Внутренняя политика самодержавия в 1826 — 1847 гг. массовое движение. — история России

Внутренняя политика самодержавия в XIX в. (стр. 4 из 9)

Внутренняя политика самодержавия в 1826 - 1847 гг. Массовое движение. - история России

В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось. Осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826 г.), государственных имуществ (1837 г.).

В самом начале своего правления Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законно. В России к тому времени существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов, изданных в былые времена.

Было решено навести порядок в этом важном деле, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. К этой важной работе император привлек возвращенного из ссылки М.М. Сперанского, который возглавил созданное в январе 1826 г.

II отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

В объемных 45 томах было собрано около 30 тыс. законов, появившихся в России со времен Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.

Этот труд получил название «Полное собрание законов Российской империи» и был опубликован в 1832 г. такова была первая часть работы.

Вторая же, не менее важная состояла в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 1830-х гг.

В 1833 г. и второе собрание законов было готово. Оно насчитывало 15 томов и получило название «Свод законов Российской империи». Его отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи. Царь принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов…».

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава».

Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника.

Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г.

появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян.

Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства». Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.

Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях.

Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети «раскольников» насильственно зачислялись в школы кантонистов[3] .

Такая «защита» интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился «ведомством православного исповедания», управлявшимся светским должностным лицом — обер-прокурором.

Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

В годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором.

Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… — заявил царь однажды, — но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным»[4] . В этих условиях практические результаты работы упомянутых комитетов оказались ничтожными.

Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами.

Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.

Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. В конечном счете, поэтому на реформу П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещик могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение.

За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было разрешено освобождать крепостных без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г.

им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными – православные, были введены инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и их повинности в пользу помещиков, что улучшало положение крестьян.

Однако, несмотря на эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве.

Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности.

Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 30 — 40-е годы XIX в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова – для наблюдения за журналами и Д.П.

Бутурлина — для надзора за «духом и направлением всех произведений… книгопечатания»). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких знакомых автора.

За свои произведения поплатились ссылками М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с «революционной заразой» активизировалась.

Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.

Источник: http://MirZnanii.com/a/340966-4/vnutrennyaya-politika-samoderzhaviya-v-xix-v-4

ЕГЭ. История. КРАТКО. Николай I (1825-1855)

ЕГЭ. История. КРАТКО

 Николай I (1825-1855)

 

Николай I ( 1825-1855)
Внутренняя политика Внешняя политика
1826:1.Образовано 2-ое отделение Собственной Его Императорского величества канцелярии .  Цель: кодификация законов.Во главе – М.А. Балугьянский, помощник -М.М.Сперанский.В 1830-32гг создано 45 томов законов ( с 1649г), а в 1833г – 15 томов «Свода законов Российской империи». Направления внешней политики Николая I.1.Стремление к продолжению гегемонистской политики в Европе, подавление революционного  и освободительного  движений:– подавление польского восстания 1830-1831гг иотмена конституции в Польше 1815-го года.– подавление венгерской революции 1849г.Вывод: Россия — «жандарм Европы».

 

Внутренняя  политика
1826:2. Создан комитет по устройству учебных заведений (проверка уставов учебных заведений, единые принципы просвещения).3. Создано 3-ье отделение канцелярии во главе сА.Х.Бенкендорфом (собирало информацию о настроении слоёв населения, тайный надзор за неблагонадёжными , за печатью, наблюдало за иностранными подданными и т.д.)4. Новый цензурный «чугунный» устав.1827:1.3-ьему отделению придан корпус жандармов.2. Указ и циркуляр , запрещающие принимать крепостных крестьян  в гимназии и университеты1828:Новый, несколько смягчённый цензурный устав. Право на цензуру получили Министерства просвещения, внутренних дел, иностранных дел, Святейший Синод, создавались местные цензурные комитеты.

