Государственные реформы первой половины 18 века — история России

Реформы системы государственного управления в России в первой половине XVIII века

Опыт первых пяти лет после  смерти Петра I показал, что процесс преобразований не остановился, хотя петровский курс реформ подвергся существенной корректировке.

Исторический опыт показал, — имея в виду «необузданность» петровского абсолютизма,- что такое громадное сосредоточение власти опасно и для ее носителя, и для самого правящего класса.

Наступление политической нестабильности после смерти Петра I, связано с «самовластьем» последнего, решившегося, в частности, поломать традиционный порядок престолонаследия (когда престол переходил по прямой мужской нисходящей линии13.

Верховники осуществляли ряд изменений не только в системе  управления, но и в торгово – промышленной сфере. Однако совет не имел никакой программы преобразований; все социально экономические изменения в этот период были продиктованы конкретной обстановкой, и крупных успехов в торговле и промышленности не было достигнуто.

1.2 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА 

Аппарат общегосударственного центрального управления на протяжении XVIII в. включал подчиненные Сенату коллегии, а также целый ряд канцелярий, контор, приказов, подведомственных Сенату, др. высшим учреждениям или непосредственно монархам.  

Центральные учреждения (за исключением  таких, как Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел, Сибирский приказ и т, п.) осуществляли разнообразные административные и судебные функции большей частью на территории всей страны.   

Большинство учреждений, в зависимости  от того, находились ли они в Петербурге или Москве, имели постоянные и  практически  равноправные отделения — «конторы» в др. столице.  В этих случаях существовало соответствующее региональное распределение функций.

В течение XVIII века, при различных центральных учреждениях действовали комиссии, временные учреждения для решения специальных вопросов — их материалы проаннотированы в разделе «Правительственные комиссии».

Петру I для достижения своих амбиционных целей в реформировании страны требовалась новая политическая система, с сильной центральной властью и чётко функционирующим государственным аппаратом. Поэтому больше всего Пётр I преуспел в реформировании административного устройства, утвердив абсолютизм как политическую систему.

Поэтому прежде всего была устранена Боярская дума, которая была против реформ в России, и приказов14. Кроме того, в России в силу своеобразия истории так и не получила развития «старая» аристократия.

На протяжении веков аристократические начала упразднялись сначала в борьбе между князьями, затем господствующими монгольскими ханами и, наконец, русскими царями. 

Боярская дума, состоявшая из родственников царя и царицы, служилых людей высокого ранга, редких выдвиженцев из дворянских низов и одаренных приказных — всех вместе «холопов государевых», — так не стала в течение всей своей истории органом сословного представительства, и не могла им стать потому, что о сословном строе в предпетровской России можно говорить лишь условно — в конце XVII века не было, в сущности, ни отчетливого корпоративного сознания, ни сословной организации.

Задачей Петра I было не только оттеснить от власти ненавистную боярскую думу и в значительной степени церковь, но и создать систему, которая способствовала бы эффективной реализации замыслов царя. На рубеже XVIII века Боярская дума заменяется сначала созданной при ней в 1699 г.

Ближней канцелярией, заседания которой, превратившиеся с 1708 г. В постоянные, стали называть Консилией министров.

Этому новому учреждению, включавшему в свой состав глав важнейших государственных ведомств, Пётр I первоначально поручал ведение всех государственных дел во время многочисленных своих «отлучек».

В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата или Ратуша,15 посредством которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогов и выработать общие условия промышленности и торговли в городах.

В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны.

В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов.16

Реформа высшего звена  управления началась с учреждения Сената.

Был учреждён вместо упраздненной Консилии министров, первоначально как временный правительственный орган, указы которого Пётр I повелевал исполнять так же беспрекословно, как решения самого царя.

Со временем Правительствующий сенат превратился в постоянно действующий высший административный и контрольный орган в системе управления государством.

