Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки — история России

Денежная реформа В.С.Павлова, 1991 год, реформы Российской Федерации

           Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно.

Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990 год) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н.И.Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной.

В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и Правительство отложило пересмотр цен.

           Другим примером непоследовательности действий Правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре Правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет.

           В конце 1990 года главой Правительства стал бывший министр финансов в Правительстве Н.И.Рыжкова В.С.Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК.

           Чтобы остановить центробежные тенденции был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

           Вскоре В.С.Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. М.С. Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

           23 января 1991 года В.С.Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100 рублевых купюр. Новация заключалась в том, что, якобы, в основном только у спекулянтов были крупные купюры. Однако обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам.

            К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

            Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. рублей, в марте – 8 млрд. рублей, а к апрелю уменьшился до 4 млрд. рублей.

            Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами Правительства.

            Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

            В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и рыночных цен. Одновременно Правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций, вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

            Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре 1991 года был начавшийся распад СССР и отказ бывших союзных республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

            В этих условиях Президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. рублей на содержание армии и государственного аппарата.

            В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию.

            Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 годов.

            В условиях начавшегося развала СССР обмен денег носил хаотичный характер и вызвал огромное недовольство населения, создавшее Павлову дурную репутацию на долгие годы. В оправдание В.С.

Павлова надо сказать, что ему приходилось действовать в условиях, когда время было упущено, и власть советского Правительства с каждым месяцем ослабевала.

Ни в феврале, ни в июне 1991 года Верховный Совет СССР не дал ему запрашиваемых дополнительных полномочий, блокировал и тормозил практические действия Кабинета Министров СССР.

            Между тем, именно в это время было подписано первое в истории Советского Союза генеральное соглашение Правительства и профсоюза об условиях труда, оплаты и о социальных гарантиях.

Была проведена реформа розничных цен и тарифов со 100% опережающей компенсацией потерь реальных доходов и денежных накоплений населения.

Она создала условия для увеличения доходов государственного бюджета от увеличения производства, потребления населением продовольствия и укрепления экономического потенциала села.

            Были определены программы перестройки ТЭКа, металлургической, химической и многих других отраслей промышленности на базе прямых связей предприятий и регионов. Но было поздно. Если бы В.С.Павлов получил реальную власть на несколько лет раньше, то ему, как сильной личности, удалось бы несколько стабилизировать советскую экономику и сдержать развал СССР.

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денежная реформа 1993 года

            С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы Правительства Российской Федерации с 1992 года заложена концепция количественной теории денег. Этим объясняется та легкость, с которой пошло Правительство России на либерализацию цен в 1992 году, не создав для этого соответствующих условий.

            В этот период времени на состояние денежной системы в России стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 года во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота.

Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 года Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года, банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен.

Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение Правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось.

Поэтому соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции  во всех республиках бывшего Союза.

            Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении расчетов.

            Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов. Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными. Это усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

            В феврале 1993 года в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 года. Они не поставлялись в банки других государств рублевой зоны.

Но к середине 1993 года большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории Российской Федерации денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использования в России с 26 июля 1993 года только банкнот образца 1993 года.

Денежная реформа 1998 года

            Замедление спада в экономике в 1996-1997 годах вызвало принятие Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 1000 : 1.

            Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте.

            С 1 января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100, и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1 ,5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.

В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000: 1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой  монета в десять рублей).

            К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). Однако в середине августа 1998 года финансовая ситуация в стране существенно обострилась.

Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падение курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля.

            Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам.

            Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России.

            Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года.

Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

           На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует и по сей день.

При опубликовании ссылка (в Интернете — гиперссылка) на пресс-службу министерства финансов Ставропольского края (www.mfsk.ru) обязательна.

Источник: http://old.mfsk.ru/main/jubilee/27-06-2012

Инфляция в России в конце 90-х годов прошлого века

К концу 20 столетия население многих стран мира испытало на себе негативные последствия такого явления, как инфляция. Эта беда не миновала Россию в конце 90-х годов прошлого века. Инфляция – это снижение покупательской способности денег и их обесценение.

Количество денежных единиц превышает сумму товарных цен, появляются деньги, не обеспеченные товаром. Ведет к явному или скрытому росту цен. Она разрушает все области экономической жизни страны. От нее страдает производство, финансовый рынок, государство, но хуже всего приходится людям.

Во время инфляции обесцениваются деньги по отношению к золоту, к иностранной валюте, по отношению к товару. Причинами  являются:

1. Монополия на эмиссию денег

2. Монополия фирм на определение цены

3. Профсоюзная монополия.

