Культура казахского народа в 19 веке — история России

Материальная и духовная культура Казахстана XIX в

Культура Казахского народа в 19 веке - история России

Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX в. глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйственную жизнь  к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов).

Россия до 70-х г. XIX в. была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие народов империи.

В начале XlX века абсолютное большинство казахского населений проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж).

В различных случаях жизни, связанных с частыми переездами, военными походами, с хозяйственной целесообразностью, употребляются более упрощенные типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д. Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии (особенно в годы первой мировой войны).

Появление зимовок в XIX в. — порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау» — зимнее жилище казахов XIX в. — это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно — исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца.

В горных районах его строили из камня ми дерева, в степной части — из дерна и камня, в северной — чаще из дерева, на юге — из саманного кирпича. Окна делались на потолке, или на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау обычно состоит из двух комнат (коржун уй). Вплотную к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения.

В понятие кыстау входит и близлежащая территория, строго летом охраняемая от потравы.

В одежде казахов XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры.

Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства.

Многие формы архаичной одежды казахов — саптама (сапоги с длинными голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) постепенно выходят из употребления.

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та среда, которая рождает жыр (речитатив) уходит в прошлое.

Окружение казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, поражение ряда крупных восстаний — все эти события/ всколыхнувшие.

казахскую жизнь, породили в казахской поэзии пессимистическое направление, известное под названием — Зар заман Яркими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в.

в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX в. получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко.

Заметное продвижение в деле просвещения произошло после реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, открывались гимназии, появились библиотеки и т.д. То же самое наблюдается во всех остальных областях Казахстана.

Знаменательной вехой в этом процессе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, передвижных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в результате усиления ислама наиболее распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы.

Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских и бухарских фанатиков.

Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно — территориальных реформ, обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/387

Материальная культура казахов в первой половине 19 века

Урок № 36

Тема: Материальная культура казахов в первой половине 19 века.

Цель: Выявление сущности ведения хозяйства у казахов

Задачи: Рассмотреть основные направления хозяйственного занятия кочевников

Способствовать развитию навыков сворачивания материала, развитие системного мышления, выделение главного, установление связей.

Воспитать интерес, патриотизм к культуре , традициям наших предков

Тип урока: традиционный

Ход урока

II. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.

III. Объяснение нового материала

План

  1. Казахский аул

  2. Зимние и летние пастбища казахов

  3. Скотоводство

  4. Земледелие

В результате природно-клим. условий Каз-на основной формой природопользования и жизнеобеспечения нас-ия на протяжении было коч. скот-во. Гл. особенностью коч. скот-ва яв-сь круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов. В Каз-не сложилось 2 типа скотов. хоз-ва: коч.

скот-во и полукоч. хоз-во. В зимнее время табуны лошадей паслись в открытой степи – тебеневали. Скотоводство приносило кочевнику пищу. Из кожи скотоводы изготовляли ведра для воды и мешки для кумыса. Основные виды скота:лошадь, овцы и верблюды. Верблюд мог в течении нес-х дней обойтись без воды и корма. Он мог есть колючие кустарники.

Казахское население проживало в аулах. В одном ауле жили близкие родственники. Численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аул располагали на берегах рек, озер. Лес и горы служили служили защитой от зимних стуж.

На протяжении многих тысячелетий человек ведет борьбу с природой за свое существование, и решающим в этой борьбе является обеспечение трех факторов жизни: пищи, одежды, жилища. Определяющим в выборе жилища является способность людей приспосабливаться к окружающей среде и образ их жизни в экологической системе.

Кочевник проводил всю жизнь в движении,целиком зависел от времени года. Основное жилище располагалось на зимовке (кыстау). Оттуда он со своей семьей, родом и племенем двигался на весенние (коктеу) и летние (жайляу) стоянки.

Пробыв на коктеу и жайляу весь теплый период года, он возвращался на осенние (куздеу) пастбища, часть которых была засеяна зерновыми, и, убрав хлеба, возвращался на зимовку.

Для перемещений в пространстве в течение всего года кочевнику было нужно иметь универсальное, легко собираемое и разбираемое жилище, и лучшим образцом такого жилья была юрта.Скот не только кормил человека, но и давал сырье для различных домашних производств и ремесел.

