Народные восстания конца 18 в. репрессивная политика екатерины ii — история России

Восстания и социальные движения в России XVIII веке

Народные восстания конца 18 в. Репрессивная политика Екатерины II - история России

Стрелœецкие восстания:

Петровские преобразования осуществлялись за счёт перенапряжения сил всœех сословий России, что вызывало протесты народных масс. В условиях перехода к регулярной армии стрельцы как категория служилых людей оказались не нужны и в связи с этим неоднократно восставали.

Хованщина (1682 год): вступление стрельцов было спровоцировано борьбой за власть в правительственных кругах.

Неустойчивость и неразбериха в верхах были использованы стрельцами для увеличения льгот и регулярной уплате жалования.

Во главе встал не пальник Стрелœецкого приказа князь Хованский (он был за возвращение утраченного влияния боярства). Правительство и царица Софья подавили бунт (в 1682 году).

1698 год: в отсутствии Петра I царица Софья с помощью 4 полков пыталась захватить власть и двинулась с польской границы на Москву. Но под Иерусалимом были разбиты царскими войсками (генерал Гордон). Разгром стрельцов и репрессии. Петр I вернулся из-за границы и новые репрессии против стрельцов, и Софья пострижена в монахини и в монастырь.

Астраханское восстание 1706-1707 годы: одно из крупнейших восстаний стрельцов и посадского населœения (против Петра I). Восстание было вызвано: усилением налогового гнета͵ произволом ростовщиков, насилием со стороны городской власти (воевода Ржевский).

Причиной явилось введение иностранной одежды и обычаев. 30 июля захват Астрахани восставшими и казнь местных чиновников, их имущество в передел посадских людей. Восставшие создали совет старшин, всœе основные вопросы решались на общей сходке повстанцев — круге.

На этом собрании были отменены налоги, избрано командование гарнизона. К Астрахани примкнули города Поволжья и Прикаспия. Повстанцы двинулись: на Царицын, представители на Дон к казакам, специальная комиссия к Петру I который пошел на переговоры.

Нерешительность, отсутствие программы и выигрыш во времени помогли подавить восстание (казаками и калмыками + царские войска).

1706 год: взятие Астрахани и репрессии.

Восстание Кондрата Булавина (1707-1710 годы):

В начале XVIII века: развернулась мощное казацкое движение. Его причины в наступлении государства на автономию и самоуправление Дона, требования возврата беглых (ʼʼС Дона выдачи нетʼʼ). Поводом к восстанию были действия карательного отряда по поимке беглых (князь Долгорукий).

В 1707 году: отряд Долгорукий был развит Войсками во главе с атаманом Треизбянкой станицы Булавиным;

1708 год: расширение восстания. Переписка восставших с городками (ʼʼпрелœестные письмаʼʼ).

В захваченных населœениях проводили выборы новой власти на началах казачьего самоуправления, уничтожение бумаг в приказных избах, мобилизация людей на борьбу.

В Черкесске войско Булавина разделилось: один отряд навстречу царским войскам, два других в Поволжье, а главные силы с Булавиным на Азов. Распыление сил обернулось поражением восставших;

1709-1710 годы: выступления казаков и репрессии правительства против них. Все эти восстания не переросли во всœеобщее и были локализованы на территории Дона, где отсутствовало помещичье землевладение (цель казаков была в восстановлении их сословных привилегий).

Башкирское восстание (1705-1711годы):

Недовольство малых народов Поволжья и Приуралья из-за: произвол Петровской администрации, вытеснение местного населœения со своих мест, захват лучших земель, насильное введение православия. Причина восстания: взыскание с Башкирии новых налогов и призыв на военную службу людей.

Стихийное возмущение было использовано местными боями: уход от России под ʼʼкрылоʼʼ турецкому султану или крымскому хану, использую лозунг мусульманской религии. Разжигание ненависти к Русским, живущим в Башкирии и репрессии против них.

Регулярные войска подавили восстание в 1711году.

Дело царевича Алексея.

Политический конфликт между Петром I с царевичем Алексеем (его 1-ый сын от брака с Евдокией Лопухиной). Алексей находился под влиянием своего духовника Якова Игнатьева непримиримого врага Петра I и осуждал преобразования в стране и поведение отца.

1716 год: отношения в тупик и Алексей бежал в Австрию (к шурину императору Карлу VI);

1717 год: возвращение царевича и его вера в обещание царя простить его вину. Взят под стражу;

Был раскрыт враждебный план Алексея — вернуться к допетровским временам. Был приговорён к смерти, но умер в каземате Петропавловской крепости, не выдержав пыток.

