Политические реформы 90-х гг. 20 в. в России — история России

Политические реформы 90-х гг

Политические реформы 90-х гг. 20 в. в России - история России

Политические реформы 90-х гг. 20 в. в России

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Президентская власть. Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.).

Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независи­мости и территориальной целостности России.

Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит. Глава государства возглавляет также Совет безопасности.

Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской власти иногда называют этот режим выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства его власть в достаточной степени ограничена системой сдержек и противовесов.

От Советов к парламентаризму. Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей — законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в. Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя).

Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Правительство. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России.

Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

Судебная власть. Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный суд выносит по запросам органов власти окончательное решение о соответствии Конституции страны федеральных и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей субъектов Федерации.

По запросам граждан он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При необходимости он дает толкование тех положений Конституции, которые не регламентированы специальными законами и другими документами.

Загрузка.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.

Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы. Россия является федерацией, состоящей из 88 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг. привели к значительному ослаблению роли Центра.

Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации.

В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных.

Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп.

Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994—1996) и второй (с лета 1999 г.

) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена.

Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако на­метившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Местное самоуправление. Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и го­родской (1870) реформ, Конституция 1993 г.

предоставила местным властям право самостоятельного решения во­просов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований.

В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области.

Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г.

Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Таким образом, в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/30706-politicheskie-reformy-90-kh-gg

Разработка урока «Политические реформы 90-х гг. XXв. в России» по истории России для 9-х классов

познакомить учащихся с изменениями, происшедшими в России в начале 90-х гг., сформировать у учащихся представление о путях развития страны; формировать умение логически излагать свою точку зрения, развивать умение оценивать и сравнивать; продолжить формирование у учащихся активной гражданской позиции.

учащиеся должны узнать новые факты, события; должны осмыслить события как личностно-значимые; определить расстановку политических сил в данный период, также выявить цели, взгляды и идеи; по ходу урока оценивать ситуацию, делать выводы, сравнивать и сопоставлять события и оценки.

портреты президента Б.Н. Ельцина, председателя правительства РФ В.В. Путина, Конституция Российской Федерации.

1. Мотивация изучения темы.

В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б.Н.

Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяй- стве; антимонопольная и продуманная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции. В октябре 1991 г.V съезд народных депутатов одобрил основные принципы реформы.

Вторая приоритетная задача в области внутренней политики – оформление суверенной российской государственности.

В 1992 – 1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им Правительство, Председатель Правительства утверждался по представлению Президента съездом народных депутатов) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1977 г. Конституции РФ, несмотря на внесенные в нее в1991 – 1993 гг. изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Тем более решение о разработке новой российской Конституции было принято еще в июне 1990 г.на I съезде народных депутатов РСФСР. Была создана Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным.

В 1992 г. работа над Основным Законом России вступила в новый этап. Развернулась борьба вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал за создание президентской республики.

Рабочие комиссии Верховного Совета предлагали сохранить советское положение о полновластии Советов. Проект определил в центре политической системы Верховный Совет, а не Президента. Напряженная борьба в 1992 – 1993 гг.

привела к кризису, т. к. уступать ни одна сторона не желала.

Что случилось потом – вы узнаете из учебника.

II. Актуализация знаний учащихся.

Задание1. Прочтите отрывок из параграфа 52,стр.347раздел «Политический кризис1993 г.». Ответьте на вопросы:

  1. Какова роль государства в регулировании социальных процессов?

  2. Найдите причины конфликта.

  3. Была ли альтернатива?

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Примерные ответы учащихся – демократическое государство должно гарантировать действие принципов социальной справедливости, «лечить» общество от болезней зла и насилия.

Говоря о причинах конфликта, учащиеся констатируют – истоки, нарастание событий, фон конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии. Также они будут находить стороны конфликта, выявлять позиции и отношения и т.д. Также должны прозвучать варианты возможного развития дальнейших событий – власть нашла бы компромисс, победили сторонники Верховного Совета, а Президент смирился и т.д)

Задание 2.

