Федерация как форма устройства государства — история России

Федерация как форма государственного устройства. Особенности РФ

Федерация как форма устройства государства - история России

Государственное устройство — это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства — унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация — это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот.

В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация — это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации.

В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация — союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.

Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами.

В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами — это договорно-правовая федерация, если нет — конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует.

Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации.

В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации.

В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми.

В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/27473.html

Тема 7. Государственное (федеративное) устройство РФ

Понятие и форма государственного устройства РФ. Особенности РФ как федеративного государства.

Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения. Существуют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство.

Унитарное государство – это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц. Федеративное государство – сложное государство, которое может состоять из входящих в него государств, либо государственно-территориальных образований.

В унитарном государстве все ведущие полномочия сконцентрированы в руках центральных государственных органов, все уровни управления включены в единую государственную администрацию. В федерации существует два уровня государственной власти. Субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью.

Они вправе формировать свои органы власти, наделены собственной компетенцией, в соответствии с которой принимаются законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Федеративная форма России отражена в ст. 1 Конституции РФ 1993 г.: Российская Федерация – федеративное государство, ее наименования Российская Федерация и Россия – равнозначны. Специально федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ.

Особенности России как федерации:

1) РФ по числу субъектов является самой большой федерацией в мире. В ее составе на данный момент находятся 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (83 субъекта федерации).

2) Россия является асимметричной федерацией, так как ее субъекты имеют различный государственно-правовой статус. Республики – это государства в составе РФ, другие субъекты — государственные образования.

3) Субъекты России образованы на смешанной основе: республики и автономные образования образованы по национальному признаку, другие субъекты – на территориальной основе.

4) Россия – это полиэтническая федерация. По данным переписи 2002 г. в России 176 этнических групп и народов (русские – 82 %).

5) В составе Российской Федерации имеются «сложноустроенные субъекты» (матрешки). Из 4 автономных округов только один Чукотский входит в состав РФ непосредственно, а остальные 3 находятся в составе краев и областей.

6) По своей юридической природе РФ является конституционной федерацией.

Принципы государственного устройства Российской Федерации

Принципы государственного устройства Российской Федерации – это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на основе которых строится и функционирует РФ как федеративное государство.

К этим принципам относятся:

— принцип приоритета и равенства прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации;

— принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

— принцип государственной целостности РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (субъекты РФ не наделены правом на сецессию);

— принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации;

— принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации;

— принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

7.3 Правовые основы преобразования структуры Российской Федерации

РФ не является закрытой по своей структуре. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Федерации. В настоящее время такой порядок урегулирован ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Под принятием в РФ нового субъекта подразумевается процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта предполагает процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Принятие в состав РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, при этом должны соблюдаться государственные интересы России, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

1. ФКЗ устанавливает условия и порядок принятия в РФ нового субъекта. Инициатором предложения должно выступить иностранное государство в целом. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации и Государственную Думу, а также Правительство РФ.

Принятие решения происходит в результате подписания международного договора, которым могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус; б) порядок оптации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях; в) действие законодательства РФ на территории нового субъекта и др.

После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора.

В случае, если КС признает его соответствующим Конституции РФ, он вносится в Государственную Думу на ратификацию.

Одновременно в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и иностранного государства международного договора.

2. ФКЗ установил порядок и условия образования в составе РФ нового субъекта. Образование нового субъекта возможно в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов РФ.

В России варианты образования новых субъектов связывают с объединением автономных округов с областями, краями, в состав которых они входят, экономически слабых субъектов с сильными, сельскохозяйственных регионов с промышленными и т.д.

ФКЗ предусматривает только одну форму – объединение граничащих между собой субъектов и исключает дробление России.

Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам, на территориях которых образуется субъект Федерации.

Совместное предложение законодательных органов государственной власти субъектов РФ и высших должностных лиц заинтересованных субъектов об образовании в составе России нового субъекта направляется Президенту РФ.

Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта. Президент уведомляет об этом СФ, ГД и Правительство РФ.

В случае поддержки этой инициативы Президентом РФ вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов и должен получить одобрение в соответствии с законами о референдумах в этих субъектах. Официальные данные представляются Президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе России нового субъекта.

