Господство золотой орды над территорией древней руси — история России

Русь под властью золотой орды

Начало 13в. – большинство государств, находящиеся на стадии феодальной раздробленности, столкнулись с раннефеодальным государством монголо-татар, стремящихся расширить свои территории за счет грабежа. Вождь – Чингисхан(мировое господство).

Чингисхан обеспечил себе прочные тылы: никогда не начинал похода без глубокой разведки и прочного тыла. Подчинил кочевников Центральной Азии, бурятов, якутов, киргизов, Северный Китай, Среднюю Азию, Урал, Закавказье (до нападения на Русь).

Волжская Булгария (евреи), половцы, алане, ворвались в Крым. Половецкие ханы обратились к русским князьям за помощью.

1223г. Май – битва на реке Калке (русские и татаро-монголы). Русь впервые за 200 лет потерпела поражение. Главная причина – феодальная раздробленность.

1227г. – Чингисхан скончался. Его владения были разделены между потомками на улусы. В них фактически установлена тоталитарная власть наследников.

Западная часть – сын Чжучи (умер в 1227г.), затем хану Батыю.

Его владения не несли четких границ: на западе – от Иртыша до «Последнего моря» (до Атлантического океана). Но на пути к Последнему Морю лежала Русь.

1235г. – курутай в Каракулуме. Решение завоевать Русь.

1236г. – войско Батыя двинулось на Русь (главная задача – нанести удар на Восточную Русь).

Но русские князья не могли договориться о совместных действиях против татаро-монгол. Осенью они вообще перестали ждать монгольского нападения.

Осень 1237г. – появления татаро-монгол в пределах Рязанского княжества. Полная неожиданность для русского народа. Это и обеспечило быстрое завоевание многих русских городов северо-восточной Руси.

Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Торжок завоеваны. Окраины Смоленского и Черниговского княжеств тоже.

Город Козельск – задержан на 7 недель. Его житель совершили бесподобный подвиг. Татаро-монголы называли этот город «злым».

Обложив население данью, опустошив города, Батый повернул на Южную Русь, остановившись на зиму в донских степях.

1240г. осень – наступление на Южную Русь.

Преодоление укрепления по реке Рось, монголы подошли к Киеву. Все киевские князья сбежали. Жители организовали мощное сопротивление. На девятый день после начала штурма город был сдан и сожжен.

Батый двинулся в Галицко-Волынские земли, многие города были сожжены.

Следующая цель – Западная Европа. Но, дойдя до Вены, Батый осознал, что оставил в тылу разгробленные земли, но не покоренную Русь. Ему пришлось повернуть на восточную Русь.

Русь остановила татаро-монгольское нашествие на самом краю Западной Европы. Почти 20 лет Батый потратил на окончательное подчинение Руси.

ЭТО МОЖНО НЕ ДИКТОВАТЬ!

Одновременно с борьбой против татаро-монгол Русь отражала агрессию крестоносцев.

1237г. – немецкий Тевтонский Орден (образован в 1202г.) и европейский (1226г.) объединились в Ливонский Орден. Вступив в тесный союз со Швецией, они решили завоевать ослабленную Северную и Северо-Восточную Русь.

Лето 1240г. – шведы (поход на Ладогу и Новгород). Поражение.

Эта победа под руководством Александра Невского (Новгородский князь) – торжество русского духа. За эту победу Александр и получил свое прозвище.

1240г. – Ливонский орден захватил Псков и Изборг.

5 апреля 1242г. – началась битва на Чудском озере (Ледовое побоище). Ливонский Орден потерпел поражение. Историческое значение битвы: крестоносцы не хотели больше захватывать русские земли и обращать восточных славян в католичество. Иннокентий 3 – римский папа, был вдохновителем этих походов.

Разгромив Ливонский Орден, Русь обезопасила себя от угрозы ассимиляции шведами и немцами, от угрозы не только утраты государства, но и культурной и национальной самостоятельности.

Русь оставалась под властью Золотой Орды.

Последствия завоевания татаро-монголами:

1. Прекратилось развитие нарождающейся русской позиции объединения всех русских земель.

2. Прекратила свое существование единая древнерусская этническая общность, разбившись на три ветви: северо-восточную и северо-западную Русь – великоросы; русские земли, вошедшие в состав Польши – украинская народность; вошедшие в состав Прибалтики – белорусы.

3. 1243г. – создание Золотой Орды. Батый потребовал от русских князей юридического признания своей власти. Для этого они должны были прибыть в столицу Батыя – Сарай – и получить ярлык на правление княжеством. Первым поехал Владимиро-Суздальский князь Ярослав (1243г.)

Источник власти – хан Золотой Орды. Манипулируя выдачей/отказом ярлыка, он натравливая князей друг на друга, убивая, выдавая ярлыки слабым, Золотая Орда постоянно обеспечивала себе источник власти.

