Патриотизм — история России

Русский патриотизм — история феномена, его понятие и проблемы

Патриотизм сейчас одно из самых употребляемых в России слов и понятий, поэтому мы сочли важным – разобраться:

  • как в его значении (чтоб уместно использовать),
  • так и в его истории (откуда он взялся?)
  • и развитии (что подразумевал патриотизм в древности, и как изменилось его значение сейчас?)

Очевидно, что главным смыслом этого понятия – было и остается отношение в Родине, однако русский патриотизм в своем дискурсе имел несколько исторических «форм».
Очевидно и то, что патриотизм сегодня подразумевает не только чувство, теперь данным словом мы отображаем также категории, относящиеся к:

  • Набору (комплексу) представлений, культурных норм и понятий
  • Поведению

Поэтому важным будет рассмотреть, как зародился русский патриотизм, какие ранние формы его мы можем обнаружить в исторических источниках, и существует ли преемственность между ними и нашим нынешним пониманием патриотизма?

Патриотизм в России – тема в русских летописях

Конечно, любовь к родине – чувство постоянное, природное. Однако формы его проявления, разумеется, были разными. Обнаружить их можно сегодня только по летописным источникам. Однако  здесь есть сложность, так как летописная традиция на Руси закрепилась лишь с 12 века; выходит, что и рассматривать тему патриотизма научно можно только от этой временной точки.

Впрочем, здесь скрывается и еще одна трудность. Как правило, летописи не писались современниками, т.е. очевидцами тех реальных событий. Их «жанр» — скорее «мемуарный», передающий воспоминания, поэтому искать в них действительные чувства и представления участников того времени тоже ошибочно. Но, тем не менее, со скидкой на эти «погрешности» попробуем разобраться.

Одна из первых очевидных летописных реликвий по нашей теме – это «Повесть временных лет».

Хотя специалисты могут назвать до 15 литературных источников домонгольского периода  Древней Руси, где тема защиты Родины, объединения для неё становятся основными.

Продвижение темы защиты и любви к родине подкрепляется в тексте авторитетом Писания (вся древнерусские князья – братья, как минимум Рюриковичи, междоусобная война меж которыми – грех).

Однако, что в летописях понимается под Русской землей?

На тот момент — это очень небольшая география, в основном земли нынешней Украины (еще без Новгорода, Суздаля, Смоленска и т.д.

)
Из этих литературных памятников также становится понятно, что под родиной понимается еще что-то. Нечто более широкое, хотя и не до конца оформленное.

А именно – Русская земля в значении некоторой общности религиозной и этноконфессиональной (т.е., все земли православные).

Пометим – любовь и защита Русской земли, еще не являющейся государством («несоответствие» современному значению)

Еще один «атрибут» русского патриотизма Древней Руси – его безымянность. В летописях мы не найдем ни такого слова, ни какого-нибудь соответствующего ему аналога-понятия. Вывод.

При отсутствии «термина» исключается и рефлексия о нем, то есть особых и отдельных размышлений на тему русского патриотизма мы тоже не видим.

Заметим, правда, что пафос объединения для защиты – это, конечно, в первую очередь идеал самого автора летописи, цель, к которой он призывал князей и народ, в действительности же, междоусобица меж ними продолжалась и продолжалась.

Патриотизм и православие – что мешало?

Христианство, являющее основным определяющим поведение, образ жизни и мировоззрение русского человека на то момент, никак «не способствовало» оформлению и закреплению патриотического чувства.

Известная триада «За веру, царя и Отечество» при всей её последующей исторической логичности и очевидности не только не была озвучена в то время, но и никак не могла бы появиться.

Дело в том, что православная Русь, как правоприемница христианского Рима, продолжала его традиции отсутствия «национального самосознания».

Вера учила людей думать о неземном царстве Бога больше, чем о своем земном существовании; поэтому все вопросы, связанные с бренным, естественно, отходили в сторону в сознании большинства верующих. Это относилось и к патриотическому чувству, когда любовь к своей родине могла даже вступать в противоречие с церковным учением. Поскольку христианство изначально мыслилось как идея мирового царства для всех, без выборочной «этнологии».

Казалось бы, где выход?

