Положение в стране к началу 1880-х гг. народнический террор — история России

Революционное народничество 1870-х — начала 1880-х гг

Положение в стране к началу 1880-х гг. Народнический террор - история России

Рассмотрим тему Революционное народничество 1870-х — начала 1880-х гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Революционное народничество 1870-х — начала 1880-х гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Революционное народничество 1870-х — начала 1880-х гг.

а) Основные течения русского народничества 1870-х гг.

В начале 1870-х гг. народническая доктрина А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

была дополнена, прежде всего, по вопросам тактики, рядом идей лидеров российской политической эмиграции — М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева.

Тема:

В результате новых идейных «открытий» и новаций в недрах революционного народничества, которое господствовало в революционном движении на протяжении всех 1870-х гг., возникло три основных течения — «бунтарское», «пропагандистское» и «заговорщическое».

а)    Идеологом «бунтарского» направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), который наиболее полно изложил свои теоретические воззрения в работе «Государственность и анархия», написанной в 1873 г. М.А.

Бакунин считал, что русский народ является прирожденным «социалистом по инстинкту», поэтому его не надо агитировать за социализм, а следует сразу призвать к бунту.

 Революционеры в данном случае должны сыграть исключительно вспомогательную роль той воспламеняющей искры, которая зажжет пламя всенародного восстания и объединит разрозненные крестьянские бунты во всероссийский бунт. Таким образом, бакунинское направление было, прежде всего, бунтарским.

Другая особенность бакунинской доктрины состояла в том, что она была анархистской. Как видный теоретик анархизма, М.А.

Бакунин рассматривал любую, даже самую демократическую государственную власть, как «источник эксплуатации и деспотизма», поэтому он был горячим противником государственного социализма, считая, что он монополизирует общественную собственность в интересах чиновников, которые станут преемниками буржуазии в роли господствующего класса.

 Любой форме государства он противопоставлял принцип федерализма, т.е. свободную федерацию самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций, построенных на основе коллективной собственности на орудия и средства производства.

Из бакунинского анархизма вытекал и его специфический аполитизм, т.е. отказ от политической борьбы в пользу более радикальной социальной борьбы. Иначе говоря, М.А. Бакунин не отрицал саму политическую революцию, но растворял ее в более глобальной, социальной революции.

б)    Идеологом «пропагавдистского» направления был отставной артиллерийский полковник Петр Лаврович Лавров (1823-1900), который изложил основы своей идейной доктрины в знаменитых «Исторических письмах», написанных им в 1868-1870 гг. П.Л.

Лавров разделял основной тезис бакунизма о социальной революции и рассматривал крестьянскую общину как готовую ячейку социализма. Однако в отличие от М.А.

 Бакунина, он не считал, что русский народ готов к осознанию самих идей социализма, поэтому считал, что именно народники должны пробудить его революционное сознание. Причем, как и М.А. Бакунин, П.Л.

Лавровпризывал народников идти в народ, но не сразу, а только после серьезной теоретической подготовки* и не для бунта, а для пропаганды своих идей. При этом анархизм и аполитизм были свойственны и П.Л. Лаврову, но в гораздо меньшей степени, чем М.А. Бакунину.

в)    Идеологом «заговорщического» направления был магистр права Петр Никитич Ткачев (1844—1886). Это направление революционного народничества часто именуют русским бланкизмом, поскольку раньше с таких же позиций выступал знаменитый французский социалист-утопист Опост Бланки. В отличие от бакунистов и лавристов, русские бланкисты не были анархистами.

Они признавали необходимость политической борьбы и намеревались захватить государственную власть с тем, чтобы осуществить всеобщий социальный переворот. Однако, так как современное Российское государство, по мнению П.Н.

Ткачева, не имело прочных социальных и экономических корней, бланкисты надеялись свергнуть его силами партии заговорщиков, не утруждая себя пропагандой своих идей.

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ», осуществленное летом 1874 г. Это движение, в котором приняли участие примерно две-три тысячи народников, охватило по разным оценкам от 37 (В. Федоров) до 50 (Н.

Троицкий) губерний европейской части России, Прибалтики и Северного Кавказа. Однако эта пропагандистская акция потерпела полное фиаско, поскольку народники не знали истинных настроений российского крестьянства, не имели опыта ни пропагандистской работы, ни конспирации.

