Направленность городских востаний — история России

Народные движения во второй половине XVI — первой половине XVII века

Направленность городских востаний - история России

Народные массы являлись составной частью сложившейся социальной системы. Никакого иного образа жизни, кроме привычного, они себе не представляли. В этой жизни давно сформировался уклад с общинной взаимопомощью, чувством справедливости и уравнительной моралью.

Ключевыми понятиями народной психологии оставались «правда», «справедливость», «истинность». Базовой категорией политической психологии являлся монархизм.

Народным массам просто не могло прийти в голову, что именно царь венчает собой существующий порядок, поэтому именно в царе они искали защиту от бесконечных бед.

Их появление требовало объяснения, и оно было найдено в понятии «измена». В условиях всеобщей службы тяготы должны были делиться поровну.

И любое нарушение устоявшегося порядка народ как раз и трактовал как «измену». «Предателей» обнаруживали в лице бояр, поставивших себе новые терема, не соответствующие их чину.

Следовательно, в понимании народа, они и воровали, и это требовало восстановления справедливости.

Эти выводы, наряду с анализом масштабов социального противостояния в XVII в. народных масс и власти, сопоставления аналогичных процессов России и Европы позволяют сделать более широкие обобщения.

В Европе столкновения общества с властью начались в XI–XII вв., в результате чего уже тогда, в рамках городской территории горожане обрели гражданские и политические права.

Вторым этапом, обеспечившим обществу новый уровень свободы, стала Реформация. А уже затем, в XVII–XVIII вв. последовали буржуазные революции. В России первые крупные восстания произошли в XVII в.

Но хотя современники и назвали его «бунташным», восстания не смогли сыграть роль катализатора исторических процессов.

Чаяния, надежды и ментальность холопов и крестьян проявились в восстаниях под руководством Хлопка в 1603 г. и И.И. Болотникова в 1606–1607 гг. О восстании Хлопка известно очень мало в силу его быстротечности. Восстание же, которым руководил боевой холоп И.И.

Болотников, потрясло страну. Оно стало самым массовым социальным движением за всю историю страны. И.И. Болотникову удалось объединиться с дворянством и казаками и в борьбе за восстановление на троне «царевича Дмитрия» двинуть против В.В.

Шуйского 100-тысячное войско.

Восстания казаков отличались от движения дворян и крестьян тем, что первоначально они выдвинули своего самозванца: в 1605 г. на казачьем кругу выходец из посадских людей Мурома Илейка был провозглашен сыном царя Федора Ивановича «царевичем Петром».

Восстание полыхало на юге России в течение 1605–1607 гг. Следующий руководитель казаков – выходец из «простых людей», донской атаман И.М. Заруцкий – оказался более крупной политической фигурой. В 1606–1607 гг. он возглавлял движение казаков во время восстания И.И. Болотникова, в 1607–1608 гг.

сражался на стороне Лжедмитрия II и стал боярином в его тувинском лагере. В 1610 г. перешел на сторону Владислава и участвовал вместе с поляками в походе на Москву, но в 1611 г. стал одним из организаторов первого ополчения.

Избрание Михаила Романова не признал и попытался посадить на трон сына Лжедмитрия II. В 1614 г. он был казнен в Москве.

После Смуты на какое-то время жизнь в городах казалась спокойной. Но в 30-е гг. социальное напряжение быстро начало нарастать: восстания прошли в Москве, Томске и некоторых других городах. В середине 40-х гг. они охватили новые районы – Воронеж, Елец, Тотьму, Каргополь.

1 июня 1648 г. в Москве разразился «соляной бунт». Вслед за этим волна погромов прокатилась по 40 городам: Козлову, Соль-Вычегодску, Курску, Устюгу Великому, Воронежу, Ельцу, Ливнам, Чугуеву, Тотьме, Каргополю, Нарыму, Томску, Чердыни и др.

В 1650 г. поднялись мятежи в Пскове и Новгороде.

В июле 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт» 1662 г.

В 1670 г. на Дону началось восстание под руководством С. Разина.

Сам факт этого крайнего выражения социального недовольства, вроде бы опровергает положение о подавлении общества государством, об ином, нежели в Европе, социальном устройстве. На самом деле механизм и масштабы этих восстаний принципиально отличались от тех, что потрясали Европу. Поэтому и их результаты оказались не такими как в Европе.

Во-первых, доля горожан в общей массе населения составляла незначительную величину. Москва являлась крупнейшим мегаполисом Европы: в ней проживало около 100 тыс. человек.

В Новгороде, Пскове, Казани и Нижнем Новгороде – по 25–30 тыс. человек. В остальных же городах проживало по 3–5 тыс.

, причем подавляющее число городов представляло собой крепости или административные центры, торговцы и ремесленники составляли в них лишь малую долю.

