Реформы александра i — история России

Реформы Александра I

«Я для России только счастливая случайность». Александр I.

В 1801 году российским императором стал Александр I. Ему в наследство достались проблемы, нерешённые отцом. Но молодой правитель был уверен, что в его силах улучшить положение в России.

В ходе урока вы узнаете о начале правления Александра I, учреждении министерств и реформе Сената, крестьянском вопросе в России, создании системы народного просвещения и плане преобразований Михаила Сперанского.

Александр I. С раннего детства Александр воспитывался под контролем своей бабушки Екатерины II, старавшейся привить ему любовь к идеям просветителей.

Особую роль в формировании взглядов будущего императора сыграл его учитель Фредерик Лагарп, который внушал Александру ненависть к деспотизму и стремление к законности.

Александр I пришёл к власти после убийства отца, Павла I, заговорщиками. Молодой император постарался окружить себя единомышленниками, молодыми образованными представителями знатных семей.

Среди них особо выделялись Павел Строганов, Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Адам Чарторыйский. Эти люди вошли в состав Негласного комитета – неофициального совещательного органа. Заседания проводились в неформальной обстановке, здесь обсуждались вопросы дальнейшего развития России.

Негласный комитет просуществовал до 1803 года и сыграл важную роль в подготовке будущих реформ.

Министерства и Сенат. Одним из первых направлений реформаторской деятельности Александра I стало создание новых центральных органов управления.

В 1802 году был издан Манифест «Об учреждении министерств». Они заменили созданные при Петре I коллегии и имели ряд преимуществ.

Принцип коллегиальности управления был заменён на принцип единоличной власти. Министр имел широкие полномочия и нёс за все действия министерства личную ответственность.

Более чётко, по сравнению с коллегиями, были распределены обязанности между министерствами.

Создавалась линейная система управления. Местные органы власти находились в подчинении у соответствующих министерств. Так, например, решение финансовых вопросов велось уездным казначеем, который подчинялся главе губернской казённой палаты, а последняя находилась в подчинении Министерства финансов.

Таким образом, Александром I была создана единая централизованная система управления.

Была изменена и организация Сената. Он стал в большей степени контролирующим органом. Министры выступали с отчётами в Сенате. В местные и центральные учреждения направлялись «сенатские ревизии». Сенат занимался выявлением нарушений в деятельности бюрократов.

Как видите в системе управления произошли изменения. Однако не изменился её бюрократический характер.

Крестьянский вопрос. Скромными были достижения в сфере решения крестьянского вопроса.

В 1801 году был издан указ, который позволял купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность.

В 1803 году появился указ «о вольных хлебопашцах». По нему помещики могли освободить своих крестьян за выкуп с выдачей земельного участка. Крестьяне могли заплатить выкуп либо расплачиваться исполнением повинностей.

Если это условие не выполнялось, то они возвращались к помещикам. Таким образом была предпринята попытка превратить крестьян в самостоятельных хозяев. Но указ носил рекомендательный характер, и многие помещики не спешили освобождать своих крестьян.

За время правления Александра I только 0,5 процента крепостных выкупили себе свободу.

Система народного просвещения. В 1803 – 1804 годах были заложены основы единой системы просвещения. Государство разделили на шесть учебных округов по количеству университетов: Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Университеты были всесословными, а образование можно было получить бесплатно.

В 1804 году появился Университетский устав. Этот правовой акт предоставлял университетам широкую автономию. Совет из профессоров выбирал ректора и деканов, ведал учебными и хозяйственными делами. Университеты имели собственный суд.

При Александре I началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий. Крестьянские дети могли посещать приходские училища. Здесь учили чтению, письму, счёту и Закону Божьему.

В уездных училищах учились дети мелких торговцев, ремесленников и чиновников низших рангов.

В губернских городах учреждались гимназии, которые готовили к поступлению в университет.

Появились в России и привилегированные учебные заведения – лицеи: Царскосельский, Ришельевский и Нежинский.