Да и сами крестьяне совершенно не были готовы к восприятию непонятных им идей социализма.

б) «Земля и воля» (1876-1879)

После провального «хождения в народ» в среде революционных народников наступил период разброда и шатаний. Более года они не могли создать ни одной более-менее действенной организации, за исключением «Кружка москвичей» (П.А. Алексеев), который просуществовал не более двух месяцев и в апреле 1875 г. канул в лета.

Только осенью 1876 г. народники смогли создать новую революционную организацию всероссийского масштаба, которая получила старое название «Земля и воля».

 Организаторами второй «Земли и воли» стали бывшие «чайковцы» Марк Андреевич и Ольга Александровна Натансон.

 Вместе с ними ключевую роль в новой организации стали играть Александр Дмитриевич Михайлов, Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский, Валерьян Андреевич Осинский, Дмитрий Андреевич Лизогуб и Георгий Валентинович Плеханов.

Практически сразу после своего возникновения была создана программа «Земли и воли», основные пункты которой состояли в следующем: 1) передача всей земли в руки крестьянских общин, 2) полное общинное самоуправление, 3) право наций на самоопределение, 4) провозглашение гражданских и политических прав и свобод и 5) создание производственных землевладельческих и промышленных ассоциаций. Чисто политические цели пока в программе не значились, а средства достижения своих программных установок землевольцы разделили на две части: организаторскую, т.е. пропаганду и агитацию своих идей, и дезорганизаторскую, т.е. индивидуальный террор в отношении видных представителей государственной власти.

Наряду с программой, «Земля и воля» приняла и свой устав, проникнутый духом централизма, строжайшей дисциплины и конспирации. Само общество имело очень четкую организационную структуру: Совет общества, Центральный кружок в составе семи групп и 15 региональных отделений в крупных городах империи, включая Москву, Казань, Самару, Саратов, Воронеж, Киев, Харьков и Одессу.

«Земля и воля» стала первой в России революционной организацией, которая издавала собственные печатные органы — газету и листок с аналогичным названием. Состав «Земли и воли», по мнению большинства специалистов (Б. Итенберг, Н. Троицкий, Л. Ляшенко), не превышал 200 членов, но практически все они были опытными конспираторами с многолетним стажем революционной борьбы.

Первоначально, в 1876-1877 гг. землевольцы возродили тактику «хождения в народ» посредством создания специальных народнических поселений. Однако

Тема: когда они в очередной раз убедились в полной бесполезности этой затеи, на первый план вышла тактика террора против властей. Уже 24 января 1878 г.

Вера Ивановна Засулич тяжело ранила из пистолета петербургского градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова, а 4 августа 1878 г.

Сергей Михайлович Кравчинскийзаколол кинжалом начальника III Отделения Императорской Канцелярии и шефа Корпуса жандармов генерал-адъютанта Н.В. Мезенцева.

В результате этого уже в марте 1879 г. в недрах «Земли и воли» ведущие позиции заняли сторонники индивидуального террора, которые создали свой Исполнительный комитет и 2 апреля 1879 г. один из членов этого Исполкома — Александр Константинович Соловьев совершил очередное неудачное покушение наАлександра II.

В результате всех этих событий внутри «Земли и воли» произошел раскол, и обособились две фракции — «политиков», т.е. активных сторонников террора, которые создали новую тайную организацию «Свобода или смерть», и «деревенщиков», сторонников прежних пропагандистских методов борьбы.

Для того чтобы предотвратить наметившийся раскол общества, было решено созвать Организационный съезд, который состоялся в Воронеже в июне 1879 г.

 Причем, накануне созыва этого съезда, в Липецке прошло заседание фракции «политиков», на котором была выработана общая линия поведения и принято решение о необходимости активизации террора. Однако во время работы самого съезда, во избежание раскола, его делегаты договорились о соединении двух тактик.

Но очень скоро выяснилось, что соединить несоединимые вещи просто не возможно, и в августе 1879 г. произошел цивилизованный развод двух фракций на две самостоятельные организации — «Народную волю» и «Черный передел».

в) «Народная воля» (1879-1881) и «Черный передел» (1879-1882)

После неизбежного раскола «деревенщики» во главе с Г.В. Плехановым, П.Б. Аксельродом, Л.Г. Дейчем и В.И.

