Избирательная система России по закону от 11 декабря 1905 г — история России

2. Избирательное право России в 1905-1917 гг

Избирательная система России по закону от 11 декабря 1905 г - история России

В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган — Государственная дума.

Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета.

Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений.

В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Конституционное право России. Под ред. А.В.Малько. Юристъ. М.2000. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е.

неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России.

В частности, избирательных прав лишались рабочие.

17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.

), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.- М.

: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 2008.

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными.

Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно.

Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия — ее фракция насчитывала 153 депутата.

Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) — 107 депутатов. Правые партии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управляемую Думу не оправдались.

Не стала таковой и II-я Дума.

С весны 1907 года, когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона 3 июня 1907 года был обнародован манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государственную думу». Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов // Отв. редактор — д.ю.н. А.В. Иванченко. М., 1999. С. 45. Этот документ содержал целый ряд более консервативных норм по сравнению с действовавшим до этого избирательным законом. Новые законодательные акты способствовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Государственные думы.

Деятельность нового общероссийского представительного учреждения определялась документами, утвержденными Николаем II 20 февраля 1906 года: «Манифестом об учреждении Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной думы», а также Указами «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и «Учреждение Государственной думы».

Представительный и законодательный орган России состоял из двух равноправных палат — Государственного Совета и Государственной думы. Обе палаты созывались и распускались указами императора. Срок полномочий депутатов Государственной думы длился 5 лет, однако Дума могла быть распущена императором и до истечения этого срока.

Законы определяли, что одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственного Совета и Государственной думы.

Государственная дума имела право принимать законы, отменять или изменять их, за исключением Основных Государственных Законов, право пересмотра которых принадлежало только императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на обсуждение Государственного Совета. Принятые обеими палатами, они направлялись на утверждение императора.

Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной думой, признавались отклоненными. Свод Основных Государственных Законов устанавливал равенство обеих палат в процессе законотворчества.

В компетенцию Государственной думы входили законодательная деятельность, утверждение бюджета и контроль над его исполнением, установление налогов и повинностей.

Депутаты Думы имели право запроса к должностным лицам. На основании закона от 6 июля 1908 года депутатам Думы устанавливалось ежегодное казенное довольствие в размере 4 200 рублей. Оно выдавалось ежемесячно но 350 рублей.

Каждому члену Государственного Совета полагалось суточное довольствие в размере 25 рублей. Избирательный процесс в Российской Федерации. Социологические и политико-правовые аспекты// Л.В. Туманова, М.А. Туманов. М., 2004. С. 55.

Для избрания депутатом требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие русским языком.

Остановимся на характеристике основных черт избирательного права Российской империи 1905-1907 гг. В нем отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.

Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины права голоса не получили. Кроме того, избирательных прав лишались военнослужащие, студенты, так называемые «бродячие инородцы» (т.е.

народы, ведущие кочевой образ жизни), иностранные подданные.

Не допускались к выборам и осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Не могли участвовать в них должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, а также служащие полиции.

Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.

«Положение» от 6 августа 1905 года устанавливало выборы двоякого рода — по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Баку, Варшава, Вильно, Казань, Киев, Лодзь, Нижний Новгород, Тифлис, Тула, Ярославль и другие) выделялись в особые избирательные округа.

Их население избирало депутатов Думы, минуя выборы на губернских съездах. В этих городах применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладавшие цензом, должны были вначале делегировать выборщиков (160 в столицах, 80 — в других городах), а последние уже избирали самих членов Думы.

Другой, более сложный порядок устанавливался для губерний. Здесь создавались губернские избирательные собрания, состоявшие из выборщиков. Последние избирались тремя съездами: городских избирателей, уездных землевладельцев и уполномоченных от волостей и станиц. Выборы в городах были двухступенчатыми. Съезды городских избирателей состояли из лиц, обладавших определенным имущественным цензом.

На съездах уездных землевладельцев собирались лица, владевшие в уезде землей в размере от 100 до 800 десятин или недвижимым имуществом (кроме торгово-промышленного) стоимостью не ниже 15 000 рублей.

Более мелкие собственники также были представлены здесь своими уполномоченными. Последние также избирались на особом съезде. Таким образом, для мелких землевладельцев предписывались трехступенчатые выборы.

