Реформы петра i великого — история России

Реформы Петра I – кратко — Русская историческая библиотека

Реформы Петра I Великого - история России

Реформы Петра I – кратко

читайте также статьи Реформы Петра I – таблица и Внешняя политика Петра I – таблица. Общая хронология петровских преобразований дана в статье История реформ Петра I по датам. Деятельности других великих русских реформаторов посвящены материалы Реформы Александра II – кратко и Столыпин Пётр Аркадьевич – краткая биография

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье.

Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества, а изданной в 1722 «Табелью о рангах».

Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать.

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов.

Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским.

Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов.

Города: реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу.

Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан.

Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией.

Подробнее – см. в статьях Социальные реформы Петра I, Дворяне при Петре I, Крестьяне при Петре I, Города при Петре I

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Уже при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче в российской армии появилось немало регулярных полков нового строя.

Но тогда большая часть их состава набиралась время от времени, на срок боевых действий и распускалась после их окончания.

До военной реформы Петра I солдаты таких полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Жили они, как правило, с семьями.

В результате военной реформы Петра I роль регулярных полков ещё возросла. Дворянские ополчения исчезли окончательно. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний.

Нижние их чины теперь не вербовались время от времени из наёмных добровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий.

Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного.

Казачество до Петра I было «вольным союзником» Московского государства, служившим по временным договорам, но после усмирения Булавинского бунта и на него была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск.

Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат.

Подробнее – см. в статьях Военная реформа Петра I, Войска Петра I

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве­ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов. Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей.

Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий.

Сенат поначалу считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях.

Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу.

Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод).

Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции и уезды – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары.

Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.

Подробнее – см. в статьях Реформы управления при Петре I, Административная реформа Петра I, Сенат Петра I, Коллегии при Петре I, Местное управление при Петре I, Администрация Петра I – система и иерархия

Финансовые реформы Петра I – кратко

Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.

В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. Эта финансовая реформа имела и широкие социальные последствия – см. об этом выше.

Подробнее – см. в статьях Податные реформы Петра I, Финансовые и экономические реформы Петра I

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма.

Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

https://www.youtube.com/watch?v=pXOBdJ6jaQE

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами).

Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых.

Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Подробнее – см. в статьях Финансовые и экономические реформы Петра I, Промышленность и торговля при Петре I

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский.

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича.

По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом.

Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Подробнее – см. в статьях Церковная реформа Петра I, Петр I и церковь.

Реформы Петра I в области культуры, науки и просвещения – кратко

Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.

Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.

Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась.

Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.

Подробнее – см. в статьях Культура и просвещение при Петре I, Влияние реформ Петра I на развитие русской культуры и просвещения.

См. также: Влияние реформ Петра I на общество, Последствия реформ Петра I в русской истории.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Читайте также статьи Реформы Ивана Грозного — кратко, Реформы Сперанского — кратко 

Источник: http://rushist.com/index.php/russia/2891-reformy-petra-i-kratko

Реформы Петра I (1682-1725)

125 просмотров

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. После смерти в 1682 г.

бездетного Федора Алексеевича правителями были провозглашены младшие сыновья Алексея Михайловича: 14-летний Иван, который был слабоумным, и 10-летний Петр (сын Алексея Михайловича от второго брака).

Правительницей при них до совершеннолетия Петра в 1689 г. стала их старшая сестра Софья.

В правление Софьи Петр I с матерью жил в подмосковных селах Преображенском, Коломенском и Семеновском, где он приобрел страсть к военному делу и кораблестроению. Часто Петр убегал в Немецкую слободу, где селились иностранцы, и общался с ними. Так закладывалась личность будущего реформатора.

Главной причиной петровских реформ стало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету. Еще в конце XVII в. известный математик Лейбниц говорил, что Россия скоро станет колонией Швеции.

Необходимо было добиться выходов к Балтийскому и Черному морям, так как архангельский порт из-за короткой зимней навигации не обеспечивал круглогодичную торговлю. Сначала Петр попробовал прорваться к Черному морю.

Однако его Азовские походы 1695 и 1696 гг. окончились неудачно. Тогда Петр принял решение об отправке в Европу «Великого посольства» из 250 человек (1697-1698) для поиска союзников в войне с Турцией.