Идейно-политическая борьба в эпоху дворцовых переворотов.

1730 год: попытка Верховного тайного совета изменить форму правления России: попытка части дворянства к конституционному ограничению самодержавия князь Голицын. Составленные им – кондиции. Предполагалось: разделœение законодательной власти между верховным тайным советом и двумя палатами выборных представителœей от дворянства и горожан планы провалились.

Татищев: за развитие традиций внутренней и внешней политики Петровского периода, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, прогресс в области пазки и просвещения. Незыблемость неограниченной монархии и дворянских привилегий.

Договорное начало: государь и помещики заботятся о подданных, а те повинуются им беспрекословно. Признание трех форм государственной власти: монархия, аристократия и демократия (для России лишь монархия).

Вместе с тем главной силой прогресса объявлялось просвещение.

Ломоносов: зарождение просветительства – прогрессивной антифеодальной идеологии: отрицательная оценка крепостного права, отстаивание интересов народа, защита просвещения и европеизация России.

Ломоносов: выходец из поморских крестьян: добивался доступности образования для всœех сословий и защита простого народа от произвола власти. Надежды возлагал на просвещенный абсолютизм.

Идеалом считал: петровские реформы; образец просвещенного монарха Петр I и сравнение его с богом.

Общественно-политическая жизнь и социальные движения в эпоху просвещённого абсолютизма.

В XVIIIвеке: происходит зарождение и формирование базовых течений русской общественной и политической мысли.

Екатерина II: сторонники идеи медленного и постоянного развития, делились на два лагеря:

o умеренное направление – просвещение подданных и их воспитание и подготовка к обретению свободы;

o демократическое направление – отмена крепостного состояния подданных, а затем их просвещение и воспитание.

Екатерина II: официальная охранительная идеология:

o негативная оценка жестокости методов реформ Петра I;

o поспешность и непоследовательность преобразований;

o стабилизация государского порядка путем постепенной правовой модернизации;

o мысль об особой исторической миссии русского народа (его превосходство над другими народами);

o инакомыслие как бунт против государства.

Князь Щербатов (публицист). Лидер дворянства.

Аристократически-консервативное направление: Князь Щербатов(публицист). Лидер дворянства:

o сохранение сословных привилегий дворянства и крепостного права. (ʼʼО повреждении нравов Россииʼʼ);

o сохранение идеалов допетровской Руси;

o критика Екатерины II за дворянство;

o крепкий союз дворянства и монарха, при сохранении крепостнических порядков.

Масонство(ʼʼвольные каменщикиʼʼ).

Идеи с Западной Европы, приписывают Петру I введение масонства в России (Москва – 1713 год). Особая популярность масонских идей в серединœе XVIII века.

o создание общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования;

o освобождение от всœех сословных и национальных рамок;

o опирались на мистику, магию, алхимию, астрономию;

o проповедь гуманизма и взаимопомощи, но отрицание бунтов, восстаний и революций.

o просвещение и общественная благотворительность;

o газеты, журналы, театры, школа, больницы, и благотворительность.

Потом в масонстве наступает этап разочарований. Обращение к мистической тайне с помощью разума и превращение в замкнутую элитарную организацию из представителœей высших слоев (Державин, Щербаков, Воронцов и. т. д.) Екатерина II разогнала масонство.

Новиков (1769-1773 годы): журналист и книгоиздатель масок журналы ʼʼТрутеньʼʼ и ʼʼЖивописецʼʼ резко критиковал бюрократизм, произвол и жестокость.

o убить монарха и дворян;

o гуманные преобразования установят порядок;

Закрытие типографии и арест на 15 лет Новикова.

Ломоносов: просветительское направление:

o антифеодальная направленность;

o просвещенная конституционная монархия (идеи образ царя Петра I);

o правовое обеспечение вольности и собственности.

Поддерживали: Фонвизин, Крылов и. т. д.

Крестьянское направление:

а). Поленов(дворянин):

o критика крепостного права, но оставить дело и установить отношения между помещиком и крестьянином;

o ограничение барщины и снижение налогов;

o дать крестьянам право наследственности на имущество.

б). Козельский (дворянин):

o сначала изменить социально-политическое и правовое положение народа, и потом его просвещать;

o сохранение мелкой частной собственности и равномерное распределœение богатств (образец Голландия).

