Высшие государственные учреждения — история России

История государственных учреждений России

История государственных учреждений России Лекция № 1 Введение в дисциплину

Цели изучения дисциплины • Целями дисциплины «История государственных учреждений России» является: • приобретение знаний о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; • раскрытие сущности проблем совершенствования российского государственного механизма; • получение преставлений об эволюции, месте и функциях высших, центральных и местных государственных учреждений России в период с IX в. до наших дней; и • изучение организации российских госучреждений как динамичной системы, характера и механизма их практической деятельности; взаимодействия различных элементов государственного аппарата.

Приобретаемые знания и навыки • В курсе рассматривается история российских государственных учреждений, начиная с исторической динамики их структуры и состава, специфика деятельности в процессе осуществления функций, определение места в государственном аппарате.

Курс также изучает внутреннюю организацию государственных учреждений, направления их деятельности, формы воздействия на объект управления, а также значение и место каждого государствен ного учреждения в государственном аппарате.

• Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи: освоение основных категорий, закономерностей и отношений в системе государственных учреждений России; ознакомление с различными оценками ученых важнейших вех и событий в развитии Российского государства и системы его управления; формирование навыков самостоятельного анализа формирования, деятельности и развития системы институтов государственной власти на различных этапах России.

Приобретаемые знания и навыки (продолжение) • Для успешного освоения дисциплины необходимо: Знать — основные периоды и особенности развития истории России с древнейших времен до наших дней; — основные источники и специальную юридическую литературу, методы рационального использования информации; — принципы государственного управления; особенности его реализации в различных направлениях, предъявляемые к нему требования. Уметь: ориентироваться в административно правовом пространстве, — формировать выводы и заключения по проблеме, уметь их аргументировать, правильно подбирать и использовать источники и нормативно правовую базу. Владеть: — техникой подготовки научно справочного аппарата, навыками юридического анализа правовых актов и конкретных практических ситуаций, видеть перспективы административно-правовых отношений и грамотно её оценивать; — технологией поиска исторических источников и иной необходимой информации в архивах и библиотеках; — способностью обобщения, анализа и воспроизведения исторической информации; — навыками анализа информационных потоков и историко политических дискуссий в СМИ

Предмет дисциплины ГУР • История ГУР имеет самостоятельный объект исследования • Изучает внутреннюю организацию ГУР, направления их деятельности • Значение и место каждого учреждения в госаппарате • Социально – экономические причины зарождения • Главное – понять взаимосвязь ГУР с экономикой, внутренней и внешней политикой, общественными движениями и духовной культурой

Основные источники для изучения ГУР • Летописи и летописные своды (вече, князь, княжеский совет, наместники) • Акты правительственных учреждений ( до XVII в.

многие не дошли до нас из-за небрежного хранения, бедствий и войн) • Дела приказов, писцовые книги, документы воеводских канцелярий (XVIII в.

) • Законодательные акты, ежегодные и сводные отчеты о деятельности ГУР, стенографические отчеты и материалы сенаторских ревизий, правительственные СМИ • Законодательные документы новейшего периода

Историография дисциплины • Систематическое изучение истории ГУ – в XVIII в. (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов) • В середине XIX в. в России сложилась государственная школа историографии – основа – государство (ГУ) играет решающую роль в истории, т. к.

является творцом и основателем всех социально- экономических и культурных явлений • «История России с древнейших времен» Соловьева С. М. , «Областные учреждения России в XVII в. » Б. Н. Чичерина, «Курс русской истории» В. О. Ключевского • Исследование отдельных ГУ (XIX-начало XXвв. )-цензуры, земского управления, судебных органов – Б. Б. Веселовский, Г. А.

Герасименко, И. В. Гессен • В постсоветское время – «История Российской государственности» Т. П. Коржихиной и А. С. Сениной

Государственный строй киевской Руси и русских земель в IX XVвв. • Древнерусское государство в IX XV вв.

