История как наука о прошлом человечества — история России

История как наука о прошлом: почему мы ее изучаем и что она нам даёт

История как наука о прошлом человечества - история России

История актуальна во все времена. Сегодня изучение своего прошлого является неотъемлемой частью любого образовательного курса, не важно юрист вы или специалист технических наук, чувство патриотизма и духовные скрепы вряд ли вам привьёшь без науки о прошлом.

Причем это не просто процесс зазубривания рубежных дат, а скорее искусство «погрузить» человека в свое великое имперское прошлое, которое сегодня является таким же предметом гордости как автомат Калашникова, новейшие ядерные боеголовки или разработки в области космических технологий.

 История как наука о прошлом нас интересует в контексте того, что она нам дает сегодня.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн.

В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь.

История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1)Сравнительно-исторический — этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2)Статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3)Структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4)Ретроспективный — данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Зачем нужна история

Смысл и актуальность истории как науки раскрывается в ее базовых функциях, которые обнажают потребность общества знать свое прошлое.

Так, познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в.

включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

С другой стороны, история выполняет воспитательную функцию изучения прошлого, которая выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни».

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Кстати говоря, политическая функция истории отлично дополняется другой функцией – мировоззренческой —  которая  определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе.

Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

История как наука

Современная историческая наука сложна и многогранна. Она тесно связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства.

Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных данных).

В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «наставницей жизни». Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия.

Однако в большинстве случаев исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать.

Так, в античности история рассматривалась как одно из искусств, тесно связанное с литературой, философией, географией.

Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Само имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу.

Кроме того, восприятие истории в древности находилось под сильнейшим влиянием мифологии и религии. Ярким примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники, буквально пронизанные идеей божественного предопределения.

Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится.

Лишь в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) Европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории.

Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса.

Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний. В настоящее время количество отраслей и направлений истории с трудом поддается подсчету.

Концепции истории

Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел.

Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение.

К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ.

Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человеческих сообществ («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации.

Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии). Альтернативой подобному взгляду на историю является культурно-историческая концепция, основанная на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.

https://www.youtube.com/watch?v=PMiBRr1_HFs

Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени.

Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются Освальд Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и Арнольд Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»).

Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности).

К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории.

Своеобразное решение этой проблемы предложил Лев Николаевич Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.

Читайте также:  Зарождение русской государственности и крещение руси - история России

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.).

Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.

Принципы и методы истории

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития.

Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е.

учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем.

Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события.

Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод, который предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Источник статьи: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

Источник: http://centr-intellect.ru/2017/01/18/2956/

1. История как наука. — Билеты по истории России

История относится к гуманитарным наукам. В её центре человек (социальное проявление человека, человек как индивидум в разные исторические эпохи). Предмет исторической науки — все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.

Главная задача — познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем. Любая отрасль науч знания проходит 2 стадии: 1.

Эмпирический период (сбор мат-ла). 2. Научная рефлексия (наука осмысл саму себя). В истории остро ставится проблема объективности научных знаний (полит взгляды влияют на рез-ты знаний).

Функции истории: воспитательная, познавательная, культурно-просветительская, об-венно-политическая. Основные направления:

1) «Новая историческая наука» (30-е гг. французская «школа анналов», Л. Феври М. Блок) – тотальная(«глобальная») история, т. е.

история целостная, синтетическая, нацеленная на изучение истории людей и отдельных человеческих сообществ, всех аспектов их жизни и деятельности.

Основные методы (методологическая революция) – междисциплинарный (привлечение к совместной исследовательской работе представителей других общественных наук) и компаративный (сравнительно-исторический, М. Блок) подходы. Характерная черта (Ф.

Бродель)– в противовес событийно-описательной истории и объяснения событий прошлого действием универсальных закономерностей, главное внимание уделялось отбору и интерпретации таких источников, которые позволяют изучать все, из чего складывается жизнь человека («история ментальностей»).

2) «новая социальная история» (80-е гг.) – история понимается как социальное взаимодействие людей. Субдисциплины – «новая рабочая история», «история женщин» (гендерная история), «крестьянские исследования», «локальная» и «устная» истории.

3) историческая антропология – историческая действительность показывается через состояние и развитие человеческого сознания.

4) «новая культурная история» — описание исторической реальности через применение культурологического или социокультурного подхода, методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики.

5) «история повседневности» – ее предметом исследования является частная жизнь в самых разных проявлениях.

Основные подходы:

Формационный подход – Маркс-Энгельс-Ленин; истор процесс – пр-с смены обвенно-экономических формаций (ПО→раб→феодал→капит→комун); «+»прост в понимании,хорошо проработаны понятия,хорошо изучена экономика, выдел общее в развитии; «-» к ему ведет коммун, изучение только через экономику,не все страны проходт данные ступени

Цивилизационный подход – Данилевский-Сорокин-Тойнбол; ист процесс – смена цивилизаций, которые сущ-вали в разное врем на разных тер-риях (к.русь,м.русь,рос имп, ссср, рф); «+» в центре внимания чел,к-ра, изучает своеобразие циввил; «-» сложен в понимании, нет единого мнения по опред цивилизации, ожно утонуть в деталх.