Все население было обложено огромной данью. Ей сбор был отдан на откуп представителям басурман и евреев, проживавших в Волжской Болгарии. Беспощадная жестокость. Сами татаро-монголы очень быстро тюркизовались: уже к середине 14в. были тюрками (приняли ислам).

С тем, чтобы Киев окончательно потерял свое значение, ордынцы создают на Руси Великий Баскак – военно-политическую баскакскую организацию с центром во Владимире.

С этой же целью монголы потребовали от митрополита Кирилла перенесения митрополичьей кафедры из Киева во Владимир.

Киев утратил свое политическое значение.

Русские земли жестоко страдали от бесконечных походов баскаков. Сопротивление политике Золотой Орды никогда не прекращалось. Многие князья отказывались ездить к хану и принимать очищение огнем перед принятием ярлыка (поскольку русские стали неверными). Московский князь Даниил и галицынский князь Роман замыслили поднять восстание против Золотой Орды.

1257-1259гг. – крупное восстание против монгол в Новгороде, жители отказались платить дань. Оба восстания жестоко подавлены Александром Невским для того, чтобы не навлечь новые карательные походы.

1262г. – антиордынские выступления на всей северо-восточной Руси. Размах русского сопротивления => татаро-монголы согласились на передачу сбора дани в пользу Орды в руки русских князей. Это означало серьёзную победу и победу русского национального самосознания, способность ускорения русского единого государства.

Процесс образования единого государства – с середины 14в. Одновременно со складыванием центральных государств в Западной Европе. За прошедший период дробление княжеств продолжалось. Новые княжества: Московское, Тверское и др. К середине 14в. в русской общественной мысли все более получала распространение идея о прекращении усобицы.

В числе предпосылок:

1. Духовно-нравственная;

2. Политическая;

3. Социально-экономическая;

Политическая идея единения русского государства с конца 13в. осознавалась как великими князьями, так и всем русским народом. Между великими князьями развернулась борьба за право стать в центре объединения.

Основные претенденты: Московский князь Даниил (сын Александра Невского) и Тверской князь Ярослав (внук Александра Невского). После многолетней борьбы Московских и Тверских князей победителем вышел московский князь Юрий Даниилович.

После его убийства в Золотой Орде тверским князем Дмитрием великим князем московским стал Иван Даниилович (конец 1325г.)

Он был жестким и прагматичным политиком, проводил осторожную и сдержанную политику. Закладывая основы политического курса московский царей, Иван Калита (это он и есть) понимал, что нужно постепенно накапливать силы народа и достичь мира и тишины на русских землях.

Все последующие за ним московские князья, как и он, проводили дальновидную политику, учитывая собственно московские задачи с общерусскими, как экономические возможности, так и духовно-нравственные предпосылки объединительных тенденций в русской общественной мысли.

Одна из важнейших предпосылок возвышения Москвы – дальновидная политика московских князей, направленная на собирание Руси и борьбу с татаро-монголами.

1340г. – смерть Калиты. Его политику продолжают сыновья: Симеон Гордый и Иван Красный. Великие князья действовали сообща, что уже становилось традицией.

Духовно-нравственная предпосылка:

1326г. – кафедра митрополита была перенесена в Москву. Решающую роль в этом перемещении сыграла русская церковь.

После смерти Ивана Красного (1359г.) Московский престол достался его 10тилетнему сыну Дмитрию. Фактически во главе стал митрополит Алексий, отдавший все силы для того, чтобы повысить дух русского народа и укрепить веру.

Центральное место в формировании этой предпосылки принадлежит Сергию Радонежскому (1321-1391гг.). Он начал свою активную деятельность уже в 40-х гг. 14 в. в Подмосковье. На Пермской земле – православный Святой Стефан.

Как верно заметил Ключевский, «эта присноблаженная троица: патриарх Алексий, Сергий Радонежский и Святой Стефан – ярким созвездием блещут в нашем 14в., делая его зарею политического и нравственного возрождения святой Руси».

Они делали одно общее дело, которое далеко простиралось за рамки собственно церковных дел. Каждый из них реализовывал свою часть, исходя из понимания общего долга.

Митрополит Алексий – политический путь (советник московских князей). Воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего высокого сана, отрешал бунтующих князей от церкви, отстаивал значение Москвы как церковного сосредоточья всей Руси.

Святой Стефан пошел в Пермь к заволжским язычникам, чтобы обратить их в православную веру.

Но, чтобы сбросить иго и повести инородцев в православие, нужно было не только этой троице вести работу. Нужно было самому обществу укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением. Этому делу и посвятил жизнь Сергий Радонежский.