Несмотря на ярко выраженный сословный характер образования, иногда допускались исключения. Особо выдающихся учеников могли перевести из приходского в уездное училище, а затем и в гимназию.

Проблемой в развитии системы просвещения было недостаточное финансирование. А после начала Отечественной войны выделение денег государством на образование было сведено к минимуму.

План преобразований Сперанского. После военной кампании начала 19 века Александр I продолжил реформы, направленные на смягчение характера власти. Ему хотелось привлечь к государственной деятельности выходцев из разных слоёв населения.

Работу над этим Александр I поручил Михаилу Сперанскому. В 1809 году им был составлен проект преобразований, основная идея которого заключалась в признании необходимости единой бюрократической централизованной системы управления.

При этом Сперанский указывал на то, что в стране происходит пренебрежение интересами простого народа. Именно поэтому нужно было обратить внимание на местные власти.

Михаил Сперанский предложил создать думы – органы самоуправления на местах. На низшей ступени находились волостные думы, в состав которых входили местные землевладельцы и выборные представители от государственных крестьян. Следующая ступень – уездные думы. В них работали избранные волостными думами депутаты.

В состав губернских дум входили уездные депутаты. На самом верху этой лестницы должна была находиться Государственная дума. Сперанский спроектировал её как законосовещательный орган. Однако обсуждали депутаты только те законы, которые предлагал царь, за ним же оставалось и последнее слово при принятии того или иного законопроекта.

Также царь мог в любой момент распустить депутатов Государственной думы.

Также Сперанский предлагал создать Государственный совет, в который вошли бы сановники, назначенные Александром I. Они должны были помогать императору определять, какие из законопроектов следует вносить на обсуждение в Думу.

План, предложенный Сперанским, не подразумевал ограничения власти императора. Он хотел допустить к решению хозяйственных и государственных дел выборных депутатов, тем самым оказать поддержку власти.

Александр I осуществил только одно из предложений Сперанского. В 1810 году им был учреждён Государственный совет.

Сановники и придворные получили возможность ознакомиться с проектом. Они отнеслись к идеям Сперанского резко отрицательно. Элита увидела в них возможность потрясения основ империи.

Общую точку зрения выразил Николай Карамзин, написавший «Записку о древней и новой России». Автор утверждал, что основой империи является самодержавная власть. Он писал, что при сильной власти государя народ благоденствует, а при её ослаблении начинается хаос. Карамзин считал, что любые попытки реформ в сфере власти приведут к неминуемой катастрофе.

Александр I по мнению Николая Карамзина должен был сохранять традиции, заведённые ещё при Екатерине II. Чтобы поддерживать порядок в стране и отстаивать её интересы на мировой арене необходимы умелые исполнители воли царя.

Карамзин утверждал, что реформы Александра могли ослабить его власть.

Император понимал, что «Записка» Николая Карамзина выражает мнение тех людей, с которыми он обязан был считаться. Александр I отказался от осуществления плана Сперанского, а в марте 1812 года выслал его из Петербурга.

Таким образом Александр I начал своё правление с мечтаний о великих преобразованиях. Но на деле он ограничился лишь усовершенствованием системы управления.

Давайте подведём итоги.

В 1802 году был издан Манифест «Об учреждении министерств».

В 1803 году появился указ «О вольных хлебопашцах», который предоставлял крестьянам возможность получить свободу, заплатив выкуп.

При Александре I началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий.

В 1809 году Михаил Сперанский составил план преобразований управления империей, который не был реализован в полной мере.

Источник: https://videouroki.net/video/37-reformy-aleksandra-i.html

«Государство изменилось наглядно и окончательно»: как реформы Александра II повлияли на историю России

29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл в историю как монарх-реформатор. Ряд историков называет его инициатором наиболее масштабных преобразований в России со времён Петра I.

При этом эксперты отмечают, что многие из них были противоречивыми: он отменил крепостное право, но не решил земельный вопрос, присоединил Туркестан и Дальний Восток, однако отдал Аляску и Курилы, проводил либеральные реформы и усиливал полицейский надзор.

О «перестройке» Александра II — в материале RT.