Наконец, для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход. Тот, в свою очередь, выдвигал из своей среды двух уполномоченных на новый съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание.

Закон от 11 декабря 1905 года, сохраняя основы избирательниц системы, установленной «Положением» от 6 августа, расширил состав электората. Право голоса получили фабрично-заводские рабочие и демократические слои городского населения.

Для них закон вводил новую, четвертую курию. Для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система.

Благодаря этому, на первый план выдвигались мелкие предприятия и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством.

Итак, закон устанавливал сложную систему косвенных выборов: двух-, а для мелких землевладельцев, крестьян и рабочих, — трех- и четырехступенчатую. Разное количество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики от курий представляли различное число избирателей.

«Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин Российской империи: Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Якутской областей. Представительство других окраин было существенно ограничено.

Законодательство от 3 июня 1907 года существенно сужало электорат низших сословий. Теперь в земледельческой курии один выборщик избирался от 230 человек (ранее от 2 тысяч).

Городская курия была разделена на две категории: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1 тысячи избирателей, а во второй — от 15 тысяч. В Государственной думе резко сокращалось представительство малоимущих слоев населения.

С введением «Положения» от 3 июня 1907 г. избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 процентов населения Российской империи.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/28983

Самарская область | 11 декабря — Принят избирательный Закон «О выборах в Государственную Думу» (11.12.1905г.)

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. – «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст.

86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора».

Читайте также:  Народы сибири - история России

Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой «первой революции», к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г.

через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей – трехстепенные, для четвертой – четырехстепенные.

РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя – князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем – князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства.

Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду.

Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим.

6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное «Выборгское воззвание».

Источник:http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/parlamentarizm/170671/

Источник: http://museum.samgd.ru/contents/193542/

Курс лекций по Отечественной истории

Армия: активное ведение внешней политики заставило увеличить армию Была попытка поставить армию на самообеспечение. Были созданы военные поселения – в некоторых губерниях стали переводиться на режим военных поселенцев. Инициатор – Аркачеев. С 1815 года – треть армии стала жить в военных поселениях.

В целом государственный аппарат можно охарактеризовать как феодальный, приспособленный к защите устоев феодального общества, но заметны изменения, отвечающие веяниям времени – неизменное развитие капиталистического уклада.

НЕТ 4го ВОПРОСА !!!

Государство и право России 1900 – 1903 гг., революция 1905-1907гг. Столыпинские реформы 1900 – 1914гг.

  1. Кризис 1900-1903 годов, революция 1905-1907 годов, образование Советов рабочих депутатов

  2. Общественный строй и Столыпинские реформы

  3. «Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года».

  4. Избирательный закон в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года

  5. Государственный переворот. 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон.

  6. Законодательство царизма в период революции и Столыпинских реформ.

=1= Кризис 1900-1903 годов, революция 1905-1907 годов, образование Советов рабочих депутатов

отсутствует

=2= Общественный строй и Столыпинские реформы

В 1905 – 1914 годах изменений в правовом положении дворянства не произошло. Роль и значение буржуазии в политической жизни страны постепенно возрастала. Буржуазия стала объединяться в общества, союзы. Стали создаваться партии.

Буржуазия правила экономикой страны. Рабочий класс вырос и окреп. Растет рабочее движение, а стачки и забастовки приобретают все более политический характер. С 1 января 1906 года были на половину сокращены выкупные платежи 1861 года.

Столыпинские реформы .

Столыпин являлся председателем совета министров внутренних дел. Он старался проводить политику авторитарную, направленную на обновление страны. Согласно концепции Столыпина, модернизация требовала 3х условий: сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы наиболее крепкие могли избавиться от опеки общины.

Осуществить всеобщее обучение грамоты в обязательной 4х летней начальной школе. Добиться роста промышленности, подкрепленной развитием внутреннего рынка. Он провел аграрную реформу.

Разрушению крестьянской общины способствовал указ от 9 ноября 1906 года, который наделял крестьян правом в любое время выйти из общины:

  1. Отруб – крестьянин отдельно получал только полевую землю, а усадьба оставалась в деревне.

