Бой в бухте чемульпо и гибель крейсера «варяг» — история России

Геройская гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

27.01.1904 (9.02). – Геройская гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в неравном бою с японской эскадрой

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

В ночь с 26 на 27 января 1904 г., когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина.

В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер “Варяг” (командир – капитан 1-го ранга В.Ф.

Руднев) и канонерскую лодку “Кореец” (командир – капитан 2-го ранга Беляев)…

Утром 27 января командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера “Паскаль”, английского “Тэлбот”, итальянского “Эльба” и американской канонерской лодки “Виксбург” получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту “Тэлбота” командиру “Варяга” Рудневу вручили ультиматум японцев: “Варяг” и “Кореец” должны покинуть порт до полудня и выйти в море для боя или они будут атакованы на рейде.

Решение Руднева дать бой в открытом море было единодушно поддержано командой. В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься!» — и через десять минут “Варяг” и “Кореец” дали ход.

При медленном прохождении мимо английского, французского и итальянского крейсеров музыканты “Варяга” исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.

«Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» — писал потом командир “Паскаля” капитан 1 ранга Сенес.

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя.

Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер “Асама”, бронепалубные крейсеры “Нанива”, “Такачио”, “Чийода”, “Акаси”, “Нийтака”, посыльное судно “Чихайя” и восемь миноносцев.

Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата – более чем тройное превосходство!

Кроме того, японцы не встретили русских в открытом море, а поджидали в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 “Асама” с дистанции 7-8 км открыл огонь.

Спустя две минуты загремели орудия “Варяга”, и закипел безпощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час.

За час боя русские корабли повредили три крейсера, потопили миноносец, но и сами получили серьезные повреждения, из-за которых не смогли продолжить бой, к тому же израсходовав все боеприпасы. Корабли вернулись в порт Чемульпо.

«Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, – вспоминал французский капитан Сенес, поднявшийся на борт “Варяга” сразу после боя, – палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения».

Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм – пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина. Продолжать бой было невозможно.

Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях. После чего, чтобы не сдавать корабли врагу, «Кореец» был взорван, крейсер – затоплен… Оставшиеся в живых члены экипажа вернулись в Россию.

После войны даже японское правительство наградило Руднева высшим японским орденом (командир «Варяга» сначала отказался, но затем принял эту награду по настоянию Государя). Один японский поэт написал песню об этом подвиге русских моряков.

В 1906 г. «Варяг», поднятый Японией, вошел в состав ее флота под названием «Сойя», в 1916 г. был выкуплен Россией, перешел в Мурманск и был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1917 г.

крейсер перешел в Англию на плановый ремонт. После Октябрьского переворота был задержан англичанами, а затем продан на металлолом. Во время перехода в начале 1922 г.

крейсер во время шторма напоролся на каменную банку и затонул.

В 2003 г. была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море. В двух милях от Ленделфута на глубине 6-8 метров съемочная группа канала «Россия» обнаружила разрушенный корпус «Варяга». Поднятые на поверхность фрагменты легендарного крейсера были представлены на пресс-конференции.
http://www.korabel.ru/news/comments/history/47.html

+ + +

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Варяг», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале «Югенд» (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К. Мельников и Е.М.

Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С.

Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку.

Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном Императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы Первой мiровой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. И об авторе песни тоже постарались забыть.

При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом советско-германской войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о «Варяге».

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25020902Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25020902

Подлинная история крейсера «варяг»

Наверное, нет ни единого человека в России, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг».

Несмотря на то, что с описываемых ниже событий прошло уже более ста лет, память о неслыханном героизме до сих живет в сердцах и памяти людей.

Но при этом, зная в общих чертах историю этого легендарного корабля, мы упускаем из вида многие удивительные детали, которыми богата его судьба.

Начало 20 века ознаменовалось столкновением интересов двух бурно развивающихся империй – Российской и Японской.

Камнем преткновения стали принадлежащие России территории на Дальнем Востоке, которые японский император спал и видел принадлежащими его стране.