Если в Европе во главе восстаний стояли торговцы и ремесленники, возросшие экономические возможности которых не укладывались в узкие рамки феодальных производственных отношений, то в России восстания стали проявлением отчаяния широких народных масс, задыхавшихся от бремени непосильных налогов. Те идеи, ради которых в Европе поднимались на революции, – экономическая и личная свободы – в России отсутствовали. Мысли о необходимости широких социальных преобразований здесь неоткуда было возникнуть

Казацко-крестьянское восстание под руководством С.Т. Разина по числу участников многократно превышало число всех восставших горожан. Собственно разинская армия в период своего могущества в 1670–1671 гг. достигала 20 тыс.

Они спровоцировали восстание на Нижнем и Среднем Поволжье, где в общей сложности в борьбу за лучшую жизнь втянулось около 200 тыс. человек. Тем не менее, и это число в общей массе населения не составляло значительной доли.

Во-вторых, и это главное, ни одно из восстаний не было направлено против существующего строя.

Все восстания происходили по одной и той же схеме: сначала городские низы пытались подать царю петицию с изложением своих несчастий, потом шли громить усадьбы бояр. При этом собственные действия они оценивали как защиту существующего порядка вещей, как восстановление справедливости. Поэтому ценности из разрушенных теремов восставшие не брали.

Необходимой предпосылкой восстаний являлись слухи. Царь в них неизменно оказывался защитником простого народа, которого околдовали или захватили «злые вороги»:

— в 1650 г. в Пскове и Новгороде распространился слух, будто государь находится в Польше и написал указы, облегчающие жизнь народа, но бояре–кровопийцы их скрыли;

— в 1662 г. народ был уверен, что медные деньги бояре выпускают без ведома царя. Около 4–5 тыс. человек прорвались в резиденцию царя с. Коломенское, где вручили ему челобитную с требованием наказать «бояр-изменников»;

— участники восстания под руководством С.Т. Разина искренне верили взаимно исключающим друг друга вещам. С одной стороны, С.Т. Разин объявил себя мстителем за Алексея Михайловича, у которого бояре отравили двух сыновей – Алексея и Семена. С другой – многие считали, что царевич Алексей находится в войске Разина.

Такой же своеобразной формой социального протеста, как и городские восстания, стал раскол. Народные массы ошибочно связали ухудшение своего положения с реформой Никона. Тысячи старообрядцев бежали на Север, Урал, в Заволжье. Их общим лозунгом стал возврат к старине.

Ни старообрядцы, ни сторонники Никона к изменению отношений между обществом и государством не стремились. Между тем, в Западной Европе еще в XVI в.

по средневековому католицизму был нанесен мощнейший удар протестантским направлением, что стало мировоззренческой основой будущей капиталистической системы.

{module SAPE in content}

Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/narodnye-dvizheniya-vo-vtoroy-polovine-xvi-pervoy-polovine-xvii-veka

К вопросу о «городских восстаниях» в россии в середине xvii века (по материалам южнорусских уездов)

Статьи

© 2010 г. Д. А. ЛЯПИН *

К ВОПРОСУ О «ГОРОДСКИХ ВОССТАНИЯХ» В РОССИИ в середине XVII века (по материалам южнорусских уездов)

Социальные конфликты — революции, бунты, восстания — всегда были предметом для дискуссий. Изучая ход событий, исследователи реконструировали их содержательную сторону: даты, место, движущие силы, материальные ресурсы, вооружение. Несомненно, это главная составляющая.

Однако есть и другая сторона конфликта. Важно понять, что происходило в головах людей, как они осознавали свои действия. В данной статье городские восстания середины XVII в.

рассматриваются без какой-либо заранее выбранной теории; это попытка взглянуть на события глазами современников, участников и очевидцев, самих жителей городов.

В дореволюционной историографии волнения в городах в начале правления Алексея Михайловича назывались «мятежами». Этот термин был взят из документов XVII в. Изучение событий носило описательный характер, и все сводилось к выводу о том, что мятежи были направлены против злоупотреблений «сильных людей»1. В.О.

Ключевский видел причины городских мятежей в финансовом кризисе Московского государства, который стал итогом политики властей после Смуты2. В 1913 г. вышла статья П.П. Смирнова «О начале Уложения и Земского собора 1648-49 гг.». В ней автор сделал вывод об особой роли дворянства в этих событиях3. В 1917 г.

в сборнике статей памяти М.К. Любавского была опубликована статья С.В. Бахрушина о мятеже 1648 г.4 В 1919 г. вышла отдельным изданием дипломная работа ученика С.В. Бахрушина М.Н. Тихомирова5. Тихомиров продолжил заниматься изучением народных движений в допетровской России.

Именно его труды сформировали официальную точку зрения советской исторической науки на события 1647-1650 гг. и другие народные волнения XVII в.6 В 1934 г. ученый работал над специальным сборником, посвященным народным движениям на Юге России, а также в Пскове и Новгороде7.

В дальнейшем исследования Тихомирова продолжили такие советские историки как П.П. Епифанов, В.И. Буганов, Е.В. Чистякова и др.8

В 1934 г. была опубликована статья Г. А. Новицкого о событиях в Курске, где автор писал о масштабном антифеодальном восстании9. В 1936 г. вышел сборник документов по истории волнений в России в середине XVII в.10 Итогом многолетних исследований русского города стал 2-х томный труд П.П.