Вывод: главный – цив подход, но оба имеют правво на жизнь. Форм – часть цив подхода для изучени экономики.

Источники: письменные (наративные – летописи, сочинения, мемуары; документ – гос-венные,частные). Вещественные (движимые – оружия, оруди труда; недвижимые – города,храмы). Комплексные (памятники с надписями).  

Источник: https://sites.google.com/site/biletypoistoriirossii/home/1-istoria-kak-nauka

Наука ли история?

Вспомним четыре признака науки. Первый — наличие познаваемого объекта. У истории имеется, а именно — прошлое человечества.

Второй — истинность суждений о нем, проверяемая опытом. Суждения весьма противоречивы, субъективны, политически зависимы. Опытом не проверяются, поелику прошлое. Немного, правда, помогает археология, но существует и запретная археология, которая не вписывается в общепринятые рамки, и поэтому замалчивается.

Так по поводу Второй мировой войны (когда началась, когда закончилась, кто внес самый существенный вклад) имеются как минимум три суждения. Германское, российское и англо-американское. Четвертое — известного В. Суворова — не включаю, поскольку он историк-любитель.

Говорят, что война — это продолжение политики, когда все другие средства исчерпаны. История — это продолжение политики гуманитарными средствами. Иногда и для оправдания войны.

Третий — всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей.

Закономерности не обязательны и не всеобщи, а являются предметом договоренности сообщества профессиональных историков. Закономерности связаны с числами — в истории с датами событий, а здесь существует масса проблем. Но хронологии везде разные.

В Древнем Риме отсчет велся от основания Рима. В Японии и Китае, существовали кратковременные эры, так называемые «девизы» (250 — в Японии, 350 — в Китае), когда отсчет велся по годам правления отдельных императоров.

В современном западном мире это даты от Сотворения Мира или от Рождества Христова, которые сами являются предметом договора церковных соборов. В мусульманском мире отсчет времени ведется от даты переселения Пророка и его последователей из Мекки в Медину.

Сведение мировых событий в единую картину — очень большая проблема!

Дата, а чаще интерпретация событий — результат договора историков. Числа — физиков: скорость света, гравитационная постоянная, заряд электрона. Что было бы, если бы о значении этих величин физики договаривались? Кошмар.

Например, данные людских потерь в битвах и войнах. Набивший оскомину, но от этого не менее печальный пример — потери СССР во Второй мировой войне постоянно пересматриваются. Семь миллионов по И. В. Сталину, 20 млн. по Н. С. Хрущеву, 27 млн. по Л. И. Брежневу — и это, по-видимому, не последние данные.

Данные о численности исторических армий также очень противоречивы. Любознательный читатель найдет эти вариации: войска Дария от 100 до 1000 тыс. человек, армия А. Македонского — от 9 до 47 тыс. воинов, орды Батыя — от 30 до 300 тыс. человек, и т. д., и т. п.

Четвертый — системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий.

Читайте также:  Ремесло и торговля древней руси - история России

Систему декларировали, в частности в СССР, в рамках исторического материализма. Не получилось — система не выдержала проверку временем.

Пытался построить систему и Л. Н. Гумилев с его пассионарной теорией этногенеза.

Настораживает остановка отечественных историков за 50−200 лет до своего времени, хотя, казалось бы, документы есть, свидетели и воспоминания доступны. В. Н. Татищев (ум. в 1750 г.) доводит свою «Историю Российскую» только до 1558 года. Н. М. Карамзин (ум. в 1826 г.

) заканчивает «Историю государства российского» на 1612 годе. С. М. Соловьев (ум. в 1879 г.) «Историю России с древнейших времен» останавливает на 1774 годе. В. О. Ключевский (ум. в 1911 г.) прерывает свой «Курс русской истории» на отмене крепостного права в 1861 г.

Наверное, только историки КПСС шли в ногу со временем и называли каждый съезд той партии историческим и очередным поворотным пунктом. Остальные как-то остерегались.

По поводу национальных учебников истории и говорить нечего. В России сейчас существует 120 учебников школьной истории, и унификация вряд ли возможна. Литовские и украинские учебники лучше не читать, дабы не расстраиваться. А история освоения Курильских островов до сих пор служит препятствием для заключения мирного договора между Японией и Россией.

Только одновременная реализация вышеуказанных признаков науки и определяет научность известного результата познания. Как видим, три признака не присутствуют в историческом знании.

