О личности петра первого и его реформах — история России

Личность Петра I и его реформы

В августе 1682 года на престол в России взошёл десятилетний Пётр I. Удивительный русский царь, а впоследствии император, руководил огромной страной долгих 43 года, до самой своей смерти в 1725 году.

Именно в его правление произошли многие важнейшие исторические события и преобразования. И едва ли среди представителей династии Романовых найдется более великая и при этом неоднозначная фигура.

Существуют диаметрально противоположные оценки его правления и деятельности, что само по себе свидетельствует о многом.

Каким был первый российский император: его характер и увлечения

Пётр, согласно историческим источникам, с детства отличался хорошим здоровьем (чем могли похвастаться далеко не все сыновья Алексея Михайловича Тишайшего). Хотя при этом выглядел Пётр необычно. Его рост был более двух метров.

Однако обувь он носил лишь 38-го размера и вообще его телосложение трудно назвать гармоничным. Дошедшее да наших времён одеяние императора имеет 48-ой размер.

И можно с уверенностью сказать, что плечи Петра были узкими (если учитывать рост), а руки достаточно маленькими.

Портрет молодого Петра I — в рыцарских доспехах

За время своего правления Пётр I успел сделать действительно много. Известно, что в юности Пётр был частым гостем в немецкой слободе, где, как считают историки, стал поклонником иноземного образа жизни.

Он стал курить немецкую трубку и посещать вечеринки в немецком стиле с танцами и алкоголем. На одной из таких вечеринок он завёл романтические отношения с Анной Монс, дочерью виноторговца из слободы. Мать Петра, Наталья Кирилловна, была недовольна этими отношениями.

И в конечном счёте она уговорила сына жениться на Евдокии Лопухиной. Но этот брак вряд ли можно назвать успешным. Евдокия оказалась замешана в Стрелецком бунте и была сослана в монастырь.

А единственный выживший сын от этого брака — Алексей — так и не стал императором, его позднее обвинили (не без оснований) в государственной измене и казнили.

Евдокия Лопухина — первая супруга Петра Великого

В 1703 году Пётр I встретил и полюбил девятнадцатилетнюю Екатерину — девушку низкородного происхождения (она была захвачена в плен российскими войсками в одной из битв). Её мать и отец были обыкновенными ливонскими крестьянами, и на самом деле её звали Мартой Скавронской.

Марта от природы была блондинкой, но с молодости перекрашивала волосы в тёмные оттенки. Император был очень привязан к Екатерине. И даже порой обсуждал с ней значимые государственные вопросы, спрашивал у неё советы.

После смерти мужа именно Екатерина I стала новой правительницей Российской империи.

Пётр Великий перевозит в ботике через Неву императрицу Екатерину (картина художника Андрея Рябушкина)

Те, кто знал Петра лично, отмечали, что он обладал быстрым живым умом, практической сметкой и сноровкой. Будучи в Голландии, в свободное время он катался на коньках, и каждый раз ему приходилось привязывать лезвия ремнями к обуви.

Однажды ему это надоело, и он просто прибил их гвоздями к сапогам — это было новшество. Петр I интересовался и практической стоматологией. Он очень ловко выдирал заболевшие зубы у разных людей.

Впрочем, порой царь увлекался, и вырывал даже здоровые зубы, что, конечно, не очень нравилось его пациентам.

По характеру Пётр I был достаточно весёлым и прямым человеком, но при этом иногда у него случались стихийные приступы жестокости и гнева. Известно, что он самолично казнил участников стрелецкого восстания — этот факт тоже многое говорит о его личности.

Знаменитая картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»: Пётр изображён в правой части полотна, на коне

Указы и Реформы Петра I, которые изменили российское государство

Масштабное реформирование России началось после того, как Пётр I съездил в 1697–1698 гг. в Западную Европу с дипломатической миссией, которую принято называть Великим посольством.

То, что Пётр I увидел и узнал в ходе этой поездки, привело его к мысли, что Россия нуждается в реформах.

И к 1725 году вряд ли осталась хоть одна значимая сфера российской жизни, которую своими указами и преобразованиями не затронул первый наш император.

