Сарматские племена в северном причерноморье — история России

Племена сарматов

  Сарматы не были единым народом, но скорее несколькими группами кочевых народов, имевших общее происхождение. Сарматы кочевали по евразийским степям — огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии, постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.

  Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами. В III в. до н.э.

или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаконали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню» (Диодор, 2.43). Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам.

Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.

  Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы1, аорсы2, сираки3, язиги4 и роксоланы5.

Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен.

О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Мацеллив (31.2.13 17) и некоторые средневековые арабские источники.

Северное Пичерноморье во II в. до н.э. — III в. н.э.

  Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой.

Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки.

Аммиан Марцеллин пишет (3S.2.18): «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети«.

  Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту (4.116) женщины савроматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. Ни войну они отправляются имеете с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически.

В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги — свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок.

Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс, 70) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины.

  В I в. от Рождества Христова сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, индийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию.

Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сармагы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу.

Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение.

Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.

  На протяжении всей своей истории сарматы поддерживали тесные связи с греческими колониями на северном побережье Черного моря, а также с киммерийским Боспорским царством, лежащим на востоке Крыма и западе Таманского полуострова вплоть до устья Дона. В середине I в. от н.э.

в Боспорском царстве к власти пришла сарматская династия, в результате армия царства в значительной степени «сарматизировалась». Внешне тяжелая боспорская конница практически перестала отличаться от тяжелой конницы сарматов.

Боснорское изобразительное искусство сохранило для нас наилучшие изображения сарматского оружия.

  Появление готов нарушило прежние связи сарматов и Боспорского царства. Готы — германский народ — около 200 г. от н.э. начал переселение на юг из Скандинавии через Польшу и Поднепровье. К 250 г. готы овладели Ольвией и продолжили свое движение на восток, заняв Крым. В итоге готы полностью вытеснили сарматов и аланов из этого региона.

  Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов. Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам не оставалось ничего иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки.

Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы.

Повидимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.

КОММЕНТАРИИ

1  САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) — кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.

  В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря).

Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII—IV вв. до н.э.

На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.

  По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др.) подчеркивали особую роль, которую у савроматов играли женщины.

Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот (4.110-116) утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа.

Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

  Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.

  Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами — рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов — сарматы (III в. до н.э. — IV в. н.э.).

  В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.

2  АОРСЫ (греч. «Aorsoi») — одна из наиболее могущественных кофедераций сарматских племен, по-видимому, откочевавшая сюда эткудато с востока.

  Страбон (11.5.8) выделяет две группы аорсов: одни жили ближе к Черному морю и могли собрать армию в 200 000 конных воинов, другие были еще более могущественными и обитали ближе к Каспию. Современные ученые считают, что земли аорсов простирались вплоть до Аральского моря.

  Некоторые ученые считают, что аорсы и упоминающийся в китайских летописах народ Йень-Цай (Ань-Цай) — это одно и тоже. В хронике ранней династии Хань («Хань-шу»), составленной около 90 г. от н.э., утверждается, что «у них 100 000 фенированных лучников«.

Они живут в 2000 ли (1200 км) к северо-западу от Кхань-чу (Согдианы) — государства, лежавшего в плодородном междуречье Амударьи и Сырдарьи (Трансоксании) к юго-востоку от Арала.

Позже в китайских текстах описываются одежда и обычаи народа Йень-Цай, которые были близки к таковым в Кахань-Чу.

  В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону.

  Тем временем аорсы были покорены и поглощены новой конфедерацией сарматских племен — аланами, которые, как и их предшественники прибыли в Причерноморье из Средней Азии.

Некоторые из аорсов отступили на запад, на север Крыма, где какоето время сохраняли самостоятельность. Птолемей упоминает об «аланорсах», вероятно, о смешанном союзе.

В китайских хрониках на место народа Йень-Цай пришел народ «Алан-Ляо».

3  СИРАКИ (греч. «Sirakoi», лат. «Siraces» или «Siraci») — часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, откочевали в конце V в. до н.э. из Казахстана в Причерноморье. К концу IV в. до н.э.

они заняли земли от Кавказа до Дона, постепенно став единовластными хозяевами района, известного в наши дни как Кубань. Сираки стали первыми из сарматов, установившими контакты с греческими колониями на черноморском побережье. В 310-309 гг. до н.э.

царь сираков Арифарн вмешался в войну за трон Боспорского царства, но вскоре его армия потерпела поражение в битве на Фатесе, так в те времена назывался один из притоков Кубани.

  Сираки были сравнительно малочисленным народом, но Страбон (11.5.8) утверждает, что царь Абеак мог собрать до 20 000 всадников в годы правления боспорского правителя Фарнака (63-47 г.г. до н.э.).

Аристократия сираков вела полукочевой образ жизни, но низшие социальные слои были оседлыми.

Сираки эллинизировались в большей степени, чем прочие сарматы, они также поддерживали тесные контакты с Боспорским царством.

  В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону. В ходе войны римляне осадили укрепленный город сираков Успу. Укрепления города, состоящие из плетеных изгородей, обмазанных глиной, оказались лишком слабыми, чтобы выдержать штурм (Тацит, «Анналы», 12.16-17).

«Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в течение суток«. Успу быстро взяли штурмом, все население города перебили. Сиракам пришлось присягнуть на верность Риму.

Война 49 года серьезно ослабила сираков, они почти исчезли из истории вплоть до еще одного боспорского конфликта, в 193 году, после которой их следы окончательно теряются.

4  ЯЗИГИ — часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

  Смысл слова «язиги» (греч. и лат. «Iazyges») остается непонятным. Однако, слово «язиги» в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания «Iazyges Sarmaiae», что указывает на то, что они представляли собой какую-то часть сарматской орды.

  Язиги и роксоланы в числе первых переправились через Дон. Язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма.

  В 16 г. до н.э. язиги вступили в первый вооруженный контакт с Римом. Проконсул Македонии отбросил вторгшихся было на территорию Рима кочевников за Дунай. На протяжении следующих трех столетий сарматы постоянно беспокоили восточные границы Рима.

Поэт Овидий был свидетелем нескольких таких набегов, произошедших в 8-17 гг. от н.э., когда пребывал в изгнании в черноморской колонии Томи (современная – Констанца). Овидий описывает сарматских конников и их повозки, пересекающие замерзший Дунай.

  Язиги продвигались на северо-запад вдоль нижнего течения Дуная. К середине I в. н.э. они достигли Венгерской равнины в междуречье Дуная и Тисы. В 50 г.

