Российские реформы 60-70-х гг. 19 в. — история России

Презентация на тему «Реформы 60-70-х годов XIXвека в Российской империи»

Российские реформы 60-70-х гг. 19 в. - история России

  • Скачать презентацию (0.12 Мб)
  • 3 загрузки
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Реформы 60-70-х годов XIXвека в Российской империи» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов22
  • Аудитория
  • Словаистория история россии российская империя 19 век реформы
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 114 мая 2005 года Александр ХУДОБЕЦ Киев alanx@ukrpost.net 1 Автор – Александр Худобец Киев
  • Слайд 22 Необходимость преобразований в государстве ВНУТРЕННЯЯ Отставание от ведущих держав в экономическом и общественно-политическом развитии ВНЕШНЯЯ Потеря статуса великой державы после поражения в Крымской войне
  • Слайд 44 Итоги крестьянской реформы Открывала путь к развитию буржуазных отношений в России Носила незавершенный характер, порождала социальные антагонизмы (противоречия) «Воля» без земли
  • Слайд 55 Университетская реформа 1863г. новый университетский Устав восстановление административно-хозяйственной автономии расширение содержание учебной и научной работы расширение социальной базы студентов за счет выходцев из низших сословий
  • Слайд 66 Школьная реформа 1864г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Народные училища Уездные 3 года обучения Приходские с 1884г. церковно-приходские школы 3 года обучения Прогимназии 4 года обучения Городские 6 лет обучения Начальное образование
  • Слайд 77 Школьная реформа 1864г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Гимназии Классические гуманитарный профиль 7 лет с 1871г. – 8 лет обучения Реальные с 1872г. – реальные училища, естественно-научного и технического профиля 7 лет обучения Среднее образование
  • Слайд 88 Школьная реформа 1864г. Повышала уровень и статус системы образования Благоприятствовала подготовке квалифицированных кадров Способствовала развитию культурного уровня населения
  • Слайд 99 Основа реформы Судебные Уставы Важнейшие принципы независимость судебных органов от административных органов государственной власти всесословность суда гласность (допущение в судебное заседание представителей общественности, прессы) и состязательность (обвинение – защита) судебного процесса несменяемость судей введениесуда присяжных
  • Слайд 1010 Судья назначается Министерством юстиции Выносит приговор в соответствии с законом на основе вердикта присяжных
  • Слайд 1111 Присяжные заседатели выбираются из представителей всех сословий на основе имущественного ценза 12 человек Выносят вердикт (решение) о виновности, её степени или невиновности подсудимого
  • Слайд 1212 Дополнительные элементы проведения судебной реформы Были созданы особые суды для военнослужащих особые суды для священнослужителей мировые суды для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
  • Слайд 1313 Структура судебной власти в России Сенат высший судебный и кассационный (кассация – обжалование, опротестование приговора суда низшей инстанции) орган Судебные палаты суды для рассмотрения наиболее важных дел и аппеляций (жалоба, обращениео пересмотре дела) на решения окружных судов Окружные суды судебные органы первой инстанции
  • Слайд 1414 Значение судебной реформы Большой шаг в развитии принципа «разделения властей» и демократии Сохранение элементов бюрократического произвола: наказания в административном порядке и т.п.
  • Слайд 15Земская реформа (1864г.). “Положение о губернскихи уездных земских учреждениях”15 Содержание реформы Создание губернских и уездных земств – выборных органов местного самоуправления в сельской местности Функции земств Содержание местных школ, больниц; строительство дорог местного значения; организация сельскохозяйственнойстатистики и т.д.
  • Слайд 1616 Структура земских учреждений Земская управа исполнительный орган избиралась на 3 года Земское собрание в составе гласных (гласные – выборные члены земских собраний и городских дум) распорядительный орган избирались населением на цензовой основе по сословному признаку, собирались ежегодно
  • Слайд 1717 Значение способствовали развитию просвещения, здравоохранения, местного благоустройства; становились центрами либерального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях (к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний) не были соданы волостные земства действовали под контролем администрации (губернаторов и министерства внутренних дел)
  • Слайд 1818 Суть Создание в городах органов, аналогичных земствам по функциям и структуре Городской голова руководил Городская управа избиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе
  • Слайд 1919 Непосредственный толчок – поражение России в Крымской войне1853-1856гг. Проводились под руководством военного министра Д.А.Милютина
  • Слайд 2020 Содержание создание 15 военных округов новые воинские Уставы (улучшение боевой подготовки войск) создание новых военных учебных заведений (военные гимназии с 1882г. – кадетские корпуса, военные школы, юнкерские училища, военные академии) начало перевооружения армии и флота
  • Слайд 2121 Важнейший элемент реформы – замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная служба для мужчин всех сословий с 20 лет (6лет – в армии, 7 лет – на флоте) с последующим пребыванием в запасе Предусматривались льготы для лиц, имеющих высшее и среднее образование (права вольноопределяющихся), освобождались священнослужители и некоторые другие категории населения Значение создание массовых боеспособных вооруженных сил; повышение обороноспособности страны
  • Слайд 2222 Привели к значительному ускорению развития страны приблизили Россию к уровню ведущих держав мира Носили неполный и незавершенный характер. В 80-е годы сменились контрреформами Александра III

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/reformy-60-70-h-godov-xixveka-v-rossiyskoy-imperii

Реформы Александра II в 60 – 70-х гг. XIX века

Конспект по истории России

Земская и городская реформы. Выдающуюся роль в подготовке реформы местного управления сыграл Н.А.Милютин. Проект возглавляемой им комиссии предусматривал, чтобы органы местного управления не выходили за рамки хозяйственных вопросов.