Он начал с самого себя. Продолжительным уединением, построив келью, воспитывал собравшихся вокруг себя людей. Школа благочестия, производившая на мирян глубочайшее нравственное впечатление. Это влияние перестраивало весь духовный мир человека 14в.

От вековых бедствий русский человек нравственно оскудел. Но не настолько, чтобы не понимать потребности создания на Руси христианских основ общежития. Эта потребность и была началом нравственного и политического возрождения.

50 лет Сергий Радонежский делал свое дело. Все эти годы к нему шли люди. Сергий вырастил 2 основных фактора, которые легли в основание государственного и общественного здания Руси:

1. Народ перестал дрожать при упоминании имени татар и сам пошел искать татарские полчища в открытой степи. А найдя их, похоронил под многочисленными собственными костями. С.Р. сказал Дмитрию Донскому: «Иди на безбожников смело и ты победишь их».

2. Перелом в жизни русских монастырей. Возросла роль иночества. Произошел скачкообразный рост численности монастырей. 1240-1340 – 30 м., 1340-1440 – 150.

Стремление покинуть мир и уйти в монашество усиливалось в государственном обществе по мере того, как повышались его духовные силы. Монашество на Руси – не отрицание мира с его враждебными началами, с отречением во имя высших, духовно-нравственных идеалов.

Читайте также:  Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов России. общение литератур братских народов. - история России

Повышение русского монашества – прямое отражение духовного роста русского общества.

Доказательство связи монашества с миром с целью его нравственного и практического преобразования – монастыри создавались в дремучих лесах. Лесные монастыри становились опорными пунктами русской колонизации, поскольку служили для крестьян-хлебопашцев и хозяйственными руководителями, и церковью, и кассой, и прибежищем под старость.

На Руси создавался новый мир, воспитанный духом Сергия Радонежского, создавалась Святая Русь.

Сергий Радонежский поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе и вдохнул веру в будущее. Нравственное возрождение Руси сделало возможным её политическое возрождение.

Утвердилась аксиома: только тогда, когда государство базируется на нравственных основаниях, возможны его стабильность, сила и крепость.

Творя память Сергию Радонежскому, мы пересматриваем свой нравственный багаж, завещанный нам великим строителем нравственного порядка на Руси.

Москва продолжала бороться с Тверью. 1375г. – ярлык получила Тверь, а не Москва с Тверью. Длительная война закончилась поражением Твери, которая отказалась впредь претендовать на ярлык.

Значение победы – консолидация общероссийских сил в активизации борьбы Руси с Золотой Ордой.

Дмитрий Иванович отказался платить дань Золотой Орде в 1375г. 1377г. – новый хан Мамай организовал новый поход на русские земли. Сражение на реке Пьяни, разгром русских войск. 1378г. – русские разбили мамаевский отряд.

8 сентября 1380г. – Куликовская битва. Русское войско, собранное Дмитрием Ивановичем, одержало крупнейшую победу. Дмитрий получил прозвище Донской. Победа стала поворотным пунктом в борьбе русского народа за независимость и отправной точкой в процессе формирования русского сознания. Начало распада Золотой Орды. Куликовская битва превратила Москву в общепризнанный политический центр Руси.

1382г. – хан Тахтамыш совершил разгромный поход. Но, несмотря на это, создавшаяся политическая ситуация не могла быть изменена. Признание Золотой Орды права московских великих князей передавать Московское княжество как вотчину Московских князей без санкции Золотой Орды.

Но внешне-политические успехи Москвы не означали, что борьба закончилась.

1395г. – Тимур Тамерлан предпринимает попытку вернуть Золотой орде утраченные права и привилегии. Но, дойдя до города Ельца, повернул назад, так как боялся затяжной войны.

1408г. – Едыгей принудил многие русские земли вновь платить дань. Но Москву взять не мог.

1476 – отказ платить дань -> резкое недовольство ахмета. Вступил в союз с польско-литовским гос-ом (каземир 4), с крымским ханом. Тк они оба притязали на землю, не смогли прийти ему на помощь.

1480 – сражение на р. Урге.. Ахмет и Иван 3. Конец ига!))))

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/49242.html

Золотая Орда. Влияние Золотой Орды на Русь

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 26Следующая ⇒

Самая мрачная страница в истории Государства Российского – это 240 лет ордынского ига, страшное время опустошительных нашествий, унизительной и обременительной дани, полной политической зависимости от золотоордынских ханов.

Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям. Произошло это на Куликовом поле, на берегах Непрядвы и Дона.

Здесь 8 (21) сентября 1380 года русское воинство под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича разгромило полчища Мамая, даровав стране надежду на скорое и долгожданное освобождение от монгольского ига.

Древняя Русь оказалась под властью монголо-татар в 1240 году после нашествия Батыя. Монголы в начале XIII века создали одну из крупнейших в мировой истории военных империй, которая опиралась на террор и насилие. Противостоять такой громаде могло только сильное и единое государство. Русь такой тогда не была.