они оказали помощь Ваннию, зависимому от Рима царю свевов, в его войне с соседями.

Язиги обеспечили Ванния конницей, но когда царь свевов укрылся в крепости, язиги «не выдержали осады и рассеялись по округе«, после чего Ванний быстро потерпел поражение (Тацит, «Анналы» 12.29-31).

  На протяжении этого периода язиги в целом сохраняли дружеские отношения с Римом и даже иногда выступали в роли прямых союзников, участвуя в военных операциях Империи.

Создание Траяном в 106 году провинции Дакия вбило клин между роксоланами и язигами, приведя к вражде с обоими народами.

Мир удалось восстановить лишь в период правления Андриана, когда сарматам было разрешено перемещаться по Дакии, а царь роксолан Распарагн получил римское гражданство.

  Крупные беспорядки снова возникли в ходе войны с маркоманнами (167-180 гг.), когда язиги вместе с некоторыми германскими племенами вторглись в Дакию и Паннонию. Тяжелые потери язиги понесли в бою с римлянами на льду замерзшего Дуная зимой 173-174 гг.

  Через два года удалось заключить мир. Марк Аврелий получил титул «Сарматский» (Sarmalieus), а царь язигов Зантик передал в качестве заложников Риму отряд в 8 000 конных воинов. Большая часть этого отряда позднее была переброшена в Британию. В течение какого-то времени вынашивался план превращения земель язигов в новую провинцию, которую предполагалось назвать Сарматия.

  В течение половины столетия царил мир, но появление в украинских степях готов вызвало цепную реакцию конфликтов. Проведя в 236-238 гг.

кампанию против язигов император Максимин I (по прозвищу Фракиец, его мать была сарматкой) получил титул «Величайший сармат» (Sarmalicus Maximus). В 248-250 гг. язиги вторглись в Дакию, а в 254 г. в Паннонию, но в 282 г.

потерпели в Паннонии поражение от армии императора Кара (282-283 гг.). Сражения с язигами продолжались на протяжении всего правления Диоклетиана (284-305 гг.).

  На протяжении III-IV вв. Рим позволил некоторым сарматским племенам переселиться на территорию Империи, где им отводилась роль живого щита, призванного прикрыть Империю от набегов готов. Кроме того, сарматы охотнее шли служить в армию, нежели выродившееся коренное население Империи.

В Notitia Dignitatum перечисляются 18 центров сарматских поселений на территории Галлии и Италии. До сих пор следы этих поселений сохраняются в топонимике. Так, под Реймсом есть города Сермэ и Сермье, которые прежде были поселениями сарматов.

Многие представители сарматской знати сумели получить римское гражданство, а некоторые смогли добиться могущества, например, Виктор, шталмейстер императора Иовиана (ок. 363 г.).

5  РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani; иран. — «светлые аланы») — сармато-аланское кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

  Среди множества попыток объяснить значение слова «роксоланы» (греч. «Rlioxolanoi») наиболее правдоподобным выглядит связывание первой части слова с иранским прилагательным раокхшна — «белый», «светлый». Таким образом, роксоланы — «белые аланы».

  Предки роксолан — сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I вв. до н.э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, «роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою — в болотах около Меотиды(Азовского моря), а летом — и на равнинах«.

  Роксоланы и язиги в числе первых переправились через Дон. Если язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма, то роксоланы продвинулись дальше на север, заселив территорию нынешней южной Украины. В 107 г. до н.э.

роксоланы под предводительством Тасия вмешались в конфликт на территории Крыма, где столкнулись с армией понтийского царя Митридата VI Эвпатора. Страбон сообщает (7.3.17), что смешанная роксоланско-скифская армия численностью 50 000 человек не смогла устоять против отряда численностью 6 000 человек, возглавляемого полководцем Диофантом.

Читайте также:  Горлицкий прорыв 1915 года - история России

После этого поражения многие сарматы перешли на сторону Митридата и участвовали в era войне с Боспорским царством и Римом (Ашшан, «Митридат», 15, 19. 69; Юстин 38.3, 38.7).

  В I в. н.э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов в IV-V вв. часть этих племен откочевала вместе с гуннами.

Источник: http://ruhistor.ru/history_dor_006.html

Trojden | Народы и государства Северного Причерноморья: Киселев А. Ф. — 6 класс

Знатный скиф. Изображение на серебряном сосуде

Скифы. Древнейшими племенами юга нашей страны были киммерийцы. Письменные свидетельства о них содержатся в трудах Гомера, Геродота, Страбона.

Киммерийцев вытеснили из Северного Причерноморья скифы, которые оказали огромное влияние на население Восточной и Центральной Европы. Племена скифов вторглись из Азии в Северное Причерноморье на рубеже IX—VIII веков до н. э.

Античные авторы называли территорию расселения этого племенного союза Скифией. Сами скифы именовали себя сколотами.

Скифское общество состояло из свободных общинников — кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. Кочевники нередко заставляли трудиться на себя рабов, которых приводили из военных походов, или совершая набеги в земли соседей. Верхушку общества составляли вожди, воины, жрецы.

Скифы торговали с греческими городами Северного Причерноморья скотом, хлебом, мехами, рабами. У соседей покупали вино, дорогую посуду и ювелирные изделия.

Скифское золотое украшение в виде оленя

Скифский золотой гребень из кургана Солоха

Скифы были хорошими ремесленниками: многочисленные находки в курганах ювелирных изделий из металла и кости искусно выполнены в особом скифском стиле с изображением оленей, лосей, коней, барсов, львов, медведей, иногда фантастических животных и птиц. Образы животных имели и культовое назначение.

Во второй половине III века до н. э. скифы были вытеснены из Северного Причерноморья другими племенами.

Сарматы. В степях Дона и Волги к востоку от скифов жили родственные им по языку племена сарматов (в древности их также называли савроматами). Они вели преимущественно кочевой образ жизни. Основным занятием сарматов было скотоводство.

Эти племена отличались особым положением женщин. В обществе сарматов женщины занимали привилегированное положение жриц. Сарматские женщины владели оружием, участвовали в войнах и охоте наравне с мужчинами.

В погребениях сарматов археологи часто, помимо украшений и посуды, находили оружие и конскую сбрую.

Сарматское золотое украшение

Посуда сарматов

Для сарматов война была одним из главных источников дохода. Они наживались на продаже пленных, а тех, кого не выкупали, превращали в своих рабов.

