Русь и особенности её исторического развития — история России

Основные особенности исторического развития России

Русь и особенности её исторического развития - история России

1. Влияние географической среды и климата на развитие России;2.

2. Цивилизационные контакты и прерывистость в развитии России;

3. Влияние Византии и православия на историческую судьбу России;

4. Влияние орды на политическое развитие московского государства.

Сначала территория расселения восточных славян была обширная (Киевская Русь от Новгорода до Киева). Большой была и территория Московского царства. Вплоть до 20-го века территория Российского государства расширялась за счет завоеваний. Огромность территорий и природных богатств и их неисчерпаемость привели Россию к экстенсивному пути развития.

Территория расселения восточных славян была не совсем благоприятна для цивилизации. Она представляла собой бескрайнюю равнину, покрытую лесами. Также не было прямого выхода к морю.

Рельеф и климат на всей территории был одинаков, следовательно, и производили одинаковую продукцию. Отсюда отсутствие перспектив развития внутреннего рынка.

Также из-за ограниченного выхода к морю была осложнена и внешняя торговля.

Государство (Русь) равнинное, открыто со всех сторон для врагов, которых было очень много из-за отсутствия преград. Требовалось создание мощного государства для обороны. Киевская Русь – слабое государство. Как единое целое оно просуществовало лишь около 2х веков. Основной причиной распада стала его раздробленность.

Однажды созданное Московское государство росло и укреплялось. Была выстроена необходимая оборона. Также прослеживалось единство территорий. И как результат – государство росло и усиливалось и в конце концов подавило общество.

Это привело к отсутствию развития гражданского общества и формирования правового сознания граждан. В результате происходит расселение граждан по пустующим и малонаселенным местам. Они были заняты расселением и удержанием своей территории. Силы народа уходили именно на это, а не на приращение культурного слоя.

Бытовая небрежность, потребительское отношение к природе – это то, чем занималась та масса людей.

Климатический фактор.

Среднегодовая температура Европы 10-20 градусов Цельсия. В европейской части России среднегодовая разница температур 35-40 градусов. В Европе у крестьян отсутствует перенапряжение в период уборки и вынужденный простой зимой. Это вырабатывает привычку к размеренному привычному труду.

Климат благоприятен настолько что урожай и достаток напрямую зависит от прилагаемых физических усилий. Люди могут работать малыми коллективами. Труд воспринимается как основа благосостояния, лень порицается. Кто бедный — тот ленивый. Развивается индивидуализм.

Человек рассчитывает на свои силы не нуждаясь в поддержке общины.

В России перенапряжение среды (уборка) сменяется бездельем зимой. Результат труда не зависит от трудовых усилий.

В случае неурожая человек должен проявить адское терпение, приходится голодать в ожидании следующего урожая. Русский человек не может рассчитывать только на свой труд. Он предпочитает жить в общине.

Труд уважаем как основа правильной жизни, безделье ведет к порокам, но при этом русский не будет корить бедного крестьянина.

Основные тезисы:

 климат суров, выжить одному невозможно

 происходит развитие хуторской системы

 невозможность работать малым коллективом, например на выкорчевке полей

 В Европе тем временем появилась собственность на землю

 В России же до 20 века была община с общинной собственностью на землю. Коллективный труд требует ритмичности (работать должны все как один).

В системе коллективного труда, жилья, собственности, человек не вычленяет себя из семьи, общины, не ощущает эгоизма, хочет, чтобы жила община.

Индивидуальное сознание, индивидуализм, реализм медленно развивается.

 отзывчивость теплота и участие к другому;

 русский человек не любит выпячивать себя.

Цивилизационные контакты имеют большую роль. В начале эры племена Европы и славян были на одинаковой стадии варварства. Часть европейских племен находилась под влиянием культуры античности. Древнеримская империя разрушена варварством. Они унаследовали материальную и духовную культуру древнеримской империи.