Будущий император Александр Николаевич появился на свет 29 апреля 1818 года в Николаевском дворце Кремля. С 1725 года он стал единственным правителем России, родившимся в Москве.

Также по теме

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I

23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель…

Наследник престола получил блестящее домашнее образование. Русскому языку его учил поэт Василий Жуковский, праву — один из основателей российской юридической науки Михаил Сперанский, математике — академик Эдуард Коллинз, химии — академик Герман Гесс. Кроме того, юный Александр свободно говорил на трёх иностранных языках, хорошо рисовал и делал успехи в фехтовании.

В молодом возрасте будущий император был очень романтичен и влюбчив. Он увлекался фрейлинами, из-за любви к одной из них — польской дворянке Ольге Калиновской — Александр даже якобы был готов отречься от престола.

Ухаживал наследник российского трона и за юной королевой Великобритании Викторией, хотя впоследствии их отношения как политиков были весьма прохладными.

При выборе невесты Александр остановился на принцессе Гессенской, принявшей после перехода в православие имя Мария.

Николай I старался основательно подготовить сына к управлению государством. Отец ввёл Александра в Сенат, Синод, Государственный совет, Комитет министров, способствовал развитию его военной карьеры. Во время Крымской войны наследник лично командовал столичным гарнизоном.

  • Франц Рубо «Оборона Севастополя»

В 1855 году на фоне неутешительных новостей из Крыма, где защитники Севастополя с большим трудом удерживали город, несмотря на многократное численное превосходство противника, Николай I скоропостижно скончался — по одной версии от пневмонии, по другой — от последствий травмы, полученной в Пензенской губернии. Последними словами императора, обращёнными к сыну, были: «Держи крепко…» 

Читайте также:  Демократические цели и принципы войны стран антигитлеровской коалиции. крымская конференция. - история России

Сторонник глубоких реформ

Взойдя на престол, Александр в полной мере осознал разрушительное воздействие Крымской войны на Россию и принял решение в срочном порядке завершить боевые действия. Император согласился на условия Парижского мира 1856 года, которые, впрочем, оказались для России вовсе не столь болезненными, как изначально планировали западные союзники.

Россия отказалась от содержания флота на Чёрном море, отдала Молдавии часть южной Бессарабии, а Турции — несколько ранее завоёванных крепостей, но не платила контрибуции и получила назад все захваченные коалицией населённые пункты.

На фоне ухудшающихся отношений России с большей частью европейских монархий, в 1856 году Александр провёл тайную встречу со своим дядей Фридрихом Вильгельмом, королём Пруссии, с которым договорился о союзе.

Проанализировав нестабильное военно-политическое положение России в 1850-е годы, которое в том числе привело к поражению в Крымской войне, Александр II решил начать в стране масштабные реформы, в частности — изменить систему управления государством и структуру общества.

По словам эксперта, самой важной инициативой стала отмена крепостного права («крестьянская реформа»). Однако помимо неё Александр провёл ещё целый ряд реформ (земская, городская, судебная, военная, образовательная и другие). Впрочем, историки оценивают их весьма неоднозначно.

Реформа 1861 года формально подарила крестьянам личную свободу, но заставила большинство из них выплачивать колоссальные выкупы за свои участки, ведь без земельного надела крестьянам попросту было не на что жить.

Поэтому де-факто их зависимость от помещиков сохранялась ещё долго. И уже формально свободных земледельцев продолжали подвергать телесным наказаниям.

Дворовые люди вовсе не имели права на землю и были обречены идти в батраки или наниматься чернорабочими в городах.

  • Борис Кустодиев «Освобождение крестьян» (1907)

Согласно земской реформе, полномочия в сфере местного хозяйства, медицины, начального образования и налогов передавались выборным уездным и губернским земским управам. На первый взгляд, это было важным демократическим преобразованием.

Однако цензы и квоты были разработаны таким образом, что большинство мест в управах заняли дворяне и купцы. Но по мере того, как осложнялась внутриполитическая ситуация в стране, выборы постепенно превратились в фикцию.