Во II—I веках до н. э. сарматы завоевали большую часть Скифии. Им покорились и античные города Северного Причерноморья. В IV веке н. э. вторгшиеся из Приуралья племена гуннов положили конец владычеству сарматов.

Центры античной цивилизации. В Северном Причерноморье сложились три крупных центра античной цивилизации. Один из них Ольвия — большой по тем временам город на побережье Чёрного моря.

К Ольвии прилегали более мелкие поселения на берегах Днепро-Бугского лимана. Второй центр — Боспорское царство, объединившее независимые греческие города, основанные на берегах Керченского пролива (по-гречески — Боспора Киммерийского).

Третий центр — Херсонес — возник на юго-западе Крыма, недалеко от современного Севастополя.

Ольвия в VI—I веках до н. э. Ольвия процветала благодаря удачному расположению. Реки Южный Буг и Днепр связывали город со степными районами и способствовали развитию торговли.

Горожане в основном занимались ремеслом и торговлей, жители пригорода — земледелием и скотоводством. В Ольвии начинался торговый караванный путь к Днепру, донским степям, в Поволжье и Приуралье.

Основные доходы город получал от торговли хлебом. В V веке до н. э. Ольвия торговала и с Афинами.

В Ольвии жили по греческим законам.

Городу постоянно угрожали набеги варварских племён. Ольвия, окружённая враждебными племенами, искала помощи у римлян и в итоге была включена в состав одной из провинций Римской империи.

Боспор в VI веке до н. э. — начале нашей эры. В VI веке до н. э. был основан город Пантикапей (современная Керчь), ставший столицей Боспорского царства. Город находился вблизи водного пути, соединявшего Азовское море (по-гречески — Меотийское озеро) с Чёрным (по-гречески — Понтом Евксинским).

Основу боспорской торговли составлял вывоз зерна. Боспорцы торговали с греческими поселениями в Малой Азии и Египте, а также с Коринфом и Афинами. Земледелие, рыболовство, производство керамической посуды и ювелирных изделий стали основными отраслями хозяйства в Боспорском государстве.

Боспорская царица

Если Ольвия была республикой, то Боспор — монархией, где царь имел неограниченную власть. Хозяйство основывалось на труде рабов, которых захватывали не только в бою, но и покупали у знати кочевых племён. Рабы работали в качестве домашней прислуги, в ремесленных мастерских, на винодельнях, строительстве. Значительно меньше труд рабов использовали в земледелии.

До середины III века Боспор процветал. Затем начался упадок, приведший к развалу некогда могущественного царства.

Херсонес в V веке до н. э. — начале нашей эры. Херсонес возник позже других городов Северного Причерноморья. Он располагался в юго-западной части Крыма, неподалёку от современного Севастополя. В Херсонесе развивалась не только торговля, но и сельское хозяйство, дававшее хорошие урожаи в благоприятном для земледелия и виноградарства климате.

Городом управляли знатные семьи. Они полагались на военную мощь Римской империи в случаях защиты города от внешних нападений и возможных восстаний рабов. В итоге Херсонес потерял независимость, прибегая к помощи римлян. Город оказался под их властью, как и большая часть греческих поселений Северного Причерноморья.

Развалины Херсонеса. Современное фото

В III веке н. э. сначала готы, а затем и кочевые племена гуннов окончательно разгромили Ольвию и Боспорское царство. Херсонес перешёл под власть Византийской империи и пострадал в меньшей степени.

Жрец — служитель религиозного культа.

Курган — насыпь из земли или камня, сооружённая над могилой.

Цивилизация (от латинского слова «гражданский») — особая культура, выработанная в ходе исторического процесса определённого общества. Например, греческая (эллинистическая) цивилизация

Конец IX — начало VIII века до н. э. — появление скифов в Северном Причерноморье.

VI век до н. э. — основание города Пантикапей — столицы Боспорского государства.

Вопросы и задания

1. Покажите на карте (с. 19) места расселения скифов-кочевников, скифов-земледельцев и сарматов.

2. Используя иллюстрации учебника, составьте рассказ о скифской культуре.

3. Расскажите о различиях в политическом устройстве городов-государств Северного Причерноморья — Ольвии, Пантикапея, Херсонеса. Покажите их на карте.

4. Какими были занятия жителей греческих колоний Северного Причерноморья?

5. Сравните устройство древнегреческих полисов и Ольвии, используя знания из курса истории Древнего мира.

6. Какой вид исторического источника представлен на иллюстрации «Развалины Херсонеса»? Приведите другие примеры такого вида источника.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-old-xvi-6-class-kiselev/2

Сарматы в Северном Причерноморье, Античные города-государства Северного Причерноморья — История Украины Библиотека русских учебников

Преемниками скифов в причерноморских степях стали также ираноязычные кочевые племена — сарматы

Раньше считали, что именно нашествие сарматов стала главной причиной упадка. Великой. Скифии.

Результаты новейших археологических исследований указывают на то, что наиболее ранние сарматские памятники на территории Украине появляются почти на сто лет позже поздних скифских есть сарматское проникновения в причерноморские степи происходило уже тогда, когда оттуда полностью исчезли скифские народди.

Сарматы не были этнически однородными и включали в свой состав племенные группировки аланов, языгов, сираков, аорсов, роксоланов и др. (последнее из них — роксоланы — с XVI в станет поэтическим синонимом на азвы. Русиі).

Вспоминая сарматские племена, античные авторы непременно подчеркивают их воинственности и агрессивности. Римский историк. Тацит отмечал, в частности, что, когда они появляются конными отрядами, никакой другой и строй им не может противиться. В бою они пользовались арканами, мечами (длиннее, чемж скифские) копьями

На рубеже нашей эры сарматы полностью осваивают степи между. Доном и. Днепром, эпизодически появляются на. Правобережье, беспокоят жителей зарубы нецкий городищ — раннеславянского населения. Среднего. Поднепровья.

И хотя, в отличие от скифов, они так и не создали общего»царства», не сумев преодолеть родоплеменную обособленность, внутренние потенции сарматских племен и потребность в поисках условий для екстенсив вного развития толкали их к расширению своего жизненного пространства. В середине и в н е они проникают на берега.

Южного. Буга и. Дуная, пытаются расселиться еще западнее. В это время на территорию. Пр ичорноморья с. Нижнего. Поволжья приходят новые сарматские группировки. Последнее же массовое переселение сарматских племен с востока к северо-причерноморских степей происходит во второй половине III — п. Эрши половине IV в н е.