Они получили поля и виноградники, водопроводы и каменные дома, унаследовали язык. Через латынь они приобщились к духовным и научным знаниям античности (Аристотель, Платон). Восточные славяне расселялись по цивилизационной пустыне. Редкие племена, живущие от севера до юга, были на такой же низшей стадии развития.

Первые цивилизационные контакты мы получили на 600 лет позже европейцев. Хазары обложили племена данью. Контакты с Византией начались еще до принятия христианства, а после принятия резко усиливались. Византия на тот момент имела территорию: Болгария, Греция, Египет .Но это были опосредованные контакты, у нас не было границ с Византии.

Разная особость будет видна только в московском царстве. Наша история не органична. Каждый последующий этап развития не вытекает из предыдущего. История делится на несколько исторических отрезков, между которыми катастрофы, а на западе каждая последующая эпоха вытекает из предыдущей. 9-12 века Киевская Русь->15-17 века Московская Русь->императорская Россия 17-18 вв.

->СССР Разделение церкви произойдет в 1054 году. Церковь делится на католическую и православную. Киевская Русь – светское общество. Московская Русь – глубочайше религиозное общество и государство.

⇐ Предыдущая27282930313233343536

Источник: http://mykonspekts.ru/2-138965.html

Особенности исторического развития России

История России всегда была неотъемлемой частью мировой истории. Рассматривая ретроспективно историю России в контексте мировой истории, задумываешься об истоках самобытности, о логике развития отечественной истории. Стремление разобраться в этих вопросах неизбежно подталкивает к сопоставлению с историей других народов.

Изучая историю России, нельзя не увидеть в ней, наряду с общими для всех стран чертами, глубокие национальные особенности.

География, природно-климатические условия, геополитическая среда, религия, русский национальный характер и многонациональный состав России — эти и другие факторы, безусловно, влияли и продолжают влиять на её историческое развитие.

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия.

Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны.

Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.

Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.

Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию. Колонизация земель, осуществляемая в IX – XVIIвв., всё более препятствовала сближению России и Европы, усвоению передовых достижений европейской цивилизации. В IX – XII вв.

древнерусское государство располагалось на великом европейском торговом пути «из варяг в греки» между северной и южной Европой. Два центра Древней Руси — Новгород и Киев — стояли на узловых пунктах этого пути. В силу ряда причин государственность на Руси возникла в IX – X вв., т. е.

на 3-4 столетия позднее, чем на западе континента. Однако несмотря на это запаздывание и определённую специфику развития, связанную с более медленным развитием частной, точнее вотчинной собственности, домонгольская Русь отнюдь не была «медвежьим углом» Европы.

Она пользовалась широким международным признанием.

Несмотря на целый ряд самобытных черт, сам тип развития Древней Руси в принципиальном плане был общим с Европой. Однако уже в XIII в. торговый путь «из варяг в греки» уступил своё место «янтарному пути», шедшему через Центральную Европу.

В это время роль ведущей морской державы Средиземноморья перешла от Византии к Венецианской республике. В результате этого и монголо-татарского завоевания Древняя Русь утратила свой политический авторитет, стала периферией Европы.

К тому же отток населения на северо-восток, подальше от кочевников, усилившийся после татарского нашествия, привёл к переходу значительной части русского населения из сферы культурного господства Европы, Византии в зону влияния арабо-исламского мира в Поволжье.

Монголо-татарское иго, завоевание Казанского и Астраханского ханств, освоение Сибири поставили Московское государство перед необходимостью взаимодействия с азиатской культурой и азиатской политической традицией.

В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти. Если Древняя Русь была повёрнута лицом к Европе, то Московское государство в XV – XVII в. – лицом к Азии.

Под мощным давлением Востока, воплотившемся в монголо-татарском иге, специфические черты развития страны приумножились, трансформировавшись в особый русский тип феодализма — как бы промежуточный между европейским и восточным.

Россия оказалась отрезанной от Европы и встала на собственный, теперь уже принципиально отличный от западноевропейского путь развития.

Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились как бы платой за создание государства в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок и приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским).

