Кирилло-мефодиевское общество — история России

КИРИ́ЛЛО-МЕФО́ДИЕВСКОЕ О́БЩЕСТВО

Кирилло-Мефодиевское общество - история России

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ О́БЩЕСТВО — принятое в литературе название тайного политического объединения в Российской империи.

Организовано в Киеве в декабре 1845 года — январе 1846 года Н. И. Гу­ла­ком, Н. И. Кос­то­ма­ро­вым и В. М. Бе­ло­зер­ским. Другие члены общества — Г. В. Андрузский, П. А. Кулиш, А. В. Маркович, А. А.

Навроцкий, Д. П. Пильчиков, И. Я. Посяда, Н. И. Савич, А. Д. Тулуб, Т. Г. Шевченко.

С ними, возможно, поддерживали отношения свыше 100 человек, живших в различных регионах Российской империи, а также в Чехии.

Программа Кирилло-Мефодиевского общества была изложена в «Уставе Славянского общества Святых Кирилла и Мефодия» и «Законе Божьем» (другое название — «Книга бытия украинского народа»).

Целью общества было создание славянских демократических республик (штатов) и их союза с центром в Киеве.

Предполагалось, что в союз войдут штаты, образованные на территории Российской империи, — 3 великорусских, по 2 украинских, поволжских, южных, сибирских и кавказских, Белоруссия и Польша, а также штаты, созданные в Чехии и Моравии, Сербии и Хорватии, Болгарии.

Главы и сеймы (парламенты) республик, а также общесоюзный орган (Рада славянская) должны были избираться. В союзе планировалось ввести гражданское равноправие и демократические свободы, всеобщее избирательное право, выборность чиновников.

Такой союз члены общества рассматривали как средство сохранения самобытности славянских народов и пробуждения их самосознания, примирения христианских церквей. Особая роль в нём предназначалась украинскому народу, который, как считали члены Кирилло-Мефодиевского общества, унаследовал от казачества свободолюбие и приверженность к демократизму.

Большинство членов общества отстаивало мирные методы работы (через просвещение народа и христианское воспитание молодёжи), некоторые призывали к подготовке восстания и государственному перевороту.

В марте — мае 1847 года члены общества арестованы, им предъявлены обвинения в «украинофильстве», намерении восстановить гетманство, изложении ряда идей в «революционном и коммунистическом духе». Они по утверждённому императором Ни­ко­ла­ем I докладу шефа жандармов графа А. Ф.

Орлова приговорены к различным мерам наказания (при этом всем запрещался въезд в украинские губернии): Н. И. Гулак — к заключению в Шлиссельбургской крепости на 3 года с последующей ссылкой в Пермь до 1859 года, Н. И. Костомаров — к заключению в Петропавловской крепости на 1 год и ссылке в Саратов на 8 лет, П. А.

Кулиш — к заключению в той же крепости на 4 месяца и ссылке в Тулу на 3 года, А. А. Навроцкий — к 6 месяцам гауптвахты с последующей службой в Вятской губернии, В. М. Белозерский — к ссылке в Петрозаводск с последующей службой в великорусском губернском городе, Н. И. Савич — к полугодовому аресту и ссылке в своё имение на 2 года. Т. Г. Шевченко отправлен рядовым в армию. А. В.

Маркович направлен на службу в Орёл. Г. В. Андрузский и И. Я. Посяда переведены в Казанский университет. Ряд сочинений Костомарова, Кулиша и Шевченко был изъят из продажи.

В ис­то­рио­гра­фии дискутируются многие вопросы, связанные с историей Кирилло-Мефодиевского общества, в том числе его политическое значение, наличие умеренного и радикального течений, факт членства в обществе П. А. Кулиша и Т. Г. Шевченко. Основание для споров дают противоречия в показаниях членов Кирилло-Мефодиевского общества на следствии, в программных документах общества, мемуарах и автобиографиях членов и т.п.

