Боспорское царство в i-iv века нашей эры — история России

Исследования Боспорского царства

Боспорское царство в I-IV века нашей эры - история России

В античное время на юге нынешней территории России и Украины существовало Боспорское царство. Его история началась в V веке до н.э., когда несколько греческих городов-колоний на северном берегу Чёрного моря объединились (вольно или невольно) под властью одного правителя.

Государство оказалось крепким: оно успешно отражало натиск соседних варварских племён до конца IV века нашей эры. Боспор играл важную роль в причерноморском регионе — он находился на границе сначала греческого, а потом римского мира. Царство в разные периоды своей истории снабжало хлебом Афины, было последним оплотом Митридата VI Евпатора, понтийского царя, осмелившегося воевать с Римом.

Изучением истории Боспорского царства активно занимаются российские и украинские археологи.

Большинство экспедиций работают летом, но если археологическим памятникам грозит застройка, то работы проводятся в любое время года.

В январе 2014 года под Анапой закончились охранные археологические раскопки, которые проводило ООО «Столичное археологическое бюро». Руководили работами Константин Воронин и Максим Меньшиков.

Исследования проводились на территории современной Анапы, где в древности находился боспорский город Горгиппия — крупный порт, центр обширной сельскохозяйственной округи (хоры).

Раскопки оказались весьма успешными: в шести километрах от Горгиппии, в современном посёлке Супсех, открыты и полностью изучены две античные усадьбы и «варварский» некрополь. Памятники расположены на двух соседних холмах.

На восточном холме обнаружены могильник и античная усадьба, при строительстве которой могильник был частично разрушен. Ещё одна усадьба размещена на западном холме.

Некрополь предварительно датируется VIII—VI веками до н.э. Всего археологи нашли 14 могил. Исследователи не исключают, что первоначально погребений было больше.

Наиболее ранние могилы, вероятно, связаны с так называемыми протомеотскими древностями, они обложены внутри камнями. Более поздние могилы представляли собой «классические», аккуратные каменные ящики.

В некоторых из них были захоронены два человека, есть следы неоднократного использования погребений.

«В одной из могил находился скелет в скорченном положении. Кости ещё одного, а возможно, и двух человек, были смещены к южной стенке погребальной камеры», — рассказывает Максим Меньшиков.

Находок в могилах немного, в основном это бусы и металлические булавки. Античная усадьба на восточном холме существовала в V—III веках до н.э. На раннем этапе, в V—IV веках до н.э., усадьба состояла не менее чем из четырёх-пяти помещений.

Они имели правильную форму, кладки стен очень качественные.

Однако памятник пережил как минимум одну крупную перепланировку, поэтому от ранней застройки сохранилось немного. В частности, археологи открыли подвалы и очаг. При раскопках «ранней» усадьбы найдены шесть наконечников стрел.

Не исключено, что перед нами свидетельство вооружённого конфликта, из-за которого поселение на время было оставлено. Однако других доказательств предполагаемого столкновения нет. Период запустения продолжался не более 100 лет. Возможно, уже в IV веке до н.э.

сюда снова приходят люди и строят новую усадьбу.

«Поздняя» усадьба датируется IV—III веками до н.э. Её планировка не совпадает с более ранней. Усадьба состояла из нескольких помещений, часть из которых была пристроена к общей длинной стене.

С севера к комплексу примыкал большой двор, обнесённый стеной. Во дворе найдены нижние части ям для пифосов (крупных сосудов для хранения продуктов). Одно из самых интересных сооружений памятника — винодельческий комплекс.

В него входила давильная площадка, обмазанная специальным раствором — цемянкой.

На площадке были закреплены два хорошо обработанных камня. Вероятно, они служили опорой для пресса. Рядом с давильной площадкой обнаружена цистерна для сбора виноградного сока. «Цистерна сделана очень хорошо. Стены почти идеально ровные, дно имеет небольшой уклон, рассчитанный так, чтобы виноградный сок стекал в один из углов ёмкости.

В этом углу находилось углубление в виде воронки, из которого отчерпывались последние капли виноградного сока», — отмечает Максим Меньшиков. Усадьба на западном холме относится к IV—III векам до н.э. От неё сохранилось четыре помещения. В одном из них, вероятно, находился «склад».

На полу этого помещения выявлены многочисленные углубления для сосудов.

В какой-то момент усадьба претерпела серьёзную перепланировку. В частности, «склад» засыпают, а на его месте строят новое помещение с очагом. «На западном холме цемянка использовалась только однажды и исключительно для ремонта стены.

Эта стена располагалась перпендикулярно склону, не выдержала давления грунта и проломилась внутрь помещения.

Не исключено, что хозяин усадьбы позаимствовал раствор у своего соседа — тот регулярно использовал цемянку для ремонта в своей винодельне», — говорит Максим Меньшиков.

Зачистка нижней части пифоса на территории усадьбы IV—III веков до н.э. Фото Максима Меньшикова. При раскопках найдено около 240 монет, что довольно много для небольших поселений. Обнаружено около десятка граффито (процарапанных надписей) на столовой посуде.

