Славяне из источников: занятия, быт, верования, взаимоотношения с соседями — история России

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

Восточнославянские племена на территории Древней Руси

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % — Украины и 98 % — Белоруссии.

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе до сих пор является одним из самых дискуссионных в исторической науке.

Большинство историков считают древнейшими восточнославянскими археологическими культурами зарубинецкую и черняховскую. Зарубинецкая археологическая культура относится к железному веку и датируется III в. до н. э. — III в. н. э. Была распространена на территории современной западной и центральной Украины, южной Белоруссии, на западе России. Открыта в 1899 г.

археологом В. Хвойкой и названа так по названию села Зарубинцы (Черкасская обл., Украина). Черняховская культура датируется II-IV вв. Охватывала территорию современной Украины, Крыма, Молдавии, Румынии. Название свое получила от села Черняхов (Киевская обл.), близ которого В. Хвойка в 1900 г.

обнаружил могильник (кладбище), относящийся к данной археологической культуре.

Первые письменные сведения о славянах относятся к I в. н. э. Римские авторы в своих трудах описывали славянские племена под именами венеды, анты, склавины. Впервые сведения о племени венедов встречаются в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.).

Плиний называет венедов в числе народов, живущих в бассейне реки Вислы. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 56 — ок. 117 г. н. э.) указывает, что венеды жили в северной части Подунавья и в лесной полосе Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Часть венедов на рубеже VII-VIII вв.

, по-видимому, переселилась восточнее Вислы.

Более полные сведения о славянах содержатся в труде готского епископа Иордана, жившего в VI в. Из его произведений следует, что в VI в. славяне заселяли территорию от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра.

Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан после 922 г. оставил уникальные описания быта и политического устройства славянских племен.

Византийские источники упоминают и славян, и антов, которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон», были похожи по своему образу жизни и обычаям. О близости славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. — Прокопий Кесарийский.

Отечественным источником о древней истории славян является «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный свод (сборник) начала XII в., написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись охватывает период славянской истории от библейских времен и заканчивается 1117 г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 г.

Славянские племенные союзы

Согласно сведениям «Повести временных лет», на Восточно-Европейской равнине проживали 15 восточнославянских племен (племенных союзов).

Восточнославянские племена

  • Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.
  • Кривичи жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. Название племени происходило от имени князя Крива, который объединил под своей властью все малочисленные племена, проживавшие на этой территории. На землях кривичей впоследствии возникла Москва.
  • Полочане расселились на берегах реки Полоти, впадающей в Западную Двину. Главным городом племени был Полоцк.
  • Дреговичи жили на берегах реки Припяти. Получили свое название от слова «дряговина» («болото»). Здесь находились города Туров и Пинск.
  • Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима.
  • Вятичи проживали в бассейне Верхней и Средней Оки. Получили название от имени своего князя Вятко. На земле вятичей располагалась Рязань.
  • Северяне были самым северным восточнославянским племенем (междуречье Десны и Сейма). В их землях стояли города Новгород-Северский и Чернигов.
  • Поляне, населявшие земли вокруг Киева и Переяславля, назывались так от слова «поле». Их главным занятием было земледелие, что способствовало развитию у них сельского хозяйства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, начавшее процесс объединения всех восточнославянских племен в единое государство.
  • Русичи жили по течению реки Рось, от названия которой произошло название племени, а впоследствии и всей территории проживания славян (Русь, Россия).
  • Тиверцы занимали территорию по берегам Днестра до устья Дуная и берегов Черного моря. Название происходит от реки Тивр (Днестр).
  • Уличи занимали земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень.
  • Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Главным городом был Искоростень на реке Уж. Свое название они получили от слова «древо» — дерево, потому что жили древляне преимущественно в густых лесах.
  • Белые хорваты жили вокруг города Перемышль на реке Сан. Название племени отождествляют с древнеиранским словом «пастух», что свидетельствует об основном их занятии — скотоводстве.
  • Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень.
  • Бужане размещались на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Соседи славянских племен

На западе и юге Европы соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности. К западным славянам относятся современные поляки, словаки, чехи. К южным славянам относятся современные сербы, болгары, хорваты.