–своеобразная федерация с монархической формой правления (во главе –князь, затем великий князь; власть передавалась по наследству как старшему потомку Рюрика) • Государственные функции выполнял князь с дружиною • Главная задача – защита территорий и торговых путей, сбор дани, суд населения, походы на врагов • Дружина: старшие и младшие дружинники – из старших назначались основные чины княжеской администрации; младшие – военная сила; не обладали землей и своим хозяйством, жили на княжеском дворе

Структура власти • Князь в Киеве, в городах его посадники (следили за порядком, судили население, собирали дань и пошлины) • Середина и конец X в. –административно налоговая реформа кн. Ольги и религиозная реформа кн.

Владимира – вместе с православием на Русь пришло иное представление о власти: князь от Бога не только для защиты страны, но и для защиты и распространения религиозных ценностей • Князь и его дружина стали заводить свое хозяйство, превращаться в феодалов, бояре-землевладельцы – составили княжеский совет – складываются элементы сословной монархии.

Структура власти (продолжение) • Одновременно продолжало существовать народное собрание –вече (избирало князей, формировало народное ополчение и выбирало его руководителей) • С укреплением княжеской власти и его аппарата роль вече снижалась • Усложнялись функции государства – стало формироваться законодательство • В первой половине XI в. появился письменный свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого, затем «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха» , т. о. князь превратился в творца законов

Формирование моделей политического устройства на Руси в XII в.

• Два основных вида политического устройства русских земель: феодальная республика (Северо-Запад Руси –Новгород, Ладога, Псков) и феодальная монархия (Южная Русь – Киев, Чернигов, Переяславль) • Феодальная Республика – высший орган власти – вече, решения принимаются криком, фиксируются в «вечевой избе» вечевым дьяком • Реальная власть у Совета господ (владыка, князь, знатные бояре, посадники, тысяцкие) –разрабатывал повестку вече, контролировал его ход и должностных лиц • В Новгороде гл. правитель – посадник (из бояр) избирался на длительное время (помогали: тысяцкий и владыка)

Формирование моделей политического устройства на Руси в XII в.

(продолжение) • Феодальная монархия – Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль) – правит князь по наследству и по старшинству в согласии с княжеским советом, в меньшей мере считаясь с городским вече • Феодальная монархия – Юго-Западная Русь (Галич и Владимир -Волынский) – сильные княжества с монархической формой правления, вече созывается в исключительных случаях, роль бояр высока • Феодальная монархия – Северо-Восточная Русь в XII в. стала политическим центром русских земель, сильная княжеская власть опиралась не на бояр, а на служилых людей, будущих дворян, стала формироваться самодержавная форма власти, передавалась по личному распоряжению

Особенности государственного управления в период монголо татарских завоеваний • Изменение положения русских княжеств и их политического устройства • В XIV в.

часть русских земель вошла в состав Великого княжества Литовского (позднее Речи Посполитой), была утрачена самостоятельность и русская система власти, власть осуществлял Господарь с Советом панов, православные русские феодалы не были представлены в органах власти • Земли, оставшиеся под Золотой Ордой, подчинялись хану, князья принимали от него ярлыки на правление, собирали дань, приносили присягу на верность; в итоге возобладали тенденции восточной деспотии

Читайте также:  Царица савская - история России

Становление системы центрального и местного управления в Московской Руси в XIV –XV вв.

• Иван III- оформление нового Русского государства с центром в Москве как унитарного и централизованного • Удельные князья превратились в бояр, а уделы –в уезды единого государства • Законодательную функцию и верховное управление стала осуществлять Боярская дума (10 -15 чел.

) • Главную роль в ней играли – тысяцкий (руководил ополчением, осуществлял суд и фин. контроль); окольничий (исполнитель поручений князя) и казначей, при нем возникло первое государственное учреждение — казна

Вопросы к семинару к лекции № 1 «История государственных учреждений России» 1. Каков предмет и задачи дисциплины «История государственных учреждений России» ? 2. Каковы основные источники изучения дисциплины «История государственных учреждений России» ? 3.

Покажите взаимосвязь дисциплины ГУР с другими гуманитарными дисциплинами? 4. Какие функции выполнял великий киевский князь в X XII вв. ? 5. Какие модели политического устройства сложились в русских землях в XII в. ? 6. Каковы были особенности гос. управления русскими землями в XIII XV вв. ? 7.

