Политический строй древнерусского государства — история России

Политический строй Древней Руси

Политический строй древнерусского государства - история России

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных.

Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации.

Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть.

Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в.

важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.

Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и Владимира Мономаха (1113-1125).

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/politicheskim-stroy-drevney-rusi/

История России

Морской поход Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.

Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» (бояре, княжеские мужи) и «младшую» (гриди, отроки, детские). Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством.

Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья (например, в Древлянской земле князь Мал).

Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.

Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой (например, мехами). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство — дым, рало, плуг.

Трудовое население выполняло и ряд других повинностей— военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань.

Вначале дань собиралась во время полюдья — периодических объездов подвластных земель князем с дружиной, но затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах. В середине X в.

при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани.

Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепепно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский».

Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI — начало XII в.). В её составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по-видимому, в начале XI в., но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней говорится ещё о пережитках первобытно-общинных отношений, например о кровной мести.

Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства).

Вооружённые силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин,которые приводили подчинённые ему князья и бояре, и народного ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в походы, доходила иногда до 60—80 тыс. Важную роль в вооружённых силах продолжало играть пешее народное ополчение.

Использовались на Руси и отряды наёмников — кочевников степей (печенегов), а также половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе вооружённых сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых по бортам досками.

Русские суда плавали по Чёрному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/vi-ix-veka/politicheskij-stroj-i-vojsko-drevnerusskogo-gosudarstva.html

Политический строй древнерусского государства (стр. 1 из 3)

Содержание.

Введение. 2

Политический строй древнерусского государства. 5

Заключение. 15

Список литературы.. 17

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые отношения и судить.

Общественная власть в Древнерусском государстве первоначально образовлась частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение всего первого периода.

Однако сознание общественной роли власти проявляется в самом начале истории. В древнейшем периоде истории России на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е.

суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти.

Государство первого периода по задачам управления совершенно отличается от государства последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное.

Что же касается самоуправления в Древнерусском государстве, то в науке до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.

Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X—XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «вет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя.

Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти.

Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.

Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.

Образование Древнерусского государства .

В IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече — собрание всех его свободных членов.

Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин.

Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градо-поселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города.

Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.

Существовали и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточных славян.

Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой Русской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия.

Многие кочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи.

Читайте также:  Внутренняя политика екатерины ii (1762-1796) - история России

Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала по­истине «формой выживания» в постоянной борьбе со Степью.

В 882 г. согласно летописи, новгородский князь Олег, предварительно заняв Смоленск и Любеч, овладел Киевом и провозгласил его столицей своего государства. «Се буди мати градом русьским, — вложил летописец слова в уста Олега. Сам же Олег стал титуловаться великим князем.[1] Таким образом, 882 г.

, когда под властью одного князя объединилась Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Объединение двух важнейших центров по великому водному пути «из варяг в греки» дало Олегу возможность приступить к подчинению своей влас­ти прочих восточнославянских земель.

Так начался длительный процесс консолидации отдельных племенных княжений восточных славян в единое государство.

Высшая политическая власть в Киевской Руси была представлена великим князем. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный судья.

Со времен первых русских князей, известных по летописям, Рюрика и Олега, княжеская власть становилась индивидуально наследственной, и это придавало ей легитимность в глазах современников. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду.

Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государ­ственная. К исходу X столетия Киевское государство приобретало черты раннефеодальной монархии. Огромное значение имело при­нятие Русью христианства. Церковь укрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную.

В 996 г. собор русских епископов торжественно заявил князю Владимиру Святославичу: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».

Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П.

Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной монархии.

Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я. Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.

Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления.

Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи.

В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть.

Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем.

Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др.

Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры.

На них обсуждались государственные дела, разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности.

В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань.

Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования дани в качестве средства давления на непокорных подданных.

Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.

Источник: http://MirZnanii.com/a/347400/politicheskiy-stroy-drevnerusskogo-gosudarstva

Политический строй Древней Руси

Политический строй древнерусского государства - история России

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi

Политический строй древнерусского государства

История государства и права России (Кушнир И.В.) » Политический строй древнерусского государства

Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия. С формальной точки зрения она была не ограниченной.

Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная монархия» отождествляется с западной абсолютной монархией XV–XIX вв.

Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего Средневековья стали использовать особое понятие – «раннефеодальная монархия»

Великий киевский князь организовывал дружину и военное ополчение, командовал ими, заботился об охране границ государства, возглавлял военные походы в целях покорения новых племен, установления и взимания с них дани, вершил суд, руководил дипломатией, осуществлял законодательство, управлял своим хозяйством. Помогали киевским князьям в управлении посадники, волостели, тиуны и прочие представители администрации. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати (боярский совет).

Читайте также:  Индустриализация: суть и история проведения - история России

«В послушании» у киевского великого князя находились местные князья. Они выставляли ему войско, передавали ему часть собираемой с подвластной территории дани.

Земли и княжества, где правили зависимые от киевских князей местные княжеские династии, постепенно передавались сыновьям великого князя, что укрепляло централизованное Древнерусское государство вплоть до его наибольшего расцвета в середине XI в. во время правления кн. Ярослава Мудрого.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси обычно используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным.

С развитием феодализма десятичную систему управления (тысяцкие – сотские – десятские) сменила дворцово-вотчинная (воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и прочие княжеские должностные лица).

Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причинами создания такой формы государственно-властного органа, как феодальные (княжеские с участием некоторых бояр и православных священников) съезды (снемы). Снемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о законодательстве.

Вечевые собрания проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: напр., война, городское восстание, государственный переворот. Вече – народное собрание – возникло еще в догосударственный период развития восточнославянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение, кроме Новгорода и Пскова.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=38205

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.

Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в.

можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом.

При этом утверждают, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.

Думается, что более убедительной выглядит точка зрения С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии.

Вассал зависит от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего состоять в его войске, а также платить ему дань.

В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен.

Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.

Государственный механизм. Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др.

Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах.

Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.

Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры — военного, торгового и иного характера.

Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др.

Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей.

В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно. [8, с. 28]

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления.

Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства.

Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства.

Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения.

Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время.

Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.

Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.

Князья нередко прибегали к услугам наемников — сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия.

Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей.

Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав. [2, с. 82]

Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.

Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.

Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных.

Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е.

Читайте также:  Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. - история России

специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах.

Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей.

Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в.

в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством.

Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном.

Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.

В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты этой религии.

Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники.

Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима.

Есть версия и о том, что введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае современные исследователи видят в древнерусском православии не только южное, но и западноевропейское влияние.

Не случайно поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, в Новгороде.

Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимых причин от нее отступаться.

Особенно это имело место в северных районах Руси.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом. [5, с. 61]

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/6239

Книга Шпаргалка по истории государства и права России. Содержание — 5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

3

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yurisprudentsiya/book/shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rossii/content/2561952-5-gosudarstvennyiy-stroy-drevnerusskogo-gosudarstva-territorialnoe-ustroystvo-kievskoy-rusi-pravovoe-polojenie-naseleniya-rusi/

Ссылка на основную публикацию