  2. Хутор – крестьянин переносил на полученный в собственность участок земли свой двор и совершенно отрывался от деревни.

Государство помогало многим крестьянам в приобретении земли, выдавали кредиты, поощряли переезд в Сибирь.

За 10 лет только 2,5 млн крестьянских хозяйств избавились от общины. В ходе революций между 1917-21 г. община снова окрепла.

Не хватило время и для проведения в намеченные 10 летний срок школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 года, по которой предполагалось ввести бесплатное обучение для детей от 8-12 лет, но все же за 1908 –1914 было открыто 50 новых школ .Иными словами для реализации планов нужно еще 10 лет.

Преимущества:

1. Экономические – В России возобновился рост промышленности. В период с 1908 – 1914 г. можно назвать золотым веком капитализма. И все же уровень промышленного производства в 2 раза меньше, чем во Франции, Германии, США.

2. Политические – спад напряжения

  1. Небывалый рассвет культуры.

Ошибки:

  1. Не была продумана политики по отношению к рабочим.

  2. Разорение крестьян

  3. Столыпин проводил сложную политику и восстановил против себя национальные меньшинства.

18 сентября 1911 года убит в Киеве – провал попытки реформы.

=3= «Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года».

Государственный строй.

23 апреля 1906 года были утверждены основные законы российской империи в новой редакции согласно ст. 4 «Императору Российскому принадлежит верховная самодержавная власть». Тем самым из характеристики власти устранено ее определение как неограниченной. Согласно ст.

7 «Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Вместе с тем царю в полном объеме принадлежит власть исполнительная.

Царь руководит иностранными делами, определяет направление внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, назначает и увольняет должностных лиц органов государственной власти и управления.

Царь издает указы:

  1. Чрезвычайные – сила законы и издается в основном в период прекращения действия ГД

  2. Обычные – указы не моги вносить изменения в основные законы, а также положения о выборах а ГД.

Государственная Дума (ГД)

В июле 1905 года Министерство Внутренних Дел под руководством Булыгина разработало проект положения о выборах в ГД. Обсуждение проекта проходило при активном участии царя. 6 августа 1905 года был издан Манифест об учреждении ГД и положении о выборах в ГД.

ГД должна была стать законосовещательным органом. Булыгинская Дума не была созвана по причине нарастания революционного движения. 17 октября 1905 года издает Манифест об усовершенствовании государственного порядка.

В нем указывалось, что ГД становится законодательным учреждением. Выборы в Думу проводились сложной системе. Избирательным правом обладали только лица, владеющим собственностью.

Были установлены 3 курии по выборам:

  1. Съезд уездных землевладельцев, его образовывали лица, владевшие на праве собственности землей в размере от 125 до 800 десятин. Курия давала 34% выборщиков.

  2. Съезд городских избирателей. В данную курию входили лица, имевшие на праве собственности в пределах городского поселения и уездов недвижимое имущество.

  3. Съезд уполномоченных от волостей. В нем учавтсвовали выборные от волостных сходов, по двое от каждого схода.

Голосование было тайным. Согласно положению избирательного права лишались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, лица, обучающие в учебном заведении, бродячие инородцы, иностранцы, рабочие.

=4= Избирательный закон в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года

11 декабря 1905 года — указ об изменении положения по выборам в ГД:

  1. По земледельческой курии предоставлялось право принимать участие в выборах. Управлять дворовыми имениями, купцами, кулаками, имевшим купчую на землю в размере не менее 1/10 от земельного ценза.

  2. По городской курии – был снижен имущественный ценз – к выборам допускались все владельцы недвижимостью и плательщики налога.

  3. Создана рабочая курия. Для них 3х ступенчатые выборы: первоначально выбирались уполномоченные. Уполномоченные на съезде избирали выборщиков. Последние в составе губернского собрания избирали членов ГД.

Избирательного права лишались еще 2 категории лиц: безработные, рабочие мелких мастерских с числом работ менее 50ти. Был введен ценз оседлости для крестьян, проживавших в сельской местности. Он составлял 1 год, а для рабочих 6 месяцев.

Структура ГД:

  1. Общее собрание. Избирало председателя, отделы.

  2. Канцелярия. ГД ежегодно собиралось на сессии, продолжительность которых утверждалась царем.

