Городская экономика. особенности национального рынка — история России

Городская экономика

Городская экономика. Особенности национального рынка - история России

Городская экономика. Особенности национального рынка

Фернан Б род ель в своей монографии немалое место уделяет роли российских городов в процессе обмена.

Их незначительная величина, по мнению французского историка, является следствием «сверхизобилия сельской активности».

Внутринациональный обмен в абсолютном большинстве случаев проводился на уровне барских и церковных имений, а также за счет излишков крестьянской продукции. Бродель называет российские города конца XVII — начала XV11I вв.

«скорее местечками, чем городами», причем не столько из-за их величины, сколько из-за невысокого уровня развития в них собственно городских функций.

Европейские путешественники называли Россию «огромной деревней». Рыночная экономика русских городов находилась на начальной стадии развития, однако была чрезвычайно активной.

Ремесленная деятельность в основном была сосредоточена в предместьях, где хозяйничали вчерашние крестьяне, отличие которых от остальных заключалось лишь в том, что они зарабатывали на пропитание не патриархальным способом, а ремеслом. Число таких ремесленных лавочек было велико.

«В Москве больше торговых лавочек, чем в Амстердаме», — заявил один из немецких купцов, увидевший стольный град России на исходе XVII века.

Однако лавочки эти были крохотными. По сравнению с теми же амстердамскими лавками они оказывались раз в десять меньше, причем даже в таких крайне тесных условиях торговцы умудрялись снимать одну лавку вдвоем, втроем и даже вчетвером.

Торговый ряд образовывался из множества таких лав­чонок, вытянувшихся вдоль улицы, что делало русские города крайне похожими на города мусульман.

По мнению А.

Олеариуса, опубликовавшего во второй половине XVII века свои воспоминания («Voyage en Moskovie, Tartaric et Perse»), «у всякого ремесла была своя улица и свой квартал, так что торговцы шелком никак не смешиваются с торгующими сукнами и холстом, золотых дел мастера — с шорниками, сапожниками, портными, скорняками и прочими ремесленниками. Есть также улица, на коей продают лишь образы святых. »

Самыми большими лавками были амбары, так как они предназначались не только для хранения товара, но так­же для оптовой и даже розничной торговли.

В Москве было несколько специализированных рынков, например, даже такие, как рынки старья, мясные и рыбные рынки, по поводу которых Йохан Кулишер, немецкий купец, утверждал, что «прежде чем их увидишь, их учуешь. Зловоние их таково, что всем иноземцам приходится затыкать себе нос!»

Однако без большого товарообмена России было не обойтись. Необходимость обменов с большим радиусом диктовалась хотя бы уже тем, что в одной из областей России недоставало хлеба или дров, а в другой — соли. Импортные изделия или пушнина также пересекали всю страну от края до края.

Увы, не города все же были двигателями этой крупной торговли, а скорее ярмарки. В XVIII веке их имелось от трех до четырех тысяч (это в 10-12 раз больше, чем российских городов того времени).

Некоторые из них напоминали знаменитые ярмарки Шампани и выполняли функцию соединения отдаленных друг от друга областей.

В числе таких крупных ярмарок была Архангельская, которую южнее сменяла весьма оживленная Сольвычегодская; Ирбитская, контролировавшая дорогу в сибирский Тобольск; Макарьевская, явившаяся первыми наметками колоссального Нижегородского торжища; Брянская — между Москвой и Киевом; Тихвинская — на подступах к Ладоге.

Ярмарки эти нельзя было назвать чем-то архаичным, поскольку даже на Западе XVIII век был еще «веком ярмарок». Основной проблемой оставался лишь незначительный масштаб российских городов.

Еще одним признаком незрелости городов России было отсутствие современного кредита.

Ростовщичество на Руси было поистине безжалостным. В ходу были неправдоподобно высокие процентные ставки: для займа одного русского купца другому русскому купцу в Стокгольме в 1690 году ставка на девять месяцев была 120 процентов (т.