Засулич вполне сознательно дали своей организации название «Черный передел», отразив в нем вековую мечту всего российского крестьянства о «черном», то есть всеобщем переделе земли.

В центральной петербургской группе «Черного передела» насчитывалось всего 22 члена, а общая численность всей организации, включая 10 региональных отделений в Москве, Казани, Киеве, Харькове и других городах империи, составляла не более 100 членов.

Вскоре члены организации наладили издание своего центрального печатного органа под тем же названием «Черный передел» и газеты «Зерно», но развернуть реальную практическую деятельность им не удалось.

В результате чернопередельцы либо эмигрировали за границу, либо перешли в «Народную волю», либо вообще отошли от революционного движения, и к началу 1882 гг.

«Черный передел» де-факто перестал существовать.

Большинство бывших землевольцев стали членами «Народной воли», которая, по сути, стала первой политической партией в России. Руководящим центром «Народной воли» стал ее Исполнительный комитет в составе 30 человек.

 Среди руководителей Исполкома особенно выделялись Андрей Иванович Желябов, Александр Дмитриевич Михайлов, Софья Львовна Перовская, Вера Николаевна Фигнер, Николай Александрович Морозов, Николай Иванович Кибальчич и ряд других.

В рамках «Народной воли», численность которой по разным оценкам составляла от двух (В. Федоров) до шести (Н. Троицкий) тысяч человек, действовало 25 региональных кружков и отделений.

Исполком издавал в качестве центрального печатного органа партии газету «Народная воля» (1879—1885) и четыре приложения к ней: «Листок», «Вестник», «Календарь» и «Рабочую газету».

 Как идеологический штаб партии, Исполком разработал и ее программные документы, которые стали шагом вперед по сравнению с предыдущим периодом, поскольку они освободились от анархизма и аполитизма.

 Главной своей целью народовольцы считали свержение самодержавия и осуществления ряда коренных преобразований в политическом строе страны, в частности созыв Учредительного Собрания, введение парламентарной демократической республики, всеобщего избирательного права, гражданских и политических свобод и т.д.

Как и все народники, народовольцы исходили из того, что главной созидательной силой в предстоящей революции является крестьянство.

Однако, пережив трагический опыт «хождения в народ», они утратили веру в революционную инициативу крестьянства и пришли к выводу, что только политическая партия должна инициировать переворот путем цареубийства.

 Программа Исполкома прямо нацеливала своих членов на государственный переворот путем организационной, пропагандистской и агитационной работы, а так же посредством красного террора.

Надо сказать, что в советской и отчасти современной историографии (Н. Троицкий, В. Твардовская, Ф. Лурье) всегда утверждалось, что тактика террора была вьшужденной мерой, «навязанной революционерам белым террором со стороны царского правительства», и что тогда это была «единственно возможная тактика борьбы с существующим режимом». Но большинство современных авторов (Г. Кан,

О. Будницкий) справедливо говорят о том, что репрессивные меры царского правительства против народовольцев были адекватной ответной реакцией на их красный террор.

Наряду с различными секциями и организациями, в рамках «Народной воли» существовала «Военная организация», в которой, по свидетельству очевидцев и оценкам историков, состояло более 400 офицеров армии и флота. Более того, члены этой организации пытались завлечь в свои ряды ряд популярных армейских генералов, в том числе М.Д. Скобелева и М.И. Драгомирова.

В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор Александру И. К подготовке цареубийства было привлечено около 50 членов организации, которые разделились на несколько боевых групп. После этого началась настоящая охота на царя: в ноябре 1879 г.

 под Москвой боевикиСофьи Перовской взорвали царский поезд, а в феврале 1880 г. Степан Халтурин взорвал царскую столовую в самом Зимнем Дворце, и в обоих случаях царя спасла от неминуемой гибели чистая случайность.

После этих бессмысленных террористических актов полиция напала на след народовольцев и в конце февраля 1881 г. арестовала

А.Д. Михайлова, Н.А. Морозова, Т.А. Квятковского, А.И. Желябова и ряд других активных террористов. В этой ситуации подготовку нового покушения на царя возглавила Софья Перовская.

