Культура башкирского народа в 19 веке — история России

Происхождение башкирского народа (стр. 1 из 5)

1)

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

9) Тимур.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

15) Ислам.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории.

Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.

Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.

Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана.

Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.

В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду.

Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ — саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов.

Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими. Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы — дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи.

Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.

Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями.

Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея. Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.

Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов. Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами.

По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов. Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её.

Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками. Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.

Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть — линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI — VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям — небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей.

Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала.

Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников — печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы.

В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX — XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов. Половцы — это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги.

Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния — каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев — родоначальников половецких племён.

Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы.

Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.

В XIII — XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана — Темучин.

Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого — для поклажи.

Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада.

Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя. Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай.

В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.

В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота.

Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX — XII веков.

Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев.

Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Источник: http://MirZnanii.com/a/343369/proiskhozhdenie-bashkirskogo-naroda

Башкиры: история и мифы

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

Читайте также:  Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в. - история России

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу.

Среди башкир можно встретить и классических «степняков», и людей с восточным типом внешности, и русоволосых «европейцев».

Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название «башкиры» вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: «Главный волк», «Пчеловод», «Глава Урала», «Главное племя», «Дети богатырей».

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в «Армянской географии» того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу.

Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию.

Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа.

Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

<\p>

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк менэн Хыухылу» и др.

Источник: http://nazaccent.ru/content/23150-bashkiry-istoriya-i-mify.html

Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века

К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения.

Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян — помещиков или государства.

Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.

В 30 — 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд.

Раньше всего паровые двигатели и механические станки стали вытеснять ручные станки и » вододействующие » механизмы мануфактурного периода в хлопчатобумажной промышленности. В 1846 г. в России было 700 тыс. веретен, приводившихся в действие паровыми двигателями. В 1859 г. таких веретен уже имелось 1600 тыс. Паровые двигатели внедрялись и в некоторые другие отрасли промышленности.

Возросла и производительность труда: в середине XIX в. один рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале столетия, а на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности в стране. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал. Если в XVIII в.

Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства ), так и по его вывозу, то в начале XIX в. английская металлургия догнала российскую, а к 1860 г. превзошла ее почти в 12 раз. Обогнали Россию также США, Германия и другие страны. Россия по производству чугуна отошла на восьмое место.

Еще более отставала она в области машиностроения, топливной промышленности, в развитии транспорта.

В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая.

Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход » Елизавета «. В 1860 г. на Неве, Волге, Днепру и их притокам, а также по Каспийскому и Черному морям плавало 339 пароходов.

В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Если к 1825 году было построено 367 верст шоссейных дорог, то к 1861 г. — 8515.

Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике.

Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала.

Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг.

была построена Петербургско — Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс.

верст железнодорожных линий, что было недостаточно для такой огромной страны.

Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов выросла с 38 до 58 млн. десятин (на 53 %) , а валовые сборы зерна — с 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти — 8-10 пудов).

Прирост посевных площадей происходил, в основном, за счет осваиваемых районов Южной Украины, Бессарабии, Предкавказья и Среднего Поволжья. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для » домашнего употребления».

Товарное животноводство имело место в Ярославской, Тверской и Вологодской губерниях, в Прибалтике и в степной полосе России.

Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.

Общие социально-экономические процессы происходили и в Башкирии, но загнивание и кризис феодально-крепостнического строя сказывались в меньшей степени, чем во внутренних, южных и западных районах России. В первой половине XIX в. наблюдался существенный прирост башкирского населения: 250 тыс. человек на рубеже XVIII и XIX вв., 507 тыс. — в 1851 г.

Большое воздействие на развитие сельского хозяйства в Башкирии оказывало увеличение в I половине XIX в. плотности населения, происходившее за счет естественного прироста численности башкир, но главным образом — притока небашкирского населения из других регионов России. Оно вело к сокращению пастбищных угодий, к упадку скотоводческого хозяйства.

В целях борьбы с активным выступлением населения края против царизма и привлечения части населения к охране восточных границ России указом правительства от 10 апреля 1798 г. в Башкирии вводится кантонная система управления. В соответствии с этим указом башкиры и мишары были переведены в военное сословие.

Было создано 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, а также 5 кантонов оренбургских казаков. Кантоны не имели особых названий, их различали по порядковым номерам.

Башкирские казаки охраняли восточные границы России, привлекались для участия в военных действиях, сооружении военных укреплений, участвовали в заготовке леса для казны, строили и ремонтировали административные здания в Уфе и Оренбурге, посылали транспортные команды в Казахстан.

В связи с переходом башкир в военно — казачье сословие принимались меры по переводу их к оседлости и земледелию. Принудительный перевод башкир к оседлости наиболее активно стал осуществляться с 30-х гг.XIX в.

Жителям кантонов раздавались семена и приказывалось «заниматься хлебопашеством «. По решению губернской администрации башкирские деревни перестраивались по русскому образцу.

