Правление дария i, продвижение в европу и поход против скифов — история России

О скифах и поход дария i на земли причерноморья

Правление Дария I, продвижение в Европу и поход против скифов - история России

Каждый из нас  знает, кто такие скифы, каждый слышал о них. Кто-то ними восхищается, а  кто-то придумывает лживые этнические процессы и вплетает скифов в историю создания своего народа.

Так же как и мы сейчас, скифами увлекся Геродот из Галикарнасса, отец исторической науки, который прославился своей знаменитой «Историей» из девяти книг.

Свою книгу он писал в V веке, именно этот период ознаменовался греко-персидскими воинами. Геродот писал о своих врагах. В своей «Истории» он не был предвзятым, он описывал все теории историй, происхождений того или иного народа.

Геродот не упускал ничего из вида, если он с чем-то соглашался, он прямо об этом писал.

  Когда он описывал стремительные завоевания персов, в особенности Дария, он заинтересовался тем, как скифам удалось отразить столь великую армию. И он начал собирать сведения, не только о скифах, но и об их соседях, некоторые даже предполагают прибытие Геродота в Причерноморье.

Исторический трактат Геродота является самым обширным материалам по истории скифов и одним из важнейших источников по изучению похода Дария на Причерноморье.

Литература:

  1. Геродот. История. Книга IV «Мельпомена»;
  2. Б.Н. Граков. Скифы;
  3. М.И.Артамонов. Киммерийцы и скифы;
  4. А.А.Нейхардт. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии;
  5. И.В.Кукина. Историография Скифии по античным источникам;
  6. Скифо-персидская война  http://www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya2/13.htm;
  7. Е.В.Черненко. Скифо-персидская война;
  8. М.В.Горбунов. Путешествие в загадочную Скифию;
  9. Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга II.
  10.  Б.А. Тураев — История древнего востока, Том 2. – Самозванцы и бунты

Происхождение  скифов. Не смотря, на различные политические спекуляции, скифы относятся к ираноязычным племенам, это доказывают антропологические сведения, материальная культура. Скифы обитали на территории  степной зоны  Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в античных источниках Скифией.

Геродот приводит 3 теории происхождения скифов: Первая легенда гласит, что скифы являются внуками Зевса и дочери реки Борисфена богини Апи.

Вторая легенда, когда  Геракл искал своих коней, он попал в страну Гилея, где встретил полудеву, полузмею, она пообещала вернуть лошадей, если тот вступит с ней в любовную связь.

У них родилось три сына, когда Геракл уходил, он оставил лук и пояс, и сказал: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь.

Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

Сыны выросли и то, что приказывал Геракл смог выполнить только младший сын по имени Скиф, он остался в стране и от него произошел народ – скифы.

Эта легенда нам показывает, что скифы делились на три народа: царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым.

Западнее их жили вторая группа скифы-кочевники, а ещё западнее, третья, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы.

Третья легенда гласит, что кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам).

Эти три легенды говорят нам об автохтонной и миграционной версии появления в Северном Причерноморье.

Военное дело скифов. Естественно, что у кочевников  основой войска (если оно было)  являлась кавалерия. Пехотинцами в основном были обедневшие кочевники, позже их становилось больше. Как показывают источники, скифы первые пошли на разделение войска на две части и применили стратегию «обожжённой земли», более подробно об этом в части о войне с персами.

Большой интерес вызывают и военные традиции скифов. Они по-своему своеобразны и интересны, эти традиции показывают оставшейся пережитки первобытного общества.

Геродот ярко описывает скифские традиции в военном деле. При убийстве первого врага скифу было положено испить его кровь.

С убитых врагов скифы снимали скальп и использовали в качестве полотенец для рук, либо сшивали себе плащи. С правой руки врага сдиралась кожа вместе с ногтями, из которой делали чехлы для колчанов.

Некоторые скифы сдирали всю кожу и обтягивали ей доски, которые возили с собой.

Свою долю в добыче получал только тот воин, который показывал царю голову убитого врага. Из черепов наиболее лютых и ненавистных врагов скифы изготавливали чаши. Воинская удаль всячески поощрялась.

Например, каждый год скифская знать устраивала пиры, присутствовать на которых можно было только скифам, убившим врага.

Их женщины также воевали и прекрасно ездили верхом, к тому же до замужества женщина должна была убить хотя бы одного врага.

Если, к примеру, скиф не мог справиться со своим обидчиком, он резал быка, варил его мясо, потом садился на его шкуру и ждал, когда к нему кто-нибудь подойдет, возьмет кусок мяса,  встанет на шкуру и поклянется привести своих воинов. Таким образом, собиралось много людей.

В целом, традиции скифов показывают пережитки первобытного устоя, их кочевий образ жизни.

Повод и причина скифо-персидских воин.

Дарий  был представителем младшей линии Ахеменидов, однако, власть в стране захватил узурпатор Гаумата. Вот как сам Дарий велел изложить происходящее в стране и как он сверх Гаумату в Бехистунской надписи:

«Говорит царь Дарий: некто именем Камбис, сын Кира, из нашего рода, был здесь царём. Этот Камбис имел брата, по имени Бардия, от одного отца и одной матери. Камбис убил этого Бардию. Когда Камбис умертвил Бардию, народу было неизвестно, что Бардия убит. Затем Камбис пошёл в Египет.