Смирнова «Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века»11. Смирнов считал, что главной силой волнений были посадские люди и примыкавшее к ним мелкое служилое население, но свою роль сыграло и дворянство. Восстания середины XVII в.

Читайте также:  Боспорское царство в эллинистическую эпоху - история России

, по мнению Смирнова, завершили многолетнюю борьбу горожан с крупными феодалами, благодаря чему городам удалось перейти под власть государства и избавиться от угнетения со стороны крупных вотчинников. Эти выводы подверг критике С.В. Бахрушин12.

В советской историографии народные волнения начала правления Алексея Михайловича назывались «городскими восстаниями». Все социальные потрясения XVII в. были систематизированы. Народные движения до 1649 г. выделялись в первый этап «классовой борьбы». Сюда

* Ляпин Денис Александрович, кандидат исторических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

Статья написана при поддержке РГНФ, проект № 10-0-73101а/Ц.

входили: «крестьянская война» начала века (Смутное время), проявления народного недовольства в 1620-х гг. и «балашовщина» (движение в период Смоленской войны). Восстания после 1649 г. открыли новый этап в истории классовой борьбы.

Народные движения в России изучаются и зарубежными исследователями. Это, прежде всего, В. Кивельсон, М. Перри, П. Бушкович, Н. Колманн13. Например, Кивель-сон рассматривала мятежи середины XVII в.

как народное возмущение, вызванное несоответствием традиционного поведения монарха в России и ростом влияния на него ближних людей14. Перри отмечала «народный монархизм», присущий русскому обществу, влиявший на особенности взаимодействия власти и общества в России.

Следует отметить также работу о народных волнениях в Козлове американского исследователя Б. Девиса15.

Наиболее интересным для изучения «городских восстаний» середины XVII в. является юг Российского государства — регион с повышенной социальной активностью (во многом благодаря своему геополитическому положению). Это территория современного Центрального Черноземья. Среди крупных городов выделялись Курск, Воронеж, Елец.

Регион окончательно вошел в состав Российского государства только в конце XVI в., но и тогда еще в местных документах встречается фраза «поехать на Русь», что означало отправиться севернее, в район Средней Оки и далее16.

Несмотря на умеренно-континентальный климат и черноземные почвы, полноценно заниматься земледелием здесь можно было только 4 месяца в году.

Социально-экономическая ситуация в городах юга России накануне волнений отражена в целом комплексе разнородных документов. Это материалы Разрядного приказа 1630-1640-х гг.: десятни, данные книг переписи 1646 г., сохранившиеся практически по всем городам.

Ход волнений, социальный состав, участники и итоги мятежей зафиксированы в материалах Белгородского стола, где сохранились расспросные речи и сыскные дела, челобитные, а также переписка воевод с Разрядным приказом по поводу текущих событий. Ряд документов хранится среди комплекса материалов Белгородского стола 1647-1651 гг.

; по некоторым городам документы о волнениях составляют отдельные дела.

Города юга России начинали свою историю как пограничные крепости, население которых составляли служилые люди по отечеству (дети боярские) и по прибору (стрельцы, городовые казаки и проч.).

Свою нишу в социальной структуре занимали поместные казаки. Дети боярские и поместные казаки владели крупными земельными участками, размер которых обычно составлял 100-200 четвертей, хотя условный земельный оклад мог быть и выше.

Поместное землевладение основывалось на принципе обязательной службы.

В 1620-х гг. южные уезды активно заселяли помещики и крестьяне17. А.А. Новосельский зарегистрировал незаконное бегство на юг 546 крестьянских семей. Большинство из них были выходцами со средней Оки: из Орловского, Брянского, Волховского, Калужского и ряда других уездов.

По подсчетам историка, в Курском уезде остановились 290 семей, в Елецком — 149, в Ливенском — 71 семья, всего 93% от общей численности бежавших. Остальные 36 семей разместились в Белгородском, Венев-ском, Оскольском, Лебедянском и Воронежском уездах18.

Татарская опасность и стремление России ускоренно колонизировать степные пространства на юге привели к росту численности служилых людей, прежде всего детей боярских. При этом крестьянские дворы в южных уездах располагались неравномерно и были немногочисленны. Общее количество помещиков Елецкого уезда, явившихся на смотр в 1648 г.

, составило 1 805 человек, из них только 307 имели на своих землях крестьян19. Большинство же помещиков, 83%, были вынуждены обрабатывать землю собственными силами, т.е. являлись однодворцами.

Привязанность помещика к деревне, к хозяйству отрывала его от военной службы. Серьезный удар по помещикам, имевшим владения средних размеров, был нанесен в 1630-х гг. Большой урон хозяйству нанесли Смоленская война с Речью Посполитой и постоянные набеги крымских татар. Российское государство пыталось загородиться от

татарских ударов «живым щитом», основу которого составляли служилые люди южных уездов. На плечи местного населения государственная оборонительная политика ложилась тяжелым грузом. В числе обязанностей служилых людей были также строительство крепостей, укреплений, валов, летние и зимние службы (посылка по вестям, патрулирование степи и проч.