В целом мероприятия царских властей по переводу полукочевых башкир к оседлости и земледелию, хотя и проводились административно-бюрократическими, порою очень грубыми методами, имели прогрессивное значение, способствуя распространению земледелия и оседлого быта.

В первой половине XIX в. промышленность Башкирии, как и Российской империи в целом, переживала глубокий кризис. Почти полностью прекратилось строительство новых предприятий, закрылся ряд старых заводов. Некоторое оживление в металлургии началось в конце 30-х и в 40-х годах. Тормозящая роль феодально-крепостнического строя сказывалось и на фабрично-заводской промышленности, лесных промыслах.

Продолжалась качественная перестройка многих компонентов общественного строя башкир в направлении их приближения к социальным организациям феодальной России. Основное содержание перестройки заключалось прежде всего в разложении традиционных (по форме родоплеменных) земельных вотчин на территориальные земельные общины сельского типа. Однако перестройка шла медленно, крайне противоречиво.

Организация кантонной службы башкир и кантонной системы управления ускорила эволюцию социально-классовой структуры башкирского общества: старая (по происхождению родоплеменная) аристократия башкирского общества изжила себя или частью была уничтожена.

На смену ей пришла создаваемая и поддерживаемая царизмом социально-классовая группа, которая складывалась как из переориентировавшихся на царизм представителей старой аристократии, так и за счет новой бюрократии, кантонного офмцерства, верного царизму, а также прослойки башкирских богатеев.

Из выходцев социальной верхушки, мусульманского духовенства начинает складываться немногочисленная башкирская интеллигенция (поэты, писатели), в мировоззрении которой, кроме идей просветительства, прослеживается тенденция к осмыслению социально — исторических судеб башкирского народа.

В первой половине XIX в. под влиянием передовой русской культуры продвинулась вперед и культура народов Башкирии. В крае функционировали общеобразовательные, военные, горнозаводские школы. В 1828 г.

в Уфе была открыта гимназия с семилетним курсом обучения, где в 1846/47 учебном году обучалось 225 человек. В гимназии преподавались латинский, немецкий и французский языки, словесность, логика, математика, статистика, история, физика и др.

Читайте также:  Народы сибири - история России

Однако образование было доступно только представителям национальной феодальной верхушки.

Широкое развитие получило башкирское устное народное творчество, особенно его песенный жанр. Прогрессивные русские писатели создали немало произведений о Башкирии. В 30-х годах в Уфе начали ставить любительские спектакли, в 1841-1843 гг. выступила первая профессиональная труппа.

Таким образом, начавшийся промышленный переворот в России приводил к большим изменениям в структуре промышленности и ее техническом оснащении. Но в условиях нашей страны он затягивался на длительное время.

Социально-экономические процессы в Башкирии, хотя и медленно, разлагали родоплеменные отношения, приближая общественный строй башкир к социальной организации страны.

Эти процессы стали ускоряться с введением кантонной системы управления.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history2/22.shtml

Башкиры. Древний народ с берегов Дуная

В Российской Федерации сегодня живут люди самых разных национальностей. У каждой из них имеются свои традиции и обычаи. Один из наиболее многочисленных народов – башкиры.

Народ обладает богатой многовековой историей и имеет свои традиции и обычаи.

Чтобы поближе познакомиться с национальностью и начать лучше понимать ее представителей, нужно ознакомиться с актуальной информацией по теме.

Немного о Башкортостане

Памятник Салавату Юлаеву

Наиболее многочисленные из народов имеют свои субъекты, входящие в состав России. Так, в ПФО расположилась республика Башкортостан. Она относится к Уральскому экономическому району. На границе с субъектом находятся:

  • области: Свердловская, Челябинская и Оренбургская,
  • края: Пермский,
  • республики Удмуртия и Татарстан.

В качестве столицы Башкортостана был выбран город Уфа. Субъект была выделен в составе России по национальному признаку, получив такое право первой среди подобных автономий. Это произошло в 1917 году.

Основное население Башкортостана – башкиры. Для них данная республика – основное место проживания в РФ. Однако представителей национальность можно встретить и в других уголках России и даже за ее пределами.

Кто такие башкиры?

На сегодняшний день в России проживает больше 1,5 млн. этнических башкир. Народ имеет свой язык и письменность, которая до 20 в. базировалась на основе арабских символов. Однако во времена СССР письменность сначала была переведена в латиницу, а затем и в кириллицу.

Фактором, который позволяет представителям национальности сохранить общность, выступает религия. Преобладающее число башкир является мусульманами–суитами.

Окунемся в прошлое

Башкиры – очень древний народ. Современные ученые утверждают, что первых представителей национальности описывали еще Геродот и Птолемей. В исторических записях народ называют аргиппеями. Если верить рукописям, представители национальности одевались, как скифы, однако имели собственное наречие.