Учитель.

Источник: http://globuss24.ru/doc/razrabotka-uroka-politicheskie-reformi-90-h-gg-xxv-v-rossii-po-istorii-rossii-dlya-9-h-klassov

Политические реформы в России в 1990-е годы

Реформы

Экономические реформы в России (1990-е годы) — экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Хронология

· декабрь 1991 — указ о свободе торговли

· январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации

· июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

· 1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля

· с 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО), четырехкратный обвал курса рубля

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен».

Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов.

С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг.

ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.

Либерализация внешней торговли

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям.

Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М.

Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства».

Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

Приватизация

Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов.

Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей).

Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Читайте также:  Россия на кануне второй волны революции - история России

Результаты реформ

· По мнению академика РАН А. Д.

Некипелова, реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса) привели к созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета“».

· Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз.

Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности.

Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.

· Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х годов.

· Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий.

Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени.

В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.

Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.

Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостровение.

· При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

· В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей.

Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г.

, в физических объемах — увеличивался.

· Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

· Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.

· Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма». Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм».

· Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство. За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.

· Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.

Политические реформы в России в 1990-е годы

^ Основные даты и события:12 июня 1990 г. — принятие Декла­рации о государственном суверенитете РСФСР; 12 июня 1991 г. — избрание первым президентом России Б. Н. Ельци­на; 12 декабря 1993 г. — принятие Конституции России; 26 марта 2000 г. — избрание В. В. Путина президентом России.

^ Исторические деятели:Б. Н. Ельцин; В. В. Путин; Г. А Зюганов; В. В. Жириновский; Р. И. Хасбулатов; С. К. Шойгу; Е. М. Пр'и­маков; Ю. м. Лужков; С. В. Кириенко; Г. А Явлинский.

^ Материал к ответу:Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту со­циальной напряженности в обществе. В стране ширилось за­бастовочное движение. Численность участников забастовок

и политических манифестаций в 1992 г. превысила аналогич­ные показатели периода первой российской революции 1905­1907 годов .

. Августовский кризис 1991 г. вызвал перегруппировку поли­тических сил.

Воспользовавшись тем, что часть руководства КПСС поддержала действия ГКЧП, президент Ельцин запре­тил деятельность Компартии РСФСР на территории России, а затем объявил о национализации ее имущества и денежных средств. В 1992 г.

состоялся «процесс по делу КПСС» В Кон­ституционном суде. Однако левые политические силы лишь на время оказались дезорганизованы. Уже с конца 1991 г. стали возникать новые партии коммунистического направления:

Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистичес­кая партия большевиков, Союз коммунистов, Российская ком­мунистическая рабочая партия. В Феврале 1993 г. прошел 11 (объединительно-восстановительный) съезд Коммунистической партии Российской Федерации, лидером которой стал Г. А. Зю­ганов.

Эга партия сразу стала самой многочисленной из всех политических партий страны (в нее вступили 200 тыс. бывших членов КПСС), хотя в целом ее численность составляла лишь 1% от прежнего сОСтава КПСс. По мере осложнения эконо­мической ситуации КПРФ при обретала все новых и новых сторонников.

Вскоре ее численность выросла до 500 тыс. че­ловек. Партии и движения либерального направления, наобо­рот, вступили в полосу кризиса, вызванного отсутствием единой мощной либеральной партии, а также целостной программы преобразований в стране.

Несколько укрепили свои позиции после распада СССР представители партий и движений нацио­нально-патриотической направленности. Среди них наиболее серьезные позиции занимала ЛДПР В. В. Жириновского.

Одна­ко все политические партии России по-прежнему не имели реальной власти и не могли оказывать серьезного влияния на политику правительства. На повестку дня вновь встал вопрос о реформе политической системы.

Постепенно центром, объединившим недовольных ходом реформ в — стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смяг­чение социальных последствий реформ и ограничение полномо­чий президента и правительства.