Среди них инкогнито был сам Петр I под именем Петра Михайлова.

Читайте также:  Направленность городских востаний - история России

«Великое посольство» посетило Англию, Голландию, Польшу и др. государства. В ходе поездки Петр наглядно увидел масштабы отставания России от европейских стран. Делегация знакомилась с жизнью Запада. Кроме того, Петр постигал теорию кораблестроения.

Союзников для войны с Турцией молодой царь не нашел, но зато нашел союзников для борьбы со Швецией (Польшу, Данию, Саксонию). Поэтому с борьбы за выход в Черное море Петр I переключился на борьбу за выход к Балтийскому морю.

Вернувшись в Россию, Петр начинает Северную войну со Швецией (1700-1721).

Именно война стала главным двигателем реформ. Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) продиктовало необходимость военной реформы.

Проведение военной реформы потребовало преобразований в экономике, административную реформу и т.д. В первое время все реформы проводились второпях.

Только после побед в битве у Лесной (1708) и Полтавской битве (1709) Петр получил время для приведения их в стройную систему.

Реформы армии и флота. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска была создана регулярная (постоянная) армия с единообразным вооружением и обмундированием.

Она комплектовалась на основе рекрутских наборов: с определенного числа (поначалу с 20) крестьянских дворов в армию призывался один рекрут, который служил всю жизнь.

Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий.

За несколько лет был создан военно-морской флот, которого Россия до Петра I вообще не имела. Однако уже в 1714 г. у мыса Гангут и в 1720 г. у острова Гренгам русский флот разгромил шведский. В результате военной реформы русские армия и флот стали одними из самых сильных в мире.

Реформы управления. В 1711 г. вместо Боярской думы появилсяСенат, все члены которого назначались царем. В 1718 г. вместо многочисленных приказов были образованы 12 коллегий. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. вместо патриаршества для управления церковью был создан Синод во главе с обер-прокурором, назначаемым царем.

В результате этой реформы церковь полностью подчинилась государству. В 1708 г. страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, назначавшихся царем. Губернии делились на провинции, а провинции – на уезды. Во главе провинций и уездов были воеводы. Структура и функции новых органов власти были подробно разработаны в Генеральном регламенте (1720).

В 1722 г. принимается Табель о рангах – закон, определявший порядок прохождения службы. Все должности разделялись на 14 рангов, от 1-го высшего до 14-го низшего. Отныне продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования и личных способностей.

Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице. Начиная с 8-го ранга, предоставлялось потомственное дворянство.

Новая система бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп.

В результате реформ управления завершается формирование абсолютизма в России. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Петр I – императором.

Реформы в области экономики. Военные нужды потребовали огромных затрат. Увеличивались прямые и косвенные налогов. Даже за бороду необходимо было платить налог. Немалые доходы приносила чеканка монеты меньшего веса и понижение в ней содержания серебра.

Вместо подворного обложения после переписи населения (1718-1724) 5,6 миллионов душ мужского пола обложили подушной податью. С помещичьих крестьян – 74 коп., с государственных крестьян – 1 руб. 14 коп., с посадского люда (купцов и ремесленников) – 1 руб. 20 коп. С 1701 г. по 1725 г. государственные доходы выросли в 4 раза (до 8,5 млн.

руб.), из которых более половины (4,6 млн.) принесла подушная подать.

Экономическая политика при Петре I характеризовалась протекционизмом и меркантилизмом. Меркантилизм – политика активного вмешательства государства в экономику, направленная на превышение экспорта над импортом. В 1724 г.

в России был введен таможенный протекционистскийтариф, ограждавший национальную промышленность от иностранной конкуренции. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках.

На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, сахар-сырец и др.).

Центром металлургии становится Урал. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и находилась под государственным контролем.

Другой особенностью промышленности стало широкое использование труда крепостных крестьян на мануфактурах. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к заводу и обязанные исполнять там свои повинности («приписные крестьяне»).

А в 1721 г. Петр разрешил покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».

К концу правления Петра I в стране имелось около 200 мануфактур. Россия стала развитой в промышленном отношении. Если до него Россия импортировала металл, то к концу правления императора – уже вывозила. Но быстрое развитие достигалось на феодально-крепостнической основе, за счет жестокой эксплуатации населения.