На юге и востоке соседями восточнославянских племен были многочисленные кочевые и полукочевые народы. Они образовывали собственные государства и совершали набеги на соседние славянские территории.

Восточные славяне соседствовали с Византией. Византийская (Восточная Римская) империя (395-1453 гг.) — это государство, которое возникло после раздела Римской империи на западную и восточную части. Русско-византийские отношения IX-XI вв.

— это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников.

С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии.

Занятия восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Как и все земледельцы, древние славяне вели оседлый образ жизни (проживание на одном месте). У славянских племен сложились две основные системы земледелия:

  • Подсечно-огневая сформировалась на севере, в районе густых лесов. В первый год на новом участке вырубали деревья и оставляли их высыхать. На следующий год срубленные деревья сжигали и в золу сея ли зерно. Удобренный золой участок давал довольно неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ, борона. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
  • Переложная преобладала в южных плодородных районах: участки засевали, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые земли. В качестве основных орудий использовали рало и деревянный плуг с железным лемехом (наконечником). Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие стабильные урожаи.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота использовали волов. Важная роль скотоводства подтверждается тем, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».

В VII-VIII вв. у славян сформировались основные ремесленные специальности — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли сезонные промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Общественный строй восточных славян

Поселения славян чаще всего располагались на берегах рек. Реки были источником воды, рыбы, а также служили естественной защитой от нападений врагов. В каждом поселке проживало несколько семей.

Жители нескольких поселков объединялись для совместной обработки земли в общины (вервь). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.

Ремесленники селились в племенных центрах — градах (городищах). Самые крупные поселения, в которых сосредотачивались ремесленники и торговцы, жили племенные вожди восточных славян (князья), огораживались крепостными стенами — оградами.

Отсюда и пошло название «города». Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников.

Часть города, в которой жили ремесленники и торговцы, называлась посадом.

Вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Слово «дружина» происходит от слова «друг».

Выделение дружины способствовало превращению власти князя из родоплеменной в государственную. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Помимо профессиональной дружины, существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Язычество

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии.

Известны также Волос (Велес) — покровитель скотоводов, Даждьбог — бог плодородия, считавшийся предком всех славян, Стрибог — бог ветров, Сварог — бог огня, покровитель ремесленников, Мокоша — богиня земли, покровительница женщин, Лада — богиня любви и красоты и др.

Второстепенными божествами, которые «помогали» или «вредили» древним славянам, были русалки (речные существа), лешие (лесные обитатели), домовые.

Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы.

Читайте также:  Кружки конца 20 - 30-х годов - история России

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-1-1-2-vostochnyye-slavyane-rasseleniye-sosedi-zanyatiya-obshchestvennyy-stroy-yazychestvo.html

Восточные славяне в древности: быт, нравы, религия, отношения с соседями

138 просмотров

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке.

Трудности здесь объективные: археологические источники не дают сведений о языке населения и, следовательно, не позволяют этнически идентифицировать археологические культуры; трудно положиться на сведения греческих и византийских авторов.

Так, известия о венедах и антах, которых многие историки и археологи относят к славянам, достаточно спорны. Существуют веские основания считать, что античные историки в данном случае говорили о кельтских или германских племенах.

По предположению ряда исследователей, 2–1,5 тысячи лет до и. э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на близких балто-славянских диалектах. Они заселили Центральную и Восточную Европу.

До сих пор не удалось определенно установить, какие именно археологические культуры II–I тысячелетия до н. э. связаны с протославянами и отделить их поселения от предков балтов.

Более определенными становятся поздние археологические памятники, которые к середине I тысячелетия до н. э. носят уже несомненно славянские черты (низовья Днепра).

Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что балто-славянская языковая общность сохранялась чрезвычайно долго и лишь к V в. до н. э. разделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Топонимика дополняет и усложняет эту картину. Ее данные позволяют говорить о значительном пласте названий неславянского происхождения на территории Восточной

Европы. Так, для степной зоны характерны гидронимы (названия рек) иранского происхождения, оставленные скифами и сарматами,– Дон, Днепр, Днестр и т.д.

В междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия (на языках угро-финской группы говорят сегодня мордва, марийцы, эстонцы, карелы, коми и т. д.).

Многие названия рек Белоруссии, Северной Украины, Московской, Смоленской, Калужской, Тульской областей свидетельствуют о том, что здесь некогда жили народы, говорившие на балтских языках (из них сегодня существуют литовский и латышский).

Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII–VIII вв. н. э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север–с побережья Балтийского моря.

В последнее время высказано аргументированное предположение, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, – к V в. Но и эта точка зрения не стала общепризнанной.

Окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.

Однако вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (т.е. исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII–VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории.

Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы. Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией.

Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями.

Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

Однако отношения славян с другими соседями были не столь идиллическими. IV–VII вв.– время, когда из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV–V вв.) в середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племен.

Сами авары были тюрками, но в состав их союза входили также монгольские и угро-финские племена. Авары подчинили тюрков-болгор, кочевавших в Приазовье и в Прикаспии, и двинулись на Дунай. Образовав свою державу–каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г.

потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.

Аварский каганат одно время подчинял себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лете сохранила предание о насилиях аваров над дулебами во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610–641 гг.).

«Обры», как называет аваров летописец, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом велиии и умом горди», но исчезли бесследно. С тех пор сохранилась, говорит летописец, и поговорка – «погибоша аки обре».

Разумеется, это историческое припоминание вряд ли можно понимать буквально, но в нем, по-видимому, есть реальное ядро.

В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство. Как и Аварский каганат, эта держава была паразитическим конгломератом разных племен, где основным источником богатства знати была военная добыча. Внутренние междоусобицы быстро привели к распаду государства.

Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где заняла Добруджу, подчинив себе местные славянские племена. Пришельцы быстро ославянились, хотя и передали славянскому населению свое название.

Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав крупное государство – Волжска-Камскую Болгарию (или Булгарию).

Внутренние противоречия были главной, но не единственной причиной распада государства болгар. На юге появился другой тюркский народ – хазары. Первоначально Хазарский союз племен располагался на территории нынешнего Дагестана, однако во второй половине VII в.

хазары начали теснить болгар. Они создали свой каганат (хазарский царь именовался каганом), расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. В VII–VIII в. здесь интенсивно развивались феодальные отношения.

Языческая религия, характерная для родоплеменного строя, сменяется сначала мусульманством, затем – частично христианством. Однако, боясь распространения вместе с христианством политического влияния Византии, хазарская верхушка принимает в VIII в.

иудаизм, заимствованный у еврейского населения Крыма.

Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им лань вплоть до конца IX в.

Из византийских источников нам известно о славянах и «антах». которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикона», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». О близости происхождения славян и антов пишет и другой византийский автор VI в.– Прокопий Кесарийский.

Существует предположение, что антами в Византии называли восточных славян (или, по крайней мере, те славянские племена, которые жили в низовьях Днепра и Буга и в Прикарпатье). Однако существует опирающаяся на данные лингвистики точка зрения (А.И.

Попов), что, хотя славяне и входили в состав Антского союза племен и, возможно, были там руководящей силой, сам союз был не чисто славянским.

Из описаний византийских историков VI в. видно, что тогда славяне жили еще родоплеменным строем.

«Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»; «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей» («Стратегикон»).

Однако в VII – VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя.

Так, из Начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах – полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях древлянах (столица – Искоростень), словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, полочанах, селевшихся на берегах реки Полоты (их город – Полоцк), северянах (северных соседях полян), радимичах в бассейне реки Сож и вятичах в бассейне Оки и др. Речь здесь идет не о племенах (как часто говорят по привычке), а уже о более крупных единицах – племенных союзах, образование которых непосредственно предшествует возникновению государства. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княженье». Разумеется, это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова, князьями именовались первоначально племенные вожди. Но само появление князей-вождей уже означает переход к военной демократии.