Суть данного явления можно пояснить незамысловатой фразой: «Большое количество денег охотится за очень малым количеством товара». Скрытая ин.

характеризуется дефицитом услуг и товаров при неизменных ценах, невыплате зарплаты в срок, а последующая выплата происходит уже обесцененными деньгами.

Инфляцию, которая началась в 90-е годы в России, полностью еще не удалось преодолеть, поэтому эта тема по сей день является злободневной.

Предпосылки

До начала реформ, в советское время, инф. носила подавленный характер. Происходило замораживание доходов и цен, а административное регулирование цен приводило к изменению рыночного механизма.

В период подавленной инфляции одна часть населения находилась в опасении исчезновения товара, а обладатели доходов хотели полностью избавиться от денег. В 80-годах ежегодный темп роста цен был на уровне 1,5 %. Административное сдерживание цен и полное игнорирование спроса тормозили развитие производства и развили острый товарный дефицит.

Продукты питания полностью исчезают с прилавков магазинов. Во всех городах вводится карточная система и талоны, формируются продуктовые заказы.

Советская экономика испытывала глубочайший кризис, который особенно ощущался в социальной жизни граждан, вызывая напряженность в обществе. Конечно, правительство старалось преодолеть этот кризис, но довольно безуспешно. С 1985 г по 1989 года разница между доходом и расходом госбюджета выросла с 18 до 120миллиардов рублей.

Преодолеть экономический кризис смогли бы инвестиции. Но политическая нестабильность в стране сдерживала поток инвестиций, а перевод экономики на рыночные отношения сильно повысил значение денег. Командная экономика переходила в рыночную очень медленно, нелогично, а иногда делала обороты вспять.

Читайте также:  Печать и журналистика - история России

То же самое происходило и в либерализации цен, реформах законодательства, создании новой налоговой системы. Денежную стадию приватизации Россия начала результативно. Но создать конкурентоспособный частный сектор не получилось из-за недостаточной прозрачности приватизационного процесса.

Это привело к созданию огромных конгломератов, которые принадлежали финансовой олигархии, именно они стали контролировать российскую экономику.

Начало «галопирующей» инфляции

Либерализация цен сделала инфляцию открытой и «разбойной». В 1992 году цены взлетели в 26 раз, а в 1993 году – в 10 раз. Тема статьи принимает галопирующий характер. Соотношение между расходом населения и его доходом упало с 87,4% до 79,2%.

Первый толчок к инфляции был получен от освобождения цен от административного регулирования в январе 1992 года, когда предприятия резко повысили цены в 5 раз. Рост заработной платы вдвое отставал от роста цен, денежная масса увеличивалась еще медленнее. Спрос на товары резко упал, что стало причиной сокращения производства.

Около 80% оптовых цен и 90% розничных цен были избавлены от государственного регулирования. Но государство оставило контроль над ценами на молоко, хлеб, общественный транспорт. В это же время начинается либерализация зарплат и вводится свобода розничной торговли.

Реформы были начаты на федеральном уровне, а контроль над ценами осуществлялся на местном уровне. Поэтому местные власти хотели сохранить этот контроль, несмотря на отказ правительства субсидировать такие регионы.

К январю 1995 года цены на 30% товаров регулировались разными путями. Власти могли оказать давление на приватизированные магазины, аргументируя это тем, что земля, коммунальные услуги и недвижимость остались в руках государства.

Местные власти запрещали экспорт продуктов в другие области. Возникают преступные группировки, которые блокируют доступ товара на рынки, собирают дань путем рэкета, искажая рыночные процессы ценообразования.

Плохие дороги и высокие транспортные расходы мешали компаниям и отдельным гражданам быстро реагировать на сигналы рынка. Благодаря либерализации цен магазины за короткое время наполнились товаром, их ассортимент и качество увеличился.

Таким образом, товарный дефицит был преодолен, угроза голода зимой 1991-1992 года была отведена, обеспечилась внутренняя конвертируемость рубля.

В апреле Центробанк начинает выдачу кредитов промышленности, бывшим советским республикам, сельскому хозяйству, а также эмиссию для возмещения дефицита бюджета. Это приводит к новому взлету инфляции, которая составляет 2600% и ликвидирует все сбережения советского периода.

Вначале Верховный совет РСФСР, а потом и Госдума принимают законы, по которым вклады в сбербанках должны индексироваться. Но правительство отказывалось признавать за собой этот внутренний долг. Критики политики Гайдара сравнивают этот процесс с конфискацией.