Постепенно назревал конфликт между системой власти Советов и президентской властью. Под­ходы к содержанию новой конституции у президентской ад­министрации и у Верховного Совета были разными: и та и другая сторона стрем~ись закрепить за собой ключевые властные полномочия.

Поэтому проект Ельцина исходил из

Источник: https://megalektsii.ru/s20967t9.html

Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг

Работа посвящена изучению видения гражданами США истории России рубежа XX-XXI веков то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью. Рубеж веков во многом знаковый для России период.

2015-11-10

22.27 KB

3 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

PAGE   * MERGEFORMAT 2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг……………5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена изучению видения гражданами США истории России рубежа XX-XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.

Рубеж веков во многом знаковый для России период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз — одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.

События октября 1993 года, экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформация экономики России начала 2000-х годов, возвращение в стране статуса супердержавы в глазах мирового сообщества, экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не в полной мере завершенный и сейчас, — вот лишь неполный список знаковых событий этого исторического этапа

Изучение истории России рубежа XX-XXI веков позволит, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время. Этим определяется актуальность работы.

Для решения основной цели — изучения знаковых событий в истории России рубежа веков, ставятся следующие частные задачи:

— изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х гг.;

— понять социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике;

— выявить основные проблемы России, ставшие перед ней в процессе ее интеграции в мировое сообщество;

— оценить основные перспективы развития России в XXI веке;

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

  1.  Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг.

Политические результаты реформ 1990-х годов – стойкое отвращение большинства жителей России от демократии. Попытки рассматривать изолированно 1990-е и 2000-е годы абсурдно. Настоящее является продолжением прошлого.

Сохранение созданной в 1990-х годах политической системы стало важнейшей задачей постсоветской номенклатуры.

В созданном в 1990-х годах в России политическом и социально-экономическом механизме заключён внушительный потенциал жизнедеятельности. Он основан на огромных финансовых, материальных, природных и административных ресурсах, ангажированных СМИ и на широкой коррупционной сети.

Самые тяжёлые политические потери это то, что российские реформаторы 1990-х гг. убили в своём народе желание построить демократическую страну.

Демократии ещё долго не будет в России, потому что та «демократия», которую российские реформаторы продемонстрировали народу, как только власть оказалась в их руках, предстала в столь антинародном виде, что затмила своей антинародностью даже советский тоталитарный режим.

Правящая группировка декларировала опасность возвращения социализма – это настойчиво внедрялось в общественное сознание. Давление на избирателей было организовано на высоком профессиональном уровне, но затраты окупились.

Социологические исследования того времени показывали отсутствие установок на возврат к социализму у большинства (75-85%) опрошенных.

Источник: http://refleader.ru/poljgebewrnapol.html

Новая Россия. Преобразования 90-х гг. XX в. Противостояние властей Законодательная власть (Верховный Совет и Съезд народных депутатов) Исполнительная. — презентация

1 Новая Россия<\p>

2 Преобразования 90-х гг. XX в.<\p>

3 Противостояние властей Законодательная власть (Верховный Совет и Съезд народных депутатов) Исполнительная власть (Президент и Правительство) Три кризиса: Декабрь 1992 г. отставка Е. Т. Гайдара. Мартапрель 1993 г. попытка отрешения Президента от должности и Всероссийский референдум о доверии политике Президента. Сентябрьоктябрь 1993 г. вооруженное противостояние ветвей власти. Победа Б. Н. Ельцина. Принятие новой Конституции Российской Федерации<\p>