Ис­торические источники:

Ки­ри­ло-Мефодіївське то­ва­ри­ст­во: У 3 т. Київ, 1990.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Яре­мен­ко В. Та­рас Шев­чен­ко та Ки­ри­ло-Мефодіївське брат­ст­во: до­лан­ня стереотипів // Київська ста­ро­ви­на. 2007. № 2
  • Гри­цак Я. На­рис історії України: фор­му­ван­ня модерної української нації XIX–XX століття. 2 вид. Київ, 2000
  • Зе­ров М.К. Українське пись­мен­ст­во XIX століття // Зе­ров М.К. Тво­ри. Київ, 1990. Т. 2
  • Зай­онч­ков­ский П.А. Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское об­ще­ст­во (1846–1847). М., 1959
  • Се­мев­ский В.И. Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское об­щест­во. 1846–1847. П., 1918
  • Гру­шевсь­кий М. В сімдесяті ро­ко­ви­ни Ки­ри­ло-Мефодіївської спра­ви // Літера­тур­но-нау­ко­вий вістник. 1917. Кн. 1 (ли­пень)

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/kirillo_miefodiievskoie_obshchiestvo

История общества

О Кирилло-Мефодиевском братстве

Верховная власть была исходной точкой общественного порядка, уничтожая привилегии, несовместимые с государственным порядком, что привело к более сильному, нежели в европейских государствах, развитию монархической абсолютистской властиʼʼ [6, с. 148].

ʼʼРаскрепощениеʼʼ России в перспективе Б. Чичерин видел в развитии общественной самодеятельности при участии монарха. Наилучшей формой правления для России он считал конституционную монархию, обеспечивающую устойчивость и гибкость государственной власти.

Эффективность управления при конституционной монархии достигается либо привлечением при крайне важно сти к управлению широких социальных слоев, либо концентрацией власти в руках монарха.

Двухпалатный парламент, независимый суд, ответственные перед палатами министерства обеспечивают взаимную ответственность всœех ветвей власти, а монарх охраняет высшее благо целого.

По мнению ученого, конституционная монархия имеет преимущество перед всœеми другими формами правления, она может удовлетворять всœе потребности народной жизни. Борис Чичерин (избранный в 1882 ᴦ.

городским головой), призывал к поэтапному законодательному введению конституции: сперва свободы совести, слова, прессы, затем демократического формирования правительства. По мнению Чичерина, свобода воли не существует без нравственного закона, а их синтезом является право как ʼʼсвобода, определённая закономʼʼ. По этой причине он настаивал на крайне важно сти сильной власти, выполняющей функции надзора над исполнением закона.

48. Кирило – Мефодиевское братство: идеология демократического панславизма.

Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая антикрепостническая организация, созданная по инициативе Н. Костомарова в январе 1846 — марте1847 года в Киеве. Организация была названа в честь славянских просветителœей Кирилла и Мефодия.

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни на Украинœе в рамках панславянского союза народов.

Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария.

Читайте также:  Галицко-волынская русь - история России

Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с ʼʼевангельскими правилами любви, кротости и терпенияʼʼ.

[1] Вместе с тем, подразумевалось, что разрушение империй (Российской и Австрийской) является условием для достижения целœей общества.[источник не указан 1335 дней]

По мнению историка Симоненко Р. Г., иcторическое значение Кирилло-Мефодиевского братства состоит по сути в том, что оно было первой попыткой украинской интеллигенции бороться за права украинского народа.

Братство разработало широкую программу, которая также стала указателœем для его последователœей.

Принципиально также было и то, что Кирилло-Мефодиевское братство стало самостоятельным и самобытным политическим формированием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организационно не подчинялось, а идеологически не повторяло современные ей политические организации[2] [3].

Кирилло-Мефодиевское общество было первой на Украинœе организацией политического направления. Об этом свидетельствуют два его документа: ʼʼЗакон Божий (Книга бытия украинского народа)ʼʼ, написанный Н. Костомаровым и ʼʼУстав Славянского общества св. Кирилла и Мефодияʼʼ, а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Белозерским.

Программные положения костомаровского ʼʼЗакона Божегоʼʼ нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского братства ʼʼБратья украинцы!ʼʼ и ʼʼБратья великороссияне и поляки!ʼʼ.

В этих документах был призыв к народам объединится в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с демократическими институтами. Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества.

Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

В состав братства входили молодые интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, А. Навроцкий, В. Белозерский, Н. И. Гулак (родственник В. И. Вернадского по матери) и другие.

Большое влияние на идейное формирование членов общества и их практическую деятельность оказывал Т. Г. Шевченко, который присоединился к обществу в апрелœе 1846 года.

Осенью 1846 года количество членов тайного общества составляло 12 человек.

В братстве существовало два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Соглашаясь в отношении общих принципов, участники этих групп расходились в вопросœе о том, что считать первоочередным и главнейшим.

К первому направлению принадлежали Н. Костомаров, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков, П. Кулиш, М. Савич. Οʜᴎ провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры. Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, Н. Гулак, О.

Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.

Близость взглядов кирилло-мефодиевцев с московскими славянофилами стала предметом специального исследования только в серединœе 1980-х гᴦ.

Тождественность и различие их мировоззрений лучше всœего прослеживается на примере славянофила Федора Васильевича Чижова, арестованного по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве в мае 1847 года и сосланного после 2-недельного заключения в Третьем отделœении на Украину.[4]

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/85416_istoriya_obschestva

Кирилло-Мефодиевское общество

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

История украинского национального возрождение делится на три этапа: 1) собирание наследия или академический этап (конец XVIII — 40-е годы XIX века); 2) украинофильский, культурных этап (40-е годы

XIX ст. — конец хіхв.); 3) политический этап (конец XIX — 1917 p.).

Возникают политические организации, участники которых ставили целью не только социальное, но и национальное освобождение украинского народа. Первой такой политической организацией стало Кирилло-Мефодиевское общество, основанное в январе 1846. в Киеве.

Члены общества разработали несколько программных документов, в частности «Книгу бытия украинского народа» и Устав.

В этих документах были выдвинуты прогрессивные идеи: республика — как основная форма политического устройства; свержение самодержавия; равенство граждан перед законом; отмена состояний как факторов неравенства в обществе; ликвидация крепостничества; национальное освобождение славянских народов; распространение образования.

Значительную внимание уделяли национальному вопросу, который рассматривался в контексте панславизма. Кирилло-Мефодиевское общество просуществовало недолго (до марта 1847 p.), поэтому развернуть широкой деятельности не смогло.

О его деятельности царским властям донес предатель, и члены общества были арестованы и отправлены в ссылку в различные губернии России под надзор полиции без права возвращения в Украину и с запретом заниматься образовательной деятельностью. Тяжелее наказали Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты, запретив писать и рисовать.

В 30-х годах XIX века. центром национального движения становится Львов, а его авангардом выступает общественно-культурное объединение «Русская троица» (1833 p.). Его основатели Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий — в то время студенты Львовского университета — разговаривали на украинском («русском») языке, отсюда и название объединения.

Они боролись против политического, социального, духовного угнетения, за развитие национального самосознания украинского народа. Этому была подчинена научно-исследовательская и публицистическая деятельность «Русской троицы».

Они выступали за развитие национального литературного языка на народной основе, против попыток латинизации литературы. Характерной особенностью их литературной деятельности было то, что она осуществлялась в духе романтизма. В 1836 г.

они выдали в Будапеште альманах «Русалка Днестровая».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Самым влиятельным течением в общественно-политическом движении 70-х годов были народники — движение разночинной интеллигенции, идеология крестьянской демократии.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Организаторами и активными участниками общества были Н. И. Костомаров — профессор истории Киевского университета, сын помещика и крепостной; П. А. Кулиш — талантливый писатель, автор первого украинского исторического романа «Черная рада»; М. И.

Гулак — ученый-право- знаток, сотрудник канцелярии генерал-губернатора; В. М. Белозерский — преподаватель Полтавского кадетского корпуса. В апреле 1846 г. к общества поступил Т. Г. Шевченко.

По своим взглядам члены общества делились на две группы: умеренные (во главе с Костомаровым и Кулишом) и радикальные (Шевченко, Гулак).

ЗАПОМНИ

Основные принципы крестьянской реформы были изложены в царском манифесте от 19 февраля 1861. и «Общем положении о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости».