), десятинная пашня, государственный оброк («на государев обиход»), сопровождение послов до Азова и обратно, сменная служба в пограничных крепостях, доставка хлеба и овса в пограничные остроги и крепости20. Тяжелым бременем было струговое дело.

Жители городов-крепостей должны были за свой счет нанимать плотников, делать струги, погружать на них выращенный хлеб, делать для него рогожные мешки, сопровождать его до места назначения. Все эти обязанности исполнялись одновременно с полковой, вестовой и городовой службой.

Почти все местные служилые люди несли тягло, выплачивая его государству в основном хлебом и незначительную часть деньгами21. Это увеличивало бремя тягла, поскольку хлеб надо было не только собрать, но и отвезти за несколько сотен верст в степные крепости, где с зерном было плохо из-за татарских набегов.

Однако несмотря ни на что количество новых городов росло, колонизация края продолжалась. Служилые люди строили укрепления, насильно переселялись в новые крепости и остроги. В 1646 г.

жители Мценска делали земляной вал в Белгороде, а орловцы — в Карпове.

Ельчане строили и заселяли город Коротояк, ливенцы — город Царев-Алексеев (Новый Оскол), участвовали в строительстве Коротояка и других кре-

постей22.

К середине XVII в. социальный состав местного населения отличался от старых замосковных городов. Смета русского войска, составленная в 1651 г., позволяет определить социальную обстановку, сложившуюся в регионе23.

Чем южнее располагался уезд, тем больше отличий он имел от центральных и замосковных уездов. Заметные отличия наблюдались уже в Новосиле, Черни и Епифани.

Здесь не было выборных детей боярских, которые считались местной элитой, своеобразным низшим слоем государева двора. В Орле из 749 человек выборных было 4 человека.

В Козлове располагалась довольно значительная группа детей боярских — 2 047 человек, поместных и сторожевых казаков было 210 человек, черкас — 68, драгун — 155 человек. Большинство местных детей боярских были переведены сюда недавно, во время заселения города и уезда.

Специфическая особенность местных землевладельцев — присутствие в их рядах черкас и поместных казаков. Например, в Курске детей боярских было 1 368 человек, кроме того, 26 беломестных (донских) казаков, 172 полковых и 17 черкас. В Воронеже число казаков, включая атаманов, составляло 163 человека, все они являлись помещиками (общее число детей боярских — 255 человек). Поместные казаки в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/k-voprosu-o-gorodskih-vosstaniyah-v-rossii-v-seredine-xvii-veka-po-materialam-yuzhnorusskih-uezdov

Восстания и социальные движения в России XVIII веке

Стрелœецкие восстания:

Петровские преобразования осуществлялись за счёт перенапряжения сил всœех сословий России, что вызывало протесты народных масс. В условиях перехода к регулярной армии стрельцы как категория служилых людей оказались не нужны и в связи с этим неоднократно восставали.

Хованщина (1682 год): вступление стрельцов было спровоцировано борьбой за власть в правительственных кругах.

Неустойчивость и неразбериха в верхах были использованы стрельцами для увеличения льгот и регулярной уплате жалования.

Во главе встал не пальник Стрелœецкого приказа князь Хованский (он был за возвращение утраченного влияния боярства). Правительство и царица Софья подавили бунт (в 1682 году).

1698 год: в отсутствии Петра I царица Софья с помощью 4 полков пыталась захватить власть и двинулась с польской границы на Москву. Но под Иерусалимом были разбиты царскими войсками (генерал Гордон). Разгром стрельцов и репрессии. Петр I вернулся из-за границы и новые репрессии против стрельцов, и Софья пострижена в монахини и в монастырь.

Астраханское восстание 1706-1707 годы: одно из крупнейших восстаний стрельцов и посадского населœения (против Петра I). Восстание было вызвано: усилением налогового гнета͵ произволом ростовщиков, насилием со стороны городской власти (воевода Ржевский).

Причиной явилось введение иностранной одежды и обычаев. 30 июля захват Астрахани восставшими и казнь местных чиновников, их имущество в передел посадских людей. Восставшие создали совет старшин, всœе основные вопросы решались на общей сходке повстанцев — круге.

На этом собрании были отменены налоги, избрано командование гарнизона. К Астрахани примкнули города Поволжья и Прикаспия. Повстанцы двинулись: на Царицын, представители на Дон к казакам, специальная комиссия к Петру I который пошел на переговоры.

Нерешительность, отсутствие программы и выигрыш во времени помогли подавить восстание (казаками и калмыками + царские войска).

1706 год: взятие Астрахани и репрессии.

Восстание Кондрата Булавина (1707-1710 годы):

В начале XVIII века: развернулась мощное казацкое движение. Его причины в наступлении государства на автономию и самоуправление Дона, требования возврата беглых (ʼʼС Дона выдачи нетʼʼ). Поводом к восстанию были действия карательного отряда по поимке беглых (князь Долгорукий).