4 Основные направления экономической реформы Е.Т. Гайдара «Шоковая терапия» Либерализация цен и отказ от их государственного регулирования. Либерализация цен и отказ от их государственного регулирования. Достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции. Достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции. Создание устойчивой национальной валюты, достижение конвертируемости рубля. Создание устойчивой национальной валюты, достижение конвертируемости рубля. Либерализация внешнеэкономической деятельности. Либерализация внешнеэкономической деятельности. Стимулирование структурной перестройки в промышленности в результате внедрения рыночных механизмов. Стимулирование структурной перестройки в промышленности в результате внедрения рыночных механизмов. Приватизация государственной собственности и создание класса собственников. Приватизация государственной собственности и создание класса собственников.<\p>

5 Первые итоги экономических реформ гг. Демонтаж плановой экономики Демонтаж плановой экономики Переход к преимущественно экономичес- ким методам регулирования Переход к преимущественно экономичес- ким методам регулирования Завершение первого этапа приватизации Завершение первого этапа приватизации Формирование потребительского рынка Формирование потребительского рынка Перемещение деловой активности в негосударственный сектор Перемещение деловой активности в негосударственный сектор Обеспечение внутренней конвертируемос- ти рубля Обеспечение внутренней конвертируемос- ти рубля Постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство Постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство<\p>

6 Социальные потери в ходе реформирования Обесценивание денежных сбережений населения Обесценивание денежных сбережений населения Резкий рост цен на товары первой необходимости Резкий рост цен на товары первой необходимости Увеличение уровня безработицы Увеличение уровня безработицы Высокий уровень инфляции в гг. Высокий уровень инфляции в гг. Сокращение объемов промышленного и сельско- хозяйственного производства Сокращение объемов промышленного и сельско- хозяйственного производства Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из страны «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из страны Рост смертности населения Рост смертности населения Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением Ухудшение криминогенной обстановки Ухудшение криминогенной обстановки Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и «среднего» россиянина Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и «среднего» россиянина<\p>

7 Основные причины трудностей и неудач реформ 90-х гг. в России Неблагоприятная социально- экономическая ситуация Неблагоприятная социально- экономическая ситуация Половинчатость и непоследовательность реформ Половинчатость и непоследовательность реформ Ошибки теоретиков и исполнителей реформ Ошибки теоретиков и исполнителей реформ<\p>

8 Органы государственной власти РФ Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция РФ ст.1 Исполнительная власть Высшая судебная власть Законодательная власть П р е з и д е н т Правительство Конституционный Суд Верховный суд Арбитражный суд Совет Федерации Государственная Дума С у б ъ е к т ы Ф е д е р а ц и и Федеральное собрание Автономные округа Автономная область Республики Москва и Санкт- Петербург ОбластиКрая<\p>

9 Принципиально новая внешнеполитическая ситуация после 1991 г. Разрастались военные конфликты. Разрастались военные конфликты. РФ лишалась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. РФ лишалась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. По периметру границ появились государства, настроенные далеко не дружественно. По периметру границ появились государства, настроенные далеко не дружественно. Пострадала обороноспособность России Пострадала обороноспособность России<\p>

10 Внешнеполитические цели: Создание благоприятных внешних условий для проведения реформ, обеспечение стабильности и целостности страны. Создание благоприятных внешних условий для проведения реформ, обеспечение стабильности и целостности страны. Восстановление и поддержание статуса великой державы. Восстановление и поддержание статуса великой державы. Обеспечение приоритетного влияния на ближнее зарубежье, поддержка соотечественников, оказавшихся за пределами исторической родины. Обеспечение приоритетного влияния на ближнее зарубежье, поддержка соотечественников, оказавшихся за пределами исторической родины. Соблюдение стратегических интересов (традиционных и новых). Соблюдение стратегических интересов (традиционных и новых). Сохранение традиционных рынков сбыта и завоевание новых (в том числе и рынков вооружений). Сохранение традиционных рынков сбыта и завоевание новых (в том числе и рынков вооружений). Обеспечение национальной безопасности, защита от внешних угроз. Обеспечение национальной безопасности, защита от внешних угроз.<\p>

