Реформы первой четверти xviii века — история России

Российская империя в первой четверти XVIII в. Эпоха Петровских реформ

РЕФЕРАТ

По предмету “Отечественная история”,

по теме “Российская империя в первой четверти XVIII в. Эпоха Петровских реформ”

2011

План 2

Введение 3

Реформы Петра I 5

Предпосылки и причины 5

Основные реформы. 11

Военная реформа. Создание армии и флота. 11

Реформы государственного аппарата, органов власти и управления. 14

Сенат и фискальный комитет. 14

Табель о рангах. 14

Отмена патриаршества. Церковная реформа. 15

Реформы органов власти и управления. 16

Источники государственного дохода. 17

Итоги и историческое значение реформ Петра I. 18

Россия в Северной Войне (1700-1721гг) 22

Расстановка сил. Начало войны 23

Возвышение России. Полтавская битва 24

Завершение Северной войны 25

Конечный этап войны, результаты 26

Заключение 27

Список использованной литературы: 28

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность.

Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть.

В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками.

Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя — постоянные военные действия, внутренние — это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей.

Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь — кузнец, царь — солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ «помазанника Божия»- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Предпосылки и причины

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг.

В этот период происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, в Поволжье, Сибири, наблюдается развитие промыслового хозяйства. Развивается ремесленное производство и углубляется разделение труда. В развитии ремесленного производства в конце 17 в.

явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства.

Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, отсутствовал.

Итак, в конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли.

Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами.

В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной.

В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Что касается внешней политики, то Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение.

Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо.

Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений.

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

«Петр пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группировки, возглавляемые Милославскими и Нарышкиными». Стрельцы, возглавляемые Софьей, пытались устроить новый переворот с целью низвержения Петра.

Таким образом, очень скоро Петр ощутил ту пустоту, на которой основывалась его власть. Это положение осознавал не только Петр, но и его предшественники, и они пытались найти из него выход.

Они начертали программу преобразований, преследовавшую своей целью лишь исправление существовавших устоев общества, но не их замену. Преобразования должны были коснуться реорганизации вооруженных сил, сферы финансов, экономики и торговли.

Была признана необходимость более тесного соприкосновения с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планах имелись также изменения в социальной сфере: предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права.

Петр принял эту уже имевшуюся программу, немного изменив ее и расширив, добавил реформу нравов, изменения в образе поведения, по примеру установившихся в Европе, но оставил неприкосновенной главную проблему социальной сферы — крепостное право.

Затянувшаяся война, длившаяся 20 лет, руководила принятием многих решений, следствием этого было ускорение хода преобразований и, порой, непоследовательности принимаемых решений и проводимых мероприятий.

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращению Великого посольства из Европы.

Официальной целью Посольства было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Турции, но реальной задачей для Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы, государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте — его интересовало все.

Страны Европы приняли русское Посольство, мягко говоря, прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции, но еще оказалось, что начали формироваться элементы антирусского блока в Европе. На дипломатическом поприще ярких успехов достичь не удалось. Но эта поездка дала очень многое Петру: он увидел и решил для себя множество интересовавших его вопросов.

Читайте также:  Кружки конца 20 - 30-х годов - история России

«Вернувшись из путешествия по Европе в августе 1699г, царь явился к своим подданным в одеянии жителя Запада, в коем его еще не видывали.

А через несколько дней вышел указ, по которому велено было бороды брить и одеваться в иностранное платье, венгерского или французского покроя, образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным разрешалось носить старое платье, но с 1705 г.

все должны были носить новое платье под страхом штрафа или более сурового наказания.

» Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения.

Раскольникам и богатым купцам борода обходилась в год 100 рублей, при уплате налога выдавалась бляха с надписью «борода — лишняя тягота». Довольно удивительное начало преобразований, но если более глубоко задуматься над этим вопросом, обратиться к исследованиям в области психологии, то мы увидим, что таким образом был частично сломлен психологический барьер между Россией и Западом, и даже, в какой-то степени это подготовило сознания людей к восприятию дальнейших изменений.

Источник: https://works.doklad.ru/view/VEtSpHrUSx8.html

Преобразования в первой четверти XVIII века: содержание, итоги, цена и последствия. Личность Петра Первого в оценках историков

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны.

Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России.

Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны.

Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725).

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны.

Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов).

Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ, то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра.

По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом.

Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года.

Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма. В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом, члены которой назначаются царем.

Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура.

В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии. Города подчинены магистратам, в церкви упразднено патриаршество и создан Синод. Таким образом церковь стала частью государственного аппарата.

В 1708–1710 годах прошла областная реформа: страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих.

Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота).

Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство. Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы.

Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введение Табеля о рангах, что позволило расширить слой дворянства.

Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»

Личность Петра Первого в оценках историков. В целом деятельность Петра I крайне противоречива, что нашло отражение в трудах историков.

С одной стороны царствование Петра I вошло в историю России как один из самых блестящих периодов жизни, временем воинских побед, успехов во внешней политике и в экономике.

С другой стороны, реформы проводились с чрезвычайным напряжением всех общественных сил, усилением бюрократизма, становлением авторитарной системы управления, усиления крепостной зависимости.

Источник: http://historyrusedu.ru/ekzamenatsionnye-bilety-istoriya-rossii/68-preobrazovaniya-v-pervoj-chetverti-xviii-veka-soderzhanie.html

Реформы первой четверти 18 века

Изучение реформаторской деятельности Петра I следует начинать с военной реформы, основным содержанием которой было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигаторская, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии — Преображенского. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии.

Петр предпринял энергичные меры для строительства военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов.

Реформа правления

В 1717 — 1718 годах Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельной отраслью государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь местные органы управления подчинялись коллегиям.

С 1711 года во главе всего государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверяет государство вновь основанному учреждению — Сенату.

Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем Сенат приобретает постоянный характер и становится высшим административным органом в государстве.

В конце жизни Петр наделил Сенат также функцией высшей судебной инстанции.

В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял губернатор, обличенный правами главнокомандующего всех войск, находящихся на его территории и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 году, когда губернии были разделены на провинции, провинции — на уезды.

Положение сословий. «Табель о рангах»

При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу предоставлялся всем сословиям (любой солдат, ставший офицером, получал потомственное дворянство).

Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или по военной службе, или по гражданской, или выполнять обязанности при Дворе.

В 1722 году была издана «Табель о рангах» (во времена Петра слово «табель» было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена на иерархию «заслуги и выслуги».

Дворяне также были ограничены в распоряжении своими имениями. Указом о единонаследии (1714) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между всеми сыновьями, а только завещать одному по выбору.

Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа — введение подушной подаши, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих «подданных».

Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны количество налогов быстро увеличивается: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиком, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких сборов были отменены, но их компенсировала подушная подать.

Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации. Однако одновременно они сопровождались укреплением самодержавия, усилением крепостничества. Страна продвигалась вперед через крайнее напряжение людских и материальных сил, безжалостную эксплуатацию.

Реформаторская деятельность Петра привела к модернизации страны. Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/17.shtml

Статья по истории (7 класс) по теме: Реформы в России в первой четверти 18 века

         РЕФОРМЫ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII, РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ.

Читайте также:  Военные действия в азии - история России

  В  отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты реформ Петра I.  В 40-е гг. 19 в.

 представители  одного из течений раннего русского либерализма, славянофилы, стали утверждать, что Петр свернул Россию с её естественного пути  развития, чем нанёс русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы.

 Историки государственной школы писали о личности и реформах царя, описывая успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике. В.О. Ключевский полагал, что бурные события петровского времени являлись скорое потрясением, чем  реформами.

Северная война сообщила направление и определила темп петровских преобразований.   Быстро развивавшиеся события ежегодно выдвигали новые требования, которые царь с энергией и резкостью старался удовлетворить, не имея возможности выработать план действия на будущее. Реформа, по мнению               В.О.

Ключевского направлена, была первоначально на перестройку военных сил и финансовых средств государства, но постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу. Она  была революцией не по своим  целям и результатам, а только по своим приёмам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников[1].  

         В.О.Ключевский подчеркивал очевидную бесплановость и непоследовательность преобразовательной деятельности Петра I. По его мнению, структура реформ и их последовательность велась довольно бестолково.  В.О.

Ключевский считает, что Петр I в последнее десятилетие царствования начал осознавать, что создал нечто новое, вместе с этим и его   внутренняя политика стала утрачивать черты скоропалительности и незавершенности решений.