Однако христианство, несмотря на свои «канонические» преграды для патриотических проявлений, все же помогло этому чувству утвердиться на Руси. И, опять-таки, с помощью своего учения. В средние века на Руси начинает проявляться «местный патриотизм» (локальный или географический).

А возникает он на догмате православия о любви к ближнему, где человек считается праведным, если «положит жизнь» свою за ближнего своего. Впервые такая мысль обнаруживается в летописи «Жития князя Михаила Тверского», когда герой идет на встречу с врагом, воодушевленный христианской нормой защиты ближнего.

Причем, как пишет автор, князь выдвигается на бой не ради одного конкретного человека, а ради всего народа своего города. Так православная жертвенность сочетается с идеей защиты отчизны.

Интересно, что в этой летописи впервые находится «синоним» нынешнего слову «патриот», а именно жертвенно погибшего за души многих горожан тверского князя Михаила летописец называет

Это слово было автором сконструировано, в жизни не употреблялось и не прижилось.

Пометим – в качестве отечества тогда понималась лишь местная локализация, центром притяжения которой был, разумеется, местный христианский храм.

Так,

  • В Твери – это Спас
  • Во Пскове – это Св.Троица
  • В Новгороде – Св.София.

Такой феномен местного религиозного патриотизма просуществовал на Руси в 14-15 вв.

Единое государство – перенастройка патриотических чувств

В середине 15 века при правлении Ивана III русский патриотизм начинает преодолевать «местные локальные» чувства и оформляться в общерусское явление. Связано это с образованием государства, правда, государства еще особого вида.

Первое государство, как понятие, обозначало лишь власть единого правителя и не имело отношения ни к территории, ни к населению, ни к границам этого государства. Подобное выделение его «юрисдикции» начинает происходить лишь при Иване Грозном.
Тогда же начинает формироваться и общество, представителей которого исторические писатели станут называть «доброхотящими русской земли», т.е.

людьми, хотящими добра своей земле, или патриотами в нашем понимании. Таким образом, движение понятия государства, а вместе с ним и любви к нему проходит

Пометим — уже в 16 веке Русская земля представляет собой государство, центром притяжения которого становится не просто географическая территория (земля), а государство на ней.

И патриотами будут считаться люди, желающие ему добра, даже если в тот момент на троне нет царя. То есть чувство патриотизма относится не к лично властителю, как раньше. Пример – Смута, когда народ борется за государство, а царя на троне нет.

Идея «общего блага» родины формирует государственный патриотизм в России.

Кого мы назовем первым патриотом страны?

Объединение понятий «государство» и «родина» идеей общего блага находит свое выражение уже в письмах царя Алексея Михайловича, а позже полностью «отшлифовывается» в речах Петра I.
В его же время и появляется сам термин – «патриот».

Интересно, что появление этого слова можно действительно и точно отследить. Оно возникает в петровском трактате-рассуждении «О причинах Свейской войны».

И озвучил его слуга Петров – Петр Шафиров, написав это сочинение в 1716 году в ответ на «европейские» обвинения самодержца в несправедливостях.

В данном тексте и после него «патриот» употребляется в значении «сын отечества», т.е. может относиться к любому человеку, проживающему на русской земле. Поэтому зачастую к данному слову требовалось уточняющее прилагательное – верный, честный и т.д.

, чтобы подчеркнуть уже необходимую смысловую нагрузку защитника.
Конечно же, в таком значении – человека сражающегося за свое государство, за род свой и за отечество – первым патриотом был сам император Петр.

Который, к слову, вместе с титулом императора получил и титул «Отца Отечества».

Таким образом, мы получаем «патриотическую схему» государства, где во главе стоит самодержец (Отец Отечества), а ниже его защитники (сыны Отечества), а также и соответствующие «нормативы» истинного и ложного патриотизма.

К 18 веку слово патриотизм начинает «обрастать» своим «словарем определений и дополнений». Так, появляются сочетания «патриотические чувства», патриотическое «усердие», «пример» и т.д. Начинает формироваться и «русская идея».

На смену конструктам — отечестволюбец, доброхот» и т.д. в язык входит слово патриот и остается в нем.

