Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов xix века — история России

Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX в

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий.

Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы.

Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.

В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник).

Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду.

Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза.

Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.

Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс.

Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства.

Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы слать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым.

Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г.

изменило общее направление правительственного курса.

Император Александр III (1881—1894). Как и его предшественник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный.

Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными.

Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России.

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия…».

Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку.

Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х годов XIX в. В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тенденции.

Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства.

В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса.

Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее решение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

Однако социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укреплена государственность и достигнута определенная социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.

Читайте также:  Горлицкий прорыв 1915 года - история России

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/31024.html

В 60-х — первой половине 90-х годов xix в

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Οʜᴎ стали продуктом стремления ʼʼлиберальной бюрократииʼʼ продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла крайне важно сть изменения местного управления. В 1864 ᴦ. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителœей всœех сословий.

Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Вместе с тем, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. ʼʼГородовое положениеʼʼ 1870 ᴦ. создало в городах всœесословные органы – городские думы.

Οʜᴎ занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.

В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. ʼʼНовые судебные уставыʼʼ 1864 ᴦ. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Οʜᴎ предусматривали всœесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник).

Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. При этом, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. К примеру, крестьяне подлежали своему сословному суду.

Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената͵ заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874 ᴦ. о всœесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались исходя из образовательного ценза.

Лица, имевшие высшее образование, служили всœего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др.

Улучшилась система управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 ᴦ. были изданы ʼʼУстав гимназийʼʼ и ʼʼПоложение о народных училищахʼʼ, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всœесословное образование.

Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделœены на классические и реальные. В них принимались дети всœех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 ᴦ. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 ᴦ.

В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 ᴦ. были введены ʼʼВременные правилаʼʼ о печати. Οʜᴎ отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер.

Οʜᴎ начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны.

Россия в определœенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.

Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

При этом процесс модернизации России имел специфический характер.

Он прежде всœего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инœертностью народных масс.

Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, ʼʼлиберальная бюрократияʼʼ.

Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881ᴦ. министром внутренних дел, графом М.Т. Лорис-Меликовым.

Οʜᴎ предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителœей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. При этом убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 ᴦ. изменило общее направление правительственного курса.

Император Александр III (18811894). Как и его предшественник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный.

Он вошел в историю как царь-ʼʼмиротворецʼʼ, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Οʜᴎ заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России.

Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апрелœе 1881 ᴦ. был обнародован манифест ʼʼО незыблемости самодержавияʼʼ. В августе последовало ʼʼРаспоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия…ʼʼ.

Этот документ вошел в историю как ʼʼПоложение об усиленной охранеʼʼ, так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. ʼʼЛиберальные бюрократыʼʼ были отправлены в отставку.

Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 ᴦ. подчинœена земским начальникам. Οʜᴎ назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни.

Эта мера означала усиление административной вертикали на селœе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. В 1890 ᴦ. новое ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учрежденияхʼʼ во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. ʼʼГородовое положениеʼʼ 1892 ᴦ.

укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 ᴦ.

был введен циркуляр о ʼʼкухаркиных детяхʼʼ, не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д. В 1884 ᴦ. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение.

Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

ʼʼВременные правила о печатиʼʼ 1882 ᴦ. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.

Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Правительство оказывало поддержку ʼʼправымʼʼ изданиям, среди которых выделялись ʼʼМосковские ведомостиʼʼ М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х – перв. пол. 90-х годов XIX в. В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тенденции. Правительству Александра III не удалось окончательноуничтожить земства и городское самоуправление. Οʜᴎ остались центрами объединœения либералов.

Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса.Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решениикрестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян.

При этом дальнейшее решение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

При этом социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половинœе 90-х годов XIX в. была укреплена государственность и достигнута определœенная социальная стабильность.

Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.

Читайте также:  Хронология и периодизация событий гражданской войны - история России
  • — Третий этап развития златоустовского художественного оружия 50 — 60-е гг. XIX в.

    Второй, «русский», этап развития 1820 — 1830 гг. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Немного об истории. Златоустовская гравюра на стали, родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само… [читать подробнее].

  • — Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более… [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,… [читать подробнее].

  • — Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в… [читать подробнее].

  • — Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX — XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно… [читать подробнее].

  • — С двумя крыльями (сер. XIX в.).

    Клыка, изображающая воина в доспехе МАЭ, № 668–8. Воспроизведено по: Антропова 1957: 220, рис. 33 единке. Сначала нападал один противник, второй оборонялся, затем наоборот (Меновщиков 1950: 17 (эскимосы); Стебницкий 1994: 54 (коряки); Милянская, Карахан 1987: 134). Причем воин мог… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/281215_v_60_h___pervoy_polovine_90_h_godov_xix_v

    Внутренняя политика российского самодержавия в 80-нач.90-гг. 19 века

    2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845 – 1894). Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III.

    Опасаясь покушений со стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения.

    Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали «царь-миротворец».

    К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин.

    — последствия крестьянской реформы 1861 г.:

    -Естественный прирост крестьянского населения усугублял малоземелье.