Страна с общей историей, культурой и традициями напоминала лоскутное одеяло из небольших княжеств, раздираемых междоусобными противоречиями. Первой под власть монголо-татар в 1237 году пала Рязань: рязанские князья тщетно просили о помощи Владимир и Чернигов, никто не пришлось на выручку осажденному городу.

За три года армия Батыя огнем и мечом поработила все русские земли, встречая на пути лишь сопротивление малых княжеских дружин.

Батыево нашествие нанесло огромный ущерб Руси. Многие города и селения были стерты с лица земли. Яркий пример – Куликово поле: здесь не осталось ни одного сельского поселения домонгольской эпохи.

Погибли десятки тысячи людей: горожан и крестьян, ратников и князей, пытавшихся защитить Русь. Тысячи были угнаны в рабство. Золотая Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей, ханы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу Орде воинские отряды.

Шансов вернуться на родину у них не было. Русские князья, чтобы взойти на престол, должны были приехать с поклоном в Золотую Орду и получить ярлык на великокняжеский стол.

И править родной землей с оглядкой на ордынских баскаков – монгольских чиновников, которые контролировали деятельность князей, обеспечивали сбор дани и проводили набор воинов в монгольскую армию.

Пагубное влияние Золотой Орды привело к полной политической и экономической зависимости Руси. По подсчетам историков, общая дань с русских княжеств и Великого Новгорода составляла в год до 15 тысяч рублей! Выплата дани наносила колоссальный экономический урон русским землям. Если баскаки не получали желаемого, русским людям грозило рабство в Орде.

Бесцеремонные поборы сборщиков дани – отрядов баскаков – часто вызывали сопротивление отдельных русских князей, городов и территорий. С этого начиналась борьба Руси с ордынским игом. Но непокорных топили в собственной крови.

Малейшее сопротивление баскакам заканчивалось введением ордынских карательных отрядов. От ордынских наместников Русь избавилась только в 20-е годы XIV века при великом князе московском и владимирском Иване Даниловиче Калите.

Этому предшествовал разгром отряда баскака Чолхана (Щелкана) в Твери: в 1325 году местное население, поддержанное тверским князем, дало отпор сборщикам дани. Ликвидация баскачеств, наместников хана на покоренных землях, стало первым серьезным достижением в борьбе Руси с золотордынцами.

Но дань – деньгами, мехами, хлебом и металлом — оставалась: ее теперь собирал великий князь владимирский и сам доставлял в Орду.

Лишь во второй половине XIV века русские княжества начали отказываться платить дань. Одним из первых на это решился великий князь московский Дмитрий Иванович: Золотая Орда ничего не получала от Москвы в 1361 – 1371 и в 1374 – 1380 годах. Это был серьезный вызов Орде. И он был услышан. Неуплата дани Москвой стала одним из предлогов для похода Мамая на Русь в 1380 году.

Великому князю московскому Дмитрию Ивановичу с благословения Сергия Радонежского удалось собрать единое русское войско. На призыв выступить единым фронтом против общего врага откликнулось большинство русских княжеств.

8 (21) сентября 1380 года русская рать вступила в решительную схватку с полчищами Мамая на Куликовом поле и, разгромив ордынскую громаду, возвестила Руси о начало конца ига.

Одна из главных побед Куликовской битвы – это низвергнутый стереотип непобедимости ордынцев. Героизм русского воинства, единая Русь доказали, что освобождение от золотоордынского ига возможно, что с Ордой можно и нужно бороться.

Надежды на освобождение Руси от Орды не смог убить даже внезапный набег хана Синей и Золотой Орды Тохтамыша на Москву.

Сожженная в сентябре 1382 года древняя столица, возобновление дани Орде не могли изменить ход истории.

После смерти Тохтамыша начался процесс распада некогда великой золотоордынской империи и, напротив, небывалый подъем Древней Руси. О прежней системе господства над Русью уже не могло быть и речи.

Борьба Руси с золотоордынскими завоевателями продолжалась до конца XV века. В 1472 году великий князь московский Иван III отказался платить дань, чем вызвал поход хана Большой Орды Ахмата. Попытка Золотой Орды вновь поставить Русь на колени не увенчалась успехом: в 1480 году (стояние на р. Угре) с ордынским игом было покончено раз и навсегда.

17. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества.

Создание Русского централизованного государства — важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого • ликвидация татаро-монгольского ига.

Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.

В его основе лежали экономические причины, в частности усиление экономических связей между русскими землями. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее значение имело постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель.

Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки. Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства. В его образовании были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купечество и ремесленники. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий.

Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца.

Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством. Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига.

Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто. Русское централизованное государство сложилось вокруг Москвы, которая со временем стала его столицей.