Начинается гиперинфляция, которая приводит к резкому падению покупательского спроса. Верховный совет вынуждал проводить эмиссию денег. Потери сбережений, экономический спад, задержки выплаты зарплат, неравенство в доходах приводит к быстрому падению реальных заработков населения и резкому обнищанию.

Количество бедных и очень бедных хозяйств в интервале 1992-1995 годов увеличилась с 33,6% до 45,9%.

Но сама либерализация цен не приводит к инфляции. Она только выполняет переход от подавленной к открытой инфляции, которая характерна огромным перевесом в сторону спроса и падением реальной стоимости денег. Народ больше не хотел зрелищ – только хлеба. Квартирные воры стали уносить содержимое холодильников.

Преступность скооперировалась с властью и превратилась в российскую мафию. Первые кооператоры превратились в миллионеры, а последние налетчики – в бизнесмены. Милиция и армия разлагались вместе с народом, они не понимали, за кого воевать и кого защищать.

А Запад доброжелательно поощрял и смотрел, как катилась в пропасть конкурирующая с ним держава.

Обмен денег

С января 1991 года начинается конфискационная реформа. Впоследствии ее нарекли «Павловской», по имени министра финансов Валентина Павлова. Официальной причиной реформы назвали борьбу с фальшивыми банкнотами и с нетрудовыми доходами населения.

А неофициально, все понимали, что нужно избавиться от избытка денежной массы, скопившихся у населения и увеличивающих дефицит товаров.

Министр настаивал на обмене денег в минимальные сроки, чтобы граждане не успели обменять деньги, хранящиеся в «кубышке».

Обмен денег в 90е годы.

Граждане в течение трех суток могли поменять 50 и 100 рублевые купюры, образца 1961 года, на новые купюры суммой до 500 рублей. А за две недели до этого Павлов клятвенно заявлял, что никакой денежной реформы не предвидится.

Власти объяснили, что эта мера вынужденная, она заморозит нетрудовые доходы, сожмет денежную массу и остановит инфляцию. Указ президента Горбачева зачитали в 21.00 в выпуске программы «Время», когда магазины и все финансовые учреждения уже были закрыты.

Сообразительные граждане бросились спасать имеющиеся деньги.

Одни отправляли почтовые переводы, другие скупали билеты на самолеты, чтобы потом их сдать. Но лишь единицы сумели это сделать, т.к. времени у них было лишь до полуночи. Утром в сберкассах выросли огромные очереди, в них стояли «делегаты» от коллективов, которые меняли деньги целых бригад.

Власти на местах разрешили деньги менять на почте и на производстве. В результате из обращения государство изъяло около 14 миллиардов рублей, а по расчету организаторов реформы подлежало обмену около 51 миллиарда рублей. Вклады в сбербанках были тоже заморожены, а 1 апреля (день смеха или слез) произошло новое повышение цен.

На замороженные вклады начислили 40 %, но деньги можно было получить только в следующем году. Не прошел и год с начала Павловской реформы, как начинается либерализация экономики по Гайдару. С 1992 года численность населения в России ежегодно уменьшалась почти на миллион человек. Только сейчас получилось остановить это сокращение.

Реформу Павлова потому и сейчас еще ругают, чтобы забыть реформу Гайдара.

Не было в стране такого человека, у которого деньги сгорели не при Павлове, а при Гайдаре. Реформа Павлова носила стабилизирующий характер, была попытка хоть что-то еще сохранить. Реформа по Гайдару – это тяга разрушить все, что еще дышало в экономике.

При Павлове цены поднимались фиксировано, а Гайдар полностью отпустил цены. Вот поэтому и «сгорели» накопленные годами деньги – «на черный день». Это уже не Павловский обмен купюр.

В 1993 году правительство проводит еще одну конфискационную денежную реформу. Согласно прописке в паспорте, граждане России могли поменять суммы до 100 тысяч рублей, при этом в паспорте ставился штамп.

Слухи о новой реформе ходили заранее, но власти их опровергали. Реформа проводилась в период отпусков, когда большинство населения было вдали от места прописки.

Это ограничение было направлено на борьбу с наплывом денежных купюр из бывших советских республик. Многие люди физически не смогли обменять наличные сбережения, поэтому эти деньги пропали. За период реформы 1993 года у населения изъято 24 миллиарда банкнот.

