Боевые действия партизан и подпольщиков. «рельсовая война» — история России

Боевые действия партизан и подпольщиков. Рельсовая война

Одной из определяющих черт Белорусской наступательной операции ʼʼБагратионʼʼ являлась та исключительно важная роль, которую сыграли в ней партизанские соединœения и подпольные организации, которые действовали в тылу врага на оккупированной территории республики.

К лету 1944 ᴦ. на территории Беларуси действовали 272 тыс. партизан, объединённых в 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Вместе с тем, в это время вели борьбу более 60 тыс. подпольщиков.

Эти огромные силы народных мстителœей занимали удобное положение для наблюдения за всœеми коммуникациями немецко-фашистской армии, имели в своём распоряжении крайне важно е вооружение, включая противотанковые ружья, миномёты и пушки, надёжные средства связи.

Наикрупнейшей акцией белорусских партизан в период подготовки операции ʼʼБагратионʼʼ было проведение 3-го этапа ʼʼрельсовой войныʼʼ, начатого за три дня до перехода в наступление советских войск. В ночь с 19 на 20 июня 1944 ᴦ.

партизаны атаковали желœезнодорожные коммуникации врага на всœей территории оккупированной Беларуси и подорвали 40 775 рельсов, парализовав движение на этих коммуникациях.

Уже в период успешного наступления Красной Армии, партизаны до 29 июня дополнительно подорвали ещё 20 тыс. рельсов.

Взаимодействие партизан с воинами проявлялось и по другим направлениям:

· Систематическое ведение разведки вражеского тыла в интересах Красной Армии;

· Действие народных мстителœей направленные на удержание партизанских зон, что лишало гитлеровцев крайне важно го простора и свободы маневра для перегруппировки своих сил;

· Содействие партизан передовым частям Красной Армии в форсировании водных преград, захвате и удержании плацдармов, что способствовало быстрому продвижению советских войск;

· Участие партизанских формирований в ликвидации окружённых группировок противника в районе Витебска, Орши, Бобруйска, Могилёва, Минска и Бреста;

· Взаимодействие партизан с советскими войсками при освобождении населённых пунктов и городов республики. В ходе боёв за освобождение Беларуси применялись различные формы боевого взаимодействия, которые диктовались конкретными обстоятельствами на различных участках фронта.

Около 20 районных центров Беларуси партизаны захватили за 2-3 дня до подхода советских войск и прочно их удерживали в своих руках. Это Руденск, Старобин, Узда, Копыль, Кореличи, Куренец, Визды, Бегомль, Ивенец, Свирь, Юратишки и др.

При встрече с воинскими частями десятки тысяч белорусских партизан пополняли их ряды.

Сочетание ударов 4-х фронтов Красной Армии в операции ʼʼБагратионʼʼ с действиями белорусских партизан с тыла учитывалось СВГ как один из факторов первостепенного оперативного значения.

Ставка ставила перед партизанами Беларуси задачу дезорганизации оперативного тыла противника и срыва подвоза его резервов к линии фронта͵ а также оперативных перебросок войск между фронтами.

Для этого накануне наступления советских войск партизанам была оказана большая помощь командованием 4-х фронтов: они выделили крайне важно е количество взрывчатых веществ и боеприпасов. Успехи взаимодействия партизан и регулярных войск зависели от состояния связи, в связи с этим ей уделялось особое внимание.

К началу операции в тылу врага действовало 130 радиостанций, которые обеспечивали регулярную и надёжную связь. Вместе с тем, штабы фронтов и армий направляли в партизанские формирования своих радистов для координации совместных боевых действий в тылу врага. Большую роль в данном сыграли и офицеры связи, заброшенные в тыл противника.

Оценивая боевую деятельность белорусских партизан в операции ʼʼБагратионʼʼ начальник Центрального штаба партизанского движения П.К.Понаморенко писал: ʼʼНи в одной другой операции Великой Отечественной войны непосредственная связь и тактическое взаимодействие между партизанами и фронтовыми соединœениями и частями не были организованны так широко и чётко, как во время Белорусской операцииʼʼ.

Помощь партизан Беларуси наступавшим советским войскам получила высокое признание Советского командования.

https://www.youtube.com/watch?v=TRD0YRKHt58

Военный совет 3-го Белорусского фронта дал такую оценку партизанам Беларуси: ʼʼМы гордимся вами, дорогие братья и сёстры, вашей мужественной и самоотверженной борьбой в тылу врага. На весь мир прогремела слава о белорусских партизанах, грозных народных мстителях, помогавших Красной Армии ковать победу над гитлеровскими убийцами и душегубамиʼʼ.