В 1707 году: отряд Долгорукий был развит Войсками во главе с атаманом Треизбянкой станицы Булавиным;

1708 год: расширение восстания. Переписка восставших с городками (ʼʼпрелœестные письмаʼʼ).

В захваченных населœениях проводили выборы новой власти на началах казачьего самоуправления, уничтожение бумаг в приказных избах, мобилизация людей на борьбу.

В Черкесске войско Булавина разделилось: один отряд навстречу царским войскам, два других в Поволжье, а главные силы с Булавиным на Азов. Распыление сил обернулось поражением восставших;

Читайте также:  Итоги боевых действий красной армии в зимней кампании 1943/44 года - история России

1709-1710 годы: выступления казаков и репрессии правительства против них. Все эти восстания не переросли во всœеобщее и были локализованы на территории Дона, где отсутствовало помещичье землевладение (цель казаков была в восстановлении их сословных привилегий).

Башкирское восстание (1705-1711годы):

Недовольство малых народов Поволжья и Приуралья из-за: произвол Петровской администрации, вытеснение местного населœения со своих мест, захват лучших земель, насильное введение православия. Причина восстания: взыскание с Башкирии новых налогов и призыв на военную службу людей.

Стихийное возмущение было использовано местными боями: уход от России под ʼʼкрылоʼʼ турецкому султану или крымскому хану, использую лозунг мусульманской религии. Разжигание ненависти к Русским, живущим в Башкирии и репрессии против них.

Регулярные войска подавили восстание в 1711году.

Дело царевича Алексея.

Политический конфликт между Петром I с царевичем Алексеем (его 1-ый сын от брака с Евдокией Лопухиной). Алексей находился под влиянием своего духовника Якова Игнатьева непримиримого врага Петра I и осуждал преобразования в стране и поведение отца.

1716 год: отношения в тупик и Алексей бежал в Австрию (к шурину императору Карлу VI);

1717 год: возвращение царевича и его вера в обещание царя простить его вину. Взят под стражу;

Был раскрыт враждебный план Алексея — вернуться к допетровским временам. Был приговорён к смерти, но умер в каземате Петропавловской крепости, не выдержав пыток.

Идейно-политическая борьба в эпоху дворцовых переворотов.

1730 год: попытка Верховного тайного совета изменить форму правления России: попытка части дворянства к конституционному ограничению самодержавия князь Голицын. Составленные им – кондиции. Предполагалось: разделœение законодательной власти между верховным тайным советом и двумя палатами выборных представителœей от дворянства и горожан планы провалились.

Татищев: за развитие традиций внутренней и внешней политики Петровского периода, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, прогресс в области пазки и просвещения. Незыблемость неограниченной монархии и дворянских привилегий.

Договорное начало: государь и помещики заботятся о подданных, а те повинуются им беспрекословно. Признание трех форм государственной власти: монархия, аристократия и демократия (для России лишь монархия).

Вместе с тем главной силой прогресса объявлялось просвещение.

Ломоносов: зарождение просветительства – прогрессивной антифеодальной идеологии: отрицательная оценка крепостного права, отстаивание интересов народа, защита просвещения и европеизация России.

Ломоносов: выходец из поморских крестьян: добивался доступности образования для всœех сословий и защита простого народа от произвола власти. Надежды возлагал на просвещенный абсолютизм.

Идеалом считал: петровские реформы; образец просвещенного монарха Петр I и сравнение его с богом.

Общественно-политическая жизнь и социальные движения в эпоху просвещённого абсолютизма.

В XVIIIвеке: происходит зарождение и формирование базовых течений русской общественной и политической мысли.

Екатерина II: сторонники идеи медленного и постоянного развития, делились на два лагеря:

o умеренное направление – просвещение подданных и их воспитание и подготовка к обретению свободы;

o демократическое направление – отмена крепостного состояния подданных, а затем их просвещение и воспитание.

Екатерина II: официальная охранительная идеология:

o негативная оценка жестокости методов реформ Петра I;

o поспешность и непоследовательность преобразований;

o стабилизация государского порядка путем постепенной правовой модернизации;

o мысль об особой исторической миссии русского народа (его превосходство над другими народами);

o инакомыслие как бунт против государства.

Князь Щербатов (публицист). Лидер дворянства.

Аристократически-консервативное направление: Князь Щербатов(публицист). Лидер дворянства:

o сохранение сословных привилегий дворянства и крепостного права. (ʼʼО повреждении нравов Россииʼʼ);

o сохранение идеалов допетровской Руси;

o критика Екатерины II за дворянство;

o крепкий союз дворянства и монарха, при сохранении крепостнических порядков.

Масонство(ʼʼвольные каменщикиʼʼ).

Идеи с Западной Европы, приписывают Петру I введение масонства в России (Москва – 1713 год). Особая популярность масонских идей в серединœе XVIII века.

o создание общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования;

o освобождение от всœех сословных и национальных рамок;

o опирались на мистику, магию, алхимию, астрономию;

o проповедь гуманизма и взаимопомощи, но отрицание бунтов, восстаний и революций.

o просвещение и общественная благотворительность;

o газеты, журналы, театры, школа, больницы, и благотворительность.

