Культура и церковь в 20-30 годы xx века — история России

Русская Православная Церковь в 30 — е годы XX века

Культура и Церковь в 20-30 годы XX века - история России

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 31Следующая ⇒

Обострение террора.1934 год явился годом обострения террористической Сталинской политики. Резко усилилось давление на Церковь.

«Союз воинствующих безбожников», образованный еще в 1925 году, принял в 1932 году свой пятилетний план, в котором намечал в первый год добиться за­крытия всех духовных школ (тогда еще сохранились богословские школы у обновленцев), и лишить священнослужителей продовольст­венных карточек, во второй – провести массовое закрытие церквей, за­претить написание религиозных сочинений и «изготовление предметов культа», а на третий год – выслать всех «служителей культа» за границу, на четвертый – закрыть остающиеся храмы всех религий, и, наконец, на пятый – закрепить достигнутые успехи. И вот, в 1934 году возобновлены были массовые закрытия церквей, аресты, высылки, ссылки священнослужителей, членов церковноприходских советов, дея­тельных прихожан – так называемых «церковников». Места ссылок и лагерей переполняются незаконно репрессированными страдальцами за веру.

Мученичество есть одно из самых сильных доказательств Бытия Всемогущего Бога, истинности Христова учения, бессмертия души, будущего всеобщего воскресения. Мученичество, как подобие Голгофских страданий Самого Христа, как сопричастие Жертве Христовой и Славе Его Воскресения, есть самая действенная проповедь Евангелия.

Мученичество есть наиболее совершенное исполнение Евангельских заповедей. Страдание за Христа содержит всю полноту таких добродетелей, как твердая вера, непоколебимое мужество, всецелое покаяние, смирение и «послушание даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8) и, наконец, союз совершенства – любовь Божия.

Это та совершенная любовь, которая «вон изгоняет страх (1Ин. 4,18), которая «николиже отпадает» от Истины (1 Кор, 13, 8), даже если ей, любви, угрожают смертью. Ибо любовь уже видела смерть, уже победила смерть – смерть человеческого «Я». Человек уже не живет сам для себя, но живет в нем Христос (Галл. 2, 20).

И если человек умрет со Христом, то с Ним и оживет в Жизнь Вечную (2 Тим. 2, 11).

Ныне нет места в России, не освященного кровью новомучеников и исповедников Российских. В самых тяжких лагерных условиях, в голодных ссылках эти испо­ведники оставались несломленными, неотчаявшимися, неозлобившимися, верными Христу, утешителями для своих соузников; они в каторж­ных лагерях и ссылках сохраняли светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир.

Издание новой Конституции.

В декабре 1936 года VII Чрезвычайный Съезд Советов издал новую Конституцию СССР, провозгласившую политические и гражданские свободы, в том числе свободу совести, предоставившую равные права всем гражданам, включая «служителей культа». Конституция породила в умах многих людей надежды на прекращение практики незаконных репрессий, на широкую демократизацию общества.

На деле, однако, издание новой Конституции явилось прологом к неслыханному разгулу террора, получившему по имени наркома внут­ренних дел название «ежовщины»; жертвой репрессий пали миллионы людей, принадлежавших к самым разным общественным слоям носи­тели разных мировоззрений; политические и государственные деятели, военачальники, дипломаты, ученые, литераторы, рядовые крестьяне, рабочие и служащие. Террор 1937 года, который с затуханием продол­жался в 1938-39-е годы, залил страну кровью.

За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. (Пс. 43, 23).Новый чудовищный удар нанесен был в эти страшные годы по Рус­ской Православной Церкви.

Пятилетний план «Союза воинствующих безбожников», поставив­шего своей целью искоренение религий в нашей стране, провалился. Перепись 1937 года, в которую включен был и вопрос о религиоз­ных убеждениях, обнаружила, что 2/3 сельского населения, состав­лявшего тогда большинство, и 1/3 городского продолжают считать себя верующими.

Из переписи с ясностью следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни.

После переписи «Союз воинствующих безбожни­ков», насчитывавший более 5 миллионов членов, был подвергнут чис­тке, в результате которой из него вышла половина его членов, многие из которых были незаконно репрессированы, отправлены в лаге­ря и расстреляны.