Система управления Московской Руси

Источник: http://present5.com/istoriya-gosudarstvennyx-uchrezhdenij-rossii/

2. Высшие государственные учреждения

Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными еще от XVIII в., ряда новых учреждений.

Важное значение в государственном строе России имел Негласный (неофициальный) комитет, существовавший с 9 мая 1801 г. по 9 ноября 1803 г. Он состоял из так называемых «молодых друзей» Александра 1: П. А. Строганова, А. Чарторижского, В. П. Кочубея и Н. Н. Новосильцева. Негласный комитет не имел организации государственного учреждения.

Члены его собирались в личных комнатах в Зимнем дворце. Неофициально журналы заседаний вел граф П. А. Строганов. На заседаниях Комитета обсуждалось большинство правительственных мероприятий начала XIX в., в том числе и проекты реформ государственного аппарата (реформы Сената, создание министерств, реформы просвещения и т.д.).

Уже на заседании 25 апреля 1801 г. Александр 1 заявил, что реформа администрации должна быть предпочтительнее конституции. Укрепление самодержавия и государственного аппарата подорвало значение Негласного комитета. С осени 1803 г.

Александр 1 стал рассматривать важнейшие вопросы государственного управления преимущественно в кругу подчиненных ему высших чиновников-министров в Комитете министров.

Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры.

Председатель Государственного совета назначался императором. Первым председателем был канцлер граф Н. П. Румянцев. С 1812 по 1865 г. должности председателей Государственного совета и Комитета министров совмещались крупнейшими государственными деятелями (Н. И. Салтыков, П. В. Лопухин, В.

П. Кочубей, светлейший князь А. И. Чернышев и др. )

Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. Департаменты (законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии, а позднее дел царства Польского) были предварительными инстанциями для обсуждения законопроектов в узком кругу специалистов перед внесением его на обсуждение, в общее собрание.

В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров.

Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах. Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета. Кроме того, с 30-х годов XIX в.

установилась практика еженедельных докладов царю управляющими отдельными ведомствами.

В первую половину XIX в.

складывались более четкие этапы законодательного механизма абсолютной монархии: законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии, разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и общем собрании Государственного совета (иногда в Комитете министров, в высших комитетах и пр. ); после царской устной или письменной «санкции'' законопроект становился законом. который «обнародывался» 1-м департаментом Сената.

https://www.youtube.com/watch?v=NzASOg0bYKI

Одновременно с министерствами 8 сентября 1802 г был учрежден Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах министров. С учреждением Государственного совета в состав Комитета министров вошли председатель Государственного совета, а также председатели его департаментов. Кроме того, в 1812 г.

Комитет министров включились отдельные лица по назначению императора. Комитет министров являлся органом, характерным для абсолютной монархии. Это было высшее административное учреждение, совещание неограниченного монарха по вопросам управления государством с наиболее доверенными, назначенными им и ответственными только перед ним высшими чиновниками.

На его рассмотрение выносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов. Поступали в Комитет и запутанные дела, которые министры не желали разрешать своей властью. Через Комитет проходили многочисленные дела по надзору за государственным аппаратом (материалы сенаторских ревизий, выговоры местным администраторам и т. п.

), а также дела по личному составу правительственных учреждений (назначения, увольнения, наградные, пенсионные и пр.).

В первые годы царствования Александра 1 проводится ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Однако ни одна из них не была доведена до конца. В результате в I половине CIC в.

Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции. В состав каждого департамента входило несколько назначенных царем сенаторов.

Во главе каждого департамента стоял обер-прокурор: председательствовал в департаменте первоприсутствующий. Число департаментов Сената на протяжении первой половины CIC в. возросло с семи до двенадцати.

Возникшая еще в конце CVIII в. Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения с 1812 г. С 1812 по 1825 г.

канцелярия находилась в ведении Аракчеева, через которого к царю поступали доклады и рапорты министров, губернаторов, послов и других чиновников.

В условиях кризиса феодально-крепостного строя и возрастания бюрократического централизма эта канцелярия превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г.