Компетенция:

  1. Принятие законопроектов, внесение в них изменений и дополнений.

  2. Рассмотрение государственного бюджета

  3. Заслушивание отчета об исполнении бюджета

  4. Утверждение уставов.

Цари имел право досрочно распустить ГД в любой момент без мотивации.

1 ГД: 27 апреля 1906 – 8 июля 1906 года.

2 ГД: 20 февраля 1907 – 3 июня 1907 года.

3 июня – указ о роспуске ГД.

Читайте также:  Культура латвии и эстонии - история России

=5= Государственный переворот 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон.

Издание нового закона – нарушение манифеста 17 октября и основных государственных законов 1906 года. Царь не имел право вносить изменения в основные государственные законы и положения о выборах без одобрения ГД и ГС (Совета). Т.о. принятие нового положения о выборах считалось государственным переворотом. Новое положение о выборах предусматривало следующие изменения:

1.Сокращено представительство крестьян в Думе и общее количество выборщиков по крестьянской курии. 22%.

2.Уменьшилось общее число депутатов

  1. Купля городских избирателей была изменен на 2 разряда: а) владельцы крупной недвижимостью, б) все остальные

Общее количество избирателей по первому в 6 раз меньше, чем по первому.

3 ГД с ноября 1907 – 9 июня 1912 года.

Государственный Совет:

До революции 1905 года – совещательный орган при императоре особой роли не играл. 20 января 1906 года – указ о переустройстве учреждения ГС. В соответствии с этим нормативным актом ГС становится законодательным органом. Т.о.

появляется своего рода вторая (верхняя) законодательная палата. Любой закон не мог иметь силы без одобрения ГС. Реорганизация ГС с одной стороны ограничивала власть царя в сфере законодательства.

С Другой – существенно ограничились права ГД.

ГС состав:

  1. Лица назначаемые

  2. Выборные члены – на 9 лет каждые 3 года. Избрание членов ГС проводилось по 5 куриям:

    • духовенство
    • губернские земские собрания
    • дворянские общества
    • академия наук и университеты
    • совет торговли т промышленности, биржевые комитеты и купеческие управы.

Ежегодно царь назначал председателя и вице-председателя из числа его совета. При ГС существовала государственная канцелярия во главе с государственным секретарем.

Совет Министров:

19 сентября 1905 года был опубликован манифест «о мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним возлагалось руководство и координация деятельности всех министерств и ведомств. Т.о. из совещательного органа совета министров стал правительственным органом. Возглавлялся председателем, который назначался царем из числа министров и др. лиц.

В состав входили министры, руководители ведомств, государственный контроллер, обер-прокурор Синода.

Источник: https://works.doklad.ru/view/TePZHPYofQM/10.html

История выборов России

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси.

Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были «сотни» и «улицы». В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам.

Избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни.

Все решения принимались посредством выборногопринципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода -посадник, тысяцкий, архиепископ.

Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г.

принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в.

реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления — губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедуравыборов.

Особое место среди органов государственной власти в XVI — XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования.

Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г.

— избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. — Василий Шуйский, 1613 г. — Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией.

Порядок выборовцарей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

XIX — начало XX вв. в России — это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в.

понятие «выборное право» в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.

Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г.

повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.

Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания.

К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

Источник: http://presnya.mos.ru/elections/the-20th-anniversary-of-the-electoral-system-of-the-russian-federation/electoral-history-of-russia.php

Тест с ответами по предмету История государства и права России, тема вторая половина XVIII в., государственный строй

— беззаканностью; — неправильной организацией управления и суда;

— легитимностью – законностью, правильной организацией управления и суда.

— провозглашением идеи правового государства; — провозглашением монархии;

— провозглашением идеи «законной монархии».

— 1775 г.; — 1795 г.; — 1855 г.; — 1864 г.- губерния – провинция — уезд;
— губерния – уезд; — губерния – провинция.- Жалованная грамота дворянству; — Устав благочиния;

— Жалованная грамота городам.