Еще одним результатом реформы стало появление национальных валют в бывших Советских республиках. Последствия реформы оценил премьер-министр В.С. Черномырдин известной репликой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

В народе росло недовольство, поэтому сроки обмена купюр были продлены. Задачей 1993 года было максимально задержать инфляцию. С марта по июнь инфляция была в пределах 18-20% в месяц. С января 1994года она начинает снижаться. В августе она составила менее 5%.

Но осенью новая волна инфляции правительство застала врасплох. В октябре она увеличилась до 15%, а в январе 1995 года — 17,5%.

«Черный вторник»

11 октября 1994 года назвали «черный вторник», в этот день курс американского доллара подскочил на 27%, это увеличило у населения недоверие к рублю. 1995 год становится годом реформ и борьбы с инфляцией. В течение года последовательно и планомерно проходило реформирование экономики России.

Следующие три года то проводилась жесткая бюджетная политика, то выдавались массовые кредиты, которые перечеркивали прежние достижения. Главными новшествами в экономической политике стали введение валютного коридора и отказ государства от кредитов Центрального Банка на покрытие дефицита госбюджета.

Дефицит госбюджета финансировался из внешних займов и за счет продажи ценных бумаг. В конце начали поступать доходы от денежной приватизации. За 1995 год цены выросли на 129%, это существенно меньше, чем в 1994 году. В июне вводится валютный коридор. ЦБ должен контролировать валютный курс рубля в пределах 4300-4900 руб. за доллар.

А в случае надобности продавать или скупать валюту, не позволяя курсу выйти за указанные рамки. Ставка рефинансирования снизилась до 160%. Темпы инфляции снижались, а ставка сохранялась на достаточно высоком уровне. Этот факт ускорил приближение банковского кризиса, который произошел 11 августа 1995 года, прозванный народом «черный четверг».

Он сразил банковскую систему. Рынок межбанковских кредитов рухнул. За 1992-1995 года темпы инфляции менялись волнами. Россию «мотало» то к стабилизации, то обратно, ухудшая жизнь людей.

Часть проблем, за которые мы продолжаем расплачиваться, связана с политической нестабильностью в целом в стране и внутри самой власти. Правительство хотело не допустить «шоковой терапии», а получило чуть ли не «клиническую смерть».

Неуверенность и нерешительность политиков очень дорого обошлась российскому народу.

Когда удалось остановить инфляцию в России?

Инфляцию удается остановить в 1996-1997 годах. А в январе 1998 года ЦБ и правительство России проводит деноминацию рубля. Один новый рубль стал равняться 1000 старых рублей. Борис Ельцин сказал, что замена старых купюр на новые сделает жизнь людей проще, им «без лишних нулей будет легче».

Он выразил уверенность, что российский рубль будет не менее уважаемой валютой, чем в конце 19 века был российский золотой рубль. 17 августа 1998 года в России происходит крах финансовой системы. Премьер-министр С. Кириенко объявляет дефолт по внешним долгам и девальвацию рубля. Курс рубля по отношению к доллару падает в 4 раза.

Дефолт вынуждает российскую власть работать в авральном режиме и стараться исправить свой имидж всеми доступными средствами.

К «успешным» нельзя отнести ни одну из предложенных правительством реформ. Но реформы в 2000-2004 годах проводились более быстро, экономическая политика была более качественной, проходила дебюрократизация. Но в 2005 году начали строить бизнес вместо рыночной экономики. Создаются государственные монополии.

Качество государственного управления становится ниже, а коррупция стала расти. С июля 2006 года российский рубль стал свободно конвертируемый, и это обеспечило существенный приток капитала. Значительное время России удается избегать высокой инфляции. В условиях надвигающейся второй волны кризиса спланировать инфляцию 2012 года трудно.

Государство стало более осмотрительно, и хочется верить, что ошибок 1998 года правительство не допустит.

Источник: http://ubiznes.ru/istoriya-i-ekonomika/inflyaciya-v-rossii-v-konce-90-x-godov-proshlogo-veka.html

Экономические итоги “перестройки”

Рассмотрев основные экономические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили.

Рассмотрим сначала проблемы перестройки с точки зрения частной собственности номенклатуры или бюрократической машины советского государства. То есть для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активная часть либерально-демократической интеллигенции или так называемые «прорабы перестройки» в большинстве своем это были люди, так или иначе связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклатуры — и хозяйственной и даже политической -вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Ну и, наконец, совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура (и ее «дочерние отряды» вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходе раздела собственности. Получили права гражданства термины «номенклатурная приватизация», «номенклатурный капитал» (и капитализм), «номенклатурная демократия».