Вручную кочевником производились шубы и тулупы, шапки, брюки, камзолы, из кожи шились сапоги и туфли. Но главным сырьем, получаемым от скота, была шерсть, из которой ткали ткани, ковры. Основание юрты, его каркас, на котором крепилось войлочное покрытие, делалось из дерева.

В центре юрты — место очага (ошак), почитаемое казахами как святое место своего жилища. Все пространство пола, от очага до основания стенок накрыто войлочными и ткаными коврами. За очагом, напротив входа — почетное место торь (тор) для особо почитаемых гостей.

Таким образом, юрта является не только необходимым атрибутом кочевой жизни казахов, но и своеобразным микрокосмосом, моделью малого мира, где существовала семья, обладая при этом минимумом вещей.

К концу 19 в. люди стали строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Казахи топили юрты, зимние жилища хворостом и кизяком. Строго запрещалось рубить дерево.

Самыми страшными для казахов были годы джутов. Иногда именно гололедица и бескормилица могли уничножить весь скот. Самый страшный джут был в 1880г.

когда в Тургайской области погибло более 1,5 миллионов голов скота. По заметкам казахов годы джута приходились на год зайца через каждые 10-12 лет.

Нередко спасти от джутов могли только заготовки сена, соломы, поэтому население занималось сенокошением.

На берегах рек Сырдарья, в Семиречье казахи занимались и земледелием. В к. 19-нач 20в. появляются железные плуги и бороны, когда раньше были серпы, вилы, лопаты.

Поливное земледелие было развито у казахов Восточного Казахстана, Южного и Юго-восточного Казахстана. В остальных регионах получило развитие богарное земледелие. ПРОЧЕСТЬ какие культуры возделывали стр 142-143 последний абз.

В районах крупных озер, рек, а такжк Аральского и Каспийского морей распространение получило и рыболовство.

IV. Рефлексия:

  1. Расскажите о казахском ауле 18-нач 20в.

  2. Что нового вы узнали

  3. Какие изменения происходили в скотоводстве

  4. Какие лишения приносил джут скотоводам

  1. Итог урока. Д/з: § 24 стр 138-143 пересказ. Составить РАССКАЗ «Один день из жизни казаха скотовода».

Источник: https://multiurok.ru/files/matierial-naia-kul-tura-kazakhov-v-piervoi-polovinie-19-vieka.html

Культура Казахстана: история и развитие. Казахские песни, обряды и традиции :

Культура Казахстанаявляется очень интересной. О том, какие традиции и обряды существуют у казахов, читайте в статье.

История

В XVI-XVII веках культура казахов складывалась на основе традиций их предков. Поскольку они вели кочевой образ жизни, это отразилось во многих аспектах их жизни, например, в строительстве юрт и в пошиве одежды. В это же время сложились традиции празднования таких событий, как рождение ребенка, свадьба или победа над врагом.

В течение нескольких веков казахи исповедовали ислам. Это была их официальная религия, однако ее сочетали с доисламскими верованиями. Так, люди почитали духов воды и земли, Суана и Жерана, посвящали им песни и сказания или приносили жертвы.

К началу XIX века в истории культуры Казахстана появилась новая страница – окончательно сложились традиции устного народного творчества, а также музыкального искусства.

В XIX столетии произошло разрушение некоторых устоев казахского общества. Так, были переосмыслены духовные ценности.

В настоящее время республика Казахстан – это светское государство, в котором каждый самостоятельно выбирает религию.

Жилище казахов

Культура Казахстана – обширное понятие. Неотъемлемой ее частью является жилище человека. Идеальным вариантом является юрта – изобретение кочевников евроазиатского континента. Именно юрта и степь являются самым традиционным и популярным представлением о культуре Казахстана. Жилище построить несложно, а при необходимости оно легко разбирается, что немаловажно при кочевом образе жизни.

Юрта состоит из основания – кереге, купола – уык и вершины купола – шанырак. Для наружного покрытия и убранства внутреннего пространства несложной конструкции используется войлок. Из него также изготавливают обувь, одежду, ковры. Для украшения предметов быта и одежды используются национальные орнаменты.

