Попытка демократизации общественно-политической жизни — история России

Читать учебное пособие по истории: «История России»

(Назад)(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г.

руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии.

В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях.

Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы.

Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства.

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.

), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. — ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва.

Одной из причин создания СЭВ был бойкот 453 странами Запада торговых отношений с СССР и государствами В ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними.

Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия.

Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К.

Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту.

Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики.

Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизапия общественнополитической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В.

Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.

) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Глава 39. РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской «оттепели».

В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата.

Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политика десталииизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства.

Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев — известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, министром обороны — Н.А. Булганин.

Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной.

Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям.

В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Читайте также:  Нижнеднепровская наступательная операция 1943 года (26 сентября -20 декабря) - история России

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей».

Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании рас455 ширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть: Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г.

на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. «Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях».

В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности B| истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С.

Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном

Источник: https://referat.co/ref/365999/read?p=132

Пути демократизации РФ

Анатолий Владимирович прошел сложный жизненный путь. Рано лишившись родителей (отец погиб в Великую Отечественную войну), он трудом и упорством пробивал себе дорогу в жизнь. От суворовца до крупного ученого, профессора Дипломатической академии МИД России – таковы его основные жизненные вехи.

Смерть людей, которые совершают большие и нужные для страны и народа дела, всегда безвременна. Созданными духовными ценностями, достижениями в науке, бескорыстной верностью высоким принципам и общечеловеческой морали они прославляют себя и время, навсегда остаются в памяти людской.

Таких людей должны знать и помнить и современники, и потомки, потому что их опыт и творческое наследие будут продолжать служить людям.

Светлый ум Анатолия Владимировича мог бы еще много дать исторической науке, политологии, педагогике и журналистике, которым он верно и честно служил. Но и то, что он сделал для подготовки кадров дипломатов, для развития общественных наук (им написано много замечательных статей, монографий учебников) составляет большую ценность, является важным вкладом в научную сокровищницу нашей эпохи.

Трудно назвать другую личность Дипломатической академии, которая бы пользовалась таким авторитетом и любовью слушателей, коллег по работе как профессор Бурсов Анатолий Владимирович. Под его научным руководством подготовлено несколько докторов наук, более тридцати кандидатов наук.

Анатолий Владимирович, как ответственный секретарь нашего журнала «Мир и Политика», неутолимо и творчески трудился над тем, чтобы журнал был на уровне современных требований – глубоким по научному содержанию, актуальным по политической злободневности, ярким и красивым по форме.

Анатолий Владимирович неповторим как личность. Светлую память о нем навсегда сохранят его близкие, друзья, товарищи.

Модернизации экономики и политической системы России по пути ее демократизации альтернативы не существует.

Курс на модернизацию способствует стремлению России стать соответствующей новому мировому порядку нормальной демократической страной, такой же, как и другие западные демократические государства.

С учетом того, что демократия как политическая система стала почти общепринятой формой государственного строительства высокоразвитых стран, необходимо признать, что она стала наиболее подходящим для общества политическим режимом в глобальном смысле слова.

Данное положение уже, фактически, становится аксиомой в сознании российской политической элиты. Это прозвучало и на Мировом политическом форуме в Ярославле в сентябре 2010г. и в Обращении Президента РФ Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, а также нашло свои внешнеполитические формы.

Источник: http://mir-politika.ru/265-puti-demokratizacii-rf.html

Изменения в общественно-политической жизни государства

Понятие «перестройка».

Под воздействием перестройки произошли значительные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, изменившие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после Октября 1917 г. в России.

У политиков, ученых и публицистов существуют различные точки зрения на процесс «перестройки»:

А) перестройка- контрреволюционный переворот и предательство по отношению к Октябрю и социализму;

Б) перестройкавозможность развития России в русле мировой цивилизации;

Читайте также:  Эпоха александра i - эпоха конституционных иллюзий - история России

В) перестройканаступление «смут­ного» времени и гибель огромной страны;

Г) перестройкавозможность возврата на естественно-исторический путь, прерванный в 1917 г.

Д) Традиционной остается позиция, объясняющая все беды России всемир­ным заговором сионистов и империалистов, давно вынашивавших планы ликвидации супердержавы.

В научной и публицистической литературе эти и другие точки зрения представлены с разной степенью доказательности. Разной, потому что искать их в литературе, сложившейся в процессе перестройки, неоднократно менявшей свои цели и задачи, неблагодарное заня­тие. К тому же результаты перестройки во многом не совпали с первоначальными замыслами ее творцов.

По мнению исследователя С. Г. Могилевского, перестройка- событие равно по своей значимости Октябрю. Основное содержание перестройки — социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений.

Перестройку можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя (А. Ю. Днепровой).

Перестройка имела серьезные предпосылки.

1. Объективные:

— стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

— политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в ею неспособности обеспечить экономический прогресс, в сращивании партий­но-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых ма­фиозных группировок, особенно в союзных республиках;

— подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной сфере общества.

2. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй по­ловине 70-х—начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых по­литиков (М. С. Горбачев, Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и вы­ступавших за обновление государства и общества.

Перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подле­жащих решению полумерами косметического характера. Как и для всех мо­дернизаций в России, переход к ней оказался вынужденным.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые ис­следователи выделяют четыре периода:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. — проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987—1988 гг. — «больше демократии»;

3) 1989—1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;

4) Августовский путч и отстранение от власти М. С.

Горбачева, резкое из­менение соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группиро­вок, приход их к власти и начало соединения идейно-политической револю­ции с радикальными антисоциалистическими преобразованиями. Октябрь­ские события 1993 г.

завершили перелом в истории России. Несмотря на их насильственный, кровавый характер, эти события можно считать концом четвертого этапа перестройки, но уже без активного участия ее главного ар­хитектора и многих его сторонников.

Однако большинство исследователей полагают, что четвертый этап следу­ет рассматривать в рамках 1990—1991 гг., указывая при этом на его кризис. Основные события четвертого периода: колебания Горбачева в сфере эконо­мики, ГКЧП и распад Союза.

Изменения в общественно-политической жизни государства.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоя­тельств этого избрания.

Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждав­шихся в узком кругу «партийных старцев», еще не нашли своего подтвержде­ния.

Как бы то ни было, избрание Горбачева — самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства — свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по суще­ству, о начале политики перестройки.

На этом партийном форуме был дан об­щий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоренияхозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разработанной программой преобразований.Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название «перестройка». Термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики.

Следует отметить, что термин «перестройка» не был новым в партийном языке, он широко применялся партийной номенклатурой в 20—30-е гг. для обозначения сталинской внутрипартийной кадровой политики, направленной на очищение партийных рядов от социально и идейно чуждых элементов.

Тем не менее, следует констатировать, что стратегия «перестройки», сформулированная впоследствии в различных документах ЦК КПСС, съездов народных депута­тов, работах авторитетных ученых и политиков, приобрела достаточно широкое признание в советском обществе и за рубежом.

Этому способствовало главным образом то, что, несмотря на существенные недостатки, половинчатость, непоследовательность реформаторской политики, под перестройкой понимался весь комплекс перемен в советском обществе, а максимально расплывчатая формулировка данного явления позволяла каждому понимать его по-своему и, что особенно важно, принимать самым широким слоям населе­ния, включая консервативные круги.

Читайте также:  Расцвет римской империи во ii-м веке - история России

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности.

Основные проявления политики гласности:

— снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

— возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;

— широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;

— развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей.

Заменены Председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д. Из состава Политбюро были выведены наиболее преданные брежневской политике деятели и введены новые люди. Часть партаппарата твердо стояла на позициях «социалистического выбора» и «руководящей роли КПСС».

Реформаторское крыло, также не пре­одолевшее традиционную партократическую фразеологию, делало упор на «общечеловеческие ценности».

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранно­го руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задач совершенствования социалистиче­ского общества.

Поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации стали звучать критические мотивы.

В это время лейтмотивом стало «возвращение к ленинским нормам» — сверхмифологизированной идеальной модели социализма. 70-летие октябрьских событий 1917 г.

поло­жило начало нарастающей волне антисталинизма.

Накануне юбилея 1917 г впервые проявился «феномен Ельцина» — первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процес­сов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого со­бытия привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности.

В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дис­циплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей.

При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковле­вым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30—начале 50-х гг. граждан.Реабилитированы многие невинно осужденные люди.

В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России. Все это, естественно, меняло оценки, подходы к пропаганде. Многим людям с трудом приходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности.

Реабилитационный процесс непосредственно задевал и множество ученых, идеологических ра­ботников, сделавших карьеру на «разоблачении» различных «уклонов».

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаи­моотношениях церкви и государства:

А) Состоялось несколько встреч М. С. Гор­бачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представите­лями других религиозных конфессий;

Б) В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси;

В) Зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издавае­мой религиозной литературы. Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов;

Г) Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в об­щественной жизни. Несколько видных церковных иерархов избраны депута­тами Верховного Совета страны.;

Д) Разработано и утверждено новое законодательство о культах. Его появле­нию предшествовала дискуссия на страницах периодической печати по во­просу о том, как должны строиться государственно-церковные отношения. Новый Закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отноше­ния государства к религии.

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введе­ние альтернативных выборов партийных секретарей (вскоре партаппарат до­бился отмены решения об альтернативных выборах).

На первом этапе пере­стройки Горбачев балансировал между тремя группами в партократической элите:

1)соратниками Брежнева;

2)партократами-обновленцами;

3)реформаторами, близкими по взглядам к европейским социал-демо­кратам.

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.):

А) На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны;

Б) Сторон­никами административно-командной системы высказывались мнения о том, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, обще­ства и правам человека»;

В) Большинство делегатов поддержало точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и пре­образования политической системы общества;

Г) Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формирова­нии отводилась политической реформе.

Суть политической реформы заклю­чалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Тем не менее, конституционная реформа сыграла важную роль в демокра­тизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа — Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда.

Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двух­уровневая система представительных органов. Однако сохранялось неравное представительство граждан страны в высшем органе.

Источник: http://pdnr.ru/a1946.html

Ссылка на основную публикацию