Потом в масонстве наступает этап разочарований. Обращение к мистической тайне с помощью разума и превращение в замкнутую элитарную организацию из представителœей высших слоев (Державин, Щербаков, Воронцов и. т. д.) Екатерина II разогнала масонство.

Новиков (1769-1773 годы): журналист и книгоиздатель масок журналы ʼʼТрутеньʼʼ и ʼʼЖивописецʼʼ резко критиковал бюрократизм, произвол и жестокость.

o убить монарха и дворян;

o гуманные преобразования установят порядок;

Закрытие типографии и арест на 15 лет Новикова.

Ломоносов: просветительское направление:

o антифеодальная направленность;

o просвещенная конституционная монархия (идеи образ царя Петра I);

o правовое обеспечение вольности и собственности.

Поддерживали: Фонвизин, Крылов и. т. д.

Крестьянское направление:

а). Поленов(дворянин):

o критика крепостного права, но оставить дело и установить отношения между помещиком и крестьянином;

o ограничение барщины и снижение налогов;

o дать крестьянам право наследственности на имущество.

б). Козельский (дворянин):

o сначала изменить социально-политическое и правовое положение народа, и потом его просвещать;

o сохранение мелкой частной собственности и равномерное распределœение богатств (образец Голландия).

Революционное направление: Радищев: 1790 год: ʼʼПутешествие из Петербурга в Москвуʼʼ.

o критика крепостнических порядков и их уничтожения путем революционного переворота;

o право народа свергать недостойных правителœей;

o причина бед в крепостном праве.

  • — Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются… [читать подробнее].

  • — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери…. [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XII—XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской… [читать подробнее].

  • — Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). «Грозящий Амур» (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе — Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании… [читать подробнее].

  • — Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.

    Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения… [читать подробнее].

  • — Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии…. [читать подробнее].

  • — С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о — полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • — Искусство наступления по опыту войн XVIII—XX веков

    Анализ опыта войн конца XVIII — начала XIX века свиде­тельствует, что большое влияние на совершенствование насту­пательных действий оказывала неуклонно возраставшая огне­вая мощь. Так, применение ружей с изогнутым прикладом да­ло возможность вести прицельный огонь. В… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/88313_vosstaniya_i_social_nye_dvizheniya_v_rossii_xviii_veke

    Социальная борьба в XVII в. Бунташный век. Видеоурок. История России 10 Класс

    Надо сказать, что в исторической литературе можно встретить абсолютно полярные оценки различных социальных движений, потрясавших Россию на протяжении многих столетий.

    Те ученые («государственная школа»), которые рассматривали государство как главную движущую силу российской истории, оценивали их как преступные деяния – бунты и мятежи, направленные против законной власти и правопорядка.

    Те ученые (советская историческая школа), которые априори исходили из марксистского учения о «классовой борьбе как локомотиве истории», напротив, оценивали их позитивно, поскольку полагали, что основным содержанием этих движений была борьба с крепостничеством и самодержавием.

    При этом советские историки (П. Смирнов, М. Тихомиров, В. Буганов) зачастую игнорировали разбойный характер этих движений, которые сопровождались массовыми убийствами, грабежами и погромами.

    Соляной бунт в Москве 1648 г

    В 1648–1650 гг. в разных городах России (Псков, Новгород, Устюг Великий) произошли крупные антиправительственные выступления, но, безусловно, самым мощным из них стал Соляной бунт в Москве, вспыхнувший в июне 1648 г. (рис. 1).

    Рис. 1. Соляной бунт (Источник)

    Предыстория Соляного бунта была такова: в июле 1645 г. умер царь Михаил Федорович, и, по сложившейся традиции, предстояли выборы нового монарха. Русская аристократия в лице И. Черкасского Ф. Шереметьева, Н. Одоевского и других членов Боярской Думы решила посадить на русский престол датского принца Вольдемара.

    Но эта дворцовая интрига не удалась, поскольку усилиями боярина Б. Морозова на престол был избран его воспитанник, царевич Алексей Михайлович (1645–1676). В результате произошедшего «переворота» к власти пришло новое правительство, в состав которого вошли Б.И. Морозов, Г.Г. Пушкин, М.М. Салтыков, Л. С. Плещеев, П.Т.

    Читайте также:  Владимиро-суздальская земля и новгородская республика - история России

    Траханиотов и другие представители аристократии и столичного дворянства.

    Вскоре новое правительство выступило с обширной программой реформ, которая предусматривала отмену «урочных лет», ликвидацию «белых» слобод, введение косвенных податей, сокращение расходов на государственный аппарат и т. д.

    В феврале 1646 г. по инициативе Б. Морозова, Н. Чистого и А. Чистого вместо ряда прямых налогов – «стрелецкой» и «ямской» деньги – был введен косвенный налог на соль. Но в декабре 1647 г.

