Золотая орда — история России

Золотая Орда – кратко — Русская историческая библиотека

Золотая Орда – кратко

Согласуясь с господствующей у кочевых народов удельной системой, Чингисхан разделил все свои владения между сыновьями.

Старшему сыну, Джучи, досталось огромное пространство земель от верховьев Сырдарьи до устьев Дуная, которое впрочем нужно еще было в значительной степени завоевать.

Джучи умер до смерти отца и его земли перешли во владение пяти сыновей: Орды, Батыя, Тука-Тимура, Шейбана и Тевала. Орда стоял во главе племен, кочевавших между Волгой и верховьями Сырдарьи, Батый получил в удел западные владения улуса Джучи.

Из рода Орды вышли последние ханы Золотой орды (с 1380) и ханы Астраханские (1466 – 1554); род Батыя управлял Золотой ордой до 1380. Владения хана Батыя получили название Золотой орды, владения хана Орды – Орды Белой (в русских летописях Синей).

Золотая Орда и Русь. Карта

О правлении первого хана Батыя мы знаем сравнительно мало. Он умер в 1255. Ему наследовал сын Сартак, который впрочем не правил Ордой, так как умер на пути в Монголию, куда отправился за получением утверждения на престол.

Назначенный преемником Сартака малолетний Улакчи также вскоре умер и тогда вступил на престол брат Батыя Беркай  или Берке (1257 – 1266). Беркаю последовал Менгу-Тимур (1266 – 1280 или 1282).

При нем значительное влияние на внутренние дела ханства получил внук Джучи, Ногай, господствовавший в придонских степях и отчасти захвативший даже Крым. Он является главным сеятелем смут после смерти Менгу-Тимура.

После междоусобий и нескольких непродолжительных царствований, в 1290 власть захватывает сын Менгу-Тимура Тохта (1290 – 1312). Он вступает в борьбу с Ногаем и одерживает верх над ним. В одном из сражений Ногай был убит.

Преемником Тохты был внук Менгу-Тимура Узбек (1312 – 1340). Время его правления может считаться самым блестящим в истории Золотой орды. Узбеку последовал сын Джанибек (1340 – 1357).

При нем татары уже не посылают на Русь собственных баскаков: князья русские сами начинают собирать дань с населения и отвозить в Орду, что было гораздо легче для народа. Будучи ревностным мусульманином, Джанибек, однако, не притеснял исповедовавших другие религии.

Он был убит собственным сыном Бердибеком (1357 – 1359). Затем начинаются смуты и смена ханов. В продолжение 20 лет (1360 – 1380) в Золотой орде сменилось 14 ханов. Имена их известны нам только, благодаря надписям на монетах. В это время в Орде возвышается темник (буквально начальник 10.

000, вообще же военачальник) Мамай. Однако, в 1380 он потерпел поражение от Дмитрия Донского на Куликовом поле и вскоре был убит.

История Золотой Орды

После смерти Мамая, власть в Золотой Орде перешла к потомку старшего сына Джучи, Орды (некоторые известия впрочем называют его потомком Тука-Тимура) Тохтамышу (1380 – 1391). Потомство Батыя лишилось власти, и Белая Орда объединилась с Золотой. После Тохтамыша в истории Золотой орды наступает самый темный период.

Начинается борьба между Тохтамышевичами и ставленниками великого среднеазиатского завоевателя Тимура. Врагом первых выступил ногайский военачальник (темник) Eдигей. Имея большое влияние, он постоянно вмешивается в междоусобия, сменяет ханов и наконец погибает в борьбе с последним Тохтамышевичем на берегах Сырдарьи.

После этого на престоле появляются ханы из других родов. Орда слабеет, её столкновения с Москвою делаются все реже. Последний хан Золотой орды был Ахмат или Сейид-Ахмед.

Со смертью Ахмата можно считать конец Золотой Орды; многочисленные сыновья его, удержавшиеся на низовьях Волги, образовали ханство Астраханское, никогда не имевшее политической силы.

Источниками для истории Золотой орды являются исключительно русские и арабские (преимущественно египетские) летописи и надписи на монетах.

Подробнее – см. в статье Золотая Орда.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму.

Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia/4671-zolotaya-orda-kratko

Золотая Орда. Видеоурок. История России 6 Класс

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей создания Золотой Орды, земли которой впоследствии вошли в состав Русского государства. Начиная с XIII века история России неразрывно связана с историей Золотой Орды.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Золотая Орда

Монголо-татарское государство (Улус Джучи) основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана, в результате завоевательных походов монголов.

В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым,  Кипчакская степь от Иртыша до Дуная.