Вывод: история — не наука, а область деятельности политически и профессионально ангажированной группы людей.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/59904/

Наука изучающая прошлое человечества

Изучение истории помогает человеку стать полноценным членом общества, который будет иметь представление о жизни своих предков и становлении государства.

Для развития полноценного общества изучение истории необходимо.

Молодое поколение обязательно должно знать о событиях, которые произошли много лет или даже веков назад, чтобы оценить вклад внесенный предками в становление современного мира.

Зачем изучать историю?

Человек, который хорошо знает историю, умственно и духовно развит, может предусмотреть и не допустить ошибок, свершенных его предками. Основываясь на опыте предшественников, можно делать собственные выводы, чтобы определиться, в каком направлении двигаться дальше.

Изучение истории открывает перед человеком красочный мир древности, каждый становится участником дел давно минувших лет. Все события несут поучительный характер, поскольку известно о цикличности всего происходящего с человечеством. История – отличный способ прикоснуться к тайнам прошлого.

Это не только хроника военных событий и кровопролитных битв, но и увлекательные рассказы об открытии новых земель, рыцарских турнирах, балах, возникновении славянских обычаев и традиций.

История никогда не оценивает то или иное событие, предоставляя нам возможность путем долгого анализа фактов самостоятельно постичь важность произошедшего. У данной науки нет правых и виноватых, она лишь беспристрастно доносит до современного поколения информацию о деяниях предков.

История делится на несколько дисциплин:

  • этимология – история развития языков;
  • хронология – изучает временные рамки истории;
  • нумизматика – история средств обмена и монет;
  • дипломатика – изучает документы правовые;
  • геральдика – наука о гербах и символах;
  • археология – наука о древности;
  • этнография – рассказывает о быте и традициях отдельных народов;
  • география – наука о расположении стран и городов.

История Краснодарского края

Изучать историю необходимо. Только тот человек, который знает какой сложный путь прошел его народ, чтобы называться полноценным обществом и создать собственное государство, знать о зарождении его культуры, может называться по-настоящему образованным.

Жители Краснодарского края изучают его историю со школьной скамьи. Первые поселения на Кубани появились более миллиона лет назад.

Благодатные земли и просторы манили сюда представителей разных народов, вся земля истоптана лошадями кочевников и захватчиков: скифы, сарматы, ираноязычные народы, греки, адыгейцы, гунны, турки хотели установить здесь свое правление.

Лишь в 18 веке на Таманский полуостров стали прибывать донские казаки и оставались на русских землях, несмотря на постоянные войны и нападения иностранных войск. Здесь стало развиваться сельское хозяйство, работящий народ любил свою землю, плодородную и щедрую.

Источник: http://www.anapacity.com/istoriya-krasnodarskogo-kraya/id-nauka-izuchayuschaya-proshloe-chelovechestva.html

История как наука. Источники и методы познания. Исторические школы. Историческое сознание

Экзамен по истории

История – наука, занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии.

Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени.

Соответственно, главной задачей истории следует считать познание прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников. К ним относятся археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и др.

Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

К специально-историческим методам исследования относятся: — хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; — синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе; — дихронный — метод периодизации; — историческое моделирование, статистический метод. Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует назвать также: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, социологических исследований.

Исторические источники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно- художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические.

Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения. Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них — «Повесть временных лет» (XII в.), автором которой был Нестер.

Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описание сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории — преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства.

С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблимость и вечность. В 1560 -63 гг. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.

Василий Никитич Татищев (1686 — 1750) в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» (в 4-х книгах) — предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. История В. Н.Татищева содержит ряд событий от скифских времен до конца 16 в. — правления Ивана Грозного. В эпоху Петра Первого происходит осмысление истории России как истории государства Российского.

Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Его главный труд — «История государства Российского» – описывает историю Росии до 1612 г.

Этап в развитии русской исторической науки в 19 веке связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1820 — 1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является труд «История России с древнейших времен» в 29 томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II.

Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В.О. Ключевский первым среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов.

Марксистская концепция отечественной истории, с благословения Ленина, была создана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868 — 1932) в впервые нашла свое отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах. М. Покровский считается родоначальником школы советских историков.

Несмотря на господство в советской историографии вульгарного материализма, ряд историков работал, плодотворно решая многие проблемы: этногенез славян, зарождение и развитие российской государственности, история русской культуры и др.

Читайте также:  Современная украинская историография - история России

Начальные века русской истории изучали Б.А. Рыбаков, А.П. Новосельцев, И.Я. Фроянов, П.П. Толочко, Л.Н. Гумилев; эпоху средневековья — А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Д.А. Альшиц, Р. Г. Скрынников, А.Л. Хорошевич; эпоху петровских преобразований — Н.И.

Павленко, В.И. Булганов, Е.В. Анисимов; историю русской культуры — Д.С. Лихачев, М.Н. Тихомиров, А.М. Сахаров, Б.И. Краснобаев и др.