    , не оправдав надежд правительства, «соляная деньга» была отменена, и правительство решило взыскать двухгодовую задолженность за отмененные ранее подати, что имело самые печальные последствия для творцов этого решения.

    1 июня 1648 г. во время возвращения царя с богомолья из Троице-Сергиева монастыря (рис. 2) толпа москвичей попыталась передать Алексею Михайловичу челобитную с просьбой об отставке и наказании главы Земского приказа Леонтия Плещеева.

    Рис. 2. Троице-Сергиев монастырь (Источник)

    Однако челобитчики были разогнаны стрельцами, и тогда 2–3 июня 1648г. разъяренная толпа москвичей ворвалась в Кремль и начала крушить дворы Б. Морозова, П. Траханиотова, Г. Пушкина, М. Салтыкова, В. Шорина и других членов правительства. При этом во время погрома был убит дьяк приказа Новгородской чети Назарий Иванович Чистой.

    Вечером 3 июня дня начались переговоры восставших с Н. Романовым и Д. Черкасским, которые закончились их победой: глава правительства Б. Морозов был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, судью Земского приказа Л. Плещеева отдали на растерзание восставшей толпе, а глава Пушкарского приказа П. Траханиотов был обезглавлен.

    Реальный итог Соляного бунта состоял в том, что: 1. Правительство вновь возглавила партия Ф. Шереметьева – И. Черкасского, в состав которого вошли князья Ф. Волконский, Н. Одоевский, С. Прозоровский, М.

    Пронский и другие; 2. По требованию широких слоев московского дворянства и посада было принято решение о созыве нового Земского Собора, работа которого увенчалась принятием Соборного Уложения 1649 г.

    Медный бунт в Москве 1662 г

    Летом 1662г. в Москве вспыхнуло новое восстание, получившее название Медного бунта, предыстория которого была такова: в 1656 г. для покрытия бюджетного дефицита, вызванного русско-польской войной (1654–1667), по предложению окольничего Ф.М.

    Ртищева правительство приняло решение выпустить в обращение медные деньги. Но вскоре они стали стремительно обесцениваться, поскольку: а) правительство постоянно увеличивало чеканку медной монеты, б) ряд оборотистых дельцов (князь И.Д.

    Милославский) наладили чеканку собственной фальшивой монеты, в) все подати и пошлины по-прежнему собирались серебряной монетой, а жалование стали платить медной деньгой. В результате уже в начале 1662 г.

    номинальная стоимость одного медного рубля была в двенадцать раз меньше серебряного.

    Рис. 3. Медный бунт (Источник)

    25 июля 1662 г. в Москве появились «воровские» письма, в которых ряд членов правительства (И.Д. Милославский, Ф.М. Ртищев, В.П. Шорин) были названы «польскими агентами» и ворами.

    С этими «подметными» письмами большая группа стрельцов и посадских направилась к царю в село Коломенское под Москвой с требованием выдачи указанных лиц на расправу. Тем временем в самой Москве начались погромы дворов тех бояр и купцов, которые были причастны к этой реформе.

    Особенно досталось дворам В. Шорина и С. Задорина, которым правительство отдало на откуп сбор многих пошлин и податей (рис. 3).

    С первой партией челобитчиков Алексей Михайлович говорил «тихим обычаем» и обещал им «учинить скорый сыск» и «правую расправу» над лихоимцами и ворами. Но новая толпа москвичей, «невежливо бившая челом» Государю, была жестоко разогнана тремя стрелецкими полками. Во время этой акции погибло несколько сот москвичей, а в вечером того же дня было схвачено и повешено еще более ста челобитчиков.

    Основные проблемы изучения Крестьянских войн

    Городские восстания и другие крупные антиправительственные выступления, в частности поход донского атамана Василия Уса на Москву (1666–1667), стали предвестниками одного из самых мощных социальных движений в истории России – Крестьянской войны под руководством С.Т. Разина.

    Но прежде чем говорить об этой войне, мы остановимся на ключевых вопросах историографии, где до сих пор продолжается спор по целому ряду проблем:

    1. Сколько было Крестьянских войн. Одни авторы (В. Мавродин, В. Буганов, А. Маньков, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) утверждали, что в России было четыре Крестьянских войны – И.И. Болотникова (1606–1607), С.Т.

    Разина (1667–1671), К.А. Булавина (1707–1709) и Е.И. Пугачева (1773–1775). Другие историки (Н. Павленко, А. Станиславский) утверждали, что движения И. Болотникова и К.

    Булавина ни по своим целям, ни по составу участников Крестьянскими войнами не являлись.

    2. Какова идеология Крестьянских войн. Одни авторы (В. Буганов, А. Преображенский, Е.

    Подъяпольская) утверждали, что существовала самобытная крестьянская идеология, носившая антимонархический и антифеодальный характер. Другие историки (Н. Павленко, Л.

    Милов) утверждали, что никакой самобытной крестьянской идеологии до возникновения народничества не существовало, поэтому она продолжала носить сугубо религиозный и царистский характер.

