Образование древнерусского государства. киевская русь — история России

Образование древнерусского государства

Образование древнерусского государства. Киевская Русь - история России

Конспект по истории России

Предпосылки образования древнерусского государства: развитие производительных сил у восточнославянских племен; — формирование соседской общины; развитие торговли, в т.ч.

международной; рост имущественного неравенства; наличие союзов славянских племен; появление системы правления; возникновение городов; выделение племенной знати; высокий уровень военной
организации; угроза нападения внешних врагов; складывание древнерусской народности.

Особенности образования древнерусского государства: наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской ментальности; особенности географического и природно-климатического характера.

Проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

В зарубежной и отечественной историографии получила распространение так называемая «норманнская теория«. Поддерживали «норманнскую теорию» такие известные российские историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.

Ключевский, С.Ф.Платонов. Ее сторонники считали норманнов (викингов, варягов) основателями древнерусской государственности. Сформулирована была во второй четверти XVIII в. немецкими историками, работавшими в России Г.З.Байером, Г.Ф.

Миллером и др.

Ее противниками были М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, С.А.Гедеонов и др.

Они склонялись к мысли о том, что Древнерусское государство возникло, прежде всего, на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических сдвигов в ходе генезиса классового общества, считали, что сложный общественный строй и твердые политические формы у восточных славян установились задолго до варягов.

Но и до последнего времени нет однозначного подхода к данной проблеме, так как в основе этого лежит различная трактовка письменных источников.

На наш взгляд, известные внешние влияния, разумеется, имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности не играли. Это тем более очевидно, что классовые общества и государства в Скандинавии
(имеется ввиду «варяжский фактор») сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли.

Однако, очевидно, что скандинавы (викинги, варяги, норманны, даты) в Восточной Европе были. Некоторые из них, вступая в соглашения с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях.

Но, становясь славянскими князьями, они вынуждены были опираться на местную политическую и военную элиту, выражать ее интересы, сами же быстро теряли этническую специфику, язык — ославянивались.

Именно в это время в ходе формирования государственности проявилось двоецентрие: на северо-западе — Новгород, на юге — Киев (этим и определился выбор термина для обозначения будущего единого государства Новгородско-Киевская Русь, тем более, что сам процесс собирания славянских земель в единое государство шел с севера на юг, вдоль Днепра — знаменитый поход воеводы Рюрика — конунга Олега, повторенный затем древнерусскими князьями Владимиром и Ярославом). В последующем двоецентрие, несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.

Таким образом, оценивая значительную (но не решающую) роль «варяжского фактора» в создании древнерусской государственности, следует отметить, что она, прежде всего, сводилась к «собиранию восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению».

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria3.html

Становление Древнерусского государства

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег предпринял со своей дружиной поход из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки», в результате чего оба важнейшие центры были объединены. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь, а Олег провозгласил себя великим киевским князем.

Олег занял Киев и провозгласил его «матерью городов русских». В Киеве все его воины – и варяги, и словене, и другие – получили название – «русь», ведь все они были членами княжеской дружины.

Уже в Киеве князь установил размер дани, которую должны были ежегодно платить его варягам подвластные племена Новгородской земли.

Новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г).

Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах, «Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их.

– Он поручил дальние области вельможам; велел строить города или неподвижные станы для войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и внутренних мятежников»[8].

Деяния Олега показывают, что род князей, призванных в Новгород, считал себя правителем не только племен Новгородской земли, но и всех славян.

Сделав столицей Киев, Олег подчинил себе племя древлян в Правобережье Днепра, а потом отправил послов к племенам Левобережья северянам и радимичам, платившим дань хазарам. Князь велел впредь давать дань ему, ибо он объявил себя противником хазар. Таким образом, начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей».

Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинились поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена.

Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно уличи и тиверцы.

Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, в руках у Олега сосредоточилась власть над землями, простиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на юге.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

Он был расположен на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками — основными средствами передвижения тех времен.

Главными путями сообщения в Древней Руси были, как уже отмечалось ранее, водные. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным.

По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск из прибалтийских стран – янтарь.

