История кодификации в России — история России

История кодификации в России

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гᴦ. Палатой об Уложении, главной задачей которой стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гᴦ. и Соборным Уложением 1649 ᴦ. всœего массива вновь принятых во второй половинœе XVII в. нормативных актов.

Вместе с тем, крайне важно было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 ᴦ. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 ᴦ. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гᴦ. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 ᴦ., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделœение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 ᴦ. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: ʼʼО процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащихʼʼ; ʼʼО процессе в криминальных, розыскных и пыточных делахʼʼ; ʼʼО злодействах, какие штрафы и наказания следуютʼʼ; ʼʼО цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономииʼʼ, всœего – 120 глав, разделœенные на 2000 статей.

При этом после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Тем не менее при Петре I были всœе же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гᴦ.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 ᴦ.), Пункты о вотчинных делах (1725 ᴦ.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

С одобрения Елизаветы в 1754 ᴦ. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 ᴦ. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. При этом в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 ᴦ.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 ᴦ. Сенат издал Указ о созыве сословных представителœей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 ᴦ., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

1) полную публикацию всœех законов (с 1649 ᴦ. и по его время) – данный пункт выполнен;

2) создать инкорпорации, составить свод;

3) создать новое Уложение.

В 1830 ᴦ. изданы всœе важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В корне лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 ᴦ. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Источник: http://referatwork.ru/category/gosudarstvo/view/48166_istoriya_kodifikacii_v_rossii

История кодификации в России. Дудкина Л.В. История государства и права России

  • Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
  • Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • Источники права древнерусского государства
  • Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
  • Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  • Общая характеристика Русской Правды
  • Судебный процесс по Русской Правде
  • Преступление и наказание по Русской Правде
  • Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  • Влияние монголотатарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси
  • Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  • Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  • Государственный строй в период образования русского централизованного государства
  • Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  • Общая характеристика Псковской Судной Грамоты, ее система, источники
  • Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской Судной Грамоте
  • Уголовное право по Псковской Судной Грамоте
  • Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  • Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  • Судебный процесс русского централизованного государства
  • Система жалованных грамот Великого московского князя
  • Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории
  • Органы суда по судебникам 1497 г., 1550 г.
  • Система губных учреждений
  • Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право
  • Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты
  • Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
  • Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
  • Реформы Ивана Грозного
  • Причины и этапы закрепощения крестьян
  • Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.
  • Формы землевладения по Соборному Уложению 1649 г.
  • Публичное и уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • История кодификации в России
  • Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности
  • Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
  • Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г.
  • Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
  • Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII в.
  • Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в
  • Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
  • Военная реформа Петра I
  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII–XVIII вв
  • Гражданское право по своду законов 1833 г.
  • Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв
  • Предпосылки буржуазных реформ XIX в
  • Крестьянская реформа 1861 г.
  • Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г.
  • Учреждение судебных установлений 1864 г.
  • Устав уголовного судопроизводства 1864 г.
  • Порядок формирования государственной Думы (1905–1907 гг.)
  • Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г.
  • Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)
  • Столыпинская аграрная реформа
  • Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени
  • Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г.
  • Двоевластие 1917 г.
  • Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг
  • Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование
  • Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
  • Cоциалистическое право: его источники и особенности
  • Декларация прав народов России
  • Учредительное собрание. III съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
  • Общая характеристика конституции РСФСР 1918 г.
  • Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг
  • Cоветская судебная система 1917–1918 гг
  • Законодательство периода Военного коммунизма и гражданской войны
  • Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг
  • Кодекс законов о труде 1918 г.
  • Руководящие начала по уголовному праву 1919 г.
  • Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
  • Общая характеристика новой экономической политики
  • Судебная реформа 1922 г.
  • Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
  • Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
  • Положение о государственных промышленных трестах
  • Правоохранительные органы в период НЭПа
  • Конституция СССР 1924 г.
  • Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью
  • Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг
  • Конституция СССР 1936 г.
  • Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г.
  • Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны
  • Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
  • Гражданский и уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
  • Конституция СССР 1977 г.
  • Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.)
  • Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII в. была предпринята существовавшей в 1700–1703 гг. Палатой об Уложении, главной задачей кᴏᴛᴏᴩой стало приведение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Судебником 1497, Судебником 1550 и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь принятых во второй половине XVII в. нормативных актов. Помимо ϶ᴛᴏго, крайне важно было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 г. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.

В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе кᴏᴛᴏᴩой были задействованы тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов.

Главным направлением кодификационной работы в ϶ᴛᴏ время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги: «О процессе, т. е.

о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные на 2000 статей.