Не случайно, многие работы указанных авторов публиковались и получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Как раннее отмечалось, историческая концепция Л.Н. Гумилева явилась своеобразной реакцией исторической науки на засилье в ней вульгарного экономико-социологического детерминизма.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), действительный член Российской академии естественных наук, создал новое направление науки — этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей науки — этнографии, психологии и биологии. Л. Гумилев писал о гунах, торках, хазарах, монголах, русских.

Он опубликовал более двухсот статей и десяток монографий: «География этноса и исторический период», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

2. Варианты теоретического объяснения исторического процесса. Формационный и цивилизационыый подходы в историческом познании.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности.

Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса.

Один — формационный, другой — цивилизационный.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, — развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производственных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производительные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречия между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями.

Рано или поздно насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения, либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми, приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. К. Маркс выделял пять общественно-экономических формации:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели несвязанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными.

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме “вызов-ответ”.

Источник: https://megalektsii.ru/s12190t9.html

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока «Что такое история? История – наука о прошлом человечества»

Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Мы совершим путешествия по невидимому миру – в Прошлое. Этот мир необычайно увлекателен, но он скрыт от нас временем. Мы не можем стать свидетелями далеких от нас событий, как бы этого ни хотелось.

Мы не можем поехать на рыцарский турнир, побывать на королевском балу или побеседовать с Пушкиным. Все о чем рассказывает история, уже когда-то было и невозвратно ушло от нас.

Мы сможем перенестись в мир прошлого благодаря нашему воображению и тем знаниям, которые мы приобретем на уроках истории.

Что вы уже знаете об истории России из начальной школы, что вам более всего запомнилось и понравилось? Почему важно знать историю своей страны, города, семьи? История России повествует о величайших достижениях наших предков (в том числе и их предков), заботящихся о благе нашей страны. Это позволяет нам испытывать гордость за наше прошлое. Мы являемся продолжателями этих свершений. Из прошлого мы извлекаем и уроки, что позволяет учиться на ошибках других поколений и помогает лучше понять наше настоящее.

Из истории отдельных стран складывается всеобщая история и в этом году вам предстоит изучать мир истории самых первых стран — их называют древними странами.

В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Африки и Евразии, мы будем изучать историю Древнего мира, это первая часть всемирной истории.

 Всеобщая история охватывает прошлое многих тысячелетий, рассказывает нам о том времени, когда нашей страны, России, еще не существовало.

Наш верный помощник в нашем путешествии – учебник. Давайте откроем его. На первом форзаце – карта древнейших государств, на последнем – важнейшие даты по истории Древнего мира. Обратите внимание на обилие иллюстраций в вашем учебнике. На уроках истории мы будем вести тетрадь (проверить наличие тетрадей), куда вы будете записывать все, что я пишу на доске.

Главные вопросы истории – Что? Где? Когда? Произошло (написать на доске).

Чтобы ответить на вопрос Где? Нам будет необходима историческая карта. Запомните, что без знания карты нет полноценного знания истории. Нарисовать на доске розу ветров. Показать океаны и материки.

Откуда же мы узнаем о том, что происходило много-много лет назад? Уходя в историю, люди оставляют следы своего пребывания на Земле – ведь все, что окружает нас, некогда было создано человеком. Носителями знаний о прошлом являются исторические источники. Как вы думаете, что может служить историческим источником?

Источники можно разделить на вещественные и письменные.  Давайте откроем учебник на с. 6 и прочитаем 2-й абзац. Ученик читает вслух.

Как вы видите, письменные источники очень о многом могут нам рассказать. Но письмо было изобретено 5 тыс. лет назад, а первые люди появились намного раньше (более 2 млн. лет назад).

Никаких надписей от тех далеких времен сохраниться не могло. Но в земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни тысяч лет назад.

Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопками? Археологи.

Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Враги осадили город. Жители встали на защиту своих домов.

После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают, поджигают, а потом уходят, угоняя в плен тех, кто остался в живых. Пустой город постепенно заносится пылью и песком.

Представьте, каким слоем пыли и песка покрылись развалины оставленного жителями города за 2-3 тысячи лет!? Нередко на этом месте уже может быть построен новый город.

Археологи стали раскапывать город, освобождая его от земли. Что можно узнать в результате раскопок?

Не стоит забывать, что, несмотря на большое количество источников, многое из истории Древнего мира остаётся нераскрытой тайной и, значит, поиск исторической истины продолжается. И возможно кто-то из вас в будущем примет в этом участие.

Презентация.

В завершение урока учитель предлагает игровой прием: ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…». Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/01/16/konspekt-uroka-chto-takoe-istoriya-istoriya-nauka-o-proshlom

Ссылка на основную публикацию