Нашествие гуннов 375 р н е знаменует завершение история сарматовшення історії сарматів.

Античные города-государства Северного Причерноморья

Перенос эллинами протяжении VIII — конца VI века до н.э своих поселений на широкие просторы. Средиземноморского побережья — от. Пиренейского полуострова до. Египта и.

Сирии (так называемая»Великая греческая колонизация») — непосредственно касалось и южных территорий современной Украины. Ведь именно. Северное. Причерноморье стало одним из основных центров.

Милетский-ионийской колонизационнымиої колонізації.

Уже во второй половине VII в на полуострове. Березань (ныне это остров на территории. Николаевской обл) возникает первый древнегреческий поселения -. Борисфенида. В VI в к нему прилагаются Tipa,. Никоний,. Ольвия я,. Херсонес,. Феодосия,. Пантикапей,. Фанагория,. Гермонаасса,. Горгипия и другие северо-причерноморские городовіста.

Жизнь греческих поселений на землях. Северного. Причерноморья начинали преимущественно выходцы из. Милета и. Гераклеи. Понтийской, хотя определенную роль в колонизационных процессах играли и переселенцы из др. ших греческих городов -. Эфеса,. Колофона,. Теоса и и.

В почти тысячелетней истории существования античных поселений на юге Украины ученые выделяют три периода. Первый — эллинский (вторая половина VII века до н.э — середина I века до н.

э) — время становления и раз свитка в регионе тесных экономических и политических отношений с греческим миром, перенос на местный грунт греческой материальной и духовной культуры, основ организации политической и общественной жизни апробированных на материковой греч. Греції.

Второй период — римский (вторая половина I века до н.э — 70-е годы II в н э) — время охвата римским влиянием всего. Северного. Причерноморья и включение части городов к римской провинции. Нижняя. Мезия

Третий период — позднеантичный (примерно третья четверть III — вторая половина IV в н э) — время постепенного упадка античной цивилизации на территории. Северного. Причерноморья

На первом, эллинскому, периоде выделяют несколько этапов — архаический, классический и эллинистический

. Архаический этап охватывал события VI — начале IV века до н.э. Главным для этого этапа является завершение становления античных центров. Северного. Причерноморья

Покорение персами 546 г до н е. Ионии, установление тиранических режимов, уплата дани и повинности несения военной службы в персидском армии вызвали массовую эмиграцию малоазийских греков в понтийс ский регион. Именно с этого времени были заселены самые широкие просторы.

Северного и начато качественно новый этап развития политических организмов. В это время не только расширяются освоены земельные о круги вокруг старых центров колонизации, но и происходит проникновение в другие районы. Северного. Причерноморья, в частности в. Нижнем. Поднестровье и.

Западный. Кри. Крим.

Во второй половине VI — первом десятилетии V века до н.э на. Боспоре. Киммерийском возникают такие значительные поселения, как. Фанагория,. Киммерик,. Патры,. Парфений и др.. Решающая роль в их создании принадлежала а выходцам из. Ионии, прежде. Милета. Впоследствии здесь возникают такие важные центры античной колонизации, как. Пантикапей,. Нимфей,. Феодосия и т.д..

Еще позже начали осваиваться менее благоприятные экологически и где мографично районы. Нижнего. Поднестровья, где возникли. Никоний (или. Никония) на восточном побережье. Днестровского лимана, а также упоминавшиеся античными авторами. Офиуса и Tipa. В поздних и мало развиты их в архаический время ионийских колоний относятся. Керкинитида и Херсонес. Таврический в. Западном. Крыму.

Криму.

колонизационного практика эллинов на первом этапе предусматривала основания поселений на островах, полуостровах, мысах и т.п., всего были связаны с сушей и имели естественные защитные границы.

Как правило, сначала создавали небольшие торговые пункты — так называемые эмпирии.

Здесь закладывались товарные склады, которые использовались при организации обменной торговли с местным или соседним населенияям.

С увеличением числа колонистов и возможностью настройки безопасного проживания на новом месте начиналась вторая фаза колонизации, предусматривала освоение удобных для расселения местностей начинали ли формироваться сельскохозяйственная округа греческих городов — так называемые хори.

Во второй половине VI — начале V века до н.

э начинается процесс постепенного формирования полисов — сравнительно небольшой (от нескольких сот до нескольких тысяч человек) общины граждан, главным занятием которых х было земледелие, что составляло ее экономическую базу.

Важным признаком мес-та-полиса была также его торгово-ремесленная инфраструктура. Самые экономических успехов в рассматриваемую сутки достигли. ОЛЬВА я,. Пантикапей,. Нимфей,. Феодосия,. Фанагоригорія.

Экономическое развитие углублял социальное неравенство. Последнее в значительной мере закладывалась уже изначально, поскольку бытовало практика наделения першопереселенцив лучшей землей и большими наделами, ан чем тех эллинов, которые переселились впоследствии (их называли этиками).

Высшим органом власти полисов было народное собрание, к участию в работе которых допускалось все взрослое мужское население, которое имело статус граждан.

Как правило, греческие полисы по своим политическим строем были р рабовладельческими республиками зависимости от доминирующей политической силы республики были или демократическими, как.

Херсонес (к I века до н.э), или аристократическими, как. ОЛЬВАльвія.

Как и в материковой. Греции, религия колонистов в своей основе была политеистической — эллины поклонялись многим божествам и даже легендарным героям. На первый этапе, условно продолжался до I в до н.э., в эллинских городах. Северного. Причерноморья распространение имел преимущественно греческий пантеон божеств, с включением только определенных местных культов

С религиозными верованиями тесно переплетались и культурно-творческие процессы в полисах — сооружение храмов и алтарей, установление монументальных статуй, налаживание местного производства разнообразных х изображений божеств и культовых вещей тощ.

Читайте также:  Франко-русский союз и ситуация в европе к концу xix века - история России

. Классический и эллинистический этап эллинской истории охватывал период от начала V до середины I века до н.

э и отмечался подъемом экономики, бурным развитием сельского хозяйства, ремесла, внутренней т и внешней торговли, совершенством политико-административной структуры. Причем, на эллинистическом этапе — последней трети IV — начале I века до н.

э — греческие города-государства. Северного. Причерноморья п ереживалы времена наибольшего экономического подъема, развития торговли и культурультури.

типичным греческим городом-полисом на. Понт. Эвксинский была. Ольвия. Именно здесь полисная модель демократического типа достигла наивысшего уровня, просуществовав до конца эпохи античности. В. Ольвии длительное время сохранялись типичные для полисной демократии формы правления и морально-этические принципы сосуществования гражданской общинни.

