Продолжение политики реформ. земское и городское самоуправление, судебная, военная и другие реформы — история России

Реформы 60-70-х гг. XIX в. История России. 8 класс. — Объяснение нового материала

Земская реформа. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения — земства. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза, по ку-риям.

Первая курия — землевладельческая — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб.

и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей курии — сельских крестьянских обществ — были многостепенными.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы — земские управы — в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.

В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне — 34,3%, купцы — 10,2, духовенство — 6,1, представители других сословий — 2,7%.

Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансиро-вание их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции.

Служащие земств и часть дворянства составили земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения. Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов.

Постановление зем-ского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Городская реформа. Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 г.

В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую — более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, развитии торговли, устройство больниц, школ, городское налогообложение.
В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Судебная реформа. Одной из самых радикальных реформ 60-х годов стала судебная. В 1864 г. был обнародован указ о судебной реформе. Она вводила общие судебные правила для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства.

Вводились новые принципы — суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех перед судом, независимость суда от администрации. Вводились два типа судов — мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Сенат был высшей судебной инстанцией.

Военная реформа. С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года — с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии поя-вились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и фи-зической подготовке солдат.

В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему ком-плектования армии.

Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3180/lesson/10642/unit/26468

Учебное пособие. 4.2. Реформы Александра II

ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

Читайте также:  Укрепление антигитлеровской коалиции. тегеранская конференция - история России

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

4.2. Реформы Александра II

Александр II, вступивший на престол после смерти Николая I в 1855 г., решился на проведение коренных реформ, необходимость которых диктовалась самой жизнью: поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) свидетельствовало о необходимости изменений в политической, технико-экономической и военной областях.

Но главный вопрос оставался – отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александром II был подписан Манифест «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Обнародование Манифеста об отмене крепостного права произошло 5 марта 1861 г.

В Манифесте нашли отражение три основных вопроса: личное освобождение крестьян, условия наделения крестьян землей и порядок совершения выкупной сделки между крестьянами и помещиками.

Судебная реформа. К ее проведению приступили в 1864 г. Прежний сословный и закрытый суд был заменен всесословным, гласным, открытым и состязательным. Создавался институт судебных следователей и присяжных заседателей из представителей всех сословий.

Вводились два вида судов – мировые и общие. Мировой судья единолично решал дела о незначительных уголовных преступлениях и имущественных претензиях до 500 рублей. В сельской местности подобные дела разрешал волостной судья с учетом местных обычаев.

Общий суд включал в себя окружные суды, судебные палаты и Сенат. Окружные суды (как правило, в пределах губернии) рассматривали крупные гражданские и уголовные дела с участием присяжных заседателей.

Судебные палаты, объединявшие несколько округов, рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных преступлений. Сенат как высшая судебная инстанция мог отменить решения любого суда.

Судьи общих судов назначались императором, мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, а присяжные заседатели – губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза. Судебный надзор осуществляла прокуратура.

В основе новой судебной системы лежали важные демократические принципы: отделение судебной власти от исполнительной, введение принципа состязательности, гласное и устное судебное производство вместо закрытого и канцелярского. Однако новые судебные учреждения постепенно стали попадать в зависимое положение от губернаторов. С 1871 г. производство дознания по политическим делам было передано жандармерии, а с 1878 г. – военным судам.

Земская реформа (1864 г.) проводилась с целью реорганизации местных органов управления. Были созданы всесословные органы местного самоуправления: 1) уездные и губернские земские собрания как распорядительные органы и 2) уездные и губернские управы как исполнительные органы.

Земские собрания и управы формировались на основе свободных выборов один раз в три года с учетом имущественного ценза. Для этого все избиратели делились на три группы (курии): крестьянскую, землевладельческую и городскую (промышленников и купцов).

Земские собрания (уездные и губернские) проводились один раз в год (не считая чрезвычайных собраний), а земские управы работали постоянно, находясь под контролем губернатора и Министерства внутренних дел.

Компетенция земских собраний и управ ограничивалась экономическими (хозяйственными) вопросами, а также вопросами народного образования, здравоохранения и благотворительности, контролем условий содержания заключенных в местных тюрьмах, строительством и ремонтом дорог и мостов.

Земства сыграли положительную роль в жизни провинции и стояли у истоков земского либерального общественного движения.

Вместе с тем, следует отметить, что у земств не было полной самостоятельности: губернатор мог приостановить любое постановление земского собрания, им не подчинялась местная полиция, следовательно, у них не было возможности эффективно контролировать проведение в жизнь своих решений.