Когда Камбис пошёл в Египет, народ возмутился, ложь распространилась в стране, как в Персии, так и в Мидии, ровно как и в прочих странах. Был человек, маг, по имени Гаумата, возмутившийся в Пишиявада, у горы Аракадриш; оттуда он начал бунт. В месяце виякне, 14 числа (11 марта 522 года до н. э.) он возмутился.

Народу он лгал, говоря: „Я — Бардия, сын Кира, брат Камбиса“. Тогда весь народ отпал от Камбиса к нему, и Персия, и Мидия, и прочие страны. Он захватил власть; это было 9 гармапада (2 апреля). Тогда Камбис умер, умертвив себя… Эта власть, которую маг Гаумата исторг у Камбиса, издревне принадлежала нашему роду.

Затем Гаумата отнял у Камбиса и Персию, и Мидию, и прочие страны; он присвоил их себе и стал царём. Не было ни одного человека, ни перса, ни мидянина, ни из нашего рода, который бы отнял власть у этого мага Гауматы. Люди весьма боялись его: он мог казнить многих людей, которые некогда знали Бардию, чтобы они не узнали, что он не Бардия, сын Кира.

Никто не осмеливался что-либо сказать о Гаумате-маге, пока я не прибыл. Тогда я помолился Ахурамазде о помощи. Ахурамазда послал мне помощь. В месяце багаядише, 10 числа (29 сентября 522 года до н. э.), я с немногими людьми, погубил этого Гаумату и его знатнейших приверженцев.

Есть крепость Сикаяуватиш, в области, именуемой Нисая, в Мидии, — там погубил я его и исторг у него власть. Волей Ахурамазды я стал царём; Ахурамазда вручил мне царство. Власть, отнятую у нашего рода, я вернул и поставил её на надлежащее место, как было раньше.

Храмы, разрушенные магом, я возобновил, народу выгоды, стада и жилища — дома, отнятые Гауматой, я возвратил, Я вернул народу его прежнее положение, как в Персии, так и в Мидии, так и в прочих странах. Я вернул, что было отнято. Волею Ахурамазды я всё это совершил. Я трудился, чтобы вернуть нашему дому его прежнее положение, как было издревне, я старался (проложить) по воле Ахурамазды, как если бы Гаумата не устранял нашего дома».

В начале своего правления Дарий подавил множество восстаний, провел мудрые реформы и начал походы против других народов. Одним из таких народов стали и скифы. Геродот еще до описания похода Дария на скифов рассказывает о замыслах царя. Жена по имени Атосса обращается к возлежащему с ней на ложе мужу:

«Царь! При всем твоем великом могуществе ты бездействуешь. Еще ни один народ ты не покорил персам и не приумножил персидской державы. Человеку молодому, как ты, властителю великих сокровищ, следует прославить себя великими подвигами, дабы персы знали, что над ними властвует муж.

Это пойдет тебе вдвойне на пользу: персы будут знать, что во главе их стоит муж, и, занимаясь войной, они не будут иметь досуга, чтобы восставать против тебя. Теперь, пока ты еще молод, ты можешь совершить великий подвиг.

Ведь с ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух и уже неспособен к великим свершениям.

— Жена! Все, о чем ты говоришь, я и сам думаю совершить. Я ведь собираюсь перекинуть мост с нашего материка на другой и идти на скифов. И это скоро должно свершиться»

Историки предполагают насколько версий причин этого похода, одна из самых достоверных — это боязнь дружбы скифов  и греков, а также уничтожение сильного соседа. Геродот тоже пишет о причине войны, но его версия причины, скорее всего, является поводом:

 «После взятия Вавилона был поход самого Дария на скифов.

Вследствие того, что Азия изобиловала людьми, и денежных средств поступало множество, Дарий пожелал отомстить скифам за то, что они первые, вторгшись в Мидию и одержав победу над теми, кто оказал им сопротивление, положили начало несправедливости.

Ведь, скифы властвовали над Верхней Азией в течение двадцати восьми лет. Преследуя киммерийцев, они вторглись в Азию, лишив власти мидийцев. Ведь именно последние властвовали над Азией до прихода скифов… По этой причине Дарий, желая отомстить скифам, собрал против них войско»

Начало воины.  Основаня цель войны очевидна: Дарий стремился уничтожить скифов, что лишило бы греков поставок хлеба, помимо того Дарий стремился избавиться от сильных врагов.  

Дарий решил прибегнуть к разведке местности врага, к которой впервые прибегли ассирийцы в войне против Урарту. Персидский царь приказал каппадокийскому сатрапу Ариарамну перейти Европу, вторгнуться в земли скифов и взять в плен мужчин и женщин.

Ариарамну удалось это сделать и даже болем того, он захватывает брата царя, естественно, обиженный скифский царь написал Дарию письмо, по которому было понятно, что разведка Дария была удачной.

Дарий и его  военачальники имели представление о территории врага, поэтому нельзя их назвать слепыми котятами, когда они шли на скифов. К началу похода они уже имели представление, на что идут.

Геродот пишет, что войско Дария выступило на скифов после взятия Вавилона  (521 год до Р.Х.), но историки все равно не могут прийти к одному мнению  датировки похода, разные версии предполагают разные даты от 521 до 507 года до Р.Х., но многие склонны к дате 512 года.

Дарий выступил против скифов с громадным войском, Помпей Трог указывает на цифру — 700.000 вооруженных людей, Геродот пишет  о 600 кораблях.

«…один из персов, у которого было трое сыновей и все  они должны были идти в поход, просил царя оставить хоть одного сына.