Общественный строй.- государственные, помещичьи, посессионные, монастырские; — владельческие, осадчие, государственные, помещичьи;

— государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые, посессионные;

— экономические, свободные, дворцовые, вотчинные; — посессионные, частновладельческие, поместные.- посессионные;
— экономические; — дворцовые; — частновладельческие; — крепостные.- экономические; — государственные;

— частновладельческие (крепостные);

— свободные; — черносошные.- при наличии расписки, выданной помещиком; — только дворцовые с разрешения Берг-коллегии;

— при наличии паспорта, выданного губернатором;

— при наличии паспорта, выданного помещиком.- черносошное; — владельческое;

— экономическое;

— посессионное; — дворцовое.
— «белое» — священники и «черное» — монашество; — «белое» — монашество и «черное» — священники; — «белое» — монашество и священники; — «черное» — монашество и священники.- корпоративной организации;
— местного самоуправления; — на особый суд;

— на ведение коммерческой деятельности;

— не платить налоги. — составление родословных книг.- родовые и выкупленные; — выкупленные и приобретенные;

— родовые и приобретенные;

— приобретенные и пожалованные.- Табелью о рангах; — Манифестом 1755 г.;

— Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

— закрепил принцип обязательного характера государственной службы, разрешил покидать пределы государства, установил привилегии, распространенные и на однодворцев;
— закрепил принцип вольного прохождения государственной службы, разрешил покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил привилегии;
— первое место отводилось дворянству, второе – городскому населению и соответствующей разницей в правах и привилегиях; — первое место отводится дворянству, второе – городскому населению и государственным крестьянам, третье – остальным категориям крестьянства;

— первое место – дворянству, второе – «среднему классу», третье — «нижнему роду людей».

Право

— законов должно быть много , они не должны оставаться неизменными; — законов должно быть много , но они не должны оставаться неизменными, а указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;

— законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными, указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;

— временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов.
— все нормы назывались «всеобщим правом»; — говорились о праве особенном для дворянства;

— все нормы права подразделялись на «право общее» и «право особенное».

— именной указ; — Манифест;

— Наказ.

— указы; — манифесты; — регламенты;

— уставы;

Тема 7. Государство и право в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). Государственный строй

— самого императора;
— Государственного Совета; — чиновничества; — Сената; — правительства в лице Комитета министров.- органом цензуры; — идеологическим центром;

— органом политического сыска;

— ведомством, контролирующим деятельность всех государственных и религиозных учреждений; — своего рода личной гвардией государя.- 1801 г; — 1802 г; — 1803 г;

— 1810 г.

— контроль за деятельностью министерств;
— обеспечение политической и государственной безопасности ; — подготовка проекта реформы по управлению государственными крестьянами.- «Об учреждении министерств»; — «О проведении губернской реформы»; — «Устав благочиния»; — «Учреждение судебных установлений».- верховным; — подчиненным; — обособленным.- о разрешении земельных споров;
— о назначении пенсий, пособий; о разрешении церквам приобретать недвижимость; — о решении жилищных проблем среди населения.- капитан-исправник; — старшина;

Читайте также:  Обострение социальной обстановки. городские восстание середины xvi века - история России

— губернатор;

— воевода.
— казенная палата; — земский суд; — исправник.

Общественный строй

— патриархальное хозяйство; +
— барщинная система хозяйства; — расширение рынка сбыта; — недостаток финансов; — неразвитость банковской системы.- запретить перевод крестьян в разряд городских жителей; — запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих;

— отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труда.

— к увеличению городского населения; — к увольнению наемных рабочих; — к увеличению сельского населения.

Право

— законов о судоустройстве и судопроизводстве; — местных законов; — уголовных законов.- Розенкампфу — Сперанскому; — Бэкону; — Бенкендорфу.- Екатерина II; — Павел I;

— Николай I.

— 2 марта 1824 г.; — 2 февраля 1830 г;

— 1 апреля 1835 .

— разрешение правительства;
— регистрация; — наличие акций.- нет; — обязательно должна была иметь;

— только с разрешения мужа.

— 1825 г. — 1829 г.;

— 1845 г;

— 1850 г.