6 февраля 1904 года Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией, а уже 9 февраля блокировала порт Чемульпо, где и находился безызвестный в ту пор «Варяг».

Бронепалубный крейсер 1-го ранга был заложен в 1898 году. Строительство велось на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи.

По утверждению командира крейсера Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, как предполагалось, он не сможет развить скорость свыше 14 узлов. «Варяг» даже собирались вернуть обратно на ремонт.

Однако на испытаниях осенью 1903 года крейсер развил скорость практически равную показанной на первоначальных испытаниях.

Дипломатическая миссия «Варяга»

Прославленный крейсер с января 1904 года находился в распоряжении российского посольства в Сеуле, стоял в нейтральном корейском порту Чемульпо и не предпринимал никаких военных действий. По злой иронии судьбы, «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» пришлось вступить в заведомо проигрышный бой, первый в бесславно проигранной войне.

Перед боем

В ночь на 8 февраля из порта Чемульпо скрытно уплыл японский крейсер «Тиёда». Его уход не остался незамеченным для русских моряков. В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но на выходе из Чемульпо был подвержен торпедной атаке и был вынужден вернуться обратно на рейд.

Утром 9 февраля капитан первого ранга Руднев получил официальный ультиматум японского адмирала Уриу: сдаться и покинуть Чемульпо до полудня. Выход из порта блокировала японская эскадра, так что русские корабли оказались в ловушке, выбраться из которой не было ни единого шанса.

«Никаких разговоров о сдаче»

Около 11 часов утра к команде крейсера с речью обратился его командир. Из его слов следовало, что он врагу так просто сдаваться не намерен. Моряки полностью поддержали своего капитана.

Вскоре после этого «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, чтобы отправиться в свой последний бой, в то время как команды иностранных военных кораблей отдавали честь российским морякам и исполняли национальные гимны.

В знак уважения духовые оркестры на кораблях союзников исполняли государственной гимн Российской империи.

Бой при Чемульпо

«Варяг» практически в одиночку (недальнобойная канонерка не в счет) вышел против японской эскадры, насчитывающей 6 крейсеров и 8 миноносцев, оснащенных более мощным и современным оружием.

Первые же попадания показали все уязвимости «Варяга»: из-за отсутствия броневых башен, орудийные расчеты несли большие потери, а взрывы приводили в неисправность орудия. За час боя «Варяг» получил 5 подводных пробоин, бесчисленное множество надводных и потерял почти все орудия.

В условиях узкого фарватера крейсер сел на мель, представив собой соблазнительную неподвижную мишень, но потом каким-то чудом, к удивлению японцев, сам умудрился с нее сняться. За этот час «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопил один миноносец и повредил 4 японских крейсера.

Впрочем, как впоследствии утверждали японские власти, ни один снаряд с русского крейсера цели не достиг, а каких-либо повреждений и потерь вовсе не было. На «Варяге» потери среди экипажа были большими: были убиты один офицер и 30 матросов, около двухсот человек получили ранения или были контужены.

По мнению Руднева, не оставалось ни единой возможности продолжать бой в таких условиях, поэтому было принято решение вернуться в порт и затопить корабли, чтобы они не достались в качестве трофеев противнику.

Команды русских кораблей были отправлены на нейтральные суда, после чего «Варяг» затопили посредством открытия кингстонов, а «Кореец» взорвали.

Это не помешало японцам достать крейсер со дна моря, отремонтировать его и включить в эскадру под названием «Соя».

Медаль за поражение

На родине героев Чемульпо ждали большие почести, несмотря на то, что битва была фактически проиграна. Экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приема у императора Николая II и получил множество наград. О храбрых русских восторженно откликались и экипажи французских, немецких и английских судов, стоящих на рейде во время боя в Чемульпо.

Удивительно другое: героическим поступок русских моряков считали и их противники – японцы. В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени впавший в немилость у Николая II) японским императором был награжден орденом Восходящего солнца в качестве дани уважения мужеству и стойкости русских моряков.