Он должен содержать положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта, положения о правопреемстве нового субъекта, формировании органов власти нового субъекта и т.д. ФКЗ принимается Федеральным Собранием в порядке, установленном ст. 108 и вступает в силу со дня его официального опубликования. В ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2164;

Читайте также:  Великий раскол - история России

Источник: http://poznayka.org/s15579t1.html

О форме государственного устройства россии в широком и узком смысле

Современное научное представление о форме государственного устройства предполагает краткое предварительное выяснение и определение феномена государственного устройства в целом.

Системно-комплексный анализ действующего российского законодательства об организации государственного устройства и его реализации в соответствии с выработанными на практике научно-теоретическими началами[1] позволяет с достаточной достоверностью утверждать, что государственное устройство России представляет собой структурно-функциональную систему организации государственной власти, которая включает в себя:

во-первых, сущность государства в виде совокупности социальных состояний государства, закреплённых в Конституции (Основном Законе);

во-вторых, содержание государства как взаимодействие определённой совокупности институтов: государственный суверенитет, правовая система, компетенция государства, органы государства, гражданство, государственная территория, символы государства;

в-третьих, форму государства, то есть форму государственного устройства вшироком смысле. Её составляют:

1) Форма правления;

2) Политический режим;

3) Государственное устройство в узком смысле как организационно-правовые формы взаимодействия государства с его внутригосударственными политическими образованиями, а также и зарубежными государствами и территориями, притязающими на статус государства.

Сущность государства, как это уже отмечено выше, составляют общесоциальные состояния государства установленные в нормах конституционного права, то есть конституционно-правовые модусы.

Закреплённые в Конституции РФ 1993 года конституционные модусы указывают на то, что Российская Федерация — это государство: а/ цивилизованное (Преамбула Конституции РФ); б/ конституционное (часть 2 статьи 15 Конституции РФ), в/ демократическое (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), г/ суверенное (статья 4 Конституции РФ), д/ правовое (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), е/ социальное (статья 7 Конституции РФ), ж/ федеративное (статьи 1, 5, 65 и другие статьи Конституции РФ), з/ республиканское (часть 1 статьи 1 Конституции РФ), и/ светское (статья 14 Конституции РФ), к/ толерантное (статьи 13, 17, 18, 19 и другие статьи Конституции РФ).

Существенное значение для понимания правовой природы государственного устройства имеют закреплённые в тексте Основного Закона его принципы, в числе которых Конституция РФ 1993 года называет следующие: 1.Свободное национальное развитие и равноправие народов-этносов (ч. 3 ст.5; ст.26; ч.3 ст. 68; ст. 69 и др.); 2.

Защита прав человека и гражданина независимо от расовой и национальной принадлежности (ст. 2; ч.5 ст.13; ст.19; ст.29 и др.); 3. Государственная защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, как особой группы национальных меньшинств (ст.69; п. «в» ст.71; п. «б» и п. «м» ч.1 ст. 72;); 4.

Учёт национального фактора в системе органов публичной, в том числе государственной власти (ч.1 ст.3; ст.66; ч.2 ст.68; ч.2 ст.95 и др.); 5. Организация государственного устройства России на началах сочетания федерализма, унитаризма и автономии (ст.1; ч.2 и ч.3 ст.4; ст.5; глава третья и др.); 6.

Признание права народов на самоопределение (ч.3 ст.5; ч.2 и ч.3 ст.11; Ст.66; ч.3 ст.67; и др.).

Содержание государства всоответствии с обозначенной во вступлении концепцией образуют единство и взаимосвязь таких институтов, как: 1) государственный суверенитет представляющий собой независимость государственной власти внутри страны и её самостоятельность во внешнеполитических отношениях [2, 11, 12,13];2) правовая система в виде совокупности социальных, юридических и культурных институтов и учреждений с помощью которых государство регулирует общественные отношения[2];3) компетенция понимаемая как предметы ведения государства и его полномочия, а также территориальный и временной пределы их действия[3]; 4) органы государства — совокупность составных частей государства наделённых государственно-властными полномочиями и образующих государственный аппарат[4]; 5) гражданство, существующее в качестве устойчивой политико-правовой связи между лицом и государством, которая влечёт за собой взаимные права и обязанности обеих сторон[5]; 6) государственная территория, указывающая на часть пространства планеты Земля, которая находится под суверенитетом государства[6]; 7) государственные символы, то есть официальные правовые знаки (эмблемы) выражающие основополагающие идеи создания и развития государства с учётом его исторических, природных, этнических и иных особенностей, которые предназначены для обеспечения высокого общественного и морального авторитета государственной власти[7].