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: ʼʼЯ могу с полным основанием утверждать, что партизанское движение и борьба в тылу врага играли роль важного фактора в общих стратегических планах и расчётах Советского Верховного Главнокомандованияʼʼ.

Маршал Советского Союза К.Г.Жуков: ʼʼЗа несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению желœезнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный моментʼʼ.

Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян: ʼʼС началом наступления Красной Армии партизаны Белоруссии оказывали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операцииʼʼ.

Маршал Советского Союза К.К.

Роккосовский: ʼʼВ дни наступления и разгрома немецко-фашистских войск белорусские партизаны активно помогали наступающим частям Красной Армии захватом переправ, крупных населённых пунктов, желœезных дорог, ударами по вражеским коммуникациям вместе с частями Красной Армии. Партизаны штурмовали города, преодолевали вражеские узлы сопротивления, удерживали в тылу врага захваченные населённые пункты до прихода частей Красной Армииʼʼ.

Заслуги партизан были вынуждены признать и генералы вермахта. Генерал Г.Гудериан: ʼʼПо мере того как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились всё более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдатʼʼ.

Бывший офицер оперативного штаба группы армии ʼʼЦентрʼʼ Гагенхольц в книге ʼʼРешающие сражения второй мировой войныʼʼ так определил значение партизанской борьбы на желœезнодорожных коммуникациях: ʼʼНачало разгрома армий ʼʼЦентрʼʼ было положено действиями 240 тысяч партизан, которые за одну ночь (с 19 на 20 июня 1944 ᴦ.) взорвали всœе желœезные дороги и в 10 тысячах мест парализовали транспортную системуʼʼ. Красноречивые признания, которые не нуждаются в комментариях.

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/333184_boevye_deystviya_partizan_i_podpol_schikov_rel_sovaya_voyna

Партизанская операция «Рельсовая война» 1 сентября 1943 — 1 ноября 1943

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны.

В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами.

Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп,, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника.

Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности.

Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями.

Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск.

При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей.

Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2.

ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

http://militera.lib.ru/docs/da/gbvov/index.html

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Читайте также:  Принципиальные отличия планов государственного устройства ссср - история России

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск – свыше 2,5 тысяч рельсов.

За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П.

Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 – 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию.

В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск – Гомель, Брест – Лунинец – Гомель, Орша – Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия – писал он — начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение.

По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией.

Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы…»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа.

Более того — переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника.

Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс.

рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан.

Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях — менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс.

рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов.

На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов.

Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад.

Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте.

Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог.

Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс.

человек — но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя.

Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог.

Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи – такое эффектное – затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/partizanskaia-opieratsiia-rielsovaia-voina

История России

Партизаны передают жителям деревни Антоново сводку Совинформбюро. Белоруссия. Фотография. 1943 г.

С весны 1942 г. партизанское движение переживало новый период своего развития. Под влиянием зимних побед Красной Армии, укрепивших уверенность в конечной победе над врагом, в борьбу включались десятки тысяч советских людей.

Большую роль в активизации сопротивления оккупантам сыграла политическая и организационная деятельность коммунистов—партизан и подпольщиков. Еще более упрочились связи партизан и подпольщиков с местным населением. Их объединяла общая цель — усилить отпор гитлеровцам.

Читайте также:  Включение восточной армении в состав России. культура армении - история России

Тесная связь между партизанами и населением была обычной и для районов, контролировавшихся захватчиками. Партизаны спасали советских людей от расправы карателей, уничтожали чиновников оккупационной администрации, бургомистров, старост и полицейских. Подпольщики избавляли тысячи сельских и городских жителей от угона в Германию.

Население обеспечивало отряды продовольствием, собирало для них оружие и медикаменты, сообщало о мероприятиях врага. Одной из наиболее распространенных и действенных форм помощи партизанам были созданные во многих деревнях и селах группы самообороны.

Они охраняли населенные пункты от налетов оккупантов и являлись вооруженным партизанским резервом. Часто группы самообороны преобразовывались в боевые отряды.

Усиление сопротивления оккупантам выражалось и в бурном росте партизанских отрядов. К концу 1942 г. в их рядах сражалось более 120 тыс. человек. Самые значительные группировки партизан образовались в Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областях РСФСР, в Белоруссии, в восточных и северных областях Украины.

Одежда и снаряжение, доставленные партизанам с «Большой земли». Украина. Фотография. 1943 г.