Из скандинавских районов — предметы ремесла и некоторые виды оружия.

Киев был ядром восточнославянского мира. Он был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева.

В Киеве сходились нити их благосостояния – он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам.

Поэтому, общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.

После перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий киевский престол, ратники из Новгорода принимали участие в военных походах на Византию, в обороне рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказался принять князя-наместника, присланного из Киева.

Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей, стали,

во-первых, освобождение от Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен,

во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов,

в-третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. Ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее столицу – Константинополь, или как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать сопротивления войску Олега.

Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой рог цепью и преградить русским ладьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к городу – таким образом, суда смогли прикрывать от стрел наступающих воинов.

«Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным»[9].

Императоры Лев VI и его соправитель – брат Александр выплатили баснословную сумму контрибуции (денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани).

«Победитель потребовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно возвратился в отечество»[10]. Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю и другим.

Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями – привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег с воинами, согласно русскому обычаю также дал клятву оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом, на верность договору. В конце церемонии Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи и последняя вынуждена была принять их.

Читайте также:  Возникновение государственности у восточных славян в vii - viii век - история России

Новое, более совершенное, соглашение два государства заключили 2 сентября 911года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.

Олег скончался в 912 году. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа.

«Киевское княжество Олега и его преемников было первой формой Русского государства, соединившего под одною властью все восточные славянские племена и некоторые соседние финские.

Из хода его образования видно, что это княжество имело военно-промышленное происхождение: его создал вождь вооруженной дружины, поддержанный промышленными городами России, нуждавшимися в вооруженной силе для обороны границ земли и торговых путей»

Источник: http://biofile.ru/his/31871.html

Киевская Русь: от предпосылок возникновения до распада

Что такое государство? Это — административный аппарат, который выделился из общества и возвысился над ним с целью охраны его порядка. В раннее средневековье признаками зарождающегося государства были:

  • появление власти, отделившейся от народа;
  • территориальный признак проживания;
  • сбор податей центром на содержание «административного аппарата» и обороны территорий.

Начиная с VII в. проходит слияние племен славян с их территориями проживания в более крупные племенные союзы, управление которыми доверяется знати племен. Через некоторое время в племенных союзах появляется особая каста – военных, призванная охранять территорию союза.

В определённый исторический момент стало очевидным, что на территориях племён древних славян уже сложились основные предпосылки образования древнерусского государства:

  • Родоплеменные связи стали разрушаться.
  • Способ производства усовершенствовался и стал более прогрессивным.

К этому времени в их местах проживания зародились феодальные отношения. На фоне их становления проходило возникновение и формирование древнерусского государства, которое стало результатом противоречий между только народившимися классами. С течением времени господствующая роль переходит к князьям и их дружинам.

Первое государство древних славян и его столицы

По записям в «Баварском хронографе» в начале IX века русичи воспринимаются как один из хазарских народов, живущих на востоке Европы, в составе которого были поляне и северяне.

К концу века эти этнические группы объединились в политическом союзе, и на их территории было создано древнерусское государство.

Но, поскольку в новообразование входили народы двух групп, столица древнерусского государства не могла быть расположена в одном месте: поляне обосновались в Киеве, а северные племена расселились вблизи о. Ильмень со столицей в Новгороде.

Образование древнерусского государства

Дальнейшая история появления на карте Европы древнерусского государства не может считаться окончательно достоверной. О том, как проходило образование древнерусского государства кратко повествуют две теории: нормандская и автохтонная (славянская).

Нормандская теория

В соответствии с трудом того времени – «Повестью временных лет» — трёх братьев из варяжских князей призвали на правление к северянам. Этими братьями были Рюрик, прибывший в Новгород, Синеус, приехавший в Белозеро, Трувор, занявший престол Изборска. Рюрик оказался наиболее энергичным и, по прошествии трёх лет, он объединил эти княжества под своим началом.

По свидетельству источников тех времён, это произошло в 862 г., но это ещё не было возникновение древнерусского государства. Через 20 лет новгородский князь Олег, в процессе расширения своих земель, завоевал Киев с прилегающими территориями и объединил всё под своей властью.