Читайте также:  Образование ссср - история России

Дальнейшая судьба «Варяга»

После русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга». После десяти лет плена «Варяг» был выкуплен у Японии в 1916 году вместе с другими русскими кораблями, захваченными в качестве военных трофеев.

После Октябрьской революции британское правительство приказало арестовать в своих портах все русские корабли, среди которых оказался и «Варяг».

В 1920 году крейсер решено было пустить на металлолом в уплату долгов царской России, но по пути на завод, он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья.

Все выглядело так, будто «Варяг» обладал своей собственной волей и, желая с честью завершить свою судьбу, совершил харакири. Что неудивительно, учитывая, что он провел в японском плене 10 лет.

Намертво застрявший корабль не раз пытались достать со скал, но все попытки окончились неудачей, и теперь останки легендарного крейсера покоятся на дне Ирландского моря. 30 июля 2006 года на шотландском берегу недалеко от места гибели «Варяга» появилась мемориальная табличка, увековечивающая память самого прославленного корабля в истории Российского военного флота.

Источник: dnpmag.com

http://weekend.rambler.ru/read/2016/02/05/iulia-topolnitskai…

Источник: https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43653086157

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

?Карл Кори (karhu53) wrote,
2017-02-09 16:44:00Карл Кори
karhu53
2017-02-09 16:44:009 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это былоНаверх, о товарищи, все по местам!Последний парад наступает!Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!

В этот день  «Варяг» и «Кореец» приняли неравный бой с японской эскадрой.

Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки «На миру и смерть красна».

Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера «Варяг» и его командира В.Ф. Руднева.

Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры.Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий.

Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И.

Алексеев направил крейсер «Варяг» из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).26 января 1904 г.

японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли — крейсер «Варяг» и мореходная канонерская лодка «Кореец», а также грузо-пассажирский пароход «Сунгари». Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга».

В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С.

Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.Командирская рубка Варяга.»Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка «Кореец» (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.У выхода из залива японская эскадра, превосходящая «Варяг» артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным — в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 годуNiitakaAkashi на рейде в Кобэ, 1899 годTakachihoNaniwa в 1898 годуChiyodaУ японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля.

Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва.

В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:в первую группу был назначен Asamaво вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitakaв третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров — «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси» и «Чиода» в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.С броненосного крейсера «Асама» раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь.

«Варяг» не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по «Варягу». Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины.

Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с «Варяга» принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо». Когда же к «Варягу» устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28.

Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный.

При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Асама» и произведен пожар, причем «Асама» прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.
Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минутдня.
Итоги бояВо время боя, продолжавшегося в течение одного часа, «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На «Варяге» из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты — 1 офицер и 30 матросов, ранены — 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.Израненный, но не побежденный «Варяг» (выше на фото «Варяг» после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.В этом бою принято забывать про «Корейца». В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.Кореец с мачтами до и после боя. А между тем, за время боя «Кореец» выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.»Варяг» же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».»Варяг» после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский «Тэлбот» принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский «Паскаль».

Читайте также:  Отечественная война 1812 года - история России

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций.«

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом «Восходящего солнца».Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков «Варяга» и «Корейца» по их прибытии в Одессу.Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры — орденами Святого Геор­гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф.

Руднев был награжден орденом Свято­го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера «Варяг»

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции…

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать ЗДЕСЬ

«Песня о подвиге Варяга» (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“.

На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков.

Все стояли без головных уборов, слов не было».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»…

Инфа и фото (С) разные места инета… свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

Источник: https://karhu53.livejournal.com/22763053.html

«Варяг» — легендарный корабль Российской империи

Героических и трагических страниц в истории российского флота много, а по большей части они связаны с русско-японской войной 1905 года. Это и героическая оборона Порт-Артура, это и Цусимский разгром, И гибель адмирала Макарова.

Мало кто не знает о подвиге крейсера «Варяг», принявшего неравный бой и сражавшегося до последнего мгновения, так и не сдавшись неприятелю. С того памятного боя прошло уже более ста лет, но, несмотря на это, героизм матросов и офицеров «Варяга» до сих пор живет в памяти их потомков.