Понятие патриотизма сформировано, о нем появляются специальные рассуждения, рефлексия, а с конца 18 века термин демократизуется, входит в литературу и в жизнь простого русского человека.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/fenomeny-sovremennoy-kultury/russkiy-patriotizm-istoriya-fenomena-ego-ponyatie-i-problemyi

Патриотизм и его примеры в истории россии — pdf

Самоидентификация россиян МОСКВА, 2011 год Параметры исследования Самоидентификация россиян Патриотизм: гражданский? Этнический? Конфессиональный? Источник всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2011 гг. Личное

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина» Творческий проект Создание видеофильма «Герои среди нас» Разработали: Амелин А.П.

Подробнее

ГКУПК СОН ЦПД г. Перми ПРОЕКТ «Славься Отечество!» Календарь воинской славы России 2016 Составили воспитатели: Верещагина Н.А., Шарапова Т.П., Волкова Е.А.. АКТУАЛЬНОСТЬ Еще в XIX веке видный военный деятель

Подробнее

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Макарова» Согласовано ШМО учителей гуманитарного цикла Председатель ШМО И.В.Воробьева Протокол 1 от 15 августа

Подробнее

Даты и события, обязательные для запоминания 988 г. принятие христианства на Руси. 1812 г. война России против Наполеона (Отечественная война). 1825 г. восстание декабристов. 1861 г. отмена крепостного

Подробнее

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

Подробнее

ГКОУ ЛО «Киришская школа-интернат» Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса Киришской школы-интерната на 2016 2017 учебный год Составитель: учитель Давыдкина Л.В. 2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Подробнее

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 49» Конспект занятия по внеурочной деятельности Кружок «Я гражданин России» (духовно — нравственное направление)

Подробнее

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. Преподаватель: Чубарова Н. В. Патриотизм — это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности. Формирование

Подробнее

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛ I. История Руси — России(IХ ХVII века) Тема 1. Древняя Русь (IХ ХIII века) 1. На какой территории было создано Древнерусское государство? 2. Кем было создано Древнерусское

Подробнее

Дни воинской славы России 16 февраля 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ее реализации большое значение

Подробнее

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Подробнее

Рассказу о героической битве народов Руси и ее выдающихся представителей Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому против иноземных захватчиков 1612 года посвящена виртуальная выставка «Сыны Отечества». «Сыны

Подробнее

Название тем Всего часов самостоятельной работы. Структура курса. Особенности ГИА по истории России. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э Восточные славяне: расселение, соседи,

Читайте также:  Роль иностранных интервентов в гражданской войне - история России

Подробнее

Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса по истории «Личность и история России» составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России»

Подробнее

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ ПОЛОЖЕНИЕ о проведении серии интеллектуальных игр «Живая история» в рамках проекта «Доброму городу добрые дела» Директор МУК «ЦБС» С.И. Чехова 2012 года Общие положения Настоящее Положение определяет

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Подробнее

Ссылка на источник информации сайт Гарант: http://base.garant.ru/1518352/ Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) Статья

Подробнее

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

Подробнее

День воинской славы России 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (5 апреля 1242 г.) «На земле прекрасней я не знаю Русской заповедной стороны!

Подробнее

Название Урок истории в 6 классе по теме «Русь и Золотая орда» Аннотация Представлена разработка с использованием компьютерных технологий, ее можно использовать в качестве демонстрационного материала к

Подробнее

Краткая аннотация к программе «История» История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала Программа предусматривает

Подробнее

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Проект по патриотическому воспитанию Составитель: заместитель директора по ВР Спицына Т.Д. 2017 г. Пояснительная записка. Актуальность

Подробнее

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается,

Подробнее

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 — царствование Петра I. 1700-1721 — Северная война (война России со Швецией). 1703 — основание Санкт-Петербурга. 1725 — создание Академии

Подробнее

«О днях воинской славы и памятных датах России» 13 марта 1995 года N 32-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ Список изменяющих документов (в ред. Федеральных

Подробнее

МОУ «Мордвесская СОШ имени В.Ф.Романова» Венёвский район Тульская область Конспект урока по теме: «Дни воинской славы России» Урок подготовили: Кочеткова Н.А., учитель информатики Кочетков А.В., преподаватель

Подробнее

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа 84» г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 24.06.2016 272 Рабочая программа по предмету «История России» (7-9 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подробнее

Беседа, обзор книжной выставки: «Слава тебе, победитель солдат» (23 февраля День защитника Отечества). Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения праздника Задачи: воспитывать уважительное