           С.М.Соловьёв деятельности Петра I даёт характеристику не  как случайности и произвола, для него царь, прежде всего выразитель своего времени. И то, что Петр сделал, имеет потому великое значение, что удовлетворяет истинные потребности народа.

Он  считает, что петровские преобразования были закономерны и органичны, и вытекали из перехода возраста чувств  и возраста мысли. Взгляд на петровские реформы не противоречат представлениям С.М.Соловьёва об органическом развитии исторического процесса[2].

         П.Н. Милюков считал преобразования Петра I бесплановыми и непоследовательными.  Он объяснял реформы  Петра I только военными потребностями.

Возрастание именно этих потребностей вызвало перемены в податной системе и увеличению податных тягостей.

А увеличение потребности в деньгах вместе с возрастанием потребностей в войсках и оружии вызвали к жизни все административные, экономические  и другие реформы Петра I.  

           П.Н.Милюков подчёркивал, что петровская реформа в целом, и в том числе реформа в области культуры, не была идеологической, подготовленной. Это была реформа стихийная, вытекающая непосредственно из потребностей жизни.

Петр I проводил её от случая к случаю, под давлением  текущих нужд. Он совершенно не продумывал план реформы и хватался за первый проект, который попадался под руку[3].    П.Н.Милюков считал, петровские реформы – реформы  без реформатора.

 Говоря о Перовской реформе,    

           П.Н.Милюков высказывал мысль, что страна, сильно отставшая культурно, по необходимости принуждена была заимствовать боле совершенную технику у соседей.

 Но реформы, по его мнению, дали невысокий результат, некоторые и совсем никакого, потому что не были и не  могли быть надлежащим образом подготовлены. П.Н.

Милюков выступал  поборником реформы сверху, но старался при этом доказать, что реформа будет хороша лишь в том случае, если станет опираться на общественное мнение, которое понималось им как мнение дворян и интеллигенции[4].

          М.М. Богословский не соглашался с оценкой П.Н. Милюкова реформ Петра I как случайной и слепой. В противоположность П.Н.Милюкову он считал, что реформа в её последние годы преследовала задачи боле широкие, чем простую организацию сил и средств для борьбы со Швецией.

Деятельность Петра несла в себе печать духа времени, имела сознательную цель, его реформа стремилась преобразовать Россию в регулярное государство, о каком учила тогда политическая философия и какое до некоторой степени осуществляла политическая практика.

 Это государство ставило себе целью общее благо, достигаемое самым бдительным и всеобъемлющим попечением абсолютной верховной власти над подданными[5]. Концепция М.М.Богословского о петровских реформах  противовес милюковской оценки петровской реформы.

  В современной исторической науке, так же как и в дореволюционной нет единой точки зрения на преобразования Петра I.  А.Б.Каменский считает, что многие решения по поводу реформ принимались под влиянием момента, конкретных обстоятельств.

Автор признает, что самые первые преобразования Петра I  отличают особенности, характерные и для его реформ последующего времени: масштабность, распространения новшеств на разные сферы жизни и одновременно очевидная бессистемность, отсутствие какого-либо плана, представлений о необходимой последовательности действий.  А.

Б.Каменский утверждает, что проведение реформ  было связано, прежде всего, с поражением под Нарвой. Однако А.Б.

Каменский признаёт, что реформы Петра I была осуществлена как нельзя  вовремя, так как отказ от неё мог обернуться для России самыми катастрофическими последствиями, но при этом автор не оправдывает содержание и методы реформ, считая, что они могли бы быть иными, нежели в реальности[6]. А.Б.

Каменский итогом реформ считает:  преодоление структурного кризиса, кризиса традиционализма, охватившего русского общество по второй половине 17в.

,  европеизация политических институтов страны, усиление крепостного права, крайне противоречивы итоги в экономике – с одной стороны индустриализация, преодоление технической отсталости, с другой  основанная на крепостническом труде промышленность была обречена на низкие темпы производства. Характеризуя последствия реформ в духовной сфере автор считает, что именно преобразованиям Петра  появилась светская культура, но  в следствии европеизации общества произошёл культурный раскол русского народа[7].

           А.И. Юхт  характеризуя реформы первой четверти 18 в., отмечал, что она была необходимым условием для дальнейшего развития страны. Реформы, по мнению А.И. Юхта проводились по заранее обдуманному плану.