Исходя из этого, считается, что образование древнерусского государства Киевская Русь произошло в 882 г.

Однако, эта теория сомнительна, поскольку на момент прихода варяжских князей на территории славян последние имели все предпосылки для появления своей государственности.

  1. У древних славян были воины, организованные в дружину.
  2. Они уже жили в племенных союзах, что говорит о зарождении государства.
  3. Экономика была хорошо развита: велась торговля, было разделение труда.

Заслуживает внимания и тот факт, что в раннем средневековье было принято приглашать из дальних земель нейтральных князей для наведения порядка, и этот случай был не единственным в истории тех времен.

Автохтонная теория

В соответствии с Автохтонной теорией, образование древнерусского государства произошло в силу сложившихся объективных экономических и политических условий. Следствием развившейся ситуации обязательно должно было произойти появление славянского государства.

Сопоставляя исторические источники видно, что восточные славяне имели более развитую политическую систему, в отличие от норманнов, и свою государственность.

Ими уже был пройден путь длительного развития и формирования предпосылок появления государственности.

Поэтому возникновение и развитие древнерусского государства стало логическим завершением очередного этапа общественно-экономических отношений.

Моменты становления древнерусского государства

В период после образования Киевской Руси происходило становление древнерусского государства. В это время власть в городах довольно быстро переходит к князьям, которые, имея аппарат подавления – дружину, стремятся влиять на политическую жизнь в них.

В этих условиях довольно быстро становится значимым класс военных, одной из функций которых – устрашение и склонение жителей княжеств к совершению выгодных князьям поступков. Подать с населения начинают собирать систематически поставленные для этого доверенные люди князей. Из Византии приходит новая религия, которая очень быстро становится обязательной для всех.

Последним моментом в утверждении государственного аппарата стало узаконивание принципов наследования власти.

В итоге в конце Х века на пространстве проживания славян – от Карпат до Донских степей и между Чёрным и Белым морями возникает древнерусское государство. Оно просуществовало до татаро-монгольского нашествия, произошедшего в середине XIII века.

Политический строй Киевской Руси

В политическом отношении у древнерусского государства был строй, основой которого являлся смешанный тип правления, имеющий две составляющие:

  • монархическую (центральная власть – князь);
  • демократическую (вече).

Во времена Рюриковичей князья владели волостями вокруг основных городов, управление которыми было доверено представителям их рода. В Киевской Руси было введено право наследования по отцу, по которому князь наделял каждого сына частью своих земель – волостью, где в дальнейшем молодой князь жил и правил.

В силу этого, политический строй древнерусского государства основывался на членах одного рода, которые в перспективе неизбежно должны были отдалиться и начать борьбу за владение центральными землями.

Распад государства Киевская Русь

Киевская Русь начала делиться на удельные княжества во времена Ярослава Мудрого. Владимир Мономах силой своего авторитета смог остановить этот процесс, однако, лишь на время своего княжения.

При его активном участии около 1097 года был проведён съезд уездных князей в Любеке, основным заданием которого было приостановить раздоры между князьями и распад древнерусского государства.

На съезде князья договорились:

  • Прекратить междоусобные войны.
  • Ими был провозглашен принцип наследования: «Князья вправе княжить исключительно в тех землях, которыми владели их отцы».

Этот принцип наследования спустя время показал, что съезд в Любеке узаконил дальнейшее дробление древнерусского государства. Постепенно оказалось, что установить приоритеты в наследовании среди родственников с каждым разом всё труднее.

Некогда великие княжества стали дробиться на уделы, которые очень быстро начинали нищать. С властью таких князей всё меньше считались. Тогда наместники на отдаленных княжеских территориях начали брать политическую власть в свои руки.

P.S.

Некогда великое государство Киевская Русь на исходе XII века было больно смертельным недугом. И, как показала дальнейшая история, преодолеть его оказалось под силу только на фоне огромной общей беды, накатившейся на древнерусское государство в середине XIII века.

Как создавалась Российская Империя. Крещение Руси-988г

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/869-kievskaya-rus.html

Учебные материалы по Истории России

1.                     Образование протогосударства в 6-8 вв.