ЗАПОМНИ

Читайте также:  Русская философская мысль - история России

Реформа проводилась в Интересах помещиков, но способствовала развитию капиталистических отношений.

Источник: http://schooled.ru/history/full/24.html

История Киева

Киев — один из древнейших городов мира — возник в эпоху формирования славянских народов. Через несколько столетии, став политическим центром могущественного государства средневековой Европы — Древней Руси, он сыграл важную роль в политической и духовной жизни русского, украинского, белорусского и других славянских народов, внес большой вклад в мировую цивилизацию.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современного Киева люди жили еще на рубеже нашей эры. Но историческая наука датирует время возникновения городов лишь на основании материалов, воссоздающих непрерывный процесс исторического развития.

Археологические данные свидетельствуют, что племена, чьи поселения возникли здесь до нашей эры, достигли высшего развития во II—III ст. н. э., после чего начался их упадок. Появление в конце V в. на территории Киева жилищных и хозяйственных комплексов свидетельствует о стационарности поселений.

К этому же периоду относится и обнаруженное древнее городище: ров и вал его ограждали северо-восточный выступ Старокиевской горы. Археологические находки подтверждают, что именно с этого времени на территории города славинское население проживало постоянно.

Следовательно, начало непрерывной истории Киева положили поселения, нижний хронологический рубеж существования которых относится к концу V в.

Приводятся и письменные источники, свидетельствующие, правда косвенно, о том же. Следовательно, факт возникновения Киева в середине первого тысячелетия нашей эры — 1500 лет тому назад — наука считает доказанным.В IX в. завершился процесс превращения города в крупный торгово-ремесленный и административный центр Восточной Европы.

Киев становится политическим центром могущественного восточнославянского государства — Киевской Руси — колыбели русского, украинского, белорусского народов.Население восточнославянских земель видело в Киеве символ своей этнической принадлежности к единой древнерусской народности.

В тяжелые времена феодальных междоусобиц, угрозы закабаления со стороны внешних врагов Киев оставался для древнерусского общества воплощением единства и целостности государства.Древнерусское государство с центром в Киеве сыграло важную роль в истории Западной Европы, Византии, Востока.

Авторы издания прослеживают его широкие торговые, политические и культурные связи со многими странами, особенно со славянскими: Болгарией, Польшей, Чехией, способствовавшие этническому и культурному единению славян, неизменно прочному и жизненному, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю славянских народов.Киевская Русь была передовым государством своего времени.

В Киеве трудились талантливые ремесленники, ученые, поэты, художники. Здесь Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Нестор-летописец, выступая за объединение Руси, против междоусобной борьбы, создал первый труд по истории нашей Родины — «Повесть временных лет».

Используя опыт Византии и других стран, а также местных мастеров, древнерусские зодчие создали такие архитектурные шедевры, как Софийский собор. Десятинная церковь, Печерская лавра, Золотые ворота и др. Являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров средневековой Европы, Киев внес значительный вклад в развитие мировой культуры.

В 988 г. на Руси в качестве официальной религии было введено христианство, способствовавшее укреплению нового, феодального строя и централизации государства. Проблема введения христианства на Руси принадлежит к числу мало разработанных.

Авторы «Истории Киева», давая оценку этому событию, подчеркивают, что введение христианства на Руси было крупным историческим событием, знаменовавшим важный этап в развитии феодализме, оно означало победу феодальных отношений над отживающим родовым строем, сыграло положительную роль в развитии древнерусской культуры.

Однако, служа упрочению феодального строя, христианство укрепляло власть феодалов над крестьянством, препятствовало развитию классовой борьбы.

Источник: http://kiev-history.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=194:2011-07-03-20-22-10&catid=35:2011-07-02-23-02-05&Itemid=59

Кирило-Мефодиевское общество

Кирило-Мефодиевское общество

Кирилло-Мефодиевского общества В 40-х годах XIX в. на борьбу против существующего строя становятся новые силы не только дворянской, но и разночинной интеллигенции. Возникают тайные политические организации, члены которых стремились не только освобождение крестьян от крепостной зависимости, но и национальной свободы В страны.