Одной из самых интересных находок стал костяной трёхлопастный миниатюрный наконечник стрелы — полное подражание бронзовым наконечникам того времени. Всего на музейное хранение передадут около 900 находок. Более половины из них — фрагменты чернолаковой керамики.

Обработка материала, полученного при раскопках, ещё не закончилась, поэтому делать окончательные выводы рано. Однако археологи надеются, что исследования в окрестностях Анапы дополнят наши представления о том, как складывались отношения между местным «варварским» населением и греками, как выглядели сельские поселения на хоре Горгиппии и чем занимались их жители.

Материал создан: 23.09.2015

Охотники за молекулами из МФТИ

Источник: http://iamruss.ru/rus-nauka-i-zhizn/issledovaniya-bosporskogo-carstva/

Боспорское государство — «Энциклопедия»

БОСПОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО, Боспорское царство, Боспор (Β?σπορος), античное государство в Северном Причерноморье в 5 веке до нашей эры — 4 веке нашей эры. Располагалось на берегах Боспора Киммерийского (Керченский пролив), столица — Пантикапей (ныне Керчь).

В периоды наивысшего расцвета включало Восточный Крым (временами также территорию Херсонеса в Западном Крыму), Таманский полуостров, Нижнее Прикубанье, Восточное Приазовье и дельту Дона. Крупные центры — Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, Феодосия, Нимфей, Танаис. Первые греческие колонии были основаны на территории Боспорского государства в середине 6 века до нашей эры.

Около 480 года в результате объединения в союз перед лицом скифской экспансии нескольких полисов Керченского и Таманского полуостровов вокруг Пантикапея образовалось Боспорское государство. Правящие династии — Археанактиды (до 438 года), затем Спартокиды (до конца 2 века до нашей эры).

Спартокиды завершили объединение греческих полисов в Боспорское государство, при них оно приобрело характер наследственной корпоративной тирании. Представители этой династии являлись верховными царями подвластных варварских народов, сохраняя их традиционные властные структуры, и архонтами греческих городов. Боспорское государство имело собственные летоисчисление и монету.

Основу армии при их правлении составляли варварские и наёмные контингенты. Экономика Боспорского государства базировалась на производстве и вывозе хлеба; крупнейшими его экспортёрами были сами тираны и их приближённые. Экспорт хлеба в благополучные годы достигал огромных размеров (16 тысяч тонн ежегодно только в Афины).

Основная масса товарного хлеба производилась полузависимым и отчасти зависимым местным населением, а также рабами. Вывозились рабы, скот, кожи, рыба, меха. Для внутренних нужд развивались виноградарство и виноделие, огородничество, садоводство, бортничество. Были развиты керамическое, металлургическое (в том числе отливка статуй) производства, обработка дерева, камня, ткачество.

Ввозились вина, оливковое масло, ткани, металлические изделия, художественная керамика и произведения монументального искусства, оружие, украшения и др. Большую роль играла торговля (в том числе посредническая) с варварским окружением. Уже в 5 веке боспоряне имели торговые кварталы в местных поселениях и опорные пункты в дельте Дона, где в 3 веке был основан город Танаис.

В классический и эллинистический периоды боспорские полисы поддерживали тесные связи с городами Греции и Малой Азии. В отношениях со Скифией периоды союзов сменялись острым соперничеством.

Главные культы в Боспорском государстве — Аполлона (божества-предводителя колонистов), Деметры, Кибелы, Афродиты (святилище Апатур на Таманском полуострове), «Бога Высочайшего Внемлющего» (в римское время под влиянием иудаизма часть населения Боспорского государства тяготела к монотеизму). С начала 3 века боспорские правители стали именовать себя царями.

С 1-й половины 3 века Боспорское государство поддерживало интенсивные связи с Египтом. Со 2-й половины 3 века в экономике и финансах Боспорского государства проявляются кризисные явления, что вкупе с осложнением политической обстановки в конце 2 века, вызванным давлением скифов и сарматов, привело к падению Спартокидов.

Перисад V, последний представитель Спартокидов, передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Выступление против Митридата в 107 году скифского царевича Савмака, воспитанника Перисада, было подавлено. Боспорское государство было втянуто в борьбу с Римом в качестве опорной базы войск Митридата.

Сын Митридата Фарнак II, получив власть от Рима, предпринял неудачную попытку (50-47 годы) объединить владения отца на Боспоре и в Понте. На рубеже нашей эры в Боспорском государстве утвердилась вассальная Риму сарматская династия Тибериев-Юлиев, связанная с Митридатом. Боспорское государство выступало как союзник Римской империи, но вело достаточно самостоятельную политику. В 1-2 веках нашей эры боспорские цари неоднократно успешно воевали против скифов и тавров в Крыму, сарматов в Приазовье, контролируя последнее до устья Дона включительно, часто подчиняли Херсонес. Приток в этот период сарматов в города Боспорского государства вызвал значительную сарматизацию его культуры.

Реклама

В ходе войн середины 3 века часть боспорских городов (Горгиппия, Танаис и др.) и значительное число сельских поселений были разрушены варварами. В 340-е годы прекратился выпуск боспорских монет, а со 2-й половины 4 века в Боспорском государстве усиливается восточногерманское (готское или герульское) присутствие.