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа Работу выполнил ученик 7 класса Земцовской школы Бочаров Антон. Руководитель Хозяинова Альвина Борисовна,

Подробнее

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный Центр» Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15 им. Н.И. Дементьева

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 52 Проект «ПОДВИГУ ЖИТЬ В ВЕКАХ!» В рамках месячника оборонно-массовой и

Подробнее

ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ГБОУ СОШ 904 «Утверждаю» Директор школы 904 Е.А. Тишкова «02» сентября 2013 г. ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Педагог-организатор

Подробнее

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» «Рассмотрена» на МС школы «Утверждена» распоряжением Протокол от 20 г от 20 г. Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной

Подробнее

БИБЛИОТЕКА Волгоградской государственной академии физической культуры ПРЕДСТАВЛЯЕТ виртуальную выставку «Позови меня, Отчизна!» (ко Дню воинской славы России) 23 февраля — день воинской славы России, которую

Подробнее

Календарный план-график выполнения социального проекта «России верные сыны» Псковской областной общественной организации «Собрание высшего офицерского состава» («Клуб генералов и адмиралов») п/п Наименование

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Директор школы МОАУ СОШ 18 С.Р.Шадрина 1 сентября 2012 г. План работы кадетского корпуса МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год г. Киров В МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/28641796-Patriotizm-i-ego-primery-v-istorii-rossii.html

Патриотизм в русской истории

Где находятся истоки русского патриотизма и что можно считать его историческим словесным выражением? Какие произведения должен прочитать «юноша, начинающий жизнь», и с чтения каких книг ему эту жизнь начинать?

Первыми памятниками русских патриотических произведений можно смело считать «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» Нестора. Не смотря на различия в литературном стиле оба произведения имеют и историческую, и художественную, но и патриотическую ценность, что особо важно для нас сегодня. Разные на первый взгляд произведения говорят о славе русского государства, о воинской доблести, о русских правителях, героях и победах. Да, не было в то время внятной, проработанной и разделяемой народом и властью идеологии, но был патриотизм, любовь к Родине, как необходимая почва для возрастания и идеологии, и государства и народа.

Следующими знаковыми русскими патриотическими произведениями являются работы Николая Михайловича Карамзина. Да, много времени прошло между жизнью Нестора и НМ.Карамзина.

Но все это время были другие патриотические работы, малоизвестные или не дошедшие до нас (например, вспомним Павла Ивановича Фонвизина). Величайшая работа Н.М.

Карамзина «История государства Российского» являет пример не только исторической серьезности, но и патриотизма и сильнейшей любви автора к России.

В 19м веке патриотические труды в России начали появляться, можно сказать, массово. Свою лепту внесли славянофилы, например Иван Аксаков. Не могу не процитировать сегодня сверхакртуальную работу И.Аксакова «В чем сила народности?»:

«Точно с тою же целью предполагается постройка церкви и в Женеве, где в настоящее время до 200 русских семейств воспитывается в разных швейцарских пансионах… И это наши будущие вожди народа! Это будущий состав русского народного общества!

Ни презрение иностранцев, так громогласно высказавшееся недавно во французском сенате и английском парламенте устами принца Наполеона, Бонжана, Генесси и других, ни оскорбления, наносимые ежедневно и ежечасно русской не только государственной, но и народной чести всеми органами европейской публичности, ни положение самой России, трудное, исполненное опасностей, России, вступившей в критический период существования, России, богатой делом всякого рода, не правительственным только, но и общественным, — ничто не вразумляет, ничто не возмущает наших заграничных русских, продолжающих тратить в пользу иноземцев наши русские деньги!

«Славянофильство, серьезно наполненное религиозным и мессианским содержанием, можно считать одной их русских идеологий и при всем разнообразии публицистов — славянофилов, все они сходились на мысли, что будущее русского народа — великое будущее, а Запад будет падать и загнивать. Что это, как не пример патриотизма?

Интересны взгляды Константина Леонтьева, славянофила (критиковавшего славянофильство), который служил России всю жизнь, был очень религиозным человеком, отрицал национализм, считая его идеей западной и модернистской, а будущим России считал государственный социализм.