Раздел II. Тема 8. Государство и право России в период перехода к буржуазной монархии (вторая половина XIX – начало XX вв. ). Государственный строй

— 1862 г; — 1870 г; — 1879 г; — 1888 г.- 1864 г; — 1868 г; — 1871 г; — 1875 г.- Сенат; — уездный помещик;

— губернатор;

— староста.- изменение срока службы; — отмена обязательной военной службы;

— отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы;

— ужесточение рекрутских наборов.

Общественный строй

— вся земля в имении, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян, признавалась собственностью помещика; — крестьяне получали земельные наделы в частную собственность на определенное время;

— за пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.

— Екатерина II;
— Павел I; — Александр I; — Александр II.- 1859 г;
— 1861 г; — 1865 г; — 1869 г; — 1871 г.- поражением в Крымской войне; — развитием сельского хозяйства;

— постепенным развитием экономики по капиталистическому пути;

— резким спадом производства.- 1849 г.; — 1851 г.;

— 1857 г.;

— 1860 г.- Екатериной II; — Александром I; — Николаем I;

— Александром II;

— П.А. Столыпиным.- земля была нечерноземная; — земля находилась на территории с низким уровнем торгово-промышленного и транспортного развития;

— размеры наделов были меньше установленных в положениях;

— крестьяне требовали наделения через суд.- все; — только совершеннолетние лица;

— только лица мужского пола;

— только лица женского пола.- 20 – 25; — 30; — 50 – 60; — 75.- 37 лет; — 46 лет;

— 49 лет;

— 75 лет.- реальной стоимости земли; — платежеспособности крестьянина;

— чтобы обеспечить помещикам суммы дореформенных оброчных платежей;

— финансового положения помещика.

Право

— бессословный; — сословный;

— гласный и состязательный;

— розыскной; — независимый от администрации.- дворянства;
— всех сословий; — всех сословий, кроме временнообязанных крестьян; — собственников; — разночинной интеллигенции, имевшей образование в объеме гимназии.- по статьям, где мера наказания не превышала 10 лет лишения свободы;
— «виновен», «не виновен»; — «виноват, но заслуживает снисхождения»; — «подсудимый совершил преступление».- земскими собраниями; — присяжными заседателями; — городскими думами; — губернскими присутствиями.- волостной суд;
— мировой посредник; — только мировой судья; — суд любой инстанции.- мировой суд упразднялся;
— каждый уезд разделялся на участки, административная и судебная власть которых сосредоточивалась в руках земских начальников;
— на должность земских начальников назначались местные помещики;
— земскими начальниками руководил уездный предводитель дворянства; — земского начальника назначал Главный совет.- сменяемыми;
— несменяемыми;
— назначаемые; — ответственными перед губернаторами.- решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого; — назначали адвокатов; — рассматривали апелляции; — определяли меру наказания.- участвовал в следствии; — проводил предварительное рассмотрение дел;

— определял конкретную меру наказания.

— местные суды;
— судебные палаты; — волостные суды; — съезды мировых судей.- император; — председатель Государственного совета;

— министр юстиции;

— бургомистр.- его не арестуют;
— его виновность не будет установлена судом; — он не сознается в совершении преступления; — против него не дадут показания 5 человек.- введение прокуратуры;
— введение адвокатуры; — создание городской думы; — введение всеобщей воинской повинности.- мировые; — окружные;

— волостные;

— уездные.- строго следуя законодательству;
— подчиняясь мнению большинства присутствующих; — подчиняясь мнению ближайших родственников подсудимого; — подчиняясь личному мнению судьи.

Тема 9. Государство и право России в период формирования конституционной монархии (1905 – 1916 гг.). Государственный строй

— буржуазные реформы 1860 – 70-х годов; — Манифест от 29 апреля 1881 г.;

— революция 1905 г.;

— революция 1917 г.- в конце 1901 г.;
— летом 1905 г.; — в 1884 г. ; — в 1907 г.- 17 апреля 1905 г.;
— 23 апреля 1906 г.; — 8 июня 1906 г.; — 5 марта 1905 г.
— императору;
— императору совместно с Государственным Советом и Государственной думой; — Государственному Совету и Государственной думе; — Государственной думе и Сенату.- предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение госбюджета; — обсуждение вопросов об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах министерствам, о государственных займах; — решение бюджетных вопросов, связанных с деятельностью военного министерства.- землевладельческой; — городской;

— крестьянской;

— рабочей.- главой правительства; — председателем Государственной думы; — председателем Государственного Совета; — Генерал-прокурором.- в мае 1912 г.; — мае 1913 г.; — сентябре 1915г.;

— декабре 1916г.