Читайте также:  Уничтожение местничества - история России

Центром объединения она стала потому, что в силу своего географического положения была лучше прикрыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей. Основанная в XII в., Москва поначалу была небольшим городом, который ростово-суздальские князья давали в удел своим младшим сыновьям. Только с конца XIII в.

она стала стольным градом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым московским князем был сын Александра Невского — Даниил, при котором на рубеже XIII и XIV вв. начался процесс общерусской государственной консолидации.

Его преемники, продолжая политику объединения русских земель, скупали или захватывали силой земли соседних княжеств, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила -Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить у татар ярлык на великое княжение и таким образом приобрел право собирать дань в их пользу со всех русских земель. Это право в дальнейшем было использовано московскими князьями в целях объединения этих земель под своей властью. Когда в 1326 г.

в Москву из Владимира была перенесена митрополичья кафедра, она стала центром и православной церкви. Расширяя территорию Московского государства, великие князья московские превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья, подпадая под их власть, становились боярами -подданными великого московского князя. К концу XIV в.

Московское княжество настолько усилилось, что смогло возглавить борьбу Руси за свержение татаро-монгольского гнета. Орде были нанесены первые чувствительные удары — самый значительный на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли на Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.

Вместе с объединением русских земель, присоединением других территорий росла и власть великих московских князей. Московское княжество постепенно превращалось в могучее государственное образование, в котором прежнее деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые присылаемыми из Москвы наместниками и волостелями.

Источник: https://lektsia.com/6x70c5.html

Trojden | Проблема господства Золотой Орды над Русью в современной исторической науке — История России с древнейших времён до 1618 г

ГЛАВА IX

Проблема утверждения монголо-татарского господства на Руси в течение долгого времени в русской исторической науке сводилась обычно к расхождениям по некоторым частным вопросам, но сам факт монголо-татарского ига никто не отрицал. Принципиальное несогласие с традиционным научным взглядом выразили опять-таки «евразийцы», представленные в последнее время главным образом публикациями Л.Н. Гумилева.

Но, как уже говорилось, сторонники «евразийства» в своих, можно сказать, научно-фантастических построениях оказались очень далеки от исторических фактов. Приведем всего лишь два примера, показывающие, как «евразийцы» обращаются с фактами. Первый пример: у Л.Н.

Гумилева образование Золотой Орды с центром на Нижней Волге, отнесено к 1241 г. Из этого делается вывод, что Русь добровольно включилась в новое государственное образование, а монголо-татары участвовали в защите западных рубежей Руси. Так, Л.Н.

Гумилев утверждал, что конница Батыя участвовала в Ледовом побоище на Чудском озере на стороне войск Александра Невского. На самом деле весной 1241 г. состоялся поход Батыя в Венгрию и Далмацию, которые монголо-татары покинули только летом 1242 г.

И собственно государственное образование, известное под названием Золотая Орда, сложилось уже после этого времени.

Второй пример. В своих вольных построениях на исторические темы Л.Н. Гумилев всегда настаивает на том, что отношения Золотой Орды и Руси были мирными, а русские князья опять же добровольно стали считать себя слугами золотоордынских ханов. В эту схему никак не укладываются известные факты о мученических смертях русских князей в ханской ставке.

В частности, в 1246 г. мученической смерти за отказ подчиниться монгольским языческим обычаям были подвергнуты князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Судьба Михаила Черниговского явно опровергает построения Л.Н. Гумилева, и ему пришлось отвечать на вопрос, как он объясняет поведение Батыя в свете своей концепции.

Ответ был дан, и он примечателен: «Михаил был уличен в государственной измене — он был на Лионском соборе, где планировалась антимонгольская война». Однако на Лионском соборе Михаил Черниговский не был, он посетил в поисках помощи Венгрию и Польшу, но помощи не получил.

На Лионском соборе был Петр Акерович — черниговский игумен, рассказавший католическим прелатам об ужасах монголо-татарского разорения. Но Рим не оставлял надежды договориться с монголами за счет той же Руси и других завоеванных Батыем земель.

Да и на Руси современники восприняли поведение Михаила Черниговского как христианский подвиг во имя независимости Русской земли, и недаром уже вскоре Михаил и Феодор были канонизированы как православные святые.

В результате же того, что русские источники никак не подтверждали схему Л.Н. Гумилева, он вообще предложил относиться критически к летописям именно из-за их общей антимонгольской направленности.

