Формирование древнерусской народности — история России

история 1-7. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения

  1. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности. Формирование древнерусской народности и его исторические значения.
  2. Социально-политический строй Киевской Руси IX — начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

  3. Феодальная раздробленность на Руси: причины и политические последствия.
  4. Монголо-татарское нашествие на Русь, его особенности и последствия. Борьба русских земель за независимость в XIII-XIV вв.
  5. Объединение русских земель в единое государство. Причины возвышения Москвы. Образование российского централизованного государства.

  6. Россия в эпоху Ивана Грозного. Политическая система правления Ивана IV и его роль в социально-экономической жизни России.
  7. Социально-политические предпосылки зарождения Смутного времени и его последствия.
  1. Восточные славяне в древности. Возникновение русской государственности.

    Формирование древнерусской народности и его исторические значения.

Славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Есть несколько концепций происхождения и прародины славян: миграционная (пришли на восточно-европейскую равнину), которая в свою очередь делится на «дунайскую» (С.М. Соловьев, В.О.

Ключевский) и «прибалтийскую» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин); и автохтонную (славяне как этнос сформировались на территории восточно-европейской равнины и являлись исконным населением (Б.А. Рыбаков)). Большинство ученых по археологическим данным сегодня считают прародиной территорию к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне – болгары, хорваты, сербы и т.д.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов). Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв.

славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности славян. Вот некоторые из них:

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Также образовывались целые союзы славянских племен: Славия (Ильмень), Куявия (Киев) и Артания (Чернигов) – три крупных объединения до Руси.

Занятия восточных славян: скотоводство, бортничество (охота), земледелие (залежное, подсечно-огневое и пашенное).

Вера – язычество (культ предков, поклонение явлениям природы, земледельческие культы).

VIII-IX вв. – период перехода от военной демократии к феодальным отношениям. Военно-дружинная и родоплеменная знать начинают играть определяющее положение в обществе. Социально-политический строй был таков: вече (народное собрание), князь с дружиной, воеводы и старейшины.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская.

Племенные княжения славян имели признак зарождающейся государственности. Одним из таких был союз племен во главе с Кием «Держава Волынян».

Причины возникновения государственности:

  • Земледелие с использованием орудий труда
  • Смена родовой общины на соседскую
  • Рост городов
  • Возникновение дружины
  • Экономическое, социально-политическое и культурное развитие (путь из варяг в греки)

Существует три теории возникновения государства у восточных славян:

  • Славянская (антинорманнская) – отрицается роль варягов в образовании ДРГ и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков)
  • Центристская — ДРГ возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и большинство современных историков)
  • Норманнская – ДРГ создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер в 18 веке, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев в 19 веке)

862 год (согласно Повести временных лет) – призвание Рюрика на княжение

Рюрик (862-879 гг.)

  • Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь
  • Призван на княжение в 862 году
  • Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
  • Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) Олегу

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.

Система управления:

Великий князь

Дружина (бояре, отроки)

Князья племенных союзов

Дружины

Крестьяне

Холопы

Великий князь традиционно считался верховным правителем и собственником земли на Руси. Но его власть не была единоличной, она ограничивалась боярством и вече.

882 год – Объединение князем Олегом Новгородской и Киевской Руси, создание централизованного государства в центре в Киеве

Олег (879-912 гг.)

  • Первый реальный правитель ДРГ, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки»
  • В 882 году захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства
  • Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей и заставил выплачивать дань
  • Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 году совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)

В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры).О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.

Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др.

По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки.

Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.

  1. Социально-политический строй Киевской Руси IX — начала XII вв. Историческое значение принятия христианства для Древней Руси.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют, как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода:

  • ПЕРВЫЙ (IX – середина X в.) – время первых киевских князей
  • ВТОРОЙ (вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы
  • ТРЕТИЙ (вторая половина XI – начало XII в) – переход к территориально-политической раздробленности

После образования ДРГ в 882 году в центре с Киевом, возникла Киевская Русь. Князь Олег был активен во внешней политике (два удачных договора с Византией, подчинение местных племен и обложение их данью). После его смерти на престол взошел князь Игорь.