Царь ответил, что он оставит ему как другу и скромному просителю всех

трех сыновей. Эобаз весьма обрадовался в надежде, что все его сыновья

будут освобождены от похода. Дарий же велел слугам умертвить всех его

сыновей. И они, казненные, действительно остались там».

Дарий отправлял послов к каждому сатрапию, одни обязаны были прислать корабли, другие воинов, третьи продовольствие. Таким образом, собралось большое войско.

 Дарий отправился к берегам Черного моря, где потом один из искусных мастеров построил мост в самом узком месте Боспора. По легенде Дарий под охрану этого моста оставил двух ионийцев и велит им ждать ровно 60 суток, но по рассказам Геродота они прождали персов немного дольше.

Читайте также:  Частновладельческие поселения с укрепленными усадьбами-замками - история России

Ход войны. Дарий и его войско ступили на земли скифов, но они не застали скифов врасплох. Естественно, скифы не могли дать им отпор в генеральном сражении,  на что надеялся Дарий. Перед тем, как Дарий пошел на скифов войной,  они собирают военный совет.

Само государство скифов (если можно так сказать) представляло собой монархию в зачаточном виде, но во время военных действий они возвращались к военной демократии и созывали совет.

На совете было решено использовать тактику «выжженной земли», по которой скифы убегали от персов, сжигая и уничтожая все на своем пути, что привело бы к значительному ослаблению войска.

Кроме этого отдельные скифские отряды неожиданно должны были время от времени атаковать персов, что ослабевало персидскую армию еще сильнее. А когда уже персы будут не способны использовать все свои преимущества и будут измотаны войной, уже тогда скифы хотели дать им бой.

Таким образом, Дарий преследовал один из скифских отрядов, от которого персы постоянно отставали ровно на день. Скифы и соседние племена тем временем уходили, сжигая все на своем пути: колодцы и продовольствие.

Они вели долго персов по своей территории, пока не завели в совсем пустынные места, и в один день скифы просто исчезли. Скифы ушли на запад, вовлекая персов на земли тех, которые отказали скифам в помощи: меланхелы, андрофаги, нёвры, последние стали агафирсы, они пригрозили скифам, но те все равно заманили персов на их земли.

Таким образом, руками своих врагов скифы очистили границы своих территорий и наказали племена, отказавшие им в помощи.

Персидское войско было истощено и наконец-то Дарий отправляет послов к скифам.

— Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой. А если вы слабее — пришлите нашему владыке «землю и воду» и покоритесь.

— Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, — насмешливо улыбнулся Иданфирс.

Когда скифы наконец-то решают дать сражение персам, это было рано утром, их войско встало в строй, но Дарий неожиданно услышал шум и когда он поинтересовался, что это за шум у врагов, ответ был неожиданным, меж скифского войска пробежался заяц, и они погнались за ним…

Дарий сказал своим приближенным, с которыми  обычно беседовал: «Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно рассудил о скифских дарах. Я сам вижу, в каком  положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно  возвратиться домой».

Вывод. Дарий бросает свой лагерь вместе с ранеными и больными, оставляя там ослов и мул, звуки которых отпугивают скифских лошадей. Персы отступили по той же дороге, по которой пришли, скифы же думали, что они не пойдут по выжженной земле и искали их в других местах.

 Во благо для персов, ионийцы не уничтожили тот мост, хотя прошло больше 60 суток и они показали свою преданность, ибо скифы просили уничтожить этот мост. В дальнейшем скифы начали называть ионийцами презреннейшими из трусов.

Дарий благополучно переправился через Дунай во Фракию. Не смотря, на поражение Дарий все-таки включил скифов в список подвластных ему народов под названием «причерноморские саки».

Источник: https://anaurt.com/ru/o-skifah-i-pohod-dariya-i-na-zemli-prichernomorya

Дославянская Русь или как персы со скифами воевали

Дославянская Русь или как персы со скифами воевали.urazof1 сентября, 2013Поход против причерноморских скифов

Продвижение к Дунаю

Предполагаемый маршрут похода Дария I против причерноморских скифовДарий восстановив спокойствие и порядок в своём государстве, ощутил необходимость в большой и, конечно, победоносной войне, которая должна была сблизить разнородные племена его царства и вместе с тем послужить испытанием твёрдости этого союза.

На одной из надписей ему прямо влагаются в уста слова: «Копьё персидского воина должно под моей властью проникнуть далее пределов царства». Диодор Сицилийский так характеризует политическую программу этого царя:«После того как Дарий овладел практически всей Азией, он желал покорить Европу.

Его безграничное желание основывалось на уверенности в силах персов; он желал в своих замыслах захватить весь обитаемый мир, думая, что будет позором, если цари, его предшественники, победили наиболее сильные нации, а он, располагающий могущественными армиями, каких никто до него не имел, не совершит поступок, достойный упоминания».[19]Около 512 года до н. э.

[20] Дарий решил совершить поход против причерноморских скифов. Ещё до этого сатрап Каппадокии Ариарамн с небольшим флотом в 30 кораблей пересёк Чёрное море и захватил пленников, чтобы получить у них необходимые сведения для предстоящего похода.[21] Дарий собрал большой флот из кораблей греческих городов Малой Азии и огромную армию и направился к берегам Чёрного моря.

Искусный греческий инженер Мандрокл соорудил мост из судов в самом узком месте пролива Босфор. Огромная персидская армия переправилась по нему на европейское побережье. Ионянам Дарий повелел плыть в Чёрное море до устья реки Дунай (древнегреческое название Истр), а затем по прибытии к Дунаю построить мост через реку и ожидать его там.

