Золотая орда и ислам — история России

История Золотой Орды: образование, столица, правители, причины падения :

В течение почти двух с половиной веков Нижнее Поволжье являлось центром мощного и агрессивного государства, носившего название Улус Джучи, но чаще упоминаемого, как Золотая Орда.

Захватническая политика его правителей и феодальная раздробленность Древней Руси стали причинами татаро-монгольского ига.

Роль Золотой Орды в истории нашего отечества чрезвычайно высока, потому, что период ее господства во многом определил особенности его дальнейшего развития.

Наследник Чингисхана

Начало истории Золотой Орды было положено в 1224 году, когда покоривший полмира и уставший от непрерывных походов Чингисхан, разделил созданную им империю между сыновьями.

Одну из ее частей получил его старший отпрыск по имени Джучи Бату, упоминаемый в русских летописях под грозным именем хана Батыя. Предприняв в период 1236-1242 гг.

поход в Восточную и Центральную Европу, он значительно расширил свои владения, но, тем не менее, до конца жизни находился в зависимости от правителей Монгольской империи, избираемых курултаями – съездами представителей тюркских князей и знати.

Первый исламский правитель Орды

После смерти Батыя, последовавшей в 1256 году, правителем Улуса Джучи стал его младший сын Берке, переживший братьев, подозрительно быстро скончавшихся.

Период его правления ознаменовался расцветом во многих областях общественной и культурной жизни.

Несмотря на то что история Золотой Орды как мусульманского государства начинается лишь в 1320 году, сам он принял ислам еще в свои ранние годы, и сделал это не из религиозных побуждений, а из политических.

Пользуясь поддержкой единоверцев среди правителей Средней Азии и Волжской Булгарии, Берке привлекал к себе на службу многих образованных мусульман. При нем обозначился рост городов, не виданных с начала образования Золотой Орды.

В частности была возведена столица государства – Сарай-Бату, изобиловавшая мечетями, минаретами, медресе (мусульманскими учебными заведениями), и караван-сараями.

Высшие государственные посты новый правитель раздавал специально приглашенным из Ирана и Египта образованным чиновникам, что вызывало подчас недовольство среди его соплеменников.

Обретение государственного суверенитета

В 1266 году и его постигла смерть, неожиданная и вызвавшая много тайных пересудов.

В истории Золотой Орды это событие обозначило начало нового этапа, связанного с окончательным выходом из административного подчинения правителям Монгольской империи.

По мнению историков, это заслуга не столько утвердившегося во главе государства сына хана Берке – Менгу-Тимура, сколько его братьев Борак-хана и Хайду-хана.

Они также желали независимого правления на подвластных им территориях и стали инициаторами военного союза против Монгольской империи. До кровопролития тогда дело не дошло, но автономность своих княжеств они задекларировали, благодаря чему все последующие ханы Золотой Орды вплоть до ее окончательного распада, считались суверенными правителями.

Сепаратистские устремления хана Ногая

Несмотря на то, что границы Золотой Орды в 13 веке (особенно в его последней четверти) охватывали огромную территорию, она неоднократно находилась на грани распада.

Последний раз это случилось в 1291 году по вине правителя самой западной ее части — ханского темника Ногая, пожелавшего создать под своей властью независимое государство, и продвигавшегося к своей цели путем интриг, подкупов и политических убийств.

Однако в 1300 году в сражении на берегу Буга он пал от рук собственных сыновей, поддерживавших его противника – хана Золотой Орды Тохты. Этим отцеубийством целостность государства была восстановлена на долгие годы.

Под властью кровавых диктаторов

Периодом наивысшего расцвета в истории Золотой Орды считаются годы правления хана Узбека (1313-1341 гг.) и его старшего сына Джанибека (1342-1357 гг.), отличавшихся необычайной энергией и почти патологической жестокостью.

В 1320 году хан Узбек начал процесс исламизации государства, причем для насаждения новой религии он использовал репрессивные методы, при которых на мучения и смерть обрекали всех, кто не желал подчиниться его воле.

Мятежи эмиров, не согласных принять ислам, заливали потоками крови.

О нравах, царивших в годы правления этих двух наиболее жестоких ханов Золотой Орды, красноречиво свидетельствует тот факт, что зависимые от них русские князья, отправляясь в столицу государства – Сарай-Бату – писали завещания, и на случай своей гибели давали детям отеческие наставления. Подобные меры были отнюдь не лишними, поскольку, как явствует из истории, для некоторых из них эти поездки оказались роковыми.

Однако в то же время хан Узбек, а впоследствии и его сын Джанибек весьма преуспели на поприще государственного управления. При них широкое развитие получила караванная торговля, причем пути следования купцов стали не только безопасными, но и достаточно комфортными. В эти годы обмен товара осуществлялся со странами Западной Европы, Китаем, Индией, Малой Азией и Египтом.

Период великих смятений

Последующему периоду в истории Золотой Орды русские летописцы дали название «великая замятня», что на современный язык переводится как «необычайное смятение или замешательство».

Дело в том, что после смерти хана Джанибека борьба за власть приняла крайне жестокий характер, и в течение последовавших двух десятилетий правители государства менялись 25 раз.