Симптоматичны и сохраненные летописью названия славянских племенных союзов: большей частью они связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Так, поляне жили в полях, а древляне – в лесах, среди деревьев.

Недаром летописец, говоря об их территориях, употребляет термины «в Полях» и «в Деревлях». По болотистой местности (от «дрягва» – болото) получили свое наименование дреговичи, по рекам – полочане и бужане, племена, расположенные на север от полян, стали называться северяне.

Это свидетельствует о том, что в это время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения.

Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями.

Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.

Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

Читайте также:  Окружение будапештской группировки вражеских войск - история России

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши.

Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя.

Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины –существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3–4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100км.

В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

Площадь такой полуземлянки была обычно невелика: 10–20 м3.

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X в. (т.е.

когда уже существовало Древнерусское государство) – городище Новотроицком – не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота.

Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц.

Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило – бог солнца (солнечные культы характерны для всех земледельческих народов) и Перун –бог грома и молнии.

Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Известны также «скотий бог» Волос, или Велес, Даждьбог, Стрибог и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие.

Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помешался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.

Источник: https://students-library.com/library/read/17253-vostocnye-slavane-v-drevnosti-byt-nravy-religia-otnosenia-s-sosedami

1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Видеоурок: Восточные славяне. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Лекция: Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Занятия восточных славян

Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества. Появился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие.

Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия.

Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «перелог», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия.

Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.

Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.

Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту.

Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занималисьремеслом.

Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.

Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.

Общественный строй восточных славян

Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями.

Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел.

Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече. 

На Вече собирались все женатые мужчины (главы хозяйств). Они решали вопросы по регулированию порядка пользования землей, споров из-за границ крестьянских наделов (межи).

А также определяли размер повинностей между общинниками, среди которых были подать (денежные выплаты князю) и расходы на общинные нужды. Кроме старейшин общинной властью обладали сотские и десятские, которые выполняли полицейские обязанности. Каждое племя имело князя.

Старейшины и князья окружили себя дружиной (воинами), принуждавшей рядовых общинников к повиновению.

Появление первых городских центров (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) в VIII в. также послужило фактором распада родового общества. В них появлялись кузнечные, гончарные, ювелирные и другие ремесленные мастерские, хозяева которых были богатыми людьми и пользовались уважением. 

Верования восточных славян

Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).  

Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди. 

Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/861-112-zanyatiya-obschestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnyh-slavyan.html

1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Период VI-IX вв. — время, когда в среде восточнославянских племен начинаются процессы, приведшие к качественному скачку в развитии общества. К середине 1-го тыс. н.э.

«селища» славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины численностью до 150-200 человек. Отдельные дома общинников окружали «площадь», на которой располагались мастерские и общинные хранилища зерна.

Настоящей «научно-технической революцией» стало для древнего человека «открытие» технологии выплавки и обработки железа (древнейшие известные в Центральной Европе железные изделия относятся к началу 1-го тыс. до н.э.).

Железо, в отличие от меди, встречается в природе гораздо чаще (у нас в виде болотных руд), и производительность железных орудий намного выше каменных и бронзовых; это позволяло активнее вырубать леса, отвоевывать землю под пашню.

После потрясений эпохи Великого переселения народов славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии и широком распространении ржи. Переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей в себя посев яровых, озимых и отдыхающий под паром клин) привел к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство.

Такой переход от родовой к соседской общине делал крестьянина более независимым и мобильным, давал возможность отдельным семьям и группам семей выделиться и отправиться на освоение новых земель, что ускорило процесс их колонизации. Соседская община на протяжении веков, конечно, менялась, но все же вплоть до ХХ в. являлась одним из основных институтов русского общества.

Вся жизнь земледельца протекала в рамках общины. Памятник древнерусского законодательства XI-XII вв.

— «Русская правда» — говорит о том, что община — «вервь» (позднее выступавшая в документах под названием «мир») объединяла своих членов круговой порукой, выплачивала штрафы князю за преступления кого-либо из членов и несла ответственность за происшествия на своей земле.

Каждый крестьянин имел право на надел пахотной земли, который можно было передать по наследству; угодья (выгоны, сенокосы, леса, воды) находились в общем и нераздельном пользовании всей общины.