Форма государственного устройства, согласно классических представлений о государстве, существует в двух основных формах, какими являются федерация и унитарное государство.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — это простое или слитное государство. В пределах своей внутренней организации оно делится на территориальные единицы, население которых обладает правом осуществлять официальную публичную власть. Такое государство не имеет в своём составе самостоятельных государств или государственных образований.

Преимущества этой формы проявляются в том, что единая и несложная система органов государства создаёт благоприятные условия для максимально простого и оперативного управления всеми сторонами жизни общества; а единая система права обеспечивает бесконфликтное правовое регулирование, которое снимает проблему коллизий между законодательными актами.

Кроме того, унитария облегчает проведение в жизнь планов и программ, исходящих от центральных органов власти; в унитарном государстве быстрее и эффективнее решаются задачи создания единых общегосударственных систем транспорта, связи и управления хозяйственной жизнью; упрощается проведение глубоких и системных реформ в самых разных сферах общественной жизни.

Политическая сущность унитарного государства характеризуется следующими государственно-правовыми признаками. Эта форма государственного устройства имеет: одну конституцию, единую государственную территорию, единую систему органов государства, единую законодательную систему, одно гражданство, единые вооружённые силы, один государственный язык.

В настоящее время большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства. И в частности, все республики в составе Российской Федерации являются унитарными государствами.

Унитарную форму политико-территориальной организации имеют также и государственные образования в составе Российской Федерации — субъекты федерации: края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО — это целостное союзное и сложносоставное государство, которое образуется путём объединения ряда государств, государственных образований или территорий, обладающих законодательной степенью политической самостоятельности.

В общей характеристике федерации надо подчеркнуть, что выбор федеративной формы устройства для государства с обширной территорией и многонациональным составом населения обеспечивает: а/ внутреннюю целостность сложносоставного союзного государства, б/ стабильность политического развития при дуализме правовых и законодательных систем, в/ суверенитет государственной власти в условиях высокой самостоятельности субъектов федерации, г/ мир и согласие между народами в многонациональной стране, д/ выравнивание уровня экономического развития отдельных частей государственной территории в крупноразмерном государстве.

Современное федеративное государство традиционно обладает следующими государственно-правовыми признаками: а/ имеет нормативную базу, на основе которой создано союзное государство (Конституция либо специальный Федеративный Договор); б/ наличие в высшем законодательном органе государственной власти второй палаты, которая обычно считается верхней палатой и в которой представлены интересы субъектов федерации; в/ существование наряду с союзной конституцией и союзным законодательством Основных Законов субъектов федерации и собственного законодательства субъектов федерации; г/ в федеративном государстве имеются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти при наличии аналогичных органов у субъектов федерации; д/ в федерации существует единое союзное гражданство, наряду с которым в некоторых федерациях имеется также гражданство субъектов федерации, как, например, в США. Но в большинстве федераций субъекты федерации своего собственного гражданства не имеют. Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего гражданства не имеют; е/ федерация имеет общую государственную территорию, которая состоит из территорий её субъектов; ж/ федерация имеет общий для всей страны государственный язык, что не исключает наличия государственного или официального языка у субъектов федерации. В Российской Федерации согласно части 2 статьи 68 федеральной Конституции республики в составе федерации вправе устанавливать свои государственные языки; з/ характерно наличие единой и общей, как для союзного государства в целом, так и для субъектов федерации, денежной и кредитной системы; и/ имеются единые для всего государства Вооружённые Силы.

Системный анализ российского конституционного законодательства и реальной общественно-политической практики показывает, что форма государственного устройства России представляет собой неординарный и сложно структурированный феномен. При этом, прежде всего, надо отметить, что она (форма государственного устройства) имеет широкое иузкое содержание.

Государственное устройство России вшироком смысле совпадает сформой государства ивключает в себя следующие составные части:

Первая составная часть — форма правления:

Форма правления, будучи важнейшим видом внешне объективированных проявлений государственной власти, представляет собой главные институты реализующие высшие полномочия государственной власти в соответствии с нормативно установленным порядком их создания и способами взаимодействия между собой.

Большинство государств мира имеют республиканскую форму правления.

Преимущества республиканской формы правления перед монархической заключаются в том, что она предполагает выборную должность главы государства, которая замещается исключительно на основе добровольно выраженного доверия населения; предусматривает периодичность выборов высшего должностного лица государства и соответственно постоянное обновление руководящего состава в системе органов государственной власти; включает в своё понятие ответственность и подотчётность главы государства перед народом, что особенно ярко проявляется в закрепляемом в Конституции институте импичмента; обеспечивает постоянное включение в процесс осуществления государственной власти всё новых и новых слоёв политически активных граждан.