  1. 4-ое отделение канцелярии, управляющее учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями;

Принят новый школьный устав, по которому сохранялись три ступени школы, резко отличающиеся по своему составу обучающихся1833-1849- С.С.Уваров – министр народного просвещения1834 — утверждение официальной идеологии самодержавия:«теория официальной народности»1835:1.Новый университетский устав, потеря университетами части своей автономии ( университетский суд упразднялся, хотя и осталось право выбора ректора, деканов и профессоров, но министр имел право не утверждать их).

  1. 5-ое отделение канцеляриидля подготовки реформы государственной деревни ( во главе – П.Д.Киселёв), в 1837 году оно превращено в Министерство госимуществ

1837-1941- По инициативе Киселёва – реформа в отношении государственных  крестьян( учреждение в государственных  деревнях  школ, больниц, ветеринарных пунктов, улучшение быта крестьян, повышение агротехнического уровня земледелия1842-Указ об «обязанных крестьянах»: крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу, надел в пользование ( не в собственность), за который был обязан по соглашению с помещиком выполнять повинности ( барщину и оброк).1839-1843- Денежная реформа Е.Ф Канкрина. Основой стал серебряный рубль1843-6-ое отделение канцелярии для управления Закавказьем1 ноября 1851- Открыто движение по железной дороге С.-Петербург – Москва.18февраля 1855— Смерть Николая Первого

Внешняя политика
Направления внешней политики Николая I2.Расширение геополитического пространства на Кавказе:– русско-иранская война 1826-1828.– Кавказская война 1817-1864г.3.Борьба за разрешение восточного вопроса:- восточный вопрос — это соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи:- Русско-турецкая война 1828-1829.Андрианопольский мирный договор ( Россия + устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа, Турция выплатила 33 млн. руб. контрибуции, автономия Греции, расширялась автономия Сербии, Молдавии, Валахии)1833- Ункяр-Искелессийский договор с Турцией –на 8 лет, укреплял позиции России на Ближнем Востоке( обе страны обязались поддерживать друг друга в случае военных конфликтов),но осложнил отношения с Англией, Францией, Австрией.1839- помощь России Турции в её конфликте с Египтом.1841- Лондонская конференция( Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия).Черноморские проливы перешли под общий контроль, Россия практически лишена самостоятельности на Ближнем Востоке.Восточная (Крымская)война 1853-185618 ноября 1853- победа русского флота под командованием П.С.Назимова в сражении при Синопе.Сентябрь 1854-сентябрь 1855— героическая оборона Севастополя18 февраля 1855— смерть Николая 1, войну продолжит Александр 2.
ЛИЧНОСТИМ.А. Балугьянский— российский государственный деятель, сенатор, тайный советник. В 1826-1847- начальник 2-го отделения Канцелярии, ближайший сотрудник М.Сперанского при подготовке свода законов.А.Х.Бенкендорф-граф, генерал. Участвовал в подавлении и восстания декабристов, был членом Следственной комиссии. С 1826- шеф жандармов и начальник 3 отделения.В.И.Истомин –контр-адмирал, участник войны с Турцией в 1828-1829, Синопского сражения в 1853, погиб при обороне Севастополя.Е.Ф Канкрин- — государственный деятель. С 1823- министр финансов. В 1839-1843  осуществил финансовую реформу, что привело к укреплению рубля и стабилизации финансовой системы. По его инициативе в России стали устраиваться промышленные выставки.П.Д.Киселёв- государственный деятель, с 1835- постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу. В 1837-1841- провёл реформу управления государственными крестьянами.П.С.Нахимов – адмирал, разгромил турецкий флот в Синопском сражении, погиб при обороне Севастополя в 1855К.В.Нессельроде— министр иностранных дел до 1856,М.М.Сперанский – входил в комиссию по составлению сводов законов. В 1838- председатель департамента законов Госсовета.Э.И.Тотлебен— инженер-генерал, в Крымскую войну руководил инженерными работами при обороне Севастополя.С.С.Уваров— государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849, выдвинул идею « официальной народности»
ТЕРМИНЫ«Теория официальной народности» 1834г- автор Уваров— министр народного просвещения. Три её составляющие:А) самодержавие — единственно возможной для России формы правленияБ) православие — глубокая религиозность русского народаВ) народность — духовная связь народа с монархом.«Обязанные крестьяне» — бывшие крепостные, которые перешли на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842. Они получали личную свободу, надел земли за барщину или  оброк. Но это право они получали только пожеланию помещиков.Государственные крестьяне – особое сословие крестьянства в18-19 в. Они считались лично свободными, но прикреплёнными к земле ( до реформы 1861).Они жили на государственных землях на правах пользования и платили подати в госказну. Могли заключать сделки, владеть собственностью. Им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы.Финансовая реформа:1839-1843Министр финансов Е.Канкрин:- стабилизация финансовой системы- введение серебряного обеспечения рубля — свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты.