Игорь (912-945 гг.)

  • Расширил границы ДРГ, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове
  • Отразил набеги кочевников-печенегов
  • Организовал военные походы против Византии (1. 941 – закончился неудачей, 2. 944 г. – заключение взаимовыгодного договора)
  • Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

Социально-политический строй Киевской Руси:

Социально-экономический строй Киевской Руси:

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников. Такие независимые крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлось смердами. Те смерды, которые находились в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившееся или обедневшее крестьянство брало у феодалов в долг «купу» (часть урожая, скота, денег). Отсюда название этой категории населения – закупы.

Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси, но господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Отличие феодального строя Руси от западноевропейского в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. Как уже отмечалось, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой.

После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани.

Ольга (945-969 гг.)

  • Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов
  • Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения:
  • Поездка в Византию (957 год) и принятие христианства под именем Елена
  • В 968 году руководила защитой Киева от печенегов

Когда Святослав подрос перед ним стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов.

Святослав (964-972 гг.)

  • Сын князя Игоря и Ольги, правитель ДРГ, инициатор и руководитель многих военных походов
  • Разгром Хазарского каганата в 965 году
  • Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией в 968-971 гг.
  • Военные столкновения с печенегами в 969-972 гг.
  • Договор между Русью и Византией в 971 гг. о ненападении
  • Убит печенегами по пути домой из Болгарии на днепровских порогах

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из главных задач: обеспечение защиты русских земель от набегов печенежских племен.

Владимир I Святой (980=1015 гг.)

  • Первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле
  • 980 г. Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к потребностям ДРГ и общества завершилось неудачей)
  • 988 г – принятие христианства
  • Дальнейшее расширение и укрепление ДРГ. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)

В 988 году при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство утверждалось медленно.

Причины принятия христианства:

  • Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе
  • Оправдание социального неравенства
  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям
  • Повышение международного авторитета

Значение принятия христианства:

  • Укрепило государство и власть князя
  • Повысило международный авторитет Руси
  • Развитие письменности, живописи, архитектуры
  • Нанесен удар по родовым обычаям (кровная месть)
  • Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Во главе РПЦ был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину».

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

После смерти Владимира Святого киевский престол перешел к Святополку (1015-1019), который убил своих братьев Бориса и Глеба, и получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат – Ярослав.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

Источник: http://topuch.ru/vostochnie-slavyane-v-drevnosti-vozniknovenie-russkoj-gosudars/index.html

Развитие русской народности

Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства.

Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII — конец XV вв.

) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV — XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV — XVII вв.

, зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX — XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой.

Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения.

Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI — XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII — XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже — в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских.

В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других на¬родов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессионалъные, этнохозяйственные группы.

Можно, в частности, назвать поморов (русское старожильческое население, занимающееся рыболовством и морской охотой на побережье Белого и Баренцева морей), заонежан, каргополов на севере и северо-западе европейской части России, отдельные локальные группы русских центральных районов (ильменские прозеры, псковичи, мещера, гудовляне и др.

), кержаки (старообрядческое русское население лесной полосы Среднего Урала), южные группы русского населения (полехи, горюны, саяны и др.), локальные группы старообрядческого русского населения в отдельных районах Сибири — камчадалы на Камчатке, устьинцы, живущие в устье р.

Индигирка, марковцы, расселенные на берегах Анадыря, колымчане, основавшие свои поселения по берегам peк Колымы и др.

Источник: http://arheologija.ru/razvitie-russkoy-narodnosti/

Формирование русского народа

Происхождение слова «Русь» долгие годы вызывает споры. Все подалось со второй половины XVIII века, когда русские профессора немецкого происхождения Д. Шлецер и Т. Миллер в своих прериях выдвинули гипотезу о варяжское происхождение слова Русь, само государство основали викинги, или норманны.

Российские ученые начиная от Ломоносова, стремились доказать антинорманське, славянское происхождение Руси. Они отвергают любое участие варяг в государственно процессе Киевской Руси, называют государственные образования восточных славян, возникшие до прихода на Русь варягов.