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления. Эта юридическая формула имеет истинно историческое значение, так как она завершает продолжавшийся на протяжении чуть ли не всего двадцатого столетия спор о легитимности формы правления в России.

Выраженная на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года по этому вопросу воля народа не вызывает теперь в этом отношении никаких сомнений.

К тому же установленный в Конституции РФ институт выборности главы государства в России был подтверждён на свободных президентских выборах, которые уже многократно проводились в соответствии с конституционными сроками.

Однако остаётся дискуссионным вопрос о том, какой вид республиканской формы правления сформировался в ходе реализации Основного Закона 93 года — президентская или полупрезидентская республика? На наш взгляд, имеется больше оснований считать, что в Российской Федерации в настоящее время сложилась полупрезидентская республиканская форма правления с более широкими полномочиями президента [9 с.139]. Это тем более верно, если главным критерием разграничения формы правления на виды считать не порядок формирования и модель ответственности правительства, а объём и масштаб полномочий главы государства.

Читайте также:  Административно-территориальные единицы на оккупированных белорусских землях - история России

Вторая составная часть — политический режим:

Политический режим, как совокупность способов осуществления государственной власти, которая определяет объём, меру и характер участия граждан и их объединений в формировании и деятельности институтов и органов публичной власти, является обязательным элементом формы государства, поскольку без их использования невозможно реализовать власть в формализованном и доступном для восприятия виде. Содержание этих способов, определяющих уровень участия граждан в осуществлении власти, детерминирует качество политического режима и указывает на наличие или отсутствие демократических начал в общественной жизни.

Источник: https://moluch.ru/archive/137/38338/

Форма государственного устройства: понятие, виды, характеристика. Форма государственного устройства современной России

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношении между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения.

При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных).

Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации(государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарное (единое, от лат. «unus» – «один») государство отличается полным политическим единством, оно неделимо.

Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Федерация – соединенное, союзное (от лат. «fedus» – «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации.

Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы (от лат. «confederate» – «сообщество») суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, государств – членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования.

История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права (личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношения доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.). Особый случай представляют собой федерации, de facto остающиеся унитарными государствами. Нечто подобное можно было видеть на примере бывшего СССР, de jure федерации, но с большой долей унитаризма.

В соответствии с принципом национальной государственности отдельные этносы рассматривались как «нации» и имели статус союзной и автономной республики. «Национальностям», «народностям» и «этническим группам» соответствовали автономные области, национальные округа и районы.

Обладание формальными (и в последнее время расширившимися) правами не меняло того обстоятельства, что реальная политика продолжала осуществляться из центра. Подобная картина, далекая от классических ясных форм государственного устройства, остается актуальной и для Российской Федерации.

Избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением глав администрации Президентом России. Порядок формирования, полномочия, процедуры деятельности государственных органов на местах определяются не самими субъектами федерации, а актами Российской Федерации.

Назначение высших должностных лиц на места и определение их полномочий из столицы скорее есть признак унитарного, нежели федеративного, государства.

Известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов федерации позволяют до известной степени говорить о фактическом унитаризме или в лучшем случае об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных, этнических, культурных и других особенностей.

Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.

Известными ресурсами эффективного управления и внутренней стабильности располагает и демократическое федеративное государственное устройство.

Федерализм ведь нельзя сводить к простому географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политики центра.

Не все поддается централизации и нуждается в ней, да и государственная мудрость и административный гений целой страны совсем не ограничены политической элитой, обосновавшейся в столице.

Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих в свою очередь как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются федеративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

В одном случае модель будет достаточно простой, если центральное правительство выступает арбитром, координирующим региональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (например, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими программами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или национальной автономии, следует усилить собственную власть, учитывая национальные и этнические особенности, требуется контролировать последствия возможных конфликтов.

Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В такого рода асимметричных федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративного государства.

Более того, асимметрия в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться асимметрией прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует.

Указанная борьба, вызванная объективными обстоятельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизирующими последствиями, особенно при такой форме государственного устройства, которая рассматривает центр в качестве единственного источника реформирования.

Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.

В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению вопроса федеральное правительство.

Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность, несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадом государства.

В проблеме формы государственного устройства отчетливо проступает сторона конституционная, структурная, идет ли речь об унитарном или федеративном государстве. Однако есть и сторона также конституционная, но «неформальная» (политические партии, общественные движения), функциональная, связанная с политическим режимом.