Их тайные, а равно и открытые убийства тогда стали вполне обыденным делом.

Среди ордынских правителей той поры наиболее яркий след в российской истории оставил хан Мамай, войско которого было разбито 8 сентября 1380 года объединенной дружиной Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле.

Это поражение положило конец его претензиям на господство в Орде, и выдвинуло вперед молодого и амбициозного хана Тохтамыша, который спустя два года безжалостно разграбил Москву.

Захватив верховную власть, он не выпускал ее из своих рук в течение 15 лет.

Государство в преддверии своей гибели

Период правления хана Тохтамыша можно охарактеризовать, как стабильный.

Впервые после образования Золотой Орды в ней прекратились конфликты, провоцируемые жадными и спесивыми претендентами на власть, искавшими любой предлог для дестабилизации внутреннего положения.

Вся ее обширная территория оказалась под контролем единоличного правителя. С 1382 года, после похода на Москву, о котором говорилось выше, возобновилось поступление дани с русских земель, что положительно отразилось на экономическом состоянии государства.

Однако в этом видимом благополучии назревали процессы, ставшие причиной падения Золотой Орды. Главный из них был обусловлен чрезмерной жаждой власти и расширения уже имевшихся владений, которая со временем приобрела у Тохтамыша гипертрофированный характер.

Не сумев (или не пожелав) трезво оценить обстановку, он в 1391 году выступил против мощного среднеазиатского правителя – хана Тамерлана, с которым прежде находился в дружеских отношениях. Эта ошибка оказалась роковой не только для него самого, но и для всей Золотой Орды.

После страшного поражения, понесенного им в битве на реке Терек, и последовавшего затем всеобщего разграбления, стабильное прежде государство вошло в полосу своего заката.

Конец Золотой Орды

Ослабление центральной власти, вызванное военными неудачами, привело к тому, что правители отдельных частей государства приобрели невиданную прежде самостоятельность и всеми доступными мерами пытались ее расширить.

Этот гибельный для Золотой Орды процесс достиг пика в 20-х годах XV века и завершился созданием независимых территориальных образований: Сибирского, Узбекского, Казанского, Крымского и Казахского ханства, а также Ногайской Орды.

Просуществовавшее почти два с половиной века государство перестало существовать. Оставшиеся от него территории хоть и получили название Большой Орды, но ее правители имели лишь номинальную власть над своими бывшими подданными.

Окончательный крах оно потерпело в 1480 году после того, как правивший в то время хан Ахмат предпринял попытку очередного похода на Русь и подчинения себе Московского князя Ивана III. Его неудача положила конец татаро-монгольскому игу.

Спустя два десятка лет исчезла с лица земли и сама Большая Орда.

Источник: https://www.syl.ru/article/381226/istoriya-zolotoy-ordyi-obrazovanie-stolitsa-praviteli-prichinyi-padeniya

Ислам и власть в Золотой Орде

Ислам и власть в Золотой Орде. Сборник статей. Сер. «История и культура Золотой Орды». Вып. 16 / Под ред. И.М.Миргалеева, Э.Г.Сайфетдиновой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. – 332 с.

ISBN 978-5-94981-163-4

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Миргалеев И.М. Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об исламизации в Золотой Орде 6

Хаутала Р. Исламизация татар, согласно латинским источникам конца XIII – первой половины XIV века 18

Гарустович Г.Н. Религиозная ситуация в Золотой Орде глазами современников 73

Измайлов И.Л. Принятие ислама в Улусе Джучи: причины и этапы исламизации 98

Зайцев И.В. Ордынский намаз 117

Исхаков Д.М. Проблема «окончательной» исламизации Улуса Джучи при хане Узбеке 129

Зиливинская Э.Д. Структура золотоордынских городов во времена хана Узбека 154

Руденко К.А. Некоторые вопросы семантики золотоордынских древностей Булгарского Улуса Золотой Орды 178

Пилипчук Я.В. Выбор веры в Дешт-и-Кыпчаке (Существовала ли альтернатива исламу?) 203

Сабитов Ж.М. Административная реформа хана Узбека 232

Сайфетдинова Э.Г. Дифференциация суфизма в Золотой Орде (на примере произведения Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис») 240

Зайнуддинов Д.Р. Роль женщин в успехах Золотой Орды (по арабским источникам) 246

Гатин М.С. Бертольд Шпулер об исламе и религиозной ситуации в Золотой Орде 264

Стенографический отчет Круглого стола «Ислам и конфессиональная ситуация в Золотой Орде» (г. Казань, Институт истории АН РТ, Конференц-зал, 15 марта 2012 г.) 305

Программа Международного научного семинара и Круглого стола «Ислам и конфессиональная ситуация в Золотой Орде» 327

Список сокращений 329

Сведения об авторах 330

* * *

ПРЕДИСЛОВИЕ

В марте 2012 года в Казани состоялись Международный научный семинар «Ислам и конфессиональная ситуация в Золотой Орде», а затем и одноименный Круглый стол, стенограмма которого публикуется в данном сборнике.