Очень большое значение имела проведённая Петром церковная реформа. Она была призвана ослабить политическое влияние церкви. До Петра лишь церковный суд имел полномочия судить представителей духовенства (в том числе и тогда, когда речь шла об уголовных деяниях).

Попытки властителей прошлого исправить такое положение вещей сталкивались с жёстким отпором. Но Петру I всё же удалось осуществить задуманное. После проведённой реформы духовенство, подобно представителям прочих сословий, стало подчиняться общему законодательству.

Кроме того, Пётр I изменил официальное летоисчисление: счёт годов «от Адама» был упразднён, теперь стали считать годы «от Рождества Христова». Таким образом были «отменены» 5508 лет. Внедрение юлианского календаря и перенос Нового года с начала осени на январь — это тоже заслуга Петра.

Советская марка, посвящённая указу Петра I о переносе Нового года на январь

Вдобавок ко всему он ввёл употребление уже привычных для нас арабских цифр, заменив ими старинные древнерусские обозначения.

Упростилось и начертание букв, а некоторые из них (речь идёт о литерах «кси» и «пси») вообще были убраны из алфавита. Для книжек светского характера был теперь создан свой собственный шрифт — гражданский.

А вот церковные книги по-прежнему могли быть написаны сложным полууставом.

Надо заметить, что Пётр I в принципе был терпим к представителям иных конфессий. При нём было разрешено открытое исповедование своей веры находящимися в России иностранцами. Царь-реформатор считал, что земная власть не может контролировать совесть и веру каждого отдельного человека.

Известно также, что Пётр I предписал архиереям быть «кроткими и разумными» с теми, кто выступает против Церкви. С другой же стороны, Пётр установил специальные штрафные санкции для тех, кто не исповедовался хотя бы один раз в год или неподобающим образом повёл себя в церкви во время службы.

Ещё один интересный факт: именно Пётр I прекратил традицию насильно выдавать девушку замуж. Император издал на этот счёт три указа. Кроме того, согласно новым правилам, между помолвкой и венчанием должно пройти определённое время, чтобы парень и девушка имели возможность внимательней присмотреться друг к другу.

Российская армия, безусловно, тоже нуждалась в модернизации. И в ходе Северной войны (1700–1721 гг.) Пётр I предпринял серьёзные усилия в этом направлении. С 1705 года всякий двор, в соответствии с указом Петра I, обязан был отправлять на военную службу одного рекрута. Эта норма распространялась на все сословия за исключением дворян. Именно эти рекруты и стали основой армии.

Был серьёзно изменён и воинский устав. Пётр I сделал главный акцент в воинском своде правил на повиновение воле государства, а не на нравственной или религиозной составляющей тех или иных действий солдат.

У Петра I получилось создать довольно мощную регулярную армию и военно-морской флот, которого до этого в России попросту не существовало. К концу царствования Петра (то есть к 1725 году) численность регулярных сухопутных войск составила 210000 человек, нерегулярных — 110000. И ещё свыше 30000 людей проходили службу на флоте.

Благодаря Петру Великому у России появился мощный флот и выход к Балтийскому морю

Модернизация армии и строительство мощного флота «с нуля» требовали значительных финансовых вложений. И поэтому Петр I пошёл на ужесточение налоговой системы. Вместо неэффективных подворовых были приняты подушные налоги.

Имелось около тридцати различных налогов: на бороду, на посещение бани, на вылов рыбы, на дубовые заготовки для гробов и т. д. Особенно знаменитой стала борьба Петра с бородами.

Он повелел их стричь по самую шею, а для мужчин, носивших бороду официально, уплачивая деньги в казну, ввёл особые жетончики-квитанции.

Кроме того, некоторые отрасли были взяты полностью под контроль государства. Речь идёт, например, о торговле алкогольными напитками, дёгтем, солью, мелом и рыбьим жиром. Частным лицам осуществлять продажу этих товаров запрещалось.