Но есть кое-что, чего мы не знаем о том, что происходило в бухте Чемульпо в тот памятный день 9 февраля 1904 года.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось столкновением интересов двух империй, которые стремительно развивались — Российской и Японской. Ареной их противостояния стал Дальний Восток.

Страна восходящего солнца, пройдя стремительную модернизацию в конце XIX века, желала получить лидерство в регионе, и была не прочь расшириться за счет территорий соседних стран. Россия продолжала свою экспансию, в Петербурге разрабатывали проект «Желтороссии» — заселения части территорий Китая и Кореи российскими крестьянами и казаками и русификации местного населения.

До поры до времени российское руководство не воспринимало Японию всерьез: уж слишком несопоставимым казался экономический потенциал двух империй. Однако стремительный рост японских вооруженных сил и флота заставил Петербург по-другому взглянуть на далекого азиатского соседа.

В 1895 и 1896 году в Японии была принята судостроительная программа, которая предусматривала создание флота, который бы превосходил военный флот России на Дальнем Востоке.

В ответ на это Россия внесла изменение в собственные планы: началось строительство боевых кораблей специально для дальневосточного региона. В их число входил и бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг».

Постройка корабля началась в 1898 году на верфи компании American Company William Cramp& Sons в Филадельфии. За ходом строительства крейсера наблюдала специальная комиссия, присланная из России.

Изначально на корабле планировали установить более тяжелые, но надежные и проверенные временем котлы Бельвиля, но позже они были заменены котлами Никлосса, которые хотя и отличались оригинальной конструкцией и хорошей производительностью, но не были испытаны на практике. Позже такой выбор силовой установки для крейсера стал причиной множества проблем: она часто выходила из строя, по прибытии из США во Владивосток»Варяг» сразу же на несколько месяцев встал на ремонт.

В 1900 году корабль был сдан заказчику с превышением всех основных характеристик, заложенных в проекте. Однако крейсер имел массу недоработок, которые устранялись вплоть до самого убытия корабля на родину в 1901 году.

Корпус крейсера имел полубак, что значительно улучшало его мореходные качества. Вдоль бортов на уровне скосов в районе котельных и машинных отделений располагались угольные ямы.

Они не только снабжали силовую установку топливом, но и являлись дополнительной защитой для наиболее важных узлов и механизмов корабля.

Погреба с боезапасом находились в носовой и кормовой части судна, что облегчало их защиту от неприятельского огня. Была у крейсера и броневая палуба толщиной 38 мм.

Силовая установка крейсера состояла из двадцати котлов системы Никлосса и четырехцилиндровых машин тройного расширения. Их мощность составляла 20 тыс. л. с., что позволяло вращать вал со скоростью 160 оборотов в минуту. Он, в свою очередь, вращал два гребных винта корабля. Максимальная проектная скорость крейсера составляла 26 узлов.

Установка на корабле котлов Никлосса была явной ошибкой. Сложные и капризные в обслуживании, они постоянно выходили из строя, поэтому котлы старались не слишком нагружать и высокую скорость хода — один из главных своих козырей — бронепалубный крейсер использовал крайне редко.

Главным калибром «Варяга» являлись 152-мм пушки системы Канэ. Их общее количество составляло 12 единиц. Орудия были разделены на две батареи по шесть пушек: носовую и кормовую.

Все они были установлены на специальных выступах, которые выходили за линию борта, — спонсонах.

Подобное решение значительно увеличивало угол обстрела орудий, однако проблемой было то, что орудийная обслуга не была защищена не только башнями, но даже броневыми щитами.

Кроме главного калибра, крейсер имел на вооружении двенадцать 75-мм пушек, восемь 47-мм и по два 37-мм и 63-мм орудия. Также на борту корабля были установлены восемь торпедных аппаратов разных конструкций и калибров.

Читайте также:  Усиление владимиро-суздальского княжества в хii в. - история России

Если давать общую оценку проекта, то следует признать: бронепалубный крейсер «Варяг» был очень неплохим кораблем своего класса. Он отличался хорошей мореходностью, общая компоновка судна была компактной и продуманной. У него были выдающиеся скоростные характеристики.