Реформы в отношении сословий. В 1714 г. вышел указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам. С этого времени все земельные владения, переходили по наследству, но только одному сыну.

Для остальных сыновей служба стала обязательной. Указ слил господствующие слои в одно сословие дворян. Пытаясь повысить качество правящего слоя, Петр запретил дворянам жениться без получения образования.

Городские жители были разделены на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники.

Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, «обретающиеся в наймах и черных работах». Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами.

Для руководства магистратами в 1721 г. был создан Главный магистрат.

Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода «гулящий люд», холопы были записаны в «тягло» и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов.

 В целом сословная политика Петра I была направлена на упрощение социальной структуры, она становится ясной и четкой. 

Реформы в области культуры. Эту группу реформ можно обозначить одним словом – европеизация. Меняется быт. В приказном порядке была введена европейская одежда, брадобритие.

Поведение молодых дворян регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в книге «Юности честное зерцало». Вводятся ассамблеи – собрания знати.

Важным нововведением стало принятие в России юлианского календаря (1700): летоисчисление велось теперь от рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новый год стал праздноваться с 1 января, а не с 1 сентября.

В 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты «Ведомости», которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый гражданский шрифт.

Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии наук. Появилось много новых школ. Открылся первый музей – Кунсткамера.

Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное привитие русской среде иноземной культуры вызвало глубокий социальный и культурный раскол общества.

Дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и самого русского народа. С другой стороны трудовое население сохраняло привязанность к традиционным ценностям.

Итоги реформ Петра I. В результате преобразований Петра I были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, одержаны значительные победы. Россия добилась выхода к Балтийскому морю, преодолела изоляцию, сократила отставание от передовых стран Европы и превратилась в крупную державу. В 1703 г.

был основан Санкт-Петербург, который стал столицей Российской империи. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления эксплуатации народа и больших людских потерь. При Петре I народное недовольство выражалось в самых разных формах. Самые крупные проявления – восстание стрельцов 1698 г.

и восстание под руководством К. Булавина на Дону в 1707-1708 гг.

Источник: https://students-library.com/library/read/16691-reformy-petra-i-1682-1725

Реформы Петра Первого и их роль в развитиии государства

Для того, чтобы раскрыть тему Реформы Петра 1 и их роль в модернизации, необходимо, в первую очередь, обратиться к формированию личности самого Петра 1, обратить взгляд на историческую справку, в которой как раз и содержатся предпосылки последующих реформ столь яркого и великого деятеля в истории Российской империи.

Петр 1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд. С рождением Петра вражда между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из узко семейной, перерастает в политическую борьбу партий.

Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петра возможности получить достойное образование, но освобождало от придворного этикета и давало огромную свободу. Свое время он тратил, исключительно, на военные потехи. Беспрепятственно он создавал потешные войска.

Тогда же Петра увлекло искусство навигации, что стало в нем страстью. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро.

Его мать ожидала, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских, но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учение и забавы для политики.

Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, так и продолжал не испытывать вкуса власти.

За относительно маленький период времени Петр Первый сумел вывести Российское государство из тени благодаря его реформам Россия стала одной из ведущих держав на арене мировой жизни. Произошло это после внедрения изменений, которые касались практически всех сторон жизни .

Реформы Петра Первого в первую очередь коснулись преобразования центрального управления. В результате Боярская дума была упразднена и заменена Ближней канцелярией, которая в 1708 году была переименована в Консилиум министров.

Следующим пунктом в списке реформ было создание Правительствующего сената , который стал самым высшим правительственным учреждением. Он принимал участие в законодательных, распорядительных и судебных делах.

Реформы Петра Первого 1718-1720-х гг.

упразднили громоздкие и неповоротливые законы и ввели коллегии — изначально их было 11: Коллегия иностранных дел, ведавшая делами внешней политики; Воинская коллегия, которая управляла всеми сухопутными силами страны; Адмиралтейств-коллегия, распоряжавшаяся морским флотом; Берг-коллегия занималась горнозаводской промышленностью; Юстиц-коллегия подчинила себе гражданский и уголовный суд и т.п.

Также был немаловажен Указ о единонаследии, который подписал в 1714 году Петр Первый.

Реформы были таковы: согласно этому документу поместья дворян отныне были равны боярским вотчинам, и введение этого указа направлялось на уничтожение границ между родовой и дворянской знатью.