в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения , 3 июля 1826 г. — третье, 26 октября 1828 г. — четвертое, 29 апреля 1836 г. — пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. — шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.

Первое отделение заведовало разнообразными делами, связанными с отчетностью министров императору, изготовлением «высочайших» указов т.п. Отделение следило за оперативностью действий ведомств и местной администрации в деле исполнения «высочайших повелений». С 30-х годов в этом отделении сосредотачиваются дела по надзору за службой гражданских чиновников.

Создание и деятельность второго отделения канцелярии было связано с кодификацией законов — составлением различных сборников законов России.

Особое место в государственном аппарате России занимало Третье отделение — орган политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А.Х. Бенкендорфа. Это отделение заменило существовавшую в России в первой четверти CIC в. децентрализованную систему политического сыска из нескольких самостоятельных учреждений.

Исполнительным органом Третьего отделения были воинские соединения корпуса жандармов (1827), преобразованного 1 июля 1836 г. Главный начальник Третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов. Правительство назначало на этот пост наиболее преданных ему деятелей. Первым его занимал генерал А. X. Бенкендорф: в 1844 г. его сменил граф А. Ф.

Читайте также:  Первопроходцы сибири - история России

Орлов: в 1856-1866 гг. пост главного начальника отделения занимал князь В. А. Долгоруков Ближайшим помощником главного начальника был управляющий Третьим отделением, который являлся одновременно начальником штаба корпуса жандармов Долгие годы (1839-1856) им был генерал Л. В.

Дубельт — умный и хитрый деятель жандармерии, выработавшим особый «стиль» деятельности жандармерии.

Жестоко обрушивались третье отделение и корпус жандармов на какие-либо проявления общественно-политического движения В первые годы своей деятельности Третье отделение было направлено на осуществление расправы с осужденными декабристами, а также с кружками передовой университетской молодежи конца 20-30-х годов Еще ранее в Сибипь были направлены тысячи польских повстанцев восстания 1830-1831 гг., сотни участников восстаний военных поселян и холерных «бунтов» 1831 г. В 1849 г отделение руководило расправой над петрашевцами.

жизни. Ежегодно сюда поступало 5-7 тыс. просьб: о пересмотре решений администрации, суда, полиции, о служебных делах, о восстановлении прав, жалоб на личные оскорбления, правительственные учреждения, на членов семьи и т. п.

Третье отделение вело «безгласно» следствие по некоторым крупным уголовным делам, оглашение которых в общих судах подрывало авторитет существующего строя. Фактически оно стояло над всем правительственным аппаратом России, было феодальным органом внесудебной расправы.

Четвертое отделение было создано из канцелярии императрицы Марии Федоровны (жены Павла 1), Это отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое и шестое отделения канцелярии считались временными. Пятое отделение было учреждено для разработки реформ о государственных крестьянах. Ему было поручено в виде опыта управление государственными крестьянами и имуществами Петербургской губернии Во главе отделения был поставлен граф П. Д. Киселев.

Шестое отделение было создано «для водворения в Закавказье прочного устройства», т. е. для разработки административной реформы на Кавказе. Непосредственным итогом деятельности этого отделения было учреждение кавказского наместничества 1844-1845 гг.

Источник: http://www.vuzllib.su/books/5634-/28-2._%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Высшие и центральные государственные учреждения в 16-20 вв

Приказы 16-17 вв.

Приказные учреждения даны в алфавитном порядке. После названия приказа указаны его функции и даты существования (как правило, первая дата имеет в виду первое упоминание в источниках).

Из множества сыскных приказов в список включены наиболее значительные, действовавшие сравнительно долгое время. В список не включены приказы конца 17 в. и начала 18 в.

— Адмиралтейский, Артиллерийский, Военно-Морских дел, Провиантский, Земских дел (1701), Синодальный дворцовый и др., т. к. они представляли собой новый тип центральных учреждений.

АПТЕКАРСКИЙ (Аптекарская палата), первоначально дворцовый, впоследствии общегосударственное учреждение, ведал вопросами медицинской службы (1594/ 1595-1714).