О христианизации Боспорского государства свидетельствуют участие в 325 году епископа Кадма Боспорского в Никейском соборе, археологические и эпиграфические данные. Самостоятельность Боспорское государство утратило в 530-е годы, после захвата византийскими войсками. Смотри также Античные города Северного Причерноморья.

Художественная культура Боспорского государства сформировалась в результате взаимодействия греческой традиции, привнесённой колонистами, и эстетических предпочтений автохтонной среды (преимущественно скифской). Города Боспорского государства имели планировку, типичную для городов Древней Греции.

В 5-4 веках до нашей эры сооружались монументальные крепостные стены с башнями. С 4 века до нашей эры в архитектуре активно применяется камень, техника строительства достигает наивысшего расцвета.

В жилищной архитектуре использовались типы построек, характерные для Греции и Малой Азии (в том числе дом с перистильным двором), одна из существенных местных особенностей — наличие каменных подвалов. Некрополи Боспорского государства представлены как грунтовыми могильниками, так и курганами.

Читайте также:  Политика царизма в 1814 - 1825 гг. аракчеевщина. народное движение - история России

В 4 веке до нашей эры появляется самобытный тип каменных подкурганных склепов с «ложными» уступчатыми сводами (Золотой и Царский курганы). В начале 3 века до нашей эры из греческой архитектуры были заимствованы подкурганные склепы с полуциркульными сводами (первый склеп Васюринской горы на Таманском полуострове).

С архитектурой была связана стенная роспись (2-я половина 4 века до нашей эры – начало 4 века нашей эры) — самая интересная часть античного наследия в искусстве Боспорского государства, сформировавшая своеобразную местную школу живописи.

В 4-2 веках до нашей эры роспись в основном носит декоративный характер («склеп 1908 года» на горе Митридат, роспись стен второго склепа кургана Большая Близница), с 1 века до нашей эры появляются сюжетные изображения (склеп Деметры на Глинище, «склеп Стасова 1872-1899 годы»).

Для оформления жилищ применялась мозаика.

Вазопись на территории Боспорского государства представлена импортной расписной керамикой, главным образом из Аттики и Малой Азии.

Наиболее оригинальны так называемые фанагорийские сосуды — три расписных фигурных лекифа (в виде сфинкса, Афродиты и сирены) из некрополя Фанагории (конец 5 — начало 4 веков до нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В конце 4-3 веках до нашей эры производились местные керамические вазы (так называемые акварельные), серебряная посуда (килики с рельефным изображением упряжки Гелиоса).

Скульптура Боспорского государства также развивалась под греческим влиянием. Основные художественные особенности ионийской скульптуры проявились в памятниках как эпохи архаики (мраморная головка куроса, ГИМ, Москва), так и эпохи классики (верхняя часть стелы с изображением атлета из Керчи, 1-я половина 5 века до нашей эры, Эрмитаж).

С 5 века до нашей эры встречаются работы из Аттики (рельеф на ребре мраморного диска из Пантикапея, 2-я половина 5 века до нашей эры; гротескные статуэтки из кургана Большая Близница, Эрмитаж). В некоторых скульптурах 4 века до нашей эры ощутима традиция греческих мастеров — Праксителя, Скопаса.

Из пантикапейских погребений 4 века до нашей эры происходят многочисленные произведения греческой глиптики (гемма из голубого халцедона с изображением летящей цапли известного мастера 2-й половины 5 века до нашей эры Дексамена с острова Хиос, Эрмитаж).

Начиная с 3 века до нашей эры в скульптуре Боспорского государства встречаются работы различных эллинистических школ: александрийской (голова богини Гигиеи, 3 век до нашей эры, Эрмитаж), пергамской (голова эллинистического царя из Пантикапея, конец 2 — 1 века до нашей эры, Эрмитаж).

В эллинистический период остаются популярными терракотовые статуэтки. В 1-3 веках нашей эры широко распространились произведения местных скульпторов, особенно надгробные рельефы, отмеченные всё возрастающим схематизмом изображения.

Широко представлена в искусстве Боспорского государства торевтика, выполненная в традиции греко-скифского искусства (золотые изделия 4 века до нашей эры из курганов Куль-Оба, Чертомлык и др., Эрмитаж).

Лит.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913-1914. [Т. 1-2]; он же. Скифия и Боспор. М., 1925; он же. Государство и культура Боспорского царства // Вестник древней истории. 1989. №2-4. 1990. №1; Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947; Гайдукевич В.

Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949; Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Т. 1; Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. К., 1961; Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961; История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1, Цветаева Г. А. Боспор и Римской М.

, 1979; Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984; Толстиков В. П. К проблеме образования Боспорского государства // Вестник древней истории. 1984. № 3; Трейстер М. Ю. Боспор и Египет в III век до нашей эры // Там же. 1985. № 1; Шелов-Коведяев Ф. В.

История Боспора в VI-IV века до нашей эры // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1985; Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992; Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены: Сельская территория европейского Боспора в античную эпоху. М.

, 1998; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV—XIII века М., 2003 (библ.).

Ф. В. Шелов-Коведяев, Л. И. Таруашвили (художественная культура).