Правительство делало определённый шаг, выжидало каковы будут последствия только затем переходило к следующему этапу. По мнению А.И.Юхта   методы и средства в проведении реформ способствовали к преобразованиям в стране. Итогом реформ, прежде всего А.И.

Юхт видит  в европеизации страны, автор считает, что благодаря  реформам страна  стала активно развиваться в промышленном плане[8].

        Характеризуя реформы Петра I,  В.И.Буганов отмечал, что проведение  реформ были и непоследовательны,  и присутствовала импровизация, но в целом,  по мнению автора реформы, складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства.

Вопрос о степени успешности тех или иных нововведений автор не рассматривал.  По мнению В.И. Буганова  проведённые преобразования в первой четверти 18в.

, сделали Россию неизмеримо боле сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отсталость не смогли[9].          

        Н.И.Павленко согласен с точкой зрения многих своих предшественников о хаотичном и поспешном характере преобразований Петра I, об отсутствии у него продуманного плана реформ.  Автор считает, что Петр I и окружавшая его группа деятелей-реформаторов действовали под влиянием объективных обстоятельств.  

Одной из предпосылок реформ,  по мнению Н.И. Павленко была  отсталость России, обусловленная неблагоприятными почвенно-климатическими условиями, которые сковали не только производительную, но и духовную жизнь России.

Отмечая отдельные преобразования, автор считает, что новшества в высшем и центральном аппарате государства заслуживают положительной оценки, менее успешно и с большими накладками проводилась реформа областной администрации, а судебная реформа, по мнению автора, была самым неудачным детищем царя-преобразователя, действенность военной реформы была, по мнению автора неоспоримо[10].

         Характеризуя этапы реформ Петра I, Е.В.Анисимов  отмечает, что  первый этап начинается с конца 17 и продолжается до 1711г., затем до 1717г., идёт лишь некоторая корректировка, после чего начинается второй этап.

При этом на первом этапе реформ у Петра I не было цели кардинальным образом реформировать всю систему власти, не было у него и никакой идеологии преобразований, в то время как на втором этапе он опирается  на ряд теоретических  принципов, взятых преимущественно  на западе. В целом, Е.В.

Анисимов считает, что реформаторский процесс  происходил в рваном ритме, реформы не были согласованы между собой, и создаваемые элементы новой государственной и социальной структуры долгое время не сочетались в единое целое. Лишь к концу  петровского царствования  стали видны  очертания новой постройки.

Вместе с тем были по мнению Е.В. Анисимова  реформы были вполне осмысленны, целенаправленны, а некоторые очень хорошо обеспечены значительной подготовительной работой[11].      

         Е.В.

Анисимов утверждает, что направление петровских реформ было путём, по которому Россия  рано или поздно  неминуемо прошла бы, но Пётр, считает он, резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил  её совершить гигантский прыжок[12], перенеся Россию сразу через несколько этапов.

Реформы Петра I, согласно концепции Е.В.Анисимова не столько способствовали быстрому развитию  России в направлении к капитализму, сколько цементировали устои старого режима.  В итог промышленность России была поставлена в такие условия, при которых она не могла развиваться.

          По мнению И.В.Волковой реформы Петра I были, прежде всего, обусловлены  военной и технической отсталостью страны[13]. Именно реформе армии, по мнению И.В.Волковой отводилась ключевая роль.  И.В.

Волкова считает, что отсутствие слоев населения, способных предоставить сознательную сплоченность и поддержку  реформаторским начинаниям Петра I, было удачно восполнено созданием регулярной армии.

Организация, модернизация, дисциплинарный порядок сделали армию локомотивом преобразовательного процесса. И.В.Волкова считает, что реформа армии отличалась высокой важностью и значимостью для общества[14].  Характеризуя итоги реформ Петра I,  И.В.

Волкова отмечает, преобразования в стране невозможно оценить однозначно. Преодолевая кризис, реформа несла в себе  залог аналогичного  кризиса в будущем, что по предположению автора стало воплощением её противоречивости.

 Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоящих перед государством задач, прежде всего  в сфере внешней политике. Однако они не   могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя, и боле того, консервировали феодально-крепостную систему.

Читайте также:  Эпоха правления ивана iii - история России

          Важным результатом преобразований 1-й четверти 18века стали модернизация аппарата и процедур управления, социальной структуры, уклада жизни и культуры, а так же ликвидация технологической отсталости отрасли.    Благодаря реформам Петра I Россия превратилась в активную, полноправную участницу системы  международных отношений.