Более того, теперь не было никакой разницы между боярской и дворянской землей. Чуть позже, в 1722 году, Петр принял Табель о рангах, который окончательно стер границы между новой и старой аристократией и полностью уравнял их.

В 1708 году для укрепления аппарата власти и повышения его влияния была введена Областная реформа: страну разделили на восемь губерний.

Логическим ее завершением стала реформа городского управления: появлялось все больше и больше городов, а соответственно, росло население страны .

Да и состав городского населения был сложным: основной частью были мелкие ремесленники, посадский люд, торговцы и предприниматели.

При Петре Первом полностью завершился процесс преобразование церкви — реформы Петра Первого превратили ее в важное государственное учреждение, подчиненное органам высшей светской власти. После смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха, ссылаясь на неожиданно начавшуюся Северную войну.

Читайте также:  Российская экономика во второй половине xviii века: положение крестьянства - история России

Во главе патриаршеского престола был назначен Стефан Яворский. После Северной войны Петр упразднил патриаршество совсем.

Управление всеми церковными делами и вопросами было поручено Духовной коллегии, после переименовано в Святейший правительственный синод, что полностью превратило церковь в мощную опору российского абсолютизма.

Но великие преобразования и реформы Петра Первого принесли с собой множество проблем, основными из которых стали ужесточение крепостного права и развитие бюрократизма.

Историческое значение реформ Петра 1

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха — Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.

Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования — создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.

В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.

В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства — военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека — капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

В заключение можно привести слова современника Петра — Нартова:

. и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него.

Роль Петра 1 в истории России

В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт, но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований. Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы

изменения культурного уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой
находился император, обладавший абсолютной властью.

В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества.

В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику.

Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры.

Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие.

Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот,консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие Петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

Источники: www.bankreferatov.ru, fb.ru, otvet.mail.ru, hamac.ru, 900igr.net​

Источник: http://objective-news.ru/stranicy-proshlogo/reformy-petra-pervogo-i-ih-rol-v-razvitiii.html

Учебное пособие. 3.2. Государственные преобразования Петра I. Образование Российской империи. Итоги петровских реформ

ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

3.2. Государственные преобразования Петра I. Образование Российской империи. Итоги петровских реформ

В российской историографии еще в XIX в. сложились разные взгляды на причины и результаты петровских реформ и оценки личности Петра I. Некоторые историки полагали, что он захотел «сделать Россию Голландией», нарушил «естественный ход развития», «свернул Россию с ее исторического пути».

Другие исследователи считали, что Россия ходом истории была подготовлена к преобразованиям. Это образно выразил крупнейший российский историк С.М. Соловьев: «Народ собирался в дорогу. Ждали вождя, и вождь явился». В.О.

Ключевский рассматривает деятельность Петра I и ее влияние на последующий ход развития российский истории как в положительном, так и негативном проявлениях.

Современная историография развивает преимущественно многостороннюю оценку этого периода, обращая главное внимание на способность власти модернизировать общество и ответить в новых исторических условиях на вызов времени. Под модернизацией общества понимаются преобразования, в результате которых оно переходит на более высокий современный уровень развития.

Главной целью и стержнем всех реформ Петра I стало создание регулярной армии и практически с «нуля» военно-морского флота. Чтобы добиться этого ему потребовалось провести комплекс реформ, затрагивающих все стороны организации и жизни российского общества.

Реформы в хозяйственной жизни стали основой экономического роста государства. Было организовано рудное дело и металлургическая промышленность, развивались текстильная, суконная промышленность, пушечное и оружейное производство, пороховые предприятия.

К концу его царствования Россия полностью себя обеспечивала продукцией всего современного производства, выйдя на первое место в мире по выплавке чугуна.

Большое внимание Петр I уделил расширению внешней торговли, видя в ней источник финансовых накоплений и возможностей расширения связей с Европой. Реформы – социальные, государственного управления и военная – модернизировали развитой российский феодализм до высшего уровня.

Социальные реформы. Крепостное право ужесточилось в результате введения подушной подати (вместо налога на дворы), рекрутской повинности с крестьянской общины и ревизских переписей населения. Крепостные крестьяне и холопы по своему положению уравнивались.