Изменились организационные формы партизанской борьбы. На Украине образовались крупные партизанские соединения под командованием С. А. Ковпака, А. Н. Сабурова, А. Ф. Федорова и др.

В Белоруссии и в оккупированных областях РСФСР небольшие отряды объединялись в бригады. В Калининской области несколько бригад вошло в партизанский корпус.

На Смоленщине некоторое время оперировали партизанские дивизии.

Подъем партизанского движения был подготовлен деятельностью центральных и местных партийных органов. Они забрасывали в тыл врага группы опытных партийных и военных работников, которые были снабжены рациями и способствовали установлению регулярной связи партизан с советским тылом.

Многие из этих групп стали ядром партизанских формирований. Новые условия партизанской борьбы сделали необходимыми соответствующие изменения в структуре органов, руководивших действиями партизан. В мае 1942 г.

Государственным Комитетом Обороны был создан Центральный штаб партизанского движения и вслед за тем при военных советах фронтов Украинский, Брянский, Западный и другие штабы партизанского движения. Ранее партизаны вооружались тем, что было собрано на полях сражений или отбито у врага. В 1942 г. положение изменилось.

Советское командование выделило партизанам значительное количество оружия и боеприпасов. В конце 1942 — начале 1943 г. самолеты доставили в тыл врага 700 человек и около 1000 т грузов, вывезли в советский тыл 1500 раненых и больных партизан.

Большое количество снаряжения партизанам доставили обозы через разрывы в линии фронта. Северо-Западная группа Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии за март — сентябрь 1942 г. переправила через линию фронта более 20 отрядов, более 160 организаторских и диверсионных групп, более 11 тыс. винтовок, 6 тыс.

автоматов, 1 тыс. пулеметов, около 5 млн. патронов, 60 т тола и другое снаряжение. Основная масса людей и грузов была переброшена через «Суражские ворота», удерживаемые 1-й Белорусской партизанской бригадой во главе с М. Ф. Шмыревым.

Совещание членов ЦК КП(б)У в партизанском крае. Слева направо: комиссар соединения С. В. Руднев, секретарь ЦК ЛКСМУ Н. А. Кузнецов, командир соединения С. А. Ковпак, секретарь ЦК КП(б)У Д. С. Коротченко и заместитель командира соединения М. И. Павловский. Фотография. Май 1943 г.

В августе — сентябре 1942 г. Центральный штаб провел совещания командиров белорусских, украинских, брянских и смоленских партизанских отрядов. На этих встречах был изучен опыт войны за линией фронта и разработаны мероприятия, направленные на усиление партизанской борьбы.

5 сентября 1942 г. Верховный Главнокомандующий подписал приказ «О задачах партизанского движения», в котором указывалось на необходимость координации действий партизан операциями регулярной армии.

Центр тяжести боевых действий партизан должен был быть перенесен на растянутые вражеские коммуникации.

Усиление партизанских действий на железных дорогах немедленно ощутили на себе оккупанты. В августе 1942 г. они зарегистрировали 148 крушений эшелонов, в сентябре — 152, в октябре — 210, в ноябре — 238. Группа белорусских отрядов осенью 1942 г. приостановила движение по важной железнодорожной магистрали, взорвав мост через реку Птичь. Брянские партизаны разгромили станцию Пригорье.

В партизанском крае. Ленинградская область. Фотография. 1942 г.

Обычными стали нападения на немецкие автоколонны. Шоссе, пересекавшие партизанские края или зоны, оказывались практически закрытыми для оккупантов. Перевозки по многим дорогам были возможны лишь под усиленной охраной.

Образование крупных партизанских соединений и координация их действий позволили развернуть планомерную борьбу против опорных пунктов оккупантов. Уничтожая вражеские гарнизоны в районных центрах и других селениях, партизанские отряды и соединения все более расширяли границы контролируемой ими территории.

В Белоруссии целые районы и даже группы районов были освобождены от захватчиков. Партизанские края к началу 1943 г. охватили большую часть Витебской, Минской, Могилевской и некоторых других областей республики. Летом 1943 г. партизаны контролировали территорию в 200 тыс. кв.

км, равную по площади территории Англии, Франции и Бельгии.

Такие же формы народной борьбы были характерны для ряда областей РСФСР и Украины, близких к Белоруссии по природным условиям. В степных районах оперировали преимущественно подвижные отряды и группы.

Мать партизана. С. В. Герасимов. 1943 г.

Уже летом и осенью 1942 г. партизаны сковывали 22—24 вражеские дивизии. Еще большее число гитлеровских войск было отвлечено с фронта на «усмирение» тыловых районов в 1943 г. Однако подавить сопротивление советских людей эта армия, не смогла. В 1943 г.