При этом после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная работа была свернута. Важно заметить, что однако, при всем этом при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о вотчинных делах (1725 г.).

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.

Читайте также:  Россия и европа накануне крымской войны - история России

С одобрения Елизаветы в 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей кᴏᴛᴏᴩой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.

В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, кᴏᴛᴏᴩый после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. При этом в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г.

она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. Со смертью Елизаветы, т. е.

с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением приостановилась.

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

  1. полную публикацию всех законов (с 1649 г. и по его время) – данный пункт выполнен;
  2. создать инкорпорации, составить ϲʙᴏд;
  3. создать новое Уложение.

В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).

В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, кᴏᴛᴏᴩые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 г.  – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4213/182544/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.html

§ 2. История систематизации права в России

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права в «Русской Правде». «Судебник» 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства.

Созданное в середине XVII в. «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России.

«Соборное Уложение» 1649 г. во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных памятников. «Судебники» XV-XVI веков представляли собой свод постановлений преимущественно процедурного, процессуального свойства. «Соборное Уложение» 1649 г.

значительно превосходит предшествующие памятники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных сторон действительности того времени — экономики, форм землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и независимых слоев населения, государственно-политического строя, судопроизводства, материального, процессуального и уголовного права.

Второе отличие — структурное. В «Уложении» дана довольно определенная систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом, что легко могут быть объединены по разновидностям права — государственное, военное, правовое положение отдельных категорий населения, поместное, вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовные преступления.

Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в неизмеримо большем объеме «Уложения» в сравнении с другими памятниками. Наконец, «Уложению» принадлежит особая роль в развитии русского права вообще. И «Русская Правда», и «Судебники» прекратили свое существование и действие, оказав на «Уложение» довольно скромное влияние, по сравнению с другими его источниками.

«Уложение» же как действующий кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлениями, просуществовало свыше двухсот лет.

Будучи действующим сводом права своего времени, «Соборное Уложение» 1649 г. служит крупным памятником юридической мысли. В целом, первая попытка систематизировать право России прошла успешно, насколько это было возможно в то время.

К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести «Полное собрание» и особенно «Свод законов Российской Империи», который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

С приходом к власти Александра I дело систематизации права в 1803 г. было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей кодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 г. он становится директором комиссии.

В основу реформы государственного устройства и правления М.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах.

В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II. Для того, чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов».

Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений.

Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения.

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей.

Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками.

Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.

Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всего то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих.

Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января 1833 г.

состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».

В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.

В 1845 г. был принят новый кодекс «Уложение о наказаниях уголовных исправительных».

В период неоабсолютизма были изданы второе и третье «Полное собрание законов».

С 1863 г. издается периодическое «Собрание узаконений и распоряжений правительства», издаваемое под контролем Сената.

В течение двадцати лет разрабатывалась новое уголовное «Уложение» (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (в редакции 1885 г.

), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.), «Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.). В 1903 г. вступило в силу новое «Уголовное Уложение», которое состояло из 37 глав и 687статей.

Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами — постановлениями «Совета министров» и «мнениями» «Государственного совета». Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов.

Появляется большое число актов, именуемых «временные правила». Появляясь как чрезвычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию акты, приобрели характер законов.

В большом числе издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований.

За 1922-1924 годы было принято большое количество очень важных кодексов, определивших во многом правовую сторону жизни населения нашей страны.

Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате Юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате Земледелия, Кодекс законов о труде — в Наркомате труда.

Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Вот даты введения в действие основных кодексов:

Уголовный кодекс РСФСР-1июня 1922г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР-25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923г.)

Земельный кодекс РСФСР-1 декабря 1923г.

Кодекс законов о труде РСФСР- 1 января 1923 г.

Гражданский кодекс РСФСР-1января 1923г.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР — 1 сентября 1923г.

Лесной кодекс РСФСР-июль 1923г.

В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс. Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят.

В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.

В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Читайте также:  Персидский поход - история России

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве.

Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный — это его неполнота.

В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования.

Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве.

Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/105875

Учебные материалы по Истории России

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер­нутой кодификацией действующего права.

Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия.

К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения,   уголовного Уложения,   торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов.Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законовдолжен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы  

2) учреждения: а) центральные   б) местные   в) устав о государственной службе 

3) “ законы правительственных сил:а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах  в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные 

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный  б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи 

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный  б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных 

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с  1  января  1835 г.  Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II,  была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист­ративное, уголовное, процессуальное.

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодер­жавной власти: «Император Российский есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление.

Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем — император. Государственный совет состоял из общего собрания и  5 департаментов.