Источник: http://studopedya.ru/1-37096.html

Форма государственного устройства современной России

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 17Следующая ⇒

Рассмотрим форму государственного устройства в России, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями.

С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государственных объединений. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (области, районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.

Федерация— это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства необязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е.

международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е.

государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

В мире в настоящее время существует много федераций, включая такие крупные, как США, ФРГ, Индия, Бразилия. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем.

В 1993 году в состав Российской Федерации входило 89 субъектов. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов в состав Российской Федерации входит 83 территориальные единицы. Российская Федерация — государство с уникальной государственной структурой.

Читайте также:  Социальное напряжение в стране. соляной бунт - история России

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу.

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва (более 10 млн чел.) и Санкт-Петербург (более 5 млн чел.), а также Московская область (почти 7 млн чел.) и Краснодарский край (более 5 млн чел.

) — входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва — 307 тыс. чел.

Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других.

В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5) относятся:

— государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти;

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;

— равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

23. Федерация и конфедерация: понятие, общее и особенное. Ассоциации государств.

Различают следующие виды форм государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Федеративное государство – государство, представляющее собой форму политико-территориального или национально-государственного устройства — сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Признаки федерации: территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые в то же время не обладают полным суверенитетом; субъекты федерации не обладают правом выхода из союза; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам; субъекты федерации имеют собственные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции; высший законодательный орган имеет двухпалатную структуру. При этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации; организация государственной власти и система органов федерации определяется Конституцией страны и федеральным законодательством.

Государственные образования, входящие в состав федерации, (субъекты федерации) могут называться по-разному: штаты, провинции, земли, кантоны, республики и т.д. Иногда в одном и том же государстве, например, в России, субъекты имеют различное наименования (республики, края, области). По основанию организации разделяют территориальные и национальные федерации.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения субъектов по территориальному принципу. В этом случае компетенция субъекта федерации определяется лишь территорией, на которую распространяется ее власть. По территориальному принципу построены большинство федераций (США, Мексика, Бразилия, ФРГ и т.д.)

В национальных федерациях субъекты объединяются на основе проживания в них национальностей. По этому принципу были образованы СССР, Югославия, Чехословакия. С учетом национальных моментов построены федерации Бельгии, Канады, Индии, Нигерии.

Отдельные федерации образованы по смешанному принципу (территориальному и национальному). Таким образом организована, например, Российская федерация.

По статусу субъектов федерации бывают симметричными, в которых все субъекты имеют одинаковый статус (Австрия, Австралия, ФРГ), и асимметричные, для которых характерно неравенство положения субъектов (Российская Федерация, Швейцария). По способу образования различают договорные (СССР ) и конституционные (США).

Конфедерация –союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом.

Однако союз имеет характер не международно-правовой, а именно как государственно-правовой, так как государства – члены конфедерации объединяются для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности и функций.

Для осуществления этих функций они имеют единые (совместные) органы, решения которых обязательны для их граждан.

Члены конфедерации в полной мере сохраняют свою самостоятельность, ограничение их суверенитета касается лишь тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения.

Признаки конфедерации (отличающие её от федерации): непрочность связей, объединяющих членов конфедерации: временный характер объединения (как правило, с достижением целей союз прекращает свое существование); отсутствие единой территории; отсутствие единого гражданства; конфедерация не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы; акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения органами государств, входящих в конфедерацию; право свободного выхода из союза; незначительный круг вопросов совместного ведения; армия состоит из воинских контингентов – участниц союза, бюджет конфедерации складывается из добровольных взносов участников.

Конфедерация – относительно редкое государственное образование. (Австро-Венгрия) В настоящее время конфедераций в мире нет.

Основываясь на научной и учебной литературе можно констатировать тот факт, что к видам ассоциации государств относят империю, инкорпорацию, квазиконфедерацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию, фузию. Содружествосоюз самостоятельных, суверенных государств созданных в целях сохранения и развития существующих связей. Пример: Британское Содружество.

Сообществосоюз самостоятельных, суверенных государств, объединившихся для решения общих (экономических, социальных, политических) вопросов. Таковым, является, например, ЕС, объединяющий 27 стран Европы.

Указанные объединения следует отличать от международных организаций, в которые входят суверенные государства, действующие от своего имени при решении каких-либо общих вопросов (НАТО, ОПЕК, ООН).

империяобъединение под началом жесткой централизованной власти национальных и территориальных образований на основе отношений «центр-провинция», «метрополия-колония».