В целом при Петре I промышленность развивалась в высоком темпе. Появлялись новые города, создавались новые каналы и тракты, имеющие стратегическое значение. Начались разведывательные работы в рудных месторождениях, на Урале и в европейской части России появились чугунолитейные и оружейные производства.

Статус главного средства расплаты при Петре обрела копейка (вместо так называемой деньги). Масса и качественные характеристики монет тоже изменились.

Копейка времён Петра

Интересно следующее: когда Пётр принялся за денежную реформу, выяснилось, что официальные монетные дворы не умели выпускать монеты по единому образцу. А вот некоторые фальшивомонетчики — умели (и именно по этому признаку их вычисляли).

Навыки таких преступников государь решил использовать в своих целях. Он отправлял толковых фальшивомонетчиков на монетные дворы, где им было предписано заниматься чеканкой государственных монет.

Например, в 1712 году на монетные дворы было отослано 12 таких горе-мастеров.

Прославился Пётр и тем, что внедрил необычный способ борьбы с запойным пьянством.

Алкоголикам с 1714 года вручались чугунные медали за пьянство, вес которых даже без цепей составлял примерно 7 килограмм.

В полиции эту медаль специальным образом закрепляли на шее пьяницы, чтобы снять её своими силами было невозможно. Носить данный знак отличия следовало целых семь дней — сомнительное удовольствие.

Медаль «За пьянство» — оригинальный способ борьбы с алкоголизмом

Что именно завёз Пётр из Европы в Россию

В Голландии, во время Великого посольства, Пётр I увидел тюльпаны и восхитился их невероятной красотой. И уже в 1702 году луковицы этих цветов оказались в России. Именно с тюльпанов началась история «садовой конторы» — структуры, учреждённой для выписки и разведения заморских растений.

Таким образом в Россию из Европы были выписаны, например, и семена подсолнечника. Растение сначала считали только декоративным, но со временем из него стали производить подсолнечное масло. Причём технология получения масла из семян была впервые опробована именно в России.

Многим известен тот факт, что в нашей стране, благодаря Петру I, появилась картошка. До этого жители России практически не были знакомы с ней. Однако первые попытки внедрить картофель в повседневный рацион крестьян окончились провалом. Они ели клубни картофеля сырыми, и конечно, не понимали, в чём прелесть этого овоща, и отказывались его выращивать.

Также Пётр впервые привёз из-за границы бильярдный стол, горячий шоколад и кофе.

Находясь в Европе, он так сильно полюбил кофе, что по возвращении в Россию ввёл в обычай подавать его на так называемых Ассамблеях.

Кроме того, по приказу Петра I этот напиток наливали всякому, кто входил в кунсткамеру. А ещё первый император ввёл в России моду на парики (явное заимствование из Европы), и сам он их носил охотно.

Примерно так выглядели Ассамблеи в петровскую эпоху

Но не всё, что привозил из Западной Европы и внедрял здесь Пётр I, можно назвать действительно полезным. Так, например, он популяризировал в России табак и пиво. Первые кабаки открылись именно при Петре I.

Строительство Петербурга

Мало кто сегодня может остаться равнодушным к красивейшему городу на Неве, построенному Петром. Строгим и стройным видом этого города трудно не восхититься — его не зря многие писатели и поэты называли Северной Пальмирой и Северной Венецией.

Какова же история появления этой Северной Венеции? В ходе сражений войскам, возглавляемым Петром I, удалось захватить шведский форт Ниеншанц. Чтобы укрепить свои позиции на данной территории, Пётр принимает решение основать в близлежащих окрестностях город.

Известно, что российский правитель самолично искал наиболее подходящее место, и в конце концов остановился на Заячем острове — вскоре по его приказу здесь возникают первые укрепления.

Пётр I сам выбрал место для будущей столицы

Читайте также:  Боспорское царство в эллинистическую эпоху - история России

Есть расхожий миф о том, что на месте будущего Питера были только безжизненные болота. Но это не совсем так. Там, где сейчас раскинулся исторический центр Петербурга, было несколько русскоязычных поселений, существовавших здесь ещё до того, как пришли шведы. Жители данных поселений стали по факту первыми петербуржцами.