Вся эта гигантская территория достаточно однородна в ландшафтном отношении – в основном это была степь.

Рис. 1. Золотая Орда (Источник)

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости,  установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждавшим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле.

Сюда они привозили дань, так называемый ордынский выход, и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия.

Имелся в Сарае и православный храм.

Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати – беги (нойоны).

Государственными делами руководил беклербек (князь над князьями), а также чиновники – визиры и диваны. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей.

Наряду с даругами назначались военачальники – баскаки.

Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники , тысячники, сотники.

Рис. 2. Государственно-административное устройство Золотой Орды

Золотая Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам.

Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел.

На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и на др. территориях строились города.

Рис. 3. Сарай-Бату (Источник)

Обитатели Орды представляли самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения.

Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь кыпчаков.

Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Ее единство держалось на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342 гг.). После него наступил период феодальной раздробленности.

В XV веке Золотая Орда распалась на  Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.), Астраханское (1459 г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

Список рекомендованной литературы для изучения темы «Золотая Орда»:

  1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, 1997.
  2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 1998.
  3. Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории. – М., 1979.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Pravo vuzlib.org (Источник).
  2. Rutracker.org (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Когда было основано государство Золотая Орда?
  2. Чем занималось основное население Золотой Орды?
  3. Каков был политический строй Золотой Орды?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/zolotaya-orda

Россия и Золотая Орда

Процесс переписывания истории, в особенности тех ее страниц, что связаны с СССР и Россией, лезет во все щели. Особенно усердствуют в этом марионеточные режимы некоторых малых европейских государств, оплачивающие пропуск к американской и германской кормушкам тотальной десоветизацией своих стран.

На днях президенту Молдавии Игорю Додону удалось заблокировать утвержденный парламентом законопроект о том, чтобы отмечать 9 мая не только День Победы, но и День Европы.

(Той самой Европы, большая часть которой в период войны с гитлеровцами была на их стороне — а сегодня требует даже не примирения с победителями, но признания победителями себя).

Я уже не говорю об Украине, где в минувший четверг пробандеровские власти организовали русофобский шабаш с участием представителей войск стран НАТО.

Впрочем, рыба ищет, где лучше, а продажные квазиэлиты — где больше платят. Срам же свой эти «элиты» пытаются прикрыть «аргументом» о том, что Россия (как и в свое время СССР) — это Орда, то есть «нецивилизованная» страна, а русские — орки, то бишь «азиаты».

Но не будем о расизме. Поговорим о другом — о том, что западные фальсификаторы не ограничиваются переписыванием событий XX века. Все, что не укладывается в западоцентристскую версию мировой истории, объявляется дикостью и пропагандой. Соответственно, в оценке истории нашей страны перевираются все ее периоды, не только советский.

Кому нужен миф про Россию-Орду

Одно из направлений фальсификации русской и российской истории касается отношений России и Орды. Причем этот период отечественной истории подвергается сегодня атакам не только с Запада, но и с Востока.

И если западные фальсификаторы приписывают России ордынские родовые черты, то восточные стремятся навязать русским мысль о необходимости смирения перед наступающим миром ислама.

К сожалению, и в самой России находятся персонажи, подыгрывающие зарубежным мифотворцам и предлагающие согражданам в качестве национальной идеи конструкции, льющие воду на мельницу неонацистов Запада или же радикалов Востока.

В принципе, нет ничего подсудного в том, что на волне растущего отвращения к Западу многие российские эксперты в поиске альтернатив обращаются к истории.

Другое дело, что некоторые из них предлагают в качестве альтернативы образ Орды, мотивируя свой выбор тем соображением, что у нашей страны — женский образ, а потому, мол, Запад не боится России.

По мнению ордынцев, российская власть должна встать в позицию мужчины-воина, противопоставить расслабленным «евроамериканцам» волю — и тогда они убоятся и сбавят обороты своей русофобии.

С моей точки зрения, существует тысяча и один аргумент против того, чтобы Россия признала себя Ордой.

Но прежде чем высказать некоторые из них, отмечу, что ордынский период представляется мне одним из значительнейших эпизодов тюркско-туранской истории, определяющих национальный код нескольких десятков евразийских этносов.

И это нормально, когда ордынские традиции получают распространение, например, в Казахстане, Кыргызстане и некоторых российских республиках.

Читайте также:  Лекции т. н. грановского - история России

Отмечу также, что моя точка зрения на Орду принципиально отличается от общепринятой.