— прямое участие в выборах всего населения; — равное участие в выборах всего населения;

— куриальная система выборов;

— многостепенная система выборов.

Общественный строй

— уменьшил выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50 % с 1 января 1906 г.; — увеличил выкупные платежи с государственной крестьян;

— отменил выкупные платежи со всех категорий крестьян с 1 января 1907 г.;

— увеличил выкупные платежи с крестьян по причине финансового кризиса.- увеличились земельные наделы всех крестьян;
— увеличилось число безземельных крестьян и батраков, окрепло среднее крестьянство; — было отменено помещичье землевладение.

Право

— Сената, Государственной думы, императора; — Сената, Государственной думы, Государственного совета;

— Государственной думы, Государственного совета, императора.

— 1901 г.; — 1905 г.; — 1909 г.;

— 1913 г.

— общие, местные;
— общие, местные, особенные, специальные; — государственные, локальные, специальные.- постановлениями Совета министров и мнениями Государственной думы;
— постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета; — мнениями Государственной думы и мнениями Государственного совета.- «кодекс»;
— «закон»; — «мнение».- приобретали характер законов;
— носили статусный, правоустанавливающий характер, часто определяли структуру и функции новообразуемых органов власти и управления; — были направлены на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.- указ «О союзе земств и городов»; — закон «О союзе земств и городов»;

— договоры, заключаемые разными земствами между собой.

— издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы; — распускать Думу по своему смотрению; — изменять избирательный закон.- методом «товарных интервенций»;
— административно-командными методами; — сочетанием вышеуказанных методов.- как и в довоенное время; — без суда и следствия;

— краткосрочное слушание, отсутствие защиты, невозможность обжалования.

Тема 10. Государство и право России в период Февральской революции (март – октябрь 1917 г.). Государственный строй

— в июле 1916 г.;
— в марте 1917 г.; — в сентябре 1917 г.; — в октябре 1917 г.- большевикам;
— Временному правительству; — Временному комитету Государственной думы; — меньшевикам.- Временному комитету Государственной думы; — Петроградскому Совету; — Государственному Совету; — никому.

— немедленное свержение Временного правительства;
— усиление роли Советов в государственной и экономической жизни страны.
— об образовании правительства из среды съезда;
— об ответственности эсеров, меньшевиков и народных социалистов перед рабочим съездом Советов; — о свержении Временного правительства.

— государственной власти; — государственного управления;

— законодательной и исполнительной власти.

— неуклонного роста в правительстве эсеров и меньшевиков; — правительственных кризисов;

— правительственных кризисов и корниловского мятежа.

— внепартийная Директория была органом законодательной власти, а «Совет пяти» — исполнительной власти;
— ничем (разные названия одного и того же органа); — во внепартийную Директорию не входили меньшевики.- «Вся власть Советам»;
— укрепление существовавшего режима; — возвращение к монархии.
— — законодательный; — исполнительной;

— судебной.

— установление монополии над особо важными отраслями производства, предоставление государственных инвестиций частному производству; — государство придерживалось принципа невмешательства в частное производство; — проведение антимонопольной политики.- государственные органы; — Министерство экономики и финансов;

— государственные органы совместно с аппаратом русских монополий.

— — подготовка законопроектов; — корректировка законопроектов;

— подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.

— Всероссийский демократический совет; — Временный Совет республики (Предпарламент); — Министерство труда и продовольствия; — Учредительное собрание.- децентрализация бюрократического аппарата России;
— демократизация местного управления; — усиление роли местных властей;- феврале ; — марте;

— октябре.

— подготовка законопроектов; — корректировка законопроектов;

— подготовка законопроектов и составление заключений по правовым вопросам.

Источник: http://gdetest.ru/yuridicheskie/260-test-s-otvetami-po-predmetu-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-tema-vtoraya-polovina-xviii-v-gosudarstvennyj-stroj.html?showall=&start=8

Ссылка на основную публикацию