Источник: http://knowledge.su/b/bosporskoe-gosudarstvo

История.ру

В связи с общим упадком, несомненно, понизилась и боеспособность» армий рабовладельческих городов Северного Причерноморья.

Можно думать, что здесь так же, как и в Римской империи эксплуатируемое население нередко сочувствовало или даже активно помогало вторгавшимся племенам.

Империя, окружённая со всех сторон врагами и раздираемая гражданскими войнами, не могла больше поддерживать правящий класс Северного Причерноморья.

Известную помощь оружием, флотом, продовольствием она как в III, так и в IV в. оказывала только Херсонесу, не подвергавшемуся непосредственному нападению готов и даже, судя, правда, по позднейшим и не вполне достоверным известиям, участвовавшему в борьбе с ними на стороне Рима.

Из Боспорского царства римские гарнизоны были выведены в 40-х годах III в. Боспорские цари после этого не смогли больше сопротивляться готам.

Историк Зосим рассказывает, что в это время старую боспорскую династию, поддерживавшую дружбу с Римом, сменили «недостойные и презренные люди», которые «предоставили скифам (так античные историки иногда называли племена готского союза) проход через Боспор в Азию, переправив их на собственных судах».

По-видимому, в связи с вторжением готов внутри Боспорского царства обострилась социальная борьба, в результате которой враждебные Риму круги населения сумели временно возвести на престол своих ставленников.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Это подтверждается тем, что в 253—254 гг. появляются, наряду с монетами «законного» царя Рескупорида V, монеты царя Фарсанза. Очевидно, он продержался недолго, так как монеты эти чеканились всего два года. В 267 г. выпуск монет вообще прекращается и возобновляется лишь в 275 г.

Возможно, что на этот промежуток времени падает найденная в Пантикапее надпись царя Хедосбия. «Варварские» имена Фарсанза и Хедосбия подтверждают предположение, что они были представителями местного населения.

Эти цари, видимо, заключили союз с готами и предоставили в их распоряжение боспорский флот, который дал готам возможность производить разрушительные набеги на побережья Кавказа, Малой Азии и Греции.

Однако договор этот вынуждены были в дальнейшем соблюдать и цари, принадлежавшие к старой династии, — Рескупорид V, который, по-видимому, устранил Фарсанза в 254 г. и чеканил свои монеты до 267 г., и Савромат IV, пришедший к власти в 275 г. И при них готский союз пользуется для своих экспедиций боспорским флотом.

С середины 70-х годов III в. готы, разбитые римскими войсками, надолго прекращают набеги на империю, но остаются в степях Северного Причерноморья.

Однако, как показывают данные археологии, они не оказали влияния на его культуру, которая чем дальше, тем больше приобретала сарматский характер без каких-либо чуждых примесей. Не повели готские вторжения и к значительному сокращению территории Боспорского царства.

В конце III в. в его состав по-прежнему входили Феодосия и область аспургиан на азиатской стороне Боспора. Феодосия оставалась пограничным городом и в начале IV в., о чём свидетельствует надпись от 306 г.

С прекращением готских набегов снова укрепляется старая династия, цари которой по-прежнему подчёркивают свою преданность империи, сохраняя титул «друг кесаря и друг римлян». В

осстановление относительного мира способствовало даже некоторому, правда, кратковременному, оживлению торговли с Малой Азией, хотя она ни в коей мере не достигала прежнего уровня.

В то же время в конце III и начале IV в. появляются очень немногочисленные богатые погребения, но они значительно беднее гробниц I—II вв.

В гробницах IV в. найдены серебряное блюдо с портретом императора Констанция II, очевидно, присланное им какому-то видному представителю местной знати, золотой венок с оттиском монеты императора Валентиниана I, значительное количество богато украшенного оружия и конского снаряжения, золотые вещи местного производства и привозные стеклянные сосуды.

Укрепляются сношения с империей. Возможно даже, что в начале IV в. правящие верхи Боспора старались поставить свою страну в более тесную зависимость от Рима.

В это же время здесь распространяется христианство. В Босоорском царстве оно появляется с конца III в., в Херсонесе несколько позже.

На первом вселенском соборе, происходившем в 325 г. в Никее, боспорская христианская община была представлена епископом Кадмом.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/bosporskoe-carstvo-v-iii-iv-vv.html

Обзор источников истории Боспорского царства

Античные строения, раскопки

Как и в случае с литературой, здесь нет необходимости давать раз­вернутое описание источников. Ясно, что решение поставленных задач должно непременно зиждиться на комплексном изучении всей их совокупности.

Вырванные из своего конкретного контекста, они утрачивают значительную часть наглядности и информативности, отчего их подробный разбор во Введении теряет всякий смысл.

А потому мы ограничимся здесь только краткой характеристикой тех групп источников, которыми мы будем оперировать в дальней­шем, а также той информации, которая может быть от них получена.

Письменные нарративные источники

Имеющиеся в распоряжении исследователя ранней истории Бос­пора первоисточники (нарративные, эпиграфические, нумизмати­ческие и археологические) хотя в целом и разнообразны, но в зна­чительной мере фрагментарны.