Сам же Дарий со своим войском двинулся вдоль западного побережья моря. Местные фракийские народы, обитавшие там, подчинились персам, не оказав никакого сопротивления. Только воины племени гетов попытались сопротивляться, но были разбиты и вынуждены присоединиться к войску Дария[22].

Вступление в Скифию

Через Дунай был сооружён понтонный мост из судов и, перейдя его, многочисленная[23] армия Дария начала продвигаться на север. Для охраны моста был оставлен греческий контингент из ионийцев с приказом ждать 60 дней, после чего разрушить мост. Видно, Дарий задумал обогнуть Чёрное море и вернуться в Персию через Кавказ, но на всякий случай решил сохранить переправу, если придётся отступить.

Скифы не отважились вступить в решающую битву с огромным войском противника и прибегли к своей излюбленной тактике «выжженной земли». Они стали отступать, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их.

Скифы, понимая, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою, отправили послов к соседним племенам с призывом о помощи. На прошедшем межплеменном совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, нёвров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов. Цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам.

Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров отказались.[24]

Преследование скифов

Между тем персы напали на одну из частей скифского войска и преследовали её в восточном направлении к реке Танаис (Дон).

Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю савроматов не прибыли в область будинов.

Пока путь персов шёл через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окружённый деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню.[25]

После этого персы продолжали следовать всё дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни жили фиссагеты. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре.

Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии — около 60 стадий друг от друга. Пока Дарий занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершённые постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад.

Отступая далее, скифы решили заманить персов в земли тех племён, которые отказались от союза со скифами, и так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, решили отступать во владения тех племён, которые отказали им в помощи, чтобы вовлечь и их в войну с персами. Прежде всего — в страну меланхленов.

Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов и они в страхе бежали на север. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю нёвров. После этого, наведя страх и на нёвров, скифы отступили к агафирсам.

Агафирсы услышав, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те всё же посмеют вторгнуться в их страну, то им придётся сначала выдержать смертельный бой с ними — агафирсами.

После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны нёвров в свою землю.[26]

Отступление армии Дария

Долгое преследование скифов вглубь их территории истощило армию Дария. Тогда персидский царь послал к скифам послов, которые обратились к скифскому вождю — могучему старцу Иданфирсу:— Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой.

А если вы слабее — пришлите нашему владыке «землю и воду» и покоритесь.— Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, — насмешливо улыбнулся Иданфирс.Не имея достаточных запасов продовольствия и возможности вступить в открытый бой со скифами, Дарий решил отступить.

Постыдно бросив больных и раненых воинов и часть обоза, и оставив свой стан с зажжёнными кострами, чтобы скрыть от скифов внезапное отступление, персы ночью скрытно двинулись в обратный путь.[27] Отступление проходило по той же дороге, что и вторжение и это отчасти спасло оставшуюся часть войска.

Когда скифы поняли, что их провели и бросились преследовать Дария, то они и подумать не могли, что персы пойдут по уже выжженной земле и начали их искать в других местах.

Между тем скифы послали своих представителей к мосту на Дунае с заданием уговорить ионян и других греков, оставленных там для охраны, изменить Дарию и разрушить мост.

Многие греческие военачальники уже были готовы последовать совету скифов, но тиран Милета Гистией напомнил им, что они правят своими городами только благодаря поддержке Дария и что без него они вряд ли сохранят свою власть. Это возымело действие и мост был сохранён. Через некоторое время утомлённое и значительно поредевшее персидское войско благополучно переправились через Дунай во Фракию.

Википедия

Источник: https://urazof.livejournal.com/185176.html

Поход персидского царя Дария I в Скифию (512 г. до н.э.)

Дарий I (550 — 486 гг. до н. э.) занял персидский престол в 28 лет (годы правления 522 — 486 гг. до н. э.).

  В первый год царствования молодой царь Персии занимался подавлением крупных восстаний в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии, стремящихся добиться независимости.

 Затем за 9 лет завоевал    северо-западную часть Индии  и северо-западную часть Пенджаба. Продолжая политику захвата богатых земель, которые затем исправно бы платили ему налоги, в 512 году  Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. 

К моменту нападения персов  скифы находились на стадии рабовладельческого строя. Власть скифских вождей уже передавалась по наследству, т.е.  превратилась в царскую. Из органов военной демократии сохранился совет племенных вождей, который решал вопросы общескифской войны.

К этому времени скифы уже утратили стратегический наступательный порыв и только вспоминали о своих успешных завоевательных войнах. В VII веке они завоевали Малую Азию и Северо-восточную Африку, но господствовали как варвары, т.е.

Читайте также:  Ништадский мир - история России

они не смогли наладить цивилизованное управление завоеванными территориями. По сообщению Геродота 28 лет они властвовали в Египте, действуя по принципу – все, что нельзя увезти на коне, надо сжечь.

Доведенное до отчаяния население, покоренных скифами территорий, повсеместно поднялось на борьбу с варварами-захватчиками. Скифов изгнали с североафриканских и малоазийских территорий.

 В VI — V веках до н. э. скифы уже не совершали походов с целью завования чужих территорий, а успешно защищали свои земли. Возникло мощное скифское государство, занимающее территории современных Венгрии, Румынии,  Болгарии, Украины и Казахстана.       

К походу в Скифию персы готовились по отработанной и проверенной  схеме. Дарий  в 511 г. до н.э.

разослал во все подвластные ему области гонцов с повелением одним прислать пехоту, другим флот, третьим приступить к постройке моста через Боспорский пролив, по которому собранные Дарием войска должны были перейти из Малой Азии в Европу и через Фракию двинуться на скифов.

