Россией был заключен Тартуский мирный договор, согласно которому два государства взаимно признали друг друга и установили дипломатические отношения.

1918-1939
В первый период своей независимости Эстония стала членом Лиги наций и заключила дипломатические отношения с другими государствами. В экономике и культуре был достигнут впечатляющий прогресс. Роковым для независимости Эстонии стал факт подписания пакта между нацистской Германией и Советским Союзом в августе 1939 года.

1940-1991
После насильственного включения в состав Советского Союза в 1940 году, Эстония была оккупирована нацистской Германией в 1941-1944 гг. и вновь Советским Союзом в 1944 году.

Значительная часть эстонского населения бежала за границу, многие жители были арестованы и депортированы в Сибирь. Все сферы жизни были подвергнуты советизации.

Большинство стран мира, имевшие дипотношения с Эстонией в довоенное время, не признавали законности советской власти в Прибалтике.

Конец XX века
Эстонии удалось восстановить независимость в ходе «поющей революции», которая началась в 1988 году.

Pешение «О государственной независимости Эстонии» было принято 20 августа 1991 года.

2004
Эстония стала членом НАТО 29 марта 2004 года и членом Европейского Союза 1 мая 2004 года.

Подробнее см. Estonica: Энциклопедия об Эстонии. История Эстонии

Источник: http://www.estemb.ru/estonija/istorija/aid-101

История Эстонии

.

Доисторический период

Жизнь людей на территории современной Эстонии стала возможна после отступления ледника во время последнего ледникового периода около 12 тысяч лет назад.

Согласно археологическим данным, древнейшим из известных поселений здесь явилась стоянка древних людей на берегу реки Пярну у деревни Пулли, что находится вблизи города Синди. Стоянка датируется началом IX тысячелетия до нашей эры.

Более поздние поселения общин охотников и рыбаков, датируемые серединой VII тысячелетия до нашей эры, были обнаружены в окрестностях города Кунда, в северной Эстонии.

Костяные и каменные предметы, схожие с найденными под Кунда находят и в других местах Эстонии, а также в Латвии, северной Литве и южной Финляндии. Так называемая кундаская культура существовала вплоть до эпохи мезолита (V тысячелетия до нашей эры).

С V по III тысячелетие до н. э. территория Эстонии была заселена народами культуры ямочно-гребенчатой керамики, жившими также в Финляндии, Швеции и на восток до Урала.

В эпоху неолита (IV—II тысячелетие до н. э.) прежнюю культуру сменяет культура шнуровой керамики, распространённая также в Центральной и Восточной Европе и Скандинавии. Представители культуры шнуровой керамики, предположительно, некоторое время сосуществовали с прежними обитателями.

В I тысячелетии до н. э. население нынешней Эстонии переходит к оседлому образу жизни и строит первые укреплённые поселения (городище Иру близ Таллина). С середины I тысячелетия до н. э. развиваются связи с соседями, возникают сухопутные и морские пути, на перекрёстке которых в дальнейшем возникали поселения.

Название Эстония может происходить от слова «Aestii», которое впервые упоминается римским историком Тацитом в 98 году н. э. в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии» (De origine, moribus ac situ Germanorum). Так, по его словам, германцы называли народы, жившие на северо-восток от реки Висла.

Средневековье

Первые упоминания о городах Тарту (Юрьев, Дерпт) и Таллин (Колывань,Лидна,Линданисе,Ревель; эстонское название предположительно означает «датский город») появились в XI и XII веке.

Как явствует из Псковских летописей, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь (название племён эстов в древнерусских источниках), покорил их и заложил город, названный Юрьев, по христианскому имени князя.

Согласно Новгородской первой летописи весной 1061 года чудь сожгла Юрьев и находящиеся близ него деревни, однако была разбита псковскими и новгородскими войсками (Псковские летописи под 6568 г.).

Примерно в 1070 архидиоцез Бременский назначил Эстонии и Финляндии епископа.

В 1131 г. князь Всеволод Мстиславич был разбит эстами в Вайге (Валга) (Новгородская первая летопись под 6639 г.

) и чудь, воспользовавшись происходившими в Новгороде смутами, не только перестала платить дань, но и захватила Юрьев, перебив жителей. 9 февраля 1133 г. тот же князь с новгородским войском взял Юрьев. Зимой 1176 г.

эсты напали на Псков, за что князь Мстислав Ростиславич отомстил походом в чудскую землю в 1179 году(Новгородская первая летопись под 6684 г. и 6687 г.).