Дополнительная информация

Схема государственного управления России при Николае I

ИМПЕРАТОР

Правительствующий Сенат

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Государственный Совет

Комитет министров

Святейший Синод

Министерства:

-военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции,

Финансов, юстиции, народного просвещения.

Территориальное деление: губернии-уезды.

Основная задача царствования: сохранить и укрепить существующий строй. Устройство страны по типу армии было для него идеальным:

— строгая централизация, т.е. подчинение одному центру

— полное единоначалие на всех уровнях

— безоговорочное подчинение низших высшим

Противоречия  в политике царя:

— постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное в стране.                

— попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия( возрастание её роли):

1 отд.- готовило бумаги для докладов императору

2отд.- создано в 1826 для кодификации законов( во главе- Балугьянский, помощник- Сперанский).Создали:

— в 1830 г.- 45 томов «Полного собрания законов Российской империи»( законы с 1649-1825гг)

— 1833-«Свод законов Российской империи» в 15 томах- вошло действующее законодательство.

3отд.— корпус жандармов как организация полит. сыска в 26г. во главе — Бенкендорф.

4 отд.- создано в 1828 для руководства учебными заведениями , ведомствами императрицы  Марии Фёдоровны и благотворительными организациями

5 отд.- создано в 1836 для проведения реформы государственных  крестьян

6 отд.- в 1842- для решения вопросов управления Закавказья.

Основные направления внутренней политики.

1.

Усиление центральной власти и военизация государства.

2.Борьба  с революционными  настроениями:

3. Проведение финансовой реформы:1839-1843

4.Решение крестьянского вопроса

Реформа государственной деревни П. Киселёва ( 1837-1841)

Цели:

— поднять благосостояние крестьян

— сделать крестьян исправными налогоплательщиками

— показать помещикам пример управления

Содержание реформы:

— введение крестьянского самоуправления. Избрание крестьянами должностных лиц сельского управления ( старшин, сотских, десятских)

— наделение малоземельных крестьян землёй

— упорядочение налогообложения

— строительство дорог, увеличение числа школ и медицинских пунктов.

Как проводилась:

— деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу

— разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян

— 1842- указ « Об обязанных крестьянах»: введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им земельные наделы в обмен на сохранение крестьянских повинностей.

НО помещики проигнорировали эти мероприятия.

— Инвентарная реформа 1847-1848гг.:

Проводилась в ряде губерний Правобережной Украины и затрагивала интересы помещиков и их крепостных крестьян

 Сущность : были составлены «инвентари»- описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения(помещики снова проигнорировали).

Примечание

  • Материал о личностях можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
  • Данный материал очень удобно приклеить на карточки , систематически вспоминать .
  • О деятелях культуры и религии, а также о декабристах, участниках общественного движения в будущем будут отдельные материалы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/gia/105-istoriya-ege-teoriya/1031-ege-istoriya-kratko-nikolaj-i-1825-1855

Внутренняя политика российского самодержавия в 80-нач.90-гг. 19 века

2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845 – 1894). Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III.