Николай Данилевский, автор популярного труда «Россия и Европа», так же верил в загнивание западной цивилизации и в долгую борьбу между Россией и Европой, и в русскую экспансию, основанную на всемирно — исторической миссии России.

Нельзя обойти вниманием Ф.М.Достоевского, русского гения, тонкого и сверхглубокого. Но нельзя и рассказать о нем достойно в формате заметки.

Поэтому укажу только на историческую актуальность, политическую остроту и русскую метафизическую глубину его «Дневников писателя». Весь нерв жизни России того времени и ее перспектив в этой работе Достоевского.

Примером высшего, метафизического русского патриотизма Достоевского есть его вера в русский народ, как единственны народ — богоносец, спаситель мира, воплощение Бога.

Нельзя идеализировать славянофилов и говорить об отсутствии проблем и перегибов в их работах. В частности, на это указывал Владимир Соловьев, обвиняя славянофилов в «зоологическом патриотизме», утрате учением религиозного и гуманистического содержания и ростом национального эгоизма, как влияния национализма.

Источник: https://ruskom.livejournal.com/666053.html

Теория патриотизма | патриотика.ру

Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами родине, а его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

«В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле – время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде, в наши дни, … когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине, … добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь … выйти из-под развалин…

; чудится мне, что у всех есть потребность обратиться к  России … окинуть взором … пути и судьбы, и задания нашей Родины … увидеть их в их  силе и славе, увидеть их в их  опасных уклонах  и соблазнах, увидеть все это не  только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, …

с тем, чтобы каждый из нас осязал  в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие …

и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и незавершенности нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России, ни нам, ни нашим детям и внукам…»1. Так писал еще в 20-е годы……

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ ЧАСТЬ 1

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ ЧАСТЬ 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Глубина и масштабы преобразований, происходящих в России, во многом отразились на духовной сфере жизни людей, на их миро­восприятии и отношении к важнейшим вопросам, волнующим обще­ство.

За последние годы сознание все более освобождается от поли­тических и идеологических догм и нравственных предрассудков.

В 10 же время широкие слои населения, особенно молодежь, оказались не готовы к пониманию истинного смысла и значения важнейших изменений, происходящих в обществе и государстве, к преодолению трудностей переходного периода.

Это связано с тем, что многие не­гативные явления и процессы существовали в течение длительного времени, однако их острое но форме, кризисное проявление в реаль­ной действительности стало оказывать активное воздействие на соз­нание, чувства и саму жизнь россиян сравнительно недавно.

Это воз­действие представляется большинством из них как результат прово­димых реформ, ошибок и упущений в деятельности государе! венной власти и органов местного самоуправления. В результате этого в на­шей жизни значительно чаще, чем раньше, стали проявляться апатия и нигилизм, безответственность и агрессивность, индивидуализм и цинизм, бездумное и даже отчужденное отношение к обществу и государству…

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

ПАТРОИТИЗМ

Идея России, которая осознается нами, должна определить  путь  нашего будущего служения ей

Г.П.Федотов.

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства.

Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите….

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика анны иоанновны - история России

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

1. РОССИЙСКИЙ  ПАТРИОТИЗМ: ИСТОРИЯ И  СОВРЕМЕННОСТЬ

Историческое значение каждого… человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма

Н.Г.Чернышевский

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

  Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении…

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

ПАТРИОТИЗМ ХХI ВЕКА: ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

РОДИТЕЛЯМ НАШИМ,    ЗАРОНИВШИМ, КУЛЬТИВИРОВАВШИМ И ПРИМЕРОМ СВОИМ СОПРОВОЖДАЮЩИМ В НАС ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ В СЛУЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВУ, ЧТО ЯВИЛОСЬ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ НАШЕЙ, С ЛЮБОВЬЮ ПОСВЯЩАЕМ

Анатолий  Вырщиков

Михаил  Кусмарцев

Принципиальной позицией, на которой строится научно-теоретическая и методическая база исследований патриотичес­кого воспитания, является понимание патриотизма как важней­шего социально-культурного, духовно-мобилизационного ре­сурса, освоение которого способно дать каждому городу, регио­ну, а в перспективе и России мощный стимул повышения социальной, производственной, творческой активности населе­ния. Это позволит вывести людей из состояния апатии, пассивного ожидания перемен «сверху» и помочь активно включиться в те процессы подъема хозяйственной, культурной жизни каждого российского региона, которые уже разработаны в различных программах, проектах, планах. Ресурс патриотизма в данном случае означает способ и направленность активизации социальной сферы, ко­торая сегодня является одной из немногих еще остающихся эффективными сил, способных позитивно повлиять на будущее России.