Такого рода приказания получили и греческие города западного побережья Малой Азии, незадолго перед тем вынужденные признать свою зависимость от персидского царя. Им было предписано доставить Дарию корабли и принять непосредственное участие в походе. Была отправлена группа кораблей  для  проведения разведки Скифии — устья Дуная и северного черноморского побережья.

Благодаря  «отцу истории» греку Геродоту (около 484 г. – около 425 г. до н.э.) мы имеем возможность прочитать в его IV книге знаменитой «Истории» воспоминания о посещении Северного Причерноморья.  В период между 455 и 445 годами до н.э. Геродот  совершил морское путешествие и ознакомился с жизнью колоний греков на северном побережье Черного моря.

Из бесед с местными эллинами, знающими скифов, Геродот описал их. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы.

На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу.

 Скифы были активными участниками внутренней и внешней торговли. Они поставляли на рынок коней, скот, овец, рабов, зерно, изделия из кожи, сушеное мясо и др.

 У скифов все мужчины были воинами. По словам Геродота, скиф получал долю добычи в бою по количеству убитых врагов, в доказательство чего он приносил своему царю их головы. Скифский воин – это конный лучник, вооруженный  к тому же длинным копьем, коротким мечом и арканом.  Из защитного вооружения у каждого скифа были щит, чешуйчатый панцирь и шлем.

Чаще всего скифы старались одержать победу с помощью военной хитрости и им это часто удавалось.  Слабым местом скифов была межплеменная рознь.

Персидская держава уже имела печальный опыт войны  со скифами в Средней Азии. 17 лет тому назад, персидский царь Кир двинул свои войска на массагетов с целью покорения богатых скифских племен в междуречье Амударьи и Сырдарьи.        

Боевыми действиями скифов руководила царица Томирис.  Она  приказала своему войску организовать ложное отступление, завлечь персов  вглубь своей территории, а там истребить их поголовно. Персы  форсировали реку реку Окс и отбросили от реки один из передовых скифских отрядов, который мешал переправе.

Ободренные удачей, персы повели активное преследование  отступающих скифов и были завлечены в ущелье, заранее выбранное в качестве ловушки. Скифы закрыли  вход и выход из ущелья. Остальное доделало азиатское солнце и отсутствие воды. В этом ущелье было истреблено все персидское войско и убит царь Кир.

 Ни один перс не вернулся из этого похода.

В 512 год до н.э. персидские войска и греческий флот были собраны на малоазийском берегу Боспорского пролива в готовности к началу похода.  Мост через морской пролив был уже готов. Строился он под руководством грека с острова Самоса — Мандрокла.

  Пехота и конница Дария по мосту перешли на европейский берег пролива. Все находившиеся здесь греческие города изъявили царю Дарию I покорность.  Царь приказал им двинуться на кораблях вдоль западного берега Черного моря к устью Дуная.

Затем греки должны были подняться по реке до указанного царем места и построить мост для перехода войск Дария на левый берег Дуная, принадлежащий скифам. Войска Дария подошли по правому берегу Дуная к намеченному месту переправы,  где греки уже построили мост.

Армия Дария перешла границу Скифии без всяких затруднений и сосредоточила свои войска на  левом берегу Дуная.

Скифы вели наблюдение за армией Дария еще с момента появления отряда греческих кораблей и были прекрасно осведомлены о его планах. На совете вождей скифских племен произошел раскол.  Сработала в очередной раз межплеменная рознь. Вожди племен, которые определили, что персы не дойдут до их территорий, отказались участвовать в боевых действиях и покинули совет.  

Оставшиеся скифские вожди, на малом совете приняли следующий план  ведения войны с персами.

 1. Не давать персидским войскам открытого большого сражения.

 2. Заманить войска Дария на территорию племен, вожди которых отказались сражаться.

3. Вести персов за собой должен отряд под командованием Идантирса и Таксакиса, поддерживая расстояние между собой и противником в один день пути. По дороге  засыпать все колодцы и источники, поджигать степь, истреблять растительность.

 4. Отряду  под руководством Скопасиса находиться на удалении одного дня пути  от врага  и напасть на него, как только истомленные лишениями персы повернут назад.

5. Отрядам оставить при себе столько скота, сколько им требуется для прокормления.

6. Женщин, детей, весь оставшийся скот отправить в безопасное место.

Войска Дария начали поход в восточном направлении от Дуная. Они шли по выжженной скифами степи и засыпанными колодцами. На третий день пути на горизонте показались и быстро приблизились к персам скифские всадники. Дарий приказал своей коннице немедленно атаковать скифов.

При виде неприятеля скифы повернули назад, конница персов устремилась за ними, но так и не догнала их, но понесла потери от метких скифских стрел. В то далекое время наступающие войска обычно снабжались за счет населения тех районов, через которые они проходили.

По пути следования персов не было населения. Они шли по выжженной и пустой земле. Армия Дария начала все острее ощущать недостаток в продовольствии, воде и выпасах для лошадей, мулов и ослов. Утомление от продолжительного похода давало себя чувствовать, а враг был неуловим.

В персидском войске стали раздаваться требования о возвращении в Персию.

«Чтобы подольше удержать персов в Скифии и заставить их все это время терпеть нужду во всем, — писал Геродот, — скифы несколько раз подбрасывали часть своего скота вместе с пастухами, а сами медленно переходили на другой пункт, тогда персы делали набег, уводили скот с собой и ликовали по случаю каждой такой добычи».