Опасаясь покушений со стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения.

Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали «царь-миротворец».

К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин.

— последствия крестьянской реформы 1861 г.:

-Естественный прирост крестьянского населения усугублял малоземелье.

— последствия Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., неурожай и голод 1879 — 1880 гг.

— мировой экономический кризис конца 70-х годов, захватившим и Россию.

Главная задача самодержавия заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору — дворянство, позиции которого были заметно ослаблены в силу объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух «переломных» пореформенных десятилетий. Отсюда четко выраженная продворянская направленность внутренней политики в 80-х — начале 90-х годов.

В самих «верхах» в то время не было единства: наряду с реакционным направлением, требовавшим решительного «пересмотра» реформ 60 — 70-х годов, было и оппозиционное.

Да и само правительство не могло не считаться с новыми веяниями и проводило противоречивую политику: наряду с контрреформами оно принимало меры, направленные на развитие экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К.П. Победоносцев и М.Н. Катков.  29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия».

После отставки П.Н. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. М.Т.

Лорис-Меликов отзывался о нем так: «Личность эта, сотворила больше зла России, чем все остальные деятели, даже вместе взятые». С особой настойчивостью Д.А.

Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и Катковым.

Цензура и просвещение… Первыми жертвами стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила» о печати, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами.

5 июня 1887 г. был опубликован его циркуляр, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Общественность восприняла его как позорный «циркуляр о кухаркиных детях».

Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступления в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков.

По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. В 1882 — 1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов; тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование.

Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 — 1893 гг.

Аграрно-крестьянский вопрос… Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян.

Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г.

переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (на чал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам.

В конце 80-х — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев.

Законом 14 декабря того же года «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины.

По этому же закону отменялась статья 165-я «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины.

Контрреформы в области местного управления и суда.   В начале 90-х годов были проведены земская и городская контрреформы, предприняты шаги к изменению Судебных уставов 1864 г.

Несмотря на стремление самодержавия с самого начала введения земских учреждений сохранить в них преобладание дворянства, позиции последнего под влиянием объективных условий постепенно ослабевали.

Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве, обеспечив ему более полное и устойчивое господства в земских учреждениях, ограничить представительство в них недворянских элементов, в особенности крестьянства.

Те же цели преследовались и при проведении городской контрреформы. 11 июня 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому еще более урезывались избирательные права городского населения.

Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам.

Прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Указом 12 февраля 1887 г.

министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым «в видах ограждения достоинства государственной власти», публичное рассмотрение любого дела в суде.

Национальный вопрос. Политика выражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в русификации национальных окраин и распространении на них общеимперского административно-политического управления. Утвердившийся в те годы дух воинствующего имперского национализма привел к различным стеснениям «иноверцев» и «инородцев». В первую очередь были ущемлены в правах евреи и поляки.

Финансово-экономическая политика.  

Министром финансов был назначен выдающийся экономист, Н.Х. Бунге. Это был последний «либеральный министр» в кабинете Александра III. Бунге поставил себе сложную задачу — упорядочить финансы, но без отягощения трудовых слоев населения.

Более того, именно при Бунге были уменьшены выкупные платежи и сложены накопившиеся по ним недоимки, отменены подушная подать и налог с занятий мещан (который они платили вместо подушной подати).Бунге изыскивал иные средства для увеличения доходов казны.

Существенно были повышены другие прямые и косвенные налоги: поземельный, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов; он ввел налоги на наследство и на заграничные паспорта.

На 30% были увеличены таможенные сборы (эта мера преследовала также и протекционистские цели). Однако ликвидировать бюджетный дефицит ему всё же не удалось. Вышнеградский продолжил его политику. Он добился значительного превышения экспорта над импортом за счет увеличения вывоза хлеба и другой сельскохозяйственной продукции.