В управы просто назначали помещиков и верных им кулаков.

Также по теме

«По сей день уважают Александра II»: как жилось Финляндии в составе Российского государства

210 лет назад Финляндия была официально присоединена к России. В составе Российской империи финны прожили больше века. За это время…

Городская реформа заменила сословные управления на выборные думы. Последствия этого шага также были неоднозначны. Из-за имущественных цензов в органах самоуправления преобладали промышленники и купцы, заботившиеся о благоустройстве центральных частей городов в ущерб пригородам и слободам. Кроме того, централизованным стало управление полицией.

Судебный устав 1864 года, который формально ввёл равенство людей перед законом, историки единогласно называют прогрессивным.

Однако для крестьян были созданы волостные суды, выносившие приговоры о телесных наказаниях, а по политическим делам производство шло в особом порядке, без привлечения присяжных.

Также в последние годы царствования Александра II из-за нарастания террора и антимонархической пропаганды чрезвычайные полномочия получили военные и полицейские власти, приговоры выносились трибуналами, а решения об обысках, арестах и ссылках принимались без согласования с судами.

В сфере образования Александр II подарил автономию университетам, расширил сеть народных училищ, создал гимназии. В стране поощрялось стремление молодёжи самостоятельно мыслить и принимать решения.

Однако для поступления в высшие учебные заведения необходимо было сдавать экзамены по греческому и латинскому языку, которые в гимназиях, как правило, не изучались.

Как следствие, у выходцев из народа фактически не было возможности получить высшее образование.

Реформа, предполагавшая создание системы казначейств и органов контроля, определила развитие финансовой системы страны на долгие годы и снизила уровень коррупции.

Историки в большинстве своём положительно оценивают и военную реформу.

В 1857 году Александр II ликвидировал изжившую себя систему военных поселений, а в 1860—70-е годы заменил рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью, создал систему резерва и запаса, военные округа и принципиально новые военные учебные заведения, инициировал массовое перевооружение. Армия стала гораздо более мобильной, эффективной и хорошо управляемой.

Победы и поражения

Окрепшая российская армия одерживала одну победу за другой.

Александр II, сочетая дипломатию и военную силу, присоединил к России Туркестан, горный Северный Кавказ и Дальний Восток, обезопасил южные границы страны от набегов племён с территории Афганистана, подавил польское восстание.

В Азии Россия одержала ряд побед в так называемой Большой игре — холодной войне между Лондоном и Санкт-Петербургом, — оттеснив британцев к границам Индии.

Однако самой масштабной победой царя стал разгром Турции в 1877—1878 годах. Турецкая армия была разбита на Балканах и в Закавказье, Константинополь не был взят только из-за вмешательства Запада.

  • Николай Дмитриев-Оренбургский «Захват Гривицкого редута под Плевной» (1885)

Сан-Стефанский мирный договор подтверждал независимость Сербии, Черногории и Румынии, даровал широкую автономию Болгарии, включавшей Мёзию, Фракию и Македонию. Россия через Болгарию получала прямой выход в Средиземное море.

Также по теме

«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

Однако Берлинский трактат, отменивший Сан-Стефанский мир, стал значительным дипломатическим поражением Александра II. Против России в очередной раз объединилась вся Европа. Автономия Болгарии была ограничена, сама Болгария — разделена, Фракия и Македония, имевшая выход к Адриатике и Эгейскому морю, — возвращены Турции.

Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины. Фактически возникла расстановка сил, приведшая к Первой мировой войне. Тем не менее благодаря победе России над Турцией и позиции Санкт-Петербурга на международных переговорах, возникла Болгарская автономия, на основе которой позже было создано независимое государство.

За это болгарский народ благодарен Александру до сих пор. Его в Болгарии называют Освободителем.

Многие в окружении Александра II с восхищением и преклонением смотрели на стремительно развивавшиеся в тот период Соединённые Штаты Америки. До определённого момента молодое государство из-за его былых противоречий с Лондоном рассматривали как противовес Великобритании.