Комитет министров был совещательным органом, ведал как текущими, так и   специально предоставленными Комитету делами.  

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом.

Система местных органов управления сохранялась в том виде, как она сложилась в конце XVIII в. Главный административный орган — губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления (состояло из общего присутствия и канцелярии)  

Во главе финансового управления губернии находилась казенная палата, состоявшая из управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волосной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами.

Развитие частного (гражданского) правапроходило на основе кодификации старых форм права: сохранились элементы сословного неравенства, ограничений прав.

·   Крестьянам запрещено  выходить из общины и закреплять за собой земельный надел.

·   Ограничивалась   правоспособность   и  дееспособность духовных лиц и евреев.

·   Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

·   Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны.

·   Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжала существовать система майоратов, земельных владений, переходивших по наследству старшему в роде.

·   В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного правасостояла из:   

  1. права владения:    всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и само­управства  до  тех  пор,   пока  имущество  не  будет  присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Закон   различал   спор   о   владении   от   спора   собственности   и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

2. права собственности: право  пользоваться и распоряжаться имуществом;  

3. права на чужую вещь (сервитутные права): ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия ограничение  и ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица.

4. залогового права: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праверазличались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров различных видов: продажи, подряда, найма, займа, товарищества и пр. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц.

Семейное правосохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной   формой   брака   был   церковный   брак.   Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего     вероучения.

Жена была обязана всюду следовать за мужем, получала паспорт с разрешения мужа. Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество приобретенное женой отдельно, признавались ее собственностью.

Как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми также действовал принцип раздельности имущества.

В сфере наследственного праварасширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из иму­щества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными и самоубийца­ми, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

К наследству призывались все кровные родственники без различия степени.   Ближайшими наследниками были нисходящие (дети, внуки, правнуки). При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших.

Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников, но им принадлежало право пожизненного пользования имуществом их детей, умерших без потомства и не оставивших завещания.

Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой недвижимости и одной четырнадцатой движимого имущества.

Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.


Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=234

Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РОССИЙСКИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СВОДА ЗАКОНОВ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.1.4

Козинец Камилла Кирилловна, студентка отделения «Зарубежное регионоведение» Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: kammo95@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена истории систематизаций законодательства

в России в форме свода законов. Автор обращается к последовательным этапам в истории систематизаций и подробно описывает, какие именно решения были приняты и какая работа была проделана. Первые попытки систематизации относятся к XV-XVI векам. В статье исследованы элементы кодификации в Судебниках этого периода, Соборное Уложение 1649 г.

, работа комиссии князя Н.И. Одоевского. Вторым этапом является систематизация Петра I, цель которой — собрать дополнения к Соборному Уложению 1649 г По мнению автора, эта попытка систематизации не была успешной. Значительное событие в периодизации отечественных систематизаций — деятельность М.М. Сперанского.

В статье проанализирован результат этой работы — полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Завершающий этап систематизации, рассмотренный в статье, — работы периода Советской России и затем — Российской Федерации.

Автор делает вывод о необходимости продолжения деятельности по систематизации, так как правотворчество за последние двадцать лет переживает фазу активного развития.

Читайте также:  Турция в первой мировой войне: мудроский, севрский и лозаннский мир - история России

Ключевые слова: систематизация, корпорация, инкорпорация, консолидация, Свод законов РСФСР, Соборное Уложение 1649 г., Полное Собрание, М.М. Сперанский, Н.И. Одоевский, Свод законов РФ, правотворчество, законодательный процесс.

Введение

Проблема систематизации российского законодательства довольно

актуальна на сегодняшний день.

В государстве принимается множество нормативных актов, зачастую находящихся в противоречии, поэтому необходимо упорядочить нормативные акты и привести их в определенную систему. Данная мера нужна для того, чтобы обеспечить доступность законодательства, удобство его использования и устранения устаревших и неэффективных норм.

Систематизация законодательства в России — это процесс, имеющий глубокие исторические корни и разделяющийся на несколько этапов.

Вопросы систематизации достаточно глубоко проработаны как отечественной1, так и зарубежной2 наукой.

1. Первые попытки систематизации (XV-XVI вв.)

Элементы кодификации возможно проследить уже в Судебниках XV-XVI веков. Кодификации требовали нормы судопроизводства, как уголовного, так и гражданского. Ко времени восшествия на престол династии Романовых в законодательстве творилась неразбериха и путаница. Зачастую нормативные акты противоречили друг другу и не были известны широкому кругу людей.