26 января 1904 года (далее все даты будут даны по «старому стилю») в порту Чемульпонаходились два российский военных корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Также в гавани присутствовали военные корабли других государств: Франции, США, Великобритании и Италии. «Варяг» и «Кореец» находились в распоряжении российской дипломатической миссии в Сеуле.

Японская эскадра представляла значительную силу, в ее состав входили: броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четырех бронепалубных крейсера 2-го класса, авизо, восемь миноносцев и три транспорта. Командовал японцами контр-адмирал Уриу.

Чтобы расправиться с «Варягом» врагу было достаточно одного корабля — флагмана японской эскадры броненосного крейсера «Асама». Он был вооружен восьмидюймовыми орудиями, установленными в башнях, кроме того, броня защищала не только палубу, но и борта этого корабля.

Утром 9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от японцев официальный ультиматум: покинуть Чемульпо до полудня, иначе русские корабли будут атакованы прямо на рейде. В 12 часов крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» покинули гавань. Спустя несколько минут они были обнаружены японскими кораблями и начался бой.

Он продолжался в течение одного часа, после чего российские корабли вернулись на рейд. «Варяг» получил от семи до одиннадцати попаданий (по разным источникам). Корабль имел одну серьезную пробоину ниже ватерлинии, на нем вспыхнули пожары, вражеские снаряды повредили несколько орудий. Отсутствие защиты у орудий приводило к значительным потерям среди комендоров и орудийной обслуги.

Один из снарядов повредил рулевые приводы и неуправляемый корабль сел на камни. Положение стало безнадежным: неподвижный крейсер стал прекрасной мишенью. Именно в этот момент корабль получил самые тяжелые повреждения. Каким-то чудом «Варягу» удалось сняться с камней и вернуться на рейд.

Позже капитан Руднев в своем рапорте указывал, что огнем российских кораблей был потоплен один японский миноносец и тяжело поврежден крейсер «Асама», а другой крейсер, «Такачихо», после боя и вовсе утонул от полученных повреждений.

Согласно японским источникам, ни в один из кораблей адмирала Уриу попаданий не было, соответственно, не было и потерь в личном составе.

Попал или не попал хотя бы раз русский крейсер по противнику до сих остается предметом дискуссии.

Однако информацию о том, что ни один из японских кораблей не получил повреждений подтверждают офицеры иностранных кораблей, находившихся в Чемульпо и наблюдавших этот бой.

Капитан Руднев посчитал, что российские корабли больше не в состоянии продолжать бой, поэтому крейсер решили затопить, а канонерку — взорвать. «Варяг» взрывать побоялись из-за опасности повредить другие корабли на рейде.

Затоплен был и российский пароход «Сунгари». Затопление крейсера получилось крайне неудачным: во время отлива часть корабля обнажалась, что позволила японцам практически сразу снять с него орудия и ценное оборудование.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» перешли на иностранные корабли и покинули Чемульпо. Японцы не мешали эвакуации.

Уже в начале 1905 года крейсер был поднят и принят в состав японского флота. Он был переименован в «Сойя» и стал учебным судном.

После начала Первой мировой войны, в которой Япония была союзницей России, крейсер «Варяг» был выкуплен российским правительством. До осени 1916 года во Владивостоке шел ремонт корабля, 17 ноября он прибыл в Мурманск.

Затем правительство России договорилось о проведении капитального ремонта «Варяга» в Ливерпуле.

Пока крейсер ремонтировали, в Петрограде случилась революция, англичане реквизировали корабль и превратили его в плавучую казарму.

В 1919 году «Варяг» был продан на металлолом, однако до места порезки он так и не добрался: сел на камни в Ирландском море. Позже его разобрали прямо на месте гибели.

С 1962 года в составе ВМФ СССР (а потом и российского флота) всегда был корабль, который носит название «Варяг». В настоящее время ракетный крейсер «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота РФ.