Характерно его заявление весной 1891 г. в связи с неурожаем и надвигавшимся голодом: «Сами не будем есть, но будем вывозить». При Вышнеградском был создан золотой запас в размере свыше 500 млн. руб., что позволило сменившему (в 1892 г.) его на посту министра финансов С.Ю. Витте в 1897 г. провести денежную реформу.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/554-vnutrennyaya-politika-rossijskogo-samoderzhaviya-v.html

Ответы к экзамену Отечественная история

5.Внутренняя политика самодержавия в 1801 –1812 годах.Уже в первый год своего царствования Александр I прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки.

20 февраля 1803 года был издан указ о вольных хлебопашцах.

Он предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком.

Впрочем, помещики и раньше могли откупать по своему желанию крестьян на волю за выкуп Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия; они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Реальные результаты указа 1803 года были не значительными; за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тысяч душ мужского пола крестьян .Причина этого заключалась в тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола в то время составляла около 400 рублей ассигнациями .

указ 1801 года запрещал публиковать объявления о продаже дворовых, запрещал продавать крестьян на ярмарках «в розницу», а указ 1809 года отменял право помещиков слать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.. Взятый по рекрутскому набору крестьянин так же считался свободным и по окончанию сроки службы не мог быть возвращен к своему владельцу..

Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 года о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам. Тем самым нарушалось монополия дворянства на земельную собственность.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования

Согласно указу 26 января 1803 г. «Об устройстве училищ» в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую.

Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище,второй — уездное трехклассное училище,третьей — шестиклассная гимназия в губернском городе.Высшей ступенью был университет.

Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император, попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе.

По существу всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять:

в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский),в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии — Виленский,в 1804-1805 гг. — Казанский и Харьковский университеты.В 1804 г.

был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет.

Изданный 5 ноября 1804 г.

Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища.

В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный)совет — совещательный орган при

императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из 12 титулованных сановников, назначаемых императором. Однако Совет не играл серьезной роли в центральной администрации.

Был восстановлен Сенат как высший судебно-административный орган.

 В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи и сосредоточивал в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. В 1802-1811 гг., была проведена министерская реформа.

  8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название-коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным.

. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. ), так и новой, в том числе «молодые друзья» Александра I (Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, П.А. Строганов).число министерств увеличилось до 12. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления — духовных дел и разных (неправославных) исповеданий, ревизий государственных счетов (государственное казначейство), путей сообщения (преобразованное потом в министерство) во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции .Все министры (по должности) входили в состав Сената. 9 июля 1804 года был издан Устав о цензуре, который считается самым «либеральным» в России XIX века. Цензуру проводили цензурные комитеты при университетов из профессоров и магистров. Общее руководство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещения. Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров в Главном управлении училищ при министерстве народного просвещения.Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов,увеличилось издание переводов иностранной литературы. С учреждением в 1810 году Министерства полиции на него были возложены некоторые цензурные функции и контроль за цензурными учреждениями.В 1801 г Александра I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию концессиям. В 1803 году снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож.

6.Внутренняя политика самодержавия в 1815 – 1825 годах.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные начала.

В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г.

император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась, в известной мере, местным представительным органом с законодательными функциями — сеймом.

Сейм состоял из двух палат — Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью. Крестьяне к выборам не допускались.

Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер.

Источник: http://topuch.ru/otveti-k-ekzamenu-otechestvennaya-istoriya/index2.html

История России

Парад войск перед Зимним дворцом в Петербурге в 1834 году. Рисунок неизвестного художника 1836 года.

Чем сильнее подрывались основы самодержавно-крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма.

Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего 30-летнего царствования (1825—1855).

Это был убежденный и властный крепостник, «самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли…».

Важнейшим карательным органом царской власти стало учрежденное в 1826 г. III отделение собственной канцелярии царя. Оно ведало политическим сыском и надзором, располагало особым корпусом жандармских войск и непосредственно подчинялось самому Николаю I.