Более того, как правило, каждая их категория отражает преимущественно какую-нибудь одну сто­рону жизни государства.

Это не только подтверждает необходимость исследовать их в комплексе, но и объясняет, нечему зачастую их невозможно объединить вокруг общих для них проблем, что порож­дает необходимость характеризовать их отдельно.

Читайте также:  Сталинградская оборонительная операция 1942 года - история России

Сказанное в полной мере относится к нарративным источникам. Они разновремениы и разнохарактерны. До нас не дошло — ни пол­ностью, ни в отрывках — ни одно сочинение местных боспорских историков. В хронологическом отношении литературные сведения об истории Боспора распадаются на три достаточно компактные группы: V—IV вв. (особенно IV в.

), когда это государство было в интенсивных торговых и политических отношениях со Средиземно­морьем, особенно с Афинами; I в. до н. э.—II в. и. э., когда оно входит и находится в орбите римского влияния; конец античной — начало ранневизантийской эпохи (V—VI вв. н. э.; отдельно — источ­ники VI в. до н. э. и византийские XII—XIII вв. н. э.

, впрочем, весьма немногочисленные).

Нетрудно заметить, что Боспор появляется в нарративных ис­точниках в основном в тех случаях, когда входит в контакт со среди­земноморскими державами и представляет для них интерес.

В более раннюю эпоху это главным образом афинские или писавшие в Афи­нах, в более позднюю — греко-римские или римские (независимо от места их проживания в Средиземноморье) историки, ораторы, географы и философы.

В нозднеантичное время к ним нужно добавить различные комментарии, схолии, лексиконы, тематические сборники, собрания новелл, забавных историй и анекдотов на исторические и философские темы.

Писатели первой группы донесли до нас как личные впечатления, так и в значительной мере поступившие от современников.

Авторы римского времени меньше опираются на личный опыт, некоторые из них (особенно географы, как, например, Птолемей) прибегают к сведениям информаторов, но в основном все-таки основываются на уже существующей традиции, частично восходящей, по-видимому, к боспорским историкам30. На нее же целиком ориентирована и последняя хронологическая группа литературных источников.

Поскольку даже поздние источники опираются нередко на очень древнюю традицию, постольку мы будем считать достоверными факты, содержащиеся в произведениях любого времени и жанра, в том, однако, случае, ежели они не противоречат сведениям, получаемым из всех других категорий источников.

Нарративные источники дают исследователю общие сведения о политической истории Боспора: о внутренней и внешней политике правителей, войнах, захватах, союзах и договорах, династиях, конфликтах в государстве; кое-что об экономике: торговле, ее орга- зшвдщш, торговых договорах, финансовых операциях; обрисовы­вают социальную структуру общества. Но многие авторы ограни­чиваются только названиями некоторых населенных пунктов и на­родов, приводя в лучшем случае краткие исторические справки о них.

Эпиграфические источники

Эпиграфичёские источники делятся не Двй большие группы: памятники лапидарной и керамической эпигра­фики. Последняя включает в себя материал клейм и граффити. Ясно, что речь идет только о синхронных изучаемой эпохе надписях, найденных большей частью на территории Боспора или тех центров, которые были наиболее с ним связаны в это время.

В настоящее время известно около 190 лапидарных надписей, которые можно привлечь к нашему исследованию. Это декреты, по­четные надписи, посвящения и надгробия. Первые две категории представляют собой официальные документы, исходящие от членов правящей династии или посвященные им.

Декреты проливают свет на «международные» связи Боспора, будучи надписями, в которых Спартокиды предоставляют определенные торговые и имуществен­ные привилегии отдельным лицам или полисам в своем государстве 1ли сами получают таковые.

В почетных надписях отражен порядок включения в Боспорское государство новых территорий и полисов и — в известной мере — система управления страной. Посвящения характеризуют культурную жизнь Боспора. Аналогичную информа­цию дают и граффити.

Но возникновение или исчезновение культа того или иного божества может косвенно свидетельствовать и о не­которых политических изменениях: потрясениях и переворотах, военных победах, влиянии варваров и т. д. Надгробия и граффити дают просопографический материал, отражают этнический состав населения.

Но первые в некоторых случаях могут говорить и о воен­ных действиях в той или иной области. Клейма различных центров, найденные на территории Боспора и сопредельных ему областей Северного Причерноморья, отражают торговые связи государства, активность его купцов, позволяют судить о товарах, ввозившихся на Боспор, и об объеме этих перевозок; материал боспорских чере­пичных клейм дает представление об организации этого производ­ства.

Нумизматика Боспора

Целый ряд совершенно незаменимых сведений мы получаем на основе изучения нумизматических находок. В настоящее время нам известна автономная чеканка городов Пантикапея, Мирмекия, Ним­фея, Феодосии, Фанагории VI—IV вв.; союзная монета объединения боспорских полисов второй четверти V в.

; пантикапейская, но фак­тически общегосударственная монета IV в.; чеканка варварского племени синдов. Нумизматика отражает организацию монетного дела, весовую и денежную системы, организацию денежного хозяй­ства и денежное обращение.