Сталину были очевидны размеры неуспеха строительства безбожного социализма в стране, ясно, насколько беспощадно-кроваво должно быть новое гонение и невиданная война с народом, в результате которой не лагерь, не каторжные работы ждали непокорных (причем непокорных не на деле, а только идейно, отличных своей верой), а приговоры к расстрелу и смерть.

Так началось новое, последнее гонение, которое должно было физически сокрушить православие. В одном только 1937 году было закрыто более 8 тысяч церквей. Предлогом для закры­тия могло послужить все что угодно, например, то обстоятельство, что на расстоянии менее 1 км от храма находится школа.

Достаточно было обвинения против одного из членов «двадцатки», чтобы общину объявить распущенной.

В 1937 году аресты охватили большую часть духовенства, на этот раз они не миновали и обновленцев. Арестованным, как это принято было тогда, предъявляли самые вздорные, фантастические обвинения: в заговорах, шпионаже, саботаже, терроре.

Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавил банду контрреволюционеров. Подобные обвинения предъявлены были мит­рополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову), епископу Орловскому Иннокентию (Никифорову). Арестованных епископов чаще всего рас­стреливали.

Так, в 1936-1939 годах погибли митрополиты Серафим (Чи­чагов), Серафим (Мещеряков), Константин (Дьяков), Серафим (Александров), Евгений (Зернов), архиепископ Питирим (Крылов), епископы Варфоломей (Ремов), Никон (Гурлевский), Никон (Лебе­дев). В 1938 году в застенках НКВД скончался митрополит Анатолий (Грисюк).

Погибли и отделившиеся от Заместителя Местоблюстителя архиереи: митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов), епископ Дамаскин (Цедрик).

В 1937 году были расстреляны протопресвитеры Николай Арсеньев и Александр Хотовицкий – в прошлом настоятель и ключарь храма Христа Спасителя в Москве.

В лагерях погибли выдающийся богослов и философ священник Павел Флоренский, крупнейший русский патро­лог профессор Московской духовной академии И.В.Попов, широко из­вестный издатель «Религиозно-нравственной библиотеки» профессор М.А.

Новоселов и тысячи менее известных священнослужителей и цер­ковных деятелей.

По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г.

арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4 000, расстреляно 1900. В одной Тверской обл. было расстреляно только в 1937 г. более 200 священников, а в Московской — около 1000.

По количеству невинно убиенных мучеников Русская Православная Церковь уподобилась Древней Христианской Церкви.

Подавляющее большинство из тех священнослужителей, которые остались в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Церковная организация была разгромлена.

Последствия гонений.В 1938 г. советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до состояния необратимости.

Если уничтоженные или превращенные в склады храмы можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невосполнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни.

Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что привело его в угрожающее состояние духовного разложения.

К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. На Украине сохранилось 3% из числа дореволю­ционных приходов.

Во всей Киевской епархии в 1940 году оставалось два прихода с тремя священниками, одним диаконом и двумя псалом­щиками, в то время как в 1917 году епархия насчитывала 1710 церк­вей, 23 монастыря, 1435 священников, 277 диаконов, 1410 псаломщи­ков, 5193 монашествующих.

Прекращение репрессий.В сентябре 1939 года нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. После разгрома Польши потенциальный про­тивник вышел на границы нашего государства.

Над страной нависла грозная военная опасность, которая побуждала к единению, к пре­одолению вражды и ненависти.

В последние предвоенные месяцы давление на Русскую Православную Церковь ослабло, волна репрес­сий утихла.

После возвращения отторгнутых от России в гражданскую войну территорий – Западной Украины вместе с принадлежавшей до 1918 года Австро-Венгрии Галицией, Западной Белоруссии, Бессарабии, Эстонии, Латвии и Литвы – число приходов, находившихся в юрисдик­ции Московского Патриархата, многократно увеличилось. К началу Ве­ликой Отечественной войны Русская Церковь имела около 4,5 тысяч приходов и 88 монастырей с более, чем 5000 насельников – почти все на Западе страны.

ВОПРОСЫ:

1. Почему именно тридцатые годы стали временем обострения террористической сталинской политики?

2. В чем заключается противоречие Конституции СССР 1936 года?