11 К внешним угрозам относятся: Нестабильность в ряде соседних стран, незащищенность новых границ РФ. Нестабильность в ряде соседних стран, незащищенность новых границ РФ. Внешнее давление (военно-стратегическое, экономическое, информационное, идеологическое). Внешнее давление (военно-стратегическое, экономическое, информационное, идеологическое). Наличие территориальных претензий к РФ при огромности и малонаселенности ее территории. Наличие территориальных претензий к РФ при огромности и малонаселенности ее территории. Международный терроризм, контрабанда оружия и наркотиков. Международный терроризм, контрабанда оружия и наркотиков. Расширение НАТО при враждебном отношении к России некоторых соседних стран. Расширение НАТО при враждебном отношении к России некоторых соседних стран.<\p>

12 Итоги внешнеполитической деятельности российского руководства. в 90-х годах обозначились национальные интересы РФ (долговременные внутри- и внешнеполитические цели, значимые не только для настоящего, но и для будущего страны). в 90-х годах обозначились национальные интересы РФ (долговременные внутри- и внешнеполитические цели, значимые не только для настоящего, но и для будущего страны). Общенациональные задачи – это задачи, от решения которых зависит выживание и успешное развитие нашей страны как участницы мирового сообщества свободных и суверенных стран Общенациональные задачи – это задачи, от решения которых зависит выживание и успешное развитие нашей страны как участницы мирового сообщества свободных и суверенных стран<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/518366

Социально-экономические реформы 90х гг 20 века – начала 21 века в России: между кризисом и стабилизацией

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями.

В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.

); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.). Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований.

В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех. Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый «средний класс».

В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования. Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г.

Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом «шоковой терапии».

Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.

Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка.

Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ак1994 г.– на 50.

Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение.

Стремительно росла явная и скрытая безработица. Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны.

Формы и методы экономической реформы были реально скорректированы в сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г. наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность.

Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются: а) изменение роли государства в экономической жизни. Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства. Введено свободное ценообразование; б) макроэкономическая стабилизация.

Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции.; в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.

; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г.; индивидуальные проекты приватизации – с1997 г.;

г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости.;

д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-сырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер.

Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим постепенный, но постоянный экономический рост для выхода из глубокого кризиса. Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был бездефицитным. В-третьих, введение в 2001г.

единой ставки подоходного налога для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого – наполняемость доходной части бюджета. В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону.

Резко сократились наукоемкие производства.

В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран.

В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства без должной государственной помощи не могут работать производительно.
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы

90-е годы начались для России с радикального пересмотра идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США). Во внешней политике РФ с конца 1991г.

можно выделить три основных этапа: 1) первая половина 90-х годов характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах; 2) 1996–1999 годы– время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы,;

3) 2000 – 2002 годы отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4c21.html

Общественно-политическое развитие России во второй половине 90-х гг. ХХ — начале XXI в

Россия, избрав в начале 90-х гг. либерально-радикальную модель перехода к рыночной экономике, основанную на монетаристкой макроэкономической теории, продолжила движение этим курсом и во второй половине последнего десятилетия ХХ века. Вновь избранный Президент России Б.Н.

Ельцин пообещал достичь экономической стабилизации в стране в течение года. На пост Председателя Правительства Российской Федерации он предложил В.С. Черномырдина, кандидатуру которого Государственная Дума утвердила в августе 1996 года. Но здоровье Б.Н.

Ельцина ухудшалось, через 4 месяца после выборов он перенес тяжелую хирургическую операцию на сердце, и практически отошел от дел.

Правительство Черномырдина и Администрация Президента прилагали большие усилия для достижения перелома в ходе реформ.

Но ситуация в экономике оставалась тяжелой, спад промышленного производства в 1996 году достиг 55% по сравнению с 1991.

Наиболее трудным оказалось положение наукоемкого производства, оборонных и машиностроительных предприятий, аграрного сектора экономики. Цены на товары массового спроса внутри страны росли и превысили мировые.