е. более тринадцати процентов в месяц). На Леванте, где ростовщичество между еврейскими и мусульманскими кредиторами и христианами-заемщиками чувствовало себя вольготно, в это время процентные ставки не превышали 5 процентов месячных.

В Московском государстве выгода, предусматриваемая уговором, имела меньшее значение, чем захват залога. Это было дополнительной причиной того, что ставка процента была столь высокой, а сроки выплаты столь жесткими: кредитору было выгодно, чтобы заемщик не смог соблюсти уговор и добыча в конце концов оказалась бы захвачена безвозвратно.

С течением времени, когда петровские мануфактуры получали все большее развитие, когда все глубже внедрялось разделение труда, коснувшееся как мелкого товарного производства, так и сельского хозяйства, расширялась внутренняя торговля. Для увеличения товарооборота было предпринято строительство нескольких каналов.

Вышневолоцкий канал соединил бассейн Волги с Бал­тийским морем и открыл широкие возможности для доставки товаров в Петербург, а оттуда — за границу.

Во второй четверти XVIII века было закончено строи­тельство обводного канала вокруг Ладожского озера.

Значение Архангельского порта и торгового пути через Белое море резко упало после присоединения Балтийского побережья. В 1701 году в Архангельск прибыло 103 ино­странных корабля, а в 1725 — только 12, в то время, как в русские порты Балтийского моря (Петербург, Нарвуt Ригу, Ревель, Выборг) — 914 кораблей.

В 1726 году только через Петебург вывезли уже половину всех русских товаров, предназначавшихся для продажи на рынках Западной Европы. Пенька, лен и кожа составляли главную статью русского экспорта.

Однако тогда уже вывозилась и продукция российских мануфактур. В том же 1726 году за границу было вывезено свыше 55 тысяч пудов железа и более 10 миллионов аршин полотна.

Рекомендуем ознакомится: http://histerl.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31849-gorodskaya-ekonomika

Особенности российской экономической модели и перспективы ее развития

В современном мире экономика страны представляет собой целостную систему, которая характеризуется наличием определенных элементов и связей между ними.

Экономическая система – это совокупность экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ[9, С. 82]

Период, начиная с 90-х годов по сегодняшний день не получил еще аналитического обобщения. На рубеже XX и XXI веков произошли процессы глобального исторического масштаба. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождался процессом развала СССР.

Экономика России своеобразна, и поэтому ее невозможно включить ни в какие известные экономические модели.

В первом десятилетии XXI века под влиянием внутренних и внешних условий происходят значительные изменения в экономике.

В наше время российскую экономическую систему принято характеризовать как рыночную экономику или экономику с развивающимся рынком[4, С. 4].

 Россия находится на пути к формированию рыночной экономики, однако вмешательство государства очень значительно, так же как и доля государственной собственности.

Государство не только контролирует деятельность рынка, обеспечивая его нормальное функционирование, но и осуществляет антимонопольное регулирование, стараясь поддержать и усилить конкуренцию на рынке товаров и услуг. Однако доля монополизации в экономики России очень высока. Государство создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности, осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса.

Для российской экономики характерны устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, что негативно сказывается на развитии экономики, нестабильность рынка и экономики в целом.

Вопрос о создании эффективной экономической модели в России не может быть рассмотрен до тех пор, пока не будут решены проблемы внутри страны, такие как: отсутствие полноценной конкурентной среды; высокие темпы инфляции; высокая доля монополизации фирм и др.

Основные особенности Российской модели экономической системы в сравнении со страновыми моделями наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ национальных моделей экономики.