В этих условиях было важно создать документ, который позволил бы кодифицировать законодательство и «разложить по полочкам» различные правовые нормы. Первым систематизированным актом, который охватывал значимые сферы, можно назвать Соборное Уложение 1649 г, принятое при царе Алексее Михайловиче. Этот документ также вполне мог быть назван символом окрепшего Российского государства.

Для разработки проекта Уложения была создана специальная комиссия, во главе которой стоял князь Н.И. Одоевский. Данный документ частично заменил устаревшие правовые акты и оставил те, на которые в Уложении давались прямые ссылки.

Нельзя не отметить, что разделение по отраслям права лишь только намечалось, но тем не менее это была положительная тенденция к дальнейшему развитию системы права и системы законодательства.

2. Систематизация при Петре I

Император Петр I считал, что закону должны подчиняться все подданные и, следовательно, они (законы) должны быть упорядочены и понятны, поэтому он предпринимает попытку создать сводное уложение.

Указом от 18 февраля 1700 года император повелевает собрать воедино все акты, изданные после Соборного Уложения (1649 год)3. Создается специальный орган «Палата об уложении»4 (первый в череде органов, создаваемых на протяжении XVII-XVIII вв. с целью упорядочения законодательства).

По замыслу Петра I кодификация должна была начаться со сбора всех новоуказных статей. В

1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. И.С. Самощенко, С.Н. Братуся. — М.: ГосЮрИздат, 1962.

2 Сандевуар П. Введение в право. — М.: Изд. группа Интратэк-Р, 1994; Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. -2001. — № 9.

3 Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm.

4 Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http://enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

1711 году, когда был создан Сенат, именно он взял под контроль этот вопрос. Все новоуказные статьи должны были предоставляться со сведениями: изменены ли они или являются дополнением к Соборному Уложению.

Работа по упорядочению законодательства протекала с большими трудностями. При Петре попытки кодификации не увенчались успехом, несмотря на большое количество комиссий, которые занимались данным вопросом.

Ни одна из них не достигла конечной цели, которая была провозглашена в 1700 году, — создание сводного уложения.

3. Деятельность М.М. Сперанского

В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен.

Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?»1 Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.

Александр I в 1801 году учредил десятую комиссию во главе с П.В. Завадовским. Эта комиссия провела хорошую подготовительную работу, но лишь Николай I смог действительно реализовать идею систематизации законодательства.

Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству.

Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник -соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Фактически работу над созданием систематизированного законодательства возглавлял М.М. Сперанский.

Его идеей было разделить данный проект на этапы, что и было сделано.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс.

, составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти.

После издания Полного собрания законов М.М. Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи.

При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Отмечу, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того,

1 Цит. по: История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999 // URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/chistjakova_istorija/05.aspx.

что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование»1. Однако, по мнению исследователей, М.М. Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. М.М.

Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, М.М.

Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему

После издания Свода М.М. Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми.

Идеей М.М. Сперанского было привести законодательство в соответствие с требованиями жизни, укрепить самодержавие. Однако его стремления не нашли поддержки, и работа была приостановлена на втором этапе.

4. Систематизация в Советской России и Российской Федерации

В СССР продолжались попытки осуществления комплексной систематизации. Так, например, 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»2.

Схема Свода законов включала семь разделов законодательства:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связях;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Ведение сводов законов СССР и РСФСР угасло в конце 1980-х годов

1 Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

2 Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас.ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

в связи с бурным правотворчеством и существенными политическими преобразованиями.

В 1995 году была предпринята попытка возрождения систематизации законодательства: издан Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»1.

Основной задачей Свода законов должно было стать усовершенствование и сведение всех законов в единый источник, устранение противоречий. Но она так и не была осуществлена до настоящего времени.

Заключение

Систематизация нормативных актов характерна для любой развитой системы законодательства, для российской же она просто необходима ввиду принадлежности страны к романо-германской правовой системе и соответствующих правовых традиций. Со времени принятия Конституции 1993 года в России резко активизировалась правотворческая деятельность.

Принятие множества законов, подзаконных актов, множество поправок требует постоянного мониторинга, поэтому на данном этапе развития законодательства сложно провести даже простую систематизацию.

Для того чтобы упорядочить нормативные акты, необходимо учитывать исторический опыт, нюансы в законодательной сфере РФ и обеспечить доступность данной кодификации всем гражданам государства.

Библиографический список

1. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ,

2004.

2. История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999; Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

3. Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http:// enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

4. ПилипенкоА.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. — 2001. — № 9.

5. Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас. ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-ocherk-rossiyskih-sistematizatsiy-zakonodatelstva-v-forme-svoda-zakonov

Ссылка на основную публикацию