В конце февраля 1997 года Б.Н. Ельцин вернулся к работе, но уже не мог в полном объеме выполнять функции лидера огромной страны, осуществляющей серьезные преобразования. Весной 1997 года повсеместно проходили акции протеста против снижения уровня жизни людей.

Проанализировав сложившуюся обстановку, внутреннее и международное положение, Президент внес существенные изменения в проводимый курс. «От политики невмешательства мы решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективного расходования бюджетных средств».

По существу был провозглашен переход к государственному регулированию экономики при формировании рыночных отношений.

Однако внесенные изменения в состав правительства, назначение А. Чубайса и Б. Немцова заместителями Председателя Правительства свидетельствовали о том, что будет реализована либерально-монетаристская модель реформирования экономики.

Молодые вице-премьеры были сторонниками демонополизации (расчленения) естественных монополий: Газпрома, РАО ЕС, железнодорожного транспорта; проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, Пенсионного фонда, сокращения финансирования высшего образования и т.д. А.

Чубайс настаивал на секвестре (урезании) государственного бюджета, и так сложно проходившего и с трудом принятого Государственной Думой. Вице-премьеры А.Чубайс и Б. Немцов пытались приобрести большее влияние в правительстве, чем его Председатель В.С.

Черномырдин, защищавший естественные монополии и пользовавшийся поддержкой Государственной Думы.

Все это усиливало напряженность в обществе в течение 1997 года, обстановка накалялась. Провозглашенную Президентом новую стратегию не удавалось реализовать. В октябре 1997 года в Государственной Думе назревал вопрос о вотуме недоверия правительству В.С. Черномырдина. Давление оппозиции нарастало. На заседаниях большой четверки (Президент Б.Н.

Ельцин, Председатель правительства В.С. Черномырдин, Председатель Совета Федерации Е.С. Строев, председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев), а затем и на Круглом столе был удовлетворен ряд требований оппозиции о предоставлении парламенту времени на государственном телевидении, издании парламентской газеты, о защите вкладов населения в сбербанке, облегчении налогов и т.

д.

В 1997 году состоялись довыборы в Государственную Думу в 13 округах, на которых более половины депутатов были избраны от оппозиции. На губернаторских выборах 30% мест получили представители оппозиции. Упрочив свое положение во властных структурах, оппозиция потребовала отчета правительства перед Думой. Но отчета не последовало.

Более того, ситуация в стране осложнилась в связи с готовящейся реформой высшего образования, предусматривавшей сокращение государственного финансирования ВУЗов на 10% и введение годовой платы для студентов за дополнительные услуги в размере 1,5 тыс. рублей, сокращение 30% преподавателей и уменьшение нового набора на 15%.

В ответ на эти непопулярные меры студенты вышли на улицу с протестом и фактически сорвали планы правительства.

В марте 1998 года Государственная Дума большинством (242 голоса из 450) приняла решение о привлечении руководителей правительства к уголовной ответственности за невыполнение законов

Источник: http://poznayka.org/s35973t1.html

Россия с 90-х гг. ХX в. До начала XXI в. (1 часть)

В декабре 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступила на путь самостоятельного существования.

Падение союзного центра требовало от российского руководства срочно определить цели внешней и внутренней политики России, отношение к наследию Союза, решить принципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а также государственного устройства. После августовских событий по существу рухнула и советская система. Таким образом, во времени совпали две сложнейшие задачи: становление новой российской государственности, социального и духовного возрождения России.

Россия сократилась в своих геополитических параметрах, она оказалась в принципиально новом окружении с запада и юга и потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов. Появился анклав — Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Россия как бы удалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

В новых условиях перед Российской Федерацией открывались различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно.

Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на практике означало коренное технологическое переоснащение экономики с одновременной перестройкой ее структур, переориентацию хозяйства на наукоемкие отрасли, демилитаризацию жизни страны.

