Земские соборы — история России

Земский собор (кратко)

Земские соборы - история России

Земский собор — это орган сословного представительства.

Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:

  • вече и советы, как традиции истории России;
  • обострение межклассовой борьбы;
  • сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).

Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.

«Земский» в 16-м в. означало то же, что и «государственный». Слово «собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства. Светские совещания назывались «советами», но в данном случае стали использовать словосочетание «земский собор».

Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг.

16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.

Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.

Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?

В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь — Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.

В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.

Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:

  • Ивана Грозного;
  • марионеточного Симеона Бекбулатовича;
  • «царицы на час» — вдовы Ирины Годуновой;
  • Федора 2-го Годунова;
  • двух самозванцев;
  • Федора 3-го Алексеевича.

Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.

В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.

Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.

Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:

  • Стоглав;
  • указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
  • коллективные челобитные дворян и посадских людей;
  • Кормчая книга;
  • Литовский статус 1588 г. и др.

На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.

Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.

Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.

Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные — на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

  • соборы, созванные по вопросам реформ;
  • соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
  • соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
  • соборы Смутного времени;
  • избирательные соборы.

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/zemskiy-sobor-kratko/

Земские соборы в истории России (2)

МТРФ

РАО ЖД

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

КАФЕДРА ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

РЕФЕРАТ

Земские соборы в истории России

Выполнил: Студент гр. АУ-111

Бормотова Юлия Ивановна

Проверил: Кандидат исторических наук,

доцент Балахнина Марина Валентиновна

НОВОСИБИРСК 2010

Содержание

  1. Историография

  2. Земские соборы как орган сословно-представительной монархии

  • Возникновение Земских соборов
  • Состав Земских соборов
  • Значение Земских соборов
  1. Роль Земских Соборов в развитии сословно-представительной монархии во второй половине 16-17вв.

  • Земские соборы при Иване 4
  • Земские соборы периода «смутного времени»
  • Земские соборы при первых Романовых
  1. Причины упадка Земских Соборов

  2. Вывод

  3. Список литературы

ИСТОРИОГРАФИЯ

Вопрос о земских соборах 16 – 17 вв. являлся одной из наиболее популярных проблем дворянско-буржуазной историографии.

Интерес к этой проблеме, помимо ее чисто научного значения, был обусловлен в значительной мере тем, что дворянско-буржуазные историки часто искали в земских соборах прообраз представительных учреждений, введение которых, как им казалось, должно было стать условием дальнейшего развития государственного строя в России в 19-20 вв.

Читайте также:  Оборонительная операция в заполярье и карелии 1941 года (29 июня - 10 октября) - история России

Обращение к прошлому государственных учреждений как бы показывало направление русского самодержавия по пути превращения его в буржуазную монархию без революционных потрясений и переворотов. Не случайно внимание к земским соборам обострялись в периоды первой и второй революционных ситуаций и во время революции 1905-1907 гг.

В выходивших с 1851 г. ежегодно, книга за книгой томах «История России с древнейших времен» С. М. Соловьева был систематизирован материал, относящийся к земским соборам, и воспроизведена их фактическая история. Источниковедческая база для изучения деятельности земских соборов в то время была еще очень недостаточна.

По преимуществу это были актовые материалы, опубликованные в «Собрании государственных грамот и договоров» и в изданиях Археографической комиссии, отдельные данные приведены в «Истории» Н. М. Карамзина. Соловьев использовал и некоторую новую архивную документацию (например, посольские дела).

Поэтому с его труда можно начинать историю изучения земских соборов.

Дальнейшее изучение земских соборов было связано с введением в научный оборот новых источников и более полным использованием уже известных в печати. Новые материалы, выявленные И. Н. Ждановым, позволили более разносторонне освоить деятельность Стоглава 1551 г.

как церковно-государственного совещания особого типа, которое он назвал «церковно-земским собором». С. Ф. Платонов извлек ряд сведений о земских соборах из «дворцовых разрядов» и «разрядных книг». И. И. Дитятин обнаружил в архивах Министерства юстиции и Министерства иностранных дел документы о соборе 1651 г.

(соборный акт, воеводские отписки, призывная грамота на собор, приговор о выборах представителей) и другие материалы 17 века.

В связи с изучением земского собора 1648-1649 года мысль ученых обращалась в качестве источника к Соборному уложению.