Прежде всего в мае 1703 года на Заячьем острове происходит закладка первого камня Петропавловской крепости. Её расположение выбирается таким образом, чтобы с неё было удобно вести огонь по вражеским судам.

Война ещё не была окончена, поэтому возвести крепость необходимо было в кратчайшие сроки. Пётр сам контролировал все процессы — от составления плана-схемы до выполнения конкретных работ. В результате крепость удалось построить за три года!

Ещё одной важной постройкой стало здание Адмиралтейства — то есть Петербург изначально задумывался как мощный морской порт. Кроме того, Пётр говорил о городе как об «окне в Европу», и поэтому застройка велась с оглядкой на планировку европейских столиц.

Адмиралтейство — одно из старейших зданий Петербурга: шпиль и кораблик на нём появились ещё при жизни Петра

Желая построить крупный город в кратчайшие сроки, Пётр не экономил средства и ресурсы. И не удивительно, что в процессе строительства погибло много людей. Трудиться им приходилось в сложнейших условиях — в суровом холодном климате, среди болотных топей.

Есть сведения, что в лесах, которыми тогда был покрыт Елагин остров, обитало немалое количество бурых медведей. Звери нападали на строителей и порой загрызали их до смерти. Чтобы решить проблему, Пётр I даже приказал начать охоту на настырных хищников.

Ещё до окончания всех работ царь-реформатор переносит в Петербург из Москвы все важные органы госуправления — то есть превращает новый город в полноценную столицу державы. И к концу правления Петра I население Санкт-Петербурга составляло уже около сорока тысяч человек.

Документальный фильм Леонида Парфёнова «Российская империя. Пётр I»

Источник: https://KnowHistory.ru/journal/lichnost-i-reformy-petra-i

Оценка Реформ и Личности Петра I в исторической

Оценка Реформ и Личности Петра I в исторической литературе.

• Для одних Петр I был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.

Сергей Михайлович Соловьев С. М.

Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ: Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился. Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

• «Публичные чтения о Петре Великом» (Москва, 1872) — блестящая характеристика преобразовательной эпохи. 14 чтений.

Василий Осипович Ключевской «Петр Великий и его реформы – наше привычное стереотипное выражение. Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себяпредварительными соображениями, . , и все, что он делал, он.

считал своимтекущим, очередным делом, а не реформой» «Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, деломбеспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым» .

«Она была революцией не по своим целям и результатам, а по своим приемам и по впечатлениям, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью» .

«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – этополитическая квадратура круга, загадка. доселе неразрешенная» .

Павел Николаевич Милюков П. Н. Милюков первым открыл и вызывающе усомнился в величии Петра. Онутверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформыразрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением. Таким образом, Милюков обнаруживает длинный ряд «реформ без реформатора» .

Погодин Михаил Петрович «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься.

Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! … …Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч. , и проч. » .

Платонов Сергей Федорович «Петр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами» .

«Встреченный открытой враждой… Петр все время боролся за то, во что верил и что считал полезным. В этом объяснение тех особенностей в реформационной деятельности Петра, которые сообщили его реформе черты резкого, насильственного переворота.

Однако по существу своему реформа эта не была переворотом» .

Первую научную оценку получает он от Карамзина. Но Карамзин как историк принадлежит уже XIX веку. Ученый по критическим приемам, художник по натуре и моралист по мировоззрению, он представлял себе русскую историческую жизнь как постепенное развитие национальногосударственного могущества.

К этому могуществу вел Россию ряд талантливых деятелей.

Среди них Петру принадлежало одно из самых первых мест: но, читая «Историю государства Российского» в связи с другими историческими трудами Карамзина, вы замечаете, что Петру как деятелю Карамзин предпочитал другого исторического деятеля – Ивана III.

«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра» , — писал Карамзин. «Я чувствую великие дела Петровы, и думаю: « Счастливы предки наши, которые были их свидетелями!» однако ж – не завидую их счастью» .

Свидетельства иностранцев: • Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…» .

Свидетельства иностранцев: Людовик XIV • «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть. »

• Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам.

Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны.

Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума» .