Полагаю, в частности, что понятие «татаро-монгольское иго» — ложный термин, введенный в оборот польскими иезуитами в XV веке с целью пропаганды на захватываемых ими русских территориях западно-католического образа жизни.

И государство Золотая Орда, которое в российской историографии с какого-то момента стали отождествлять с татарами и монголами, не имеет прямого отношения ни к первым, ни ко вторым.

Репродукция картины неизвестного художника «Битва Пересвета с Темирмурзой»

Орда под властью Чингиcхана (кем он был в действительности, до сих пор точно не известно) изначально объединила многочисленные кочевые племена, естественным образом мигрировавшие по степным пространствам Евразии в поисках новых пастбищ.

Эти племена сталкивались с соседними народами и периодически совершали набеги на государства по границам степи: на Русь, на Булгарию (булгары — основные предки нынешних поволжских татар), на государства Центральной Азии и Северного Кавказа, что естественно для степняков.

(К слову, в тексте такого важного документа начала XV века, как «Житие Преподобного Сергия Радонежского», нет понятий «татарская Орда» или же «иго»; Сергий благословлял своих монахов Пересвета и Ослябю на битву с половцами).

К моменту же наивысшего своего расцвета (к середине XIV века) Орда представляла собой, по сути, племенной союз, которым заправляли уже не чингизиды, а исламизированная арабами хорезмская военная знать — и дань этой знати платили все входящие в союз племена и государства, не только Русь.

У России свой путь

Тема Орды столь объемна, что раскрыть ее в рамках настоящей статьи совершенно невозможно.

И я в данном случае хочу отметить лишь одну деталь: Русь некоторое время была не столько под Ордой, сколько в составе Орды — ее во многом автономной частью.

Находясь в составе Золотой Орды, Русь не могла не испытывать влияния со стороны степных культур и тюркских языков, из которых в русский язык пришли многочисленные тюркизмы.

Но в духовном смысле русские не только не «прогнулись» под ордынские элиты, но только укрепились в своей инаковости и самобытности, оперевшись в первую очередь на православие.

То есть в период ордынского доминирования в Евразии Россия не только не «обордынилась», но стала самой что ни на есть христианской, а значит, европейской державой.

И нет в российской политической системе на самом деле никаких ордынских черт. Как нет в русских монгольской или кыпчакской крови. Что бы ни выдумывал по этому поводу Сэмюэль Хантингтон и прочие западные «специалисты» по русской истории.

Не являются русские и туранцами, как утверждают некоторые евразийцы.

В православной вере и византийской культуре — вот где находятся основные ментальные корни русской цивилизации. Именно из этого древа выросли Московское царство, а затем Российская империя.

Ну и после естественного провала попытки построить на месте русского мира советскую антиправославную мегацивилизацию для русских и россиян было бы логично, не отказываясь от некоторых очевидных достижений советского периода (контроля за национальными активами, суверенной техноструктуры, социального опыта, передовых образовательных практик и т.п.), обратиться к своим цивилизационным истокам и сущностям.

Увы, новый правящий класс попытался развернуть Россию на Запад (то есть против самой себя), что обернулось разграблением страны и почти полной утратой гражданами Российской Федерации своей цивилизационной идентичности. И лично у меня нет никаких сомнений в том, что обращение русских и постсоветских людей в ордынцев будет обречено на провал, как и стремление сделать из них европейцев.

На самом деле, у России собственный путь, как бы это банально ни звучало после многочисленных экспериментов по выработке чего-то нового и особенного вместо традиционного и имманентного.

Путь этот предполагает воспроизводство традиционной для российской цивилизации ценностной матрицы, в основе которой лежит уникальная евразийская география и обусловленные ею земледельческий (то есть созидательный, а не кочевой, как у степняков, и не торговый, как у западноевропейцев) экономический уклад и крестьянский образ жизни, технологизированный в период советской индустриализации.

Надо ли объяснять, что кочевой и торговый уклады естественным образом связаны с технологиями постоянной экспансии, чего не скажешь про земледельцев, обустраивающих заселяемые территории? (На эту особенность русского цивилизационного архетипа еще 150 лет назад обратил внимание Николай Данилевский).

Перспектива России не в ордынстве, а в славяно-тюркском единстве

Да, Россия — женская страна, и в этом ее сила, а не слабость. В частности, у российского воинства куда более сложная миссия, чем у воинов-захватчиков с Запада или Востока. Условный земледелец, когда его вынуждают взять в руки оружие, обязан защитить не только свою землю, но и семью — детей и женщин. Что естественным образом придает ему особые силы.

Россия — не Орда, и никогда ею не станет. Просто потому, что у русских другая цивилизационная программа. А вот дружить и взаимодействовать в партнерском режиме с ордынскими народами она просто обязана.