Революционное направление: Радищев: 1790 год: ʼʼПутешествие из Петербурга в Москвуʼʼ.

o критика крепостнических порядков и их уничтожения путем революционного переворота;

Читайте также:  Федор алексеевич - история России

o право народа свергать недостойных правителœей;

o причина бед в крепостном праве.

  • — Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются… [читать подробнее].

  • — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери…. [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XII—XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской… [читать подробнее].

  • — Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). «Грозящий Амур» (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе — Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании… [читать подробнее].

  • — Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.

    Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения… [читать подробнее].

  • — Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии…. [читать подробнее].

  • — С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о — полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • — Искусство наступления по опыту войн XVIII—XX веков

    Анализ опыта войн конца XVIII — начала XIX века свиде­тельствует, что большое влияние на совершенствование насту­пательных действий оказывала неуклонно возраставшая огне­вая мощь. Так, применение ружей с изогнутым прикладом да­ло возможность вести прицельный огонь. В… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/88313_vosstaniya_i_social_nye_dvizheniya_v_rossii_xviii_veke

    История России

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Рабочая программа учебного предмета «История России» предназначена для реализации  Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Программа составлена на основе  программы образовательных учреждений  авторов Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2008 г.

    2. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

    -воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

    -освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

    -овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    -формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

    -применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

    3. Предмет «история России» относится к образовательной области «гуманитарные науки».

         На изучение предмета отведено 34 часа.

         Содержание программы связано с такими предметами как: всеобщая история, география, литература.

    4. В результате изучения учебного предмета «история России» учащийся должен

    Знать/понимать:

     -смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо­стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн Iкрестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой;

     —даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни­ков, ученых, представителей культуры.

    Уметь:

    соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо­го, социального, духовного и политического развития;

    -показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос­новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

    -объяснять значение понятий.

    -Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

    5 .Содержание рабочей программы предполагает следующие формы проведения уроков: комбинированный урок, ролевая игра, лабораторная работа, лекция с элементами беседы.

         При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с историческим источником, материалом учебника; составление синквейна, кластера; составление сложного плана; решение проблемных задач, подготовка сообщений, докладов, презентаций, решение кроссвордов.

    6. Данная рабочая программа предполагает использование следующих видов контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль проводится в форме устного и письменного опроса, промежуточный контроль – проверочные работы в форме тестов. Итоговой формой контроля знаний является – итоговое тестирование.

    2 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

          Россия на рубеже XVI-XVII вв.

           Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

    Основные понятия темы: смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество,  интервенция, семибоярщина.

           Россия в первой половине XVII в.

           Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.

    Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

            Россия во второй половине XVII в.

            Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

       Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.

    Завершение присоединения Сибири. 

            Русская культура XVII в.

    Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

    Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

    Читайте также:  Военные секреты и отличия монголов - история России

    Повторение и обобщение.

    Основные понятия темы

    Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка. Всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры.

            Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

            Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.   Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.

    Булавина, Астраханское восстание, Башкирское восстание, религиозные выступления. Значения и последствия  народных выступлений. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать.

    Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли.

    Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

    Основные понятия темы: рекрутская система, «потешные войска», подушная подать, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, прелестные письма.

            Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)

            Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.  Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

    Основные понятия темы: кондиции, олигархия, фаворит, Дворянский банк

            Россия во второй половине XVIII в.

            Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Развитие капиталистического уклада. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. 

              Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.  Комиссия  для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

             Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

           Русская культура второй половины XVIIIв.

          Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр.

    Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

    Итоговое обобщение.

    Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, ассигнации, классицизм, сентиментализм, деспотия.