Сенат обладал судебной, административно – управленческой и иногда законодательной властью. Решения принимались коллегиально, но Сенат находился под личным контролем Петра I и назначаемого им генерал-прокурора. В случае отсутствия в столице Петра I Сенат был призван следить за действиями всех властей.

Состав сената с момента его создания претерпел ряд изменений, в том числе, была проведена реформа Сената17. В состав Сената входили 9 человек, его члены назначались царём, но не по признаку знатности происхождения как раньше, а по деловым и профессиональным качествам, а также близости к особе государя.

Не случайно в этом числе сенаторов оказывались и представители старинных боярских фамилий, и новые люди незнатного происхождения.

Создание и устройство Сената способствовало совершенствованию  высшего управления и его бюрократизации.

Об этом свидетельствовали элементы коллегиальности, личная присяга государю, программа работы на длительный период, а также строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат.

Создание канцелярии с большим штатом служащих, контор — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти18.

Одной из главных задач  Сената была подготовка замены приказов коллегиями и учреждение коллегиальной системы (1717 – 1721). Приказная система себя изживала: приказов было слишком много, функции между ними не были чётко распределены, одни создавались по «профессиональному» принципу, другие – по территориальному. Царя не устраивала рутинность и медлительность работы приказов.

Коллегии являлись центральными государственными учреждениями. Им подчинялись  губернаторы, вице губернаторы, воеводы  и канцелярии. Вместо 80 приказов вначале  было создано 10 коллегий.

Каждая коллегия отвечала за ведение дел в определённой сфере государственной и общественной жизни, и имела общегосударственную компетенцию, что значительно усиливало централизацию.

На первое место выдвигалось три коллегии: коллегия иностранных дел, военная и адмиралтейская. Всего к концу правления Петра I действовало 13 коллегий.

Читайте также:  Советская политическая система в 1953 - 1991 гг. - история России

Деятельность коллегиальной  системы определялась чёткими инструкциями.19 В составе коллегии были президент, вице – президент, четыре советника, четыре асессора и один секретарь. Президентами коллегий назначались близкие соратники Петра.

В ряде коллегий сложилась  система отраслевых местных органов  управления. Аппаратом местных органов  располагали Берг-коллегия20 и Мануфактур коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворенные суды); Камер-коллегия (Камер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Необходимость перестройки системы управления на местах диктовалась военными нуждами государства.

Во главе губерний стояли назначаемые царскими указами губернаторы, провинции и уезды управлялись воеводами, подчинявшимися непосредственно Сенату. На этих представителей местной администрации возлагалось много обязанностей21.

В ведении воевод, находились вопросы военные, государственной безопасности, правопорядка, сбора налогов, социальные, местной промышленности, землепользования. Воевода осуществлял контроль за всеми должностными лицами провинции и уезда.

Уездные воеводы в пограничных городах назывались комендантами.

При проведении второй областной  реформы в 1719 – 1720-х гг., Указом царя губернии поделили на 50 провинций, а  последние – на дистрикты (районы).

Дистрикты возглавлялись  земскими комиссарами, выбираемыми  местным дворянством.

Земские комиссары были обязаны обеспечить своевременный сбор податей с населения, руководили сельской полицией, ведали рекрутской и постойной повинностью.

Хотя земские комиссары не имели судебной власти, на них была возложена ответственность за поимку и задержание преступников, а также приведение в исполнение судебных решений22.

 Надзор за губернским  управлением осуществляли фискалы. Фискальная служба, созданная в 1714 г., являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др.

Предписывалось, чтобы при  каждом губернском правлении находилось 3 фискала во главе с провинциал-фискалом, а во всех городах, в зависимости от величины, 1 – 2 фискала. Фискалы назначались как из дворян, так и из непривилегированных слоёв населения.23

В обязанность фискалов входило  тайно проведывать о нарушениях и злоупотреблениях чиновников, о  взятках, разворовывании казны о докладывать обер-фискалу. Доносительство поощрялось и даже вознаграждалось материально.