Источник: http://www.newsinfo.ru/articles/2018-03-30/varjag/783921

Гибель крейсера «Варяг»

Броненосный крейсер Asama (крейсер 1-го класса), наиболее мощный и боеспособный корабль, участвовавший в бою с японской стороны. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп.宗谷по японскому названию пролива Лаперуза?).

В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь. На «Корейце» потерь не было.

По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля.

Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава.

Из последнего был сделан корабль-музей. В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, все строившиеся артиллерийские крейсера были разобраны на металл.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

На время съёмок фильма на «Авроре» была поставлена четвёртая (фальшивая) труба, поскольку настоящий крейсер «Варяг» был четырёхтрубным. Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном Штабе. Русско-японская война 1904—1905 гг. Книга первая.

Решение Руднева дать бой в открытом море было единодушно поддержано командой. Корабли вернулись в порт Чемульпо. Продолжать бой было невозможно.

Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях. В 1906 г. «Варяг», поднятый Японией, вошел в состав ее флота под названием «Сойя», в 1916 г.

был выкуплен Россией, перешел в Мурманск и был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Ловушка в Чемульпо

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Варяг», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале «Югенд» (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К.

Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку.

В годы Первой мiровой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом советско-германской войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о «Варяге».

Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая, Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая! Это преступление перед БОГОМ РОДИНОЙ и своими потомками.А посему полемику вокруг действий командира «Варяга» В.Ф.Руднева я считаю безнравственной ипреступной.

Образ в искусстве

Речь командира крейсера В. Ф. Руднева перед боем: «Сегодня получил письмо японского адмирала о начале военных действий с предложением оставить рейд до полдня. Исход боя был предрешен заранее… «Еще при самом начале русско-японской войны мужественным, самоотверженным героем заявил себя священник на крейсере «Варяг» о. Михаил Руднев.

По окончании войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В. Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца. Поднятый японцами крейсер стал учебным кораблем, куда приходили на экскурсии группы японских моряков – для примера мужества.

Политическая ситуация в Корее была крайне нестабильной, и военное присутствие являлось необходимым условием отстаивания разными государствами своих интересов в данном регионе.

Под давлением сухопутных войск высадка японского десанта должна была пройти в бухте Чемульпо, как самой удобной и близкой к Сеулу гавани.

Ни в каком случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом.

Японский флот провел подготовку кораблей назначеных на участие в операции. Обстановка у противника по состоянию на 23:00 7 февраля: в бухте Чемульпо по-прежнему стоят на якоре русские корабли «Варяг» и «Кореец».

Уриу, конечно, был этим несколько обеспокоен, но в то же время, находясь на мостике и наблюдая за стычкой, с деланным равнодушием заметил: «Не вижу в этом никакого смысла». После совещания на английском крейсере командиры стационеров согласились выйти из гавани, если русские корабли ее не покинут.

В. Ф. Руднев, являвшийся командиром отряда русских кораблей, принял решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур.

Отряд был разнороден, в строю стояли как ветераны японо-китайской войны с большим опытом боевых действий, так и необстрелянные новички.

В 13:35 Руднев отправился на «Талбот», где заявил его командиру о намерении уничтожить «Варяг» и перевезти команду на нейтральные корабли.

Уничтожение русских кораблей

Я не был приглашён на совет. С момента выхода крейсера из сферы огня неприятеля занят был распоряжениями по изготовлению корабля к новой встрече с неприятелем. К «Варягу» стали прибывать шлюпки с иностранных кораблей с врачами, которые начали перевозить сначала раненых, а затем и остальную команду корабля на английский, французский и итальянский крейсера.

Примечательно, что в роли крейсера «Варяг» был использован крейсер «Аврора». После чего, чтобы не сдавать корабли врагу, «Кореец» был взорван, крейсер – затоплен… Во время перехода в начале 1922 г.

крейсер во время шторма напоролся на каменную банку и затонул.

В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг».

Источник: http://kalavalapi.ru/gibel-kreysera-varyag/

Ссылка на основную публикацию