Читайте также:  Установление советской власти в москве - история России

Значение юрты

Казахстан является удивительной страной, насчитывающей много современных городов, для строительства которых использовались современные материалы. Но до сих пор любой, даже самый роскошный двор богатого казаха имеет юрту и статую скакуна.

Это неслучайно, так как и сегодня значение юрты и степного скакуна очень велико – они являются символом страны и не только. Для некоторой части населения это дом, а также способ и средство передвижения.

Казахские традиции являются повседневным укладом жизни, который не поменялся, несмотря на многие столетия, прошедшие со времени их зарождения.

Национальная одежда

Мужчины носят чапан, который представляет собой халат с обязательным аксессуаром – поясом. Для его пошива используется бархат. Головным убором являются тюбетейки, очень мягкие на ощупь, колпаки из фетра и шапки – малакаи, которые шьют из меха лисы.

Одежда как предмет культуры Казахстанастрого разделяется по половой принадлежности.

Национальная одежда женщины состоит из костюма, в который входит платье белое хлопковое или цветное шелковое, а также жилет из бархата, украшенный вышивкой, и платок на голову или шапочка.

Женщины пожилого возраста носят на голове накидку белого цвета – кимешек. Невесты надевают на голову высокую остроконечную шапку – суакеле, украшенную на макушке пучком из перьев.

Религия

В далеком прошлом вероисповеданием казахов был ислам. В эту веру народ был обращен в IX столетии.

В настоящее время на территории Казахстана проживают не только мусульмане, но и православные христиане, а также последователи буддизма и иудаизма.

Впрочем, для данного государства нехарактерно наличие конфликтов на религиозной почве. Здесь находятся не только храмы, но и мечети, и синагоги, и число их посетителей постоянно растет.

Музыкальное творчество

Традиционная культура казахов неразрывно связана с музыкой. Местное население верит в предание, которое объясняет любовь жителей к музыке. Божественная песня пролетала над степями. В определенный момент она опустилась так низко, что люди услышали ее. Так у народа появился музыкальный дар.

На протяжении долгого времени казахские песни передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древности песни и сказания исполняли жырау – странствующие музыканты. Они вкладывали в творчество мистический смысл. Чаще всего их песни были обращены к природе и богам. В них содержались благодарности, восхваления и просьбы.

Наиболее популярными музыкальными произведениями казахов являются айтысы акынов. Они основаны на сочетании мажорных и минорных ритмов. Речитативом исполнялись жыры – эпические песни. Некоторые композиции сопровождались звуками домры или кобыза. Хором исполнялись свадебные песни, например, «Жар-Жар» и «Сынау».

Танцы

Казахские песни всегда сопровождались танцами. В древности шаманы, излечивая болезни и вызывая хорошую погоду, сопровождали свои действия движениями под музыку. Народное танцевальное творчество принадлежало охотникам, воинам, скотоводам и свободным наездникам.

Для казахских танцев характерны такие черты, как резкость движений, выразительность и экспрессивность, полная подвижность всех частей тела. Данные характеристики описывают мужское творчество. Женские же танцы отличаются плавностью движений, неторопливостью, пластикой и гибкостью тела.

Цирковое искусство

Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, у этого народа активно развивалось цирковое искусство. Так, представители этого народа отлично ездят верхом, умеют веселить людей, разыгрывая различные комические ситуации. Зачатки циркового искусства также были заложены в выступлениях салов и баксов, которые путешествовали по аулам.

Литература

Казахские традиции отражены в устном народном творчестве. Легенды, сказки, пословицы, поговорки, героические и лироэпические поэмы отражают истории воинов, поединки батыров и другие сюжеты. Такие образцы эпоса, как «Алпамыс», «Кобыланды», а также социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш – Баян сулу» и «Кыз Жибек» считаются очень популярными произведениями.

Наурыз, или Праздник весны

Перечисляя казахские традиции и обряды, нельзя не назвать Наурыз. Это событие берет начало в доисламской истории казахского народа. Его празднуют в день весеннего равноденствия. Наурыз – очень интересное событие, которое сопровождается большой суматохой.

Каждая семья готовит специальное блюдо, ингредиентами которого являются чумиза, курт, пшеница, мясо, рис, просо и ячмень. Люди посещают соседние аулы и кушают блюдо под названием «Наурыз», поют одноименную песню. Они также желают друг другу всех благ и поздравляют всех на своем пути с наступлением Нового года.