Отсюда и определённая идеологизация государства – единственного к тому времени оплота православной веры. Со времён Ивана Грозного две принципиальные и взаимосвязанные черты: гипертрофированная роль государства и некоторая недоразвитость, незащищённость частной собственности сближали Россию со странами Востока, а борьба самобытных русских традиций с влиянием Запада стала одной из «осей» отечественной истории.

Непрерывное территориальное расширение предопределило тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип).

Читайте также:  Чистка партии 1934 - история России

У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории.

Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в.

русские крестьяне всё чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и сёла. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в.

возрастают защитные функции соседской общины, её первобытный демократизм и уравнительные тенденции. Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и другие. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в.

в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г. (настоящего времени).

Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер.

Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций.

В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу.

Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г.

закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.

Идея служения общему благу, «миру», ради которого человек должен жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета россиянина. В этой связи идея служения общему государственному началу играла значительную роль в духовном настрое российского народа.

«Россия – самая могущественная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики.

Великие жертвы понёс русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своём необъятном государстве», – писал о роли государственного начала в жизни русского народа выдающийся русский учёный Николай Александрович Бердяев.

Российская история во многом представляет собой историю социального реформизма. Реальные изменения в экономическом и политическом строе на протяжении последних столетий происходили, как правило, в результате реформ. Глубокая модернизация и европеизация России была проведена Петром Великим.

Действительно, XVIII век — это время утверждения в России светской культуры, формирования национального языка, возникновения профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства.

Но все эти новации лишь в самой минимальной степени затрагивали 90% населения крестьянской России, продолжавшей жить по обычаям предков.

Именно в XVIII веке в результате форсированной европеизации произошёл тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперёд обострявшееся взаимное непонимание между ними.

С именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского, близкого советника императора Александра I, связан реформистский процесс первой половины XIX в. Исключительны по своему объёму также аграрная, городская, земская и другие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Мы говорим об этом периоде как об «эпохе великих реформ».

Процесс модернизации российского общества в начале XX в. был начат по инициативе такой значительной политической фигуры российского реформаторства, как Пётр Столыпин. В истории советского общества также были и глубокая модернизация общественного уклада в конце 20-х — в 30-е гг.

, и хрущёвский реформизм, и, наконец, попытки обновления общества во второй половине 80-x — в 90-е гг.

Следует подчеркнуть, что в силу специфики российской истории реформы всегда начинало государство. Отсюда решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне и президентов.

Толчком к началу российских реформ, позволившим преодолеть мощное сопротивление традиций, интересов, являлись, как правило, внешние факторы, а именно отставание от Запада, принимавшие чаще всего форму военных поражений.

Поскольку реформы в России осуществлялись всецело верховной властью, все они не были доведены до своего логического завершения и не разрешили в полной мере тех общественных противоречий, которые вызвали их к жизни. Более того, многие реформы в силу своей непоследовательности и незавершённости лишь обостряли в дальнейшем ситуацию.

Особая роль государства в процессе российских реформ «сверху» превращала бюрократию в единственного их разработчика и руководителя. Поэтому её значение в судьбах российских реформ было огромным. Численность бюрократии в России быстро росла.

От позиции правящей элиты, от результатов борьбы различных групп и кланов бюрократии зависела окончательная судьба реформ в России.

Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.

И в заключение отметим удивительное постоянство и устойчивость социальной организации российского общества. Меняя свои формы, а не суть, социальная структура воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность российского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

Даже после невиданной в истории социальной ломки, предпринятой после 1917 г., под новой социальной оболочкой вновь проступили многие российские традиции.

Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается по крайней мере с середины XVII столетия.

Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая «инерционность» препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из «объятий» прошлого.

Вышеперечисленные факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России, помогают осмыслить то явление, которое можно определить как цивилизационную доминанту отечественной истории.

Цель курса – научить выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов.