Славяне и тюрки — основные элементы евразийской цивилизации, обрастающей сегодня такими общими структурами, как СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ. А потому успех интеграционных процессов на постсоветском пространстве во многом зависит от славяно-тюркского единения.

Попытки же пантюркистов навязать России идеологию предвзято понимаемой Орды, как и стремление некоторых русских национал-радикалов продвинуть идею новой Российский империи, раскалывают Евразию и делают ее легкой добычей все более агрессивного Запада.

Источник: https://boeingisback.com/interesnoe/rossiya-i-orda.html

Золотая Орда: как она повлияла на историю России и какое наследие оставила казахам?

«Первый канал» России начал показ 16-серийной приключенческой мелодрамы «Золотая Орда».

Но сегодня речь пойдет не о ней, а о тех оценках, которые современные историки дают тому периоду, о влиянии империи кочевников на Русь и т.д.

Наш собеседник руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, профессор Вадим Трепавлов. 

Иго или симбиоз?

— С распадом СССР и уходом в прошлое идеологической монополии в лице марксизма-ленинизма новое поколение исследователей начало переосмысливать устоявшиеся исторические сюжеты, — говорит он — Среди концепций, которые выдвигались в качестве основополагающих, была и евразийская.

Один из ее пунктов — тесное взаимодействие, или, как говорил востоковед-евразиец Лев Гумилев, симбиоз Золотой Орды и Руси. Суть этой идеи сводилась к тому, что Русь была не угнетенной и подавленной, как это предстает из русских научных источников, а равноправной частью Золотой Орды.

Да, Русь действительно являлась частью монгольской империи, но обладала автономным статусом.

Поскольку страна была все-таки завоевана, то на нее распространились те же нормы управления, которые были приняты во всей монгольской империи и позднее  в Золотой орде – налогообложение, первая в истории Руси перепись населения, ямская сеть почтовых станций, заимствованная монголами из Китая, выдача ярлыков на княжение. Однако непосредственно ханская администрация не управляла русскими землями, и эти княжества не входили  в обычную улусную систему, которая действовала в Золотой Орде.

— То есть утверждения евразийцев о том, что в русской политической системе и экономике действительно было очень много заимствований из Золотой Орды, имеют под собой почву?

— Я бы расставил акценты иначе. Все-таки многое было навязано завоевателями, русских они просто поставили перед фактом.

Другое дело, что за два столетия так называемого монголо-татарского ига экономическая система, связанная с выплатой дани-выхода, укоренилась на русской почве и стала здесь как бы своей.

Она осталась и после распада Золотой Орды. Тюркские слова «деньги» и «таможня», которые обозначают виды торговых налогов, — свидетельство тому.

— Это влияние можно назвать положительным, или же оно, как было принято считать до недавних пор, носило больше негативный характер?

Мнения о влиянии Орды на русскую историю очень разные. Все многообразие оценок помещается между двумя полярными трактовками.

Первая —  владычество Золотой Орды было «черной полосой» в русской истории, эпохой подавления, унижения и накопления русскими сил для избавления от ненавистного «ига». Вторая — это был русско-татарский «симбиоз», сосуществование в рамках единой империи.

Как обычно, истина лежит посередине. Русь многое переняла от ордынцев. Я уже сказал, что существуют бесспорные примеры таких заимствований в финансовой системе, в организации военного дела, почтовой службы и т.д.

При этом некоторые приемы управления и налогообложения были навязаны завоевателями побежденным русским данникам, хотя со временем, за два с половиной столетия ордынского правления, они и укоренились на русской почве.

— Русские летописцы называли монголо-татар «разорителем окаянным, лютым зверем». Коль так, то как могли, к примеру, сохраниться церкви того времени?

Монгольское нашествие на Русь, несомненно, было. Это доказывается и письменными свидетельствами современников тех событий (кстати, не только русскими, но и монгольскими, китайскими, персидскими, западноевропейскими), и многочисленным археологическим материалом.

Следы сгоревших городов и множество останков погибших людей тоже говорят о кровопролитном завоевании Руси в XIII веке. Так что неопровержимые доказательства нашествия действительно существуют. А что касается церквей, то, насколько мне известно, монголы не подвергали их целенаправленному разрушению.

Кстати, русских храмов «домонгольской» эпохи сохранилось до нашего времени очень немного.

 «Железный занавес»

— Откуда вообще появилось слово «иго»?

Считается, что впервые это понятие по отношению к власти Орды над Русью употребил в XV веке польский хронист Ян Длугош. Затем оно долгое время использовалось в западной литературе.