Развитие культуры Казахстана, конечно же, повлияло на многие традиции и обряды местных жителей, однако праздник весны навсегда останется главным событием года в этом государстве.

Источник: https://www.syl.ru/article/358723/kultura-kazahstana-istoriya-i-razvitie-kazahskie-pesni-obryadyi-i-traditsii

Культура Казахов 19-20 века

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВВ. Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной  стороны, и утверждение новых  общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к жизни ранее  не известные виды человеческой деятельности. Углубление общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа.

В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, нов тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры. Народное образование и Грамотность населения.

Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокого уровня женской неграмотности. В 1884 г.

, например, в мусульманских школах Верненского, Канальского и Ссргиопольского уездов обучались 47,5 тыс. мальчиков и всего 17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргизская степная газета», описывая урок в мектебах, писала: «Иэ юрты, где учатся дети, несутся адские крики. Каждый ученик выкрикивает свой урок. Такое преподавание продолжается около четырех лет.

По истечении этого срока ученики проходят весь курс учения и оканчивают его, ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были». Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи 1897 г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по- русски.

Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, если опрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи не отражали уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г. лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчин составила 12%, женщин — 3,6%.

Относительно высокий уровень азбучной грамотности наблюдался в северо-восточных губерниях, где проживала основная часть переселенческого населения. Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и в начале-ХХ в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу.

Если в центральных районах России по инициативе прогрессивной интеллигенции искоренением азбучной неграмотности занимались воскресные школы, земства, то в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которые открылись в городах, охватывали ничтожное количество людей. Школьное и профессиональное образование. В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому.

Религиозное направление  представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в.

мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др.

Там не менее новомстодные мектебы не получили широкого распространения. В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от трехдо четырехлет.

Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России.

Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в 1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря.

Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская советская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию — ислам.

Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин. В последней трети XIX в.

открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы.

Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реаль-ныхучилиш, мужских и женских гимназий. В 1914г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования.

Благодаря стараниям  И. Алтынса-рина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско- казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. К 18% г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек.

Читайте также:  Господство золотой орды над территорией древней руси - история России

Основными препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама. В составе учащихся начальных и средних учебных заведений доля казахских детей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось 316 русских и всега 10 казахов. В Сырдарьинской области, по данным 1912 г.

, имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численности учащихся. Царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средств русификации национальныхменьшинств. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д. А.

Толстой, — бесспорно, должно быть обрусение и слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литература коренного населения. Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области.

Рано потеряв отца, воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г.

областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования.

Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. В 1869 г.

Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах пытался недавать хода подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям.

Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным положением» 1868 г. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всехуездныхгородах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской обл., собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; укомплектовал их учителями и учениками.

Конечно, по указанию и под руководством коммунистической партии, и «национальные по форме, но социалистические по содержанию». Только евреи не могли это сделать по той причине, что они не имели своей территории и не были «нацией», а только «этнической группой».

В демографии, в специальной литературе, существует немало определений слов «нация» с перечислением признаков необходимых для этнической группы для того, чтобы она могла быть признана «нацией». Самое короткое определение, данное известным английским историком Карлейлем, сказавшим, что «нацию составляют земля и предки».

Итальянский ученый Манчини (половина 19 века) дает такое определение: «Нация есть натуральное общество людей, при единстве территории, происхождения, языка, приспособленного к жизненному общению, и социального сознания». Сходное определение понятия «нации» мы находим и в произведениях коммунистических авторов, как до революции, так и после.

Гласит оно так: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры».

Источник: http://referat911.ru/istoriya/kultura-kazahov-1920-veka/84797-1759770-place1.html

Культура Казахстана 19 века

Введение

1. Шокан Валиханов .

2. Искусство и музыкальная культура.

3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

4. Абай Кунанбай-улы.

.

Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете.

Это были красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать.

Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать.

На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и глубокие знания.

Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И.

Березиным, труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана.

Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П.

Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники.

Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и ''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П.

Семёновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями.

Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П.

Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.

В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное наследие великого казахского учёного многообразно.

Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П.

Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В.

Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах.

Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение.

Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Читайте также:  Курская оборонительная операция 1943 года (5 - 23 июля) - история России

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

Курмангазы сагырбай-улы

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак.

Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению.

Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др.

отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

Абай кунанбай-улы

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

Источник: http://MirZnanii.com/a/25090/kultura-kazakhstana-19-veka

Ұстаздар сайты — Ашық сабақтар

 Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Балтабай

Балтабайская средняя школа

учитель истории

Балгабеков Алмас Бейсенбаевич

Цель: Установить в результате иследования как изменения в социально-экономической жизни повлияли на культуру казахского народа в первой половине 19 века.

Задачи обучения

  • Повторить главные моменты социально-экономического развития в крае в первой половине 19 века.
  • Изучение нового материала:
  • О развитие новой системы образования в крае;
  • Развитие науки литературы, музыки и материальной  культуры

Задачи развития

  • Развивать умение анализировать .
  • Развивать умение выделять главный признак исторического явления
  • Развивать умениеделать вывод на основе проведенного анализа.

Задачи воспитания

  • Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
  • Воспитывать чувство понимания прекрасного.
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе, труде человека, искусстве.

Содержание

  • Соцально-экономическое развитие Казахстана в первой половине 19 века
  • Развитие просвещения в Казахстане
  • Влияние представителей русской культуры на развитие культуры Казахстана.
  • Казахская литература и культура первой половины 19 века.
  • Материальная культура.

Средства обучения:  живое слово учителя, учебник, проведение исследования.

Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.

Метод обучения: Аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент

Как на Олимпийских горах два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело  нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина.

И все это думал я, слышу своими ушами в степи, среди народа, который весь мир считает диким и варварским! Несколько дней назад я был свидетелем столкновения двух враждующих партий и с удивлением рукоплескал ораторам, которые  некогда и не слышали о Демосфене и Цецероне; а сегодня передо мной выступают поэты не умеющие не писать  не читать, однако поражающие меня своими талантами, ибо песни их так много говорят моей душе и сердцу.

Ребята, как вы думайте, почему я начал с этой записи с дневника путешественника

А. Янушкевича.

Правильно! Потому что по этой записи мы можем судить о том, что в 1846 году, а именно тогда была сделана эта запись, Казахскую землю населял народ не дикий и варварский, а талантливый и душевный способный создавать культурные и материальные ценности.

Правда народ был безграмотный, не имеющий своей письменности , но он был талантлив а это главное!

Итак, тема нашего урока Культура Казахстана в первой половине 19 века

Повторение социально-экономического положения Казахстана в начале 19 века.

Перед нами стоит цель провести исследование и установить, как изменения социальной и экономической жизни повлияли на Культуру Казахстана в первой половине 19 века.

Давайте вспомним, какие  социально-экономические преобразования  произошли:

  • Завершилось присоединение Казахстана к России
  • Проводились административные, судебные, политические преобразования в общественной жизни
  • Изменились занятия казахов, они постигли премудрости оседлого образа жизни.
  • Расширились торговые связи

Изучение нового материала. Самостоятельная работа.

Вопрос.Развитие просвещения.

Вспомните, ребята в каком состоянии находилось просвещение в начале 19 века в Казахстане. В основном это было духовное мусульманское образование для детей богатых. Все предметы велись на арабском языке.

Влияние передовых  русских людей на науку и культуру Казахстана.

Годы

Ученый

Что сделал?

1833-1841

В.И.Даль

Собрал  записи и образцы устного народного творчества

1839-1840

В.И.Даль

Участвовал в хивинском походе, о чем имеются его письма. Написал ряд произведений. Повесть Бикей и Мадияна,  в котором  описал жизнь  казах в Оренбургском крае.

1833

А.С. Пушкин

Знакомился с жизнью  племен казахов и в Истории Пугачевского бунта имеются его рассуждения и наблюдения по этому поводу.

Пушкин написал поэму Козы Корпеш и Баян-Сулу.

Пребывание поэта в наших краях было важным периодом в его творчестве. Капитанская дочка, Пугачевский бунт усилили интерес к жизни казахов, башкир и их истории.

1848-1849

Карелин Бутаков

Экспедиции к берегам Каспийского и Аральского моряю

1848

Ковалевский

Северцев

Неболсин

Изучение быта, истории казахов, материальной культурой составлением карт

1848

А.Левшин.