Источник: http://histor-ru.ru/voprosy-na-jekzamen-po-otechestvennoj-istorii/133-osobennosti-istoricheskogo-razvitija-rossii.html

Каковы особенности исторического развития России? Что отличает ее от других (в первую очередь европейских) стран

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 29Следующая ⇒

Все исследователи русского исторического процесса отмечали, что на специфику развития России существенно повлиял природно-климатический фактор. Географической среде важное значение придавали и Н.Я.Бердяев, и В.О.Ключевский, и евразийцы, и еще ранее П.Я.Чаадаев.

Континентальный климат, длинные и суровые зимы, малоплодородные северные почвы влияли на хозяйственную практику народа. Сельскохозяйственный сезон был непродолжительным – максимум пять месяцев, в то время, как в Европе он достигал трех четвертей года. Из-за холодных зим крестьяне держали скот в закрытых помещениях на два месяца дольше, чем в Европе.

Недостаточное поголовье скота оборачивалось постоянной нехваткой удобрений, что сказывалось на урожайности. И хотя низкая урожайность зерновых (по сравнению с Европой) не ставила население на грань голодной смерти, продовольственных излишков хлебороб почти никогда не имел. Земля кормила крестьян, но не была источником их богатства.

Огромное значение имел геополитический фактор.Равнинность территории, незащищенная естественными преградами граница большой протяженности делали страну объектом для вторжения извне.

Этот фактор сыграет роковую роль в отставании России от более цивилизованных стран, ведь для охраны границ необходимо было строить различные укрепления, что вело к огромному напряжению и людских и финансовых ресурсов государства.

Внешняя угроза (в первую очередь со стороны степи) оттесняла Русь от днепровского торгового пути, причерноморских земель, отрезала от связей с Византией, которые в эпоху Средневековья были основным выходом для Руси во внешний мир.

Загнанное в леса средней полосы Восточной Европы, население Руси вынуждено было создавать жестко централизованное военное государство, где централизация была способом выживания.

Особая роль в истории России, в первую очередь Киевской и Московской Руси, принадлежит рекам. Текущие на север, юг, восток и запад, они способствовали объединению земель. На реках стояли центры объединения: Новгород – на Волхове, Киев – на Днепре, Москва – на Москве-реке, Владимир – на Клязьме и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=niyozTkekpE

Для России, как континентальной страны, одним из главных мотивов истории становится борьба за выход к морю. Эта борьба постоянно требовала средств из государственной казны.

Присутствие восточнославянских княжеств на берегах Черного моря было недолгим, а борьба за выход на Балтику со шведами и немецкими рыцарскими орденами носила длительный и ожесточенный характер, вследствие чего, в обществе возрастала роль государства, приобретавшего все больше военизированный характер.

К геополитическому фактору относится также слабая заселенность обширных территорий Восточно-Европейской равнины и Сибири. При усилении эксплуатации и в поисках лучших земель люди уходили из центра России на север, юг, восток.

Этот процесс, получивший в исторической литературе название колонизации, отличался от западноевропейского. На Западе колонизация носила характер эмиграции, колонии стремились разорвать связь с метрополией.

Российские колонисты оседали поблизости от границы, поэтому они не чувствовали себя иноземцами в новых землях и не порывали связей с родными местами.

Читайте также:  Поселения «служебной организации» - история России

Русские колонисты не встречали сопротивления со стороны коренного населения, или это сопротивление было слабым. Ведь земли и природных богатств хватало всем. С другой стороны, на севере и востоке колонисты имели явное военное и хозяйственное преимущество по сравнению с местными жителями.

Особенностью российской колонизации было и то, что колонисты не покупали землю. Они исходили из представлений, что «земля – ничья, она — божья», поэтому ею можно пользоваться безвозмездно и вечно.

Кроме того, «основу колониальной жизни составляло не индивидуальное, а общинное хозяйство, которое распространялось… из европейской части страны».

Получалось так, что колонизация консервировала тот тип аграрных отношений, который издревле сложился на Руси.

