Либеральные реформы 60-70-х годов xix века — история России

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности. 

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет.

Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии.

К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии — гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность. 

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия. 

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестьянская реформа 1861 года: разработка, внедрение, итоги
Следующая тема:   Национальная политка Александра II: польский и еврейский вопрос

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/liberalnye-reformy-60-70

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати

Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России

8 класс

Урок 1

Дворянское или Благородное собрание — орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность ).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.

Дворянское собрание во времена Екатерины

  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

власти

самостоятельность

Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Вопросы местного

хозяйственного значения:

— строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

и др.

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

Курия

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб .

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ

Недостатки реформы

  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

меры

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

Крупные

Средние

Мелкие

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз

Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 — письменно

Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

— мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

3 года)

Сложные уголовные и

гражданские дела

Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 — 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

Среднее

Высшее

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

1864 г.

«Положение о начальных

народных училищах»

1864 г.

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

+

женские

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий

Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 — письменно

Источник: https://intolimp.org/publication/libieral-nyie-rieformy-60-70-kh-ghgh-xix-vieka.html

Либеральные реформы 60-70 годов 19 века. Великие реформы Александра II :

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II.

Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти.

Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями.

Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797.

Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа.

В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства.

Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества.

Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа.

Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Читайте также:  14 пунктов вудро вильсона - история России

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов.

До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй.

Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики.

Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем.

Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

Судебная реформа Александра II

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Военная реформа Александра II

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д.

Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста.

Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий.

Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности.

Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений.

В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.

Источник: https://www.syl.ru/article/328821/liberalnyie-reformyi—godov-veka-velikie-reformyi-aleksandra-ii

Презентация на тему «Либеральные реформы 60-70 -х годов 19 века»

  • Скачать презентацию (2.55 Мб)
  • 109 загрузок
  • 3.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Либеральные реформы 60-70 -х годов 19 века» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Слайд 1″ Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем — Освободителем. О ком идет речь?»
  • Слайд 2Название презентации «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнёт самоуничтожаться снизу.» Александр II 1856 г 30 марта Великие реформы Александра II.
  • Слайд 3Текст Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа. Впишите термин
  • Слайд 51168 ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН ЗРЕКИОТ КУПВЫ СВОАДБО Разгадай анаграмму
  • Слайд 61861 Временнообязанный Отрезки Выкуп свобода
  • Слайд 7Император Александр II
  • Слайд 8Цель урока: — выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.
  • Слайд 9Реформа — Франц. reforme, от лат. — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
  • Слайд 10Причины проведения реформ: Крепостничество было причиной поражения в Крымской войне. Необходимость сохранения Россией статуса великой державы. Требования отмены крепостного права представителями общественно-политической мысли.
  • Слайд 12Крестьяне получали личную свободу Наделение крестьян землёй за выкуп, который определялся «Уставной грамотой» Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин не мог до уплаты выкупа назад
  • Слайд 13Основные направления реформ: Отмена крепостного права-19 февраля 1861 г. Земская реформа-1 января 1864 г Городская реформа-1870 г Военная реформа-1874 г. Судебная реформа-20 ноября 1864 г. Реформа образования – 1863-1864 гг. Финансовая реформа -1860-1870 гг.
  • Слайд 14Выборы гласных, составляющих уездные и губернские земские собрания(распорядительные функции) Избрание уездных и губернских земских управ-органов исполнительной власти. Земства ведали социальными вопросами, образованием, медициной. Устанавливались местные налоги — земские сборы назад
  • Слайд 15Выборы гласных в городскую думу -распорядительная власть. Создание городских управ -исполнительных органов. Городские управы ведали хозяйственными вопросами назад
  • Слайд 16Благоустройством городских улиц, скверов, садов, парков; Организация местного здравоохранения, открытие больниц; Забота о народном образовании, открытие школ; Открытие магазинов, устройство рынков. Базаров; Содержание полиции, тюрем; Организация противопожарных мер Занятие благотворительностью. назад
  • Слайд 17Судопроизводство стало соответствовать современным международным нормам. Суд стал гласным, состязательным. Вводился суд присяжных. Появились присяжные поверенные (адвокаты) Провозглашалась выборность, независимость судей. Суд стал всесословным. назад
  • Слайд 21Отмена рекрутских наборов. Введение всеобщей воинской повинности с 21 года. Срок службы в армии и-6 лет, на флоте -7 лет. Льготы: высшее образование, единственный сын, учителя. Отменены телесные наказания. Началось перевооружение русской армии Открыты военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий. Реформированы военно — учебные заведения. Д.А. Милютин – военный министр назад
  • Слайд 22Превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Реформа налогового обложения созданы благоприятные условия для занятия предпринимательством, деятельности частных компаний. Учреждено более 300 акционерных обществ Сформирована государственная банковская политика. Возникли учреждения частного коммерческого кредита. Упорядочены правила операций с ценными бумагами Принят новый таможенный тариф. назад
  • Слайд 231863 г Утверждение Университетского устава, предоставлявшего широкую автономию. 1864 г.-утверждён Школьный устав, вводивший классические гимназии и реальные училища. Широкое развитие получило начальное(двух- и четырехклассное) школьное образование. назад
  • Слайд 24Самостоятельная работа в группах
  • Слайд 25Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства. Созданы органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности. Выросло гражданское самосознание населения. Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства. назад
  • Слайд 26Домашнее задание: 1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.
Читайте также:  Закрепощение крестьян в российском государстве - история России