В состав государства-полиса. Ольвия, помимо собственно самого города. Ольвия, входило также город. Борисфен на о. Березань и многочисленные сельские поселения. На раннем этапе своего развития. Ольвийская государство должно. Оле игархичний характер, который в начале V века до н.э заменил авторитарный режим типа тирании. На рубеже V-IV века до н.

э на смену тирании пришел демократический строй, чему немало способствовал пример. Афин и экспеди ция в. Понт известного греческого политика и государственного деятеля. Перикла. С утверждением демократии в. Ольвии сложилась государственная система, близкая к афинской, которая, правда, в полной мере утвердилась уже за елл инистичного этапного етапу.

Характерными ее признаками было разделение органов управления на законодательные и исполнительные. Высшая законодательная власть имели. Народное собрание,»Народ»и. Совет. Именно от их имени издавались указы.

Народные и сборы состояли из полноправных граждан полиса. В их число не входили женщины, несовершеннолетние, иностранцы и рабы. Персональный состав.

Совета формировался из числа наиболее уважаемых граждан полисгромадян поліса.

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_litvin_vm/sarmati_pivnichnomu_prichornomoryi.htm

Глава II

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

                       Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Авары. Болгары. Хазары.

                                                                                 КИММЕРИЙЦЫ

До образования единого Древнерусского государства, основные исторические события происходили на Северном побережье Чёрного моря, где первым народом, о котором до нас дошли письменные свидетельства, были киммерийцы. Этническое происхождение киммерийцев до сих пор вызывает в науке споры. Большинство учёных, в том числе таких авторитетных как М.И. Ростовцев и В.Г.

Вернадский относят киммерийцев к Индоевропейской языковой семье, а некоторые историки даже видят в них этнических предков славян. Но существуют и другие точки зрения, например А. Б. Башмаков считал киммерийцев предками Черкесов, которые, как известно, входят в состав Северокавказской языковой семьи.

Однако, судя по арийскому типу лица киммерийцев, и фракийским именам их царей, первое мнение кажется ближе к истине.

В период своего расцвета, который пришёлся на VIII в. до, н.э. киммерийцы контролируют огромную территорию от Днестра до Керченского пролива, ведут победоносные войны на Кавказе с государством Урарту, и в Малой Азии с Ассирией.

Но скифское нашествие уничтожило государство киммерийцев. О том, как это произошло в своём труде «История» подробно рассказывает Геродот. Привожу его рассказ полностью: «Кочевые племена скифов обитали в Азии, когда массагеты вытеснили их военной силой скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю.

С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков.

Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя, цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом, ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины.

Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех погибших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной»[1].

Киммерийцы, покинувшие свою страну, разошлись по двум направлениям: киммерийцы, обитавшие на территории современной Кубани, заняли южный берег чёрного моря в районе Синопы.

Племена же жившие в Крыму и Южной России, по заводному побережью Чёрного моря дошли до Фракии, где объединилась с фригами и ещё в течение полувека совершали набеги на малоазиатские страны: Фригийское царство, Мидию, Ассирию, Магнезию, Ефес.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической арены, Основная часть их была истреблена в многочисленных войнах, другая ассимилирована скифами и северокавказскими племенами синдов.

В итоге память о их историческом существовании осталось в названиях Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), поселения Киммерик, Киммерийской переправы и Киммерийского вала.

                                                                                    СКИФЫ

Киммерийцев с Северного Причерноморья вытеснили скифы-загадочный народ неясного этнического происхождения. Официальная историческая наука признаёт иранское происхождение скифов. Но многие известные историки прошлого и настоящего, такие как В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, А.Д. Нечволодов, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Дёмин видят в скифах предков восточных славян, наконец, есть учёные как, например американский историк Ньюман, которые отождествляют скифов с монголами. Выше перечисленные точки зрения пытался объединить известный эмигрантский историк В.Г. Вернадский: «Каждая из этих теорий — писал он — должна иметь в себе, по крайней мере, зерно истины, поскольку представляется вероятным, что во многих случаях под именем скифы подразумевались племена различного этнического происхождения. Правящая скифская орда, возможно, была иранского происхождения, некоторые второстепенные могли состоять из угров и монголов, и таким образом не исключено, что другие группы известные под именем скифов — как например Скифы пахари были протославянского происхождения»[2]. Основным источником по истории скифов служит знаменитый труд Геродота, в котором содержится много ценных сведений о жизни скифов. Так Геродот сообщает, что скифы не были единым народом, а делились на множество отдельных племён, к которым Геродот относит сколотов, аллазонов. каллипидов, саков, невров таков далеко неполный список скифских племен, приведённый Геродотом. Из «Истрии» Геродота мы знаем, что основным занятием скифов были война и скотоводство, но были и земледельческие племена, которые выращивали хлеб на экспорт в Грецию, к таковым он относит Боресфенитов живущих по Днепру (греческое название Днепра Борисфен). Господствующим племенем были сколоты – царские скифы, которым подчинялись все остальные скифские племена. О религии скифов Геродот сообщает, что основными богами, которым скифы молились, и приносили по праздникам в жертву животных, были Папей, Ани, Гойтосир, Агримпаса, Фагимасад. При этом Геродот отождествлял Папея с Зевсом громовержцем, Апи с греческой богиней земли Геей, Гойтосира с Аполлоном, Агримпасу с богиней любви Афродитой, Фагимасад отождествлялся Геродотом с Посейдоном.

Что касается военной истории скифов то, вытеснив Киммерийцев, они заняли огромную территорию, которую Всемирная история определяет от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона[3]. Однако, этим не ограничились и вторглись в Малую Азию, подчинили своему влиянию Мидию, Сирию и Палестину.

Их господство в Азии по свидетельству Геродота длилось двадцать восемь лет, пока Мидийский царь Киоксар не напоил скифов на пиру и не перебил многих из них. После этого скифы были вынуждены покинуть Азию и вернуться обратно в причерноморские степи. Но самой выдающейся победой скифов. Был разгром персидских войск царя Дария, который в 512 Г. до н.

э, как полагает Геродот хотел наказать Скифов за их вторжение в Азию.

Безраздельное господство скифов в северном Причерноморье продолжалось до конца III в. до, н.э. С этого времени их из южнорусских степей начинают вытеснять сарматы. Под их давлением скифы отступили в Крым, и организовали, новое государство столицей которого стал Неаполь.