Поэтому патриотизм должен стать именно той идеей, кото­рая способна превратиться в материальную силу, если она будет освоена населением и для многих станет внутренним убежде­нием и установкой.

Именно патриотизм сегодня способен спло­тить наше общество, раскрыть для многих людей смысл их собственной жизнедеятельности, поднять их понимание и от­ветственность за рамки корпоративности и социально-классо­вых, национально-этнических различий.

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

Истинность патриотизма – в его реальном проявлении

(что значит быть патриотом в современной России или к вопросу о критериях патриотизма)

Важнейшие признаки, показатели реального проявления патриотизма личности, общности, группы, критерием которого является достойное служение Отечеству в интересах служения России:

1.

 Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним, с тем, что составляет его: природой, историей, культурой, народом, родным языком, территорией, климатом, образом жизни, менталитетом и т.д. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине — Матери, которое по своей силе и возвышенности не уступает любви к родной матери, а при некоторых исторических обстоятельствах может и превзойти его.

Постоянное углубление знаний о своем Отечестве…

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию

Научно-исследовательская работа

Под общей редакцией Ю.П. Квятковского, директора Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации. Научный редактор В.И. Гребенюк, заместитель директора Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации

В данной работе, посвященной исследованию проблемы критериев и методик результатов проведения патриотического воспитания, рассматриваются три основные группы вопросов, излагаемых во взаимосвязанном виде.

В первой группе в обобщенном виде даны основные положения, характеризующие патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания, его цель, задачи, меры по их выполнению и достижению желаемого результата. Особое внимание уделено рассмотрению положения дел по обеспечению анализа и оценки результатов воспитательной работы в образовательной сфере.

Вторая группа вопросов посвящена исследованию критериев и показателей результатов работы по патриотическому воспитанию.

Основываясь на принципе единства патриотического сознания и патриотической деятельности в работе по патриотическому воспитанию и системном подходе, в исследовании формулируются и обосновываются ее критерии.

Представленные в целостном виде, они вместе с раскрывающими и характеризующими их показателями образуют единую систему и инструментарий оценки результатов по патриотическому воспитанию.

В третьей группе вопросов излагаются основы анализа состояния работы по патриотическому воспитанию с использованием некоторых методов, в частности метода опроса.

Показан вариант дифференциации уровней патриотического воспитания и его результатов, рассматривается методика реализации воспитательной функции оценки в процессе формирования патриотически ориентированных знаний и качеств у учащихся общеобразовательной школы.

В завершающей части работы сформулированы выводы и рекомендации как теоретического, так и практико-ориентированного характера, направленные на осуществление научно-методической и организационной деятельности по решению данной проблемы. Основное содержание работы подкрепляется серией материалов, в том числе схемами, графиками, которые позволяют более полно и детально представить некоторые аспекты рассматриваемых вопросов.

Работа предназначена для руководителей и специалистов образовательных учреждений, объединений, органов и организаций патриотической направленности, преподавателей, методистов – всех тех, кто участвует в работе по патриотическому воспитанию российских граждан.

Сведения об авторе. Лутовинов В.И., профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, главный редактор журнала «Союз поколений России», автор около 270 научных и учебно-методических работ, большая часть которых посвящена проблемам патриотизма и его формирования в российском обществе.

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

Патриотизм и Отечество

Военная энциклопедия: В 8 томах / Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. – Т. 6: Огарков – «Прогресс». – М.: Воениздат, 2002. – 639 с.: ил.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. П. представляет собой сложное и многогранное явление.

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты.

Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств чело­века, П. выступает в качестве важной составляющей духовного богатства лич­ности, характеризует высокий уровень её социализации. Истинный П.

всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества…

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Патриотизм и Отечество: понимание в современных российских условиях

В. И. Лутовинов

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. П. представляет собой сложное и многогранное явление.

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты.

Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств чело­века, П. выступает в качестве важной составляющей духовного богатства лич­ности, характеризует высокий уровень её социализации. Истинный П.

всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества…

СКАЧАТЬ РАБОТУ

РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ: ИСТОРИЯ ИСОВРЕМЕННОСТЬ

Историческое значение каждого… человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство — силою его патриотизма

Н.Г.Чернышевский

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

  Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении…

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Источник: http://patriotika.ru/teoriya-patriotizma

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане.

В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества?

Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина).

Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н. М.

Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие. Первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос.

Второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [1].

В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Однако, в современных реалиях, не смотря на достаточно сильную эмоциональную составляющую патриотизма, часто можно столкнуться с таким явлениями как «русофобия», «антипатриотизм», «лжепатриотизм». С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

В настоящее время идет процесс глобализации, что приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей.

По телевиденью, в сети Интернет, в магазинах и кафе все чаще можно услышать песни на иностранном языке. В газетах и журналах постоянно всплывают словечки вроде «тренд», «лайфхак», «фэшн», «хайп» и т. п.

, словно русский язык — недоразвитый язык, которым совершенно невозможно выразить элементарные понятия.

Особо сильно достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение героические подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей в мирное время.

Все чаще на большом экране можно заметить киноленты, в которых сознательно понижается решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом во Второй Мировой Войне.

Зачастую выдвигается тезис о том, что победу над гитлеровской Германии преимущественно одержали союзники, особенно США, несмотря на то, что второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г.

Читайте также:  Царица савская - история России

При этом совершенно не учитывается тот факт, что 75 % из общего числа потерь в боевой силе и технике, которую понесли немецко-фашистские армии во Второй мировой войне, приходится на советско-германский фронт. Самое пугающее то, что такие киноленты выпускает не только Европа и США, но и отечественный кинематограф.

Нередко в СМИ можно встретить негативные высказывания в отношении политики И. В. Сталина, Петра I, Ивана Грозного, Владимира Святославича и других исторических деятелей. Причем огласки подлежат только отрицательные моменты их правления. Дескать, И. В.

Сталин тиран и убийца, ведь именно он ответственен за массовый террор и репрессии в конце 30-х и начале 50-х годах прошлого столетия, Пётр I вообще искоренитель всего исконно русского.

Разумеется, при такой оценке ни слова не упоминается о достоинствах проводимой ими политики.

Вполне очевидно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей или событий, у граждан нашей страны складываются ложные представления о прошлом собственного государства. Именно незнание истории своей Родины в большей мере способствует развитию антипатриотизма в стране.

Одной из причин оскудения патриотических чувств выступает тотальная безграмотность, особенно в молодежной среде.

Ежегодно российскими ВУЗами выпускается примерно 900 тысяч дипломированных специалистов, однако большинство выпускников не знают даже основ отечественной истории.

Такая непривлекательная тенденция связана с тем, что образование модифицировало в сферу услуг. А ведь отсутствие исторической памяти в совокупности с потребительским отношением в обществе это прямой путь вникуда [2].

Конечно, в вышестоящих кругах неоднократно озвучивалась обеспокоенность по этому поводу. Еще в 2013 г. В. В.

Путин выразил инициативу о создании учебников истории с единой концепцией и официальной оценкой на достоверные исторические события, не содержащие двойного толкования, и написанные хорошим русским языком.

Однако на сегодняшний день, как можно заметить, данная идея не реализована, да и менять в первую очередь нужно не учебную литературу, а саму систему образования.

Проблема патриотизма неразрывно связана с проблемой эмиграции интеллектуальной элиты страны. Сознательное уничтожение культуры русского народа началось после Октябрьской революции. В первую очередь, это связано с тем, что диктатура большевизма не терпела оппозиции, необходима была новая законопослушная интеллигенция, вышедшая из рабочего класса.

Въезд в страну допускался только «лояльным лицам». К числу таких лиц не принадлежали многие видные деятели культуры и искусства, такие как Шаляпин Ф. И., Рахманинов С. В., В. В. Кандинский, М. З. Шагал, Стравинский И. Ф., известные ученные и технологи- И. И. Сикорский, В. К. Зворыкин, Г. Б. Кистяковский. Первая волна русской эмиграции 1917–1940 г. подарила миру трех нобелевских лауреатов: И.