Преследование скифов ухудшало стратегическое положение персидского войска, которое все дальше уходило вглубь территории противника.  Это внушало персам  ложные надежды на победу, но все больше изматывало их силы и уменьшало боевые возможности пехоты и кавалерии.  

Отряд под командованием Идантирса и Таксакиса  настойчиво вел за собой персидскую армию через территории племен, которые отказались воевать с персами. Племенные вожди меняли свои решения и вливались со своими войсками в отряд Скопасиса. Между тем время шло и не предвиделось конца странствованиям войск Дария.

Тогда Дарий послал к Идантирсу всадника с поручением произнести перед ним речь следующего содержания: «Зачем ты, чудак, все время убегаешь? Тебе следует выбрать одно из двух: или остановись, не блуждай больше и сражайся; или же, если ты чувствуешь себя слабее меня, то так же приостанови свое бегство и вступай со мной в переговоры, как со своим повелителем».

В ответ на эту речь Идантирс отвечал: «Никогда прежде я не убегал из страха ни от кого, не убегаю и сейчас от тебя; я не сделал ничего нового по сравнению с тем, что делаю обыкновенно в мирное время; у нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены; нечего поэтому мне торопиться вступать с тобой в сражение».

Персы форсировали Днестр, Днепр и Дон. Скифы завели их в безводную пустыню и ушли. 

Отряд Идантирса и Таксакиса выполнил свою задачу. Он провел персидское войско через территории всех  «непослушных» скифских племен. Скифский отряд  ушел на север.

Дарий приказал строить крепости и разослал разведывательные отряды во все стороны. Через несколько дней вернулись разведчики и доложили, что свежие скифские войска находятся в одном дне пути от персов, но сзади, т.е. на западе.

Это был многотысячный отряд Скопасиса, усиленный войсками «одумавшихся» племенных вождей. Скопасис передал Дарию «подарок»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персидский маг так разъяснил Дарию смысл этого «подарка»: «Я вижу, — оказал он, — что скифы над нами издеваются…

Смысл даров таков: если вы, персы, не улетите, как небесные птицы, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».

По приказу Дария персы бросили недостроенные крепости, и начали преследование скифов, уходящих на запад. Скифы вели их за собой южнее предыдущего маршрута, там было меньше природных пресноводных источников.

Войско под командованием Скопасиса приступило ко второму этапу плана войны, утвержденному советом вождей – полному уничтожения захватчиков.  Положение войск Дария и до этого плохое, резко ухудшилось. По команде военноначальника Скопасиса скифы навязали персам «малую войну».

Нападали на каждый из отрядов персов, которые  отправлялись добывать продовольствие и воду. Постоянно  навязывали бои персидской коннице и  обращали ее в бегство, преследуя до самого лагеря, где ее спасала от разгрома персидская пехота.

Затем с целью унижения противника скифы на виду у персов спокойно разворачивались и медленно уходили в степи. Регулярными стали ночные нападения скифов на персидский лагерь. Персы ежедневно несли потери в личном составе убитыми и постоянно возрастало количество раненых, обозы с которыми замедляли продвижение.

Из-за недостатка продовольствия, воды, увеличения количества раненых  уменьшилась  протяженность ежедневных маршей персов.

Наконец наступил столь долго ожидаемый Дарием момент. В непосредственной близости от его лагеря пешие и конные скифы стали выстраиваться в боевой порядок. Казалось, настал час решающего сражения. В это время через ряды скифов пронесся заяц.

Тотчас у скифов вспыхнул охотничий азарт, они  нарушили строй и помчались за зайцем. Персидские военноначальники опешили от такого отношения скифов к противнику.

Это говорило об уверенности скифов в том, что персы никуда не денутся от них, а как и войска Кира будут уничтожены скифами.

Дарий прекрасно это понимал. До Дуная оставалось несколько дневных переходов, но приближался момент полного уничтожения. Он решил спастись за счет предательства части своих воинов.

По персидскому лагерю  был отдан приказ о ночном наступлении отборных войск с целью разгрома скифских отрядов. В лагере остались больные, раненые, часть обоза,  все ослы и мулы.

 Своим криком они должны были вызвать у неприятеля впечатление, что никаких перемен в персидском лагере не произошло. Всю ночь в стане горели костры,  чтобы скрыть от скифов внезапный уход боевых частей Дария.

Читайте также:  Перестройка в ссср (1985 - 1991) - история России

Отступление проходило по той же дороге, что и вторжение и это отчасти спасло ушедшую  часть войска. Когда скифы поняли, что их провели и бросились преследовать Дария, то они и подумать не могли, что персы пойдут по уже выжженной земле и искали их в других местах.

Предусмотрительный Скопасис послал отряд к мосту на Дунае с заданием заставить греков, оставленных там для охраны, чтобы они разрушили мост. Скифы обходным маневром первыми вышли на берег многоводной и широкой реки.

Отряды греческих наемников навели через Дунай понтонную переправу, по которой персы вторглись в Скифию и ожидали возвращения армии Дария I. Появление скифов было для них большой неожиданностью. Вступив с ними в переговоры, скифы сообщили о бегстве Дария и потребовали, чтобы греки разрушили мост.

Грекам же они посоветовали поскорее возвращаться на родину и там наслаждаться свободой.

«За эту свободу, — сказали они,- вы должны быть благодарны нам, потому что мы нанесли вашему прежнему владыке такой удар, что он уже ни на кого не пойдет войной». Греческим понтонерам был предложен выбор – или они разбирают переправу и уходят живыми или их скальпы будут на уздечках скифских коней.