Начальный период образования государства у восточных славян отражён в письменных источниках недостаточно. Мы  знаем, что во главе славянских племенных союзов стояли князья, военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях.  В 6-7 в.

уже появились восточнославянские дружины, делившиеся на старшую и младшую. Основным органом власти в племени  являлось вече, куда допускались все сводные мужчины, но мнение князей, подкрепленное силой дружин, оказывалось  более веским.

2.                     Раннее государство Киевская Русь 9 в.

В 862 г. на севере утвердилась варяжская династия. Это было связано с необходимостью прекратить междоусобные войны славянских племен. Рассказ о призвании на Русь варягов  Рюрика, Синеуса и Трувора содержится в «Повести временных лет».

Существует легенда об основателях Киева братьях-полянах Кие, Хориве и Щеке, после смерти которых правили в Киеве их потомки. Около  863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир (по летописи – дружинники Рюрика), которые победили древлян и стали править в Киеве.  

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя восточнославянские земли. Исход борьбы во многом зависел от случая.

Условной датой возникновения древнерусского государства можно считать 882 год – год объединения Киева и Новгорода под властью князя  Олега.

Олег был главой древнерусского государства, но он не был самодержавным правителем. По важным поводам собиралось вече. Князь был ограничен и советом с дружиной.

Читайте также:  Итоги боевых действий красной армии в летне-осенней кампании 1944 года - история России

В 9-10 вв. восточные славяне еще не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право. Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Легенда о призвании варягов положила начало так называемой норманнской теории. Ее впервые сформулировали Миллер и Байер, которые предположили, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Этим ученым возражал Ломоносов, который  считал, что Рюрик был выходцем из древних славян-пруссов, то есть древнерусское государство было создано славянами.

3.                     Расцвет Киевской Руси  в 10-12 вв.

При Владимире Святославовиче (980-1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.  Центральная власть упрочилась.

Важным шагом было принятие христианства в 988 г. Это укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, ее международный авторитет, способствовало развитию культуры.

При Ярославе Мудром  (1019-1054) Киевская Русь достигла высочайшего могущества.  Были расширены границы государства за счет северных, северо-западных и северо-восточных  земель, укреплены южные границы. Русь благодаря удачно заключенным бракам самого князя и его детей упрочила международные связи.  Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.

Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем: его власть ограничивалась советами и элементами сохранившимися народного собрания – вече.

Еще один важный фактор – начался процесс кодификации, т.е. записи русского права.  Первым документом был «Устав Ярослава Владимировича», который он дал  новгородцам.

При правлении сыновей Ярослава продолжился процесс кодификации законов.  Была составлена «Правда Ярославичей», которая позже была дополнена законами других князей. Все эти документы  составили древнерусский свод законов «Русскую Правду».

После смерти Ярослава Мудрого начался процесс дробления русских земель: сыновьям были выделены уделы. Покойный князь утвердил порядок правления, однако он  почти сразу нарушился и княжеские междоусобицы стали обычным явлением.

Процесс дробления приостановился при Владимире Мономахе, которому удалось удержать под своей властью  территорию Руси, укрепить ее международный авторитет. Созданный во время его правления «Устав Владимира Мономаха» стал еще одной частью «Русской Правды». 

Сыну Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство государства. После его смерти (1132) Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Начался период раздробленности русских земель.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=215

Образование Древнерусского государства — Киевская Русь (реферат) — Контрольные и курсовые, копирайтинг, тексты для…

СОДЕРЖАНИЕ

Происхождение восточных славян 3
Первые правители Древнерусского государства 9
Принятие христианства 14
Возникновение и развитие древнерусского права 19
Список использованной литературы 24

ВВЕДЕНИЕ

«Откуда есть пошла русская земля» — так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор. Стремясь показать связь русской истории с историей других народов и всего человечества, древний летописец начал свое повествование с пересказов сюжетов Библии.

Славяне вышли на историческую арену в V—VIII вв. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V—VI вв. славяне жили еще в условиях родового строя. «Эти племена…

— писал византийский историк Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому счастье и несчастье в жизни считают делом общим». Однако именно в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения.

Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.

К вопросу образования Русского государства обращалось и обращается большое число представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии.

Положительным является тою, что увеличивается число публикаций, повышается комплексность исследования вопроса о происхождении Древнерусского государства.

Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства.

Возникновение государства на Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IХ-Х вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы.

Происхождение восточных славян

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики.

Однако такое положение сложилось относительно недавно.

Сам процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. И это не удивительно.

Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы, так же, например, как южные славяне образовались в результате славянизации ряда балканских народов – фракийцев, иллирийцев и др.

Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу.

Это касается не только, например, южных и западных славян, но такого рода различия есть и внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов.

Не менее существенные различия обнаруживаются и в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы.

Первые правители Древнерусского государства

Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Приглашённый на княжение новгородцами князь Рюрик укрепился па новгородском княжении в 862 г.

– так утверждает летопись. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси, возникает государство, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь».

Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной.

В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии.

Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять.

Причём, надо заметить, что эта позиция не была марксистской, ибо сам К. Маркс признавал не только наличие Рюрика-скандинава, но и «норманнский период» в истории Руси.

Принятие христианства

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей.

Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Возникновение и развитие древнерусского права

Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права.

С чего начиналось право древнерусского государства? Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений.

Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права.

Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой).

Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т. п.

Читайте также:  Окружение будапештской группировки вражеских войск - история России

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под Ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.
  2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 216с.
  3. Боханов А. Н.

    , Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XVII века. В 3-х книгах. Книга 1. М.: ACT – 2001. –

  4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под Ред. Н. И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. – 560 с
  5. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А. С.

    Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М: ТК Велби, ИЗД-ВО Проспект 2006, – 528с.

  6. Кириллов В. В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661 с.
  7. Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Издательство Ленинградского Государственного Ордена Ленина Университета. Саратов 1944 г. – 432 с.

Цена работы — 500 рублей

Источник: http://www.textfor.ru/istoriia-i-kulturologiia/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-kievskaia-rus-referat.html

Образование древнерусского государства. Первые киевские князья

Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. Оно складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. В IX в.

сформировались два основных центра государственности у восточных славян. Ими явились крупные, хорошо укрепленные населенные пункты (города) — Киев и Новгород. Они находились на важном торговом пути «из варяг в греки», т.е.

из Скандинавии в Византию по Днепру, морям и рекам Восточной Европы. Новгород стал центром объединения славянских и финно-угорских племен. Все они платили дань варягам (норманнам) – выходцам из Скандинавии.

Из летописей известно, что варяги, которых часто называли «русью», совершали нападения на европейские народы, в том числе на восточных славян и их соседей.

В 859 г. новгородцы прогнали варягов, но между различными родами началась междоусобица. В 862 г. представители славянских племен решили пригласить на княжение варяга Рюрика с дружиной. Рюрик стал княжить в Новгороде, а его братья Трувор – в Изборске, а Синеус – на Белоозере.

Согласно летописи, два дружинника Рюрика Аскольд и Дир отправились в Киев и стали там княжить. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь. Фактически власть находилась в руках родственника Рюрика Олега. В 882 г.

он совершил поход на Киев, убил Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей, объединив два центра государственности – Новгород и Киев. Со второй половины IX в. термином «русь» стали называть княжеских дружинников вне зависимости от их этнической принадлежности.

Впоследствии словом «Русь» стали называть государственное объединение с центром в Киеве.

Основной массой населения Киевской Руси были лично свободные крестьяне («смерды»), платившие дань князю.

Князья и их дружины ежегодно объезжали подвластную им территорию и собирали дань («полюдье») пушниной, медом, воском. Из отдаленных территорий население само привозило дань на княжеский двор («повоз»).

Весной собранная дань погружалась в ладьи и отправлялась в Византию. Оттуда привозили оружие, дорогие ткани, украшения, вина.

В IX-X вв. княжеские дружинники обеспечивались за счет дани, военной добычи, торговли. Частное землевладение отсутствовало. Княжеское землевладение сложилось в XI в. Вотчины старших княжеских дружинников-бояр появились позднее. Вотчина – это передаваемое по наследству феодальное землевладение.