Крестьянская соседская община существовала и на Западе. Однако там экономическое развитие привело к раннему появлению товарного хозяйства и стимулировало утверждение частной собственности на землю, в результате чего община сохранялась как форма местного самоуправления, но не регулировала повседневную экономическую жизнь крестьянина.

Читайте также:  Биография льва борисовича каменева - история России

На востоке Европы условия жизни были иными.

В ставшей историческим центром Российского государства нечерноземной Северо-Восточной Руси рабочий сезон крестьянина был очень коротким — с мая по сентябрь (во Франции он продолжался в два раза дольше) и требовал в страду огромного напряжения сил всей семьи, включая женщин, стариков и 10-12-летних детей.

При этом крестьянин успевал вспахать землю под озимые и яровые 2-3 раза, в то время как в западноевропейских странах поля обрабатывали по 4-6 раз. Кроме того, всего за один месяц нужно было заготовить сена для скотины на весь год, запасов часто не хватало, поэтому малорослых лошадей и коров приходилось кормить соломой.

В итоге крестьянин успевал обработать 1,5-2 десятины (десятина примерно равна гектару) на мужскую «душу», а остальная земля оставалась «в пусте». Бедные почвы и худшие климатические условия давали низкие урожаи — 4-5 центнеров с гектара (во Франции — в два раза выше).

Обычным урожаем в Нечерноземье был «сам-два», «сам-три», хорошим считался «сам-четыре», т.е. около пяти центнеров с гектара (на Западе — до «сам-десять»). Примерно каждый седьмой-восьмой год в средневековой Руси был неурожайным. В таких условиях неустойчивость индивидуального хозяйства делали необходимым сохранение общины как регулятора производства и органа социальной поддержки своих членов.

Община выполняла важнейшие хозяйственные задачи: регулировала порядок пользования землей, разрешала споры из-за межей (границ надельных полос) и занималась раскладкой повинностей между общинниками, т.е. определяла размер вклада каждого в выплатах князю и в расходах на общинные нужды.

Решались эти вопросы на сходе, где собирались все женатые мужики — главы хозяйств. Сход избирал, обычно на год, общинные власти — старосту, сотских и десятских; организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры крестьян и наказывал провинившихся.

Такая община оказалась поразительно устойчивой к внешним воздействиям и успешно сохраняла традиционный уклад жизни. Из поколения в поколение повторяющийся цикл крестьянских забот и довольно узкий кругозор (даже в XIX в.

для многих русских крестьян поездка в город была событием) формировали определенный тип личности и ее духовный мир.

Крестьянин до тонкостей знал и понимал окружавшую его природу. Крестьяне создали свой народный календарь, обобщавший вековые наблюдения за природными явлениями и их связью с повседневными работами — севом, сенокосом, уборкой, созреванием овощей и злаков. В народной медицине использовались десятки трав и растений и изготовленные на их основе снадобья.

Другим важным фактором распада родового общества стало появление начиная с VIII в.

первых городских центров — протогородов, которыми становились и центры известных по летописям союзов племенных объединений или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк), и поселения торгово-ремесленного характера на оживленных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под Новгородом,Гнездово в 12 км от нынешнего Смоленска). Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских — кузнечных, ювелирных, косторезных, гончарных (в X в. появился гончарный круг), хозяева которых считались богатыми и уважаемыми людьми. К Х в. такие центры превращаются в «нормальные» средневековые города с укрепленным «детинцем» (кремлем) в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом.

В ходе славянского расселения была разрушена старая племенная структура: племенные старейшины уступили место князьям, не связанным с родовыми традициями. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати — «рексов» и «архонтов» — и о наличии у славян рабов.

Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники, о чем свидетельствуют их захоронения IX-X вв. Ученый-географ и министр почт Арабского халифата Ибн-Хордадбех рассказывал в своей «Книге путей и стран», как в IX в.

из страны славян купцы — «русы» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист Х в.