Примеров свободного обращения сторонников «евразийства» с историческими фактами можно привести множество, и в дальнейшем мы еще остановимся на них. Следовательно, и сама «евразийская» схема, согласно которой Русь мирно существовала в рамках Золотой Орды, не имеет никакого исторического обоснования.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-old-ages-1618-kyzmin-2004/31

Утверждение господства Золотой Орды над Русью

§1. ПРОБЛЕМА ГОСПОДСТВА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НАД РУСЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Проблема утверждениямонголо-татарского господства на Руси в течение долгого времени в русской исторической науке сводилась обычно к расхождениям по некоторым частным вопросам, но сам факт монголо-татарского ига никто не отрицал. Принципиальное несогласие с традиционным научным взглядом выразили, опять-таки, “евразийцы”, представленные в последнее время главным образом публикациями Л.Н. Гумилева.

Но, как уже говорилось, сторонники “евразийства” в своих, можно сказать, научно-фантастических построениях оказались очень далеки от исторических фактов. Приведем всего лишь два примера, показывающие, как “евразийцы” обращаются с фактами. Первый пример: у Л.Н.

Гумилева образование “Золотой Орды” с центром на Нижней Волге, отнесено к 1241 году. Из этого делается вывод, что Русь добровольно включилась в нового государственное образование, а татаро-монголы участвовали в защите западных рубежей Руси. Так, Л.Н.

Гумилев утверждал, что конница Батыя участвовала в Ледовом побоище на Чудском озере на стороне войск Александра Невского. На самом деле, весной 1241 года состоялся поход Батыя в Венгрию и Далмацию, которые татаро-монголы покинули только летом 1242 года.

И собственно государственное образование, известное под названием Золотая Орда, сложилось уже после этого времени.

Второй пример. В своих вольных построениях на исторические темы Л.Н. Гумилев всегда настаивает на том, что отношения Золотой Орды и Руси были мирными, а русские князья опять же добровольно стали считать себя слугами золотоордынских ханов. В эту схему никак не укладываются известные факты о мученических смертях русских князей в ханской ставке.

В частности, в 1246 году мученической смерти за отказ подчиниться монгольским языческим обычаям были подвергнуты князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Судьба Михаила Черниговского явно опровергает построения Л.Н. Гумилева, и ему пришлось отвечать на вопрос, как он объясняет поведение Батыя в свете своей концепции.

Ответ был дан и он примечателен: “Михаил был уличен в государственной измене — он был на Лионском соборе, где планировалась антимонгольская война”. Однако на Лионском соборе Михаил Черниговский не был, он посетил в поисках помощи Венгрию и Польшу, но помощи не получил.

На Лионском соборе был Петр Акерович — черниговский игумен, рассказавший католическим прелатам об ужасах монголо-татарского разорения. Но Рим не оставлял надежды договориться с монголами за счет той же Руси и других завоеванных Батыем земель.

Да и на Руси современники восприняли поведение Михаила Черниговского как христианский подвиг во имя независимости Русской земли и недаром уже вскоре Михаил и Феодор были канонизированы как православные святые.

В результате же того, что русские источники никак не подтверждали схему Л.Н. Гумилева, он вообще предложил относиться критически к летописям именно из-за их общей антимоногольской направленности.

Примеров свободного обращения сторонников “евразийства” с историческими фактами можно привести множество, и в дальнейшем мы еще остановимся на них. Следовательно, и сама “евразийская” схема, согласно которой Русь мирно существовала в рамках Золотой Орды не имеет никакого исторического обоснования.

§2. ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ

Возвращение войск Батыя из Европы по времени совпало с политическими изменениями внутри самой Многольской державы. После кончины в 1241 году хана Угедэя ситуация в Монголии осложнилась. Угедэй был третьим (из четырех) законных сыновей Чингисхана. Он устраивал монгольскую знать своими недостатками: ни волей, ни твердостью, ни умом не обладал.

Новый претендент на престол, хан Гуюк встретил противодействие многих старших чингизидов, в том числе и Батыя. Лишь в 1246 году курултай, наконец, изберет Гуюка великим ханом, а пока фактическое управление сосредотачивалось в руках его матери Таракины, — женщины хитрой, коварной и властной. К Батыю она относилась с явным недоброжелательством.

И тот, очевидно, платил ей тем же. Во всяком случае, на призывы из резиденции монгольских великих ханов Каракорума явиться в ставку для решения общих дел, он отвечал отказом, ссылаясь на нездоровье. Посетивший в 1246 году Сарай папский посланник Плано Карпини дает портрет Батыя, как явно нездорового человека, хотя хану в то время было лишь сорок лет.

Читайте также:  Первопроходцы сибири - история России

И не случайно Батый рано перекладывает часть своих обязанностей на юного сына Сартака, хотя, конечно, основные нити политики он продолжал прочно держать в своих руках. Естественно, что сложные отношения с Карокорумом требовали от Батыя и повышенной осмотрительности, и укрепления тылов.

Практически это означало некоторое перераспределение способов поддержания господства от прямолинейных репрессий к дипломатии монгольского же типа, главными принципами которой были: сталкивание возможных противников, недопущение особого усиления кого-то из них, поощрение любых доносов.