Российская модель Американская модель Шведская модель Японская модель
Многообразие форм собственности Преобладание частного сектора экономики Развитый государственный сектор экономики Особая форма организации бизнеса — группирования
Значительное вмешательство государства в экономику Минимальное вмешательство государства в экономику Значительное вмешательство государства в экономику Высокая степень вмешательства государства в экономику
Активная поддержка малого и среднего бизнеса Активная поддержка малого и среднего бизнеса Активная государственная политика занятости Мощная поддержка государством бизнеса
Сильная дифференциация доходов населения Сильная дифференциация доходов населения Выравнивание доходов Равномерность распределения доходов
Обеспечение социальной поддержки населения Обеспечение приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп Огосударствление социального обеспечения и страхования Активная социальная политика

В XXI веке Россия, переходя к рыночной экономике, оказалась очень зависима от внешнего мира и международной политики. А введение санкций со стороны западных стран применительно к России, в связи с несогласием включения Крыма и Севастополя в состав РФ, оказали пагубное влияние на развитие экономики нашей страны.

Для развития экономики необходимо раскрывать экономический потенциал страны, который является основой национальной безопасности. На его развитие должна быть направлена как экономическая политика, так и стратегия формирования более эффективной экономической системы. На выбор стратегии социально-экономического развития влияют:

  • Вступление в ВТО (Всемирную торговую организацию);
  • Экономические санкции с запада;
  • Перспективы расширения экономических отношений с Восточными странами БРИКС.

В России необходимо развивать внутренний рынок страны, емкость которого расширяется за счет отраслей креативного развития. У России имеется огромный резерв для превращения ресурсных преимуществ в конкурентные преимущества.

Для этого необходимо сократить экспорт ресурсов, замкнуть на внутреннюю переработку и расширить их предложение на внутреннем рынке.

В краткосрочном периоде изъятие ресурсов из внешнего оборота могут привести к снижению бюджетных поступлений, однако в долгосрочном периоде потери будут компенсированы расширением внутренней налоговой базы через сокращение издержек, рост добавленной стоимости и расширение раннего производства[13, С. 51].

Сегодня Россия представляет собой классический пример государства, выбирающего свой путь развития со всеми вытекающими из этого состояния катаклизмами, политическими и социальными последствиями. Поэтому все проводимые реформы общества должны быть тесно связаны с реализацией социальной политики государства.

При разработке и реализации модернизации экономики необходимо учитывать:

  1. При прочих равных условиях большие шансы на стабильное развитие будут иметь экономические системы смешанного типы, в основе которых лежит многообразие форм собственности и которые обеспечивают эффективное использование ресурсов;
  2. Система должна обеспечивать благоприятные условия для стимулирования социально-экономической активности граждан;
  3. Общество должно быть способно решать проблемы национальной безопасности[1, С. 24].
Читайте также:  Эволюция декабристского движения в начале xix века - история России

Именно  эти характеристики должны быть базовыми при разработке национальной модели экономики.

Национальная экономическая модель должна осуществлять следующие стратегические цели:

  • Экономическая стабилизация и экономический рост;
  • Повышение уровня и качества жизни;
  • Совершенствование социальных услуг и образования;
  • Равный доступ к продуктам общественного прогресса;
  • Борьба с бедностью;
  • Обеспечение экологической безопасности;
  • Установление социального порядка и адекватной модели социальной рыночной экономики;
  • Обеспечение внешнеполитической безопасности (в том числе экономической);
  • Формирование человеческого капитала (инвестиции в человеческие ресурсы с целью повышения производительность).

Инвестиции являются основным фактором развития экономики, именно они лежат в основе прогресса. От их качества и интенсивности зависит решение основных проблем эконмической системы России. Инвестиции в человеческий капитал – одни из важнейших вложений, которые в дальнейшем сыграют большую роль в развитии экономики и повышении ее эффективности.

Но в современном быстроразвивающемся мире недостаточно вышеперечисленных факторов, если в экономике отсутствует потенциал инновационного развития и модернизации, поэтому основной задачей на данном этапе экономического развития России – это переход экономики на инновационный путь, т.е. модернизация, связанная с достижением мирового уровня конкурентоспособности и прогресса.