Одной из задач источниковедческого анализа памятника являлось установление того, в какой мере выборные люди принимали участие в его выработке.

Условием решения этой задачи было применение разносторонней методики: изучение текста Соборного уложения, помет на полях, сопоставление его с другими источниками и пр.

Новый этап в изучении земских соборов открыли исследования В. О. Ключевского. Он выдвинул три методологические предпосылки.

Во-первых, надо исходить из того, что земские соборы – это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний», где шла борьба между общественными классами и общественных классов с правительством.

Во-вторых, необходимо изучать «связь древнерусских земских соборов с вырастившей их почвой, с туземными учреждениями», выяснить «какие общественные миры посылали на соборы этих представителей, когда возникали и как были устроены эти миры, кого и почему выбирали они своими представителями».

В третьих, надо уловить «перспективы в истории соборного представительства: имело ли это учреждение какое-либо развитие, исторический рост или оно замерло таким же, каким родилось, оставшись политическим недоростком».

В советской литературе тема о земских соборах не сразу заняла подобающее место. В 20-40-х годах появились статьи, вводившие в научный оборот новые материалы об отдельных соборах: 1613, 1616, 1639, 1683-1684. Что касается общих концепций развития этого политического органа, то они в основном примыкали к представлениям, сложившимся в дореволюционной историографии.

Ряд интересных соображений по поводу земских соборов высказал В. К. Никольский. Как бы подводя итоги изучения этого института в дореволюционной историографии, он подчеркнул его сложность и многообразия конкретных форм проявления.

Начало ряду новых изысканий в этой области положила статья М. Н. Тихомирова. Автор, прежде всего, сформулировал свое отношение к тем разногласиям по вопросу о земских соборах, которые выявились еще в дореволюционной литературе. Он подчеркнул, что ему ближе подход к теме В. Н. Латкина (русский собор – представительный орган европейского типа), чем В. О.

Ключевского (русский собор – «политический недоросток»). Отмечая, что «вопрос о земских соборах в условиях бесправной самодержавной России 19 века – это не только вопрос исторический, но и политический», Тихомиров счел своевременной и актуальной задачей заново обратиться к изучению соборов как сословно-представительных учреждений.

Автор пересмотрел данные обо всех известных соборах 17 века, показав условия и следствия их созыва.

В настоящее время история земских соборов все еще интересует исследователей. Соборы оставили много юридических памятников (уложений, судебников и др.), которые представляют собой большой исторический интерес

Земские соборы как орган сословно-представительной монархии

Возникновение Земских соборов

1549 год можно считать годом рождения земских соборов — условно,

потому что корни сословно — представительных учреждений восходят к более раннему времени. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней политики на востоке.

Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.

Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия

представителей господствующего класса всей земли, в какой — то мере

заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор — это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.

Земские соборы можно условно разделить на следующие типы:

1. Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова.

2. Совещания царя с войнами накануне походов. Их лучше именовать

«войсковыми собраниями» (это название предложил Н. Е. Носов).

3. Третью группу соборов составляют такие, на которых разбирались дела как церковные, так и государственные, в частности судебные.

Читайте также:  Национально-освободительная борьба в польше в первой половине 1944 г. - история России

4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV

обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов.

Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1) Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).

2) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это

время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных сил России.

3) 1610 — 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный

орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

4) 1613 — 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве

совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов

текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при

проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при

восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий

интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.

С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5) 1632 — 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим

вопросам политики — внутренней (составление Уложения, восстание в

Пскове) и внешней (русско — польские, и русско — крымские отношения,

присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются

выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.

6) После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).

Земский собор XVI в.- это Боярская дума, т. е. правительство с участием

людей из высших классов земли или общества. Такое пополнение правительства было потребностью времени.

Царь Иван вынес из боярской опеки до боли удрученное чувство негодности системы правительственных кормлений: в ней он видел источник всех внешних и внутренних бедствий народа, и ему уже грезилась гибель государства.

Тогда он стал думать не о замене родовитых кормленщиков новым правительственным классом, а только о постановке всего управления на новые основания и об освежении правительства новыми силами, взятыми снизу, из управляемого общества. В 1550 г. он говорил А.