А в наш языковой обиход слово «иго», то есть «ярмо» (символ подавления монголами русских данников) ввел создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Однако появилось оно еще в  XIII  веке в различных летописях, в «житиях святых» и другие сочинениях, которые писали люди духовного звания.

В «Слове о погибели русской земли», написанном во второй половине XIII века, монах Сарпион осмысливал монгольское завоевание именно с позиции очень верующего православного человека. В 1204 году западные крестоносцы-католики разгромили Константинополь – столицу восточного христианства.

И вот через два-три десятилетия новый удар  — Русь завоевана иноплеменниками. В таких условиях родилось мнение, что божье попущение отвернулось от Руси, что случившееся – это наказание за грехи.

Из письменных источников видно, что у людей, образно говоря, опустились руки: если Господь не помогает Руси, то сопротивляться бесполезно. И русские признали законность монгольского правления.

Читайте также:  Наступление советский войск. освобождение польши - история России

Аналогию сложившейся ситуации интеллектуалы того времени  видели в библейских сюжетах: евреи сначала попали в египетский плен, потом – в вавилонский. В библейском лексиконе это называлось «иго». И эту же ситуацию перенесли на  XIII век.

Но хотя в русском языке данное слово употребляется в негативном плане, чего-то непосредственно антимонгольского в нем нет.

 — А что тогда подразумевалось под ним в тот период?

 —  Иго — это, во-первых, выдача ханских ярлыков на княжение. Во-вторых, выплата так называемого выхода, то есть дани. В-третьих, мобилизация молодых мужчин в случае войны, участие  в организации почтовых сообщений и так далее.

Однако ни один из этих признаков не может служить каким-то показателем униженного, подавленного положения Руси  в составе Монгольской империи и Золотой Орды, поскольку, например, те же ярлыки пронизывали всю монгольскую иерархию. Даже хан Золотой Орды первое время тоже получал ярлык на ханствование у верховного монгольского императора.

Русские князья были встроены в эту систему. А выход (дань) платили не только русские, но и все оседлые народы, подчинявшиеся Орде.

Влияние всей этой системы на русскую историю было колоссальным.  По сути, таких событий, которые полностью сломали России, за всю ее многовековую историю было лишь два – монгольское завоевание и Октябрьская революция.

Почему «монгольское завоевание»? Дело в том, что до пришествия монголов Русь была одним из европейских государств. Не самым многолюдным, зато самым, может быть, обширным. Она на равных правах участвовала в европейской политике.

Между Русью и другими европейскими государствами шла оживленная торговля, заключались браки между княжескими и королевскими дворами. Немцы, поляки, французы воспринимали русских как соседей-европейцев. Они вместе противостояли степнякам, норманнам и прочим внешним врагам.

Но вот пришли монголы — и сразу опускается, как потом назвали это явление историки, «железный занавес». Русь  с этого времени полностью отторгается от европейской цивилизации, поскольку в Европе монголы вызывали панический страх.

И, начиная с  XIII века, на географических картах все, что находилось к востоку от польской реки Вислы, стало обозначаться как Тартария или Сарматия. Иначе как «там живут татарские данники», «там мир варваров и азиатов», о русских землях не говорили. Так Русь была вырвана из европейской цивилизации.

Связи русских с европейцами стали минимальными. Основное внимание князья теперь обращали на отношения с новыми владыками – монгольскими каанами и ордынскими ханами. То есть, Европа и Русь отныне существовали как бы в разных, параллельных мирах.

Когда молодое Московское государство в конце XV века обрело независимость от Золотой Орды, оно уже не воспринималось европейцами как равноправный партнер. Двести лет разрыва контактов привели к настороженному отношению Запада к бывшим ордынским данникам.

А те направили усилия не только на попытки вернуться в европейскую политику, но и на борьбу за геополитическое наследие Золотой Орды. Сначала в ходе этой борьбы, а затем уже исходя из насущных задач государства,  Россия  довольно быстро расширила свои границы во всех направлениях.

В итоге образовалась громадная Российская империя – самодержавная монархия, кое в чем сходная больше с восточными деспотиями, чем с европейскими современницами. При этом стойкий стереотип негативного восприятия Российского государства «законсервировался» в западной культуре на несколько столетий.

Истоки монархии

—  Так входила Русь в состав Золотой Орды или нет?

Я склонен дать положительный ответ на этот вопрос. От Монгольской империи Орда унаследовала управление русскими данниками. Последние теперь составляли часть ее подданных, но не в рамках обычной улусной системы (на улусы, как правило, делились населенные кочевниками степи).