АСТРАХАНСКИХ ДЕЛ, функции не выяснены (упомянут в 1643). БОЛЬШОГО ДВОРЦА (Большой дворец), ведал дворцовым хозяйством, населением дворцовых волостей, а также Хлебным, Кормовым и Сытным дворами (1534- 1728).

БОЛЬШОГО ПРИХОДА (Большой приход), ведал сборами с населения: в 16 в.-прямыми и косвенными, в 17 в.- главным образом таможенными (1554/55-1699).

БОЛЬШОЙ КАЗНЫ (Большая казна), ведал сборами прямых налогов с торгового и ремесленного населения городов, монетным делом, казенной промышленностью; с 1680 — таможенными и кабацкими сборами (1621/22-1718).

БРОННЫЙ, осуществлял контроль за изготовлением военных доспехов (1573 — 1-я половина 17 в.).

ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (Литовский, Литовских управных дел), создан для управления завоеванными в 1654 землями Речи Посполитой (1657-1674/75, соединён с Устюжской четвертью).

ВЕЛИКОЙ РОССИИ, ведал управлением территорией слободских полков (Сумского, Харьковского и др.) (1687/88-1700).

ВЕРХНЕЙ ТИПОГРАФИИ, ведал придворной типографией (1680-?).

ВЛАДИМИРСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Владимирская четь, Владимирский), ведал управлением 26-30 городов с уездами (Владимир, Мценск, Орел и др.) (60-70-е гг. 16 в. — 1690, территориальное название с 1629).

ГАЛИЦКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Галицкая четь, Галицкий), ведал управлением 22-25 городов с уездами (Галич, Белоозеро, Шуя и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1680, соединен с Посольским приказом, территориальное название с 1606).

ГОРОДОВОГО ДЕЛА, ведал строительством системы укреплений по южной границе государства (1638-44).

ДЕНЕЖНОГО И ХЛЕБНОГО СБОРА, временный, создавался в военное время, ведал натуральными и денежными сборами на военные нужды (в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность).

ДЕНЕЖНОЙ РАЗДАЧИ, временный, создавался в военное время, ведал раздачей жалованья ратным людям (в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность).

ДОИМОЧНЫЙ, ведал сбором недоимок за прошлые годы (70-е гг. 17 в.- 1701).

ЖИТНЫЙ (Житных дворов), дворцовый, ведал приемом и выдачей казенных припасов, поступавших для хранения на Житные дворы (16 в. — 80-е гг. 17 в., соединен со Стрелецким приказом).

ЗАПИСНОЙ, ведал составлением истории Романовых (1657-59).

ЗЕМСКИЙ (Земский двор), ведал управлением Москвы, сбором налогов с тягловoгo населения, судом по уголовным и гражданским делам (1564-1699).

ЗОЛОТЫХ ДЕЛ (Золотой), дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой палатой (1624-56, соединен с Серебряным приказом в приказ Золотых и серебряных дел).

ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ, дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой и Серебряной палатами (1656-1700, соединен с Оружейной палатой).

ИКОННЫЙ, ведал дворцовыми иконописцами, работавшими в иконописной палате (1622-53).

ИНОЗЕМСКИЙ (Иноземный), ведал иностранцами, поступившими на русскую службу (1624-1701, соединен с приказом Рейтарских дел).

КАЗАНСКОГО ДВОРЦА (Казанский дворец, Мещерский дворец), ведал территорией, присоединенной к России в 16 в. после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, в 17 в. часть земель перешла в ведение других приказов (60-е гг. 16 в.- 1709).

КАЗАЧИЙ (Казачий разряд, Приказ сбора казачьих кормов), ведал сбором хлеба на жалованье казакам и служилым людям «по прибору» (1613-43).

КАЗЁННЫЙ (Казенный двор), дворцовый, являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые ее изготовляли (скорняками и др.) (1512-1700, соединен с приказом Большого дворца).

КАЛМЫЦКИХ ДЕЛ, ведал переговорами с калмыцкими тайшами по поводу принятия ими русского подданства (1661).