Замена автономной полисной монеты на общегосударственную свидетельствует об утрате соответствующим пунктом своей самостоятельности, возобновление полисной че­канки — о тенденции к сепаратизму.

Возникновение необходимости в денежном обращении у варварского племени говорит о высоком уровне экономического, социального и политического развития дан­ного общества.

Находки союзной монеты в различных пунктах по­бережья Боспора Киммерийского отражают их принадлежность к одному объединению и их тесные связи. Качество монеты, ее фак­тура и изображение на ней указывают на процветание или, наоборот, кризис в государстве. Она же как художественное произведешь служит памятником искусства и культуры.

Археология Боспорского царства

Строения боспорского времени в Херсонесе

Источники археологические делятся на материал поселений, могильников и др. На сегодняшний день подверглись систематиче­ским раскопкам около 15 городов и их некрополей. К ним надо до­бавить материалы весьма внушительного числа греческих сельских поселений, варварских городищ, селищ, их грунтовых и курганных могильников.

Многие из них опубликованы. Ими мы и будем поль­зоваться. Это, по сути дела, единственная категория источников, которая может дать непосредственную информацию о материальной культуре населения, его этническом составе и экономике. Известные сведения могут быть получены об имущественном расслоении, от­части — социальном положении.

Распространение памятников ука­зывает на миграции населения и размеры государства. Они чутко реагируют на изменение политического климата в стране и на его границах, являются индикатором благосостояния или упадка госу­дарства. Из них мы узнаем об уровне развития и — частично — об организации ремесел и сельского хозяйства.

Они же раскрывают нам культурную, религиозную, художественную, отчасти эстети­ческую атмосферу эпохи.

Очевидно, что комплексное изучение и использование всего круга первоисточников является единственно возможным условием успеш­ного завершения работы.

Целый ряд лакун в источниках может быть заполнен при помощи сопоставления Боспора с другими государ­ствами Причерноморья и Средиземноморья.

Поэтому поиск, подбор и использование аналогий, так же как и изучение принципиально иных путей развития античной государственности, будут одним из основных принципов нашего исследования.

Источник — Ф.В.Шелов-Коведяев. История Боспора в VI — IV веках до нашей эры // Древнейшие государства на территори СССР. — Москва, 1984.

Источник: http://www.zmievy-gory.org.ua/bosporskoe-tsarstvo/obzor-istochnikov-istorii-bosporskogo-tsarstva/

Боспорское царство (2)

Могущество потомков Спартока настолько возросло, а государственная машина Боспора настолько окрепла и усовершенствовалась применительно к условиям периферии античного мира, что власть Спартокидов сохранялась и далее еще на протяжении почти 200 лет без существенных изменений.

Перисад I, раздвинувший границы владений Боспора «от тавров до границ земли кавказской», за свои заслуги даже «был признан богом». Ни один из правителей Боспора не удостаивался подобной чести. Культ Перисада I как божества осуществлялся в специально построенном в Пантикапее храме и сохранялся даже в первые века нашей эры.

После смерти он был погребен в одном из самых замечательных в архитектурном плане курганов — Царском кургане. Стоящий отдельно от других подобных памятников в открытой степи и отлично видный из Пантикапея, как и подобает гробнице божества, этот курган и сегодня поражает воображение многочисленных посетителей своей монументальностью и высоким качеством работы.

Не случайно, никакие бури эпох и даже бомбежки и артобстрелы времен Великой Отечественной войны не смогли разрушить этот уникальный по своей выразительности памятник античного Боспора.

Но признание правления Перисада I высшей ступенью развития государства означает и признание начало его заката [12]. Первым признаком этого заката стала борьба за власть его сыновей, вспыхнувшая вскоре после смерти этого, несомненно, самого выдающегося представителя династии.

Противоречивость создавшейся на Боспоре об­становки нашла свое отражение в единственном до­шедшем до нашего времени отрывке, сохранившем­ся в труде Диодора, связанно излагающем ход исто­рических событий на Боспоре.

Это рассказ о междоусобной борьбе сыновей Перисада I, заимство­ванный Диодором у какого-то нам неизвестного, но очень хорошо осведомленного в боспорской истории античного автора. Междоусобная война началась между сыновьями Перисада I в 309 г. до н. э., сразу же после его смерти. Освободившийся престол пе­решел к старшему из его сыновей — Сатиру.

Тогда младший сын Перисада Эвмел заключил союз с Ариафарном, царем местного племени татеев, привлек на свою сторону еще некоторые племена и поднял ору­жие против старшего брата. В начавшейся борьбе средний сын умершего Перисада, Притан, стал на сторону Сатира. Военные действия развернулись главным образом на азиатской стороне пролива. Силы Сатира состояли из 2 тыс.

греческих наемни­ков, 2 тыс. находившихся на его службе фракийских воинов и союзных ему скифов, численностью 20 тыс. пехоты и 10 тыс. всадников. На стороне Эвмела были войска Ариафарна общей численностью 22 тыс. пе­хоты и 20 тыс. конницы.

В первом же крупном сражении у реки Фат — ве­роятно, одного из притоков Кубани — после того как оба войска понесли значительные потери, Сатир об­ратил своего противника в бегство. Преследуя его, он сжигал встречавшиеся ему на пути селения, захва­тывал пленных и добычу.