1 марта 1881 г. около трех часов дня группа террористов подстерегла карету Александра II на берегу Екатерининского канала в Петербурге, и Николай Рысаков

бросил первую бомбу в карету царя. Однако она не достигла цели, ранив только несколько казаков из его сопровождения. Но затем, когда оглушенный Александр II вышел из полностью разбитой кареты и направился к раненым казакам, второй

Тема: террорист Игнатий Гриневецкий, бросил новую бомбу, которая смертельно ранила императора и убила самого террориста.

17 марта 1881 г. все участники цареубийства были арестованы полицией, а уже 3 апреля шесть наиболее видных террористов — Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Григорий Гельфман, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков, выдавший своих подельников полиции, были повешены наСеменовском плацу в Петербурге.

После разгрома Исполкома «Народной воли», продолжали функционировать некоторые региональные отделения и кружки этой организации, но их реальный вес и значимость в общественной жизни России сошли практически на нет.

Тем не менее, они полностью сосредоточились на идеи нового цареубийства, и вскоре возникла«Террористическая фракция партии «Народная воля» во главе с Павлом Шевыревым и Александром Ульяновым, которая вынесла смертный приговор уже Александру III. 1 марта 1887 г.

 эта группа террористов совершила неудачное покушение на императора, но после ее разгрома революционное народничество на целое десятилетие сошло с исторической сцены России.

 На смену ему пришли либеральные народники в лице Николая Константиновича Михайловского, Василия Павловича Воронцова, Сергея Николаевича Кривенко и других идеологов народничества, которые господствовали в освободительном движении доконца 1890-х гг.

Категория: История | Добавил: (27.07.2016)
Читайте также:  Монголо-татарское иго и золотая орда - история России

Источник: http://xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai/publ/poleznye_materialy/istorija/revoljucionnoe_narodnichestvo_1870_kh_nachala_1880_kh_gg/23-1-0-7071

Политический кризис конца 1870 — начала 1880-х гг

К концу 1870-х гг. самодержавие оказалось в весьма сложной ситуации. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. подорвала авторитет власти. Правда, Рос- сия одержала победу.

Однако Берлинский конгресс, на котором были подведе- ны окончательные итоги войны, обернулся для царской дипломатии тяжелым поражением.

Условия мира оказались отнюдь не столь выгодными для России, как того можно было ожидать. Война расстроила государственные финансы. В

деревне, пострадавшей от мобилизации, нарастало недовольство. Действия вла- сти весьма критически оценивали даже сами представители бюрократической элиты. «Современная несостоятельность, совершенное отсутствие правительст- вующего правительства», — в таких словах характеризовал политику самодержа- вия в конце 1870-х гг. один видный сановник.

Как справедливо отмечает современный исследователь, в этих условиях, власть в принципе должна была либо выдвинуть программу «дальнейшего про- должения реформ», способную «увлечь российское общество», либо немедлен- но перейти «к жесткому режиму, который следовало использовать для передышки и хотя бы экономических преобразований. Стареющий император оказался неспособен ни на то, ни на другое».

Между тем в народническом движении все громче заявляли о себе сто- ронники перехода к террористическим методам борьбы.

В январе 1878 г. близкая к «Земле и воле» В.И. Засулич стреляла в петер- бургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (последний подверг телесному нака- занию политического заключенного).

Процесс над Засулич завершился ее оправданием при полном одобрении присутствовавшей в зале суда великосвет- ской публики, одобрении, свидетельствовавшем о том, что власть теряла под- держку даже наиболее социально близкой ей среды. Летом 1878 г. С.М. Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.

Мезенцева. 2 апреля 1879 г. на Двор- цовой площади А.К. Соловьев совершил неудавшееся покушение на Александ- ра II.

Читайте также:  Советская политическая система в 1953 - 1991 гг. - история России

Постепенно внутри «Земли и воли» окончательно оформилось два тече- ния. Представители одного из них (А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другие, так называемые деревенщики (Г.В. Плеханов, М.Р.

Попов, О.В. Аптекман), высту- пали за продолжение пропагандистской и агитационной работы в деревне. Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу «Свобода или смерть».

В июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором

было принято решение не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри. Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компро-

миссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства «Земли и воли», которая в августе 1879 г. раскололась на две организации:

«Черный передел» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, Я.В. Стефанович и др.) и «Народную волю» (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и др.).