КАМЕННЫХ ДЕЛ (Каменный), ведал казенным каменным строительством, заготовкой строительных материалов и записными каменщиками и кирпичниками (1583/84, 1615/16-1700, соединен с приказом Большого дворца).

КНЯЖЕСТВА СМОЛЕНСКА (Смоленский), ведал управлением смоленскими землями, возвращенными в ходе русско-польской войны 1654-67 (1663/64-1712).

КОНЮШЕННЫЙ, ведал царским выездом и сбором пошлин с торговли лошадьми (1573-1728).

КОСТРОМСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Костромская четь, Костромская, Ярославская четверть), ведал управлением 17-22 городов с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1700, в 1680 соединен со Стрелецким приказом, территориальное название с 20-х гг. 17 в.).

КУПЕЦКИХ ДЕЛ, ведал оценкой мехов и др. вопросами, связанными с пограничной торговлей русских купцов (был подчинен Сибирскому приказу) (1664-78).

ЛИТОВСКИХ ПОЛОНЯНИЧНЫХ ДЕЛ, создан для решения судьбы пленных, захваченных во время Смоленской войны 1632-1634 (1634-36).

ЛИФЛЯНДСКИХ ДЕЛ (Лифляндский земский приказ), ведал землями, завоеванными в Лифляндии во время русско-шведской войны 1656-61 (1658-62).

ЛОВЧИЙ, дворцовый, ведал царской охотой (1509 — 1-я половина 17 в.).

МАЛОЙ РОССИИ (Малороссийский), ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление (1662-1722, в 1667 подчинен Посольскому приказу).

МЕЩАНСКОГО СУДА, ведал судом над белорусским населением Мещанской слободы в Москве (1666).

МОНАСТЫРСКИЙ, ведал хозяйственными делами монастырей, с 1701 и судебными делами церковнослужителей (1650-75, 1701-25).

МУШКЕТНОГО ДЕЛА, ведал изготовлением ручного огнестрельного оружия, был подчинен Оружейной палате (1663-64).

Читайте также:  Болгария перед вступлением на её территорию красной армии - история России

НОВГОРОДСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Новгородский), ведал управлением 21-33 городов с уездами (Новгород, Псков, Архангельск, Вологда и др.) (60-70-е гг. 16 в.- 1720, в 1680 подчинен Посольскому приказу, территориальное название с 1601).

НОВОЙ АПТЕКИ, создан в связи с постройкой новой аптеки в Москве (1673-74, соединен с Аптекарским приказом).

НОВОЙ ЧЕТВЕРТИ (Новая четь, Кабацкий приказ), ведал кабацкими сборами с Москвы и южных городов (до 1665), борьбой с корчемством, в 1678 и сношениями с калмыками (1619-80, соединен с приказом Большой казны).

ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (Оружейный), подал производством холодного и ручного огнестрельного оружия (1-я половина 16 в., возобновлен в 1613 — до 20-х гг. 18 в.).

ПАНИХИДНЫЙ (Приказ у вечного поминка), ведал поминанием лиц царской семьи (1628-97).

ПАНСКИЙ, ведал служилыми иностранцами, выходцами из стран Западной Европы (1614-23).

ПАТРИАРШИЙ ДВОРЦОВЫЙ, ведал управлением патриаршим хозяйством, сборами с раскольников и др. (1620-1726, в 1701 передан в ведение Монастырского приказа, в 1721 — Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии).

ПАТРИАРШИЙ КАЗЁННЫЙ, ведал сбором налогов, поступавших в патриаршую казну (1617/18-1726, в 1701 передан в ведение Монастырского приказа, в 1721 — Синода, в 1726 соединён с Коллегией экономии).

ПАТРИАРШИЙ СУДНЫЙ (Патриарший разряд, Патриарший духовный), ведал судебными делами о преступлениях против веры, назначением духовенства на должности и др. (начало 17 в.- 1700).

ПАТРИАРШИЙ ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛ, ведал надзором за благочинием в церквах и поведением духовенства (1674-90).

ПЕЧАТНЫЙ, ведал хранением и прикладыванием государственных печатей и сбором печатных пошлин, был подчинен Посольскому приказу (16 в. — 1722).