Необходимо развивать инновационный потенциал страны. Экономическое развитие на основе инноваций подразумевает не только изменение структуры производства, но и формирование нового мышления.

В 2011 году по заказу правительства была подготовлена «Стратегия 2020» — это краткое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

В Стратегии 2020 инновациям отводится ключевая роль в модернизации России.

 В рамках данной стратегии в  настоящее время действует множество программ, касающихся вопросов поддержки и стимулирования развития высоких технологий, например:

  • «Инновационная Россия – 2020»;
  • «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы»;
  • «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы»;
  • «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и др.

Данные программы являются важнейшим элементом развития инновационной экономики в России.

Список литературы:

  1. Анохин Л.М. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №11(366). – С. 24.
  2. Блаженкова Е. А. Экономическая культура как фактор становления социально-экономической системы России / Е. А. Блаженкова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2011. – №4.  – С. 7-12.
  3. Баскакова М. Японская экономическая модель / М. Баскакова // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 97–100.
  4. Бузгалин А. В. Российская экономическая система как мутация позднего капитализма / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Альтернативы. – 2014. – №1. – С. 4.
  5. Зубарева Т. С. Сравнительный анализ экономических систем : учебник / Т. С. Зубарева. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2003. – 287 с.
  6. Кривяков С. В. Теоретический анализ экономических систем / С. В. Кривяков. – Томск : Издательство Томского университета, 2007. – 153 с.
  7. Ларионов И. К. Экономическая система России: стратегия развития. – 2-е изд. / И. К. Ларионов, С. Н. Сильвестров. – М. : Дашков и К, 2014. – 336 с.
  8. Мау В. А. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс] / под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с. – URL: http://2020strategy.ru/2020 (дата обращения 15.06.2015).
  9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики : учебник для вузов : для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Р. М. Нуреев. – М. : Норма, 2014. – 623с.
  10. Рамазанов Ж. Ш. Мировые социально-экономические модели и Россия / Ж. Ш. Рамазанов // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – Т. 316, №6. – С. 16–21.
  11. Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4-19.
  12. Сорокин Д. Е. Преобразование экономической системы России / Д. Е. Сорокин // Проблемы современной экономики. – 2014. – №3(51). – С. 46–49.
  13. Хубиев К. А. Экономическая система России: проблема исторического тренда и функциональной эффективности / К.А. Хубиев // Проблемы современной экономики. – 2014. – №3(51). – С. 51.

Источник: https://sibac.info/node/71135?set_science=1

Особенности экономики России

Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве.

Особенностями экономики России являются следующие характеристики:

Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется ее территорией (17,1 млн км2 — первое место в мире), численностью населения (на 1 октября 2013 г. — 143,5 млн человек — девятое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом.

Правда, за годы кризиса 90-х гг. по доле в мировом валовом национальном продукте Россия оказалась отброшенной назад. Если в 1970 г. в России производилось 8% мирового ВВП, в 1990 г. — 5,5%, то в 2000 г. — всего 2,7%.

По данным Всемирного банка, по состоянию на конец 2012 год, доля экономики России в мировой экономике составила 4,1 %. По индексу человеческого развития в 2013 году Россия расположилась лишь на 55 месте.

Однако страна обладает значительными возможностями для роста.

Во-вторых, большое богатство и разнообразие природных ресурсов — земельных, минеральных, лесных, водных.

По площади сельскохозяйственных угодий (220 млн га), лесов (774 млн га), водных ресурсов (4310 кубокилометров речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире.

К сожалению, эффективному использованию этихприродных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.

В-третьих, Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения.

На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.).

Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.

В-четвертых, в результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В 2000 г.

из общего числа занятых в экономике 64,6 млн человек 38,1% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 45% — в частном секторе, 14,1% — в смешанном секторе, 0,8% — в общественных и религиозных организациях, 2% — на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях.