Несмотря на многочисленные нашествия завоевателей с запада, юга и востока, эстонские земли (мааконды) оставались независимыми до конца XII века («Heinrici Chronicon Livoniae»). К концу XII века юго-восточные земли Эстонии (эст.

Ugandi: У́ганди) стали постоянными данниками русских князей, после того, как в 1191 году князь Ярослав с новгородцами и псковичами взял Юрьев, а в следующем году и Оденпэ (Отепя) (Новгородская первая летопись под 6699 г.). В начале XIII века немецкая церковно-феодальная агрессия распространилась на Эстонию.

С созданием Ордена меченосцев (1202) и началось ее завоевание чужеземцами. В 1208 г. ливы и латыши были покорены Орденом. В 1210 г. войском меченосцев был взят Вильянди. В 1211 г. эсты разбили крестоносцев на реке Юмера, однако в 1217 г.

потерпели от последних поражение в битве при Вильянди, где погиб предводитель эстонских воинов, старейшина Лембиту. В 1219—1220 гг. северная Эстония была захвачена датчанами, высадившимися в Таллинской бухте.

В результате восстания 1223 г. почти вся территория Эстонии была освобождена от чужеземцев. Но к 1227 г. немцам вновь удалось завоевать территорию страны. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и стал называться Ливонским. Северные мааконды (Рявала, Харью и Вирумаа) отошли к Дании по договору 1238 г. в Стенбю, часть земель была роздана вассалам Ордена.

Из восстаний эстов XIV в. наиболее известны жестоко подавленные восстание Юрьевой ночи (23 апреля 1343 г.) и восстание на Сааремаа с захватом Пейде (24 июля 1343 г.). Харью и Вирумаа перешли затем от Дании к Ливонскому ордену. Период с XIII по XVI вв.(до начала Ливонской войны) называется в эстонской истории «временем Ордена».

В начале XVI в. окончательно утвердилось крепостное право. Вся административная и судебная власть находилась в руках немецких магистратов. В городах образовались купеческие гильдии и цехи ремесленников. Таллин, Тарту, Пярну и Вильянди входили в Ганзейский союз.

Архитектурный облик городов, особенно Таллина с его средневековой готикой, формировался под сильным влиянием западной и североевропейской («ганзейской») архитектуры. Движение Реформации, начало которой было положено Мартином Лютером в Германии (1517), получило широкое распространение в Эстонии.

Одним из главных требований Реформации было проведение богослужения на языках местных народов, что послужило мощным стимулом к появлению первых печатных книг на эстонском языке (1525, 1535).

Читайте также:  Структура губернского управления милиции в рсфср - история России

К началу Ливонской войны (1558—1583) население Эстонии составляло от 250.000 до 300.000 человек. В результате Ливонской войны распался Ливонский орден. Северная часть Эстонии оказалась под властью шведов.

Таллин, преследуя свои торговые интересы, добровольно принял протекцию Швеции. Южная Эстония — попала под власть Речи Посполитой.

В 1561 году было захвачено Дерптское епископство (Тарту) было захвачено русскими, а в 1559 году Дания захватила остров Сааремаа и часть западной Эстонии. Датский король отдал эти земли во владение герцога Магнуса Гольштейна.

Русские войска подступали под стены Таллина в ходе Ливонской войны по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 120.000 — 140.000 человек. Россия уступила все захваченные в Ливонии территории Польше (договор подписан в 1582 г.) и Швеции (договора 1583 и 1595 годов).

В начале XVII века конфликт между Польшей и Швецией привел к тому, что к 1626 году и Тарту и южная Эстония отошла к шведам. После поражения в войне 1643—1645 годов Дания уступила контроль над Сааремаа и Швеция владела всей современной территорией Эстонии.

До XVII века основой экономики Эстонии служила торговля. В силу выгодного территориального расположения через Таллин и Нарву проходили товары из Европы в Россию, и обратно. Река Нарва обеспечивала связь с Россией: Новгородом, Москвой, Псковом.

Основное число аристократов-землевладельцев в Эстонии составляли немцы и шведы. В 1671 году был принят закон, разрешающий возвращение бежавших крестьян, а также их запись в крепостных книгах. В средние века Эстония являлась крупнейшим поставщиком зерна в северные страны.

И только в XVII веке началась индустриализация добывающих отраслей и деревообработки.