    — последствия Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., неурожай и голод 1879 — 1880 гг.

    — мировой экономический кризис конца 70-х годов, захватившим и Россию.

    Главная задача самодержавия заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору — дворянство, позиции которого были заметно ослаблены в силу объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух «переломных» пореформенных десятилетий. Отсюда четко выраженная продворянская направленность внутренней политики в 80-х — начале 90-х годов.

    В самих «верхах» в то время не было единства: наряду с реакционным направлением, требовавшим решительного «пересмотра» реформ 60 — 70-х годов, было и оппозиционное.

    Да и само правительство не могло не считаться с новыми веяниями и проводило противоречивую политику: наряду с контрреформами оно принимало меры, направленные на развитие экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

    Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К.П. Победоносцев и М.Н. Катков.  29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия».

    После отставки П.Н. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. М.Т.

    Лорис-Меликов отзывался о нем так: «Личность эта, сотворила больше зла России, чем все остальные деятели, даже вместе взятые». С особой настойчивостью Д.А.

    Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и Катковым.

    Цензура и просвещение… Первыми жертвами стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила» о печати, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами.

    5 июня 1887 г. был опубликован его циркуляр, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Общественность восприняла его как позорный «циркуляр о кухаркиных детях».

    Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступления в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков.

    По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. В 1882 — 1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов; тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование.

    Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 — 1893 гг.

    Аграрно-крестьянский вопрос… Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

    28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян.

    Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г.

    переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

    18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (на чал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам.

    В конце 80-х — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов.

    В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев.

    Законом 14 декабря того же года «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины.

    По этому же закону отменялась статья 165-я «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины.

    Контрреформы в области местного управления и суда.   В начале 90-х годов были проведены земская и городская контрреформы, предприняты шаги к изменению Судебных уставов 1864 г.

    Несмотря на стремление самодержавия с самого начала введения земских учреждений сохранить в них преобладание дворянства, позиции последнего под влиянием объективных условий постепенно ослабевали.

    Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве, обеспечив ему более полное и устойчивое господства в земских учреждениях, ограничить представительство в них недворянских элементов, в особенности крестьянства.

    Те же цели преследовались и при проведении городской контрреформы. 11 июня 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому еще более урезывались избирательные права городского населения.

    Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам.

    Прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Указом 12 февраля 1887 г.

    министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым «в видах ограждения достоинства государственной власти», публичное рассмотрение любого дела в суде.

    Национальный вопрос. Политика выражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в русификации национальных окраин и распространении на них общеимперского административно-политического управления. Утвердившийся в те годы дух воинствующего имперского национализма привел к различным стеснениям «иноверцев» и «инородцев». В первую очередь были ущемлены в правах евреи и поляки.

    Финансово-экономическая политика.  

    Министром финансов был назначен выдающийся экономист, Н.Х. Бунге. Это был последний «либеральный министр» в кабинете Александра III. Бунге поставил себе сложную задачу — упорядочить финансы, но без отягощения трудовых слоев населения.

    Более того, именно при Бунге были уменьшены выкупные платежи и сложены накопившиеся по ним недоимки, отменены подушная подать и налог с занятий мещан (который они платили вместо подушной подати).Бунге изыскивал иные средства для увеличения доходов казны.

    Существенно были повышены другие прямые и косвенные налоги: поземельный, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов; он ввел налоги на наследство и на заграничные паспорта.

    Читайте также:  Национально - государственные устройство ссср по конституции 1977 г. автономные республики и области в составе других союзных республик - история России

    На 30% были увеличены таможенные сборы (эта мера преследовала также и протекционистские цели). Однако ликвидировать бюджетный дефицит ему всё же не удалось. Вышнеградский продолжил его политику. Он добился значительного превышения экспорта над импортом за счет увеличения вывоза хлеба и другой сельскохозяйственной продукции.

    Характерно его заявление весной 1891 г. в связи с неурожаем и надвигавшимся голодом: «Сами не будем есть, но будем вывозить». При Вышнеградском был создан золотой запас в размере свыше 500 млн. руб., что позволило сменившему (в 1892 г.) его на посту министра финансов С.Ю. Витте в 1897 г. провести денежную реформу.

    Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/554-vnutrennyaya-politika-rossijskogo-samoderzhaviya-v.html

    Культура дореформенной России (60-90-е годы XIX в.) (стр. 1 из 3)

    Доклад

    Культура дореформенной России (60-90-е годы XIX в.)

    Новая, наиболее последовательная попытка модернизации российского общества (1860-70-е гг.) коснулась основных сторон жизни — социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати).

    Ускоренное развитие капитализма, становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя культурных ценностей и как главного их потребителя, это привело к оживлению и известной демократизации культурной жизни.

    С укреплением экономических позиций буржуазии усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа – «меценаты».

    Школа, просвещение и печать

    Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза).

    Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%, среди мужчин — 29,3%, среди женщин — 13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения.

    Таким образом, общий уровень образованности в России до второй половине XIX в. определяла начальная школа.

