Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси. — история России

Форма правления и территориальное устройство Киевской Руси, История государства и права — Курсовая работа

Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство Киевской Руси. - история России

Введение

Глава I. Предпосылки к формированию русской государственности

§

1. Русь догосударственная

§

2. Русское государство в середине IX столетия

Глава II. Русское государство до и после крещения Руси

§

1. Деяния первых русских князей

§

2. Крещение Руси и его социально-политическое значение

Глава III. Государственный строй Киевской Руси

§

1. Политическая история Руси от Ярослава до монгольского нашествия

§

2. Киевская Русь в XI столетии

Заключение

Список используемой литературыВВЕДЕНИЕ

Содержание

Выдержка из текста

В период правления Изяслава смуты затрагивают и церковь, возможно, пытающуюся утвердить свою независимость от Византии).

По смерти Изяслава в 1155 г. на престол вступил Юрий Долгорукий, продолживший урегулирование отношений с половцами военным и мирным путем, однако, не сумевший наладить отношения с киевлянами и умерший загадочной смертью в 1157 г.

Вечевая демократия русской земли опиралась, в том числе, на сильную военную организацию — полки киевских воев, вооруженных горожан и селян. К этому периоду окончательно формируется и система пригородов.

Но постепенно Киев становится слабее. В 1169 г. он был разграблен по инициативе Андрея Боголюбского (примечательно, что в разграблении Киева принимали участие жители его пригородов — Овруча и Вышгорода).

Конец XII столетия ознаменовался постоянной борьбой за Киев между князьями. Ко времени татарского нашествия Киев оказался одной из самых ослабленных волостей русской земли (см.: 1, с. 28 — 41).

Итак, историю Киевской Руси от Ярослава до татарского нашествия можно рассматривать как последовательное ослабление власти Киева и усиление других волостей наряду с ростом сепаратистских тенденций. Что же представляло собой территориальное и политическое устройство Киевской Руси в период ее бытности цельным государством?

§

2. Киевская Русь в XI столетии

В население Киевской Руси постепенно вошли все восточно-славянские племена, а также прибалтийская чудь, белозерская весь, ростовская меря и мурома по Нижней Оке. На территориях этих племен рано появляются русские города (такими были, например, город Юрьев (Дерпт), основанный при Ярославе, Муром, Ростов и Белозерск).

На берегу Волги при Ярославе был заложен город Ярославль. Русская территория простиралась от Ладожского озера до Росси (правого притока Днепра) и Ворсклы или Псла (левых притоков), от устья Клязьмы (где Мономах основал город Владимир (Залесский)) до верховьев Западного Буга (где еще при Владимире Святом был заложен другой Владимир (Волынский)).

Галиция постоянно переходила от поляков к русским и обратно, являясь спорной территорией. Кроме того, Русь распространяла свое влияние на колонию Тмутаракань, сообщаясь с ней по водным путям (через притоки Днепра и Азовское море).

В процессе укрепления городов-государств отмечалось развитие их пригородов, возможно, как следствие колонизации, освоения периферийных земель. Между старшими городами и пригородами часто возникали конфликты.

Кроме того, вследствие стремления пригородов к независимости и обособлению, волости-государства нередко распадались на более мелкие образования.

Не последнюю роль в этом процессе играло демократическое устройство древнерусского общества, выражавшееся в непосредственном участии народа в деятельности вечевых собраний.

Как такового русского народа в это время еще не существовало: государство было союзом весьма различных племен, некоторые из которых еще даже не приняли христианство — например, вятичи).

Это государство объединялось при помощи системы даней, а также через княжеских посадников. Во главе всей администрации стоял Киевский князь. Вероятно, первоначально, это был «наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, ее степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с населения» (2, с. 185).

Не последнюю роль в возвышении роли князя играли и контакты с иностранными государствами, так, в X в. князья любили называться «каганами», что в Хазарском каганате означало носителя верховной государственной власти.

С принятием христианства духовенство стало переносить на князя византийское представление о государе, поставленном от Бога и призванном не только защищать государство от внешних врагов, но и поддерживать внутренний порядок.

Дружина великого князя делилась на высшую (состоявшую из «княжих мужей» или «бояр») и низшую (включавшую «детских» или «отроков») — гридь. Младшая дружина вышла из среды вооруженного купечества больших городов. В целом, дружина князя формировала военный класс.

По-военному были устроены и большие торговые города, они представляли собой полк, называемый «тысячей» и подразделяемый на «сотни» и «десятки». Тысячей командовал тысяцкий (которого первоначально избирал город, а позже назначал князь), сотнями и десятками — выборные сотские и десятские.

Это военное по сути управление и являлось той самой общиной старейшин — «старцами градскими». Городовые полки наряду с княжеской дружиной участвовали в военных походах. Кроме того, старшие члены дружины составляли думу князя, по совету с которой князь принимал все важнейшие решения.