Однако Вашингтон в это время, согласно доктрине Монро, вёл экспансию по всему Западному полушарию и уже давно проявлял интерес к Аляске.

Поэтому, опасаясь, что Штаты сами «отберут» у России её часть Америки, Александр под влиянием окружавших его советчиков продал богатейший северный край за сумму меньшую, чем американские власти потратили в те же годы на возведение трёхэтажного здания Окружного суда Нью-Йорка. А ведь российские исследователи тогда уже обнаружили на Аляске месторождения золота.

  • Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года
  • © Wikimedia Commons

Кроме того, в 1875 году Александр II в обмен на отказ от претензий на Сахалин передал Японии Курильские острова, тем самым открыв доступ к тихоокеанскому побережью России.

«Хотел как лучше»

Несмотря на ряд успешных реформ и военно-политических достижений на международной арене, внутриполитическая и экономическая ситуация в России при Александре II постепенно усложнялась.

Из-за либеральной торговой политики и отказа от протекционизма страдала промышленность, страна погрузилась в затяжной экономический кризис. Сельское хозяйство из-за половинчатой крестьянской реформы оставалось неэффективным.

Также по теме

«Дабы всякие злоупотребления были отвращаемы и пресекаемы»: как действовала цензура в России

170 лет назад по решению Николая I был создан Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений….

Используя народное недовольство, активизировались радикальные организации левого и либерального толка, а также сепаратисты с окраин империи. А когда власти стали прибегать к репрессивным мерам, революционеры развернули террор.

«Реформы Александра II шли сверху, общество было исключено из процесса их проведения. Именно поэтому уже к середине 1860-х годов ко всем этим преобразованиям стали относиться как к правительственной «игрушке».

Если говорить о радикалах, то для них реформы представляли опасность потому, что разваливали общину, традиционную деревню. Из-за этого и усилилось революционное движение», — рассказал в беседе с RT Ляшенко.

Эксперт напоминает, что когда народническая молодёжь пошла «в деревню» в 1874 году, то многих участников «хождения в народ» очень скоро арестовали, устроив масштабный «процесс ста девяноста трёх».

«Однако там не было ни организации, ни программы, ни единого центра действий. И когда правительство начало этот процесс, оно тем самым показало, что считает романтически настроенных молодых людей серьёзными политическими врагами. Симпатии общества перешли на сторону радикалов», — добавил историк.

Дошло до того, что, согласно ряду свидетельств, о свержении Александра II или принуждении его сменить политический курс, говорил даже один из его сподвижников — Михаил Скобелев, знаменитый Белый Генерал, участвовавший в присоединении Центральной Азии и разгроме Турции.

После того как императору из перехваченных документов стало известно, что польские радикалы пропагандируют среди жителей Малороссии идеи национальной инаковости (идентичности) с целью спровоцировать в России масштабный внутренний кризис, Александр II подписал Валуевский циркуляр и Эмский указ, запрещавшие использование малороссийского наречия в сфере образования. Но это не спасло ситуацию — украинскую идею с целью ослабления России тут же взяли на вооружение австрийские власти.

Как отмечали очевидцы, на фоне нарастания внутриполитических проблем император стал нервным и раздражительным. Его близкий соратник, экс министр внутренних дел и председатель Комитета министров Пётр Валуев в своём дневнике назвал Александра «коронованной полуразвалиной».

В 1860—70-е годы император пережил целый ряд покушений. В итоге 13 марта 1881 года в Санкт-Петербурге он получил тяжёлые ранения в результате взрывов, организованных народовольцами, и скончался от потери крови.

По мнению историков, если бы роковое покушение провалилось, Россия могла бы стать высокоразвитой державой в кратчайшие сроки. Однако есть и другая точка зрения: некоторые специалисты полагают, что если бы Александр II выжил, то революция произошла бы гораздо раньше — и империя пала бы в считаные годы.  

Читайте также:  Индустриализация: суть и история проведения - история России

Источник: https://russian.rt.com/science/article/508017-rossiya-imperator-aleksandr-jubilei

Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии.

Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора…

Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом.

Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.

Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору.

Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец — император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж.

де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян».

Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал.

Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I.

Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и  необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько  этапов.

1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:

— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;

— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).

1809—1812 гг.

Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:

— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

 — уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).

Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород.

Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло…

» — говорилось в ней.

1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:

— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;

— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг.

Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом.

Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.

25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, — то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно.

Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре.

Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью — раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-s-otvetami-po-istorii/242-reformy-aleksandra-i-predposylki-xarakter-itogi.html

Реформы Александра I — удачи и неудачи государя

21.12.2017 Категория: Образование и наука Подкатегория: История Популярность<\p>

Девятнадцатое столетие стало для России веком серьезных потрясений — и глобальных перемен.

Бесспорно, главные заслуги на реформаторской стезе принадлежат Александру II и его талантливым министрам. Но вместе с тем ошибочно считать, что реформы никто не пытался провести до него.

Еще в начале века император Александр I попробовал изменить существующие реалии в социальном, экономическом и административном строении России.

Какие именно начинания принадлежат этому правителю?

Александр I как реформатор

Российский император получил довольно либеральное для своего времени воспитание, и кроме того, имел перед глазами пример деспотичного и своевольного отца — Павла I — в итоге свергнутого заговорщиками. Именно поэтому Александр не только осознавал необходимость реформ — но и являлся искренним, а не вынужденным их сторонником.

Его реформаторская деятельность заняла чуть больше десяти лет, и за это время были осуществлены перемены в самых разных сферах. В частности:

  • В 1803 году крепостные крестьяне получили право выкупать себя у помещиков за деньги вместе с наделами земли.
  • В 1816 по 1818 год от закрепощения были освобождены крестьяне Эстонии, Курляндии и Лифляндии — правда, без земельных наделов.
  • В 1809 году помещики лишились права продавать своих крестьян, также была упразднена практика ссылки провинившихся в Сибирь.

Александр I уделил внимание образовательной сфере. С 1902 по 1804 год при нем открылось несколько новых университетов, были созданы привилегированные лицеи. Кроме того, было окончательно закреплено право высших учебных заведений на самоуправление, а в 1803 году особое положение отрегулировало длительность обучения в заведениях для разных сословий.

Либерально настроенные слои общества при Александре I часто поднимали вопрос о даровании России Конституции. В определенных рамках император шел им навстречу — например, в 1815 году Конституция действительно появилась в Польше, входившей в то время в состав империи.

Почему при всех своих начинаниях Александр I так и не стал великим реформатором? Дело в том, что слишком сильное давление на императора оказывали две противоборствующие силы — дворяне, желавшие оставить государственную систему в прежнем виде, и либералы, жаждавшие перемен по европейскому образцу. Стараясь угодить тем и другим, Александр I принимал «половинчатые» решения, лишь подготавливая почву для будущих великих реформ.

Читайте также:  Письмо белинского гоголю - история России

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Источник: http://infoogle.ru/reformy_aleksandra_i_udachi_i_neudachi_gosudarya.html

Внутренняя политика Александра I в 1801 — 1806 гг.. Видеоурок. История России 8 Класс

«Привести народ от деспотического государства к государству, наслаждающемуся свободной Конституцией», – говорил Александр I (рис. 1).

Императору принадлежало много других высказываний, суть которых выражалась в том, что он хотел сделать Российскую империю вольным, свободным от крепостного права, социально-экономически и политически развитым, республиканским государством.

Рис. 1. Александр I – российский император (Источник)

Эпоха Александра I – один из самых знаменитых периодов российской истории, связанный с А.С. Пушкиным, Отечественной войной 1812 г. и другими примечательными событиями.

Но, по сути, здесь есть над чем подумать.

В это время возникали вопросы: имеет ли смысл проводить реформы; если да, то каким образом – быстро или постепенно и осторожно? Эти вопросы должен был решать молодой император Александр I.

Судьба будущего императора сложилась непросто. С детства он вынужден был лавировать между своей бабушкой Екатериной II (рис. 2) и отцом Павлом I (рис. 3).