3. Каковы были последствия гонений?

4. Когда утихла волна репрессий?

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-113668.html

Об отношениях Советской власти и Русской Православной Церкви в первой половине XX века

В начале XX века до 1917 года в Российской Империи Православие было официальной религией. Митрополит Иларион Алфеев пишет: «Оценивая синодальную эпоху в целом, следует сказать, что, несмотря на подчинение Церкви государству и отсутствие патриарха, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной Церкви» [1].

Однако если мы посмотрим на исторические факты и воспоминания современников, то мы увидим прямо противоположную картину.

Уже в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Сбывается слово Христово: в последние дни обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия…

Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической. Какого света ожидать от этой тьмы!»[2].

Схимандрит Варсонофий Оптинский, один из Оптинских старцев, писал: «Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии»[3].

Следует отметить, что оба представителя духовенства были канонизированы Русской Православной Церковью и являются в церковной среде безусловными авторитетами по вопросам духовной жизни.

Если посмотреть на ситуацию объективно, то начиная со времен Петра I Русской Православной Церковью управлял Святейший синод – высший орган управления Церковью в период между архиерейскими соборами, одновременно являющийся и органом государственной власти. Была предпринята попытка взять духовное развитие под контроль государства, однако вместо этого Синод занялся исключительно внешними вопросами, сделав внутренние вопросы личным делом православных.

Читайте также:  Особенности общественно-экономического развития повлияли на развитие российской исторической, географической и сельскохозяйственных наук - история России

Следствием превращения религиозной организации в государственный институт, ответственный не за духовную жизнь, а за деятельность автокефальной церкви, стало распространение атеизма среди населения Российской Империи.

Это особенно проявилось, когда после февральской революции 1917 года и отмены обязательного причастия в армии причащаться стали только 10-12% от всего личного состава. После Октябрьской революции 1917 года церковь вообще была отделена от государства.

Ещё в 1905 году Владимир Ильич Ульянов, известный под псевдонимом «Ленин», писал: «Мы, социалисты, должны поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией.

Либо вы искренни, и тогда вы должны стоять за полное отделение церкви от государства и школы от церкви, за полное и безусловное объявление религии частным делом.

Либо вы не принимаете этих последовательных требований свободы, — и тогда, значит, вы всё еще в плену у традиций инквизиции, тогда, значит, вы всё еще примазываетесь к казенным местечкам и казенным доходам, тогда, значит, вы не верите в духовную силу вашего оружия, вы продолжаете брать взятки с государственной власти, — тогда сознательные рабочие всей России объявляют вам беспощадную войну… Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом»[4]. После прихода большевиков к власти такая политика продолжалась, однако народный гнев, вызванный поведением Русской Православной Церкви, удержать не удалось.

В период гражданской войны Русская Православная Церковь фактически большей частью встала на сторону белогвардейцев, вследствие чего стала врагом сторонников новой власти. В связи с таким положением негативное отношение к носителю определенных идей перешло и на сами идеи. Достаточно распространен миф, что большевики заставляли народ идти против церкви.

Если посмотреть на факты, то мы видим, что большевики стояли исключительно на агитационной позиции, тогда как сам народ занимался самосудом. В своей речи на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Владимир Ильич Ульянов говорит: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства.

Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»[5].

Он же пишет 23 февраля 1919 года: «Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма»[6].

  Поскольку данные речи и статьи являются указанием к действию государственным и партийным органам, причем негласным, то говорить о том, что Ульянов лукавил, мы не имеем возможности.

Другой вопрос – возможно ли было сдержать народный гнев?

На наш взгляд, в сложившихся условиях, несмотря на складывающуюся вертикаль управления государством в период гражданской войны, советское руководство было неспособно контролировать абсолютно всё на местах.

Впоследствии, как показала практика, к тем деятелям, что осуществляли самосуд на местах (причем по собственной воле), были применены репрессивные меры, и была проведена замена подобных кадров на людей, более ответственных.

Поэтому мы считаем, что нельзя говорить, что погромы храмов, убийства и репрессии священнослужителей являются виной именно советского руководства, поскольку невозможно было контролировать абсолютно всё.