Безусловно, Петр I — одна из выдающихся личностей в российской истории. Вероятно, нет такого человека, который не знал бы эту фигуру

Источник: http://present5.com/ocenka-reform-i-lichnosti-petra-i-v-istoricheskoj/

Реформы Петра Первого и их роль в развитиии государства

Для того, чтобы раскрыть тему Реформы Петра 1 и их роль в модернизации, необходимо, в первую очередь, обратиться к формированию личности самого Петра 1, обратить взгляд на историческую справку, в которой как раз и содержатся предпосылки последующих реформ столь яркого и великого деятеля в истории Российской империи.

Петр 1 родился 30 мая 1672 года. Его рождение окружено роем легенд. С рождением Петра вражда между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из узко семейной, перерастает в политическую борьбу партий.

Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петра возможности получить достойное образование, но освобождало от придворного этикета и давало огромную свободу. Свое время он тратил, исключительно, на военные потехи. Беспрепятственно он создавал потешные войска.

Тогда же Петра увлекло искусство навигации, что стало в нем страстью. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро.

Его мать ожидала, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских, но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учение и забавы для политики.

Осенью 1689 г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, так и продолжал не испытывать вкуса власти.

За относительно маленький период времени Петр Первый сумел вывести Российское государство из тени благодаря его реформам Россия стала одной из ведущих держав на арене мировой жизни. Произошло это после внедрения изменений, которые касались практически всех сторон жизни .

Реформы Петра Первого в первую очередь коснулись преобразования центрального управления. В результате Боярская дума была упразднена и заменена Ближней канцелярией, которая в 1708 году была переименована в Консилиум министров.

Следующим пунктом в списке реформ было создание Правительствующего сената , который стал самым высшим правительственным учреждением. Он принимал участие в законодательных, распорядительных и судебных делах.

Реформы Петра Первого 1718-1720-х гг.

упразднили громоздкие и неповоротливые законы и ввели коллегии — изначально их было 11: Коллегия иностранных дел, ведавшая делами внешней политики; Воинская коллегия, которая управляла всеми сухопутными силами страны; Адмиралтейств-коллегия, распоряжавшаяся морским флотом; Берг-коллегия занималась горнозаводской промышленностью; Юстиц-коллегия подчинила себе гражданский и уголовный суд и т.п.

Также был немаловажен Указ о единонаследии, который подписал в 1714 году Петр Первый.

Реформы были таковы: согласно этому документу поместья дворян отныне были равны боярским вотчинам, и введение этого указа направлялось на уничтожение границ между родовой и дворянской знатью.

Более того, теперь не было никакой разницы между боярской и дворянской землей. Чуть позже, в 1722 году, Петр принял Табель о рангах, который окончательно стер границы между новой и старой аристократией и полностью уравнял их.

В 1708 году для укрепления аппарата власти и повышения его влияния была введена Областная реформа: страну разделили на восемь губерний.

Логическим ее завершением стала реформа городского управления: появлялось все больше и больше городов, а соответственно, росло население страны .

Да и состав городского населения был сложным: основной частью были мелкие ремесленники, посадский люд, торговцы и предприниматели.

При Петре Первом полностью завершился процесс преобразование церкви — реформы Петра Первого превратили ее в важное государственное учреждение, подчиненное органам высшей светской власти. После смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха, ссылаясь на неожиданно начавшуюся Северную войну.

Во главе патриаршеского престола был назначен Стефан Яворский. После Северной войны Петр упразднил патриаршество совсем.

Читайте также:  Коренной перелом в ходе войны. курская битва 1943 г. - история России

Управление всеми церковными делами и вопросами было поручено Духовной коллегии, после переименовано в Святейший правительственный синод, что полностью превратило церковь в мощную опору российского абсолютизма.

Но великие преобразования и реформы Петра Первого принесли с собой множество проблем, основными из которых стали ужесточение крепостного права и развитие бюрократизма.

Историческое значение реформ Петра 1

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха — Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.

Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования — создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.

В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.

В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства — военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека — капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

В заключение можно привести слова современника Петра — Нартова:

. и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него.