Адашеву, назначая его начальником Челобитного приказа: “Взял я тебя из самых малых людей, слыша о твоих добрых делах, и приблизил к себе и не тебя одного, но и других таких же, кто бы печаль мою утолил и на людей, врученных мне богом, призрел; приноси к нам истину, избери судий правдивых из бояр и вельмож”. В послании к Стоглавому собору он также умолял духовенство и

“любимых своих князей и вельмож”, воинов и все православное христианство: “помогайте мне и пособствуйте все единодушно”.

Мы уже знаем, как это воззвание было осуществлено в реформе местного управления: дела, отнесенные в ведомство местных учреждений, должны были вести правительственные органы из среды местных же обществ по их выбору и под двойной ответственностью, личной — самих выборных и круговой — всех избирателей. В центре дело строилось несколько сложнее. Здесь в помощь боярскому и приказному управлению прибрано было из местных обществ два штата исполнительных

органов, военно-административный и казенно-финансовый. Рассылаемые из центра, они действовали на местах с помощью местных выборных, им подчиненных. То были для столичных дворян уездные дворянские вкладчики, для столичных гостей и купцов — местные целовальники.

Для столичных агентов мирской выбор заменялся правительственным поручением; личная ответственность падала на тех и других, на столичных и местных агентов, обеспечивая их исполнительность.

В вопросах чрезвычайной важности, требовавших особенно дружной энергии всех наличных правительственных сил, правительство призывало своих ближайших столичных агентов в свой состав, чтобы видеть, за что они могут взяться, что им в мочь и что не в мочь.

Специальное соборное крестоцелование такого агента заменяло для верховной власти специальный выбор соборного народного депутата: оно создавало ей ответственного исполнителя, который, поручившись за исполнимость соборного приговора, будет проводить ответственное его исполнение на местах, являясь там показателем верховной воли и тем объединяя разрозненную деятельность сословных миров и дробных местных учреждений. Этим и отличались по — своему

происхождению наши соборы от западноевропейских представительных собраний, с которыми их обыкновенно сопоставляют. Там эти собрания вышли из потребности установить мирное отношение стойких за свои вольности средневековых сословий между собой и к правительству.

Наши соборы вызваны были необходимостью для правительства сосчитать вместе со своими органами наличные общественные средства, потребные для известного дела, и обеспечить себе точное исполнение принятого решения.

Наш собор родился не из политической борьбы, как народное представительство на Западе, а из административной нужды.

Итак, земские соборы возникли у нас в одно время и в связи с местными

реформами царя Ивана IV; такие совещания устроились для выработки общего постановления по особо важным вопросам государственной жизни и для принятия членами собора ответственного кругового ручательства в исполнении соборного приговора.

Источник: https://works.doklad.ru/view/ALtNwQC7cJ8.html

Значение земских соборов в истории России

Историческая судьба земских соборов дает очень определенный ответ на то, что они из себя представляли, как учреждение, и какое имели значение. Судьба их глубоко поучительна. Начало оживленной деятельности соборов совпадает со временем тяжелых испытаний, посланных судьбой русскому государству в XVII веке.

Вследствие пресечения династий и низложения царя (Шуйского), государство несколько раз оказывается без обычного своего руководителя, царя, и в это «безгосударное» время власть сама собой возвращается к народу. Так было после смерти бедора Ивановича, после смерти Годунова и, наконец, после низложения царя Шуйского.

Читайте также:  Теория официальной народности - история России

В такие исключительные моменты земские соборы, как видим, получали и исключительное значение: тогда они являлись верховною властью в государстве.

Избрание преемника Федору Ивановичу, а потом Годунову произошло сравнительно скоро. Не то было после низложения Шуйского. «Безгосударное» время затянулось, и прежде, чем был избран на царство Михаил Федорович Романов, государство испытало страшные бедствия от внешних врагов и внутренних неурядиц.

Таким образом, в силу обстоятельству должен был выдвинуться на первый план народ, народная власть в виде земских соборов. Это мы и видим. Мы видим прежде всего небывалое оживление местной жизни, «местных миров».

Отдельные города и области, тревожась за судьбу свою и судьбу всего государства и ища выхода из тяжелого положения, начинают деятельно сноситься друг с другом, обмениваться мыслями, планами, как бы им «быть в любви и в совете и в соединенна и стоять единомысленно » за христианскую веру и против врагов государства.