Казарменно-полицейский режим душил в царской России малейшие признаки сопротивления самодержавной власти. Суровые удары правительственных репрессий обрушились на печать и образование. Министр просвещения А. С.

Шишков писал царю: «Французская революция подготовлена была и произошла от слабого смотрения правительства за свободою книгопечатания». Уже весной 1826 г. был введен суровый («чугунный») цензурный устав.

Вслед за тем было опубликовано положение о школе, которое придало образованию сословный характер и ограничило прием разночинцев в гимназии и университеты.

В начале 30-х годов министр просвещения С. Уваров сформулировал основы крепостнической идеологии — теорию «официальной народности».

Он утверждал, что началами общественно-политического строя России являются «самодержавие, православие, народность».

Заявляя, что самодержавие составляет «главное условие политического существования России», Уваров приписывал русскому народу якобы искони присущую религиозность и неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю.

Сватовство майора. П. А. Федотов. 1848 год.

Реакционная теория «официальной народности» возникла под непосредственным впечатлением обострившейся в 1830—1831 гг. классовой борьбы в России и в связи с подъемом революционного движения в Западной Европе. Она была призвана обосновать и оправдать отживающий самодержавный режим.

Правительственная система образования имела целью широкое распространение этой теории. Ее пропагандировала также официальная печать и полуофициальные издания во главе с газетой «Северная пчела», которую редактировал связанный с III отделением реакционный журналист Ф. Булгарин.

Видными пропагандистами правительственной идеологии были профессора Московского университета М. П. Погодин и С. П. Шевырев.

На протяжении 30—40-х годов, в зависимости от остроты политического положения внутри России и за рубежом, правительство Николая I то усиливало репрессии, то пыталось законодательным путем несколько смягчить в интересах помещиков-дворян наиболее жесткие крепостные порядки. Сущность политики царизма при этом оставалась неизменной.

Учреждая для рассмотрения проектов правительственных реформ так называемые секретные комитеты (всего их было создано около десятка), Николай I добивался сохранения и упрочения самодержавно-крепостнического строя.

Подлинный замысел царизма выдал постоянный участник этих комитетов барон Корф, который признался, что было бы лучше «не трогать ни части, ни целого», и цинично добавил: «Так мы, может быть, долее проживем».

Царское правительство последовательно укрепляло материальную базу дворян-крепостнпков — помещичье землевладение. За 1826—1836 гг. дворянам было передано более 300 тыс. десятин казенных земель. Казна щедро раздавала им сотни миллионов рублей под залог имений. В 1845 г. был введен закон о майорате, запрещавший дробить при наследовании крупные дворянские поместья.

Не меньшую заботу Николай I проявлял при охране сословно-классовых привилегий дворян. В 1836 г. было еще раз подтверждено их монопольное право владеть крепостными крестьянами.

Ограничен был также доступ в ряды привилегированного дворянства из других сословий, для чего создано было особое звание «почетных граждан», которое давалось видным мануфактуристам, крупнейшим купцам, некоторым ученым и деятелям искусства, до того иногда получавшим дворянство.

Затруднен был переход в ряды дворян и для чиновников: дворянами становились лишь дослужившиеся до чина V класса, в то время как по табели о рангах дворянство получали начиная с VIII класса.

Дворянско-помещичьими интересами определялась политика царского правительства и по отношению к крестьянству. В связи с частыми волнениями крестьян крестьянский вопрос систематически обсуждался при Николае I почти во всех секретных комитетах.

Но результаты этого обсуждения сводились к предупреждению лишь наиболее вопиющих злоупотреблений крепостников. Так, было запрещено дробление крестьянских семей при продаже, ограничено приобретение крестьян беспоместными дворянами — они могли покупать крепостных только с землей.