В условиях, когда русские князья и так не доверяли друг другу, подогреть их разногласия и взаимную подозрительность было не так уж и сложно.

Смерть великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича в 1238 году освободила великокняжеский стол. После отступления Батыя в Степь его должен был занять младший брат Юрия — Ярослав Всеволодович, как старший в роде.

При этом Ярослав сохранял за собой разоренный Переяславль, а в Новгороде он оставил своего старшего сына Александра Ярославича, к тому времени уже достигшего совершеннолетия.

Ни Ярослав, ни Александр свидетелями не были свидетелями татаро-монгольского нашествия, разорившего Владимиро-Суздальскую Русь.

Они находились или в Новгороде, или у северо-западных границ, где ситуация оставалась весьма напряженной: немцы выжидали удобного момента, чтобы вновь наступать в сторону Изборска и Пскова, датчане включились в борьбу за земли чуди и русов-рутенов в областях Роталия и Вик и по побережью Финского залива, шведы угрожали со стороны другого берега этого залива.

По новым порядкам, установившихся после татаро-монгольского нашествия, великих князей и князей теперь утверждали в Золотой Орде и Каракоруме. В 1243 году в Сарай, столицу Золотой Орды, отправился Ярослав.

Батый предпочел именно его утвердить на великокняжеском столе, потому что другие претенденты, в частности, Михаил Черниговский и Даниил Галицкий, представлялись ордынскому правителю более опасными, поскольку у них сохранялись контакты с Западом, в том числе и католическим.

Первый приезд Ярослава в Сарай закончился в целом благополучно.

Князь был утвержден в звании “великого князя”, к Владимиру как бы присоединялся к и Киев, хотя город был совершенно разорен и был практически безлюдным, формально он оставался и “великим княжением”, и центром митрополии, что в данном случае было для Ярослава особенно важным.

Но Ярославу пришлось оставить в заложником в Сарае своего сына Святослава и позднее подобная практика “заложничества” будет очень распространенной в отношениях Орды и Руси. Сына Константина Ярославу пришлось отправить в Каракорум, путь к которому занимал полгода.

Под 1244 годом Лаврентьевская летопись дает краткую запись, видимо заимствованную из какой-то справки о распределении уделов Батыем: ордынский хан утвердил за русскими князьями их “отчины”.

Еще короче статья следующего, 1245 года: “Князь Костянтин Ярославичь приеха ис Татар, от кановичь, к отцу своему с честью.

Того же лета великый князь Ярослав, и с своей братьею и с сыновци, поеха в Татары к Батыеве”.

Лаврентьевская летопись не поясняет, почему и зачем Ярославу пришлось везти к Батыю своих братьев и племянников. В ряде других летописей сказано, что Ярослав был оклеветан неким Феодором Яруновичем (возможно, сыном воеводы Ярослава Яруна), но о чем шла речь — летописи не сообщают. Из Сарая Батый отправил Ярослава в Каракорум.

Объяснение вызова Ярослава в Сарай и Каракорум можно найти у Плано Карпини, который встретился с Ярославом в Каракоруме. По данным Карпини, князя обвиняли в переговорах с католиками о создании возможного антимонгольского союза.

Тайные встречи русского князя с католиками в Каракоруме, видимо, были продолжением контактов, которые ранее устанавливались Михаилом Черниговским и Даниилом Галицким. Весьма вероятно, что Батый предупредил ханшу, в чем именно провинился Ярослав, поскольку князь был встречен более чем настороженно.

И судьба князя была решена — в 1246 году Ярослав был отравлен каким-то ядом из богатого арсенала восточной дипломатии: он умер после собственноручного угощения Таракины, едва выбравшись из Каракорума.

В том же 1246 году, когда Ярослав был в пути к главной монгольской ставке, в Сарае были подвергнуты мукам и казнены Михаил Черниговский и его воевода Федор. Вина того и другого заключалась в том, что они отказались выполнять унизительный ритуал поклонения огню и истуканам монгольских божеств.

Но, видимо, были и иные причины, которые могли заключаться в опасении сближения русских князей с католическим Западом, где в это время активно обсуждался вопрос об организации антимонгольской коалиции.

Причем римский папа Иннокентий IV активно пытался использовать ослабление православной церкви для подготовки унии на выгодных для католицизма условиях.

В летописи внесен обширный рассказ об этой трагедии, и записан он был, видимо, в Ростове, поскольку дочь Михаила была женой ростовского князя Василька Константиновича, а Михаила в ставку Батыя сопровождал пятнадцатилетний внук Михаила Борис Василькович.

Мальчик упрашивал деда покориться требованиям Батыя и его прислужников, но князь остался непреклонен, а воевода после расправы с князем уже вполне осознанно шел на муку.