Русские княжества были владениями иного рода – они  управлялись князьями на основании жалованных ханских ярлыков, без непосредственного контроля со стороны ордынской администрации. Население княжеств платило налог-«выход», обычный для оседлых жителей других провинций Золотой Орды.

В последнее время историки избегают называть эти отношения игом и используют понятие «зависимость русских княжеств от ордынских властей».

— А что происходило внутри Руси?

— До монгольского завоевания здесь была развитая демократическая система. В отличие от европейских стран, где рядовым крестьянам  запрещалось иметь оружие, весь народ на Руси был вооружен. Не только в Новгороде, но и во всех городах и княжествах сохранялись народные собрания – вече. Народ на них сам решал, какого князя пригласить на княжение, с кем заключить мир и какие установить налоги.

Но вот пришли монголы. Они имели дело только с князьями, поскольку в империи, как я уже сказал, была система ярлыков.

И в этих условиях ни для вече, ни для каких-то боярских и дружинных совещаний не оставалось места. Теперь власть олицетворял только князь. Именно тогда и стало зарождаться российское самодержавие.

Это чисто восточная система – когда в одной персоне монарха сосредоточена вся власть.

Золотая Орда постепенно распалась, а Московское государство стало разрастаться. И когда вдруг в  XV веке на восточных границах Европы появилось такое централизованное и могучее государство, как Российская империя, уже как своих европейцы русских не воспринимали, поскольку это был уже совсем другой народ с другой культурой.

Но надо сказать, что и сами русские в Европу особо не рвались. Перед Россией стоял исторический выбор: либо остаться одним из рядовых, не самых сильных европейских государств, либо уйти из Европы, но взамен получить великую империю – от Балтийского моря до Тихого океана.

А поскольку развитие в рамках европейской цивилизации для России оказалось недоступным из-за монгольского завоевания, то она, используя монгольское наследие, благодаря, можно сказать, завоеванию Руси в  XIII веке внуками Чингисхана, превратилась в империю. Это и есть влияние монгольского завоевания на всю историю России.

Если говорить применительно к институтам власти, то оно привело к появлению самодержавия.

Правопреемница Золотой Орды?

Можно ли в таком случае считать Российскую империю правопреемницей Золотой Орды? Ведь из ваших публичных лекций следует, что становление Российского государства стало результатом оккупационной политики завоевателей.

Никакой правопреемственности не существовало. Ко времени образования Российской империи (начало XVIII века) эпоха ордынского владычества осталась в далеком прошлом.

Некоторые следы порядков, царивших в Золотой Орде, можно увидеть в устройстве и внутренней политике Московского государства XV–XVII веков, но и оно осознавало себя преемником вовсе не Орды, а православной Византии.

Кстати, неверно говорить и об «оккупационной политике Орды». Русские земли в XIII веке были завоеваны, но не оккупированы завоевателями. В ответе на предыдущий вопрос я говорил о специфическом положении вассальных русских владений в Золотой Орде.

— Вам принадлежит выражение, что после падения так называемого монголо-татарского ига казахи стали единственным народом, который законсервировал «Джучидское государство в ее кочевом проявлении, лавируя между сильными соседями». Как понимать это утверждение?

 — Я бы не стал применять к казахам понятие «монголо-татарское иго». Предки казахов (кипчаки и другие тюркские народы) были жителями Золотой Орды и, стало быть, теми самыми «монголо-татарами», которые осуществляли «иго». Население Дешт-и-Кипчака вошло в состав крупнейшей мировой империи и впоследствии сохранило ее государственное наследие.

Подчеркиваю: именно те элементы наследия, которые были жизнеспособными в кочевой степи. Хранителями угасающей имперской кочевнической традиции стали государства Дешт-и-Кипчака —  Ногайская Орда и ханства, образованные узбеками (в XV веке) и казахами.

История распорядилась так, что именно Казахское ханство оказалось самым долговечным из этих государств и, значит, дольше сохраняло в своем устройстве преемственность от великой монархии чингизидов.

— Откуда пошел термин «монголо-татары»?

Это понятие было известно уже в XIII веке (есть упоминания в китайских и армянских источниках). Однако оно, вероятно, использовалось очень редко и со временем забылось.

В 1817 году немецкий историк Христиан Крузе, незнакомый с восточными текстами, заново ввел этот термин в «Атласе по европейской истории».

В 1829-м  российский историк Наумов применил его (скорее всего, заимствовав у Крузе) в своей небольшой книжке «Об отношении российских князей к монгольским и татарским ханам от 1224 по 1480 годы».