А. Бунин, В. В. Леонтьев и И. Р. Пригожин.

Конечно, сегодня граждан РФ заграницу не выдворяют, да и свобода слова гарантируется Конституцией РФ, однако «утечка мозгов» за рубеж продолжается.

Это связано с тем, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, как это может показаться на первый взгляд, а в невостребованности научных результатов обществом страны. По данным Евростата за 2016 г.

получили разрешение на длительное проживание в ЕС 73,8 тыс. жителей России. Эмигрируют в основном высококвалифицированные специалисты на пике профессиональной продуктивности [3].

О каком патриотизме может идти речь, если серьезной проблемой последнего десятилетия является неконтролируемое переселение народных масс из стран Средней Азии, Южного Кавказа и Китая, которые проживая на территории России, не особо стремятся интегрировать с российским сообществом [4].

Неконтролируемая миграция может привести к тому, что в скором будущем низкоквалифицированные эмигранты составят до половины экономически активного населения, конечно, при таких условиях ни о каком инновационном развитие страны речи идти не может. Также рост миграции ведет к падению уровня образования и культуры.

В школах столицы уже есть классы, где дети мигрантов составляют значительную часть учащихся, при этом они плохо владеют либо вообще не знают государственный язык.

Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма.

Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России [5].

И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находиться за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться, и представители государственной власти не спешат вкладывать свои активы в развитие нашей страны, а не Запада, вряд ли найдется много желающих отдать жизнь за интересы Родины. В настоящее время, по данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром», только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая [6].

Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что такая тенденция является прямым следствием политике 90-х, с момента демонтажа советской социальной системы и развития рыночных отношений, которые были связаны с «шоковой терапией», кризисных процессов, которые преследует российскую экономику на протяжении последних двадцати лет, но Россия не будет развиваться в лучшую сторону, без каких-либо ощутимых действий со стороны правящей верхушки. Для сравнения, поле Гражданской войны СССР уже к середине 1930-х годов по объему ВВП вышла на первое место в Европе, и на второе место в мире, уступив только США. А какие успехи были сделаны в послевоенное время: освоение космоса, противостояние Западу в Холодной Войне.

На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей. В 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. Президент РФ В. В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». [7]

Необходимость формирования патриотизма провозглашается во многих нормативно-правовых актах, стратегических программах, проектах и публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. С 2001 г. действовали 3 государственные программы патриотического воспитания.

В 2016 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Данная программа включает в себя несколько разделов: научно-исследовательский, информационный, методический, а также разделы, ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения.

Так же предполагается, что данная программа будет положена в основу закона о патриотическом воспитании [8].

С целью патриотического воспитания во многих субъектах Российской Федерации стали возрождаться традиционные военно-патриотические мероприятия, такие как «Зарница», «Орленок».

В 2013 году была озвучена инициатива руководством страны и региональными руководителями о возрождении комплекса ГТО в России в современном формате.

И с 1 сентября 2014 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» [9].

Данные меры, безусловно, заслуживают положительной оценки, ведь воспитание молодого поколения должно осуществляться на истории и других гуманитарных дисциплинах. Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны.

В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны.

В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы.

Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение свой стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией.

Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму.

Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить, — любовь, дружбу, Родину, — так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была променяна на обезличенное западничество.

Справедливо на этот счет высказался Солженицын А. И.

: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности, — и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы. И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами», «западным интеллектуальным мусором»»» [10].

Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок.

Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада. Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот».

Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы, ведь игнорирование потребности населения властью не раз приводили к трагическим событиям. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать.

Литература:

  1. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 х т. М. — Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с.
  2. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Военная история и патриотизм в системе социально-экономических и политических связей в прошлом и настоящем (постановка проблемы) // Вестник гражданских инженеров. — 2015. — № 5 (52). — С. 330–342.
  3. Россия: Утечка мозгов ускоряется, угрожая будущему страны как «великой державы» // иносми.ру. URL: http://inosmi.ru/politic/20170403/239025595.html (дата обращения: 29.11.2017)
  4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб.; СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116.
  5. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм как индикатор креативность общественного сознания // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204

Источник: https://moluch.ru/archive/182/46892/

Ссылка на основную публикацию