Соответственно имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, «челноки»), государственный, государственно-частный (смешанный).

Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые в 2011 г.

производили 40 % сельскохозяйственной продукции — в основном для собственного потребления.

Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.

В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-е гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 83 субъектов Российской Федерации.

В 2010 г. по размеру территории Республика Саха (Якутия) превосходила Республику Адыгею в 277 раз. Размеры инвестиций в основной капитал в Тюменской области почти в 5900 раз были больше чем в Эвенкийском автономном округе.

Москва превосходила Эвенкийский АО по стоимости основных фондов в 700 раз, а по обороту розничной торговли — почти в 3600 раз. Соответственно Ингушетию по среднедушевым месячным доходам — в 16,3 раза, а по объему валового регионального продукта — в 338 раз.

При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.

В-шестых, смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику.

При централизованно-плановой модели монополия внешней торговли ограждала российские предприятия и внутренний рынок от конкуренции зарубежных монополий и транснациональных корпораций (ТНК).

Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза приобрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис.

Доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли выросла с 14% в 1991 г. до 54% в 1996 г. После девальвации рубля в 1998 г. она снизилась до 36%, но в 2010 г. вновь поднялась (превысила 40 %).

Читайте также:  Общеевропейская война против франции и наполеона 1892 - 1814 гг - история России

Конкуренция импортных товаров предоставляла покупателям более широкий выбор и вынуждала отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции. В то же время ряд высокотехнологичных производств вытеснены зарубежными конкурентами.

Во многих секторах рынка практически господствуют ТНК при поддержке местных компрадоров. Благодаря этому крупные ресурсы перекачиваются за рубеж. Особенно пострадали сельское хозяйство, легкая промышленность и гражданское машиностроение, где производство многократно сократилось.

Многие предприятия, ранее считавшиеся российскими, фактически работают под контролем иностранного капитала.

Все это говорит о том, что государство практически отказалось от поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей. Не решались проблемы реинтеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации.

Огромные внешние займы были бездарно растрачены, частично разворованы и не служили реструктуризации экономики. Во внешнеэкономической политике не учитывались противоречивые тенденции глобализации.

Перечисленные особенности российской экономики свидетельствуют о необходимости высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных служащих при выборе и осуществлении модели государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/osobennosti-ekonomiki-rossii-2147

Экономика России. История развития экономики России

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели — макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием — переходом от плановой к рыночной экономике.

Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е.

интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н.

Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

В октябре 1991 года, за два месяца до официального распада СССР и два месяца после августовского путча, Ельцин и его соратники, включая Е.Т. Гайдара, приступили к осуществлению программы радикальных экономических реформ. Верховный совет РСФСР поддержал президента в осуществлении данной программы, которая была рассчитана на один год.

Это была амбициозная программа, но ее цели по стабилизации макроэкономической ситуации в стране и созданию основ для дальнейшего развития рыночных отношений были практически неосуществимыми. Другой составляющей реформ Б.Н.

Ельцина было делегирование региональным властям максимально возможных властных полномочий; согласно целой серии договоров между центральной властью и главами 21 автономной республики и другими субъектами федерации, Москва гарантировала последним специальные права и самостоятельность принятия решений по многим вопросам и осуществления важных экономических проектов.

Программа макроэкономической стабилизации. Программа предусматривала проведение большого количества мероприятий для достижения экономической стабильности в стране.

Правительство существенно ограничивало государственные расходы, сосредотачивая усилия исключительно на реализации национальных проектов, обороне, и субсидиях организациям и частным лицам. Программа была направлена на уменьшение дефицита государственного бюджета с 20% ВВП в 1991 году до 9% ВВП ко второй половине 1992 года и 3% к 1993 году.

Правительство ввело новые налоги, и обновило систему сбора налогов, чтобы увеличить государственные доходы. В денежно-кредитной сфере, экономическая программа требовала, чтобы Центральный Банк России урезал субсидируемые кредиты предприятиям в целях ограничения роста денежной массы.