С тех пор «монголо-татары» прочно обосновались на страницах научных исследований и учебников. Это стало общепринятым (до недавнего времени) наименованием жителей Золотой Орды. Предки казахов, как я уже сказал, населяли ее территорию и тоже подпадали под это условное обозначение.

Источник: https://camonitor.kz/30844-zolotaya-orda-kak-ona-povliyala-na-istoriyu-rossii-i-kakoe-nasledie-ostavila-kazaham.html

Россия как правопреемница Золотой Орды

(Начальник приехал)

Московская сетевая общественность в последние дни взбудоражена обнаружением книги хакасского учёного Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Но название книги верно отражает суть – управление Россией до сих пор проходит по Системе, заложенной в Золотой Орде (от конфуцианской законности до почитания Начальника).

То, что останки Киевской Руси и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Александрович Тюньдешев (Харамоос), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф.

Катанова, кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи тнапоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: казначейство, таможня, закон, деньги, Боярская Дума, ямская служба, кара, караул и т.д.

Благодаря хану Батыю воины и пастухи степей стали жителями городов – чиновниками, купцами, промышленниками, ремесленниками, владельцами земли и земледельцами, строителями дорог, караван-сараев, больниц и школ. В русском же языке об этом нам напоминают следующие слова: книга, карандаш, учитель, учёный, час и т.д.

Русское (московитское) протогосударство было такой же частью Орды, как Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекский улус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское на Тоболе, Хивинское ханства.

Де-юре Россия окончательно вышла из-под контроля Орды только в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству (самому сильному осколку Орды до того времени). Т.е. с этого момента Россия становится единственным правопреемником Орды.

Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов.

Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство.

Читайте также:  Внутренняя политика екатерины ii (1762-1796) - история России

Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приёмного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой.

И этот выбор был одобрен народом и освящён русской православной церковью, и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.

https://www.youtube.com/watch?v=niyozTkekpE

Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.

Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на восемь суверенных государств еще в XII веке, за век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве и в то же время был взаимный интерес в связи с необходимостью охраны западных рубежей. Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства. Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.

Вот что пишет об этом историк М.Г.Худяков: «Государственная система, введенная завоевателями в побежденной стране, представляла собою верх обдуманности и дисциплины по сравнению с тем патриархальным укладом, какой существовал на Руси до татар. «Азиатское» наследие было предметом гордости, а не осуждения. Оно было органичным элементом русской жизни: русский язык и культура просто пропитаны тюркскими заимствованиями.

Москва как центр формирования русской государственности, в отличие от Суздаля, Владимира или Новгорода, появилась непосредственно из золотоордынской среды. Причём не столько благодаря сбору налогов, сколько потому что она восприняла многие «татарские» законы и политические традиции.

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык — транслитерированная калька тюрко-татарских формул и форм. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали некоему ордынскому формату, вплоть до их художественного оформления. Канцелярский язык Золотой Орды был тюркским, написанным вначале уйгурской письменностью, а затем и арабской графикой.

Практически мгновенно он стал и языком межнационального общения на территории всего Улуса Джучи. Русские писцы владели как тюркским языком, так и арабской графикой.

Это подтверждается многочисленными находками арабской вязи на документах и предметах русского быта тех лет, изготовленных русскими мастерами, и даже совершенно естественным переходом с русского на тюркский в «Хожении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина». Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства — так называемый курултай.

В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его аналог – Государственная Дума. Князь и историк Н.С.Трубецкой писал в своих трудах, что «русский царь явился наследником монгольского хана.

«Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царём и к перенесению ханской ставки в Москву». Вывод неожиданный с точки зрения привычных нам учебников, но события последующей русской истории прямо указывают на его справедливость.

Мы приводим отрывок из книги Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности», в котором он описывает элементы ордынской государственности, не только дожившие до путинской «вертикали власти» и «суверенной государственности», но и ставшие их основой.

«С правления хана Удэгэя началось китайское влияние на систему управления государством, подмена права конфуцианством. В Тюрко-Монгольском государстве стал доминировать «тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, и, соответствует тому, что предложило конфуцианство.

Ячейка общества — это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине.

Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание. В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений». В китайской концепции закон играет второстепенную роль, в основном репрессивную.

«В VII веке император Кан Ши открыто заявил: «Число тяжб беспримерно возрастает, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость… Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины.

Поэтому я требую, что бы с теми, кто обращается в суды, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к закону и тряслись от страха одной мысли предстать перед судьёй». Поэтому, эти исторические факторы усугубляли неприязнь к закону.