Начало военных действий в приведенном выше варианте, описанное историком Диодором, как-то не очень увязывается с инициативой Эвмела в борьбе за власть. Здесь он командует всего лишь частью боевого строя — одним из флангов армии сиракского царя, который сам руководит сражением.

В описании же дальнейшего хода военных действий он даже не упоминается. Не свидетельство ли это того, что реальным инициатором выступления против Боспора были сираки, а Эвмела, по крайней мере на первом этапе борьбы, они просто использовали как реального претендента на трон Боспора?.

.

Как это часто бывает, блестящая победа в сражении не завершилась победой в войне. Те воины Арифарна и Эвмела, которые уцелели в сражении, вместе со своими предводителями укрылись в крепости сираков. Она располагалась на берегу глубокой реки Фат, которая обтекала ее и делала неприступной.

Читайте также:  Личность николая подвойского - история России

Кроме того, крепость была окружена высокими утесами и огромным лесом, поэтому к ней было всего два искусственных доступа. Один из них, ведший к самой крепости, был защищен высокими башнями и наружными укреплениями. Другой был с противоположной стороны в болотах и охранялся палисадами.

У здания крепости были прочные колонны, а жилые помещения находились над водой.

Убедившись в мощи укреплений вражеской крепости, Сатир решил сначала разорить вражескую страну. Его войско предало огню селения сираков и захватило большое количество добычи и пленных. После этого была предпринята попытка прорваться в крепость через имеющиеся подходы к ней.

Атака наружных укреплений и башен провалилась. Отряд Сатира был отброшен с большими потерями. Но другая часть его войска, действовавшая с луговой стороны через болота, захватила деревянные укрепления с этой стороны крепости и, переправившись через реку и лес, стала пробиваться к цитадели.

Три дня воины Сатира рубили лес, с трудом и опасностями пролагая дорогу. Арифарн, опасаясь штурма, расставил своих стрелков вдоль обеих сторон прохода, ведущего к крепости, и приказал им непрерывно обстреливать войско противника.

Занятые вырубкой деревьев, боспоряне не могли обезопасить себя от стрел и несли большие потери. Но все же на четвертый день они вышли к крепостной стене.

Предводитель наемников Мениск, отличавшийся и умом, и храбростью, бросился через проход к стене и вместе со своими товарищами стал храбро атаковать укрепления. Однако преодолеть отчаянное сопротивление сираков, имевших к тому же численное превосходство, он не смог. Тогда Сатир лично повел войско в атаку.

В жестоком рукопашном сражении он был ранен копьем в руку и приказал отступать. Его войско, оставив сторожевые посты, удалилось в лагерь. На следующий день штурм должен был повториться, но случилось непредвиденное. К вечеру рана царя воспалилась. Он почувствовал себя плохо и с наступлением ночи скончался. У власти он пробыл всего девять месяцев.

После этого его войска сразу же отошли к го­роду Гаргазе, по-видимому находившемуся на бере­гу Кубани. Отсюда тело Сатира было перевезено в Пантикапей, где оставался его средний брат Притан. Устроив пышные похороны, Притан принял царскую власть и возглавил находившееся в Гаргазе войско.

Узнав об этом, Эвмел направил к нему своих послов с предложением передать ему часть государства. Но Притан не обратил на это внимания и, оставив гарнизон в Гаргазе, возвратился в Пантикапей, чтобы упрочить свою власть. По-видимому, процедура эта оказалась достаточно длительной.

Во всяком случае, пока он этим занимался, его брат Эвмел с помощью варваров успел захватить и Гаргазу, и ряд других укреплений и городов азиатского Боспора. Кто были те варвары, которые оказали помощь Эвмелу, историк Диодор не говорит, но не исключено, что это были те же самые сираки.

Притан в конце концов выступил против мятежного брата с войском, но он, по-видимому, не был искушен в военном деле. Во всяком случае, сражение между братьями окончилось победой Евмела.

Вскоре после этого Притан капитулировал на условиях отказа от престола в пользу Евмела. По­сле возвращения в Пантикапей Притан еще раз по­пытался вернуть себе власть, но потерпел неудачу.

Ему пришлось бежать в Кепы, где позднее по прика­занию Евмела он был убит [9].

Захватив власть, Евмел быстро подавил сопротивление недовольных. Друзья и родственники Сатира и Притана были перебиты, а жители столицы получили различные льготы. В период правления Эвмела произошли значительные изменения в античном мире.

Появились крупные эллинистические государства, правители которых уже с 306 года до н. э. приняли титулы царей. Практически все они, стремясь превзойти своих соперников в могуществе, одним из ведущих выдвигали лозунг освобождения греков. По тому же пути пошел и Эвмел.

Он расширяет политические связи с Византией, Синопой и другими эллинскими городами Причерноморья, оказывая им всяческие благодеяния.

Так, когда к нему обратились за помощью жители города Каллатии (на территории современной Румынии), осажденные царем Фракии Лисимахом, он принял к себе тысячу их жителей, предоставив им не только политическое убежище, но и целый город для поселения, и область Псою, разделенную на наделы.