Программа правительства была направлена на сокращение темпов инфляции от 12% за месяц в 1991 году до 3% за месяц в середине 1993 года.
Экономические реформы. Сразу после ликвидации Советского Союза было объявлено, что правительство отменяет государственное регулирование цен на 90% товаров широкого потребления и 80% из промежуточных товаров.

Тем не менее, государственный контроль сохранился в отношении цен на электроэнергию и главные продовольственные товары, такие как хлеб, сахар, водка и молочная продукция. Эти меры должны были восстановить баланс между производством и потреблением, которого недоставало при плановой экономике.

Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены.

В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января.

К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%.
В 1995 году темпы инфляции успешно сдерживались поддержанием жесткой денежно-кредитной политики и посредством принятия относительно строгого бюджета.

Поэтому, ежемесячный темп инфляции держал фактически устойчиво ниже 5% в последнем квартале 2005 года. Для первой половины 1996 года, темпы инфляции составили 16.5%.

Однако, эксперты тогда отмечали, что контролю инфляции помогли систематические задержки заработной платы работникам на государственных предприятиях.

Основным симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар.

До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания — «черный вторник» (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару.

В июле 1995 года, Центральный Банк объявил о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль и курс рубля стабилизировался.

Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.

Сущность экономической реструктуризации и предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, — приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года.

Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным защитником приватизации, начиная с ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками или через общественные аукционы.

В конце 1993 года более чем 85% малых предприятий и более чем 82,000 крупных государственных предприятий были приватизированы. 1 октября 1992 года, среди населения стали распостранятся ваучеры (приватизационные чеки), номиналом 10,000 рублей каждый, которые предназначались для покупки акций средних и крупных предприятий.

Однако, держатели также могли продавать ваучеры или вложить их в различные инвестиционные фонды. В конце июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных предприятий и около 90% из малых предприятий было отдано в частные руки.

К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами для покупки акций, вложений в инвестиционные фонды, либо продано. В ходе второй фазы приватизационной программы предполагалось прямо продавать акции оставшихся в собственности государства предприятий за наличные деньги.

Эта фаза планировалась для завершения передачи государственных предприятий в частные руки и обеспечения роста правительственных доходов. После того, как, процедура приватизации подверглась жесткой критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года.

В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки. В 1996 году программа приватизации окончательно приобрела отрицательную репутацию и возник термин «прихватизация» или «grabification».

Источник: https://emax.ru/buslife/economy/2212-ekonomika-rossii-istoriya-razvitiya-ekonomiki-rossii.html

Тема: Становление современной рыночной экономики России

Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством РФ в октябре 1991 ᴦ. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ.

Основными ее пунктами были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация предприятий в промышленности, торговле и сфере услуᴦ.

С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экон-ий кризис, ликвидировать дефицит товаров, а с другой стороны, создать в Р новый класс — класс собственников.

Читайте также:  Чистка партии 1934 - история России

Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населœением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности.

Освобождение с января 1992 ᴦ. цен от государство регулирования (так называемая либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 ᴦ. примерно в 150 раз.

В результате жесткой монетаристскои политики, многомесячных задержек выплат зарплат и пособий инфляцию удалось снизить менее чем до 1% в месяц лишь в 1996 ᴦ. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен.

Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населœения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность миллионов людей.

К положительным итогам либерализации цен следует отнести насыщение потребительского рынка товарами, начало формирования рыночного механизма ценообразования (в зависимости от соотношения спроса и предложения). Относительная финансовая стабилизация была достигнута и за счёт огромных заимствований за рубежом: внешний долг превысил 130 млрд долларов (хотя его львиная доля досталась от СССР).