Другим следствием реформ стало отчуждение народных масс от власти, от государства, которое всё больше воспринималось как враждебная, подавляющая сила.

Закрепление в социальных отношениях принципов крепостничества, усиление несвободы практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее развитие страны и угрожали новым системным кризисом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буганов, В.И. Пётр великий и его время. [Текст]/ В.И. Буганов.-М.:Мысль.-1991.-
  2. Вернадский,  Г.В. Русская история [Текст]/ Г.В.Вернадский.-М.: Аграф,1998.-448с.
  3. Волкова, И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношенных отношений в России [Текст]/  И.В.Волкова. Вопросы истории.-2006.-№3.-с.35-50.
  4. Каменский ,А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. [Текст]/А.Б. Каменский. Рос.гос.гуманит.ун-т.-М.:РГГУ,2001.-575с.
  5. Павленко, Н.И. Петр великий. [Текст]/ Н.И. Павленко.-М.: Мысль,1990.-592с.
  6. Юхт , А.И. русские деньги от Петра великого до АлександраI [Текст]/ А.И.Юхт.-М.: Финансы и статистика,1994.-295с.

[1]  Цит. по.-  Вернадский  Г.В.-М.-1998.-С.124.

[2] Цит. по.-  Вернадский  Г.В.-М.-1998.-С.251.

[4] Вернадский,  Г.В.-М.-1998.-С.302.

[6] Каменский  А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. -М.-2001.-С.91.

[7] Каменский  А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. -М.-2001.-С.163.

[8] Юхт  А.И.Русские деньги от Петра великого до Александра I.-М.-1994.С.13.

[9] Буганов В.И. Пётр Великий и его время.-М.-1991.-С.68.

[10] Павленко Н.И. Петр Великий.-М.-1990.-С.136.

[11] Цит. по Каменский  А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. -М.-2001.-С.68.

[12] Каменский  А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. -М.-2001.-С.75.

[13] Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношенных отношений в России./ Вопросы истории.-2006.-№3.-С.47.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/07/16/reformy-v-rossii-v-pervoy-chetverti-18-veka

Реформы в России в первой четверти 18 века

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Не было и специального плана проведения реформ.

Строительство заводов. Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине XVIII в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла.

В центре страны наибольшее развитие получила текстильная промышленность, которая работала в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине.

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

Русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества.

Так как в стране почти не было свободных рабочих рук, на предприятиях, организованных Петром I, использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, бродяги, каторжники и т.д.

В первые годы создания крупной промышленности России использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на мануфактуры.

Таким образом, особенностью развития русская мануфактура особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически.

Крупнейшие русские промышленники Строгановы, Демидовы, Осокины, Мясниковы и др. стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивания» зарождавшейся русской буржуазии.

Крестьяне и земля под заводом стоили в три-четыре раза дороже, чем само предприятие.

Сельское хозяйство. Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда и т.п.). Разводились более продуктивные породы скота (овцы-мериносы и т.п.). Коневодство давало лошадей для русской кавалерии.

Торговля. Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения.

Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Вышеволоцкий и Ладожский).

Было задумано и даже начато строительство каналов между Москвой и Волгой, а также между Доном и Волгой, однако прекращено из-за недостатка средств.

Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.), т.е. в стране продолжался процесс формирования всероссийского рынка.

Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по нескольку сот торговых судов в год.
Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги.

Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма). Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В целях поощрения купечества в 1724 г.

был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства.

Социальная политика. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер).

Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.
В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы.

Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.).

Так, господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения.

Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола».

Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г.

была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России.

Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства.

Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

Государственное устройство. Рационалистические идеи достижения «общего блага», «государственного интереса» руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.

В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский, — записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г.

был создан Кабинет — личная царская канцелярия.
В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий.

Для них построили специальное здание (ныне его занимает Петербургский университет).

Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел — внешними сношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-коллегая — расходами государства, Вотчинная — дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Армия и флот. При Петре I русская «армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута.

Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием.

Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

Указ о престолонаследии. В 1722 г. Петр I издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства.

Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене.

Издание указа было связано с личной трагедией Петра — конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.

Источник: https://lektsia.com/2x7db6.html

Ссылка на основную публикацию