Осенью 1991 г. для политического руководства России вопрос сводился к тому, чтобы, в полной мере учитывая культурно-историческое своеобразие России, в кратчайшие сроки и с минимальными потерями перейти к рыночному хозяйству.

В мировой практике существовало два разных пути движения от командно-административной к рыночной экономике — медленно, шаг за шагом, либо через «шоковую терапию».

Первый из них — постепенный — исходил из того, что созданные тоталитарной системой институты могут сосуществовать с новыми рыночными структурами, постепенно врастая в них.

Второй — радикальный — предполагал максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободных цен, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), решительную ломку многих государственных структур. Но и в первом и во втором вариантах для успеха реформ требовалась твердая политическая воля, широкая общественная поддержка.

Между тем у государственной власти и поддерживающих ее демократических сил не оказалось проработанной программы конкретных экономических и политических преобразований.

Бездействие российского правительства в первое время после августовских событий негативно отразилось на тяжелой социально-экономической ситуации. Неясность экономических перспектив, дискуссии о денежной реформе и повышении цен толкнули население России на скупку товаров, создание запасов предметов первой необходимости.

Из магазинов исчезли практически все товары и продукты. Введение принципа распределения товаров среди населения по талонам, организация распродаж на предприятиях не смогли улучшить ситуацию. Все это способствовало усилению противостояния политических сил.

Начали постепенно возвращаться к активной политической жизни коммунисты, создавшие несколько партий, в итоге политическая опора правительства резко сузилась.

Осенью 1991 г. существовал реальный шанс реорганизации старой государственной машины на демократической основе, т е. посредством перевыборов Советов всех ступеней, однако Б. Ельцин решил сохранить статус-кво в организации государственной власти, чтобы сосредоточить все внимание на проведении реформ.

Между новым российским руководством и старой партийно-хозяйственной элитой возникло не скрепленное никакими формальными договорами, но вполне определенное согласие, суть которого состояла в отказе от демонтажа советской системы и реформировании ее лишь в ограниченных пределах. Союз двух политических элит, новой и старой, стал основой послеавгустовской российской государственности. При этом система Советов сохранялась, выборы в новые структуры были отложены.

Как показало дальнейшее развитие событий, такое решение было ошибочным. Старая номенклатура продолжала действовать в Советах и хозяйственных структурах и начиная с весны 1992 г. стала оказывать серьезное противодействие проводимым экономическим реформам. Положение осложнялось также нарастающей угрозой распада самой России, созданной в свое время на тех же принципах, что и Союз.

Формирование территории Российской Федерации

Взаимоотношения с субъектами. Чеченский кризис.

В 1991 г. в результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику.

Федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России.

Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными.

Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.

К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были в некоторой степени урегулированы. Федеративный договор, подписанный в Москве 31 марта 1992 г., определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов.

В октябре –декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для решения конфликта.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Так, вопреки статье 72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и ее субъектами вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами эти вопросы были отнесены к исключительному ведению Татарстана. В 1993 г.

Татарстану было предоставлено право экспортировать продукцию военных заводов, а в начале 1994 г. — распоряжаться добываемыми здесь нефтью и газом.

Таким образом, остальные субъекты Федерации (края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа) были поставлены в неравное положение, а граждане, проживающие в этих неравноправных субъектах, ущемлены в правах.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Д.М. Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Джохар Дудаев разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетии во главе с утратившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия.

Внутри самих чеченцев (между тейпами — группами родственников) началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 г.

в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 г.

началась операция федеральных войск, превратившая внутричеченский конфликт в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных.

Причины Чеченской войны:

1) федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» генерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству территориальной целостности и суверенитету России;

2) нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставили под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом.

Проблема особенно обострилась в связи с притоком значительных (8,5 млрд долларов) западных инвестиций в разработку Каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;

3) криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени «отмыть» через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации напряженности, позволявшей им «замести следы»;

4) коррумпированные московские чиновники, причастные к расходованию средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предприниматели, банкиры, торговцы оружием видели в войне перспективный источник личного обогащения.