Отказ от системы централизованного материально‑технического снабжения (распределœения сырья и ресурсов), сокращение государственных дотаций промышленности и с-х (а в перспективе и полный отказ от поддержки убыточных производств, их банкротство) привели к обвальному падению внутреннего валового продукта (ВВП). Надежды на крупномасштабные иностранные инвестиции в российскую промышленность до сих пор не оправдались. Попытки сбить инфляцию привели к ужесточению кредитной политики (высокие проценты под банковские ссуды).

Удушающей отечественное производство оставалась налоговая система. Либерализация внешней торговли привела к затовариванию рос-го внутреннего рынка относительно дешевой и качественной импортной продукцией. Это усугубило кризис отечественной промышленности.

В тяжелœейшем положении оказались прежде всœего наукоемкие отрасли (машиностроение, электронная, электротехническая, военная промышленность, предприятия, выпускающие продукцию высокой технологии), а также легкая промышленность. Относительное благополучие демонстрировали топливно‑энергетический комплекс, черная металлургия и другие сырьевые отрасли.

Οʜᴎ раньше других вышли из кризиса, а в некоторых к 1997 ᴦ. наметился даже небольшой рост. В остальных отраслях спад продолжался, хотя темпы сокращения промышленного производства со временем существенно замедлились, а в 1997 ᴦ. вышли на нулевой уровень.

Попытки Правительства ввести ограничения на ввоз иностранных товаров в страну встретили энергичное сопротивление со стороны зарубежных финансовых организаций, от помощи которых во многом зависит стабильность финансовой ситуации в Р.

Значительно уменьшилось производство с-хоз-ой продукции (особенно молока и мяса), вызванное как сокращением государственных вливаний в деревню, разрушением ее технической базы, оттоком рабочих рук в города, так и возросшей конкуренцией со стороны иностранных товаропроизводителœей.

Сторонники углубления рыночных реформ связывают возрождение рос-го села со снятием ограничений на свободную куплю‑продажу земли. Это, в свою очередь, встречает сопротивление левого большинства ГД, опасающегося массовой скупки земли по бросовым ценам отечественным и зарубежным спекулятивным капиталом и выведением ее из с-хоз-го оборота.

ʼʼ Фермеризация ʼʼ села наталкивается также на сопротивление руководства и большинства членов колхозов, а также требует огромного начального капитала и техники.

Лишение населœения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации.

Под разгосударствлением принято понимать процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности и формирование, в конечном счете, многоукладной экономики в стране.

Под приватизацией принято понимать процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может осуществляться в различных формах:

1) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности;

2) аренда с последующим выкупом;

3) преобразование государственных предприятий в АО;

4) выкуп предприятия на конкурсной основе.

На первом этапе приватизации преобладали первые три формы. В 1992—1993 гᴦ. всœем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. р.

(в ценах 1984 ᴦ.) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков).

Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий.

Но ваучерная приватизация провалилась: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всœевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по бросовым ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов, воротил теневого бизнеса и т. п. С середины 1994 ᴦ.

начался второй — денежный — этап приватизации. Это фактический передел собственности: с аукционов по весьма заниженным ценам идет продажа государственных пакетов акций промышленных предприятий. При всœем том главная цель приватизации — создание в стране широкого слоя частных собственников — не достигнута.

С 1992 ᴦ. государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что совпало с либерализацией цен и началом резкого спада промышленного производства. Как и следовало ожидать, последовал обвал нашей национальной валюты: с 300 р.
за 1 доллар США весной 1992 ᴦ. до 6000 р.

за доллар в январе 1998 ᴦ.

Подобная ситуация привела к долларизации российской экономики, переводу денежных сбережений населœения в иностранную валюту. Это, в свою очередь, затрудняло возможности для финансовой стабилизации.

По этой причине правительство предпринимает ряд мер по оздоровлению рубля. Самой известной из них стало введение в 1995 ᴦ. ʼʼвалютного коридораʼʼ, поддерживаемого Центральным банком РФ.