Это новое скифское государство просуществовало до второй половины 3 в. н.э. Потом оно было разгромлено готами и больше не возродилось. После поражения нанесённого готами скифы утратили свою этническую самостоятельность, и сошли с исторической арены.

                                                                              САРМАТЫ

Начиная с III в. до н.э. из причерноморских степей скифов начинают вытеснять родственные им по языку и культуре, обитающие за Днепром сарматы. Как и скифы, сарматы не были единым народом, а делились на множество разных племён. Основными сарматскими племенами были: аланы, аорси, роксоланы, сираки, языги.

Вытеснив скифов, сарматы заняли пространство, которое Большая Советская Энциклопедия определяет от р. Тобол на Востоке и до Дуная на Западе. Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство, но были и земледельческие племена выращивающие злаки, лён, лук, чечевицу.

У сарматов дольше, чем у других племён сохранялись пережитки матриархата. Женщины сарматки, так – же как и мужчины стреляли из лука, скакали на лошади, носили ту – же одежду, что и мужчины, принимали активное участие в общественной жизни.

Известен сарматский обычай, по которому женщина не имела права выходить замуж, пока не убьёт хотя – бы одного врага. По этой причине многим женщинам не удавалось выйти замуж до конца своей жизни.

Шестьсот лет сарматы господствовали в южнорусских степях пока их оттуда в III в. н. э. не вытеснили готы.

Господство сарматов на юге России не принесло ничего хорошего этому региону и его населению. Академик Б. А.

Рыбаков писал по этому поводу: «Новые хозяева степей сарматы вели себя совершенно иначе, чем скифы: если со скифами на протяжении пятисот лет славяне более или менее мирно сосуществовали, и у нас нет данных о серьёзных враждебных действиях, то сарматы вели себя агрессивно. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян и отодвинули зону земледельческих посёлков к северу»[4].

Приблизительно с IV в. н.э. часть сарматских племён вместе с готами и гуннами включается в великое переселение народов.

Другие сарматские племена, не принимавшие участия в этом процессе, постепенно ассимилировались со славянскими и северокавказскими племенами. Так постепенно сарматы растворяются среди других народов.

                                                                                    ГОТЫ

Первоначально, восточногерманские племена готов проживали на южном побережье балтийского моря, в устье р. Вислы, но рост населения и нехватка плодородных земель в конце III в. н.э. заставили готов сняться с насиженных мест, и отправиться на поиски более плодородных земель.

Двигаясь на юго-восток, готы постепенно достигают северных берегов чёрного моря, и к концу III в. н.э. уже заселяют всё северное Причерноморье. Следует отметить, что готы разделились на две большие ветви.

Это разделение если верить историку Иордану произошло случайно, когда готы переправились через Днепр по мосту в районе современного Киева с левого берега на правый, мост неожиданно рухнул и готы, таким образом, невольно оказались разделёнными на две части.

Готы успевшие перейти реку, осели в низовьях Днестра и прозвались вестготами (западными готами). Они совершали набеги на владения Римской империи. В результате этих набегов в 418 г на территории Западной Римской империи в Южной Галлии ими было основано первое варварское королевство, столицей которого стал г. Тулуза.

Однако завоевав значительную часть Испании, вестготы были постепенно ассимилированы местным населением Римской Империи. Готы не успевшие пересечь реку и оставшиеся на левом берегу Днепра заняли территорию от низовья Днепра до устья Дуная и стали называться остготами (восточными готами).

Наивысшего могущества остготская держава достигла в середине четвёртого века при короле Германарихе.

Германариху не только удалось утвердить свою власть над всеми восточными племенами готов, но и множеством племён германского, славянского, финско-угорского происхождения: антов, венедов, герулов, склавинов, весь, мордву, мерю, пермь, чудь. Но 375 г. Германарих потерпел сокрушительное поражение от гуннов и не в силах с этим смириться покончил с собой. После его смерти восточный союз гуннских племён приходит в упадок и постепенно прекращает своё существование.

                                                                               ГУННЫ

В 160 г. н.э. в причерноморских степях римским историком Дионисиями Периегетом были отмечены новые выходцы из Азии. Гунны — кочевой народ тюркского происхождения. Хотя также высказываются мнения о монгольском, угро-финском, славянском происхождении гуннов. Но, несмотря на раннее появление гуннов в Причерноморье их массовое передвижение на Запад начинается только с 70-х гг. 4 в. н.э. Подчинив сначала своей власти на Северном Кавказе аланов, гунны перешли, затем Дон и нанесли поражение готскому вождю Германариху. С этого момента начинается так называемое «великое переселение народов». «Именно гунны — писал по этому поводу Г.В. Вернадский — начали «великое переселение народов» как оно было названо. Аланы были первыми, кто испытал последствия гуннского натиска, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды и готы. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось в свою очередь в движение других германских племён с их собственных мест…»[5].

Наивысшего могущества государство гуннов достигло в середине пятого века при царе Атилле (434-453), при нём в гуннский союз племён входили анты, остготы, герулы, гепиды и многие другие племена. Покорённые народы платили гуннам дань и участвовали в предпринимаемых гуннскими вождями военных походах.

Окрылённые военными успехами Гунны вторглись в Галлию входящую в то время в состав Римской империи, но в 451 г. потерпели поражение на Каталонских полях от объединённых сил римлян, вестготов и франков под руководством римского полководца Аэция. Это поражение нанесло сильный удар по гуннской державе. Положение усугубилось после смерти Атиллы в 453 г.

Его сыновья начали меж собою борьбу за власть. А после ещё одного поражения в 455 г. гуннская империя распалась.

Господство гуннов пагубно сказалось на развитии всей Южной Руси. «Гунны не принесли с собой ничего кроме опустошений, массовых убийств, грабежей и тяжёлой дани наложенной на подвластные народы.

В причерноморских степях завоеватели дотла уничтожили земледельческую культуру, стёрли с лица земли островки оседлости и земледелия, которые существовали в зоне северо-западного Причерноморья и на нижнем Днепре.

Сильно пострадали от гуннов и оседлые поселения лесостепи, особенно в её южной части»[6].

                                                                                АВАРЫ

С владычеством гуннов в южнорусских степях было покончено, но вторжение кочевников на этом не прекратилось и в середине шестого века на смену гуннам приходят новые кочевники авары (Повесть временных лет, называет, их обрами).