Городская реформа (1870 г.) имела целью реорганизовать городское самоуправление. Создавались всесословные городские думы в качестве распорядительных органов и городские управы как исполнительные органы. Городские думы и управы избирались на 4 года, их работу возглавлял городской голова, который координировал их деятельность.

Компетенции городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства городов (транспорт, освещение, отопление, водоснабжение, школы, больницы, торговля и промышленность), страхование имущества граждан, снабжение городов продовольствием, общественное призрение (забота о немощных и малолетних), содержание тюрем.

В выборах участвовали все городские обыватели без различия сословий, владевшие в городе каким-либо недвижимым имуществом.

Военная реформа (1864-1874 гг.) проведена по инициативе военного министра Д.А. Милютина, который главную цель военных преобразований видел в создании хорошо обученной и технически оснащенной армии, способной быстро пополняться за счет обученного запаса (резерва). Были созданы военные гимназии, юнкерские училища и военные академии для подготовки офицеров.

Для лучшего руководства войсками и мобилизации запасников Россия была поделена на 15 военных округов. В результате реформы численность русской армии уменьшилась почти в два раза. Для лучшего усвоения новой боевой техники началось обучение солдат грамоте. К западным и южным границам России были построены железные дороги, появились железнодорожные войска.

В 1874 г. принят закон о всеобщей воинской повинности для мужчин, достигших 21 года. Призыв проводился по жребию, остальные мужчины зачислялись в резерв до 40-летнего возраста. Срок прохождения действительной военной службы сокращался с 25 до 6 лет в армии и до 7 лет на флоте.

Реформа образования (1863 г.). После ее проведения доступ в учебные заведения был открыт для представителей всех сословий. Частная инициатива допускалась в открытии начальных и средних школ.

Начальная школа стала включать церковно-приходские, земские школы, средняя – гимназии общие (с преподаванием одного латинского языка), гимназии классические (два древних языка) и реальные (без изучения древних языков). Учиться в университетах могли лишь выпускники классических гимназий. Новый устав университетов (1863 г.) восстановил их автономию, существовавшую в начале ХIХ в.

Читайте также:  Боспорское царство в эллинистическую эпоху - история России

, в организации учебного процесса, в выборах, в присуждении ученых степеней. Школьный устав 1864 г. предоставлял равенство в обучении всех сословий. С 1870 г. начали открываться женские гимназии и высшие курсы.

В 1865 г. была проведена реформа печати, ослаблена цензура.

Отмена крепостного права и другие реформы 1860-1870 гг. явились крупнейшим событием, поворотным пунктом в истории России.

Они положили начало гражданскому раскрепощению в России, вызвали культурный и общественный подъем в стране, изменили уклад всех сословий российского общества.

Эти реформы могут рассматриваться как успех внутренней политики Александра II, однако, успех временный в силу противоречивости самих реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М.Т. Лорис-Меликовым.

Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г.

изменило общее направление правительственного курса.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Источник: http://www.istoriya.org.ru/complex/textbook/4-2

Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

87996

Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

Доклад

История и СИД

Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии слывших сторонниками преобразований.

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни.

Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более чем крестьян.

Русский

2015-04-25

34.85 KB

3 чел.

Реформы 60-70 г 19 в в области местного самоуправления, судебная, военная культурная, образовательная

Царствование Александра II (1855-1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Несмотря на героизм войск и патриотическое воодушевление общества, Россия потерпела поражение и подписала унизительный Парижский договор. Предстояла длительная дипломатическая борьба за пересмотр тяжелых условий Парижского мира.

Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен, но разные слои населения неодинаково представляли себе их цели и смысл. В 1856-1857 гг.

наступило удивительное время, время самых дерзновенных надежд. В стране начиналась эпоха гласности, в которой так нуждалось общество. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I. Разрешалась свободная выдача заграничных паспортов. Была объявлена амнистия политзаключенным (декабристам, участникам польского восстания 1831 г.), 9 тыс.

человек были освобождены от политического надзора.Опереться в своих первых реформах Александр II мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований.

Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна.

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины.

Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов.

Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли.

Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг.

При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами.

В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.

Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.

Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения.

Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата. .

 Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда.

Читайте также:  Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. - история России

В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных.

Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции.

Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками.   Судебная реформа:1864 — обнародованы новые судебные уставы. Положения:

ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства

Создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.

Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.    

Городская реформа 1870 г. 0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги.

Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов.

Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.

Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие.

Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства .

Военная реформа: 1874 — Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом.

Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.

В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Значение реформ :

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.способствовали формированию гражданского самосознания.способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Школьная реформа 1864 демократизировала сферу начального и среднего образования, расширялась сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы. Реформа печати (1865). Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=87996

Ссылка на основную публикацию