В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа вне зависимости от ее оценки, со знаком «+» или «-«. Она была неожиданной для большинства не только советских людей, но и для советологов. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М.

Геллер писали: » Приближаясь к своему 70-летию, государство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя мировая империя. Над советской зоной — от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы — никогда не заходит солнце… Успехи системы очевидны».

Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрессии.

Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы — конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, частная собственность узаконивается, о реально-государственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет.

Номенклатура открыто превращается в капиталистическую.

К концу этого периода строй похож уже не на «империализм» в классически ленинском описании (тем более не — на восточное общество), а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму.

Правда, эти перемены вполне еще обратимы. Политически все это идет на фоне тотального разгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего государства.

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченное (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) здание номенклатурного капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма —лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм правления, республика пост-коммунистическая и пред-демократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.

За годы “перестройки” было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма.

Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики.

Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый “перестройкой” . В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики “гласности”, складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса.

Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви.

Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства: за 1991 г. спад составил 11%, причем за последний квартал года — 21%. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т.е.

превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП) . Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т.е.

инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на “черном рынке” . За период с 1985 г. по 1991 г.

розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали “кризисы” (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов.

Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял 103,9 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась в 56,5 млрд. долларов. До 1989 г.

на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. Золотой запас СССР в сентябре 1991 г.

составлял всего 242 тонны (в 10 раз меньше, чем в 1985 г.), запас других драгоценных металлов и алмазов оценивался в 2 млрд. долларов, наличные запасы валюты составляли 240 млн. долларов. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга и задолжал по процентным выплатам 6 млрд.

долларов. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Егор Гайдар “Государство и эволюция” .
  • С. Рябикин “Новейшая история России (1991-1997) ”
  • Михаил Геллер “Седьмой секретарь: 1985-1990”
  • Михаил Геллер “Россия на распутье: 1990-1995”
  • Источник: http://StudyPort.ru/referaty/ekonomika/1281-ekonomicheskie-itogi-perestrojki

    Денежные реформы россии (после 1917 года)

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1922 — 1924

    В годы Первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото. Знаменитый «золотой рубль» С.Ю.

    Витте, превратился в обычный бумажный денежный знак (в условную счетную единицу) — покупательная способность рубля составляла 6 довоенных копеек.

    В обращении находилась пестрая многочисленная масса денежных знаков — царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки», и валюта переходного периода «совзнаки» разных выпусков.

    Денежное обращение часто уступало натуральному обмену.

     Гражданская война и политика «военного коммунизма» (1918-1921), проводившаяся в годы Гражданской войны — национализация крупной, средней и частично мелкой промышленности, государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка (когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельско-хозяйственной продукции), запрет частной торговли, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда (наращивание трудовой повинности среди населения) — еще больше подорвали товарно-денежные отношения.

    Цены на товары увеличились от 10 до 50 раз, покупательная способность населения резко упала. Государство постоянно проводило эмиссию, то есть выпускало (выбрасывала) новые партии денежной массы, что привело в конце концов к абсолютному обесцениванию денег. В стране наступила гиперинфляции. 10 октября 1921 года ВЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства». 

    В ноябре 1921 года была проведена первая деноминация — старые денежные знаки обменивались на кредитные билеты и новые расчетные знаки («совзнак») в соотношении 10 000:1

    В июле 1922 г. Совет народного хозяйства после долгих дискуссий одобрил идею выпуска в обращение банкнот, обеспеченных золотом. Сначала новую валюту хотели назвать «гривна золотом», но затем ее решили именовать «червонец».

    Новая денежная единица появились на свет 27 ноября 1922 г.

    Содержание драгоценного металла в одном червонце равнялось  7,7 г чистого золота.

    Первая деноминация не принесла ощутимой пользы, так государство продолжало выпускать большое количество переходной валюты — «совзнак», не обеспеченных золотом, что продолжало обесценивать уже новые деньги — червонцы.

    Кроме того, не хватало мелких купюр в 1, 3 червонца. Основную часть составляли купюры в 5 и 10 червонцев, а среднемесячный заработок рабочего по России в «совзнаках» не превышал 1 червонца.

    В декабре 1922 — в начале 1923 года начался второй этап деноминации, задачей которого был переход к единой устойчивой валюте.