Украинские историки недавнего прошлого также стояли на антинорманських позициях. Ряд зарубежных исследователей и современных украинских ученых считают, что норманны играли определенную, но не решающую роль в установлении Руси.

Другое мнение имеет известный американский историк украинского происхождения Омелян Прицак, который выводит слово Русь по языку кельтских племен.

Историческими носителями названия Русь, за Прицаком были Фризские купцы, которые вели трансевропейскую торговлю и смешались со скандинавами, образовали на Волге политическое объединение, которое впоследствии словьянизувалось и развилось в государственную Русь.

В противовес германской (скандинавской) этимологии (происхождении слова) существует предположение о связи слова Русь с ираноязычными жителями одного из регионов Среднего Поднепровья, присутствие которых засвидетельствована в местных гидронимов Рось, Роська, Рослава, основанным иранского ruxs / roxs — светлый.

Носителем этнонима рус [рус, русь], как считают сторонники этой точки зрения, мог выступать одна из сармато-аланских, впоследствии славянизированных племенных групп, входивших в антского союза племен.

Существует еще одна гипотеза, что слово Русь отражало еще дославянской и дотюркские региональную традицию называть Северное Причерноморье «Белой светлой стороной», почему бы соответствовал индо-арийский корень russ.

Итак, из перечисленных гипотез скандинавская имеет наибольшую основу в общем контексте европейской истории тех времен, где IX — середине XI в. называют «эпохой викингов».

В период возникновения и становления Киевской Руси происходил процесс формирования древнего русского народа. Древнерусская народность была сформирована в основном из древнеиранской (скифы, сарматы), древнетюркских (гунны, булгары) и древнеславянских этнических групп.

Этот процесс проходил под влиянием усиления политического единства, укрепления централизации государства, введении единой религии — христианства, а также борьбы против внешнего врага в пределах государственной территории Киевского государства IX-XII вв.

существовала единая древнерусская литературный язык как язык государственного управления, законовлавства, литературы; укоренились единые традиции, обычаи, юридические нормы; сложилась единая материальная культура; появилась единственная русская этническое сознание (летописцы, как правило, говорят о Руси как совокупность всех земель-княжеств ; все восточнославянское население органично приняло этноним (название народа) «руський», «русинич», «Русич»; консолидировалась элитная прослойка высших феодалов Киевской Руси, которая вела свою родословную от династии Рюриковичей, и не разделяла себя этнически.

Распределение древнерусской народности на русских и белорусов, с одной стороны, и украинская, с другой, — произошел значительно позже, после прекращения существования Киевской Руси.

На наш взгляд за дату начала процесса распределения можно условно принять 1321, когда литовские войска в битве на реке Ирпень разгромили объединенную жену русских князей.

Ослабленная постоянными междоусобицами Русь была разделена на две части: северное — восточные ее княжества попали под так называемое «монголо-татарское иго», а юго-западные — стали легкой добычей Литвы.

Итак, появление политического границы между двумя частями Руси и нужно принять за начало распределения древнерусской народности.

Источник: http://histua.com/ru/knigi/distancionnyj-kurs-istoriya-ukrainy/formuvannya-ruskogo-narodu

Древнерусская народность: определение, формирование и историческое значение

Образование 29 октября 2016

Как формировалась древнерусская народность? Развитие феодальных отношений происходит в процессе преобразования племенных союзов в княжества, то есть отдельные государственные объединения. С этого процесса начинается история Киевской Руси. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности – процессы взаимосвязанные.

Что предшествовало основанию Киевской Руси? Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Основание государства

В девятом веке славянское общество достигло того уровня, когда требовалось создание правового поля, регулирующего конфликты. Междоусобицы возникали вследствие неравенства.

Государство – это и есть правовое поле, способное решить многие конфликтные ситуации. Без него такое историческое явление, как древнерусская народность, существовать не могло.

Кроме того, объединение племен было необходимо, потому как государство всегда сильнее, нежели не связанные друг с другом княжества.