Одновременно дружина находилась во главе русского купечества. Постепенное проникновение землевладения в купеческую среду обусловило переход купечества от военной специализации к хлебопашеству.

Основу военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» — вооруженное ополчение, состоявшее из свободных граждан главного города, пригородов и сельской местности.

Отроки не входят в совет при великом князе, они скорее выполняют функции прислужников. Совет же князя с дружиной осуществлялся следующим образом. Сначала князь созывал дружину, затем излагал проблему, после чего она обсуждалась дружинным советом и выносилось коллективное решение. Единогласное решение одобренное правителем, становилось обязательным для исполнения (см.: 4, с. 135).

Обсуждаемые вопросы, как правило, касались дел внутренних (сборы дани и т. д.) и внешних (объявление войны, заключение мира, руководство военным и действиями, участие в международных переговорах).

Вечевые собрания на этом этапе собирались лишь при отсутствии князя и его думы.

Вероятно, «первоначальным основанием сословного деления русского общества … служило рабовладение» (3, с. 188).

Причем, например, В. Ключевский считает, что в основе русского рабовладения лежали племенные различия: «Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически, то можно заметить между ними различие племенное» (3, с. 188 — 189).

Возможно, верхнюю прослойку княжеской дружины составляли выходцы из варягов, и это явилось частичным основанием для их выделения в качестве родовой знати.

Итак, можно выделить следующие этапы в выделении знати в русском государстве. В конце IX — начале X вв.

совет знати зарождается в общерусском масштабе, в конце правления Игоря его роль резко возрастает (он решает вопросы войны и мира и сбора дани), при Ольге роль княжеского совета падает, поскольку часть его полномочий передается сподвижникам княгини, наконец, при Святославе и Владимире совет обретает широкую компетенцию в делах внутреннего управления (см: 4, с. 150).

Христианская церковь также заняла свое место в новом социальном организме. Коллективные органы управления при соборах (клиросы) включали в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей (в качестве общинного земельного фонда).

Церковь управлялась демократическим образом, она контролировалась городскими и сельскими общинами и в низших, и в высших своих звеньях, даже церковные иерархи нередко избирались на вече.

До Ярослава схема передачи княжеского престола не была отрегулирована: власть иногда переходила от одного родственника к другому по старшинству (например, от Рюрика к Олегу), иногда один князь правил всей землей, но это скорее было случайностью, чем установлением.

Отец сажал своих сыновей и ближайших родственников посадниками в подвластных ему волостях. Однако, уже в жизнеописании Бориса и Глеба прослеживается мысль о приоритете старшинства: «Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе».

Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца» (5, ч. 3).

После Ярослава никто уже не является самодержцем, род его разрастается и увеличивается количество правителей на Руси. Ярослав в своем «Завещании» распределил части русской земли по их доходности, учитывая степень старшинства сыновей, так что чем старше был сын, тем более выгодная область ему доставалась.

Вероятно, этим завещанием предусматривалась подвижность князей: при освобождении (смерти правителя) территории, ее занимал князь, следующий по старшинству за умершим. Таким образом, получила воплощение идея нераздельности княжеского владения русской землей. Это отношение старшинства остается значимым до конца XII в.

Оно указывает прежде всего на династическое значение княжеской семьи (подразумевалось, что все князья имеют одно генеалогическое происхождение).

Как уже было указано выше, вероятно, это происхождение было связано с укреплением на Руси варяжской династии.

На Руси в этот период еще не существовало идеи чистой монархии, но принцип княжеского наследия земли не исходит из родового права славян, поскольку он не был в обыкновении в племенном быту.

В качестве юридических оснований данного порядка Ключевский приводит факт совместной власти княжеского рода над русской землей и право каждого родственника на временное владение определенной территорией по мере старшинства владельцев (3, с. 204 — 205).

Причиной возникшей раздробленности в таком случае является разрастание рода и, как следствие, запутывание родственных отношений (сложность установления старшинства в силу большого количества параллельных ветвей рода Ярославичей).

Разрешение споров о старшинстве и о порядке наследования осуществлялось «рядами» (договорами князей) или «усобицами» (то есть оружием).

Данные споры как раз были направлены на укрепление княжеского права (на поддержание его идеи), однако, приводили к усилению разногласий. Эти междоусобицы и к тому же неудобства, связанные с тем, что при переселении на княжение каждый новый правитель заводил свои порядки, породили мысль о вотчине (то есть наследственном владении территорией).

Территориальное значение вотчины нарушало идею родового владения княжеской династией русской землей. Кроме того, все более усиливалось влияние городских общин, все чаще народное собрание само выбирало себе князя, в обход права старшинства и территориального права наследования.