    Параллельное обращение двух валют — червонца и «совзнака» стало мешать при расчетах и встала необходимость прекратить активные операции с «совзнаками» и расширить деятельность новой валюты — червонца.

    Также были запрещены в обращении кредитные билеты царского и Временного правительств. Эти денежные знаки предписывалось быстро обменять. 

    В феврале 1924 года эмиссия «совзнаков» прекращается и в обращение выпускаются государственные казначейские билеты достоинством 1,3,5 руб., а также серебряная (10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб.) и медная (1,2,3,5 коп.) монеты.

    Между казначейским билетом и банковским (червонцем) устанавливалось твердое соотношение: 1 червонец равнялся 10 руб. казначейскими билетами. Таким образом золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,77 гр. чистого золота.

    Таким образом, в 1924 году сформировалась и укрепилась на всей территории Советского Союза новая денежная система с обращением банковских билетов — червонцев, казначейских билетов, а также серебряных и медных монет.

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 года

    Эта реформа была проведена очень быстро,с 16 декабря по 29 декабря 1947 года согласно Постановлению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».
    Считается, что эта денежная реформа носила конфискованный характер.

    После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) на руках населения было много лишних денег, которые использовались в разного рода спекуляциях. Было принято решение выпустить новые деньги и отказаться от червонца. Старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета.

    Была  сделана переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР.

    По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те, кто хранил деньги дома, при обмене получали один новый рубль за десять старых.

    Одновременно с проведением денежной реформы была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, которая была установлена в годы Великой отечественной войны.

    Также были установлены единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары.

    Реформа не затрагивала изменения в заработной плате и других трудовых доходов населения. Зарплата выплачивалась в новых деньгах в прежних размерах.

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1961 г.

    Реформа была проведена 1 января 1961 года. Необходимость в реформе была связана в округлении цен в большую сторону для удобства и быстроты во взаиморасчетах.

    Кроме того, такое «округление» позволяло бюджету получить приличный доход в казну.

    Также было решено изменить размер денег (сделать меньше), которые в народе называли «сталинскими портянками», что снижало себестоимость производства банкнот.

    Денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на деньги образца 1961 года по соотношению 10:1, в том же соотношении были изменены цены. 

    Денежная реформа 1961 года снизила уровень благосостояния трудящихся, хотя сами трудящиеся сначала это не заметили.

    Из за этой реформы рубль получился, как говорили позднее, дутым. А все из-за нефти. После войны произошел огромный рост добычи нефти, которую решили продавать братским странам, нуждающихся в черном золоте.

    Но в то время стоимость нефти на международном рынке и затраты на добычу нефти и ее транспортировку были почти одинаковы и, значит, нефть было невыгодно продавать.

    Чтобы продажа нефти стала выгодной для государства, нужно было сделать рубль дороже. 

    Из-за дутого повышения рубля  резко изменилось соотношение между магазинной ценой и рыночной и появился, так называемый, дефицит товаров и пустые полки в магазинах. 

    Магазинам стало невыгодно продавать товар или продукты по государственным ценам. Небольшую часть товара (продукта) магазин оставлял себе и  продавал по государственной цене, а большую часть — с помощью спекулянтов продавал на рынке  по рыночной цене.

    Поэтому, на рынке было всё, а в магазинах — пустые полки.

    В крупных городах соотношение цен (магазинной и рыночной) старались контролировать, но в населенных пунктах, далеких от центра, многие товары и продукты вообще исчезли из торговли и продавались на рынке.

    Колхозам тоже стало невыгодно продавать государству, они старались отвозить свою продукцию на рынок.

    Считается, что именно «хрущевская реформа» положила начало развалу Советского Союза.

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1991 года.

    Эту денежную реформу называют еще «павловской» по по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова, который заступил на должность и сразу же решил начать реформировать финансовую систему.

    Также эту денежную реформу называют еще «шоковой», так как её провели быстро, в течении трех дней и основную массу людей она застала врасплох. В принципе, реформа 1991 года тоже носила конфискованный характер.

    Произошел обмен 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года на купюры образца 19991 года. Причем менять можно было только не более 1000 рублей на человека. 

    Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, избавиться от фальшивых денег и тем самым помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами и контрабандой.

    Государство от денежной реформы получило (изъяло) 14 миллиардов наличных рублей и утрату доверия населения к правительству.

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1993 года.

    Прежде всего эта денежная реформа была тесно связана с теми политическими изменениями, которые произошли до 1993 года.

    25 декабря 1991 год — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.