Один из доминирующих вариантов в интерпретации Чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.

Безусловно, экономический фактор, в том числе в его криминальном аспекте, по мнению В.А. Тишкова, играл важную роль в эволюции Чеченского конфликта. Хорошо известным стало выражение Сергея Шахрая о Чечне как «свободной криминальной зоне». В выступлении Б.Н. Ельцина перед Федеральным Собранием в 1995 г.

было сказано, что «на территории Чеченской Республики в результате вооруженного мятежа установлен самый настоящий диктаторский режим. Сращивание криминального мира и власти — то, о чем непрестанно говорили и политики, и журналисты как о главной опасности для России, — в Чечне стало реальностью.

Это был полигон для подготовки и распространения криминальной власти на другие российские регионы».

«Восстановление конституционного» порядка в Чечне привело к кровопролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. Федеральные власти не могли одолеть вооруженный сепаратизм.

Поражение российских войск в Чечне создало для России чрезвычайно сложную ситуацию в форме реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять независимость Чечне.

Затратив почти два года на силовой вариант, конфликтующие стороны вынуждены искать варианты политического урегулирования противоречий.

В октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 27 января 1997 г. Президентом Чеченской республики был избран полковник А.

Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г.

между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладывали решение главного вопроса — независимости Чечни — на будущее.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общенациональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и преследованиям.

Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским правлением.

Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В.

Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире. Правительство дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. И. о.

президента В.В. Путин заявил о намерении действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения целостности страны и ее спасения от терроризма. Россия также вынуждена учитывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО.

В ноябре 1999 г. группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20 –25 тыс. вооруженных боевиков, основу которых составляли 10 –15 тыс. профессионалов-наемников, на чьей стороне оказался Масхадов.

Первый этап операции включал захват левобережья Терека и восстановление законных органов власти в Наурском, Шелковском и Надтеречном районах. Вытеснение бандитов из столицы Чечни завершило вторую фазу войны.

В дальнейшем федеральные войска провели еще рад успешных операций: высадили воздушный десант на чечено-грузинскую границу, отрезав боевикам пути отхода, установили контроль над Аргунским ущельем, освободили селение Шатой, имеющее стратегическое значение. К марту 2000 г. активная фаза операции в Чечне считается завершенной. В военной области военачальники учли уроки первой кампании.

Войска отказались от штурма городов в пользу тактики окружения и постепенного «выдавливания» противника, стали уделять особое внимание разведке. Налажено взаимодействие армии и МВД.

Оценивая сложившуюся геополитическую ситуацию, ряд исследователей и политологов полагало, что в целях установления связей и получения поддержки со стороны исламских государств, заинтересованных в расширении своего геополитического пространства, власти Чечни могли осуществить программу «исламского порядка » вопреки интересам граждан, которые уже прожили несколько поколений при европейских правовых нормах. Поэтому российское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне.

Современное положение в Чечне характеризуется продолжением обострения кризисной ситуации. Взрыв Дома правительства в Грозном, взрыв комплекса административных зданий в Знаменском, кровавое покушение на А. Кадырова.

Все это является следствием жесточайшей борьбы за власть. В чреде беспрецедентных террористических актов особое место занимает захват заложников в Москве в Доме культуры на Дубровке 23 –26 октября 2002 г. Теракт унес жизни 128 человек.

Ответственность за преступление лежит на чеченских террористах.

Для упорядочения ситуации в Чечне федеральными властями было решено провести подготовительную работу по принятию Конституции в регионе, которая даст народу Чечни возможность самостоятельно налаживать свою жизнь. Следствием этого процесса явилось проведение референдума

Источник: http://news.zancor.ru/index.php/istoria/62-rossiya-s-90-kh-gg-khx-v-do-nachala-xxi-v

Ссылка на основную публикацию