    III.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем Количество часов
    всего Повторительно-обобщающих
    Раздел I. Россия на рубеже XVIXVIIвеков 4
    Тема 1. Введение 1
    Тема 2. Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова 1
    Тема 3. Смута 1
    Тема 4. Окончание Смутного времени. 1
    Раздел II. Россия в XVIIвеке 8
    Тема1. Новые явления в экономике 1
    Тема2. Сословия российского общества 1
    Тема 3. Политическое развитие страны 1
    Тема 4. Власть и церковь. Церковный раскол 1
    Тема 5. Народные движения 1
    Тема 6. Внешняя политика 1
    Тема 7. Образование и культура в XVIIвеке 1
    Тема 8. Сословный быт. Обычаи и нравы 1
    Повторительно- обобщающий урок «Россия в XVIIвеке» 1
    Раздел III. Россия в первой четверти XVIIIвека 7
    Тема 1. Предпосылки петровских преобразований       1
    Тема 2. Петр I. Россия на рубеже веков. 1
    Тема 3. Северная война 1
    Тема 4. Реформы Петра I. 1
    Тема 5. Экономика России в первой четверти 18 века 1
    Тема 6. Народные движения в начале 18 века. 1
    Тема 7. Изменения в культуре и быту в первой четверти 18 века. 1
    Повторительно-обобщающий урок «Россия при Петре I». 1
    Раздел IV. Россия в 1725-1762 гг. 4
    Тема 1. Дворцовые перевороты 2
    Тема 2. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.  1
    Тема 3. Внешняя политика в 1725-1762 гг. 1
    Раздел V. Россия в 1762-1800 гг. 8
    Тема 1. Внутренняя  политика Екатерины II 1
    Тема 2. Креситьянская война под предводительством Пугачева 1
    Тема 3. Экономическое развитие России во второй половине 18 века. 1
    Тема 4. Внешняя политика Екатерины II. 1
    Тема 5. Россия при  Павле I 1
    Тема 6. Наука и образование. 1
    Тема 7. Художественная культура 1
    Тема 8. Быт и обычаи. 1
    Повторительно-обобщающий урок «Россия во второй половине 18 века» 1
    Итого 34 часа

    IV. ЛИТЕРАТУРА

    1.      А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. Программа. 6 — 9 классы — М., Просвещение, 2008.

    3.      А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVI– XVIIIвек. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М., Просвещение, 2010.

    4.      Карты по истории России.

    5.      Иллюстрации по новой истории и истории России.

    6.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru

    Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов// .http://fcior.edu.ru/

    Источник: http://xn—17-5cdozfc7ak5r.xn--p1ai/index.php/k2/14-sample-data-articles/577-istoriya-rossii

    История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011

    История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011.    Настоящим изданием мы продолжаем серию «Конспект лекций. В помощь студенту», в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных ВУЗах.Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «История России «.

    Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

    Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.Движущие силы истории — совокупность факторов, которые влияют на исторический процесс.В советское время под влиянием марксизма сложилось одностороннее восприятие истории как процесса, который развивается, главным образом, по объективным законам.

    Значение субъективных факторов, влияние отдельных личностей на ход истории приуменьшалось. Современная историческая наука исходит из того, что в истории действуют как объективные, так и субъективные факторы, причем роль субъективных факторов очень велика.Другой стереотип, возникший под влиянием марксизма, заключается в том, что историей движет борьба угнетенныхклассов против угнетателей.

    В действительности, случаи народных восстаний и других активных действий угнетенных крайне редки.

    Наоборот, субъективное желание класса угнетателей закрепить свое материальное и иерархическое привилегированное положение и заставить работать на себя большинство общества, как правило, успешно реализовывалось на практике во все времена и это было одним из основополагающих факторов, определявших ход истории (от бояр Киевской Руси до партийной номенклатуры 1970-х гг. и современных олигархов).

    СОДЕРЖАНИЕ

    Вопрос 1. Предмет, метод курса «История России» 3Вопрос 2. Движущие силы истории. Влияние идеологии на историческую науку 4Вопрос 3. Заселение древнерусских земель 6Вопрос 4. Образование Киевской Руси 9Вопрос 5. Расцвет Киевской Руси. Укрепление феодального строя 12Вопрос 6. Феодальная раздробленность и удельные княжества 14Вопрос 7. Монголо-татарское вторжение на Русь 17Вопрос 8.

    Отражение агрессии с запада. Александр Невский 22Вопрос 9. Золотая Орда 24Вопрос 10. Сущность монголо-татарского ига 26Вопрос 11. Централизация русских земель, возвышение Москвы 29Вопрос 12. Куликовская битва 1380 г 31Вопрос 13. Позднее иго. Великая феодальная война 1533 — 1553 гг 34Вопрос 14. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. Иван III 36Вопрос 15.

    Реформы раннего Ивана Грозного 39Вопрос 16. Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и контрреформы 43Вопрос 17. Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение территории Руси 48Вопрос 18. Кризис династии Рюриковичей. Борис Годунов 51Вопрос 19. Смута начала XVII в 54Вопрос 20. Первый этап Смуты. Воцарение Лжедмитрия I и его феномен 55Вопрос 21. Второй этап Смуты.