Читайте также:  Судьбоносный для руси «путь из варяг в греки» - история России

Основными принципами земской реформы стали выборность и бессословность. И хотя Н.А.Милютина и министра внутренных дел С.СЛанского, как «либералов», уволили в отставку, новый председатель комиссии П.А.Валуев изменил лишь систему выборов в земские учреждения.

Окончательный проект был утвержден Александром II 1-го января 1864 г.

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы — земские управы. Сфера компетенции земств: местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование. Они не имели политического значения и находились под административным контролем губернаторов.

Земства были выборными всесословными органами. Однако избирательное право на основе высокого имущественного ценза выборщиков обеспечивало преобладание в них дворян и буржуазии.

В 1870 г., по образцу земств, учреждается городское самоуправление. Сроком на 4 года избираются городские думы, которые подчинялись непосредственно Сенату. Однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью. Депутаты думы назывались городскими гласными.

Они в свою очередь избирали городскую управу и городского голову. Думы имели статус общественной, а не государственной организации. Они занимались водоснабжением, уличным освещением, транспортом, озеленением, градостроительством, пожарной охраной и др.

Фактическая власть в городах принадлежала не городскому самоуправлению, а градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа. Дореформенный суд в России был сословным, негласным, полностью зависимым от администрации. В ходе проведения судебной реформы 1864 г. принимаются новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства.

Судья назначался правительством, но мог быть отстранен только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции.

Появился новый бессословный, гласный суд, независимый от администрации, введены адвокатура, состязательный процесс.

Структура суда приняла следующий вид. Мировые судьи рассматривали уголовные дела, за совершение которых предусматривалось наказание: выговор, замечание, штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до 1 года.

По гражданским делам они могли принимать к рассмотрению лишь те, по каким иски не превышали 500 руб. Окружной суд принимал более существенные уголовные и гражданские дела. При рассмотрении уголовных дел привлекались присяжные заседатели, определявшие виновен ли обвиняемый, или нет.

В случае вынесения обвинительного вердикта, меру наказания устанавливали коронные судьи, исходя из уголовных законов.

Перемены мало коснулись судопроизводства по политическим делам, где большие права оставались у жандармерии и специальных судебных комиссий. В целом судебная реформа стала наиболее последовательной из буржуазных реформ того времени. Ведущую роль в ее осуществлении сыграл известный юрист Зарудный.

Реформы в области просвещения и печати. Демократические преобразования коснулись и народного образования. Огромная заслуга в этой реформе принадлежала министру народного просвещения Головину. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г.

ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый устав гимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г.

, вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В 1862 г. стали учреждаться женские гимназии. Плата в гимназиях была довольно высокой. В 1865 г.

насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. — около 600.

В 1863 г. был принят исключительно либеральный университетский устав.

Он давал университетам широкую автономию, предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их министром просвещения. К концу XIX в. число университетов в России достигло 10.

В 70-х годов положено начало женскому высшему образованию: во многих городах открылись высшие женские курсы. Особую известность получили Бестужевские курсы в Петербурге.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.

Изменилась политика правительства и в области печати. Старый цензурный устав отменен, а новый принят не был. В 1865 г. введены «Временные правила» о цензуре, действовавшие с некоторыми изменениями 40 лет. Они существенно смягчали «цензурный гнет», особенно предварительную цензуру. Правительственные и научные издания от цензуры освобождались.

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. Серию военных реформ в 60-70 гг. провел военный министр Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов.

Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За три года — с 1864 по 1867 г. — численность армии снизилась с 1132 тыс.человек до 742 тыс., при сохранении военного потенциала. В 1867 г.

был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы.

В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожный войска.

Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие покупали и за рубежом.

Читайте также:  Военные действия в азии - история России

В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось.

Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года.

Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Лица с высшим образованием могли поступать на службу вольноопределяющимися на срок в 6 месяцев.

В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria46.html

Учебные материалы по Истории России

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская  война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области.

Поэтому главной целью  внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.  Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в.

выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе.

  Старший сын Николая 1 – Александр 11  вступил на престол  в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был  поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя.

С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь  “Освободитель”.

  Егофраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться,  когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости  реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской,  товарищ министра внутренних  дел — Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права  возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа.

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы — курии. 1 курия — землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.

; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия — сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми.  В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной  и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства.

Губернские  и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные  органы – губернские  и уездные  управы выбирались на земских собраниях.   Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный  % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату.

Губернатор в деятельность местных  учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий. 

 Городская реформа. (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой.

Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.  Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии.

Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 — промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 — средние предприниматели (1/3), 3 — все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 — обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

Читайте также:  Русь и особенности её исторического развития - история России

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.

Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа: 1874 — Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы  устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом.

Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства  военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.

В 60-х  началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров  создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

 От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования: 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей.

Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам  большую свободу: 

студенты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студентам предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ   :

способствовали более быстрому развитию капиталистических  отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского  самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г.  могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г.  министром внутренних дел Лорис-Меликовым.

Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство  Александра 2  изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях  промышленности.

Появилась свободная  рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма  в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е.

крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.  Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям.

Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной  политики.

Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.  Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы  и, следовательно, возможность получения высокой прибыли.  Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка.

Главным  товаром была с/х продукция, в первую очередь  хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт)  хлопок  из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы.

Был создан  Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство).

Иностранный капитал  был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда  шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=681

Ссылка на основную публикацию