В 1714 г. издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, что означало окончательное слияние двух сословий в единый феодальный класс (сословие) – дворян. Все сословное общество подчинялось государю. «Табелью о рангах» была установлена строгая иерархическая служебная система.

Административная реформа создала прочную структуру феодального государства, позволившую управлять обществом в первую очередь в интересах укрепления военной мощи и незыблемости самодержавия. Боярская дума и приказы отменялись.

Высшим государственным учреждением стал назначенный Петром I Сенат, который имел власть судебную, административно-управленческую и иногда законодательную.

Петр I руководил страной через Сенат, подчиненные ему центральные учреждения (коллегии) и областные учреждения.

Страна делилась на 8 губерний во главе с назначенным императором губернатором, в руках которого сосредотачивалась вся полнота: административной, политической, судебной и финансовой власти.

Для контроля над чиновниками, борьбы с взяточничеством была организована «фискальная служба» – введены должности фискалов в центральных учреждениях и на местах. Они доносили Сенату и царю о нарушениях и нерадивости.

В стране создавался принцип: наказание за недоносительство, а не за ложность доноса.

Военная реформа стала центром преобразований. От постоянного наемного войска (стрельцов) Петр I переходит на комплектование регулярной армии и флота на основе рекрутского набора (воинской повинности крестьян) и обязательной офицерской службы дворян. В 1708 г.

в разгар Северной войны Петр I располагал армией уже из 52 пехотных и 33 кавалерийских полков (130 тыс. человек) и оснащенным мощным современным парусным и гребным флотом. Государственная система и экономика обеспечивали содержание армии и флота и ведение им военных действий в течение длительного времени.

За заслуги перед Россией Сенат присвоил Петру I титул «Великого» и «Отца Отечества».

Церковная реформа также была проведена в интересах укрепления централизованного управления феодальным обществом. С образованием Синода церковь окончательно была подчинена государству, так как состав Синода определялся императором. Это положение церкви как части государственного аппарата сохранилось и в дальнейшем вплоть до 1917 г.

Реформаторская деятельность коснулась образования, науки и культуры. В первую очередь открыты военные учебные заведения – артиллерийские, морские, инженерные, а также организована учеба за рубежом.

Все, что мог дать Запад для России, Петр I брал, но приспосабливал его опыт для российской действительности. Однако следует отметить, что проведение реформ порой не имело обдуманного плана. Зачастую они вводились без достаточной проработки.

Указы носили в ряде случаев противоречивый характер и имели неясные формулировки, что приводило к серьезным издержкам.

Усилиями Петра I проводилось сближение культур русской и западноевропейской (немецкой, голландской, английской) цивилизации. Благодаря Петру I был введен новый календарь и гражданский шрифт.

Он насаждал европейский быт с механическим подражанием в одежде и поведении, особенно в высших кругах гвардейского дворянства.

Активная европеизация дворянского слоя начала процесс расчленения единой российской культуры на европеизированную дворянскую и патриархальную традиционную культуру остального населения.

В государственном устройстве при Петре I российское самодержавие окончательно утратило сословно-представительский характер и приняло форму абсолютизма, сохранившуюся до начала ХХ в.

Церковь лишилась самостоятельности, стала частью государства, подчинившись полностью абсолютному монарху, тем самым обеспечив идеологическое господство феодального класса.

Выросла и усилилась бюрократия, постоянная армия и особенно гвардейское высшее дворянство стали политической силой, способной влиять на правительственные решения и престолонаследие. Все новшества петровской эпохи, как положительные, так и негативные, оказали большое влияние на последующее развитие российского общества.

Модернизация экономики с использованием европейского опыта, расширение внутреннего и внешнего рынка, создание мануфактур и заводов привели к развитию в российском феодальном обществе элементов новой, капиталистической формации. Российский феодализм в Новом времени вступает, как и в Европе, в позднюю стадию – стадию усиления противоречий и разложения феодального способа производства.

Войны Петра 1. Образование Российской империи. Главной задачей внешнеполитической устремленности Петра являлся выход к побережьям морей – Балтийского и Черного. Первый этап был связан с борьбой с Турцией за выход к Черному морю. Именно Азовские походы обусловили создание первого в истории России регулярного флота.

Неудачный первый поход на Азов заставил Петра на верфях Воронежа создать Азовскую флотилию (1695-1696 гг.). В 1696 г. Российские войска берут Азов.