XVII—XIX века

Шведское господство оспаривалось Польшей в войне 1654—1660 годов и Россией в войне 1656—1661 годов, но Швеция сохранила свои позиции в Эстонии до конца века. Население Эстонии восстановилось до 400.000 человек.

С конца XVII века получило распространение школьное обучение на эстонском языке. В годы Великого Голода (1695—1697), из-за неурожайных лет, население сократилось приблизительно на 70.000 человек.

Около 6 процентов населения Эстонии проживало в 10 городах, крупнейшими из которых были: Таллин, Тарту, Нарва, Курессааре, Пярну, Валга. К концу XVIII века более половины населения Эстонии умело читать.

В начале XVIII в. интересы России в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700-1721) между Россией и Швецией, сопровождавшаяся опустошительной эпидемией чумы, завершилась победой России и присоединением Эстонии и Латвии.

Эстония входила в состав Российской империи как Эстляндская губерния, но сохраняла многие свои торговые права и элементы самоуправления. Петр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные ими при шведском правлении. За время Северной войны и эпидемии чумы 1710—1711 годов население Эстонии уменьшилось до 150.000—170.

000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло цифры 400.000.

В 1739 впервые на эстонском языке была издана Библия. К 1790 население Эстонии насчитывало около 500.000 человек. Выросло и городское население (1782): Таллин — 10.700, Тарту — 3.400, Нарва — 3.000, Пярну — 2000.

Появление новой российской столицы — Санкт-Петербурга, сильно снизило торговое значение таких городов как Таллин и Нарва. В первой половине XIX века немцы составляли 40—50 % горожан, и только 20—40 % являлись эстонцами.

В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.

В этом же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов.

Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло еще несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.

В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» под редакцией Отто Масинга.

В 1838 году в Тарту основывается «Общество ученных Эстонии», участниками которого были такие ученные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд.

В 1843 году пастор Эдуард Ахренс (1803—1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого.

В 1840-ых годах не менее 64.000 крестьян приняли православие. Однако это явление объясняется исключительно массовым движением протеста крестьян против засилья землевладельцев. Это подтверждает то, что в следующие два десятилетия было подано свыше 35.000 ходатайств о возвращении крестьян в лоно Лютеранской церкви.

Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешал продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили свои идентификационные документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % — на севере, являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.

Эстонские культура и национальное движение

Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II, способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839—1906) — основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической.

Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841—1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев.

Он отмечался центральным российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.

Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Тарту, и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор народного фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке.

С 1870 года был образован первый эстонский театр — Ванемуйне. Следуя немецким традициям в 1869 году был организован первый фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12.000 человек.

Этот фестиваль, проходящий ежегодно, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.

В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику русификации. В 1882—1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах.

Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены — большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.

В 1897 году население Эстонии составило 958.000 человек, 90 % — эстонцы, около 4 % — русские и 3,5 % — балтийские немцы.

Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания.

Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.

Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания.

Семь старших офицеров командовали полками, 17 — батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 — подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и хорошее руководство боевыми действиями офицеры эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденов Святого Георгия.

Получил этот почетный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.

Борьба за независимость

Под влиянием революционного движения 1905 в России по территории Эстонии прокатилась волна массовых забастовок рабочих. Национальная буржуазия выступила с требованием проведения либеральных реформ. Организованные выступления рабочих возобновились в 1912 и особенно с 1916.

По декрету от 30 марта 1917 года все районы Эстонии были объединены в единую административную единицу во главе с таллинским головой — Яном Поска. А 12 апреля 1917 года обе части Эстонии (Эстония — Северная Эстония и Северная Ливония — Южная Эстония) были объединены в единую административную единицу, управляемую Провинциальным парламентом и с исполнительным органом — Земским Советом.

Большинство эстонских партий рассматривали дальнейшую судьбу Эстонии как автономную часть Российской Федерации. Однако некоторые эстонские лидеры проповедовали идею независимого государства. Для защиты национальных интересов Эстонии, солдаты и офицеры, служившие в российской армии, были объединены в Эстонскую дивизию.

В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, их идеи экспроприации и национализации не нашли поддержки у большей части населения Эстонии.

28 ноября 1917 года Земской Совет провозгласил себя верховной властью, до созыва Конституционного совета. Это был первый шаг к независимости. Однако большевики распустили Земельный Совет, и лидеры эстонской политики были вынуждены уйти в подполье.

Источник: http://mediaknowledge.ru/a396c972b26787a7.html

Ссылка на основную публикацию