ПЕЧАТНЫЙ (Книгопечатного дела), ведал работой Московского печатного двора (1553-1722, преобразован в Типографскую контору при Синоде).

ПОЛКОВЫХ ДЕЛ, функции не выяснены (упомянут в 1661, был подчинен приказу Казанского дворца).

ПОЛОНЯНИЧНЫЙ, ведал выкупом русского населения, попавшего в плен (середина 16 в. — 1679).

ПОМЕСТНЫЙ, ведал вопросами феодального землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель (1577-1720, в 1712 подчинен Сенату).

ПОСОЛЬСКИЙ, ведал сношениями с иностранными государствами (1549-1720).

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ, дворцовый, ведал царской спальней, а также лицами, обслуживавшими царскую семью (1573, по др. данным, 50-е гг. 16 в. — 1-я половина 17 в.).

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ (до 1695 — Преображенская канцелярия), ведал «потешными» полками, позднее — проведением рекрутских наборов, полицейской службой, с 1697 — делами о государственных преступлениях (1686-1729).

ПРИКАЗНЫХ ДЕЛ, исполнял особые поручения, являлся апелляционной инстанцией для судебных дел Поместного и Холопьего приказов (1622 — 60-е гг. 17 в.).

ПУШКАРСКИЙ, ведал артиллерией русской армии и обслуживающим её населением, в его управлении находились казённый Пушечный двор и пороховые мельницы (1577-1700).

РАЗБОЙНЫЙ (с 80-х гг. 17 в.- Разбойный сыскной), ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах (1555/ 1556, по др. данным, 1539-1701).

РАЗРЯДНЫЙ (Разряд, Большой разряд), ведал обороной государства, учетом и управлением служилыми людьми, назначением на гражданские должности, 33 пограничными городами с уездами (1555/56, по др. данным, 30-е гг. 16 в.- 1711).

РАТНЫХ ДЕЛ, функции не выяснены (1633).

РЕЙТАРСКИЙ, ведал полками -«иноземного строя» (1649-1701, соединён с Иноземским приказом).

РОЗЫСКНЫХ ДЕЛ, создан для следствия по делу Ф.Л. Шакловитого и его сообщников (1689-94).

РУДНОГО СЫСКА, ведал организацией разведок залежей полезных ископаемых (1642-1709 или 1710).

СБОРА ДАТОЧНЫХ ЛЮДЕЙ (Сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей), временный, ведал набором тяглых людей для тыловых работ в военное время, занимался также комплектованием драгунских и солдатских полков (1633 — конец 30-х гг. 17 в., 1651-54, соединен с приказом Костромской четверти).

СБОРА НЕМЕЦКИХ КОРМОВ (Приказ немецких кормов, Приказ сбора хлебных и мясных запасов), ведал сбором продовольствия для наёмных иностранных войск на русской службе (1632 — конец 30-х гг. 17 в.).

СБОРА ПЯТИННЫХ И ЗАПРОСНЫХ ДЕНЕГ (Сбора пятинных и земских денег), временный, ведал сбором чрезвычайных налогов, идущих на военные нужды (1616-18, 1632-37).

СБОРА РАТНЫХ ЛЮДЕЙ, ведал проведением набора людей и сбора денежных средств для обороны южных границ государства (1637-54).

СБОРА СТРЕЛЕЦКОГО ХЛЕБА, ведал натуральными сборами на армию (1672-97).

СЕМЁНОВСКИЙ, ведал формированием Семеновского полка и сбором средств на его содержание (между 1688 и 1693-1718).

СЕРЕБРЯНЫЙ (Серебряная палата), ведал ювелирными работами для нужд двора (упомянута 1613-56, соединен с приказом Золотых дел и приказ Золотых и серебряных дел).

СИБИРСКИЙ, ведал управлением Сибири (1637-1727, 1730-63).

СОБОРНОГО ДЕЛА, ведал живописными и ремонтными работами и кремлёвских соборах (упомянут в 1653).

СОКОЛЬНИЧИЙ, дворцовый, ведал придворной соколиной охотой (1550 — 2-я половина 17 в.).