Очевидно, Александр сильнее любил отца, но большую часть времени должен был проводить с бабушкой. Отсюда, с одной стороны, развилось его лицемерие, которое отмечали многие приближенные императора.

С другой стороны, он получил прекрасное образование и воспитание: Александр был предан идее Просвещения, его учили умные и благородные учителя.

Рис. 2. Екатерина II – бабушка Александра I (Источник)

Рис. 3. Павел I – отец Александра I (Источник)

В то же время правитель Российской империи перенес в молодости страшную психологическую травму: он знал о заговоре против своего отца Павла I и заговорщики получили косвенное разрешение Александра на государственный переворот.

Александр убеждал себя, что переворот пройдет бескровно и его отец останется жив. Кроме того, он приводил себе в пример, что английский король Георг III не мог управлять государством и им управлял его сын, регент отца. Но когда убили Павла I, Александр понял, что его вина в этом тоже есть.

Это мучало его до конца жизни.

После того как император взошел на российский престол, он взял себя в руки после убийства своего отца и пообещал себе, что будет править как можно лучше и справедливее и приведет Россию к свободе, благоденствию и процветанию. Очень многие люди в это поверили, и Александра очень полюбили в начале его правления.

В первые же дни своего царствования Александр I показал, что будет править либеральнее своего отца и больше защищать свободы российских граждан. Первые приказы Александра I были следующими:

1. Восстановление привилегии дворян и горожан, отнятых Павлом I; возврат Жалованных грамот.

2. Упразднение Тайной Экспедиции.

Кроме этого, Александр провел еще ряд других понравившихся всем изменений. После этого Александр I создал новые государственные органы, которые, по его задумке, должны были подготавливать и осуществлять новые реформы и управлять страной.

Император создал 5 апреля 1801 г. Непременный совет – высший совещательный орган Российской империи. Кроме того, император создал тайный неофициальный совещательный орган – Негласный комитет (рис. 4) (июнь 1801 – сентябрь 1803 гг.).

В него входили молодые друзья Александра: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Негласный комитет занимался проектированием реформ для России и, хотя и создавался тайно, все про него знали.

Все придворные, которые хотели заслужить симпатию царя, подавали в этот комитет проекты реформ.

Рис. 4. Негласный комитет (Источник)

Мысль о французской революции волновала Александра I. Великая французская революция только недавно отгремела, когда на престол взошел Александр. Мысль о том, что реформы и другие изменения могут привести к революции в России, не давала покоя императору.

Одной из основных реформ, разрабатываемой российским монархом и его Негласным комитетом, была реформа государственного устройства (рис. 5).

Мечты молодого правителя о республике и конституционном строе в России довольно быстро были им отодвинуты как неосуществимые.

Решено было начать с того, чтобы упорядочить государственное устройство Российской империи, сделать более работоспособными государственные органы, более рационально их устроить, что было немаловажным.

Александр I восстановил права Правительствующего Сената – высшего государственного органа России, подчиненного государю. Теперь Сенат снова стал высшей судебной инстанцией.

Более того, ему было дано право высказывать свое мнение о неудобствах существующих законов, то есть Сенату можно было заявлять возражения и замечания на существовавшие законы. Это было довольно серьезным новшеством для того времени. Сенат, получив вышеназванное право, вскоре им воспользовался.

В Российской империи был закон, который разрешал унтер-офицерам выходить в отставку только после 12 лет службы. Сенаторы резонно заметили, что в российском законодательстве существовал Манифест о вольности дворянской, принятый еще в 1762 г., который позволял дворянам не служить. И служба унтер-офицера в течение 12 лет противоречила этому Манифесту.

Император, получив данное возражение от Сената, несколько месяцев размышлял над этим, а потом отправил ответ сенаторам: право Сената высказывать свои возражения и замечания касается только уже изданных законов, а новые законы сюда не входят. Это показывало, с одной стороны, то, что Александр хотел крепко держать власть в руках.