Попытки чернопередельцев продолжать пропаганду в деревне окончи- лись неудачей и привели к новым арестам. Часть членов организации эмигри-

ровала за границу. В целом «Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении.

«Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, воз- главляемой Исполнительным комитетом. Его члены посвятили все свои силы для организации цареубийства. К этой цели народовольцы шли с поистине фа- натичным упорством, не щадя ни своих, ни чужих жизней. Народовольцы два- жды предпринимали попытку подорвать поезд, на котором ехал Александр II, а

5 февраля 1880 г. С.Н. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце. Лишь счастливая случайность спасла тогда жизнь императору.

Полиция оказалась не в состоянии пресечь деятельность террористов. При этом, борясь с ними, власть принимала меры, противоречившие дейст- вующим законам, что вызывало раздражение в обществе.

В этих условиях зна- чительно активизировалась либеральная оппозиция, представленная в земствах, в университетских кругах, группировавшаяся вокруг таких периодических из- даний, как «Вестник Европы» и т.п.

Либералы, чьи идеи оказывали большое влияние на умонастроения «культурных классов», не одобряя террора в прин- ципе, все же были склонны сочувствовать скорее народовольцам, нежели пра- вительству. В сложившейся ситуации они стремились убедить верхи даровать населению политические свободы, увенчать здание реформы 1860-1870-х гг. переходом к представительному правлению.

После взрыва в Зимнем дворце Александр II наделил диктаторскими пол- номочиями популярного генерала, одного из героев русско-турецкой войны

1877-1878 гг. М.Т. Лорис-Меликова. Назначенный вскоре министром внутрен- них дел, Лорис-Меликов занялся укреплением репрессивного аппарата. Проде- монстрировавшее полнейшую неспособность справиться с террористами III

отделение было ликвидировано, а его функции перешли к Департаменту госу- дарственной полиции (впоследствии — Департаменту полиции) Министерства внутренних дел. Вместе с тем Лорис-Меликов считал, что, борясь с террори- стами, власть должна заручиться общественной поддержкой, встать на путь со-

трудничества с либеральными кругами. В начале 1881 г. он предложил Александру II привлечь к участию в законосовещательной деятельности пред- ставителей органов местного самоуправления («конституция» Лорис-

Меликова). Этот проект был в предварительном порядке одобрен Александром II. Для окончательного решения вопроса предполагалось собрать 4 марта 1881 г. совещание высших сановников под председательством царя. Однако 1 марта

1881 г. народовольцы, наконец, добились своего. Очередное покушение, орга- низованное террористами, оказалось для Александра II роковым.

Источник: https://cyberpedia.su/9x13ef2.html

Революционное народничество 1870х – начала 1880х гг

Народничество — движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Три течения народничества — пропагандистское, заговорщическое и бунтарское.

Идеолог пропагандистского движения — Лавров, заговорщического — Ткачёв, бунтарского (анархистского) — Бакунин.

«Земля и Воля»

тайное революционное общество,

возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года.

· Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшимися членами организации, было созыв бессословного народного собрания.

· Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация. Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась.

Террористическое крыло

образовало новую организацию «Народная воля»,

а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям

— общество «Чёрный Передел».

«Хождение в народ» — массовое движение разночинной молодёжи под влиянием идей Бакунина М.А. и Лаврова П.Л.

в деревню с призывом к бунту, свержению самодержавия и установлению общинного социализма (Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви).

Началось весной 1873, наибольший размах приобрело весной-летом 1874 в основном, в Поволжье, на Дону, на Украине. Участвовали 2-3 тыс.человек.

Крестьянство не поддерживало народников. Движение потерпело неудачу. Было арестовано более 1000 пропагандистов в 37 губерниях. Причины провала — низкая популярной социализма в народе, неготовность крестьян к революции. Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

Читайте также:  Органы власти и управления русского централизованного государства в xiv - xvi вв. - история России

· С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, Народничество постепенно уступает первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

· Преемниками Н. стали «социалисты-революционеры» — эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнических групп и кружков.

Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века

· По мере развития промышленности рос пролетариат. Условия труда и быта рабочих в России были невероятно тяжелыми. Продолжительность рабочего дня составляла 13-14 часов, на отдельных производствах до 15-17 часов. Широко применялся женский и детский труд (12-14 часов), оплачиваемый гораздо ниже.