Конфессиональный фактор также повлиял на своеобразие русской истории. Хотя Запад и Россия исповедовали христианство, восточный его тип серьезно отличался от западного. Католическая церковь на протяжении веков бдительно следила за земным порядком, претендовала на верховную власть, выработала железную церковную организацию, являвшуюся нередко оппозицией власти светской.

Российское православие никогда не вмешивалось в дела светской власти, тем не менее оно часто предопределяло жизнь общества. Государство брало на себя военные, экономические, политические функции, а церковь – духовные, культурные, «очистительные» для русской души.

Своеобразие России заключалось и в том, что она складывалась и развивалась как многонациональная держава.

Уже в Киевской Руси значительную часть населения составляли финно– и балтоязычные племена, а также тюрки и варяги-скандинавы.

Народы, населявшие Русь, различались языком, образом жизни, уровнем общественно-экономического развития, культурой, религией (в конце XIX в. православные в стране составляли 70,8% населения, католики – 8,9%, мусульмане – 8,7%).

Огромная роль в истории России принадлежала общине. Община и общинное землевладение повлияли на способ производства, на степень развития отношений собственности, на власть и на формирование национального характера.

Историческая судьба России укрепляла в народе представление об общине как высшей ценности.

Действительно, во времена Средневековья, только подчинение интересов индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей в качестве этноса.

В условиях постоянного натиска с Востока, а затем и с Запада выжить можно было только за счет коллективных усилий. Община поддерживала своих членов и морально, и материально.

Община была самостоятельной производственной единицей и не испытывала влияния внешних факторов, которые бы стимулировали ее деятельность, требовали ее самосовершенствования. Поэтому, сохранившись вплоть до XX века, она стала тормозом на пути развития рыночных отношений в стране.

Все названные выше факторы формировали русский национальный характер. В итоге в России сформировался тип человека, во многом отличный от западного и восточного.

Ему свойственны «отсутствие европейского индивидуализма, рационализма и оптимизма, накопительства, конкурентности, политичности, отсутствие в то же время азиатской упорядоченности, растворенности индивидуализма в социуме.

Русскому свойственно простодушие, чрезмерная покорность, нежелание постоять за насущные интересы, ненужная уступчивость.

https://www.youtube.com/watch?v=1KbwET0vm-g

Русский человек (россиянин) с его характером, традициями, системой мировосприятия стал творцом российской истории, цементирующей силой российского общества, обеспечивавшей его жизнеспособность и внутреннее единство.

2. Предмет и содержание курса «Отечественная история»

Что же изучает курс «Отечественная история»?

«Отечественная история» изучает процесс становления и развития Российского Государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней.

Предметом курса«Отечественная история» является выявление сущности внутренних и внешних закономерностей и условий развития Руси – России – СССР – Российской Федерации во взаимосвязи с историей народов других стран, их участия в создании отечественной и мировой цивилизации. Особое место отводится раскрытию политического аспекта исторического прошлого нашей Родины.

Предмет истории имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее.

Как понимать слово «Отечество»?

Отечество имеет ряд определений:

1. Политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится данный народ;

2. Страна, где человек родился и гражданином которой он является;

3. Исторически принадлежащая данному народу территория.

За более, чем тысячелетнюю историю Русское государство в своем развитии прошло ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского – период господства родовых отношений в политической жизни (IX–XIVвв.).

1. От Андрея Боголюбского до начала XVIIв. – период борьбы родовых и государственных начал, завершившихся полным торжеством государственного начала. Этот период имел три стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIVвв.) – начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III – время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVIвв.);

в) от Ивана III до начала XVIIв. – период борьбы за полное торжество государственного начала;

3. С начала XVII до середины XVIIв. – период вступления России в систему европейских государств;[4]

4. С середины XIV VIIIв. до реформ 60-х годов XIXв. – новый период русской истории.

Периодизация С.М.Соловьева отражает историю государственности. По другому подходит к этому вопросу В.О.Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VII-XIIIвв. – Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII – середина XVвв. – Русь Верхневолжская, удельно – княжеская, вольно – земледельческая.