Э.Майер.

И. Завалишин.

Опубликовали специальные труды.

Труд Левшина Описание киргиз-кайсацких орд и степей

Вывод Многие значительные представители русской культуры оказали большое влияние на развитие казахской культуры. В это время  появились  замечательные  литературные и художественные произведения, в которых описывались жизнь казахов.Огромное значение для развития науки имели  экспедиции и путешествия по казахским землям.

Вопрос. Казахская литература и культура в первой половине 19 века.

Ребята, вы знаете, все что происходит в обществе, все находит отражение в литературе, искусстве, музыке народа. Изучая казахскую литературу мы знакомимся с жизнью и стремлениями казахского народа, узнаем  его социальные проблемы, видим как укрепляется дружба  между русским и казахским народами.

Литература  в Казахстане имела в то время три направления:

  • Ораторское искусство
  • Поэзия
  • Эпос –устное народное творчество.

Вывод:

Литература отражала жизнь народа, его чаяния и надежды, обличала политику угнетения как со стороны  царизма, так и со стороны ханов и их отражения. Поэты и писатели подвергали критике существующие порядки, говорили о бесправии народа.

Контроль и коррекция  полученных знаний

Музыка.

Музыка, как и литература занимает  большое место в духовной культуре народа. Тематические, жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю жизнь. Наиболее распространёнными музыкальными инструментами были: домбра, кобыз, сыбызгы. О представителях музыкальной культуры вы узнаете из материалов учебника.

Вывод

В музыкальной культуре этого периода, так же как и в литературе, остался заметный след- политические события и освободительная борьба народа с колониализмом. Такие произведения просвещали народ, призывали и вдохновляли их на борьбу.

Вопрос Материальная культура

Работа с понятием материальная культура.

Материальная культура- исторически определенный уровень развития творческих сил способностей человека, выражена в  создаваемых материальных ценностях.

Включает в себя: орудие труда и ремесла, жилище, и т.п.  самостоятельно изучив вопрос Материальная культура на странице 121-124 вы составите распространённый план для пересказа.

Начнёте работу в классе и закончите дома.

Были распространены ремесла -ткачество, войлочное, обработка кожи дерева, метала и т.д

Жилище

Жилище было двух видов: Юрта(рассказать о юрте) и зимовки- дома из дерева, дерна, кирпича, камня и т.д.

Под влиянием русских переселенцев в убранстве домов происходит изменение

Одежда

Шуба-изделие из замши.

Халат из белого войлока-каттау, из шелка или сукна- шапан.

Женский камзол – безрукавка;

Борык – шапка,оттороченая мехом;

Девичья шапка –камшатборык;

Такыя – из бархата или парчи, одевалась летом;

Тымак – лисий треух, мужская шапка

Саукеле – головной убор для невесты, очень красивый и богатый;

Женлек – головной убор невесты через год;

Кимишек – головной  убор  женщины после рождения детей;

Калпак, телмек – мужские шляпы;

Белтип,белбау –мужские пояса;

Кисе – наборные пояса;

Разнообразные сапоги-Саптама, Етипкебиз;

Различные украшения

ВыводСоциально-экономические  изменения в жизни казахского народа сказались и на развитии материальной культуры. Так состоятельные люди, стали строить бревенчатые многокомнатные дома. Изменилось убранство жилых помещений, а значит изменились и мотивы в оформлении многих изделий мастеров. Они отражали современность.

Вывод по теме:

Итак, ребята, мы закончили исследования, в результате которого установили, что социально-экономические изменения в жизни казахского народа оказали огромное влияние на развитие просвещения, литературы, музыки и материальной культуры казахов.

Что на развитие культуры оказали большое влияние представители русской культуры, а это означает, что в русской литературе  и музыке появились новые произведения и это без сомнения способствовало укреплению дружбы двух народов, их сплочению, воспитывало взаимоуважение.

Анализ результатов урокаОценка деятельности учащихся.

Домашнее задание §17,§18

Источник: http://uskz.org/publ/otkrytye_uroki/istorija/kultura_kazakhstana_v_pervoj_polovine_19_veka/14-1-0-9693

Ссылка на основную публикацию