оно достигло своей кульминации, охватило почти всю оккупированную территорию и вылилось во всенародное партизанское движение. Число его участников выросло к концу 1943 г. до 250 тыс. вооруженных бойцов.

Сотни тысяч патриотов образовали невооруженный резерв партизан.

Главными факторами, вызвавшими этот мощный взрыв народного сопротивления, были победы Красной Армии, организационная и политическая работа коммунистов в тылу врага. Эффективность и масштабы агитационно-пропагандистской деятельности значительно выросли.

На оккупированной территории издавались советские газеты, массовыми тиражами выпускались листовки. В отрядах выделялись специальные группы партизан-агитаторов.

Они не ограничивались информацией населения о победах Красной Армии, но указывали пути и способы борьбы, организовывали новые антифашистские группы, раскрывали истинную сущность действий оккупантов.

В 1943 г. вооруженная борьба в тылу врага распространилась на Правобережную и Западную Украину и западные районы Белоруссии. Этот процесс был ускорен рейдами крупных партизанских отрядов и соединений.

Партизаны 1-й Бобруйской бригады на выполнении боевого задания. Фотография. 1943 г.

На сентябрьском совещании руководителей партизанского движения в Москве решено было провести серию рейдов из Брянских лесов на Правобережную Украину. Соединения С. А. Ковпака и А. Н. Сабурова в конце 1942 г. совершили рейды в Житомирскую и Киевскую области.

Пройдя сотни километров, партизаны нападали на вражеские гарнизоны, подрывали железные дороги и мосты, вели разведку. На своем пути они создавали сеть подпольных организаций, участвовали в формировании местных партизанских отрядов.

Разгром гарнизонов врага в районных центрах Лельчицы и Словечно партизанами Ковпака и Сабурова способствовал образованию в Полесье одного из самых крупных партизанских краев. В нем укрепилось соединение А. Н. Сабурова. Ковпаковцы весной 1943 г.

вышли в Киевскую область, где взорвали большой железнодорожный мост через реку Тетерев. На реке Припять партизаны уничтожили несколько пароходов и сорвали навигацию. Летом 1943 г. партизанское соединение С. А. Ковпака совершило рейд в Карпаты, где нанесло сильный удар по Дрогобычским нефтяным месторождениям.

Окруженное в горах немецкими и венгерскими войсками, оно вышло из-под удара, разбившись на множество групп. Осенью 1943 г. партизаны вновь соединились в Полесье, пройдя с боями всю Украину с юга на север. Смелые рейды по степной Украине совершило кавалерийское партизанское соединение М. И. Наумова.

Серьезные удары врагу нанесло рейдирующее соединение Я. И. Мельника. Из Черниговской области в Волынскую перешло соединение А. Ф. Федорова. Оно укрепилось в районе железнодорожного узла Ковель и систематически разрушало здесь вражеские коммуникации.

https://www.youtube.com/watch?v=TUV8xQxVixs

В результате рейдов усилилась партизанская борьба на Правобережной Украине. Здесь возникли партизанские края. Один из них охватывал территорию, состоящую из 14 районов Житомирской и Полесской областей с населением 200 тыс. человек. Он стал базой других рейдовых соединений.

Партизаны этого края постоянно нападали на железную дорогу Столин — Брест — Ковель — Сарны. В крае был организован аэродром, на который доставлялись грузы для многих партизанских отрядов и соединений.

Несколько партизанских отрядов и соединений было направлено из Полесья для развертывания партизанского движения в западных и юго-западных областях Украины. Среди них была группа отрядов, выделенных в распоряжение Каменец-Подольского областного комитета Коммунистической партии Украины.

С их помощью к ноябрю 1943 г. в области развернулись четыре соединения численностью в 6,5 тыс. человек.

Переход советских войск в наступление потребовал еще более четкой координации борьбы партизан с операциями регулярных войск. Во время подготовки к летним боям 1943 г.

Украинский штаб партизанского движения разработал «Оперативный план боевых действий партизан Украины на весенне-летний период 1943 года», реализуя который украинские партизаны нанесли удары по крупным железнодорожным узлам, использовавшимся фашистским командованием для переброски войск и техники к фронту.

Действия белорусских партизан направлялись Центральным Комитетом Коммунистической партии Белоруссии и Белорусским штабом партизанского движения. Уже в начале 1943 г. они действовали на 16 железнодорожных линиях, а в августе сорвали перевозки на 55 железных дорогах.