3. Середина XVв. – второе десятилетие XVIIв. – Русь Московская, царско-боярская, военно-земледельческая.

4. Начало XVII — вторая половина XIXвв. – Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства.

В.О.Ключевский называл эти периоды:

1) днепровский

2) верхневолжский

3) великорусский

4) всероссийский[5]

Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIIIвв. – Образование и становление Древнерусского государства;

2. XIII – до середины XVвв. – Удельная раздробленность на Руси;

3. XV-XVIIвв. – Объединение русских княжеств в единое государство;

4. XVIII — начало XXв. – Российская империя;

5. 1917г. – до 80-х годов XXв. – Советский период;

6. С начала 80-х годов до настоящего времени – Новая Россия (условное название)

Содержание курса«Отечественная история» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

· процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

· характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

· формирование великорусского, белорусского и украинского народов;

· процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

· складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

· динамика революционных изменений XX века и создание социалистического государства;

· развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной западной и восточной культурой;

· исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

· особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:

) исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;

) документы и материалы,сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;

) воспоминанияполитических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;

) научные труды русских и советских историков. В их числе: Н.М.Карамзин. История государства российского; В.Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; современных ученых: Б.Грекова, Б.Рыбакова, И.Я.Фроянова и др.

Носителями информации о прошлом являются исторические источники.Большинство авторов выделяют шесть типов источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2)

Исторические источники — все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества
Классификация
Письменные источники (юридические договоры, летописи, жития, письма, дневники, описания и др. Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др.)   Этнографические источники (нравы и обычаи)
Устные источники – фольклор (былины, сказки, песни и др.) Лингвистические источники (данные языка) Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)

Источник: https://lektsia.com/1xe7a.html

История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности русской истории

Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

См. также:

Битва за историю России

История русской истории

Ломоносов и Российская история

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяют четыре основных фактора, определяющих особенности русской истории: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный), социальной организации. Все исследователи российского исторического процесса отмечали, что на специфику развития России существенно повлиял природно- климатический фактор.

Географической среде важное, едва ли не определяющее, значение придавали Н.И. Бердяев, В.О. Ключевский, а также представители идейного направления, возникшего в российской эмиграции в 20-е – 30-е гг. XX в.

и получившего название «евразийство». Природа влияла на хозяйственную деятельность народа, и если, по словам историка С. М.

Соловьева, для народов Западной Европы она была заботливой матерью, то для россиян — мачехой: резко континентальный климат, длинные суровые зимы, малоплодородные почвы.

Сельскохозяйственный сезон был непродолжительным — максимум пять месяцев, в то время, как в Европе он достигал трех четвертей года. Из-за холодных зим крестьяне держали скот в закрытых помещениях на два месяца дольше, чем в Европе.

Недостаточное поголовье скота оборачивалось постоянной нехваткой удобрений, что, в свою очередь, сказывалось на урожайности.

Читайте также:  Внешняя политика России во второй половине xix века - история России

И хотя низкая урожайность зерновых (по сравнению с Европой) не ставила население на грань голодной смерти, продовольственных излишков хлебороб почти никогда не имел.

Земля кормила крестьян, но не была источником их богатства. Истощению земли способствовала также система земледелия — как подсечная, так и переложная.

В результате люди вынуждены были переселяться в поисках «подрайской землицы» всѐ дальше на восток и север.

Низкая урожайность и относительно слабо развитое животноводство препятствовали экономическому подъѐму городов и росту численности городского населения, которое даже в конце XVIII в. составляло лишь 3% населения России.

Огромное значение имел геополитический фактор. Равнинная территория, не защищѐнная естественными преградами и большая протяженность государственной границы делали страну привлекательным объектом для захватнических вторжений извне. Этот фактор сыграет роковую роль в отставании России от более цивилизованных стран.

Внешняя угроза (в первую очередь со стороны степных кочевников) оттеснила Русь от днепровского торгового пути, причерноморских земель, отрезала еѐ от Византией, связи с которой в эпоху средневековья были основным, а во многом и единственным выходом для Руси во внешний мир. Загнанное в леса средней полосы Восточной Европы население Руси вынужденно было создавать жестко централизованное военное государство, где централизация была способом выживания.