Многие греческие военачальники уже были готовы последовать совету скифов, но тиран Милета Гистией напомнил им, что они правят своими городами только благодаря поддержке Дария и, что без него они вряд ли сохранят свою власть. По требованию скифов греки разобрали часть моста у скифского берега, но не ушли.

 Доверчивые скифы, привыкшие всегда держать данное слово, поверили грекам и не проконтролировали полную разборку переправы. Они ускакали в степь, торопясь принять участие в боях с персами.

На правом берегу Дуная греки ждали возвращения Дария I. Персидский царь им выбора не предоставил. Они должны были ждать его возвращения или лишиться голов.

Когда остатки персидской армии появились на берегу Дуная, то греки быстро навели переправу и  разгромленная армия во главе с царем ушла с территории Скифии на правый берег Дуная во Фракию.

  Мост быстро разобрали, чтобы обманутые скифы не перешли по нему через Дунай и не добили остатки персидской армии  и греческих понтонеров-обманщиков.

  После изнурительного похода, понеся большие потери, персидское войско возвратилось в пределы своей страны. Проиграв войну, царь Дарий I приказал включить причерноморских скифов в список подвластных ему народов, под названием «заморские саки». Основанием для этого послужило то, что он «прошел» всю территорию Скифии с запада на восток и обратно.

Скифы не простили персидскому царю его нападение на свою страну и нанесли ответный молниеносный удар. Они тщательно подготовили и хорошо организовали  скифский «блиц-криг».

Проведенный опустошительный кавалерийский набег на персидские владения на побережье Геллеспонта (совр. — пролив Дарданеллы) завершился полной победой и большими трофеями.

Организованно скифы вернулись в степи Северного Причерноморья.

Уничтожение на захваченной территории персидских войск и администрации вызвали большое количество  антиперсидских восстаний в греческих малоазийских городах, увенчавшихся временной победой.

Поход Дария I против скифов был второй  крупной военной неудачей персов.

Слава о непобедимости персидской военной мощи была подорвана. У многих покоренных народов  появилась надежда сбросить ненавистное персидское ярмо. Именно, с этого поражения начался  закат великой персидской державы. Спустя два века ее разгромил и покорил Александр Македонский.

1.      Ослабление противника запланированным статегическим отступлением.

2.      Использование  тактики «выжженной земли» без потерь со своей стороны.

3.      Эффективное использование всех способов «малой войны» с минимальными потерями.

4.          «Регулирование» маршрутом наступления и отступления противника с целью укрепления единства и увеличения сил сопротивления.

Слабой стороной скифов в этой войне явилось отсутствие постоянной разведки за боевыми действиями персов. 

Источник: http://voskoboinikov.blogspot.com/2012/03/i.html

Сергей Алексеев, Александр Инков — Скифы: исчезнувшие владыки степей

Один из величайших поэтов Эллады Пиндар

Если для греков скиф постепенно становится эталоном «варвара», «чужого», недостойного подражания, то сами скифы относились к эллинам совсем иначе. Они проявляли всё больший интерес к культуре и общественному строю греков. Трагедия Анахарсиса стала лишь первым шагом в этом освоении чуждого, за которым в. итоге оказалось будущее Скифии.

Сыном и наследником Сальвия был Иданфирс. В историю он вошёл как предводитель скифов в борьбе с персидским нашествием. Эта схватка причерноморских кочевников с сильнейшим и крупнейшим государством тогдашнего мира известна нам благодаря подробному рассказу Геродота.

Современные исследователи не раз подвергали сомнению отдельные сообщаемые древним историком обстоятельства. Действительно, эпические предания скифов, на которые опирался Геродот, могут быть в чём-то неточны.

Однако альтернативы его повествованию почти нет, и действительно невероятного в нём крайне мало.

После изгнания скифов с Ближнего Востока между переднеазиатскими государствами продолжилась ожесточенная борьба за гегемонию в регионе. В середине VI в. до н. э.

победу в этой борьбе одержали персы — полукочевые племена Иранского нагорья, входившие прежде в состав Мидийского царства, а затем при персидском царе Кире II подчинившие мидян своей власти. В 550 г. до н. э. Кир сверг последнего мидийского царя Астиага, сына победителя скифов Киаксара и, кстати, своего родного деда.

Захватив мидийский трон, царь персов объединил два государства в одно. В течение последующих двух десятилетий своего правления Кир завоевал большинство государств и народов Передней Азии и Ближнего Востока.

Действуя отчасти силой, отчасти же используя разногласия между соседними государствами, он создал на их основе по сути дела первую в истории мировую империю. Персидская держава простиралась от Малой Азии на западе до Средней Азии на востоке и от Финикии на юге до Кавказа на севере.

Главной своей задачей Кир и его преемники ставили дальнейшее расширение Персидского царства. Вместе с тем приобретенные завоевания требовали соответствующей защиты.

Несмотря на то что со времени ухода скифов из Передней Азии минуло уже больше полстолетия, среди азиатских народов были еще свежи воспоминания об ужасах скифского нашествия. Оно принесло с собой неисчислимые бедствия для земледельческого населения Ближнего Востока.

Стремясь не допустить дестабилизации политической обстановки в своих землях, персидские цари были заинтересованы в том, чтобы подобные нашествия кочевников больше никогда не повторились.

Наибольшую угрозу для Персидской империи в первые десятилетия после ее образования представляли массагеты. Кир II подчинил ряд среднеазиатских областей, занятых преимущественно земледельческим населением.