Эти мероприятия были проведены с учетом того, что в марте 2013 года планируется проведение очередного Международного золотоордынского форума, посвященного, прежде всего, хану Мухаммаду Узбеку и религиозной ситуации в Золотой Орде, так как в 2013 году исполняется 700-лет со дня прихода к власти в Улусе Джучи этого знаменитого хана.

Благодаря тому, что на научный семинар приехали известные специалисты, мы полноценно смогли обсудить поднятые вопросы, определить для себя основные исследовательские направления, которые собираемся предложить участникам предстоящего форума.

Мухаммад Узбек-хан канонизировал ислам, сделав его доминирующей религией в Золотой Орде. Своими действиями он определил религиозную политику Золотой Орды на много лет вперед.

И сегодня ислам занимает одну из главных позиций в общественно-политической жизни многонациональной современной Российской Федерации.

В Поволжье ислам на протяжении многих столетий сохранил способность объединять мировоззренческие идеологии различных религий, сделав определяющим правилом веротерпимость. Толерантность особенно была характерна для золотоордынского периода.

В настоящее время появляются статьи и даже монографии, в которых прослеживается попытка подвергнуть сомнению место ислама в жизни Золотоордынского государства. В связи с этим исследование религиозной ситуации в Золотой Орде становится все более актуальным.

Расширение идеологических границ на территории золотоордынского государства, распространении не только классических религий, но и различных форм язычества, говорилось во многих научных работах. Однако еще многие вопросы ждут от специалистов своих ответов.

Читайте также:  Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки - история России

Стратегическая линия в отношении к исламской религии определилась еще на стадии образования Золотой Орды. Для решения многочисленных вопросов религиозной политики в Золотой Орде необходимо проводить все новые масштабные исследования.

Думаем, коллег заинтересуют и те вопросы, которые мы предложили участникам Круглого стола (см. вопросы для обсуждения в программе Круглого стола в данном сборнике (с. 328)).

Центр исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории АН РТ проводит большую работу по изучению новых источников.

В этом году мы смогли приобрести рукопись «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара (написана в начале XIV века в Крымском улусе Улуса Джучи). Это богословский труд, доказывающий, как были сильны позиции ислама в Золотой Орде.

В скором времени мы издадим перевод на русский язык этой рукописи и таким образом представим на суд специалистов.

Активная работа ведется также по изданию книг, в которых освещаются процессы исламизации Золотой Орды и роль ислама в ее духовной культуре. Еще в 2007 году была издана книга Г.Г.

Галиахметовой «Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта», в которой рассматривались также и проблемы исламизации в Золотой Орде. К изданию готовится книга Э.Г.

Сайфетдиновой «Роль «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари в формировании духовной культуры золотоордынского общества», где также будут затронуты вопросы ислама.

И.М. Миргалеев

http://www.tataroved.ru/publication/zorda/11/

Источник: https://mongolovedenie.livejournal.com/42100.html

Ислам в Золотой Орде

(Информационное агентство «Исламтат»)

Булгары долго доминировали на нынешней территории татарского народа. Основанное ими государство, Волжская Булгария, основанное в 865г. просуществовало до 1236г. С начала 13 в.

началось усиление монгольских племен, имевших сильное войско. В 1206г. нойоны (вожди) монголов собрались на курултае и провозгласили предводителя войска Темучина Великим ханом (Чингисханом). В начале 13в.

монголы прошли через многие страны, такие, как Китай, Хорезм, Бухару, Самарканд, Мерв, Иран, Грузию, Армению и Азербайджан, причинив им немалые разрушения. В 1223г., выйдя в степи Восточной Европы, монголы подвергают разгрому войска русских и кипчаков на реке Калке. В 1229г.

монголы победили булгар на реке Яик (Урал), но не рискнули подняться до Волги; в 1232г. уже булгары нанесли поражение монголам.

В 1235г. в столице Монголии Каракоруме на курултае принимается решение о завоевании Руси и Булгарии. Предводителем монгольских войск стал внук Чингисхана Батый хан. 770дет назад, осенью 1236г. 300-тысячное войско монгол победило 50-тысячное булгарское войско в их столице Биляре. С 1237г.

монголы вторгаются в Русь, захватывают Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль, Углич и др. города. В 1240г. взят Киев. После этого монголы попытались захватить народы Восточной Европы – венгров, поляков, чехов.

Но, ослабленные захватом Руси, они остановились на достигнутом.

На завоеванных землях монголы создали государство «Улус Джучи» — по имени старшего сына Чингисхана. После смерти Джучи принадлежавшие ему земли захватывает сын Джучи Батый хан и в 1242г. создает государство Золотую Орду.

Ее границы протянулись от реки Иртыш на востоке до Днестра и Дуная на западе. На севере Орда включала русские, булгарские, марийские, мордовские, удмуртские земли и доходили на юге до Аральского, Каспийского, Азовского и Черного морей.

Столицей Орды был город Сарай, основанный по личному указанию хана Батыя. По описанию путешественника Ибн-Баттута, чтобы объехать верхом на лошади город, требовался весь день. Один из больших и красивых городов мира насчитывал 75000 человек.