Первой такой организацией было Кирилло-Мефодиевского общества, основанное в январе 1846 г. в Киеве. Оно вобрало в себя цвет украинской мысли, людей, которые имели огромное влияние на ход украинского возрождения.

Здесь были историк Николай Костомаров, тогда профессор Киевского университета, талантливый писатель и общественный деятель Пантелеймон Кулиш, профессор Николай Гулак, выдающиеся этнографы Афанасий Маркевич и Василий Белозерский, который впоследствии сыграл заметную роль в украинской общественной жизни, и ряд других.

Всего количество кирилло-мефодиевцев составляла почти 100 братьев. Украшением общества был гениальный поэт Тарас Шевченко. Изданный в 1840г. в Петербурге первый сборник его стихов «Кобзарь» сразу получил Шевченко широкую литературную славу и имел большой влияние на пробуждение украинского национального сознания.

Программные идеи Братства была изложена в «Книге бытия украинского народа» («Закон Божий») и «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия «, основным автором которых был Н. Костомаров, тау» Записке «, написанной Белозерский.

Они, в частности, предусматривали, 1) создание демократической федерации славянских народов, возглавляемой Украины, на принципах равенства и суверенности, 2) построение будущего общества на принципах христианской морали, путем осуществления ряда реформ; 3) отмена самодержавия, крепостного права и состояний, установление демократических прав и свобод граждан; 4) уравнение в правах всех славянских народов в их национального языка, культуры, образования и т.д.. Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало недолго, оно не успело выйти из подготовительной стадии и развернуть практическую работу. Уже в нач. 1847 его членов были арестованы, вывезены в Петербург и там строго наказаны. Только через десять лет, после смерти царя Николая I, лично утвердил судебные приговоры, члены братства смогли вернуться к литературной и общественной деятельности. Но значение братства было огромным. Его идеи и программа надолго определяли главные направления украинского национального возрождения. Несмотря на все свои усилия, царское правительство было бессильным помешать росту национально-освободительного движения в Украине, отвлечь крах крепостной системы, назревал.

Читайте также:  Экономическое развитие России в начале xx века - история России

Українська держава Павла Скоропадського

Внешняя политика П. Скоропадского.

Одной из главных задач гетманского правительства была борьба за международное признание Украинского государства. Важнейшими направлениям внешней политики были:

— союз с Германией, с которой были установлены дипломатические отношения;

— установление дипломатических отношений с другими странами;

— подписание мирного договора с советской Россией (12 июня 1918 г.);

— дипломатическая борьба с Австро-Венгрией, которая пыталась захватить восточные земли и Холмщину;

— были установлены политические и экономические отношения с Крымом, Доном, Кубанью.

Директория Унр

Директория УНР — высший орган государственной власти возрожденной Украинской Народной Республики, который действовал с 14 ноября 1918 года в 10 ноября 1920 года. Директория УНР пришла на смену гетманата, который был свергнут 14 декабря 1918 года.

Внутренняя политика

В начальный этап существования Директории в выработке ее политического курса активную роль сыграл Владимир Винниченко. Сразу после занятия Киева ( 14 декабря 1918 года) Директория обнародовала ряд свидетельств, направленных против помещиков и буржуазии. Было принято постановление о немедленном освобождении всех назначенных при гетмане чиновников.

Правительство намеревался лишить промышленную и аграрную буржуазию избирательных прав. Власть на местах предполагалось передать Трудовым советам крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. Из-за такой радикализм Директория осталась без поддержки подавляющего большинства специалистов, промышленников и чиновников государственного аппарата.

26 декабря 1918 года Директория издала Декларацию, с принятием которой началась аграрная реформа в какой Директория УНР заявила о намерении экспроприировать государственные, церковные и крупные частные землевладения для перераспределения их среди крестьян.

Было задекларировано об изъятии земли у помещиков без выкупа, но чтобы их успокоить, было обещано: компенсация затрат на совершенствование, ранее проведенные в имениях; объявлено о неприкосновенности земель промышленных предприятий и сахарных заводов, за землевладельцами оставались дома, скот, виноградники; конфискации не подлежали земли иностранных подданных.