После гражданской войны и уменьшения влияния Русской Православной Церкви на массы большевикам было необходимо чем-то заменить религию и православную культуру. Так, например, появились «комсомольские крещения» новорожденных.

Одновременно с этим, советское руководство продолжало вести отстраненную от насилия политику по отношению к религии.

Владимир Ильич Ульянов в письме Вячеславу Михайловичу Молотову в апреле 1921 года пишет: «Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчёт 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично.

Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии»[7]. Но следует сказать, что новые «традиции» не прижились, и очень скоро подобные «комсомольские крещения» и другие новации прекратились.

Отношения с Русской Православной Церковью были восстановлены со временем. Несмотря на принятие советской власти некоторыми представителями духовенства, большая их часть продолжала существовать во вражде с советской властью, находясь в эмиграции либо продолжая жить на территории СССР и сотрудничать с местными и зарубежными антисоветскими организациями.

Тем не менее, 29 июля 1927 года Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Старгородским) было издано «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», именуемой «Декларацией митрополита Сергия». В интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года Патриарх Алексий II дал ему такую оценку: «…Заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей»[8]. Но доказательств давления на митрополита нет. Кроме того, странно: если сторонники митрополита Сергия и сам митрополит находились под давлением, почему Патриарх Московский и всея Руси Алексий произнес положительную речь об И.В. Сталине на похоронах, когда уже фактически начались массовые реабилитации[9]. К тому же, такая позиция митрополита и РПЦ привела к тому, что появились раскольники – Истино-православная церковь, стоявшая на антисоветской позиции, хотя по отношению к ним должно было применяться давление.

Таким образом, мы видим, что советская власть в первой половине XX века вначале хоть и пытается бороться с Русской Православной Церковью посредством пропаганды и агитации, но, тем не менее, становится на путь взаимодействия и сотрудничества, минуя разногласия и старые обиды. Достигнутый компромисс между советским руководством и РПЦ позволил сохранить Православие на территории СССР и не дал окончательно уничтожить самую большую автокефальную православную церковь в мире.

Примечания:

1.     Митрополит Иларион (Алфеев). Православие: в 2 т. Т. 1. 4-е издание. М., 2012. С. 168.

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43135781793

Советская наука и культура в 20-30-е годы » Шпоры для студентов

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность».

Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов.

К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования.

В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами — Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.

                            I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» получил приз на международном фестивале.

Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии — «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк», «Семеро смелых», «Музыкальная история» и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.

С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

Читайте также:  Усиление владимиро-суздальского княжества в хii в. - история России

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.

Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей.

Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.

Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/history20vek/sovetskaya-nauka-i-kultura-v-20-30-e-gody.html

Реферат Культурное развитие СССР в 20-30-е годы XX века

На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы и культурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушением культурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путь развития.

В 30-е годы партийно-государственное руководство культурой приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х – начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры, отразились на нравственном отношении общества.

Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников.

Вместе с тем развитие народного хозяйства создавало определенную материальную базу для культуры.

Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру.

Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К.

Крупской, Я.А. Яковлева.

Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И.

Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К.

Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А.

Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934).

Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош” и “Последние дни” А.С. Пушкин.

Развивались культурные связи с заграницей. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В. Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б.

Пильняка, И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А.

Фадеев.

Росту популярности кино способствовало появление отечественных звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич).

Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга).

К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.

С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе.

К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км.

Полет закончился трагически – гибелью экипажа.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М.

Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.

Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы. Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан. Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ.

В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.

В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи.

По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.

Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность – было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%.

Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %.

Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет.

20-30е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

  1. “Культурная революция и духовный процесс”. С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л. Соскин. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1998 г.

  2. “Культурология”. Учебное пособие под редакцией М.А. Барт. Москва – МГУ –1996 г.

  3. “Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1999 г.

Читайте также:  Репрессии против интеллигенции - история России

1. Реферат на тему Крещение Руси 2
2. Реферат Батори, Елизавета
3. Реферат Ломоносов как величайший художник, поэт и ученый
4. Сочинение на тему В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова
5. Курсовая на тему Управление конфликтами
6. Реферат на тему Суспензии
7. Реферат на тему Методи управління банківськими ризиками
8. Курсовая на тему Аудит денежных средств 2
9. Реферат на тему Принятие христианства на Руси 3
10. Реферат на тему Adolescent Depression Essay Research Paper PsychologyAdolescent Depression

Источник: http://bukvasha.ru/referat/223157

Культура СССР в 20-30-е годы

Рассмотрим тему Культура СССР в 20-30-е годы из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Культура СССР в 20-30-е годы, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Культура СССР в 20-30-е годы

    Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д.

    Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви: одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию.

    С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

    С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

    В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

    Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы.

    Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть.

    Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

    Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова.

    В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

    С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

    Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев» (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев, скульпторами — В. Мухина.

    Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.

    XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2-3 веков.

    В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода: эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века).

    Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты: 1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.

    В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения

    разделялись

    на: высшие (Славяно-греко-латинская академия

    для

    духовенства,

    Морская

    академия),

    специальные (артиллерийская

    и

    инженерная

    школы,

    медицинское

    училище, горные школы

    при

    металлургических заводах) и начальные (цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных. После Петра система образования приобретает сословный характер.

    Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук, при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта на более простой, названный гражданским.

    При Академии наук с 1703 года издается газета, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы.

    Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли.

    Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

    Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович отстаивал идею неограниченной царской власти. И.

    Посошков в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А.

    Татищев выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

    Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января. Знать собиралась на ассамблеи (балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.

    При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.

    При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.

    В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург. Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы.

    Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли возводит здание Зимнего дворца, Ухтомский колокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр.

    Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.

    Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.

    Для дворян открываются учебные заведения закрытого типа (Смольный институт). Целью таких учебных заведений была изоляция детей от общества и воспитания в них высокой нравственности. В городах и уездах создаются училища для народа.

    Академия наук под руководством президента Екатерины Дашковой изучает природные запасы страны. При Академии работают механики-самоучки И. Ползунов (построил первую паровую машину) и И. Кулибин (изобрел оптический телеграф и прожектор). Крупные исторические сочинения создают М. Щербатов, И.

    Болтин, М. Ломоносов. Типография Новикова издает древнерусское летописи.

    В литературе прославились В. Тредиаковский, Г. Державин, Д. Фонфизин, Н. Карамзин. Создается Театральная дирекция, театры получают помощь от государства. В поместьях возникают крепостные театры.

    Екатерина II положила начало увлечению коллекционированию произведений искусств. Ее коллекция стала основой коллекции Эрмитажа.

    В архитектуре барокко сменяется классицизмом. Ведется крупное каменное строительство в Петербурге, основываются города в Новороссии (Одесса, Севастополь, Херсон).

    В живописи появляются различные жанры: исторический, пейзажный, бытовой, происходит расцвет искусства портрета. В портрете стремятся передать внутренний мир человек. Высокой художественной ценностью отличаются скульптурные портреты Ф. Шубина.

    Создавались школы у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер и стремились к христианизации местного инородческого населения.

    Н.В. Флоровский «Пути русского богословия»: «Вся историческая значительность русского масонства была в том, что эта была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского небытия и рассеяния…

    Это был не только эпизод, но и этап в истории нового русского общества. В истории русского масонства было много споров, разделений, колебаний. Первые русские ложи были, в сущности, кружками деистов, исповедавших разумную мораль и естественную религию, стремившихся к моральному самопознанию.

    Масонство есть некий орган, прежде всего, светский и тайный, с очень строгой дисциплиной не только внешней, но и внутренней. Именно эта внутренняя дисциплина или аскеза. и оказалась всего важнее в общей экономии масонского действия, — «тесание дикого камня сердца человеческого», как говорили тогда.

    И в этой «аскезе» воспитывался новый тип человека. С этим типом мы встречаемся в следующую эпоху. В масонстве впервые будущий русский интеллигент осознает свою разорванность, раздвоенность своего бытия, и начинает томиться о цельности и тянуться к ней.

    Это искание, тоска и тяга повторяются позже в поколении «тридцатых годов» и (сороковых); в частности у славянофилов».

    Категория: История | Добавил: (24.12.2015)

    Источник: http://xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai/publ/poleznye_materialy/istorija/kultura_sssr_v_20_30_e_gody/23-1-0-4832

    Ссылка на основную публикацию