    26 декабря 1991 год —  Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

    17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ, рубль фактически прекратил своё существование, как платёжное средство, которое  связывало экономики стран, членов СНГ.  

    Центральные банки бывших союзных республик стали печатать свои национальные деньги и старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию и подорвать баланс российского рубля.

    С 26 июля по 7 августа 1993 года была проведена первая денежная реформа России. Денежные знаки несуществующего уже СССР были изъяты из обращения.

    Реформа носила опять же конфискованный характер, так как был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. 

    Сначала лимит обмена был установлен в 35 тыс. руб., но потом, из-за недовольства населения, указом Б. Ельцина лимит обмена был повышен до 100 тыс. руб. населения. Много людей не успели поменять свои наличные сбережения и деньги пропали.

    Денежная реформа негативно отразилась на курсе рубля, уменьшила торговый оборот со странами СНГ, подорвала авторитет к правительству.

    ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1998 года.

    4 августа 1997 года вышел указ Президента России Б. Н. Ельцина «об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Денежная Реформа была начата 1 января 1998 года. Обмен купюр проходил постепенно до 20202 года.

    Была проведена деноминация (уменьшение номинала) российских денежных знаков  в соотношении 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых. Снова стали выпускаться металлические монеты (копейки) — 1,5,10,50 копеек и металлические рубли — 1, 2 и 5 рублей.

    Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось без ограничений через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг, банковские учреждения и т.д. С 1 января 1999 года банкноты старых образцов утратили статус валюты РФ, но еще три года подлежали обмену в учреждениях Банка России без ограничения сумм.

    Уменьшение нулей позволяло быстрее проводить расчеты, уменьшилось номинальное количество денег, хотя покупательная способность рубля стала ниже.

    Вы можете еще прочитать

    Рынок ценных бумаг в России

    Инвестиционные монеты монеты России
    Как сохранить сбережения?
    Интересные факты о деньгах

    Источник: http://invest-stil.blogspot.ru/2014/05/1917_25.html

    2.5 Денежные реформы 90-х годов

    13 июля 1990 года Российский республиканский банк Госбанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. Это первый шаг по демонтажу советской денежно-кредитной системы.

    24 июня 1991 года Президиум ВС РСФСР утвердил Устав ЦБ РСФСР. Председателем ЦБ РСФСР был назначен Г.Г. Матюхин.

    С развалом Советского Союза в 1991 году Российская Федерация стала независимым государством и приступила к формированию денежной политики на рыночных принципах.

    Особенностью начала 90-х годов была неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике Российской Федерации, преобладание в ней государственного сектора, которые существенно ограничивали возможности полномасштабного использования всего инструментария для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

    С распадом СССР советский рубль некоторое время продолжал оставаться основным платежным средством на территории бывших союзных республик. Одними из первых осуществили эмиссию собственных денежных знаков Азербайджан, Россия и Эстония.

    В 1992 году в обращении появились первые банкноты ЦБ РФ достоинством 5000 и 10000 рублей. Денежная база в узком смысле, состоящая из наличных денег и обязательных резервов в Центральном Банке, увеличилась в 1992 г. в 13 раз.

    Начавшиеся в 1992 году реформы правительства Е. Гайдара вызвали резкое наращивание денежной массы. Они были направлены на создание в Российской Федерации рыночного хозяйства.

    Правительство России стало на практике применять принципы монетаризма, полагая, что важно изменять величину денежной массы, и цены будут под нее подстраиваться. То, что и денежная масса должна подстраиваться под существующий уровень цен, учтено не было.

    Взаимообусловленность цен и денежной массы рассматривалась как односторонняя связь, идущая от количества денег к ценам. Однако с ростом цен при прочих равных условиях должна была возрастать и денежная масса.

    Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции. Среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

    Матюхин подал прошение об отставке, будучи несогласным, с требованием Верховного Совета повысить ставку по кредитам с 50 до 80% и выделить 1 трил. руб. для погашения взаимных неплатежей. Он критиковал правительства Е.

    Гайдара, продолжавшим политику неконтролируемого повышения зарплат и печатающего необеспеченные деньги.16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял отставку Матюхина и назначил исполняющим обязанности председателя Геращенко В.

    С.

    25 сентября 1992 года был издан закон «о денежной системе РФ». Он установил правовые основы функционирования денежной системы России. Официальной денежной единицей РФ остался рубль, состоящий из 100 копеек. Эмиссионным центрам вместо Государственного банка СССР стал Банк России, приступивший к эмиссии российских банкнот и разменной монеты.