Таким образом, княжеская династия, в значительном объеме выполнив свое предназначение в укреплении внешних границ Руси и защите русского государства от внешней опасности оказалась бессильна установить внутренний порядок. Киевская Русь непременно была обречена на раздробленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы последовательно рассмотрена история формирования русской государственности, начиная от первых организаций племен до периода раздробленности (в рамках московской исторической школы именуемой феодальной раздробленностью), предшествующего монголо-татарскому нашествию.

Читайте также:  Революционная ситуация 1859-1861 гг. - история России

Объединение восточного славянства под эгидой киевского князя произошло в княжение Олега, сподвижника, а возможно, и родственника Рюрика. Деяния его предшественников (князей варяжского происхождения Аскольда и Дира) способствовали окончательному формированию предпосылок к созданию единого русского государства.

Преемники Олега Игорь, Ольга, Святослав продолжили дело укрепления внешних границ русского государства и возвышению значимости княжеской власти. Решающим событием в процессе объединения Руси явилось принятие византийской модели христианства при князе Владимире в 988 г.

, обусловившее формирование особой политической модели власти и появление русского права в рамках Греко-римской правовой терминологии.

Кроме того, крещение Руси (проводимое как «огнем», так и «мечом») сыграло объединяющую роль в прежде религиозно разрозненном обществе (первоначально князь Владимир пытался решить эту проблему с помощью религиозной языческой реформы 980 г.).

Расцвет русской государственности пришелся на правление Ярослава Мудрого, завершившего объединение русских земель.

Со времени правления князя Владимира Святого княжеский дом начинает использовать императорские регалии, что в какой-то мере предвосхищает последующее развитие имперской идеи.

Раздел Ярославом русской земли между сыновьями положил начало периоду раздробленности: идея совместного владения династией Ярославичей русской землей обесценивается по мере увеличения династии.

В строении русского государства необходимо отметить постепенное возрастание роли киевского князя, выделение княжеской дружины в качестве сословной знати, роль народного собрания — вече, решающая на стадии первобытно-общинного родового строя, ослаблявшаяся в периоды возвышения власти князя и возраставшая во время ее упадка (что имело место, например, после смерти Ярослава Мудрого).

В целом, необходимо отметить, что функции династии Рюриковичей в значительной мере сводились к внешнеполитическим действиям: русское государство подчинило себе окрестные территории, наладило отношения с иностранными государствами (прежде всего, с Византией), отразило набеги кочевников. Между тем, во внутренней жизни русского общества имело место последовательное назревание проблем, связанных с династическим кризисом, с усилением городов и их пригородов, с изначально демократическим устройством русского общества, в итоге приведшее к распаду русского государства и к его ослаблению перед лицом грозной опасности. Однако, все рассмотренные этапы явились ступенькой в общей истории нашей страны и, вероятно, исследование исторических событий дает возможность по-иному оценить события современные и найти новое нестандартное решение актуальных проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.).

Учебное пособие / Под ред. проф. И. Я. Фроянова. М., 2002 — 445 с.

Ключевский В. Русская история: Полный курс лекций. В 2-х кн.: Кн.

1. Минск, М., 2000. — 1056 с.

Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. Учебное пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 1. М., 2003. — 448 с.

Петров И. В. Государство и право древней Руси. СПб., 2003. — 413 с.

Повесть временных лет. old-russian.chat.ru/povest.htm

2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.).

Учебное пособие / Под ред. проф. И. Я. Фроянова. М., 2002 — 445 с.

2.Ключевский В. Русская история: Полный курс лекций. В 2-х кн.: Кн.

1. Минск, М., 2000. — 1056 с.

3.Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. Учебное пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 1. М., 2003. — 448 с.

4.Петров И. В. Государство и право древней Руси. СПб., 2003. — 413 с.

5.Повесть временных лет. old-russian.chat.ru/povest.htm

список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/forma-pravleniya-i-territorialnoe-ustroystvo-kievskoy-rusi/

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь

– это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси

– раннефеодальная монархия

. Главой Киевской Руси

являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его

наместники

(в городах) и

волостели

(в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии

:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название

дворцово-вотчинной

. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял

Великий киевский князь

, во главе отдельных княжеств –

собственные князья

. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем

власть местных феодалов

(XI–XII вв.) значительно

возрастает

и образуется новый орган власти –

феодальный съезд

, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на

:

1) 

дружинников

. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) 

служилых людей

, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) 

крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников

. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) 

крестьян

. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения

– это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Читайте также:  Кирилло-мефодиевское общество - история России

Политический режим

в Киевской Руси

отсутствовал

в силу неразвитости общества.