СТВОЛЬНЫЙ, ведал изготовлением стволов для ручного огнестрельного оружия (был подчинён Оружейной палате) (1647-1666).

СТРЕЛЕЦКИЙ (приказ Надворной пехоты), ведал стрелецкими полками, в 1672-1683 — также сбором (1571-1701, реорганизован в приказ Земских дел).

СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН, ведал постройкой богаделен в Москве и других городах (1670-80).

СУДНЫЙ, ведал судебными делами служилых людей (1699-1700).

СУДНЫЙ ВЛАДИМИРСКИЙ, ведал судебными делами высшего слоя служилых людей (думных и московских чинов) (1582/ 1583-1699, объединен с Московским судным приказом и переименован в Судный приказ).

СУДНЫЙ ДВОРЦОВЫЙ, ведал судебными делами дворцовых служителей (1664/ 1665-1709).

СУДНЫЙ ДМИТРОВСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Дмитровского уезда, неподсудных местным воеводам (1595 — начало 17 в.).

СУДНЫЙ КАЗАНСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Среднего и Нижнего Поволжья (1591-1719).

СУДНЫЙ МОСКОВСКИЙ, ведал судебными делами служилых людей Московского и др. уездов (1598-1699, объединен с Владимирским и переименован в Судный приказ).

СЧЁТНЫЙ (Счетных дел, Столовых и счетных дел), осуществлял финaнсoвый контроль за деятельностью центральных учреждений, с 1670 ведал сбором недоимок (1656-1677/78).

СЫСКНОЙ (Сыскных дел), создан для разбора жалоб, главным образом по земельным делам (1619).

СЫСКНОЙ, подал сыском посадских людей, заложившихся за вотчинников в Москве и Ярославле (1638-42). СЫСКНОЙ, проводил «посадское строение» 1649-52 (1648-52).

СЫСКНОЙ (Сыскных заставных дел), создан для выяснения размеров опустошений после эпидемии 1654-55, ведал предупредительными санитарными мерами (1657-60-е гг. 17 в.).

СЫСКНОЙ, создан для следствия над участниками Медного бунта (1662).

ТАЙНЫХ ДЕЛ (Тайный), собственная канцелярия царя, осуществлял контроль за деятельностью государственных учреждений, ведал делами о политических преступлениях, с 1663 и дворцовыми землями (1654-76).

УСТЮЖСКОЙ ЧЕТВЕРТИ (Устюжский), ведал управлением 22-26 городов с уездами (Устюг, Сольвычегодск, Можайск и др.) (60-70-е гг. 16 в. — 1680, соединен с Посольским приказом, территориальное название с 1611).

ХЛЕБНЫЙ, ведал натуральными сборами для армии, а также житницами, в которые свозился «стрелецкий хлеб», управлял некоторыми дворцовыми вотчинами (Скопин, Романов и др.) (1663-83).

ХОЛОПИЙ (Холопьего суда), ведал регистрацией кабальных актов и судебными делами о холопах (50-70-е гг. 16 в. -1681, 1683-1704).

ЦАРЁВОЙ МАСТЕРСКОЙ ПАЛАТЫ, ведал изготовлением царской одежды и мастеровыми людьми, ее изготовлявшими (1613 -начало 18 в.).

ЦАРИЦЫНЫ МАСТЕРСКОЙ ПАЛАТЫ (Постельный), ведал изготовлением одежды для цариц и царских детей, а также дворцовым населением Кадашевской слободы и с. Берейтова (1656, по др. данным, -1626-1701).

ЧЕЛОБИТНЫЙ, являлся апелляционной инстанцией по делам других приказов, в него поступали все челобитные на имя царя (упомянут в 1550, 1613-85, соединен с Владимирским судным приказом).

ЯМСКОЙ, ведал организацией ямского дела (1550-1723).

Государственные учреждения 18 — начала 20 вв.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

(8.2.1726-4.3.1730)

Источник: http://russiahistory.ru/vy-sshie-i-tsentral-ny-e-gosudarstvenny-e-uchrezhdeniya-v-16-20-vv/

Ссылка на основную публикацию