На прежних булгарских землях возникли Булгарские и Джукетауские княжества, вошедшие в состав Золотой Орды. Часть татар переселяется за Каму, где начинается образование Казанского княжества.

До начала 14 века монголы исповедовали традиционную для своих предков религию – язычество. Молельные обряды выражались в поклонении духам умерших предков как идолам; вырезались их фигуры из бронзовых пластин. Золотая Орда расцветала как в торгово-экономическом, так и в политико-идеологическом отношении.

Для дальнейшего расцвета государству было необходимо воспринять сильную религию своих соседей. С этой целью в Орду последовательно приглашаются православные миссионеры из Византии и Руси, католики из Италии, буддийские монахи из Азии.

Взвесив преимущества всех религий, Орда выбирает ислам, поскольку в его составе к тому времени уже находились такие мусульманские центры высокоразвитой культуры, как Булгар, Крым, Кавказ, Хорезм и др.

С 1257г. по 1266г. Золотой Ордой правил Берке хан, именно в этот период его государство принимает ислам. Тогда центром мусульманства был Каир в Египте.

В нем из привезенных с Поволжья тюркских рабов, в первую очередь, из булгар и кипчаков, формируются войска, называвшиеся «мамлюками» (рабами). Однажды мамлюк Бейбарс смог стать султаном в Египте. Именно к нему в 1262г.

Берке хан посылает посольство, сообщая о принятии Ордой ислама.

Во время правления хана Узбека – с 1312г. по 1342г. – мусульманская религия укрепляется. В этот период в Золотой Орде строятся мечети и медресе, государство начинает занимать достойное место в мусульманском мире.

Примечательный путешественник и историк того времени Ибн Арабшах писал: «Сарай сделался средоточием науки и родником благодетелей, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, до всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его».

С развитием религии в стране начинают развиваться и другие отрасли жизни – математика и астрономия, история и география, медицина и философия. Особенно быстрыми темпами стало развиваться языкознание.

В стране кипчаков и булгар первое время писали уйгурскими буквами, в алфавите которого писали столбиками сверху вниз слева направо. С распространением же ислама в крае все больше начинает практиковаться арабское письмо.

На куполах, воротах, дверях важнейших общественных зданий писали изречения из Корана, отрывки из восточной классической литературы. Арабское письмо наносилось даже на бытовые предметы, вплоть до посуды. Книги писались от руки с помощью тростниковых и птичьих перьев.

Постепенно в Поволжье для письма, в том числе Корана, стали использовать металлические перья.

Еще булгары ввели обычай ставить на могилах каменные надгробные памятники. На них арабским шрифтом писались изречения из Корана, а также имя покойного, время его смерти и пожелания. На надгробных камнях писали вырезанными и выпуклыми буквами.

В Золотой Орде среди тюркских народов большинство составляли булгары и кипчаки. Достаточно скоро кипчакский язык официально становится литературным и государственным языком.

С тех пор языки тюркских народов становятся близкими и частот понимаются без перевода.

В Золотой Орде в религиозной сфере ситуация своей политизированностью в определенной степени была схожа с периодом Булгарии.

С целью достижения порядка и благополучия в стране в Орде даже в 12-13 века, во время доминирования шаманизма в религиозной сфере, соблюдалась относительная терпимость ислама. В период же правления хана Узбека произошла настоящая исламизация страны.

При этом в полной мере не было изжито и влияние старых верований, в том числе и в среде высшей аристократии и самих Джучидов.

В столице Золотой Орды г. Сарае мирно уживались ученые-богословы различных масхабов, таких, как маликиты и шафииты, а также разные суфийские общины. Этот религиозный плюрализм при первенстве ислама примечателен в нескольких отношениях.

Во-первых, эта свобода вероисповеданий являлась следствием этнического многообразия. Ведь кроме уже упоминавшихся булгар и кипчаков, в Орде долгое время проживали башкиры, огузы, хорезмийцы, каракалпаки и другие народности.

Во-вторых, это многообразие было средством осуществления политического укрепления молодого государства: Золотая Орда стала суверенным государством в 1242г. и уже через 2-3 десятилетия приняла ислам.

Поэтому сохранилась преемственность ислама, переданная Волжской Булгарией Золотой Орде. Таким образом, с 10в. по 16в. ислам оставался государственной религией наших предков.

В-третьих, распространение ислама по северной части Евразии не сопровождалось гонениями на православную церковь. Русским князьям даже была предоставлена возможность образовать православную епархию в столице Орды – Сарае в 1263 году.

И архиерей этой церкви, — носящей, правда, другое название, — до сегодняшнего дня является вторым по значимости лицом в иерархии Русской православной церкви.

И, в-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов саму притягательность ислама как наиболее красивой, чистой и всеобъемлющей религии!