Апогея достигла борьба на коммуникациях в Белоруссии, в Смоленской и других областях в августе 1943 г., когда партизаны начали «рельсовую войну». В ночь на 3 августа состоялась ее первая операция. На железные дороги вышли тысячи партизан.

Они подрывали рельсы на заранее намеченных участках. Разрушению подвергались мосты и другие сооружения. Работа железнодорожного транспорта была дезорганизована. Подрыв рельсов продолжался и в сентябре.

Читайте также:  Русская секция 1 интернационала - история России

Брянские партизаны уничтожили Выгоничский, Навлинский и Погарский железнодорожные мосты.

Все эти операции оказали большую помощь Красной Армии в момент крайне напряженной борьбы на Курской дуге и последовавшего затем наступления.

Во второй половине 1943 г. широко развернулись операции партизан в непосредственном взаимодействии с наступающими войсками.

Украинский штаб партизанского движения разработал план захвата партизанами переправ через Десну, Днепр и Припять при подходе к этим рекам частей Красной Армии. Задача захватить переправы через реки была поставлена 11 партизанским соединениям общей численностью более 17 тыс. человек.

Соединение Н. М. Таранущенко захватило и удержало до подхода армейских частей 10 переправ. Соединение «За Родину» захватило в ночь на 19 сентября переправы через Днепр в районе села Теремцы.

Переяславские партизаны помогли советским войскам форсировать Днепр южнее Киева. Всего партизаны захватили и удержали 25 переправ через Десну, Днепр и Припять.

В ноябре 1943 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Украины и Украинский штаб партизанского движения организовали новую серию крупных партизанских операций. Они направили ряд соединений на штурм важных железнодорожных станций и узлов. Выполняя этот приказ, соединение А. Н. Сабурова освободило г. Овруч, соединение С. А. Ковпака вывело из строя станцию Олевск.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/velikaya-otechestvennaya-vojna/boevye-dejstviya-partizan-v-1942-1943-g.html

Началась партизанская операция «Рельсовая война»

В ходе Великой Отечественной войны началась операция советских партизан под названием «Рельсовая война» 3 августа 1943 года. Она проводилась на протяжении полутора месяцев на оккупированной территории РСФСР, Белоруссии и Украины. В результате было взорвано порядка 215 тысяч рельсов, что затруднило снабжение отступающих немецко-фашистских войск.

     В годы войны одной из частей антифашистского движения советского народа являлись партизаны. Борясь с фашистскими захватчиками своими методами, партизаны во многом способствовали выведению из строя вражеской техники и общей победе советских войск.

     В 1943 году партизанское движение предприняло ряд операций по разгрому и минированию железнодорожных коммуникаций противника. Всего к выполнению первой такой операции были привлечены 167 бригад и отдельных отрядов.

     В них входили белорусские, ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан. Операция «Рельсовая война» была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, планировалась Смоленская операция и наступление с целью освобождения Левобережной Украины.

     Партизанские отряды были обеспечены взрывчаткой и минно-подрывной техникой. Они вели разведку вражеских железнодорожных коммуникаций. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября.

     Боевые действия партизан развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину. В разгроме железнодорожного полотна противника приняло участие порядка 100 тысяч партизан, большую поддержку оказало и местное население.

     Только за первую ночь операции партизанами было взорвано 42 тысячи рельсов. Это был мощный удар, и для немцев он стал полной неожиданностью.

Всего в ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов.

Также партизанами было пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой врага, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения.

     Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. С 19 сентября по октябрь 1943 года была проведена аналогичная операция под кодовым названием «Концерт».

     Всего в ходе двух операций партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Их действия были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Партизанское движение в 1943 году затруднило перегруппировку фашистских войск и оказало значительную помощь Красной Армии.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/nachalas-partizanskaya-operatsiya-relsovaya-vojna

«Рельсовая война» и другие способы борьбы советских партизан

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан — слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков.

Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности.

В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию — так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок — их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага — немецких войск.

Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты — иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось — помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки.

На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины — если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне.

Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях — если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров.

Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы — такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий — они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его.

Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда — один человек.

Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах — в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии — леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.

С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов.

Однако партизанские отряды набирались неравномерно — часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» — партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля.

Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов.

Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т. Е. Шавгулидзе — в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские — с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством „местного“ характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ — первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году.

Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои.

«Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38806042-relsovaya-voyna-i-drugie-sposoby-borby-sovetskih-partizan/

Ссылка на основную публикацию