    Двоевластие Василия Шуйского и Лжедмитрия II 58Вопрос 22. Третий этап Смуты. Национально-освободительная война 60Вопрос 23. Россия з 1613 — 1682 гг. (от Смуты до воцарения Петра I) 64Вопрос 24. Социальные бунты середины XVII в. Крестьянская война 1667 — 1671 гг 66Вопрос 25. Воссоединение с Украиной, освоение Сибири и Дальнего Востока 68Вопрос 26.

    Культура Руси (России) в IX — XVII вв 70Вопрос 27. Начало реформ Петра I (ранние петровские реформы) 72Вопрос 28. Северная война. Военная деятельность Петра 1 76Вопрос 29. Реформы государственного устройства 1700 — 1725 гг 80Вопрос 30. Сущность дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна 83Вопрос 31.

    Читайте также:  Внешняя политика ивана грозного - история России

    Возрождение России при Елизавете I Петровне в 1741 — 1761 гг 87Вопрос 32. Царствование Петра III. Воцарение Екатерины II в 1762 г 89Вопрос 33. Внутренняя политика Екатерины II (1762 — 1796) 91Вопрос 34. Народные восстания конца XVIII в. Репрессивная политика Екатерины II 95Вопрос 35. Внешняя политика Екатерины П. Русско-турецкие войны конца XVIII в 98Вопрос 36.

    Внешняя и внутренняя политика Павла I (1796 — 1801) 102Вопрос 37. Реформы Александра 1 105Вопрос 38. Общеевропейская война против Франции и Наполеона 1792 — 1814 гг. Отечественная война 1812 г 111Вопрос 39. Восстание декабристов 1825 г 116Вопрос 40. Правление Николая I 120Вопрос 41. Внешняя политика в эру Николая I Крымская война 1853 — 1856 гг 122Вопрос 42. Реформы Александра II.

    Отмена крепостного права в России 126Вопрос 43. Русско-турецкая воина 1877 — 1878 гг 130Вопрос 44. Правление Александра III. Контрреформы 1880 — 1890-х гг 133Вопрос 45. Культура России в XVIII — XIX вв 136Вопрос 46. Промышленный переворот в России в конце XIX — начале XX вв 138Вопрос 47. Эволюция революционного движения в России в XIX в 141Вопрос 48.

    Русско-японская война 1904 — 1905 гг 147Вопрос 49. Революция 1905 — 1907 гг ..152Вопрос 50. 'Третьеиюньская монархия» и столыпинская аграрная реформа 157Вопрос 51. Становление революционных партий в России 161Вопрос 52. Первая мировая война и последствия участия в ней для России 164Вопрос 53. Февральская буржуазная революция 1917 г. 168Вопрос 54.

    Развитие революционного процесса после Февральской революции в 1917 г 171Вопрос 55. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. Правительство большевиков 178Вопрос 56. Провозглашение РСФСР и диктатуры пролетариата в январе 1918 г 182Вопрос 57. Брестский мир 1918 г 186Вопрос 58. Конституционное оформление диктатуры пролетариата в 1918 г 189Вопрос 59.

    Периодизация, противоборствующие силы гражданской войны 193Вопрос 60. Гражданская война в России (1917 — 1922) 195Вопрос 61. Образование СССР в 1922 г. Эволюция государственности СССР 201Вопрос 62. Борьба за дипломатическое признание СССР 207Вопрос 63. Новая экономическая политика (нэп) 1921 — 1929 гг 210Вопрос 64. Установление в СССР тоталитарного политического режима.

    «Культ личности» И.В. Сталина 215Вопрос 65. Индустриализация в СССР. Первые пятилетки 224Вопрос 66. Коллективизация в СССР 230Вопрос 67. Распространение фашизма. Начало гитлеровской интервенции в Европе 233Вопрос 68. Внешняя политика СССР 1939 — 1941 гг 239Вопрос 69. Начало Великой Отечественной войны. План «Барбаросса», генеральный план «Ост» 244Вопрос 70.

    Стратегическая оборона 1941 г. Битва за Москву 248Вопрос 71. Стратегическая оборона 1942 г. Сталинградская битва 253Вопрос 72. Коренной перелом в ходе войны. Курская битва 1943 г 257Вопрос 73. Освобождение территории СССР в 1943 — 1944 гг 259Вопрос 74. Окончательный разгром Германии. Освобождение Европы 261Вопрос 75. Потсдамская конференция. Разгром Японии.