В конце 40-х годов в юго-западных губерниях, где было много польских помещиков, начали вводиться «инвентари», в которых определялся размер феодальных повинностей крестьян.

Иногда делался шаг назад даже по сравнению с законодательством о крестьянах начала XIX в. В 1842 г.

закон об «обязанных крестьянах» подтвердил право помещиков освобождать крестьян по соглашению с ними за выкуп, но при условии, что надельные земли остаются собственностью помещиков.

«Обязанные крестьяне» в отличие от «свободных хлебопашцев» (по закону 1803 г.) получали свои прежние наделы не в собственность, а только во временное пользование.

В 1837—1841 гг. правительство провело реформу управления крестьянами принадлежавшими казне. Они были переданы в ведение учрежденного для этой цели министерства государственных имуществ с многочисленным штатом чиновников в центре и на местах. Глава министерства граф П. Д. Киселев наметил широкую программу деятельности.

Предполагалось улучшить землепользование крестьян, упорядочить взимание с них оброка, ввести новейшую агротехнику, организовать больницы, школы и т. д. Это была типично крепостническая реформа, проводившаяся бюрократическим путем.

Она сохраняла за казной право собственности на землю и подчиняла государственных крестьян стеснительной и мелочной опеке чиновников.

В 1841—1845 гг. в ряде губерний произошли крупные волнения против бюрократического произвола в государственной деревне.

Замысел крепостников-реформаторов потерпел неудачу. Но реформа способствовала созданию условий для более быстрого развития капиталистического производства у государственных крестьян.

После перехода казенных земель в особое министерство захват их помещиками стал ограничиваться. Была уничтожена барщинная эксплуатация крестьян в имениях, сдававшихся в аренду.

Укреплялось подворное землепользование зажиточной прослойки крестьян, получавших от казны кредит и агрономическую помощь.

В правительственных кругах рисовали себе Россию и в будущем аграрной страной, так как правительство Николая I опасалось социальных последствий развития фабричной промышленности. Но, несмотря на это, оно само вынуждено было в ряде случаев поощрять развитие капиталистического производства.

Правительство стало устраивать выставки промышленных изделий, открыло в столице Технологический институт, создало Мануфактурный и Коммерческий советы с совещательным представительством мануфактуристов и купцов, в 1839—1843 гг.

путем введения твердой серебряной валюты оно укрепило денежное обращение.

По ходатайствам фабрикантов было даже узаконено более широкое применение наемного труда в промышленности. В 1835 г. помещикам запретили отзывать оброчных крепостных с работы по найму на мануфактурах и фабриках до истечения договорного срока найма. В 1840 г. владельцы посессионных предприятий добились права отпускать на волю своих крестьян, чтобы шире использовать труд наемных рабочих.

Желая предотвратить рост рабочих волнений, правительство в 1835 г. предложило фабрикантам вести регулярные записи всех расчетов с рабочими и предупреждать их об увольнении не позднее как за две недели. Широкая эксплуатация детского труда на русских бумагопрядильнях вызвала запрещение в 1845 г. ночной работы для детей в возрасте до 12 лет.

Одновременно для подавления стачечного рабочего движения было введено суровое наказание за участие в стачках (до ссылки на каторгу включительно). При этом в Уложении о наказаниях было сказано, что такая мера борьбы со стачками «заимствована из законодательства иностранного».

Официальное утверждение крепостников, что «язва пролетариатства чужда России», опровергалось законодательной практикой самого царизма.

Таким образом, переходный период социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. наложил на политику правительства Николая I отпечаток некоторой противоречивости.

В целом эта политика являлась реакционной и была направлена на укрепление самодержавно-крепостнического строя.

Вместе с тем правительство вынуждено было считаться с развитием в стране буржуазных отношений и частично отражало их в законодательных мероприятиях, которые, однако, непосредственно не угрожали господствующему положению дворян-крепостников.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/vnutrennyaya-politika-carizma.html

Ссылка на основную публикацию