Именно Азовские походы показали Петру необходимость коренных реформ в армии и обществе в целом и стали важным этапом в его становлении как государственного и военного деятеля.

После поездки в Западную Европу Петр I понял, что у него появилась возможность начать борьбу в сфере европейских интересов (европейские государства в то время были заняты дележом испанского наследства).

Он вступает в борьбу со Швецией за выход к берегам Балтики. Начало войны для Петра I обернулось поражением под Нарвой. Однако в 1702 г. Петр I начинает новое наступление у берегов Финского залива. 16 мая 1703 г.

в устье Невы заложен город Санкт-Петербург, началось строительство флота.

Главное же сражение развернулось на Украине. Победа под Полтавой 27 июня 1709 г. определила победу России в Северной войне (1700-1721 гг.). В ее результате Россия прочно утверждается в Прибалтике, в Финляндии и на Балтийском море. Сделав необходимые выводы, Петр проводит радикальные реформы, модернизируя средневековое российское общество.

Читайте также:  Этапы перестройки и итоги политики перестройки - история России

После победы в решающем сражении под Полтавой Петр I переносит военные действия против вступившей в войну Турции. Но Прутский поход (1711 г.) оказался неудачным для российской армии, мир с Турцией стоил России потери Азова и разрушение крепости Таганрога.

В правление Петра I был также совершен Каспийский поход (1722-1723 гг.) против Персии, который привел к закреплению за Россией западного побережья Каспийского моря с городами Баку, Решт и Астрабан.

Результатом внешнеполитической деятельности Петра I стала победа над Швецией в Северной войне. Расширение территории и проведенные преобразования определили новое качество российского государства, которое стало называться с 1721 г. Российской империей. Московский царь стал именоваться императором.

Российское государство встало в ряд крупных мировых держав-империй, включавших в свой состав народы разных национальностей. В ходе Полтавской битвы национальная российская армия показала свое превосходство над первоклассной европейской наемной армией Швеции. Победный Ништадский мир со Швецией в 1721 г. закрепил за Россией Прибалтийские земли.

Россия получила выход в Европу по Балтийскому морю, опираясь на мощный флот.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Источник: http://www.istoriya.org.ru/complex/textbook/3-2

Реформы Петра Великого

Петровская эпоха неизменно привлекает к себе внимание как профессиональных исследователей, так и простых любителей истории.

Реформы, проведенные Петром, считаются, и вполне правомерно, одним из важнейших периодов в истории России, а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность, наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона, как «самого значительного монарха раннего европейского Просвещения» (Р. Виттрам). В то же время, оценки значимости того, что произошло в начале XVIII в., весьма разнообразны, нередко прямо противоположны.

Расхождения наблюдаются уже в вопросе об обусловленности петровских преобразований и их взаимосвязи с предшествующей эпохой. Если одни видят в них революционный, по сути, разрыв с прошлым (при этом такой взгляд разделяли как сторонники, скажем С.М.

Соловьев, так и противники -»славянофилы» — реформ), то другие — напротив, естественную эволюцию, развитие тех процессов, которые определились уже в XVII в.

Надо сказать, что, по мере развития исследования этих периодов, число сторонников закономерности петровских реформ растет.

Чаще всего среди предпосылок петровских преобразований называют усиление центральной власти, консолидацию высших слоев общества на основе слияния поместной и вотчинной форм землевладения, появление мануфактур и развитие торговли, все более активные связи с Западом и т.п. Обращается также внимание на настоятельную необходимость реформ с целью преодоления отсталости России. Впрочем, по мнению «славянофилов», эти реформы были не только не нужны, но, наоборот, крайне вредны для России.

Обусловленность и необходимость петровских преобразований доказывается также на примере событий конца XVII в., когда уже в ходе развернувшейся политической борьбы были предприняты попытки реформ.

Собственно, первые действия Петра I после перехода власти в его руки фактически продолжают линию правительства царевны Софьи, как во внутренней, так и во внешней политике. Точно также как и Софья, свои главные усилия Петр сосредоточил на укреплении позиций России на Черноморском побережье.