    3. Каков был характер Крестьянских войн. В советской историографии во времена М. Покровского утвердилось представление об антифеодальном характере всех Крестьянских войн, поскольку все они были неудавшимися буржуазными революциями.

    Однако затем это явно вульгаризаторское толкование марксизма было отвергнуто, но сама характеристика Крестьянских войн как антифеодальных движений была сохранена и существует поныне (В. Буганов, И. Заичкин). Вместе с тем в последнее время ряд историков (Н.

    Павленко), совершенно верно говорит о том, что Крестьянские войны никогда не были и не могли быть антифеодальными движениями, поскольку требования восставших не выходили за рамки традиционных царистских представлений и на их «лозунгах» невозможно отыскать элементарных буржуазных требований о ликвидации самодержавия, предоставлении гражданских и политических прав и свобод и т. д.

    4. Какова была роль различных классов в организации Крестьянских войн. В советской историографии (В. Буганов, А. Преображенский, Е.

    Подъяпольская) традиционно утверждалось, что главной движущей силой всех Крестьянских войн в России были крепостные крестьяне, а посадский люд и казачество выполняли вспомогательную роль попутчиков движения. Но в 1972 г. на страницах журнала «Вопросы истории» была опубликована статья профессора Н.

    Павленко «О роли казачества в организации крестьянских войн», в которой автор убедительно доказал, что инициатором и главной движущей силой всех «Крестьянских» войн в России являлось именно казачество.

    Крестьянская война под руководством С. Разина

    В исторической науке существуют разные подходы к определению хронологических рамок этой войны. Одни историки (В. Буганов, А. Сахаров) датируют ее 1667–1671 гг.

    , поскольку считают, что «действия восставших с самого начала носили четкие и ясно выраженные антифеодальные черты». Другие авторы (И. Степанов, Н. Павленко) датируют эту войну 1670–1671 гг., поскольку события 1667–1669гг.

    считают обычным грабительским походом донских казаков «за зипунами», т. е. военной добычей.

    Самый мощный в истории XVII в.

    бунт донских казаков возглавил Степан Тимофеевич Разин (1630–1671), происходивший из «домовитых казаков» станицы Зимовейской, расположенной в верховьях Дона, где обитали в основном «голутвенные казаки», жившие за счет военной добычи. Именно они, а не «домовитые казаки», находившиеся на государевой пограничной службе и получавшие за это хлебное и пороховое жалование, и составили костяк разинского войска.

    Основные события Крестьянской войны

    а) май 1667г.

    – сентябрь 1669 – поход разинцев «за зипунами» на Нижнюю Волгу и Каспийское море, в ходе которого они разграбили русские и персидские купеческие караваны в районе Астрахани и Царицына, взяли пограничный Яицкий городок, разграбили владения персидского шаха Сефи Солеймана (Дербент, Фарабад, Решт, Баку), а затем разгромили его флот в районе Гиляна.

    б) сентябрь 1669 г. – март 1670 г. – «зимовка» разинцев в Кагальницком городке, который стал их главной военной базой.

    в)апрель – июль 1670 г. – поход разинцев в Черкасск, казнь думного дворянина Ивана Евдокимова и низложение войскового атамана Корнилы Яковлева; поход на Волгу, разгром стрелецких отрядов воеводы И. Лопатина и князя С. Львова, взятие Царицына, Камышина, Астрахани и казнь астраханского воеводы князя И.С. Прозоровского.

    г) июль – сентябрь 1670 г. – поход разинцев на Среднюю Волгу и переход на сторону восставших Саратова, Самары, Пензы, Сызрани, Саранска и других городов. Первое появление «Прелестных писем», в которых С. Разин призвал холопов, крепостных крестьян и посадских примкнуть к восстанию и пойти походом на Москву.

    Рис. 4. Казнь С. Разина (Источник)

    д) сентябрь – октябрь 1670г. – неудачная осада Симбирска, разгром повстанческого войска князем Ю. Барятинского и бегство разинцев в Кагальницкий городок.

    е)апрель – июнь 1671г. – арест К. Яковлевым Степана и Фрола Разиных, выдача их царским воеводам Г. Косогову и А. Богданову, отправка в Разбойный приказ и казнь Степана Разина на Болотной площади в Москве (рис. 4).

    ж) ноябрь 1671 г. – окончательный разгром повстанцев (Василий Ус, Федор Шелудяк) в Астрахании завершение Крестьянской войны.

    Список литературы по теме «Социальная борьба в XVII в. Бунташный век»:

    1. Буганов В.И. Медный бунт. Московские «бунтари» 1662 года. – М., 1968.
    2. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII–XVIII в. – М., 1976.
    3. Сахаров А.Н. Степан Разин. – М., 2010.
    4. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. – Л., 1948.
    5. Станиславский А.Л.. Гражданская война в России XVII в. – М., 1990.
    6. Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670–1671 гг. – Л., 1972.
    7. Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. – М., 1969.
    8. Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. – В., 1975.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-xvii-veke/sotsialnaya-borba-v-xvii-v-buntashnyy-vek

    Ссылка на основную публикацию