Летописцы Китая по-другому интерпретируют башкир. Ученые прошлого причисляли представителей национальности к племени гуннов. В «Книге Суй», которая была создана в 7 столетии, упоминаются 2 народа, которых современные специалисты интерпретируют, как башкир и волжских булгар.

Путешественники из арабских государств, перемещавшиеся по свету во времена Средневековья, позволили внести в историю народа больше ясности.

Так, примерно в 840 году Саллам ат-Тарджуман приехал на родину представителей национальности и подробно описал их быт и обычаи. Согласно его характеристике, башкиры – это народ, который обитал по обоим склонам Уральских гор.

Его представители проживали между 4 разными реками, среди которых присутствовала и Волга.

Источник: https://dedadi.ru/obshhestvo/bashkiry.html

История и расселение башкир

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир.

В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или киргизские, например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.

д.

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000.

С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным.

Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший монгольский тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А.

Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством.

Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением.

Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313—1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда.

Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, — царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, — царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, — ханам сибирским.

Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани.

Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими.

Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения — это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г.

, по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских.

Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется.

Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».

Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в Казань и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г.

воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие ногайского князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий.

Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание.

За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г.

вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург — место главного управления горными заводами.

К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г.

Читайте также:  Верденское сражение в истории первой мировой - история России

Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена.

Указом 1736 г.

русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр.

Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г.

Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми башкирскими делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола.

Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола.

Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты).

Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление — из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда.

Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Екатеринбургском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.

К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и голода 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.).

Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г.

Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р.

Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу — на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану — на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу — на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р.

Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.

Источник: https://geographyofrussia.com/istoriya-i-rasselenie-bashkir/

История и Культура Башкортостана

В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. Сохранить такое отношение между людьми – это наш долг перед предками.

Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. По его имени образовано название республики. К сожалению, в годы существования СССР уделялось недостачно внимания сохранению культуры и национальной самобытности народов России. Пережитки этого сохранилось до сих пор. Нередко можно услышать от самых видных политиков фразу: «Мы русские», вместо – «Мы россияне».

Такие люди забывают о всех других национальностях, проживающих в России, что, разумеется, недопустимо. Поэтому во второй половине 1980-х годов началось движение народов России за национальное возрождение. Не остались в стороне и башкиры.

Одной из форм сохранения культуры башкирского народа, а также (обратите на это внимание) всех других национальностей, проживающих на территории республики стало проведение курултаев.

Первый всемирный курултай (конгресс) башкир прошёл 1-4 июня 1995 года в городе Уфе и районах республики. Второй Все­мирный курултай прошёл 10-11 июня 2002 года. Обращаясь к народам Республики Башкортостан делегаты Второго Всемирного курултая, сказали следующее:

Мы призываем все народы Республики Башкортостан и дальше укреплять межнациональное доверие и согласие, не допуская противоречий и конфликтов во взаимоотношениях, избегая действий, способных обострить межнациональные отношения.

Мы верим в будущее родного Башкортостана – общего дома для всех народов республики!

Население Башкортостана. О численности башкир в конце XVIII – середине XIX века существуют различные мнения. По подсчётам дореволюционного ученого В. Э. Дена, башкир на рубеже XVIII – XIX веков было всего 185 тысяч душ обоего пола. Ф. А.

Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 году составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 году округляется у У. X. Рахматуллина в 184 – 186 тысяч и у Б. X. Юлдашбаева – около160 тыс. Р. Г.

Кузеев называет цифру 250 -275 тысяч человек, дополнительно учитывая 30 – 40 тысяч сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX века в основном уже растворились в башкирской этнической среде.

Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей коло­низацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 году Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г.

численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 человек.

Кроме башкир в губернии было: русских крестьян – 206997 человек, ясачных татар, тептярей и мишарей -124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством – 50352, отставных солдат, казаков и их детей – 33068, казаков Уральского войска —15274 человек.

В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 человек, в том числе русские – 1548291 человек или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормаль­ным.

Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно – заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.

Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

В 1970 – 1980 годах была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили чёткое отражение в статистике. По переписи 1926 года в Башкортостане из 625,8 тысяч башкир 280 тыс.

(44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тысяч башкир – 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 человек – 309 тыс. (41,8%), в1979 г. из 935,9 тыс. башкир – ЗЗЗтыс. (более 28%), в 1989 г. из 863,8 тыс.

человек – 216 тыс. (около25%).

Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно  показательны для  обрисованной  политики.  Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тысяч человек или на 5,7%.

Перепись 1926 года показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам.

Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа.

Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.

Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин «тептяр», по мнению А. 3. Асфандиярова, происходит от башкирского слова «тибеу» — выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII веке большинство тептярей были башкирами.

Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и другие. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу.

Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.

В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129, марийцев – на 3870 человек, мордвы – 8822, удмуртов — 4322, украинцев – 2015, белорусов – 947, немцев -1081 и евреев – 1757 человек.

Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т. д.

), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.

(Рим Янгузин.)

Источник: http://www.bashculture.ru/archives/306

Ссылка на основную публикацию