Кроме того, есть и другие факторы, «среди них на первом плане плохая (умышлено плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти. Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далёк от тяжущихся так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречия и обычаи.

Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы. Они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда сомнителен. «Выигранный процесс — потерянные деньги», — говорит народная поговорка.Всё это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путём внесудебных процедур».

Другими словами для китайского общества законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми.

«Законы, с позиции конфуцианства, никакого значения для улучшения общества не имеют, чем их меньше, тем лучше, обращение к правосудию аморально, и все эти постулаты твердо укрепились в общественном сознании», начиная с Золотой Орды (России) и до современной Российской Федерации. «Мы высоко ценим, например русских революционных демократов ХIХ века (Чернышевского, Добролюбова и др.

), их критические суждения о правовых институтах права царской России справедливы. Однако в системе их взглядов какой-либо позитивной роли праву не отведено, в нём они не видят важного фактора социальных преобразований, формирования демократических институтов.

Соответственно и влияние, которое оказали эти авторы на общественное сознание (а это влияние было значительным), не способствовало пониманию ценности права, его престижу, развитию правосознания».

Вот откуда принципиальное различие между Россией и Западом, важнейшее из которых в том, что Западу свойственно стремление построить жизнь на юридических основах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных началах т.е. на конфуцианстве.

Отсюда у россиян до сегодняшнего дня в народе отрицательное отношение к закону, выраженное в пословице: «закон, что дышло, куда дунешь, туда и вышло» и неверие в правосудие, окрещённое «басманым правосудьем».Корни такого отношения к праву ведут в Золотую Орду (Россию). После смерти Чингис-хана произошел отход от того, что предлагал он — «общество построенное на законе» (Великая Яса).

Вместо этого законность была подменена конфуцианством и в России она хорошо укоренилась и жива до сих пор. Живучесть конфуцианства, заложенного в Золотой Орде (России) и её приспособляемость в разные исторические периоды была и есть. Здесь в качестве примера укажем славянофильство, сложившееся в середине прошлого века. Так, «один из активных славянофилов И.

Аксаков-младший писал: «Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций – и обеднели душою, готовы рухнуть каждую минуту». Всё это России не подходит. Поэт прошлого века имел все основания изобразить позицию славянофилов следующими строками «Широки натуры русские. Нашей правды идеал. Не влезает в формы узкие юридических начал». Так уж исторически сложилось, что российское общество и государство издавна отличал дефицит закона и правосознания. Идеология славянофильства есть одновременно и отражение, и оправдание этого. Свойственные ей подходы достаточно живучи, и в тех или иных вариантах не раз встречались и позже. Ещё один пример – взгляды Л.Н. Толстого. Его противопоставительная формула «жить нужно не по закону, а по совести» не случайна. Неприязнь к праву, отличавшая Толстого-писателя, стала ещё более глубокой у позднего Толстого – моралиста, назвавшего право «гадким обманом», а юриспруденцию – «болтовнёй о праве». Если у Л.Толстого противопоставление духовных начал и совести праву и закону сопровождается откровенным «изничтожением» этих последних, то у русских философов начала ХХ века (Н. Бердяева, П. Струве и других) столь открытой критики нет, но логика рассуждений ведет к весьма непривлекательным для права выводам.Ещё раз подчеркнём, что такое отношение к праву в России существует до сих пор. Это одно из доказательств того, что хан Батый — основатель Российского государства. С первых же дней своего правления Золотой Ордой (Россией) хан Батый занялся укреплением государства изнутри. Открывались новые и восстанавливались старые почтовые и караванные дороги. Отстраивались разрушенные во время войны города. Достаточно быстро для такого обширного государства формировались аппарат управления и его структура, с финансовой и налоговой системами».

(Фотографии — балет «Золотая Орда»)

+++ Ещё в Блоге Толкователя о Золотой Орде и основах российской государственности:

Русские союзники монголо-татар

Нашествие монголов на Русь в 1237-1241 годах не стало большой бедой для некоторых русских политиков того времени. Наоборот, они даже улучшили свое положение.

Летописи не скрывают особенно имен тех, кто, возможно, был прямым союзником и партнером пресловутых «монголо-татар». Среди них – и герой России, князь Александр Невский.

+++

Российское государство как как кочевник, природный анархист и технократ

Россия имеет гораздо больше общего с морской Англией, чем с континентальной Европой – из-за отсутствия Номоса Земли. Ещё один стержень нашей государственности – скифское кочевье.

Дополняет этот причудливый ансамбль технократизм позднего Рима.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Источник: http://ttolk.ru/?p=18852

Ссылка на основную публикацию