    К 15 июля 1993 г. учетная ставка ЦБР должна была быть установлена на уровне не более 7 процентных пунктов ниже межбанковской основной рыночной процентной ставки, как указано в Техническом приложении, а затем должен был поддерживать ее на этом уровне.

    С 24 июля 1993 года все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1991-92 годов и билеты банка России в 5000 и 10000 руб. образца 1992 года были изъяты из обращения на территории РФ. Была выпущена новая серия банкнот номиналами 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000, 50000 руб.

    22 сентября 1993 года Б. Ельцин издал указ о назначении В.В. Геращенко Председателем ЦБ, осуществив полномочие, присвоенное им после расстрела парламента. [17,c.89]

    Указом от 24 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции РФ Ельцин объявил недействующими все статьи Закона о ЦБ, связанные с полномочиями парламента и его президиума в отношении ЦБ. Конституция РФ принятая в 1993 году ст.

    75 закрепила основную функцию ЦБ — защита и обеспечение устойчивости рубля. Денежная эмиссия — это исключительная компетенция ЦБ. Председатель ЦБ согласно ст.83 данной конституции назначается Государственной Думой по представлению Президента.

    1994 году в основном в целях защиты банкнот от подделки выпущены модифицированные банкноты банка России в 5000, 10000, 50000 руб. образца 1993, но на бумаге разного цвета для каждого номинала, с изменением водяного знака и улучшенной печатью.

    В 1994 году Центральный банк в своих документах поставил вопрос о том, что в большинстве развитых стран ведущей задачей центрального банка является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних цен. Он указывал, что позиция МВФ состоит в том, что обеспечение стабильности цен является наиболее важным условием экономического роста и, следовательно, центральные банки должны сосредоточить свои усилия главным образом на решении этой задачи.

    В 26 апреля 1995 года была принята новая редакция закона «о ЦБ (Банке России)», в котором были определены функции и полномочия ЦБ в области осуществления денежно-кредитной политики. С 1 мая 1995 года закон о денежной системе утратил силу.

    Согласно закону ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег; является кредитором последней инстанции; организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; лицензирует деятельность кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

    В 1992-1995 гг. проявилась некоторая закономерность, в соответствии с которой, темпы инфляции снижались быстрее, чем сокращались темпы прироста денежного предложения. Приросту денежной массы на 1% соответствовали относительно меньшие темпы прироста цен, т.е. замедление инфляции создало основу для развития стабилизационных процессов в условиях роста денежной массы в реальном выражении.

    В 1996 г макроэкономическая ситуация в стране по-прежнему продолжала оставаться неблагоприятной.

    Продолжающийся спад производства, недостаточное поступление налоговых платежей в бюджет, наличие значительной взаимной задолженности предприятий отрицательно сказывались и на деятельности банковского сектора.

    Возникшая опасность системных рисков в денежно-кредитной сфере побудила Центральный Банк Российской Федерации обратить особое внимание на проблемы повышения ликвидности коммерческих банков.

    При этом согласно принятой на 1996 год денежной программе, Центральный банк РФ должен был обеспечить прирост денежной массы М2 в течение первой половины года на 20%. Фактически с 1 января по 1 июля 1996 года денежная масса М2 выросла на 20,9%.

    Средний темп роста М2 за первое полугодие 1996 года составил 3,2%. Таким образом, эмиссионная активность ЦБ РФ с января по июнь 1996 года включительно практически соответствовала ориентирам, заложенным в согласованную с МВФ денежную программу.

    В 1997 года произошли существенные изменения в структуре денежной массы М2. Наиболее заметным был интенсивный рост наличных денег в обращении, в значительной мере связанный с выполнением обязательств государства по погашению задолженности по выплатам населению и действием сезонных факторов.

    Тенденция роста средств юридических лиц в банках, опережающего динамику общего объема денежной массы М2, была связана с интенсивным развитием внутреннего рынка ценных корпоративных бумаг и заметной активизацией привлечения российскими предприятиями иностранных инвестиций.

    В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком России на 1999 год по-прежнему были определены темпы прироста денежной массы. В феврале 1999 г. произошла стабилизация обменного курса рубля к доллару США. После осуществленных в январе 1999г. выплат по внешним долгам интервенции ЦБ РФ практически зафиксировали курс на уровне чуть ниже 23 руб. /доллара.

    Источник: http://fin.bobrodobro.ru/23393

    Ссылка на основную публикацию