Обесценивание рубля заметно замедлилось, но не остановилось.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к положительным итогам проведенных реформ можно отнести: насыщение потребительского рынка товарами (правда, преимущественно иностранными); создание в стране рыночной инфраструктуры, т. е.

сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно; создание частного сектора экономики, в котором производится более двух третей ВВП; либерализация ценообразования и внешней торговли; относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля; выработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Все это дало возможность осуществить в 1998 ᴦ. деноминацию рубля. Деноминация – данный экономический термин обозначает укрупнение (уменьшение номинала) денежной единицы страны, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ производится правительством для сокращения денежной массы в стране. Часто деноминацию объявляют в том случае, когда страна подвержена сильнейшей инфляции. В РФ в последний раз рубль был деноминирован в 1998 году, когда 1000 рублей ʼʼстарых денегʼʼ была приравнена к ʼʼодному рублюʼʼ новых денеᴦ. В результате проводимой деноминации удается сократить количество общей денежной массы, которая находится в обращении.

Не удалось остановить деиндустриализацию народного хозяйства и добиться промышленного роста͵ а также прилива иностранных инвестиций. Правительство так и не смогло обеспечить соответствующий уровень сбора налогов, причиной является драконовская система налогообложения. Это, в свою очередь, не дало возможности ликвидировать до конца 1997 ᴦ.

задолженность государства по зарплате работникам бюджетной сферы. Огромны и социальные издержки реформ. Гигантский разрыв в уровне среднедушевого дохода наиболее богатого и наиболее бедного населœения чреват угрозой социального взрыва. Ниже черты прожиточного минимума находится более трети населœения. Растет безработица.

Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, поставив своей задачей оказание поддержки лишь тем слоям населœения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, ветеранам войн, пенсионерам.

При этом, несмотря на многочисленные декларации, оно до сих пор не может обеспечить этим категориям населœения даже минимальный жизненный уровень.

В августе 1998 ᴦ. в стране разразился экономический кризис, который фактически свел на нет многие из вышеперечисленных достижений реформ. Сильный удар был нанесен по банковской системе: часть банков прекратила свое существование, другие до сих пор находятся под угрозой банкротства и не в состоянии расплатиться со своими вкладчиками.

Для того чтобы рассчитаться по внутреннему долгу работникам бюджетной сферы, правительство пошло на эмиссию. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару.

К тому же над страной нависла угроза национального дефолта — Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои долги, а международные организации отказались предоставлять ей новые кредиты.

Одним из положительных следствий финансового кризиса 1998 ᴦ. стал рост конкурентоспособности отечественных товаров. Это позволило значительно сократить долю импортной продукции на внутреннем рынке. Девальвация рубля (Девальвация (позднелат. devalvatio, от лат.

de — приставка, означающая движение вниз, понижение, и valeo — имею значение, стóю), официальное понижение стоимости денежных единиц. привела не только к удорожанию и сокращению импорта͵ но и к росту экспорта).

Положительное сальдо внешнеторгового баланса, значительный рост цен на основные товары российского экспорта (нефть и газ) на международном рынке, относительный успех, достигнутый российскими представителями на переговорах о реструктуризации внешнего долга, позволили правительству не только своевременно производить выплату процентов по иностранным кредитам, но и почти полностью рассчитаться с задолженностью по пенсиям и зарплате. Инфляция в 1999 ᴦ. составила 36,5%, а в 2000 ᴦ. — около 22% в год. Центральному банку в 1999—2002 гᴦ. удавалось поддерживать относительно стабильный курс рубля по отношению к доллару и резко увеличить собственные золотовалютные резервы. По итогам 2000 ᴦ. Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира, опередив по темпам роста США, страны Европейского союза, Японию. При этом эти успехи во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и не сопровождаются заметными структурными сдвигами в российской экономике.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/274074_tema_stanovlenie_sovremennoy_rynochnoy_ekonomiki_rossii

Ссылка на основную публикацию