Ринат Хабибуллин

Источник: http://www.islamtat.ru/news/2007-07-11-20

Внедрения мусульманства в Золотой Орде

Религиозные верования. Распространение ислама

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили политическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этническую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Центральной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

В истории внедрения мусульманства в Золотой Орде четко выделяются три этапа: период правления хана Берке, период правления хана Узбека и период правления эмира Едыге  (См.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле рукописи / Пер. с тюрк., исслед. и  текстовые примеч. В. П. Юдина. Коммент. и указат. М. X. Абусеитовой. Алма-Ата, 1992. Моррис Венден — 95 тезисов о праведности по вере.

)

Важное значение имеют сведения автора сочинения Утемиша-хаджи о времени распространения ислама на терри­тории Золотой Орды. По свидетельству автора «Чингиз-наме», население Дешт-и Кыпчака было обращено в ислам во времена правления Берке-хана (652/1255—664/1266).

«Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану — пишет он, — то большую часть неверных он обратил в ислам…». Берке-хан способствовал возведению мечетей и медресе. Он окружил себя теологами, учеными-богословами. Правда, как отмечает далее автор сочинения, «после него [же} оно (племя — Р. М.

) обратилось опять в племя отступников и стало неверным» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С.99, 107).

Это свидетельствует о прерывистом, дискретном характере процесса исламизации кочевников Дешт-и Кыпчака.

Читайте также:  1 и 2 государственные думы - история России

Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, поскольку новая религия способствовала усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации. Т. 2, М., 2002. С. 16-24. De Weese, Devin. Islamization and Native Religion in the Horde. — Pennsylvania, 1994).значение: он способствовал установлению культурных и экономических связей между обоими государствами (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 163).

Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне из близкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию   династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды (Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

Как видим, новая волна приобщения кочевников к исламу наблюдается в первой половине XIV в. во времена Узбек-хана (1312-1340).  Царствование Узбек-хана (1313-1341 гг.) стало особым периодом для распространения и укрепления ислама в Золотой Орде. При нем ислам был объявлен официальной религией государства потомков Джучи.

В рассказах, основанных на преданиях, нашла отражение борьба ислама с древними культами кочевников.

В рассказе о принятии ислама Узбек-ханом отмечается, что одно только присутствие рядом с ним мусульманина обрекло на неудачу чудотворную силу приближенных ему языческих колдунов.

Для подтверждения чудесной неуязвимости мусульманина одному из языческих, колдунов и святому Баба-Тукласу (Баба-Тукты-Шашты-Азиз — Р. М.) было предложено войти в раскаленную печь (танур).

Неверного колдуна пламя поглотило тотчас, а Баба-Туклас будто бы невредимым вышел из танура. Как увидели все это люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и «стали [все] мусульманами» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С. 105 -107).

Однако как бы ни были велики успехи ислама при Узбек-хане, они не выходили за пределы городской жизни и властной элиты Джучиева Улуса.

Кочевая степь — Дешт-и-Кыпчак — в XIY веке в целом оставалась очень поверхностно затронутой мусульманством, и жители степи в массе своей оставались еще во власти старых шаманистских воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения (Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

В связи с принятием династией Джучидов мусульманского учения во второй четверти XIV века и в государстве Чагатаидов ислам также был объявлен государственной религией. Таким образом, уже в XIV в. ислам был объявлен государственной религией на всем пространстве, завоеванном монголами, — от Южной Руси до границ собственно Монголии и Китая.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/religioznye-verovaniya-rasprostranenie-islama/894-vnedreniya-musulmanstva-v-zolotoj-orde.html

Как потомки Пророка Мухаммада (ﷺ) возглавили духовенство Золотой Орды

В эпоху формирования государственности в империи Чингисхана традиционно были распространены шаманизм и христианство несторианского толка.

В результате встречи ислама с различными религиями и верованиями в Золотой Орде создалась своеобразная ситуация межконфессионального взаимодействия, определившая своеобразие распространения ислама, который в период 40-50-х гг. XIII в. отнюдь не был господствующей религией.

После завоевания Восточной Европы в первой половине ХIII в. монгольские ханы проводили политику терпимости и толерантности (закрепленные еще в «Йасе» Чингисхана) к местным религиям. Они не пытались навязывать покоренным народам свое верование — шаманизм.

Чингисхан и его ближайшие потомки, несмотря на свои личные симпатии и антипатии, как бы уравнивали представителей различных церквей, тем самым держа их на одинаковом от себя расстоянии. Это было своеобразной религиозной тактикой ранних чингизидов. Например, Бату-хан (1242–1256 гг.

) не придерживался ни одной из религий.

Такое положение не могло продолжаться достаточно долго. Уже в конце правления Бату-хана происходит яростная борьба за религиозное влияние на ханский престол. Часть джучидов была несторианами, например, жена Бату-хана Баракчин и их сын Сартак. Другая часть знати во главе с Берке-ханом ориентировалась на ислам.

После недолгой борьбы сторонники хана Берке (1257–1266) одержали победу. Берке стал первым золотоордынским ханом, принявшим ислам. Он посещал в Бухаре мусульманских ученых, беседовал с ними, там же произошло и принятие им ислама от суфийского шейха Шамс ад-Дина ал-Бахарзи.

Вместе с тем нельзя переоценивать масштабы распространения ислама среди населения Улуса Джучи. Массовой ис¬ламизации населения не произошло. И в государственной жизни продолжали использоваться прежние традиции.