Правда, если Софья пыталась сразу овладеть Крымом, Петр, менее связанный временными ограничениями, мог действовать более основательно. Поэтому главной целью он сделал на первом этапе Азов. Азовские походы, хотя и принесли успех, обнаружили недостаток сил России для дальнейшей борьбы.

Возникла необходимость в поисках союзников. Именно с этой целью в Европу отправилось «великое посольство» вместе с самим Петром.

Тщетность попыток привлечь европейцев к борьбе с Турцией и настоятельная потребность в укреплении связи с Западом привели Петра к мысли о необходимости переориентации своих внешнеполитических целей с южного на северо-западное направление. В результате Россия присоединилась к Северному союзу, вступившему в борьбу со Швецией, делая ставку на достижение выхода к Балтийскому морю.

Однако уже начало военных действий в 1700 г. обнаружило явную неготовность российской армии к войне с таким сильным противником, как Швеция.

Повышение боеспособности могло быть достигнуто лишь при условии ее реорганизации, что, в свою очередь, требовало весьма широких преобразований во многих областях жизни страны: и в управлении, и в экономике, и в культуре.

По-видимому, первоначально Петр не имел каких-либо отчетливых планов реформ, скорее, они являлись спонтанной реакцией на требования момента (В.О. Ключевский вообще считал, что главной движущей причиной всех реформ была война.). Однако постепенно они приобретают все более последовательный и планомерный характер.

Обращенность реформ к войне предопределила интерес реформатора к армии. Ненадежность полурегулярного стрелецкого войска, продемонстрированная в стрелецких мятежах 1682, 1698 гг.

, заставила главные усилия сосредоточить, прежде всего, на создании регулярной армии. С этой целью была введена новая форма комплектования армии — рекрутские наборы, позволившие резко увеличить численность армии и повысить ее боеспособность.

Это не могло не сказаться на успешности действий русской армии в Северной войне.

Принципы организации регулярной армии Петр активно использовал при формировании новой системы государственного управления. Здесь основными направлениями перестройки явились бюрократизация и централизация системы, создание регулярной армии, упорядочение финансового дела и включение церкви в структуру государственной администрации.

Во главе государства теперь находился неограниченный в своей власти император, не нуждающийся в разделении власти с теми или иными сословиями или их представителями. Заменив Боярскую думу Сенатом, а патриаршество Синодом, Петр навсегда освободился от последних притязаний на власть аристократического и церковного элементов.

Фактически той же цели служило и создание коллегий. При этом в коллегии Петр предпринял попытку соединить два весьма противоречивых принципа: централизм и коллегиальность.

Та же противоречивость видна и в подходе к реформированию местного управления: с одной стороны, создается новая административная единица — губерния с жестко централизованной системой управления, а с другой — в учрежденных городских магистратах и ратушах вводится выборный принцип.

Естественно, противоречие, как правило, разрешалось в пользу централизующего начала. Идея совмещения инициативы снизу с жестким контролем сверху оказалось нереализуемой, и централизация превратилась в господствующую черту новой системы управления.

Таким образом, к концу правления Петра I произошел окончательный переход к системе так называемого абсолютизма, означавшего неограниченность и неподконтрольность власти монарха.

Абсолютизм как система становится возможен в условиях обретения государством чрезвычайно широкой независимости от всех социальных групп общества. Расширение государственной самостоятельности в социальном отношении наблюдалось еще до Петра, однако решающую роль здесь сыграли петровские социальные реформы.

Именно они покончили с давним расколом в среде высшего слоя общества, превратив дворянство в единый класс, имеющий обязательства лишь перед императором.

Благодаря петровской Табели о рангах, личные заслуги, а не знатность, выдвигаются в качестве определяющего фактора продвижения по службе, что, с одной стороны, обеспечивает приток свежих сил на верхние ступени социальной лестницы, а с другой, учитывая обязательность службы дворянства, — повышает его зависимость от императора.

Этим целям, в частности, служит Закон о единонаследии, отрывающий значительную часть дворянства от земли и потому буквально вынуждающий его к государственной службе. Тем самым, формируется и новая социальная группа — бюрократия — слой, полностью зависящий от государственной власти.

Суверенность монарха усиливалась также в связи с укреплением позиций торгово-предпринимательского слоя. Активное поощрение Петром предпринимательской деятельности, проводимое через льготные государственные заказы и предоставление привилегий купечеству и т.п., укрепляло его позиции в отношениях с дворянством (и наоборот).