Роль Петра 1 в истории России

В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт, но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований. Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы

изменения культурного уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой
находился император, обладавший абсолютной властью.

В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества.

В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику.

Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры.

Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие.

Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот,консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие Петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

Источники: www.bankreferatov.ru, fb.ru, otvet.mail.ru, hamac.ru, 900igr.net​

Источник: http://objective-news.ru/stranicy-proshlogo/reformy-petra-pervogo-i-ih-rol-v-razvitiii.html

«Личность Петра I»

План-конспект урока истории

разработал Ранжурова Александра Сергеевна

Преподаватель истории

Тема: «Личность Петра I»

Цель: довести до обучающихся характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I.

Задачи:

1.Образовательные:

● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

●познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

●проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I.

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I;

●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

  3. практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I», «Екатерина I», презентация «Личность Петра I», карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. — М., 2010. — 544 стр.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

  3. Раскрытие темы урока.

  4. Закрепление знаний.

  5. Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

  1. Мнения историков о личности реформатора.

  2. Внешность и личная жизнь Петра I.

  3. Петровские реформы.

  4. Внешняя политика.

Вступление:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»                                                                                                     В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»                                                                                   М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация: «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске — «Личность Петра I»)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года — 28 января 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы).

По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.

Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О.

Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность (по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову.

В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера.

Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра.

Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения.

В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

Читайте также:  Русская музыка 18 — 19 вв - история России

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715—1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714—1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург.

Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709).

Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741—1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

Далее приглашаются составители теста, они зачитывают его, класс пишет самостоятельно на листочках ответы (5 минут).

Источник: https://multiurok.ru/files/lichnost-pietra-i-2.html

Личность Петра I

Проект Личность Петра I 10 класс

Учитель истории МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

Панчёхина Галина Алексеевна

Основополагающий вопрос:

Цель проекта :

1.Охарактеризовать личность Петра I

2. Действительно ли Пётр государь Великий?

3.Стоило ли прорубать окно в Европу?

4. Человек для государства или государство для человека? 5. Возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству , 6. Развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях.

Пётр I: добрый или злой гений русской истории?

Задачи проекта:

научиться работать с разнообразными историческими источниками и дополнительной литературой,

ориентироваться в потоке разнообразной информации;

освоить метод исторического прогнозирования;

приобретение опыта проектной деятельности и самостоятельного поиска информации и её структурирования;

сформировать навыки самостоятельной работы, работы в команде.

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.

Царь-отец никак особенно не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери, которая являлась горячей сторонницей реформ

и поощряла всяческие

новшества в быту.

По её просьбе Петру

привозились

иностранные

игрушки, старалась

следовать западноевропейской моде.

Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта.

27 января 1689 года Петр по указу матери женился на Евдокии Лопухиной, дочери московского боярина.

Семейные дела Петра Великого были не во всем благополучны. От первого брака с нелюбимою им Евдокиею Федоровною (Лопухиной) у Петра был сын царевич Алексей, родившийся в 1690 году. Когда в 1698 году Петр расторг свой брак с Евдокиею и отправил ее в монастырь

С 1712 г. Петр жил в негласном браке с Екатериною Алексеевной, которая в начале Северной войны попала в плен в к русским в Лифляндии.

До конца своей жизни Петр ценил ее характер, ее хозяйственность, умение приспосабливаться к любой обстановке, а в 1724 г.

он даже короновал Екатерину, дав ей титул «императрицы, ее цесаревича величества». От Екатерины у Петра остались только две дочери:

Анна и Елизавета, остальные умирали

во младенчестве.

В 1689 году, отстранив от власти сестру, Петр Алексеевич стал фактически царем. После смерти в 1695 году матери, а в 1696 г. – брата-соправителя Ивана V, он 29 января 1696 года стал самодержцем, единым царем всея Руси и юридически .

Едва утвердившись на престоле, Петр I лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696 гг.), которые завершились взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Таким образом, был открыт 1-ый выход России в южные моря.

Оценивая личность и деятельность Петра, все соглашаются, что это был влиятельный исторический деятель. Никто никогда не считал его человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути.