С другой стороны, если бы проводились более серьезные реформы, Сенат мог бы высказать свое недовольство, что было не нужно императору. Поэтому таким причудливым путем, нарушая свои законы, он гарантировал себе некоторую свободу действий.

Рис. 5. Система государственного устройства при Александре I (Источник)

Другое важное изменение в сфере изменения государственного устройства было проведено в 1802 г. – учреждены министерства. Они вводились вместо коллегий, учрежденных еще Петром I. Министерства стали исполнительными органами власти, введенные «Манифестом об учреждении министерств». Это сделало работу государственных органов более четкой.

В основном император назначал министром почтенного вельможу екатерининского времени, а товарищем (заместителем) министра ставил своего сподвижника, молодого реформатора из числа своих друзей и приятелей. В общем, всем было понятно, что реальная власть в министерствах находилась в руках молодых реформаторов.

Через какое-то время некоторые из реформаторов получили даже посты министров.

Таким образом, реформы в сфере государственного устройства рационализировали государственный строй Российской империи, упростили государственный аппарат, более четко организовали систему государственных органов. Но о перемене государственного строя речь не шла.

Во время первых лет правления Александра I было очень много сделано в сфере образования.

В 1803 г. началась реформа образования. Российская империя была разделена на шесть округов, в каждом из которых были разные типы учебных заведений (приходские и уездные училища, гимназии, университеты). До Александра I в России существовал только Московский университет. В Эстляндии был старинный Дерптский университет, который пришел в упадок.

Его Александр возродил и восстановил. На основе Виленской школе в Литве сформировался Виленский университет. Также были созданы совершенно новые университеты в Харькове и в Казани. Позже, в последующие годы, был создан Санкт-Петербургский университет. В Ярославле была создана юридическая школа, которая превратилась в Демидовский юридический лицей.

Еще позже был создан Императорский Царскосельский лицей (рис. 6).

Рис. 6. Императорский Царскосельский Лицей (Источник)

Таким образом, император создал множество новых высших учебных заведений с широкими правами. У каждого университета было право руководить образованием в округе. Университеты по Университетскому уставу 1804 г.

имели очень большую автономию: выбирали свое руководство, определяли учебную программу, контролировали гимназии в округе. С одной стороны, реформа образования была проведена потому, что Александр был просвещенным и высокообразованным человеком и хотел, чтобы образование в России развивалось.

С другой стороны, здесь есть другой аспект реформы: создавая новые и реформируя старые учебные заведения, повышая качество образования, император считал, что все это поможет воспитать новое просвещенное, интеллектуальное поколение, на которое он сможет опереться.

Но сложилось наоборот – многие, кто учился в данных учебных заведениях во время правления Александра I, в дальнейшем повернулись против него и упрекнули императора за то, что он не провел реформы в полную меру.

Если взглянуть на первые годы правления Александра I, то видно, что молодой император активно пытался упорядочить и рационализировать государственную сферу, решить крестьянский вопрос, развить образование.

Но в то же время он действовал осторожно и медленно, ему казалось, что впереди еще много времени. Постепенно распался Негласный комитет, ухудшились международные отношения России с Францией.

Поэтому разговор о реформах на время был отложен.

Список литературы

1. Валишевский К. Александр I. История царствования. В 3 томах. – СПб.: «Вита Нова», 2011.

2. Демкин А.В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801–1805 гг. – М.: Кучково поле, 2012.

3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.

4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.

5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М.: Книга, 1990.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет портал «Memoirs.ru» (Источник)

2. Интернет портал «Memoirs.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Studopedia.ru» (Источник)

Домашнее задание

1. Расскажите о том, как прошли детство и юность императора. Что повлияло на его характер? Каким был путь к престолу Александра?

2. Охарактеризуйте первые изменения Александра I. С чего император начал свое правление?

3. Какие важные реформы были проведены правительством Александра в сфере государственного устройства и образования Российской империи?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/8-klass/rossiyskaya-imperiya-pervoy-chetverti-xix-veka/vnutrennyaya-politika-aleksandra-i-v-1801-1806-gg

Ссылка на основную публикацию