Киевская Русь

– это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси

– раннефеодальная монархия

. Главой Киевской Руси

являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его

наместники

(в городах) и

волостели

(в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии

:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название

дворцово-вотчинной

. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял

Великий киевский князь

, во главе отдельных княжеств –

собственные князья

. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем

власть местных феодалов

(XI–XII вв.) значительно

возрастает

и образуется новый орган власти –

феодальный съезд

, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на

:

1) 

дружинников

. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) 

служилых людей

, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) 

крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников

. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) 

крестьян

. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения

– это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим

в Киевской Руси

отсутствовал

в силу неразвитости общества.

Источник: http://www.srinest.com/book_1589_chapter_5_5.%C2%A0Gosudarstvennyjj_strojj_drevnerusskogo_gosudarstva._Territorialnoeustrojjstvo_kievskojj_Rusi._Pravovoe_polozhenie_naselenija_Rusi.html

Учебные материалы по Истории России

Государственный стройКиевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию.

Раннефеодальное Киевское государство  образовалось путем объединения мелких княжеств (или на базе договоров, или силой оружия).

С образованием Древнерусского государства (882 год – объединение Киева и Новгорода под властью  князя Олега.) власть великого князя усиливалась и принадлежала старшему среди Рюриковичей.

Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняю­щихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользо­вались большей автономией.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI―XII вв.) вызывает  появление новой формы и нового органа власти — «снема», т.е. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руково­димые тысяцкими, сотниками и десятскими.

В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему.

Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превраща­ются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.

В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса фео­дальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече).Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась терри­ториальная община (вервь).

В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расс­ледование преступлений и исполнение наказаний.

Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII по XI в. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством соседей; власть государства признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси X-XI вв.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=218

открытая библиотека учебной информации

Киевская Русь — ϶ᴛᴏ раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли егонаместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всœей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всœеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделœения земель, вассалитета.

Населœение в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Οʜᴎ подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата͵ а также к этому сословию относили и слуг князей — ϶ᴛᴏ низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Οʜᴎ обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всœем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне всœе более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Читайте также:  Особенности общественно-экономического развития повлияли на развитие российской исторической, географической и сельскохозяйственных наук - история России

Особая категория населœения — ϶ᴛᴏ церковные служители. Οʜᴎ в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всœенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всœей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинœения всœех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всœем крупным феодалам. По этой причине народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населœенной людьми князя;

2) земли всœего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всœенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало данный вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всœех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Источник: http://oplib.ru/politika/view/546525_gosudarstvennyy_stroy_drevnerusskogo_gosudarstva_territorial_noe_ustroystvo_kievskoy_rusi_pravovoe_polozhenie_naseleniya_rusi

Государственный строй Древнерусского государства

Древнерусское государство представляло собой совокупность Киевского и местныхфеодальных княжеств,которые находились в вассальной зависимости от великого князя. Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства этого периода, Русь была «лоскутным» государством. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (платить ему дань, участвовать в его военных экспедициях).

В свою очередь сеньор обязан был защищать вассала от посягательств соседей и прочих притеснений.

С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливаются и все в меньшей степени нуждаются в помощи великого князя. К середине XI в. новые политические центры настолько усилились, что единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Но это будет в XII веке.

Пока же, врассматриваемый нами период (X — XI вв.), Древнерусское государство по форме правления было типичной раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть.

Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства.

Основу военной организации составляла великокняжеская дружина, дружины местных князей, а также ополчение. Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем.

Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Дипломатические переговоры вели сами князья, они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю. Князья периода военной демократии были выборными, великий киевский князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии от отца к сыну.

Великий князь хотя и был монархом, но не мог обойтись без Совета крупных феодалов. Юридически он никак не был оформлен, но имел серьезное влияние на князя. В Совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины, т. е. княжьи мужи.

Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, вопросы о войне.

На одном из съездов была принята Правда Ярославичей — важная составная часть Русской Правды.

Существовало в древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная система управления(осталась от прежней военной организации). При ней десятские, сотские, тысяцкие имели функции государственного управления (тысяцкий выполнял функции военачальника),

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной,которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и управления княжеским двором, его хозяйством.

Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления княжеским доменом! В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и т.д.) Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги — тиуны.

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Дань собиралась путем полюдья,когда князья (раз в год) объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных.

Без конфликтов не обходилось. Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы. Это заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Ею была проведена «налоговая» реформа, т. е.

она учредила погосты (пункты) и сроки сбора дани, регламентировала размеры дани.

Судебных органовкак особых учреждений в Древней Руси не существовало. Судебные функции выполняли представители администрации, включая самого князя. Судебные функции выполняла церковь, а также отдельные феодалы, наделенные иммунными грамотами, давшими им такое право.

Существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Так можно назвать вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер корма определялся в грамотах. Эта система управления называлась системой кормления.

Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1025;

Источник: http://poznayka.org/s50025t1.html

Ссылка на основную публикацию