Но процесс этот был настолько необратимым, что его не смогло остановить даже возвращение к власти несториан и язычников (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта). В степях и городах Золотой Орды с конца XIII в.

все шире начинает распространяться ислам.

В начале XIV в. мусульманская община в империи настолько усилилась, что смогла возвести на престол своего ставленника — хана Узбека (1312–1342).

Постепенно в первой половине XIV в. в Золотой Орде складывается структура мусульманского духовенства во главе с потомками Пророка Мухаммада(Мир Ему) — сеидами.

В районах, где господствовало христианство, уже в годы правления Бату-хана православное духовенство получило определенные льготы. При хане Менгу-Тимуре от его администрации (около 1267 г.) митрополит Кирилл получил ярлык «об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения».

По этому и другим подобным ярлыкам за оскорбление церквей и веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Ярлыки содержали и прямое обращение к русским князьям с призывом соблюдать эти привилегии церкви. Одновременно весьма широкие права были предоставлены христианам в самом Сарае.

Уже при хане Берке в Сарае был образован Сарайский православный епископат (1263 г.), способствовавший дальнейшему укреплению положения православного духовенства в Улусе Джучи. Несмотря на явное преобладание ислама, в Улусе Джучи в первой половине XIV в. сохранялась веротерпимость. В городах Поволжья наряду с мечетями строились и церкви, и синагоги.

Создав великую империю, ханы Улуса Джучи стремились соединить всех своих подданных в единую общность. Отсюда их стремление поставить все духовенство себе на службу. Главным для ханов было не вероисповедание своих подданных, а их лояльность к власти.

Поэтому, хотя ислам и играл значительную роль при дворе ханов и служил идеологической санкцией на власть, в среде знати, особенно кочевой, мусульманство часто было внешней оболочкой, прикрывавшей местные культы святых и суеверия.

В империи джучидов правители следили, скорее, за лояльностью своих подданных, а не за их верой. Поэтому нередки были случаи выдвижения на верховные посты в Орде несториан и даже язычников. Лишь с середины ХIV в.

мусульмане благодаря усилению влияния городской аристократии и военной знати в верхних эшелонах власти вытесняют иноверцев. Но по мере распада Улуса Джучи рели-гиозные противоречия выходят на первый план.

И очень скоро веротерпимость Орды уступает место ожесточенным религиозным войнам.

В этих условиях начался новый этап исламизации Улуса Джучи, который был связан с именем Идегея. Он был поис¬тине легендарной фигурой.

Хотя от рождения не был знатен и богат, он сумел подняться до самых вершин власти в Орде и стать одним из виднейших политических деятелей Вос-точной Европы и Центральной Азии на рубеже XIV–XV вв.

Именно ему удалось на некоторое время консолидировать всю страну.

Итальянский купец и дипломат И. Барбаро, описывая религиозную ситуацию в Улусе Джучи в этот период, отмечает: «Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад.

Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а, вообще, каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Принуждение же принять магометанскую веру относится ко времени Едигея, военачальника татарского хана...».

Это, прежде всего, касалось степного населения, поскольку городское население уже с конца XIII в. активно исламизировалось. Тем не менее даже активная консолидация населения с помощью религии не спасла Улус Джучи.

Отчаянная борьба Идегея окончилась драматически. Правда, Золотая Орда, где значительную часть населения составляли кочевники, долгое время сохраняла в своей культуре элементы более ранних верований.

Однако постепенно под влиянием государства джучидов (развитие городов, торговли, татарской знати) формируется новая имперская надэтничная культура, которая вытесняет на периферию общественного сознания доисламские верования либо перерабатывает их в исламском духе.

Золотая Орда стала одним из самых оживленных центров торговли и градостроительства. Арабские, армянские, булгарские, буртасские, греческие, немецкие, еврейские, итальянские, китайские, русские, персидские, уйгурские, хорезмские купцы заполняли караван-сараи в крупнейших городах этого государства.

На одном из самых оживленных торговых перекрестков мира шел обмен всем разнообразием изделий, производившихся в странах Старого Света. Международная торговля подталкивала рост ремесла и сельского хозяйства, способствовала развитию судопроизводства.

Десятки новых городов, возникших после завершения походов Батыя, реконструкция и расширение множества старых, высочайший уровень ремесла в них способствовали процветанию этого государства.

Среди 150 городов Орды выделялись две ее столицы: старый и новый Сарай. Первая была основана ханом Батыем на левом берегу Волги севернее развалин хазарской столицы Итиль, вторую (более известную) основал хан Берке — тоже на левом берегу, несколько южнее нынешнего Волгограда.

Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший этот город в первой половине XIV в., писал: «Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами.

Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его кругом чтобы узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня…». Ибн-Батута ничего не преувеличил: город занимал 48 кв.

км, а пригороды тянулись вдоль Ахтубы на 100 км. Только соборных мечетей там насчитывалось тринадцать и «чрезвычайно много» обычных квартальных. По численности населения в XIV в. Сарай-Берке был одним из самых крупных городов мира: там проживали не менее 75 тыс.