О том, когда возникло государство, объединившее восточных славян, историки спорят и по сей день. В начале IX века ильменские словене и угро-финские племена затеяли такую вражду, что местные вожди решились на отчаянный шаг: пригласить к себе опытных правителей, желательно из Скандинавии.

Правители-варяги

Согласно летописи, мудрые вожди отправили послание Рюрику и его братьям, в котором говорилось, что земля их богатая, плодоносная, но нет мира на ней, одни распри и междоусобицы. Авторы письма приглашали скандинавов княжить и наводить порядки. В этом предложении для местных правителей ничего постыдного не было. Знатных чужеземцев нередко приглашали с этой целью.

Основание Киевской Руси способствовало объединению почти всех восточнославянских племен, о которых шла речь в летописи. Белорусы, русские и украинцы – потомки жителей феодальных княжеств, объединенных в государство, ставшее одним из самых могучих в Средневековье.

Видео по теме

Легенда

Этот город был столицей славянского племени полян. Предводительствовал им некогда, согласно легенде, Кий. Помогали ему управлять Щек и Хорив. Киев стоял на пересечении дорог, в очень удобном месте.

Здесь обменивали и покупали зерно, оружие, скот, украшения, ткани. Со временем Кий, Хорив и Щек куда-то сгинули. Славяне платили дань хазарам. Проходившие мимо варяги заняли «беспризорный» город. Происхождение Киева покрыто тайнами.

Но создание города – одна из предпосылок формирования древнерусской народности.

Однако версия о том, что основателем Киева является Щек, подвергается большим сомнениям. Скорее, это миф, часть народного эпоса.

Почему именно Киев?

Этот город возник в центре территории, населенной восточными славянами. Расположение Киева, как уже было сказано, весьма удобное. Широкие степи, плодородные земли и густые леса. В города были все условия для скотоводства, земледелия, охоты, а главное – для обороны вражеского нашествия.

Какие исторические источники говорят о зарождении Киевской Руси? О возникновении восточнославянского государства, а стало быть – и древнерусской народности, сообщает «Повесть временных лет». После Рюрика, пришедшего к власти по приглашению местных вождей, Новгородом стал править Олег. Игорь управлять не мог в силу юного возраста.

Олегу удалось сосредоточить власть над Киевом и Новгородом.

Исторические понятия

Древнерусская народность – этническая общность, в которую объединились восточнославянские племена с образованием раннефеодального государства. Следует несколько слов сказать о том, что скрывается под этим историческим термином.

Народность – историческое явление, характерное именно для раннефеодального периода. Это общность людей, которые не являются членами племени. Но они пока еще и не жители государства, обладающего прочными экономическими связями.

Чем же народность отличается от нации? Современные историки на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Относительно этого вопроса все еще ведутся дискуссии.

Но с уверенностью можно сказать, что народность – это то, что объединяет людей, имеющих общую территорию, культуру, обычаи и традиции.

Периодизация

Тема статьи – древнерусская народность. А потому стоит привести периодизацию развития Киевской Руси:

  1. Возникновение.
  2. Расцвет.
  3. Феодальная раздробленность.

Первый период относится к девятому-десятому векам. И именно тогда восточнославянские племена начали преобразовываться в единую общность. Безусловно, различия между ними исчезали постепенно. В результате активного общения и сближения из множества диалектов сформировался древнерусский язык. Создавалась самобытная материальная и духовная культура.

Сближение племен

Восточнославянские племена проживали на территории, которая была подчинена единой власти. Если не считать постоянные междоусобицы, которые происходили и на последнем этапе развития Киевской Руси. Но взаимовыгодные отношения привели к зарождению общих традиций и обычаев.

Древнерусская народность – определение, которое подразумевает не только общность экономической жизни, языка, культуры и территории. Это понятие означает общность, состоящую из основных, но непримиримых классов – феодалов и крестьян.

Формирование древнерусской народности представляло собой процесс длительный. Особенности в культуре и языке людей, населяющих разные области государства, сохранились. Различия не стерлись, несмотря на сближение. Позднее это послужило основой для формирования русской, украинской и белорусской народностей.