И князь, и его воевода, как уже говорилось, немного позднее будут канонизированы православной церковью как святые мученики.

После казни Михаила Черниговского и его воеводы Батый передал Бориса сыну Сартаку на его усмотрение. В чем состоял замысел Батыя — неясно. Сартак, по сведениям восточных авторов, был христианином.

Правда, Карпини, побывавший в ставке Батыя, ничего христианского у Сартака не заметил, но он либо был приверженцем распространенного в степи несторианства, не имевшего строгой догматики в силу широкой разбросанности общин верующих, либо был “ответственным” в Орде за общение с христианами.

Сартак через некоторое время отпустил мальчика в его удел, и, судя по дальнейшим контактам, у молодого князя установились приязненные отношения с сыном Батыя.

Из скупых и глухих летописных записей не ясно, каким образом преемником Ярослава на Владимирском княжении стал его брат Святослав, княживший до этого в Суздале: было ли это “избрание” или назначение Батыем.

При этом все сыновья Ярослава остались на тех уделах, которые ранее были определены им отцом и утверждены в Сарае. Но вскоре в Орду направился Андрей Ярославич, а некоторое время спустя — Александр Ярославич.

Источник: https://portal-slovo.ru/history/41013.php

Власть Золотой Орды над Русью

Золотая Орда (Улус Джучи) – средневековое государство в Евразии.

Начало эпохи Золотой Орды

История Золотой Орды начинается в $1224$ году, со времени правления монгольского хана Батыя, являвшегося внуком знаменитого Чингисхана. Но до $1266$ года Золотая Орда была в составе Монгольской Империи, а затем обособилась, став независимым государством.

Основную часть населения составляли волжские булгары, половцы, мордовцы, марийцы.

Замечание 1

Примечательно, что в $1312$ Золотая Орда в качестве официальной религии признает ислам и становится исламским государством.

Территории Золотой Орды

Выйдя из состава Монгольской Империи, Золотая Орда постоянно расширяла свои территории и благодаря многочисленным успешны походам, территория государства расширилась в сторону Запада, в результате чего, новым центром теперь стало Нижнее Поволжье. Продолжается интенсивный захват новых территорий.

В итоге под властью Золотой Орды в период ее расцвета попала огромная часть современной России (кроме Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири), Украина, Казахстан, часть Туркмении и Узбекистана.

В $13$ веке Русь стала вотчиной Золотой Орды. Но при этом, русские княжества управлялись не ханами, а князьями, которые в свою очередь платили дань золотоордынскими чиновникам, а позднее эту функцию стали выполнять сами князья.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для того чтобы держать князей в подчинении, Орда совершала карательные походы на Русь. Русь оставалась под властью Золотой Орды фактически до самого распада ханства.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Для удобства управления, территория государства была поделена на улусы — т.е. наделы, при этом, в каждом улусе был свой хан. Мелкие же улусы были в подчинении у верховного хана.

В начале $14$ века была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой были четко обозначены территории основных улусов. Также появилась новая должность — улусбек (улусный управленец), которым подчинялись визири (более мелкие чиновники). Также, в экстренных случаях созывался курултай — народное собрание.

Золотую Орду можно назвать полувоенным государством, что способстовало совмещению административных и военных должностей.

Конец эпохи Золотой Орды

В $1357$ в Золотой Орде началась первая смута, причиной которой стала смерть хана Джанибека и отсутствием единого наследника. Разгорелась борьба ханов за власть, что способствовало дальнейшему распаду Золотой Орды.

Орда постепенно начинает терять свои территории. Так, в $1360$-х годах открепился Хорезм. Следом в $1362$ году отделяется Астрахань, тогда как земли на Днепре захватывает литовский князь.

Но наиболее важным фактором в ослаблении власти Золотой Орды над Русью и распадом государства стало поражение в Куликовской битве в $1380$ году. Хотя для Руси эта победа не стала окончательным избавлением от татаро-монгольского гнета.

Замечание 2

Необходимо отмеить, что $1380-1395$ гг. — период прекращения смуты и укрепления власти ордынского хана. В этот период совершатся удачные походы на Москву.

И все же, в конце $1380$-х, после неудачной попытки нападения на Тамерлана, Золотая Орда начинает окончательно распадаться.

В $1480$ году Русь смогла окончательно освободиться от гнета Золотой Орды. В начале $16$ века, оставшаяся без мелких ханств и растеряв все свои ранее захваченные территории, Большая Орда уже окончательно прекратила свое существование.

Кичи Мухаммед стал последним ханом, правившим некогда могущественным государством, под названием Золотая Орда.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/borba_narodov_rusi_za_nezavisimost_v_xiii_veke/vlast_zolotoy_ordy_nad_rusyu/

Ссылка на основную публикацию