человек (а в Париже в тот период — около 60 тыс. чел.).

Столицы Золотой Орды отличались высочайшим уровнем градостроительства. В них действовали водопровод и канализация, Сарай-Берке был оснащен обширной и сложной сетью каналов, прудов, бассейнов, фонтанов.

Дворцы, мечети, минареты и медресе, бани, караван-сараи, жилые кварталы и мавзолеи города, соединившие в своих архитектурных и инженерных решениях традиции исламского мира и Китая, производили своей красотой необычайное впечатление на современников.

Столицам подражали провинциальные города Улуса, особенно новые, основанные ханами Орды.

Как столицы, так и провинциальные города Улуса, демонстрировали высокий уровень ремесел в самых разных областях. Изразцы и поливная керамика не уступали хорезмским образцам, стеклянная посуда — багдадским аналогам, в отделке кож булгарские ремесленники не знали себе равных во всей Евразии.

Литература народов Золотой Орды отражала национальные традиции населяющих ее народов и развивалась в различных жанрах: эпитафиях, стихах и поэмах, дастанах, сказках, пове-ствованиях, поучениях.

Ордынской литературе принадлежат такие шедевры мировой литературы, как «Хосров и Ширин» Кутб ас-Сараи, «Махаббат-наме» Хорезми, «Джумджума-сул¬тан» Хусама Кятиба, «Гюльстан» Саифа Сараи, «Нахдж аль-фа¬радис» Махмуда Булгари.

Источник: http://islam38.ru/articles/history/duhovenstvo-zolotoy-ordi-istoria-islama.html

Еще золотоордынское

Как известно из сообщений средневековых арабских и персидских историков, в 1312–1313 годах к власти в Золотой Орде пришел молодой и энергичный хан Узбек, который почти сразу после своего воцарения сделал ислам официальной религией своего двора и затем государства.

По разным источникам, хан-предшественник Тохта скончался в августе 1312 года (согласно Кашани), а Узбек воцарился в январе 1313 года. Возможно, что полгода он боролся за престол, в ходе чего и произошла исламизация его двора.

 По сведениям аль-Бирзали, к моменту воцарения Узбек уже был мусульманином, являясь ставленником лидеров мусульманской общины Золотой Орды в лице одного из крупнейших эмиров Кутлуг-Тимура с его братьями, факиха Имамеддина ибн аль-Мескири и др. Придя к власти, хан, по аль-Муфаддалю, «провозгласил исповедание ислама».

Согласно Ибн Дукмаку, Узбек принял ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [пять] молитв». В момент принятия ислама хан получил новое имя — Султан-Мухаммед.

Согласно различным источникам, хан Узбек принял ислам от суфийских шейхов тариката йасавийа: Зенги-Ата и его учеников. Среди последних называются Сейид-Ата (возможно, это Сейид ибн Абдель-Хамид, упоминаемый у Ибн Батуты), Бадр-ата, Узун Хасан-ата, Баба Туклес.

Все первые годы после воцарения Узбек «твердо и решительно вел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки.

Через два года после прихода своего к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану аль-Мелику ан-Насиру Мухаммеду, что в его государстве осталось очень немного неверных» (Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский).

Как пишет Натанзи («Аноним Искендера»), в годы правления Узбека Дешт-и-Кипчак «стал страной поклонения [Аллаху] и [там] были основаны благотворительные учреждения и места поклонения».

В итоге уже через несколько лет во всей этой огромной евразийской державе начались грандиозные социальные реформы, закончившиеся исламизацией почти всех тюркских, монгольских и иранских этнических элементов. Впоследствии на их основе образовались ведущие мусульманские этносы России и СНГ — татары, башкиры, кумыки, ногайцы, казахи, узбеки, киргизы, туркмены, азербайджанцы и др.

Таким образом, принятие ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия в отличие от прихода ислама в Дербент, Булгар или Хазарию.

Если в доордынскую эпоху ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312–1313 годов он превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Добруджи (ныне часть Румынии) на западе до Алтая на востоке и от Казани на севере до Бухары на юге.

В этой связи следует обратить внимание на ряд сюжетов, имеющих отношение к оценке роли Золотой Орды в нашей истории. Во-первых, роль и место на политической арене Волжской Булгарии и Золотой Орды невозможно даже сравнивать.

Если к Волжской Булгарии цивилизованный мир той эпохи — в лице Арабского халифата — относился с известной долей пренебрежительности (халифский двор выступил в 922 году в качестве покровителя булгарского царя, который после принесения присяги халифу получил статус мавля — «клиента»), то к Золотой Орде исламский мир относился как к могущественному лидеру, запредельному по своей силе и богатству. Не случайно султан Египта, самый сильный на тот момент арабский правитель, много лет стремился к заключению брака с принцессой из числа родственниц хана Узбека.

 Во-вторых, при определении этнических корней современных татар нынешняя наука исходит из так называемой тюрко-татарской теории, согласно которой Волжская Булгария являлась одним из основных источников татарского этногенеза, в то время как сам процесс сложения новой нации однозначно происходил в рамках Золотой Орды.