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/200383

Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

Слайд 1

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

План Причины проведения реформ Земская реформа Городская реформа Судебная реформа Военная реформа Реформа в области народного образования Значение реформ

Слайд 3

Причины проведения реформ 1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами 2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств 3.

Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами 5.

Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму 4.

Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден 6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

Слайд 4

Земская реформа Председатель Председатель Губернское земское собрание Губернская земская управа Председатель Уездное земское собрание Председатель Уездная земская управа Избирательные курии I курия: землевладельцы имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. II курия: собственники неземельных имуществ Купцы трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. руб. III курия: крестьяне не имела имущественного ценза . От каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Слайд 5

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз.

А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К.

А. Трутовского.

Слайд 6

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Дворяне Крестьяне Купцы Духовенство Прочие Уездное земское собрание 42% 38% 10% 6,5% 3% Уездных земских управах 55,5% 31% 13,6% губернских земских учреждениях 74% 10,6% 15% Сословный состав земских собраний

Слайд 7

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Слайд 8

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

Слайд 9

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Судебная система по реформе 1864 Сенат – высшая судебная инстанция Правительство назначени е Судьи Окружной суд — сложные дела 12 присяжных заседателей (ценз) Прокурор Адвокат Мировой судья Мировой суд – мелкие уголовные и гражданские дела Городские думы Земства избрание избрание на 3 года на 3 года

Слайд 10

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Недостатки судебной реформы Сохранение сословных судов Волостные суды, рассматриваемые мелкие споры между крестьянами Дворянские суды – в компетенции, которых входило решение сословных вопросов Ограничение в праве быть присяжным заседателем Имущественный ценз Занимать государственную или общественную должность Не могли быть присяжными священники, монахи, военнослужащие, рабочие

Слайд 11

Классические Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г.

Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Слайд 12

Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Женское образование В 60-70 е годы в России появилось женское высшее образование Курсистка.

Николай Ярошенко В 1869 годы были открыты высшие женские курсы.

Наибольшую популярность приобрели курсы открытые в Москве в 1872 году (словесно-исторический отделение) и Петербурге в 1878 году ( математическое отделение).

Слайд 13

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. В 1864 г . вместо корпусной системы вводится военно-окружная система, создаются 15 военных округов, получивших определенную самостоятельность.

Военного министерства, которое теперь осуществляло лишь общее руководство и контроль в войсках. Командующий войсками округа сосредоточивал в своих руках всю полноту как военной, так и гражданской власти в округе, а в случае войны становился командующим армией, развертывающейся на территории округа.

В середине 1860-х гг. проводится реорганизация военно-учебных заведений: вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г.

действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. Военный Министр России (1861-1881 гг.). Автор военных реформ второй половины XIX столетия.

Слайд 14

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1874 Принят Устав о Воинской повинности Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем.

Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны.

Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года).

Читайте также:  Поселения «служебной организации» - история России

Слайд 15

Военная реформа(льготы) Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах.

От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т.е.

русскими, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей.

Слайд 16

Городская реформа 1870 год Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Плательщики городских сборов Городская дума – представительный орган городского самоуправления, избиравшиеся на 4 года Городская управа – исполнительный орган городского самоуправления Городская управа Мелкие Средние Крупные Из Городового положения (1870 год) « 1.

Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству представляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения» « 9.

Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно » « 10. Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенных для временного замещения сей должности… утверждается в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих городах — губернатором»

Слайд 17

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями , а преобразованиями сверху, мирным путем

Слайд 18

Источники Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. http:// nilsky-nikolay.livejournal.com/474691.html http:// bibliotekar.ru/istoriya/218.htm http://bibliotekar.ru/rusKluch/86.htm История царствования императора Александра II (в картинах). — Санкт-Петербург, 1882

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/12/30/liberalnye-reformy-60-70-kh-gg-xix-veka

Либеральные реформы 60—70- х годов

Либеральные реформы 60—70- х годов

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния.

Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство.

Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г . был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес.

земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных.

Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками.

Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу.

Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики.

Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения.

А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г . была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков).

Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства.

Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г ., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий.

Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь.

Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года.

Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации.

Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60—70-х годов.

И все же судебная реформа 1864 г . осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян.

Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям.

Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

В 1861 г . военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени.

На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г ., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте — в 7 лет.

Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования.

Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60—70-х годов — крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.

Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии.

Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-rossii-xviii-xix-vv/liberalnye-reformy-60-70-x-godov/

Ссылка на основную публикацию