Для феодализма характерно господство натурального хозяйства (производство для потребления, а не на продажу), сочетание собственности на землю феодала с наделением крестьян землей, извлечение собственником земли феодальной ренты (отработочной – барщина, продуктовой и денежной – оброк), личная зависимость крестьянина от феодала.

Появление частного землевладения свидетельствовало о формировании на Руси феодальных отношений.

В 907 г. Олег предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Греки вынуждены были просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали выгодные для Руси мирные договоры с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. После смерти Олега (912 г.) его преемником стал Игорь (912-945 гг.), сын Рюрика. В 941 г.

он совершил поход на Византию, нарушившую прежние договоры. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. В 945 г. он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с племени древлян Игорь был убит. Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.

) правила за малолетнего сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (957-972 гг.) – самый храбрый и влиятельный из князей. Он совершил ряд успешных походов, расширяя границы древнерусского государства.

Византийское правительство искало с ним союз для борьбы с внешними врагами.

Киевская Русь в Х- начале XII в. Введение христианства

И его значение

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с Великим князем киевским. Отдельные земли и области страны управлялись наместниками князя, назначаемыми либо из числа родственников князя, либо из числа его старших дружинников.

Княжеская дружина была постоянной военной силой и частью аппарата управления в древней Руси. Князь делился с ней военной добычей и собираемой данью. Значительную роль в жизни Киевской Руси играло народное собрание – вече.

Для политики первых киевских князей Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.), Святослава (965-972 гг.), Владимира (980-1015 гг.) были характерны следующие направления:

1) установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян.

Князья объединяли славянские земли как с помощью насилия, так и с согласия; 2) прокладывание и охрана торговых путей; создание благоприятных условий для русской торговли; 3) охрана русских земель от грабительских нападений соседей. Так, князь Святослав осуществил удачные походы на Волжскую Булгарию (964 г.) и Хазарию (965г.).

Значительных успехов Киевская Русь добилась во время правления Владимира Святославича (980-1015 гг.).

С именем этого князя связывают завершение объединения всех славянских земель под властью Киева; разгром кочевников-печенегов, ставших в конце Х в. бедствием для южной части страны; постройку городов-крепостей по рекам Суле, Десне и Стугне.

Однако самым значительным из деяний князя Владимира стало крещение Руси летом 988 г. и провозглашение православия государственной религией.

До середины Х в. на Руси господствовала языческая религия. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».

Язычество проявлялось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях (часто человеческих). Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов – богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну – Даждьбог, Богородице – Мокош. Основным божеством считался Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов. Для своих богов славяне сооружали специальные культовые места – святилища.

В центре таких святилищ стоял идол – резное изображение божества.

В условиях многобожия встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, т.к. другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство.

Из всех существовавших тогда религий князь Владимир выбрал христианство. Эта религия, пришедшая из Византии, была достаточно хорошо известна многим славянам. В системе византийской государственности духовная власть была подчинена светской, т.е. императору.

Это соответствовало желаниям князя Владимира, открывало ему дорогу для брака с сестрой византийского императора Анной. В отличие от католицизма православное богослужение шло не на латыни, а на славянском языке, тексты Библии и других богослужебных книг были написаны на этом же языке.

В отличие от языческой религии христианство запрещало человеческие жертвоприношения, требовало поклонения единому богу и призывало к покорности властям. Тем самым оно способствовало укреплению авторитета княжеской власти и упрочению господства феодалов над трудящимися массами. После введения христианства на Руси возникла сильная религиозная организация – церковь.

Она получила огромные земельные пожалования и десятую часть госдоходов (церковная десятина). Во главе церкви стоял митрополит, подчиненный в религиозных делах константинопольскому патриарху.

Христианизация повсеместно встретила сопротивление населения. Князю Владимиру пришлось приложить немало сил, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Нередко поднимались восстания против христианизации (Суздаль, Киев, Новгород).

Появившиеся на Руси в середине ХI в. монастыри не только готовили кадры священнослужителей, но и играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19073.html

Ссылка на основную публикацию