Ибн-Рустэ знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем дани с подданных. Историк Х в. аль-Истахри выделил три центра «русов» во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словене) и загадочный город Арса.

Так образовались крупные объединения («союзы племен», или «племенные княжения») полян, древлян, вятичей, словен, радимичей и другие, известные нам по «Повести временных лет».

Древние славяне были язычниками.

Древнерусское язычество — это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти; тысячелетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

По сообщению «Слова об идолах» безымянного русского писателя XII в., древнейшие славянские культы представляли собой поклонение «упырям (вампирам) и берегиням» и, скорее всего, восходили ко временам каменного века с их представлениями о добрых и злых духах.

С переходом к земледелию появились аграрный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Для периода VI-X вв.

уже характерна развитая система космологических представлений: Земля представлялась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану.

Земным миром ведала богиня плодородия Мокошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и «верхнее небо» с запасами дождевой воды.

К богам нужно было обращаться при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождать соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных, в своей основе языческих, молений и празднеств, которые уже «в рамках» христианства дожили до наших дней.

В новогодние святки устраивались маскарады «ряженых»; гадали о предстоящем годе (девушки — о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена масленица с ее проводами зимы и непременными обрядовыми блинами (символ солнца).

Главным же летним событием был день Купалы — древний общеславянский праздник Русалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и «игрищами неподобными».

Помимо особых праздничных молений, люди стремились всеми возможными способами оградить себя и свой дом от воздействия чужих, враждебных сил — упырей-вампиров и мертвецов — «навий». Для этого служили особые заговоры и специальные знаки, наносимые на жилище, утварь и одежду.

Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках, вышитые фигуры языческих богинь на полотенцах, деревянные фигурки бородатых домовых-пращуров.

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития изменяется русская погребальная обрядность: захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-домовинах (что отразилось в известном сказочном сюжете об «избушке на курьих ножках») сменяется погребением праха в курганах, а затем происходит еще один перелом в религиозном сознании — переход от сожжения тела к его захоронению в кургане с разведением ритуальных костров.

В VI-X вв. возникали и крупные культовые центры — святилища. На обнаруженных археологами таких городищах (Богит и Звенигород на р. Збруч на Украине) имелись специальные капища — вымощенные камнем площадки с фигурами идолов, где совершались моления и приносились жертвы.

В жертвенных ямах находили кости животных, зерно, обычные предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ солнца), металлические замки и ключи (символы сохранности), ножи, косы, стрелы (для защиты от злых сил).

Рядом с капищами находились большие общественные постройки, где выпекался культовый хлеб и проходили ритуальные пиры-братчины. Руководили такими культовыми центрами языческие жрецы — волхвы.

Они разрабатывали систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знали лекарственные травы и организовывали многодневные общественные празднества.

Наконец, именно с языческой Русью связано также возникновение письменности. Сохранилось несколько свидетельств Х в. (договоры с Византией 911 и 944 гг.

, данные арабского путешественника Ибн-Фадлана и автора жития славянского просветителя Кирилла) о загадочных «русьскых письменах», о характере и происхождении которых до сих пор спорят ученые.

Нет полной ясности и в вопросе о происхождении двух cлавянских алфавитов — кириллицы и глаголицы (по-видимому, появление их связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия); во всяком случае очевидно, что оба они использовались на Руси с конца IX — начала Х в.

, попав сюда из Болгарии или из Чехии. Широкого распространения письменность, однако, не получила. Языческая культура Руси ориентировалась на устную традицию и была тесно связана с устным народным творчеством.

Устно передавались из поколения в поколение и произведения исторического эпоса — былины. Героями наиболее раннего былинного цикла стали пахарь Микула Селянинович и крестьянский сын Илья Муромец, который, несмотря на свои обиды, служил великому князю Владимиру, положившему начало строительству оборонительных рубежей на южных границах

Таким образом, вторая половина 1-го тыс. н.э. — это время, когда внутреннее развитие восточнославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена. Такое объединение и произошло в конце IX в.

Источник: https://ayratmusin.ru/ege-po-istorii/ege-ist-1-1-2.html

Ссылка на основную публикацию