Особая роль в истории России, в первую очередь, во времена Киевской и Московской Руси, принадлежала рекам. Текущие на север, юг, восток и запад, они способствовали объединению земель. На реках стояли центры политического объединения: Новгород — на Волхове, Киев — на Днепре, Москва — на Москве-реке, Владимир — на Клязьме.

Для России как континентальной страны одним их главных факторов исторической динамики становится борьба за выход к морю. Эта борьба постоянно требовала средств из государственной казны.

Присутствие восточнославянских княжеств на берегах Чѐрного моря было недолгим, а борьба за выход на Балтику со шведами и немецкими рыцарскими орденами носила длительный и ожесточѐнный характер, вследствие, чего в обществе возрастала роль государства, приобретавшего всѐ более и более военизированный характер.

К геополитическому фактору следует отнести также слабую заселѐнность обширных территорий Восточно-Европейской равнины и Сибири. В условиях усиления эксплуатации, а также в поисках лучших земель люди уходили из исторического центра России на север, юг, восток.

Этот процесс, получивший в исторической литературе название колонизации, отличался от западноевропейского: на Западе колонизация носила характер эмиграции и колонии стремились разорвать связь с метрополией.

Российские же колонисты оседали поблизости от границы, поэтому они не чувствовали себя иноземцами в новых землях и не порывали связей с родными местами.

Особенностью российской колонизации было и то, что колонисты не покупали землю, так как исходили из представлений о том, что «земля — ничья, она — божья», поэтому ею можно пользоваться безвозмездно и вечно.

Кроме того, основу жизни российских колонистов составляло не индивидуальное, а общинное хозяйство, которое распространялось на новую территорию из европейской части страны. Конфессиональный (религиозный) фактор также повлиял на своеобразие русской истории.

Хотя Запад и Россия исповедовали христианство, восточный его тип существенно отличался от западного типа. Западная католическая церковь на протяжении веков бдительно следила за земным порядком, претендовала на верховную власть, выработала железную церковную организацию, являвшуюся зачастую оппозиционной по отношению к светской власти.

Однако попытка поставить себя над светской властью в условиях западного плюрализма привела к тому, что в результате Реформации под непосредственной властью римского папы в Европе осталась лишь небольшая территория — Ватикан.

Российское православие никогда не вмешивалось в дела светской власти, тем не менее, оно часто представляло интересы общества. Государство брало на себя военные, экономические, политические функции, а церковь — духовные, культурные, «очистительные» для русской души.

Своеобразие России заключалось в том, что она складывалась и развивалась как многонациональная держава. Народы, населявшие еѐ территорию, различались языком, образом жизни, уровнем общественно-экономического развития, культурой, религией (в конце XIX в.

православные в нашей стране составляли 78,8% населения, католики – 8,9%, мусульмане — 8,7%).

Это накладывало отпечаток на все стороны российской истории. Не будет преувеличением сказать, что огромная роль в истории России принадлежала общине.

Община и общинное землевладение повлияли на способ производства, на степень развития отношений собственности, на власть и, наконец, на формирование национального характера.

Историческая судьба России укрепляла в народе представление об общине как высшей ценности.

Действительно, во времена средневековья только подчинение интересов индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей в качестве этноса. В условиях постоянного натиска с Востока, а затем и со стороны Запада выжить можно было только за счѐт коллективных усилий.

Община поддерживала своих членов и морально, и материально. Она давала им ощущение защищѐнности, психологического комфорта, стояла на страже моральных, нравственных норм в крестьянской среде.

Община была самодовлеющей производственной единицей и не испытывала влияния внешних факторов, которые бы стимулировали еѐ деятельность, требовали еѐ самосовершенствования.