Таким образом, система доносительства возводилась в ранг государственной политики, оформлялась практика тайного государственного надзора за должностными лицами. Согласно указу провинциал-фискал должен был раз в год объезжать все города, губернии и контролировать работу фискалов.

Важным принципом деятельности фискалитета была безнаказанность.

 Даже в церкви была  введена система фискалов (инквизиторов), а священников специальным царским указом обязывали нарушать тайну исповеди и доносить властям на исповедуемых, если в исповеди содержалась та или иная «крамола», угрожающая интересам государства.

Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков.

Пользуясь  весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях.

Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью24.

До создания коллегий губернаторы  подчинялись непосредственно Сенату, который осуществлял управление губерниями посредством губернских комиссаров, постоянно находившихся при Сенате. С учреждением коллегий местные органы управления стали зависеть от коллегий.

Однако не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над местными властями в качестве прямой высшей инстанции стояли только Камер-коллегия, Юстиц-коллегия и Главный магистрат. Это означало.

Что местные органы управления, так же как и центральные не представляли строгой иерархичности.

Кроме того, наряду с гражданской администрацией (губернатор и его аппарат) большую роль в губерниях играла военная администрация (полковое начальство расквартированных в губерниях полков), под контролем которой находился сбор введённой Петром I подушной подати25 и соблюдение паспортного режима.

Создав губернии и наделив  губернаторов огромными полномочиями, Пётр I попытался дополнить бюрократическое начало новыми выборными сословными учреждениями. В 1713 г. В губерниях были созданы состоявшие из дворян ландраты, составлявшие своего рода совет при губернаторе.

  Должность эта считается выборною. Ландратов велено выбирать местному дворянству и посылать на выборы, за подписями дворян, в сенат на утверждение. Но закон о выборах вышел не в 1713, а в 1714 г. Первоначально ландраты назначались сенатом.

В 1715 году выходит узаконение, косвенно показывающее, что ландраты могли быть назначаемы от правительства, несмотря на закон 1714 года. Именно в указе 1715 года говорится о распределении отставных и раненых военных по должностям гражданским.

В числе последних упоминаются и ландраты. Просуществовав менее пяти лет они были упразднены.

Создание Петром губернской системы, прежде всего, имело целью  обеспечение возросших при нем  нужд армии, поэтому главами новых  областных единиц, которые должны были осуществлять одновременно фискальные, хозяйственные и судебные функции, император обычно назначал своих адмиралов и генералов. Губернии выделялись по экономическому потенциалу территорий, поскольку каждая из них обязана была нести не только налоговое бремя, но и расходы по содержанию расквартированных в ней полков26.

При Петре I была предпринята первая попытка отделить суд от администрации путём создания самостоятельных судебных учреждений — Надворных судов и нижних судов. Но эта попытка не увенчалась успехом.

В 1720 г. В ходе начатой  Петром I второй городской реформы в Петербурге был создан Главный магистрат27, которому были подчинены избираемы е во всех крупных городах городские магистраты.

Магистраты состояли из выборных бурмистров и ратманов и ведали всем городским хозяйством, контролировали сбор налогов, осуществляли полицейские и судебные функции, обеспечивали безопасность города, ведали созданием школ, богаделен, госпиталей. Под их началом находилось цеховое управление, возглавляемое избираемым из цехов мастеров старшинами.

Таким образом, сложилась  единая для всей страны централизованная  административно-бюрократическая система  управления, решающую роль в которой  играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Значительно выросло число чиновников, выросли расходы правительства в результате дворцовых переворотов во второй четверти XVIII века, не меняла сути политики, а приводила лишь к смене названий государственных институтов власти.

При Екатерине I  7 марта 1726 году был создан новый высший совещательный орган власти – Верховный тайный совет, который фактически решал важнейшие государственные проблемы. Его создание считается первой попыткой ограничения самодержавия.