В то же время, льготы и преимущества постоянно соседствовали с принуждением (вплоть до принудительного применения самих льгот). Но если льготы, хотя бы в какой-то степени возмещали ущерб от использования насилия в отношении высших сословий, то крестьянство такой компенсации не получило.

Дополнительное налоговое бремя через введение подушной подати, рост отработочных повинностей, приписка крестьян к заводам — являются несомненным свидетельством усиления крепостнических черт в политике государства по отношению к крестьянству.

Особенно отчетливо это сказалось в сфере промышленности, где реформы привели к формированию нового социального слоя — работных людей, обслуживавших петровские мануфактуры.

Не отличаясь в техническом отношении от своих западноевропейских аналогов, российская мануфактура имела заметные особенности с точки зрения социальной. Это отличие заключалось, прежде всего, в использовании на ней принудительного труда.

Приписные и посессионные (купленные к заводам) крестьяне составили основную массу ее работников, породив тем самым длительный спор в советской исторической науке относительно социальной характеристики российской мануфактуры.

Тогда как одни старались не обращать внимание на эти особые черты и потому отстаивали идею ее капиталистического характера, то другие, напротив, видели в ней исключительно российский феномен — «крепостническое» предприятие, не имеющее ничего общего с капитализмом. Тем более, что и владельцем мануфактур в России нередко выступал не частный предприниматель, а само государство.

Государственные же интересы лежали и в основе активного стимулирования развития торговли, прежде всего, внешней. Поощрительная экспортная политика правительства (Таможенный тариф 1724 г.) обеспечивала положительное торговое сальдо, а следовательно, и весьма значительный приток денег в казну.

Забота о пополнении казны, наряду с другими экономическими мероприятиями Петра I, вполне укладывается в русло широко распространенных в XVIII в. в Европе меркантилистских доктрин.

Но если одни историки считают это совпадение чистой случайностью, то другие видят в них вполне сознательное направление деятельности петровского правительства.

В то же время, обращается внимание на известную самостоятельность проводимых в этой области мероприятий (акцент в покровительственной политике на развитие промышленности, а не торговли, интерес к сельскому хозяйству, невнимание к денежному обороту и т.д.).

Вообще роль государства в экономике при Петре I оценивается с весьма различных позиций: тогда как одни рассматривают его в качестве удачно использованного средства преодоления экономической отсталости, то другие обращают внимание на преждевременность и искусственность многих мероприятий в этой сфере, доказывая если не полную бессмысленность, то, по крайней мере, низкую эффективность тех чрезмерных усилий, которые были потрачены на осуществление «форсированной индустриализации».

Правда, никто не сомневается в полезности проведенных экономических реформ для решения внешнеполитических задач, поставленных Петром перед Россией. В ходе Северной войны удалось не только приобрести новые территории, но и осуществить давнюю мечту русских царей — получить выход к Балтийскому морю.

Но было бы неправильно свести дело лишь к обычному укреплению торговых связей с зарубежными государствами, значение этого факта намного больше — Россия вышла из изоляции по отношению к Западу и начала активную переориентацию на него в своей внешней и внутренней политике, в укладе жизни, в культуре.

Не ставя здесь вопроса об оценке этой новой ориентации, следует подчеркнуть что она определила дальнейшее развитие России почти на два века.

Громадная заслуга во всем этом российского императора. Не удивительно поэтому, что личность Петра I и его роль в реформаторской деятельности и сегодня вызывает живейший интерес не только ученых, но и прочей «читающей публики». Споры о Петре I идут в исторической науке довольно давно.

Еще западники и славянофилы в середине XIX в. пытались дать оценку его личности и реформам. Диапазон мнений был при этом весьма широк: от западнического доказательства громадной позитивности созданного Петром до славянофильских утверждений о столь же громадном ущербе, нанесенном им России.

Впрочем, скептики были и среди западников. Так, П.Н. Милюков обратил внимание на несопоставимость результатов преобразований и затраченных на их осуществление ресурсов.

Хотя советская историческая наука вернулась к идее позитивности петровских реформ, сегодня все более распространенным становится критическое отношение к результатам деятельности Петра I.

Источник: http://studopedya.ru/2-40949.html

Ссылка на основную публикацию