Русская культура во второй половине xix — начале xx в. — история России

Культура во второй половине 19 века

Русская культура во второй половине XIX - начале XX в. - история России

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения.

Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные.

Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени — М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.

В это же время творил великий композитор — П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории.

Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka

Культура России во второй половине XIX в

73 просмотров

     Культура страны конца XIX – начала XXвв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника.

Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности.

Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

     Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н.

Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведениях А.М.

Горького («Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.

В поэзии появляются новые течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим понятием – модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.

     Символизм. Представители: В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, Д.С. Мережковский.

Для их творчества свойственно:

– провозглашение тезиса «Искусство для искусства»;

– создание в произведениях мира мечты, символов;

– стремление передать необычность своего мироощущения.

     Акмеизм. Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:

– отрицание мистических устремлений символистов;

– стремление воспеть земной мир во всей многоцветности и силе.

     Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:

– внимание к новой поэтической форме;

– острая социальная тематика.

Изобразительное искусство

Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.

     В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др.

Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию.

Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.

     К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.

     Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.

     Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.

Источник: https://students-library.com/library/read/16494-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-v

Русская культура XIX и начала XX в. (стр. 1 из 4)

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи.

В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в.

Читайте также:  Образование киевской руси - история России

ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру.

Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи.

Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм.

Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской Империи насквозь был пронизан крепостничеством.

В этих условиях бюрократия превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политический строй России носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, ибо в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права.

В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политический строй и право выражают особенности экономического развития России в XIX в., когда в недрах крепостничества формировался новый, капиталистический способ производства. Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность.

Для России первой половины прошлого века характерно цгирокое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение.

Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликт между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями.

Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально-промышленном регионе, в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот, однако нарождающаяся русская буржуазия зависела от царизма, для нее были характерны политическая косность и консерватизм.

Все это наложило отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но в конечном счете способствовало ее высокому взлету.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет рус- ской культуры был обусловлен рядом факторов.

В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением.

Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России.

Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.

: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры.

Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М.

Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль.

Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года».

Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в.

имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение самого культурного процесса, т. е.

Читайте также:  Внешняя политика России в 20-х годах хх века - история России

большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т. д.

Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной («высокой», профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

https://www.youtube.com/watch?v=sfJiap3fVik

Начиная с XVII в. складывается и развивается «третья культура», самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой — тяготевшая к формам официальной культуры.

Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А.

Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине XVIII в.

появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам.

В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству.

Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место.

Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Источник: http://MirZnanii.com/a/126167/russkaya-kultura-xix-i-nachala-xx-v

Русская культура во второй половине XIX — начале XX века

Русская культура во второй половине XIX — начале XX века

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).

Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.

Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных  потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение.

Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась  его ограничением, цензурной политикой  и усилением влияния церкви на общество.

Культура  России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего  времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились  тенденции, связанные с мироощущением  человека XX в.

Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство  и жизнь, место художника в  обществе и др. Все это приводило  к поиску новых изобразительных методов и средств.

В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование. В отличие от стран  Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном  образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников.

Поэтому правительство  пошло на расширение сети школ. Это  позволило повысить уровень грамотности  населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система  образования, сложившаяся во второй половине XIX в.

, в основных чертах сохранилась  до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали  письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался  на прикладные естественно-технические  знания.

В 1887 г. так  называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в  гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании  гимназии нельзя было поступить в  университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные  сдвиги произошли в системе высшего  образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и  Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных  высших учебных заведений; открылись  Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др.

Кроме государственных, появились частные высшие учебные  заведения. Поскольку поступление  женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты  Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и  других городах.

Накануне Первой мировой  войны в России было 120 высших учебных  заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская  деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось  стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и  искусству.

В реализации этой потребности  большую роль сыграла передовая  российская интеллигенция, создававшая  различные просветительские организации  при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные  формы образования. С 60-х годов XIX в.

большое распространение получили бесплатные воскресные школы для  взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические  знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа  обучения на них предусматривала  начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они  предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них  устраивались публичные лекции и  театрально-концертные представления.

Демократизации  высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в  которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Читайте также:  Прибалтика под гнетом немецких оккупантов. наступление советских войск на прибалтику 1944 г. - история России

Большую роль в популяризации научных  знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание.

Дешевое издание произведений русских  писателей, букварей, детских книг и  учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует  отметить деятельность И.Д.

Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно  увеличилось число общедоступных  библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию  культуры и приобщению к ней широких  слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих  музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели  Императорский Русский музей  в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой  Третьяковской галереи) и Музей  изящных искусств в Москве.

Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился  процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философскою осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д.

Зелинский  заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и  физической химии. 60—70-е годы XIX в.

стали  «золотым веком» в отечественной  химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся  открытия были сделаны в физике и  механике. Работы А.Г. Столетова подготовили  условия для создания современной  электронной техники. Переворот  в электрическом освещении произвели  открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой  золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был — удостоен А.С.

Попов  за изобретение в 1895 г. электрической  связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе  физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший  электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и  газы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского — основоположника  современной гидроаэродинамики.

К.Э. Циолковский  своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических  полетов.

Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений  в геохимии, биохимии, радиологии и  разработке современных экологических  представлений.

Крупными  успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил  основы отечественной физиологической  школы, сделал рад открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П.

Павлов, разработавший учение о высшей нервной  деятельности и физиологии пищеварения, а также И.И. Мечников — автор  фагоцитарной теории иммунитета. К.А.

Тимирязев  основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.П. Миклухо-Маклая, В. К.

Козлова и других были созданы  карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические  коллекции. Океанограф вице-адмирал  С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного  морей.

Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного  морского пути. Экспедиции Э.В. Толля  и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. В 1912—1914 гг.

он организовал экспедицию к  Северному полюсу, провел геодезическую  съемку побережья и островов Северного  Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие  оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более  глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские  лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии  проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с  человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое  развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические  позиции.

Значительной части научной  и художественной интеллигенции  стали присущи религиозно-философские  искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое  распространение в России получил  марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин).

Он привлекал  своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание  преобладания материальной жизни над  духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть  интеллигенции.

Все чаще философы и  социологи стали склоняться к  идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно  создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи  с необходимостью понимания современных  процессов и будущего России чрезвычайно  вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в  первой половине XIX в.

, написал множество  работ по разным историческим проблемам  и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем  он обосновал новую концепцию, объяснявшую  отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О.

Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П.Н.

Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).

Развитие  русской экономической мысли  отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и  их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалевский  основал в Париже «Высшую русскую  школу общественных наук». В ней  преподавали известные общественные деятели и учились русские  эмигранты.

Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали  И.С. Тургенев. Н.Д. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др.

Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым  лидером критического направления  в литературе. В произведениях  М.

Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с  постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.

Однако  художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более  глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых  изобразительных средств и форм — все это вызвало появление  модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения.

Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А.

Блоком К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в.

позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Источник: http://freepapers.ru/4/russkaya-kultura-vo-vtoroj-polovine/171991.1050374.list1.html

Ссылка на основную публикацию