Известный историк С.М.Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ.

Вольтер главной ценностью петровских реформ определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Известный шведский писатель Август Стринберг так охарактеризовал Петра: «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел…»

«Западники» положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

«Славянофилы» считали, что только ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы. Население России в период правления Петра из-за непрестанных войн сократилось до численности 1695 г.

Известный историк Н.М.Карамзин, признавая Петра государем Великим, сурово критикует его за чрезмерное увлечение иностранным. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

Историк В.О.Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ — беднее. «Он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага».

«Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».

Цели реформ Петра Ι

Создание регулярной армии и флота.

Создание четко действующего государственного механизма.

Замена устаревшей (запутанной и громоздкой) системы приказов новыми органами власти.

Личность Петра I и его реформы крайне противоречивы. Пётр не сделал в стране самого главного: не отменил крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.

Рассматривать реформы Петра I следует с двух сторон. С одной стороны, реформы Петра были исторически неизбежны, поскольку в России был системный кризис, экономическое отставание, не было даже серебра для чеканки денег.

Церковный и династический раскол привёл к противостоянию в обществе. Россию преследовали непрерывные военные поражения. Международный престиж России был как никогда низок.

Шведы смеялись над русскими послами, требовавшими вернуть по справедливости берега Невы, исконно принадлежавшие русским.

Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения.

Становление абсолютной монархии.

Последствия и значение преобразований Петра Ι.

Консервация феодально-крепостнических отношений.

Подчинение церкви государству.

Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.

Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

Подавление личности государством.

Понятие свободы личности и интеллигентности пошло от Петра. Но при этом ни одного человека по-настоящему свободного не было. Государственное насилие во всех формах. Полицейское жестокое государство. Прогресс через насилие!

Пётр заставлял священников присягать, что они будут разглашать тайну исповеди, если в ней будет содержаться состав преступления. И русские люди громили русские церкви, потому что это было торжище, контора.

Историк Н.М. Карамзин писал: «Став европейцами, мы перестали быть русскими. Как может народ уважать себя, если унижать его в его прошлом?».

Историк В.О.Ключевский писал: «Грозой и властью Пётр хотел вызвать самодеятельность у рабовладельческого дворянства. Он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно».

Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность!

Допустимо ли для правителей ради сохранения власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные)?

Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?

В России всегда побеждала авторитарная власть. Иначе с таким государством было не справиться, неминуем распад на удельные княжества.

Без сильного государства Россия перестанет существовать. В этой стране по одиночке не выжить. Здесь принцип «каждый за себя» самоубийственен. Здесь «спастись можно только вместе» – такова суть Русской Идеи!

История учит, что малейшее ослабление государства российского ведёт к его распаду и разделу страны.

Что важнее: единство государства или права человека? Человек для государства или государство для человека?

В «западной модели» государство служит человеку, уважает права человека. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка.

Россия на 23 азиатская страна, и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.

Писатель Даниил Гранин в книге «Вечера с Петром Великим», несколько идеализирует личность царя-реформатора. Один из героев говорит:

«Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят.

Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения.

Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!»

В Петербурге учреждается институт Петра Великого. Он создается по инициативе писателя, почетного гражданина Санкт-Петербурга Даниила Гранина в рамках программы «Путь Петра Великого», утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга.

Институт Петра Великого – научно-просветительское учреждение.

Его задача – изучение и продвижение в сферах культуры, образования, гуманитарных наук наследия Петра Великого, воплотившегося в результатах его государственной, военной и культурной деятельности.

Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Ему много помогло в преобразовании самодержавие; но его частная жизнь, его личность, несомненно, отмечены печатью гениальности. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.

Пётр своими реформами доказал, что единственно возможным путём развития России может быть только западный путь.

Используемые источники

1. http://polit-forum.ru/showthread.php?t=1488

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/

3.http://www.rulex.ru/01160320.htm

4.http://flot.com/history/pjotr.htm

5. http://www.abc-people.com/typework/history/doch-3.htm

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/lichnost-petra-i.html

Ссылка на основную публикацию