Ими в южнорусских степях был создан известный Аварский каганат, власти которого после долгой и упорной борьбы были вынуждены подчиниться племенные союзы антов и дулебов. Покорённые славяне облагались тяжёлой данью. Летопись сохранила тяжёлые воспоминания о господстве аваров.

Однако, непрекращающаяся борьба восточнославянских племён привела в конечном итоге к свержению власти хазарского каганата в восьмом веке.

«Аварский каганат сыграл отрицательную роль в истории славянских племён.

Аварское государство тормозило развитие производительных сил славянских племён систематически, подрывая их данями и поборами искусственно ограничивая распространение передового по тому времени хозяйственного уклада – оседлого земледелия. В борьбе с кочевниками-аварами славяне несли тяжелые потери»[7].

                

                                                                                ХАЗАРЫ

После болгар хозяевами южнорусских степей стали хазары. В VI в. они заняли территорию Северного Кавказа, Нижней Волги и Нижнего Дона. Им удалось подчинить своей власти южнорусские племена полян, северян, радимичей и вятичей. Хазары создали обширное государство, во главе которого стоял правитель Каган. Поэтому государство созданное хазарами получило название Хазарского каганата. Столицей каганата стал город Итиль на Нижней Волге. Основными видами деятельности хазар были кочевое скотоводство и торговля. Официальной религией Хазарского каганата стал ислам, но были также иудеи и христиане. Книга Велеса сохранила тяжелые воспоминания о хазарском господстве. «А хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань и брали и детей и жён и очень зло били и творили зло»[8]. Во второй половине девятого века Святослав нанёс тяжёлое военное поражение Хазарскому каганату и Каганат прекратил своё политическое существование. События, происходившие в древности, на территории Руси оказали большое влияние на исторические условия, которые в итоге привели к возникновению Киевского государства, так как именно в этот период формируется славянский этнос, хозяйственный быт, закладываются основы восточнославянской культуры. Словом создаются предпосылки образования государства.

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1526700/

Древние цивилизации История Новости Археология Тайны космоса Мифы

Собственно наименование скифы стало известно, благодаря сообщениям древних авторов, которые придавали ему собирательный образ и называли так народы, населявшие евразийские степи на огромной территории и имевшие сходные культурные черты.

Глубокий анализ дошедших до нас древних источников позволяет сделать вывод, что первоначально скифами именовали себя жители Северного Причерноморья и Приазовья, которые затем подчинили себе соседей и создали мощный союз племен, ставший впоследствии раннегосударственным образованием.

Сами скифы, по Геродоту, называли себя сколоты. В результате тщательного исследования немногочисленных остатков скифского языка в виде личных имен и географических названий было установлено, что он принадлежал к иранской языковой группе.

В современной исторической науке существуют две основных точки зрения на происхождение скифов. Согласно первой, предками скифов были носители т. н. срубной культуры, переселившихся в Северное Причерноморье из Поволжья.

По сведениям Геродота скифы переселились в Причерноморье из Азии, а Диодор Сицилийский сообщает, что первоначально они жили на берегах реки Аракс. Точно неизвестно, какую именно реку имеет в виду древний автор, но по некоторым версиям так называли именно Волгу.

Вторая точка зрения базируется на данных археологии. Раскопки скифских курганов и поселений, датирующихся VII в. до н. э., дали большое количество предметов (бронзовые изделия, каменные блюда, конская упряжь), имеющих явственные центральноазиатские корни.

Отсюда вытекает, что прародиной скифов являются территории Алтая, Монголии и Восточного Казахстана.

Древние авторы считали, что переселение скифов в Причерноморье сопровождалось изгнанием отсюда киммерийцев, однако данные археологии дают указания на близкое этническое и культурное родство между скифами и народами предшествовавшей поры.

Отождествление в некоторых источниках киммерийцев и скифов позволяет предположить, что это были очень близкие народы, представлявшие собой разновременные волны переселения на территорию Причерноморья.

Сохранившиеся клинописные тексты государств Передней Азии повествуют о нашествиях народа «ишкуза» («ашкуза»), который идентифицируют со скифами. На протяжении VII в. до н. э. скифские отряды активно совершали походы на территории древневосточных государств, участвовали в военных столкновениях. Однако, после серии серьезных поражений скифы вернулись в Причерноморье и долгое время господствовали в этих степях. Контакты с народами Передней Азии не прошли бесследно, оставив свое отражение во многих областях скифской культуры и жизни.

До контактов с Передней Азией скифы довольствовались примитивными геометрическими узорами. Впоследствии, усвоив древневосточные образы, скифы создали особый звериный стиль, заключающийся в каноническом изображении определенных животных на предметах утвари и оружии.

Наиболее распространенными сюжетами были изображения головы птицы, лежащего копытного животного и хищника из семейства кошачьих, скорее всего, пантеры. До сих пор не выяснено, какую смысловую нагрузку несли эти изображения. По одним версиям, они наделяли обладателя предмета качествами изображенного животного (особенно хищника).

Другие объясняют их представлениями скифов о своих зооморфных божествах. В любом случае налицо характерная для всех древних народов ритуальная составляющая искусства. Согласно Геродоту, в скифской мифологии почитались семь основных богов. Главенствующее место занимала богиня огня и домашнего очага — Табити.

Следующей в иерархии была супружеская пара Папая и Апи (небо и земля) — прародители человечества и творцы мира. Из оставшихся четырех божеств Геродот называет двоих: Гойтосир и Артимпаса (вероятно, богиня плодородия). Имена двух других ему неизвестны, поэтому он отождествляет их с греческими богами: Гераклом (прародитель скифов Таргитай) и Аресом (бог войны).

Поклонение богу войны, воплощенному в мече-акинаке, включало в себя принесение человеческих жертв. По некоторым источникам среди скифов почитались также Фагимасада, Маспалла.

Основным археологическим источником по исследованию скифов являются их ритуальные захоронения — курганы, представляющие собой земляную насыпь с расположенной под ней могилой — пещерой, состоящей из одной или, в зависимости от знатности покойного, нескольких камер.

При захоронении особо знатной персоны вместе с ним хоронили его слуг. Размеры земляной насыпи зависели от социального положения умершего, т. е. от количества человек, принимавших участие в похоронах и поминальной тризне.

Например, высота исследованного Александропольского кургана была более 21 метра.

В курганах найдено большое количество вооружения и личного скифского инвентаря. Скифский воин был прежде всего конным лучником, поэтому как в могилах знати, так и простых воинов, непременным атрибутом является колчан, костяные элементы лука, удила (чаще всего бронзовые).