    Суд над военными преступниками 266Вопрос 76. Международная обстановка в мире в 1945-1953 гг. «Холодная война» 268Вопрос 77. СССР в период позднего сталинизма (1945 — 1953) …274Вопрос 78. Борьба за власть в 1953 — 1957 гг. Возвышение Н.С. Хрущева 280Вопрос 79. Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» начала 1960-х гг 284Вопрос 80. «Антихрущевский переворот» 1964 г.

    Причины, значение, последствия 289Вопрос 81. СССР в эпоху «развитого социализма» (1964 — 1985) 291Вопрос 82. Нарастание системного кризиса тоталитарного социализма в 1970 — 1980-е гг 296Вопрос 83. Перестройка в СССР (1985 — 1991) 300Вопрос 84. Внешняя политика СССР в годы перестройки 305Вопрос 85. Суверенизация России (1990 — 1992) 308Вопрос 86.

    Кризис перестройки и распад СССР 310Вопрос 87. Радикальная экономическая реформа 317Вопрос 88. Принятие Конституции РФ 1993 г 322Вопрос 89. Политическое развитие России в 1994 — 1999 гг 327Вопрос 90. Экономическое развитие России в 1994 — 1999 гг 333Вопрос 91. Культура России и СССР в XX в 337Вопрос 92. Россия и чеченский конфликт 341Вопрос 93. Россия в XXI в.

    Первый срок президентства В.В. Путина (2000 — 2004) 347Вопрос 94. Россия в XXI в. (2004 — 2008) Второй срок президентства В.В. Путина 349Вопрос 95. Деятельность Д.А. Медведева на посту Президента РФ (первая половина президентского срока 2008—2010 гг.) 354.
    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

    Скачать книгу История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать

    Скачать — fileskachat 2.

    Скачать книгу История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011. djvu — Яндекс Народ Диск.

    Скачать книгу История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011. djvu — depositfiles.

    Скачать книгу История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011. pdf — Яндекс Народ Диск.

    Скачать книгу История России, Конспект лекций, Якушев А.В., 2011. pdf — depositfiles.

    Источник: http://nashol.com/2012080266312/istoriya-rossii-konspekt-lekcii-yakushev-a-v-2011.html

    Учебные материалы по Истории России

    29 июля 1762 г. с помощью Измайловского и Семеновского полков Екатерина захватывает власть. Петр III подписывает акт об отречении от престола, вскоре он был убит.

    Как и Петр I, Екатерина II получила прозвище Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России, а политика получила название просвещенный абсолютизм.

    Екатерина была знакома с идеями французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье. Дидро, Даламбера, считала себя их ученицей. Гордилась дружбой с Вольтером и Дидро.

    Взяв идеи просветителей на вооружение, Екатерина II решила дать России законодательный кодекс. С этой целью ею был составлен «Наказ», который признавал необходимость самодержавной власти для России ввиду обширного пространства империи и разнообразия ее частей. Власть правительственных учреждений должна быть основана на законах.

    «Наказ» высказывался против пытки, против частого применения смертной казни. Для рассмотрения «Наказа» в 1766 г. был издан Манифест о созыве комиссии из представителей всех сословий, кроме крепостных.

    Затем, под предло­гом войны с Турцией, комиссия была распущена, так и не приняв никаких решений, Екатерина И поняла, что, несмотря на критику крепостничества, депутаты не хотят его отмены, а значит общество не готово к принятию такой меры.

    Некоторые идеи «Наказа» нашли отражение в «Учреждении о гу­берниях» — вводилось новое областное деление, вместо прежних 20 губерний было учреждено 50. Губерния делилась на уезды. Все сословия, кроме крепостных, получили право участия в делах местного управления и суда. Роль дворянства была преобладающей. В 1765 г. «Жалованная грамота дворянству»:

    •      освобождала дворян от обязательной службы и податей, они владели своими имениями и крепостными на правах полной собственности и могли распоряжаться ими как считают нужным: продать, заложить, проиграть, заводить фабрики или заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести и жизни;

    •      предусматривалась ссылка крестьян в Сибирь за неповиновение помещику, за жалобу на помещика.

    Война с Турцией способствовала росту налогов «податного» населения. Недовольство правительственными мерами переросло в открытый бунт. В царствование Екатерины II произошла крупнейшая в. истории России крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773- 1775 гг.), которую правительственным силам стоило огромных усилий подавить.

    Преобразования Екатерина II способствовали европеизации России и укрепили ее авторитет и положение в Европе.

    Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=58

    Ссылка на основную публикацию