Но после выхода на востоке персидской границы на реку Сырдарью расположенные здесь провинции Персидского царства стали подвергаться непрерывным набегам. Массагеты стремились к захвату изделий из ремесла и предметов роскоши, которые была не способна произвести их собственная экономика, основанная на скотоводстве. В 530 г.

до н. э. с целью прекратить эти набеги кочевников персидский царь Кир II вынужден был предпринять против массагетов военный поход. Однако массагеты в союзе с северными сородичами дахами не только наголову разгромили персидское войско, но и убили самого Кира. Лишь в 519 г. до н. э.

новому персидскому царю Дарию I удалось нанести массагетам поражение и подчинить земли некоторых массагетских племен. Подчинились Дарию и саки хаумаварга.

Борьба с кочевнической угрозой на Востоке потребовала от персидских царей задуматься об укреплении своих границ от набегов кочевников и на Западе. Основным источником угрозы для себя персы считали здесь скифов.

С наибольшей силой это проявилось в первые годы правления все того же персидского царя Дария I. По словам древнегреческого историка Геродота, среди всех окружавших Персию народов этот царь наиболее опасными для своего государства считал прежде всего скифов. Геродот рассказывает следующий анекдот.

Будто бы старшая жена Дария Атосса, дочь Кира Великого, после того как Дарий стал царем, принялась укорять мужа, что, процарствовав некоторое время, он еще не завоевал персам ни одного народа.

Дарий ответил супруге, что он уже и сам думает о завоеваниях и вскоре собирается перекинуть мост из Азии в Европу и идти походом на скифов. Однако Атосса стала отговаривать Дария от похода на скифов, предложив прежде всего завоевать Грецию, заявив, что она хочет иметь у себя греческих служанок.

Скорее всего, эта рассказанная Геродотом история является вымышленной. Но она показывает, что из всех войн, которые Дарий собирался вести, войну со скифами персидский царь считал для себя наиболее важной.

Говоря о причинах войны Дария со скифами, Геродот сообщает, что персидский царь собирался «отомстить скифам за то, что они, первые вторгшись в Мидию, одержали победу над теми, кто оказал им сопротивление, и положили начало несправедливости». Правда, после возвращения из Азии в Северное Причерноморье скифы жили в своих владениях вполне «мирно».

Однако при дворе персидского царя опасались возможности повторения скифских походов в Переднюю Азию. Эта угроза тем более беспокоила персидские власти, что Азия была сердцем империи Ахеменидов и «изобиловала богатствами», и отсюда «в царскую казну собирались большие богатства».

Разгром Скифии, таким образом, позволял не только надолго гарантировать безопасность персидских переднеазиатских владений от повторения скифских набегов. В перспективе он позволял стабилизировать северную границу Персидской империи на всем ее протяжении от Фракии до Афганистана на востоке. Кроме того, война со скифами имела для Дария, очевидно, и личные причины.

Хотя и находясь в родстве с основателем Персидского государства Киром II, Дарий не был его прямым потомком. На престол он вступил в результате внутренних усобиц, вспыхнувших в Персии после гибели сына Кира Камбиза. Хотя Дарий вышел из них победителем, он нуждался в дополнительном укреплении своей власти.

В этих условиях победа над скифами, оставившими страшное воспоминание о себе среди народов Азии как о непобедимых завоевателях, как нельзя лучше помогла бы Дарию. Это было верное средство упрочить свое положение в глазах подданных.

Царь Дарий I принимает знатного мидийца. Деталь рельефа из сокровищницы Дария в Персеполе

Походу Дария против скифов непосредственно предшествовали две акции персидского царя, которые, однако, невозможно хронологически привязать ни к одной из известных дат начального правления Дария.

Согласно Помпею Трогу, прежде чем выступить против скифов, Дарий послал к Иданфирсу посольство с предложением сочетаться браком с его дочерью. В древности династическими браками нередко старались достичь конкретных политических и династических целей.

Так что можно предполагать, что Дарий рассчитывал подобным браком обеспечить себе поддержку скифов или добиться их нейтралитета в борьбе с остальными кочевниками. Однако скифский царь не только отклонил это лестное предложение, но и «оставил персидское посольство ни с чем».

Оскорбившись от такого пренебрежения к своей особе, Дарий немедленно выступил с войском в поход на Скифию.

По-видимому, несколько позже, чем неудавшееся сватовство Дария к дочери скифского царя, но в рамках подготовки к предстоящему походу против кочевников, персидским царем была предпринята другая акция.

Он направил к скифским берегам военную флотилию из 30 пятидесятивесельных кораблей под командованием каппадокийского сатрапа Ариарамна. Ариарамн имел приказ захватить в плен «мужчин и женщин» скифов.

Высадившись во владениях скифов, персидский отряд захватил много пленных, среди которых оказался брат скифского царя Марсагет. Последний по приказанию своего брата Иданфирса был заключен в оковы «за какой-то проступок». Погрузив трофеи на корабли, Ариарамн благополучно вернулся в Персию.

Узнав о набеге персов на свои владения, скифский царь в гневе написал Дарию дерзкое письмо, в котором потребовал вернуть пленных назад. В ответ Дарий отправил скифам такое же гневное письмо и начал собирать войско, готовясь к вторжению в Скифию.

Источник: https://profilib.net/chtenie/83799/sergey-alekseev-skify-ischeznuvshie-vladyki-stepey-22.php

Ссылка на основную публикацию