В городах созываются местные соборы и от имени их разсылаются грамоты. В грамотах города просят друг друга сообщать «вести» и давать «советы». Эти оживленные сношения «местных миров», как известно, не остались без результата.

Они поддержали население в трудные минуты и подготовили «единомысленный» выход из кризиса избранием царя. Волна народной жизни, так сказать, вынесла государство, спасла его от гибели. Но кроме местных соборов представителем народной власти в это время был и всероссийский земский собор.

После низложения Шуйского верховная власть официально перешла к Боярской думе с князем Милославским во главе, и до избрания царя дума считалась временным правительством.

Но вследствие раздоров и борьбы партий (одни хотели избрать польского королевича Владислава, другие — царя русского происхождения), власть была спорна, и легко присваивалась другими.

Так, земское ополчение Прокопия Ляпунова, князей Трубецкого и Заруцкого, подступив к Москве и расположившись станом около нея, избрало своих вождей в качестве временного правительства всей России и действовало в этом смысле. А само ополчение образовало из себя земский собор, в который вошли представители 25 городов.

Собор этот издал даже соборное постановление о внутренних распорядках и тоже, стало быть, действовал, как правительство. Но этот собор можно назвать только условно земским. На нем не было представителей от духовенства, ни посадских, зато в избытке были представлены служилые люди.

Это скорее собор ополченцев, «походная дума» вождей ополчения, по выраженно историка Н.И.Костомарова. Гораздо интереснее и важнее другой собор — собор второго ополчения. Как известно, во главе второго ополчения, собранного для освобождения Москвы, стал князь Пожарский.

Новый вождь счел долгом — прежде всего призвать народ к участию в установлены порядка и действовать от имени народа.

Поэтому он тотчас же разослал по городам грамоты с предложением прислать к нему в стан выборных от всех сословий.

«Для земского совета к нам вскоре «, как говорилось в его посланиях, — » и молити бы нам всем Всемилостивого Бога, чтобы нам православным христианам быть в любви и в совете, безо всяких сердечных злоб», чтобы «советовать со всякими людьми общим советом», «как бы нам в нынешнее конечное разоренье быти не безгосударным» (слова другой грамоты) и, наконец, чтоб «нам, по совету всего государства, выбрать общим советом государя»(слова той же грамоты). Города откликнулись на призыв князя Пожарского, выслали выборных, и таким образом около него составился уже действительно земский собор. С этого момента Пожарский не предпринимал уже ничего без участия собора, и все распоряжения — делались от имени собора. Так, от имени собора велись переговоры с Новгородом об избрании на царство сына шведского короля Карла IX.

Князь Пожарский поддерживали мысль новгородцев, чтобы сохранить со шведами дружественный отношения. В этом смысле он ответили новгородцами, прося их в то же время быть «с нами в любви и совете.

Ответ написан от имени собора—»о томи мы к вам пишем всею землею, по крестьянскому (христианскому) своему — обету говорится в посланы. Дело о покушении на князя Пожарского разбиралось тоже на соборе «землею».

Сначала собор находился в Ярославле, затем вместе с Пожарскими двинулся к Москве, а когда Москва была взята и очищена от поляков, собор заседали в Москве.

Последними актом этого собора была рассылка по городам грамот с извещением о взятии Москвы и присылке в Москву выборных для избрания царя. После этого собор разошелся, и вместо него собрался уже новый, тот самый, который избрали на царство Михаила Феодоровича Романова.

Итак в это «безгосударное» время видная руководящая роль земского собора — вне всякого спора и сомнения. Он принимает деятельное участие в управлении, и его именем делаются распоряжения. Новое царствование началось при таких обстоятельствах, что участие народа являлось прямо необходимыми.

Государство носит на себе свежие следы страшного разорения и потрясения всех жизненных устоев, а на престоле юноша, исполненный благих намерений, но совершенно неопытный, не знающий, как привести в порядок расстроенное смутой государство.

Сознавая свою полную беспомощность, Михаил Федорович Романов даже согласился принять «бразды правления» лишь на том условии, что избравший его народ будет ему помогать в исполнении принятой им ка себя тяжелой задачи.

Материал создан: 29.08.2015

Часть 12. Земские соборы в XVII веке

Источник: http://iamruss.ru/article-29-08-15-08-47/

Ссылка на основную публикацию