Правительственный закон 1882 г. ограничил, но не запретил детский труд. Заработки произвольно устанавливались хозяевами предприятий. Ни страхования, ни пенсионного обеспечения не существовало.

Рабочие платили за жилье (углы и койки) в перенаселенных фабричных бараках и продукты, которые их вынуждали брать в фабричной лавке.

· Невыносимые условия и полное бесправие толкали их на борьбу. В 60-е гг. преобладали неорганизованное и пассивное сопротивление (прошения к администрации, побеги). Но началось и стачечное движение: с 1861 по 1869 гг. в России произошло 63 стачки. Они имели форму бунта: бастующие ломали оборудование, избивали администраторов.

· В 70-х гг. борьба активизировалась. Особо известна стачка на Невской бумагопрядильной фабрике в Петербурге (1870 г.). Власти подали на забастовщиков в суд, но там открылась столь ужасная картина эксплуатации, что приговоры оказались минимальными: несколько дней ареста.

Первые рабочие организации.

· Первой из них в России стал «Южнороссийский союз рабочих» (организован в 1875 г. в Одессе).

В задачи «Союза» входили «пропаганда идей освобождения рабочих из-под гнета капитала» и «борьба с установившимся экономическим и политическим порядком». Ядро организации составляли 60 рабочих.

В декабре 1875 г. «Союз” был разгромлен полицией, 15 его участников преданы суду.

· В 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих» — около 200 членов.

В нелегальной программе выдвигались требования политической борьбы с «существующим политическим и экономическим строем», ликвидация сословности, введение обязательного и бесплатного обучения, ограничение рабочего времени, запрещения детского труда, обеспечения свободы слова, печати, собраний. «Северный союз» попытался издавать нелегальную газету. В 1879 г. он прекратил свое существование.

· Рабочее движение в 80-е гг. еще более усилилось. Центры движения — Петербургский и Центральный промышленные районы, но включились и рабочие других районов, национальных окраин.

· Широко известны события на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве (январь 1885 г.). Здесь была изощренная система штрафов, а зарплата рабочих в 1882- 1884 гг. снижалась 5 раз. Когда ее вновь снизили (на 25 %), началась стачка. Последовала вооруженная расправа. Суд оправдал 33 рабочих, поскольку открылись факты чудовищного притеснения.

· Широкой размах стачечного движения в России заставил правительство в 80-90 гг. издать ряд законов, регламентирующих условия труда женщин и детей, взимание штрафов (должны использоваться на нужды рабочих), выплату зарплаты и увольнения; введена фабричная инспекция.

Распространение марксизма в России.

· Широко распространяется марксизм в России в 80-90-е гг. В конце 1883 г. в Женеве возникла первая марксистская организация — группа «Освобождение труда».

Группа переводила на русский язык и распространяла сочинения Маркса и Энгельса, издавала книги Плеханова.

В своих произведениях Плеханов критикует народничество, доказывая, что Россия стоит перед буржуазно- демократической революцией.

· В 80-х — начале 90-х гг. в России появился ряд марксистских групп. С одним из подобных кружков в Казани был связан молодой Ленин.

Культура России в 60е — 90е. гг. 19 века

· Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы.

Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре.

Все это оказало воздействие на культурное развитие России.

Музыка

· Мусоргский – «Борис Годунов» Чайковский – « Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Римский – Корсаков- «Псковитянка»

Живопись

· Репин – «Бурлаки на Волге» , «Отказ от исповеди», «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван». Суриков – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» , «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» Серов – «Девочка с персиками» Перов – «Тройка», «Охотники на привале» Крамской – «Христос в пустыне».

· Шишкин – «Утро в сосновом бору»

Архитектура

· Архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Спаса «на крови» в Петербурге, Исторический и Политехнический музеи, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе и Киеве.

· Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину.

Наука

· Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов.

· Русский физиолог И. Н. Сеченов

· Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах.

· Естествоиспытатель К. А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений.

· Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления.

· Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов

· А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания.

· Профессор А. С. Попов продемонстрировал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях.

Источник: https://infopedia.su/12x40cb.html

Ссылка на основную публикацию