Действительно, наивно пытаться вписать волжских булгар в число предков сибирских или астраханских или крымских татар.

В то же время очевидно, что Золотая Орда в качестве материнского этнокультурного организма объединяет и роднит между собой не только все группы татар, но и целый ряд близкородственных наций из числа вышеперечисленных.

В-третьих, советская наука не случайно пыталась вытравить из сознания татар золотоордынскую эпоху, путем известных постановлений президиума ЦК КПСС пытаясь возвести историю татарского народа исключительно к Волжской Булгарии. Сюда же следует отнести масштабное очернение истории и богатейшей (как свидетельствуют археологи) культуры Золотой Орды.

Тем самым достигалась цель превратить татар в своеобразных манкуртов, несправедливо лишить их историю этапа могущества, во время которого и были установлены отношения вассалитета между князьями Рюриковичами и всеми правителями-Чингизидами, включая даже позднейших касимовских ханов, полностью подконтрольных Москве, но получавших при этом свою долю дани.

 Так, например, в любых учебниках по истории России ученикам внушается мысль, что Золотая Орда была государством варваров, диких кочевников, умевших разве что грабить мирное население. Реальность, открытая археологами, выглядит прямо противоположно этому мифу.

Одной из характерных черт правления Узбека являлось градостроительство, имевшее место повсеместно: в Поволжье, Крыму (так, мечеть Узбека в Солхате датируется 1314 годом), Хорезме, на Северном Кавказе и т. д. Одним из городов Золотой Орды, который начал активно застраиваться со второй четверти XIV века, стал Мохши (превратившееся ныне в село Наровчат Пензенской области).

Как полагает ряд историков и археологов, именно сюда переселился после воцарения хан Узбек с двором. Такой вывод делается из совокупности письменных источников и археологических данных по Мохши, Укеку и Сараю аль-Джадид.

В «Шаджарат аль-атрак» говорится, что «после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака, так как [ему] нравились [вода и воздух] тех стран и обилие охоты [дичи]». Со смертью хана Тохты прекратилась чеканка монет в Укеке, и этот центр вообще пришел в упадок.

Монетный двор был перенесен в Мохши: в 1313 году город стал чеканить серебряные дирхемы. Более половины всех найденных здесь джучидских монет связано с именем Узбека. При этом город поменял свое название с Нуриджана на Мохши, затем к нему добавился эпитет «аль-Махруса» (Мохши Богохранимый), что указывает на особую его значимость в ряду золотоордынских городов.

Мохши в это время значительно увеличился в размерах, застроился кирпичными и белокаменными зданиями. С этого периода наблюдается быстрое возвышение Мохши, который из рядового поселка стремительно превратился в значительный и благоустроенный городской центр одной из северных провинций Золотой Орды — Улуса Мохши…

 В Золотой Орде в качестве официальной религии была установлена та же форма ханафитского мазхаба, которая господствовала в Волжской Булгарии и государствах Средней Азии. Таким образом, ислам не изменил в Сарае своего концептуального и идеологического наполнения.

Однако эта религия коренным образом и навсегда изменила свою географию, расширив ее до невообразимых (для булгар или хорезмийцев) пределов. Это и есть основная заслуга хана Узбека: он превратил булгарско-хорезмийский ислам в глобальную религию северной части Евразии.

 В связи с вышеизложенным российская мусульманская общественность должна взять на себя активную подготовку к масштабным мероприятиям в 2012–2013 годах, связанным с 700-летием принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде.

В числе предполагаемых шагов должны быть проведение ряда крупных научных конференций, семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих научных центров стран СНГ и др.

; массовые религиозные, культурные и общественные мероприятия; активное информационное сопровождение юбилея; привлечение к мероприятиям должностных лиц, политиков и чиновников.

 Это тем более важно, что в эти годы будут отмечаться и другие масштабные мероприятия, посвященные разным крупным юбилеям: 200-летию победы России над Наполеоном в Отечественной войне, одержанной в том числе и благодаря отважным воинам Башкирских, Мишарских и Тептярских полков; 400-летию народного ополчения князя Пожарского и Минина, в котором активное участие принимали служилые татары; 400-летию прихода к власти династии Романовых, которое стало возможным благодаря компромиссу боярской элиты с татарскими мурзами. Мусульманской умме России важно выступить и активным соучастником вышеназванных мероприятий, чтобы в очередной раз громогласно заявить о многонациональном и многорелигиозном характере российской истории и учредить свой собственный юбилей. 700-летие ислама как официальной религии на огромных пространствах, составивших территориальную основу нынешней России, должны стать не менее значимым событием государственной значимости.

Дамир Хайретдинов,

кандидат исторических наук, этнолог

islamrf.ru/news/culture/history/15129/Ну сейчас-то само собой праздник, но вот в начале XIV века простое городское население ЗО явно не было в восторге от ислама)))

Да и статейко в целом идеологическое — опять-с «подлые коммуняки» зажимали «истинно-великолепную» историю татар

Источник: https://taii-liira.livejournal.com/92504.html

Ссылка на основную публикацию