Поэтому, сохраняясь ещѐ в начале XX в., она, в конечном счете, стала тормозом на пути развития рыночных отношений в стране. Все названные выше факторы, так или иначе, формировали русский национальный характер. Учѐный русского зарубежья П.

Сорокин основными чертами русской нации считал «сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность еѐ представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». В итоге в России сформировался тип человека, во многом отличный от западного и восточного типа. Существует несколько точек зрения по этой проблеме. Первая сводится к тому, что в силу географического местоположения исторического центра, а также в силу влияния христианской религии, уходящей своими историческими корнями в греко-византийскую, западноевропейскую культуру Россия принадлежит к западному типу цивилизации.

Как составную часть Европы предлагали рассматривать еѐ, как известно, «западники» (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев и др.), которые утверждали, что Россия с принятием христианства стала вместилищем ценностей, лежащих в основе западной цивилизации.

Окончательно встав на путь «европеизации» со времен Петра I, страна просто немного отставала в своѐм развитии от западноевропейских стран, поэтому еѐ историческая задача заключается в том, чтобы как можно быстрее продвинуться вперѐд по западному пути.

Высказывается и прямо противоположное мнение, согласно которому попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно, и она осталась страной восточного типа, поскольку определяющее воздействие на еѐ развитие оказала восточная культура.

Об этом свидетельствует, как считают сторонники этой точки зрения, в частности, уже сама форма правления (российское самодержавие являло собой вид восточной деспотии), а также характерные особенности российского менталитета с его коллективизмом и элементами раболепия, а также подданнические по своему характеру общественные отношения с «безумным молчанием всего мира». Сторонники третьей точки зрения отстаивают идею самобытности России. Так, ещѐ в середине XIX в. славянофилы (А.С. Хомяков, К.А. Аксаков, И.И. Киреевский и другие) утверждали, что своеобразный путь исторического развития страны обусловлен, прежде всего, православием, которое породило высокую духовность русской жизни, сопряжѐнную с идеей соборности, и общинное устройство социальной жизни, формировавшее у людей лучшие душевные качества. Идею самобытности Росси горячо, отстаивали и сторонники евразийства — философ и богослов Г.В. Флоровский, лингвист и культуролог Н.С. Трубецкой, географ и политолог П.Н. Савицкий, музыковед и публицист П.П. Сувчинский.

Евразийцы были настроены отрицательно по отношению к Европе, а западничество считали чуждым российской жизни. Особое влияние на российское общественное самосознание, по их мнению, оказал восточный «туранский» (т.е. тюркско-татарский) фактор.

В России они видели «преемницу великого наследия Чингисхана» (Трубецкой) и утверждали, что «наше отношение к Азии интимнее и теплее, ибо мы друг другу родственнее».

Сегодня в исторических трудах и, особенно в публицистике, весьма широкое распространение получило так называемое «почвенничество», которое оценивает российскую историю с точки зрения русской культуры, русской ментальности, русского православия, а нередко используют и термин «русская цивилизация». Л.И. Семенникова предлагает считать Россию цивилизационно неоднородным обществом.

«Это особый, — пишет она, — исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам жизнедеятельности, объединѐнных мощным, централизованным государством с великорусским ядром, цивилизационная парадигма развития этого сложного, огромного сообщества на разных этапах истории менялась».

Россия как бы «дрейфует» между Западом и Востоком. Каждая из позиций, определяющих место России в системе мировых цивилизаций, имеет свои сильные и слабые стороны, каждая из них опирается на исторические российские реалии, и, несомненно, каждая из них имеет право на существование.

История России, как нам представляется, до сих пор не даѐт однозначного ответа на поставленный выше вопрос. Россия в своѐм историческом развитии то шла параллельно Западу, то сближалась с ним, то отдалялась от него, хотя двигалась, в целом, в том же направлении. Крутые повороты истории сдвигали Россию в сторону то Востока, то Запада.

Вобрав в себя элементы разных цивилизаций, Россия, всѐ-таки, как представляется, не стала самостоятельным «евразийским типом».

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=48752

Ссылка на основную публикацию