Но, несмотря на эти весьма умеренные меры, помещики и буржуазия в Украине были недовольны политикой Директории, открыто игнорировала их интересы.

Внешняя политика

Директории удалось достичь расширения международных связей УНР. Украину признали Венгрия, Чехословакия, Голландия, Ватикан, Италия и ряд других государств.

Но ей не удалось наладить нормальных отношений со странами, от которых зависела судьба УНР: советской Россией, государствами Антанты и Польшей. 31 декабря 1918 года Директория предложила Совету Народных Комиссаров РСФСР переговоры о мире.

Совнарком согласился на переговоры, несмотря на то, что не признавал Директорию представительским органом украинского народа. Во время переговоров советская сторона отвергла обвинения в ведении необъявленной войны, заявив, что никаких регулярных российских войск в Украине нет.

Со своей стороны, Директория не согласилась на объединение каталог с украинским советским правительством и отказалась принять другие требования, которые означали самоликвидации УНР.

Трудовые отношения.

Большевики ввели общую трудовую повинность, трудовую мобилизацию. Чтобы заставить людей работать, они приравняли рабочих к солдатам в армии. Вводились милитаризация труда, принудительный труд «буржуазных элементов». В 1920 г. была создана Украинская трудовая армия.

Торговля и финансы.

При «военном коммунизме» торговля была запрещена, осуществлялся прямой продуктообмен; отменялась оплата за топливо, жилье, транспорт и т.п.; власть пыталась полностью отменить деньги; вводилась карточная система распределения товаров и продуктов.

Заключение.

Внедрение политики «военного коммунизма привело к хозяйственной разрухе, формированию административных методов управления, массовому недовольству населения. Уже в 1920-1921 гг. эта политика потерпела полный крах.

Кирило-Мефодиевское общество

Кирилло-Мефодиевского общества В 40-х годах XIX в. на борьбу против существующего строя становятся новые силы не только дворянской, но и разночинной интеллигенции. Возникают тайные политические организации, члены которых стремились не только освобождение крестьян от крепостной зависимости, но и национальной свободы В страны.

Первой такой организацией было Кирилло-Мефодиевского общества, основанное в январе 1846 г. в Киеве. Оно вобрало в себя цвет украинской мысли, людей, которые имели огромное влияние на ход украинского возрождения.

Здесь были историк Николай Костомаров, тогда профессор Киевского университета, талантливый писатель и общественный деятель Пантелеймон Кулиш, профессор Николай Гулак, выдающиеся этнографы Афанасий Маркевич и Василий Белозерский, который впоследствии сыграл заметную роль в украинской общественной жизни, и ряд других.

Всего количество кирилло-мефодиевцев составляла почти 100 братьев. Украшением общества был гениальный поэт Тарас Шевченко. Изданный в 1840г. в Петербурге первый сборник его стихов «Кобзарь» сразу получил Шевченко широкую литературную славу и имел большой влияние на пробуждение украинского национального сознания.

Программные идеи Братства была изложена в «Книге бытия украинского народа» («Закон Божий») и «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия «, основным автором которых был Н. Костомаров, тау» Записке «, написанной Белозерский.

Они, в частности, предусматривали, 1) создание демократической федерации славянских народов, возглавляемой Украины, на принципах равенства и суверенности, 2) построение будущего общества на принципах христианской морали, путем осуществления ряда реформ; 3) отмена самодержавия, крепостного права и состояний, установление демократических прав и свобод граждан; 4) уравнение в правах всех славянских народов в их национального языка, культуры, образования и т.д.. Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало недолго, оно не успело выйти из подготовительной стадии и развернуть практическую работу. Уже в нач. 1847 его членов были арестованы, вывезены в Петербург и там строго наказаны. Только через десять лет, после смерти царя Николая I, лично утвердил судебные приговоры, члены братства смогли вернуться к литературной и общественной деятельности. Но значение братства было огромным. Его идеи и программа надолго определяли главные направления украинского национального возрождения. Несмотря на все свои усилия, царское правительство было бессильным помешать росту национально-освободительного движения в Украине, отвлечь крах крепостной системы, назревал.

Источник: https://infopedia.su/13xef06.html

Ссылка на основную публикацию