Не исключено, что он помог и в организации обороны Каллатии от Лисимаха. Затем он победил пиратов, причинявших множество неприятностей греческим купцам. Евмел покровительствовал городам Южного и Западного Причерноморья и даже вынашивал проект объединения всех земель, окружавших Понт, под своей властью.

И привел бы свой замысел в исполнение, если бы не несчастный случай. Однажды, когда Евмел ехал на запряженной четверкой колеснице, лошади понесли. Царь попытался выпрыгнуть, но его меч зацепился за колесо. Евмел погиб в 304/303 г. до н. э. Эвмел правил всего 5 лет и 5 месяцев, и это был последний царь династии Спартокидов, о котором можно говорить как о могущественном правителе Боспора.

Боспор со смертью Эвмела вступает в новую фазу своего развития. Это еще не упадок. Боспоряне даже несколько расширяют свои владения. В частности, в самом начале III века до н. э. «эллинами, владеющими Боспором», был основан в устье Дона город Танаис, одноименный реке.

Но общая политическая конъюнктура в мире изменилась. Афины пришли в упадок и не могли больше оплатить всю массу боспорской товарной продукции. В то же время огромную массу хлеба на рынки Эллады стал поставлять Египет. Доставка его из Египта была дешевле, и это резко сократило спрос на хлеб из Северного Причерноморья.

Поэтому хлебный экспорт Боспора сокращается, уступая место вывозу рыбы, скота, рабов. В его городах строится большое количество больших рыбозасолочных ванн, явно рассчитанных на экспорт производимой продукции. Особенно много таких ванн открыто в южном пригороде Пантикапея — Тиритаке.

Создается впечатление, что он стал центром рыбозасолочного промысла в государстве.

Кроме того, боспоряне пытаются преодолеть затруднения в экономике за счет торговли с окрестными варварами. Значительно расширяются виноградники, и растет производство вина. Винодельни, рассчитанные для изготовления вина на экспорт, открыты во многих городах Боспора, но особенно много их в северном пригороде Пантикапея — Мирмекии.

Все известные с IV века до н. э. ремесла боспорян продолжают функционировать и нет оснований говорить об их сокращении вплоть до середины III века. Вероятно, именно это позволило боспорянам приобрести новые рынки сбыта своей продукции взамен потерянных.

Основными контрагентами Боспора становятся города Южного Причерноморья, особенно Синопа. Наряду с ними боспоряне продолжают поддерживать связи с Родосом, Косом, Пергамом и даже более отдаленным Египтом, с которым Боспор устанавливает и дипломатические отношения.

Причем произошло это по инициативе египетского царя Птолемея II, нуждавшегося в союзниках для продолжения борьбы со своими ближайшими соседями.

Во второй четверти III века до н. э. на Боспор прибыло специальное посольское судно Птолемея II «Изида». Красочное изображение этого судна сохранилось на фреске из святилища Афродиты в Нимфее.

Интерпретация изображений и надписей на стене святилища позволяет считать, что египетского царя прежде всего интересовала возможность вербовки наемников для своей армии на Боспоре, и он получил соответствующее согласие боспорских правителей.

Хуже складывались отношения с варварами. Скифы под влиянием экологических изменений и натиском сарматских племен начинают отступать в Крым. Их правители беднеют и уже не могут столь щедро, как прежде, оплачивать изделия боспорских мастеров.

Но зато начинают требовать все большее их количество в качестве подарков за земли, предоставленные ими грекам для поселения. Правда, это их давление на Боспор до поры до времени компенсировалось военной помощью боспорским правителям.

Не имея достаточных средств для содержания сильной собственной армии, цари Боспора для решения своих военных проблем в Азии все чаще вынуждены обращаться за помощью к союзникам-скифам.

Стремясь сделать эту поддержку стабильной и постоянной, они заключают брачные союзы с представительницами и представителями скифской царской династии.

Эта политика действительно оправдала себя. Пока скифы устанавливали протекторат над Ольвией и вели наступательные войны за Херсонес, они сами были заинтересованы в союзе с Боспором и потому охотно шли навстречу просьбам со стороны своего союзника.

Боспорская армия, и раньше не обходившаяся без помощи скифов (вспомним битву при Фате), в течение II века до н. э. становилась все более скифской по этническому составу из-за трудности вербовки наемников из Греции и Фракии. Возросла роль скифов и среди командного состава этой армии.

Иначе складывались отношения с сарматами, атакующими скифов в Причерноморских степях и наступающими на владения племен сираков и меотов у границ Боспора в Азии. Сначала они оттесняют в Прикубанье сираков, которые, в свою очередь, постепенно вклиниваются в земли меотов.

Боспоряне оказываются не в силах защитить подвластных им меотов от этого наступления. В итоге меотские племена выходят из подчинения Боспору. К концу II века до н. э. практически все меотские племена, правда, кроме синдов, выходят из состава государства. Это резко сокращает доходы Спартокидов и их возможность содержать сильную наемную армию.

Но главное, что и сами эти правители оказываются не на высоте требований эпохи.

Источник: https://works.doklad.ru/view/M2Qbo7eBKVQ/4.html

Ссылка на основную публикацию