    В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения. «Положение о начальных народных училищах» 1864г. допускало, в частности, открытие начальных школ общественными организациями (органами городского самоуправления и земствами на селе).

    Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты грамотности и другие общественные просветительские организации) претворить в жизнь передовые педагогические идеи К.Д. Ушинского (1824-1870/71) и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию.

    Наряду с церковно-приходскими школами (учителей, для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трехгодичные школы (в это время наиболее распространенный тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры.

    Обучение в них было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения четырех правил арифметики и закона божьегоздесь изучались география, природоведение, история.

    Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища — с 1864г. реальные (учебный план включал большой объем знаний по точным и естественным наукам) и с 1873г .

    коммерческие (где изучались бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.

    закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

    В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863г.

    , предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к росту числа студентов (в 60—90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда, неравномерно (в 1897г, в Петербургском университете доля детей дворян и чиновников составила около, 2/3, а в Харьковском — менее 40%).

    В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, К.А. Лимнрязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников.

    Появились первые ростки высшего женского образования — высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В.И. Герье в Москве, 1872; Бестужевские в Петербурге, 1878 и др.).

    Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с 1859г.

    началиработать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казенных школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871г.

    , проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

    В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900г.).

    Окончательно оформился тип«толстого» журнала, публиковавшего литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»).

    Издание книг росло еще стремительнее (в 1860-90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Все это было возможно, т.к. полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза) в 1864г. насчитывалось около 300 типографий, в 1894г. Их было уже более тысячи.

    ) Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О. Волъфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в конце 90-х годов).

    В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862г. была открыта первая Публичная библиотека в Москве (ныне РГБ). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том числе земской.

    Наука и техника

    60-90-е годы XIX в. отмечены замечательными успехами отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л. Чебышев (1821-1894), сделавший выдающиеся открытия в теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов и пр., создал научную математическую школу.

    К ней относится и М.А. Ляпунов (1857 — 1918), получивший мировую известность работами в области дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей и др. Важные работы по теории дифференциальных уравнений и по механике принадлежат выдающемуся математику, первой в мире женщине-профессору, члену-корреспонденту Петербургской академии наук С.В.

    Ковалевской (1850-1891).

    Наиболее важные исследования выдающегося физика, профессора Московского университета А.Г. Столетова (1839-1896) относятся к области магнетизма и фотоэлектрических явлений.

    Основы современной органической химии были заложены одним из замечательных русских ученых А.М. Бутлеровым (1828-1886). Направление ученых трудов Александра Михайловича не составляет продолжения или развития идей его предшественников, а принадлежит ему самому (Д.И. Менделеев). Открытый в 1869г. Д.И.

    Менделеевым (1834-1904) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания, составляющий фундамент современного учения о веществе.

    Кроме занятий теоретической химией, Менделеев решал прикладные научно-технические задачи, связанные с хозяйственными нуждами страны, разрабатывал проблемы освоения Северного морского пути, орошения почв в низовьях Волги и пр. Несмотря на огромные заслуги ученого, в 1880г. он не был избран в Петербургскую академию наук, а в 1890г.

    вынужден был уйти из Петербургского университета, профессором которого являлся с 1865г. Между тем, труды Менделеева получили международное признание, он был избран почетным членом многих иностранных академий и научных обществ.

    Прославленный физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) отмечал, что русские натуралисты своей деятельностью служили духовному сближению Востока с Западом. Техническая мысль также достигла больших успехов (изобретение электротехников А.Н. Лодыгина (1847 – 1823) и П.Н.

    Яблочкова, создание первого в мире самолета А.Ф. Можайским (1825 – 1890) и т. д.). Значительные достижения географической науки связаны с именами выдающихся путешественников и ученых – географов и этнографов П.П. Семенова – Тян-Шанского (1827 — 1814), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Н.Н.

    Миклухо-Маклая (1846 – 1888).

    В области гуманитарных наук большими успехами отмечено развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально – исторического самопознания стали труды выдающихся историков С.М. Соловьева (1820 – 1879) – «История России с древнейших времен» (1851 – 1879); «Публичные чтения о Петре Великом», (1872) и др.

    , а также В.О.Ключевского (1841-1811) – «Боярская дума древней Руси» (1882); «Происхождение крепостного права в России» (1885) и др. Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П.Г. Виноградова (1854 – 1925), Н.И. Кареева (1850 – 1831) и пр.

    Так, благодаря самому значительному труду Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции последней четверти XVIII века» (1879) русской науке принадлежал приоритет в изучении крестьянского вопроса во Франции эпохи буржуазной революции.

    Как историк, ученый подошел и к проблемам философии, истории – в свете конкретных исторических событий («Основные вопросы философии и истории», «О роли личности в истории»).

    Возражая против прямолинейных исторических построений, подобных Гегелю, он писал: «История – не прямая линия, неправильный узор, построенный по математическому плану, оживает ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом… Всемирно – исторический процесс непланомерен …».

    Общественно—политическая мысль

    Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/130154/kultura-doreformennoy-rossii-60-90-e-gody-xix-v

    Ссылка на основную публикацию