Читайте также:  Отречение лондона и парижа - история России

Источник: http://student.zoomru.ru/history/reformy-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya-v/150778.1163137.s2.html

Реформы первой четверти 18 века

Изучение реформаторской деятельности Петра I следует начинать с военной реформы, основным содержанием которой было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигаторская, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии — Преображенского. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии.

Петр предпринял энергичные меры для строительства военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов.

Реформа правления

В 1717 — 1718 годах Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельной отраслью государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь местные органы управления подчинялись коллегиям.

С 1711 года во главе всего государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверяет государство вновь основанному учреждению — Сенату.

Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем Сенат приобретает постоянный характер и становится высшим административным органом в государстве.

В конце жизни Петр наделил Сенат также функцией высшей судебной инстанции.

В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял губернатор, обличенный правами главнокомандующего всех войск, находящихся на его территории и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 году, когда губернии были разделены на провинции, провинции — на уезды.

Положение сословий. «Табель о рангах»

При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу предоставлялся всем сословиям (любой солдат, ставший офицером, получал потомственное дворянство).

Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или по военной службе, или по гражданской, или выполнять обязанности при Дворе.

В 1722 году была издана «Табель о рангах» (во времена Петра слово «табель» было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена на иерархию «заслуги и выслуги».

Дворяне также были ограничены в распоряжении своими имениями. Указом о единонаследии (1714) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между всеми сыновьями, а только завещать одному по выбору.

Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа — введение подушной подаши, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих «подданных».

Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны количество налогов быстро увеличивается: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиком, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких сборов были отменены, но их компенсировала подушная подать.

Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации. Однако одновременно они сопровождались укреплением самодержавия, усилением крепостничества. Страна продвигалась вперед через крайнее напряжение людских и материальных сил, безжалостную эксплуатацию.

Реформаторская деятельность Петра привела к модернизации страны. Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/17.shtml

Реформы в России в первой четверти 18 века

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Не было и специального плана проведения реформ.

Строительство заводов. Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла.

В центре страны наибольшее развитие получила текстильная промышленность, которая работала в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

Русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества.

Так как в стране почти не было свободных рабочих рук, на предприятиях, организованных Петром I, использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, бродяги, каторжники и т.д.

В первые годы создания крупной промышленности России использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры.

Таким образом, особенностью развития русская мануфактура особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически.

Крупнейшие русские промышленники Строгановы, Демидовы, Осокины, Мясниковы и др. стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивания» зарождавшейся русской буржуазии.

Крестьяне и земля под заводом стоили в три-четыре раза дороже, чем само предприятие.

Сельское хозяйство. Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда и т.п.). Разводились более продуктивные породы скота (овцы-мериносы и т.п.). Коневодство давало лошадей для русской кавалерии.

Читайте также:  Битва на марне – ее значение для мировой истории - история России

Торговля. Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения.

Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Вышеволоцкий и Ладожский).

Было задумано и даже начато строительство каналов между Москвой и Волгой, а также между Доном и Волгой, однако прекращено из-за недостатка средств.

Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.), т.е. в стране продолжался процесс формирования всероссийского рынка.

Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по нескольку сот торговых судов в год.
Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги.

Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма). Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В целях поощрения купечества в 1724 г.

был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства.

Социальная политика. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер).

Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.
В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы.

Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.).

Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения.

Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола».

Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г.

была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России.

Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства.

Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

Государственное устройство. Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский, — записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г.

был создан Кабинет — личная царская канцелярия.
В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий.

Для них построили специальное здание (ныне его занимает Петербургский университет).

Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними сношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегая — расходами государства, Вотчинная — дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Армия и флот. При Петре I русская «армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута.

Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием.

Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

Указ о престолонаследии. В 1722 г. Петр I издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства.

Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене.

Издание указа было связано с личной трагедией Петра — конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.

Источник: https://lektsia.com/2x7db6.html

Ссылка на основную публикацию