24. Политический (государственный) режим: понятие, основные разновидности.

Государственный (политический) режим – это система приемов, методов, способов осуществления государственной власти в обществе.

Нередко в литературе этот элемент формы государства определяется как «политический» режим». Однако политический режим более широкое понятие, хотя государственный режим выступает в качестве его основной составляющей.

Политический режим – это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая и государственные.

При рассмотрении государственного режима внимание акцентируется именно на деятельности государственных институтов.

Некоторые авторы государственный режим вообще не относят к форме государства, понимая его как содержание деятельности государства. Указанное обстоятельство не лишено смысла.

Однако режим необходимо трактовать и как элемент формы государства, ибо он касается именно характера организации государства, его деятельности, показывая, как организована государственная власть: либо она осуществляется силой самого государственного аппарата, либо в осуществлении политической власть принимает участие население, иные элементы политической системы.

Различают демократический и недемократический режимы.

Демократический режим –режим, основным источником которого является народ, прямо и непосредственно формирующий представительные органы государственной власти, активно участвующий в управлении обществом.

Общие признаки демократического режима: признание воли народа единственным источником государственной власти; управление делами осуществляется на основе принципа разделения властей; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством как прямой демократии, так и представительной; высокая степень политических прав и свобод, реальное их обеспечение, эффективная деятельность институтов, их обеспечивающих; политическая элита опирается на широкую социальную базу; методы насилия по отношению к населению осуществляются крайне редко, в пределах , предусмотренных законодательно; выборность и сменяемость органов государственной власти; господство закона во всех сферах общественной жизни; плюрализм мнений при принятии государственно-властных решений; многопартийность.

Демократический режим проявляется в 2 разновидностях: либеральная и социальная.

Либеральная демократиярежим, при котором в основу государственного регулирования положена свобода личности, отдельного индивида.

Отсюда – наличие широкого комплекса личных прав и свобод, деятельность по их обеспечению.

Подобные режимы характерны для стран с господством частной собственности, рыночной экономики, с наличием «среднего класса», оказывающего значительное влияние на деятельность государства.

Социальная демократия режим, при котором в основу государственного регулирования положена свобода класса, общества как целого. Интересы отдельного индивида игнорируются, не учитываются при принятии государственных решений. На первое место ставятся социальные, политические права и свободы. Подобные режимы были характерны для социалистических государств.

В зависимости от характера участия населения в управлении делами общества различают 2 формы демократии: непосредственная и представительная.

При непосредственной – каждый гражданин лично (непосредственно) принимает решения (участие в выборах, референдум и т.д.). Представительная предполагает, что граждане принимают участие в управлении делами государства не лично, а через своих представителей.

Например, депутаты, принимая решение, реализуют не собственную волю, а волю избравших их избирателей.

Недемократические режимы – это авторитарный и тоталитарный. Авторитарный режим – режим, который характеризуется сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства или правительства, снижением роли выборных представительных органов, снижением влияния политической оппозиции, СМИ.

Таков был, например, режим Шарля де Голля во Франции так называемый «режим личной власти». В печати высказывается мнение о проявлениях элементов такого режима в современной России. Крайние проявления авторитарного режима характеризуются как тирания и деспотия.

Деспот приходит к власти законным путем, жертвами его управления становится не только народ, но и аристократия и ближайшее окружение, тиран же узурпирует власть путем государственного переворота, распространяя репрессивно-управленческое решение на все население.

Основные признаки авторитарного режима: в центре и на местах концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; представительные органы действуют, но не играют значительной роли в обществе; в качестве методов руководства преобладают административно-командные; отказ от полного тотального контроля над всеми сферами жизни; отсутствие разделения властей, безраздельное доминирование исполнительной власти; реальное участие населения в управлении делами общества незначительно; выборы зачастую имеют формальный характер.

Тоталитарный режим – режим, который характеризуется полной (тотальной) регламентацией государством всех общественных отношений.

Особенности тоталитарного режима: абсолютная концентрация власти, объединяющая при отсутствии независимого правосудия законодательную и исполнительную власть; полный централизм в управлении, обеспечивающий всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни; бюрократизация исполнительной власти; террор по отношению к населению; милитаризация экономики; наличие жесткого аппарата принуждения.Крайним проявлением тоталитаризма являются фашистские режимы в гитлеровской Германии, франкизм в Испании. В истории нашей страны это коммунистический режим в период правления И. Сталина.

Источник: https://lektsia.com/3x7fbf.html

Ссылка на основную публикацию