Другой часто встречающийся предмет вооружения — копье. В знатных курганах находят широко известный скифский короткий меч — акинак. Иногда встречаются стилизованные и богато украшенные боевые топорики, которые, вероятно, служили в качестве элемента парадного вооружения и являлись знаками отличия.

В общем могилы аристократии схожи с простыми погребениями, но количество находок в них больше. Вооружение содержит элементы из золота, сосуды также изготовлены из драгоценных металлов. На предметах нанесены ритуально-мифологические изображения в зверином стиле.

Женские захоронения содержат большое количество украшений, предметов домашнего хозяйства и быта.

Защитное оружие встречается редко. Скорее всего, оно было принадлежностью знатных воинов. Находят защитные панцири древневосточного происхождения, шлемы греческого происхождения, иногда — щиты, покрытые железными пластинами. Рядовые воины, судя по всему, обходились деревянными щитами.

Большинство археологических находок из драгоценных металлов было изготовлено греческими мастерами. Наличие постоянных торговых отношений между двумя народами привело к созданию особого греко-скифского искусства.

Греки охотно изображали на своих изделиях сцены из скифской мифологии и, в свою очередь, сбывали предметы с изображением собственных сюжетов. Материальные взаимоотношения перерастали в диалог двух культур.

Важным событием скифской истории служит их борьба с царем Дарием I, который в VI в. до н. э. во главе огромного войска вторгся на их территорию и два месяца безуспешно пытался завязать с ними решающее сражение. Скифы легко уклонялись от преследования, применяя тактику «выжженной земли»: уничтожали на своем пути всю растительность, засыпали колодцы и т. д.

Кочевой образ жизни идеально сочетался с такой тактикой. Скифские небольшие отряды постоянно тревожили неповоротливую армию Дария I, уничтожали обозы и отставшие части. Отчаявшись добиться победы, Дарий I был вынужден покинуть скифские земли. Отступление могущественного царя, больше похожее на бегство, в короткий срок создало для скифского войска репутацию непобедимого.

Геродот выделяет среди скифов следующие категории: скифы царские, эллино-скифы, скифы-кочевники и скифы-пахари. Во главе всей Скифии стоят скифы царские, остальные племена беспрекословно им повинуются.

Современная наука подтверждает сведения автора, дополняя их тем, что скифы царские являлись именно тем племенем, которое огнем и мечом прошло по территории Передней Азии. Являясь наиболее воинственным племенем, скифы царские принесли с собой традиции восточных монархов.

Без особого труда подчинив себе соседние племена, они заставили их признать свое господствующее положение. Царская власть становится наследственной привилегий определенной семьи, т. е. возникает династия. Ко времени войны с Дарием I скифы уже имели четкое представление о генеалогии своих правителей.

Скифия не стала монархией в полном смысле этого слова, сохраняя многие черты военной демократии.

Царь представляется абсолютным господином своих подданных, имеющим божественное происхождение и право на царствование, но его верховная власть ограничивалась сбором дани и правом решения основных государственных вопросов, прежде всего, во время ведения боевых действий. Другие племена сохраняли своих вождей, которые проводили самостоятельную внутреннюю политику.

Скифы-пахари, проживавшие в лесостепной полосе, занимались земледелием, ремесленным производством, различными промыслами. Археологические данные дают сведения о густой сети укрепленных поселений, достаточно развитых для того времени.

Ремесленная продукция пользовалась большим спросом среди скифов-степняков и, в виде дани, приносила большие доходы скифским царям.

Под эллино-скифами Геродот, судя по всему, понимает племена, сильнее всех подвергшиеся влиянию греческих колоний в Северном Причерноморье.

Структура скифского общества была патриархально-родовой, но уже шли процессы социального и имущественного расслоения. Сами скифы делили себя на три сословия: воины (символ — боевой топор), жрецы (чаша) и рядовые общинники (ярмо с плугом).

Основной хозяйственной единицей была семья с наследственным владением определенными кочевыми зонами или земельными территориями. Наследование происходило по мужской линии. Споры между родственниками разрешались в виде поединка под контролем царя, что препятствовало возникновению кровной мести.

У скифов практически не существовало системы рабовладения. Рабский труд был неэффективен при кочевом образе жизни. В незначительном количестве рабы использовались в качестве личной прислуги.

Таким образом, Скифия представляла из себя раннегосударственное образование с сохранением многих патриархальных и родовых пережитков. Еще не возникло деление на классы, одно племя господствовало над другими.

Наивысший экономический и культурный подъем скифское царство достигает во время правления царя Атея, который смог объединить под своим началом множество племен, совершал удачные походы на запад и покорил часть Фракии.

Скифия играла одну из центральных ролей в политике Причерноморья и на Балканах. Атей начал чеканку собственной монеты. Однако чрезмерное усиление Скифии заставило насторожиться царя Македонии Филиппа II. В 339 г.

он совершил вторжение на скифскую территорию, в решающей битве Атей погиб, и скифы покинули Фракию.

Александр Македонский поставил наместником Фракии Зопириона, совершившего неудачный поход на скифов, в результате которого его войско было разгромлено. Александр не стал предпринимать против скифов никаких действий, готовясь к индийскому походу.

В течение II в. до н. э. происходит процесс нового переселения народов. На этот раз в роли завоевателей выступает родственное скифам племя сарматов, которое вытесняет их из занимаемых степей, ограничивая территорию Скифии в основном степным Крымом. Начинается последний этап существования скифского государства (до IV в. н. э.), именуемого теперь Малой Скифией.

Об этом периоде скифской истории сохранилось мало сведений. Известно, что Малая Скифия вела успешные военные действия с Боспорским царством. В III в. на Крым совершили нападение готы, опять сократив скифскую территорию. В IV в. происходит опустошительный набег гуннов, после чего Малая Скифия полностью исчезает из мировой истории.

Скифы оставили яркий след в истории, прежде всего в военном отношении. С самого начала своего появления на мировой арене, скифы громко заявили о себе успешными военными действиями против государств Древнего Востока.

Образовав мощный союз племен в Северном Причерноморье, скифы на равных выступали против могущественных держав того времени.

Не имея собственной письменности, этот народ стал известен благодаря своему влиянию через иностранных авторов.

В современной науке не прекращаются споры, связанные с вопросами истории скифского общества. Продолжаются археологические раскопки, дающие богатый материал для исследований.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт — обязательна!

Источник: https://ancientcivs.ru/scythians

Ссылка на основную публикацию