Понятие «древнерусская народность» не утрачивает своей актуальности, потому как эта общность является единым корнем братских народов. Жители России, Украины и Белоруссии пронесли через столетия понимание близости культуры, языка.

Историческое значение древнерусской народности велико, независимо от современной политической и экономической ситуации.

Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть составляющие этой общности, а именно: язык, обычаи, культура.

История древнерусского языка

Представители восточнославянских племен понимали друг друга еще до основания Киевской Руси.

Древнерусский язык – речь жителей, населявших территорию этого феодального государства с шестого по четырнадцатый век. Огромную роль в развитии культуры играет возникновение письменности.

Если, говоря о времени зарождения древнерусского языка, историки называют седьмое столетие, то появление первых литературных памятников можно отнести к десятому веку. С создания Кирилловского алфавита начинается развитие письменности.

Появляются так называемые летописи, которые являются также важными историческими документами.

Древнерусский этнос начал свое развитие в седьмом веке, но к четырнадцатому, в силу жесткой феодальной раздробленности, стали наблюдаться изменения в речи жителей, населяющих запад, юг, восток Киевской Руси. Именно тогда появились диалекты, позднее сформировавшиеся в отдельные языки: русский, украинский, белорусский.

Культура

Отражение жизненного опыта народа – устное творчество. В праздничных обрядах жителей России, Украины и Белоруссии и сегодня присутствует немало схожих черт. Как появилось устное поэтическое творчество?

По улицам древнерусского государства бродили уличные музыканты, бродячие актеры и певцы. Все они имели общее название – скоморохи. Мотивы народного творчества легли в основу многих литературных и музыкальных произведений, созданных много позже.

Особенное развитие в раннефеодальном государстве получил былинный эпос. Народные певцы идеализировали единство Киевской Руси. Персонажи былин (например, богатырь Микула Селянович) изображен в эпических произведениях богатым, сильным и независимым. Несмотря на то, что герой этот был крестьянином.

Народное творчество повлияло на легенды и сказания, которые сложились в церковной и светской среде. И это влияние заметно в культуре более поздних периодов. Еще одним источник для создания литературных произведений для авторов Киевской Руси стали воинские повести.

Развитие хозяйства

С образование древнерусской народности представители восточнославянских племен начали совершенствовать орудия труда. Хозяйство, однако, оставалось натуральным. В главной отрасли – земледелии – использовались широко рала, заступы, мотыги, косы, колесные плуги.

Существенные успехи с образованием древнерусского государства достигли ремесленники. Кузнецы научились закалять, обтачивать, полировать.

Представители этого древнего ремесла изготавливали около ста пятидесяти видов изделий из железа. Особенно славились мечи древнерусских кузнецов. Гончарство, обработка дерева также активно развивались.

Изделия древнерусских мастеров были известны и далеко за пределами государства.

Формирование народности способствовало развитию ремесел и земледелия, что впоследствии привело к росту развитию торговых отношений. Киевская Русь развивала экономическими отношениями с зарубежными странами. Через древнерусское государство проходил торговый путь «из варяг в греки».

Феодальные отношения

Образование древнерусской народности произошло в период утверждения феодализма.

Что представляла собой эта система общественных отношений? Феодалы, о жестокости которых так много говорили советские историки, действительно, сосредоточили в своих руках власть и богатство.

Они использовали труд городских ремесленников и зависимых крестьян. Феодализм способствовал образованию сложных вассальных отношений, известных из истории Средневековья. Олицетворял же государственную власть великий киевский князь.

Классовые распри

Крестьяне-смерды обрабатывали имения феодалов. Ремесленники платили дань. Тяжелее всего жилось холопам и челяди.

Как и в прочих средневековых государствах, в Киевской Руси со временем обострилась феодальная эксплуатация настолько, что начались восстания. Первое состоялось в 994 году.

История гибели Игоря, который вместе со своей дружиной решил однажды собрать дань во второй раз, известна всем. Гнев народный – в истории явление страшное, влекущее разжигание распрей, бесчинства, а иногда даже войны.

Борьба с чужеземцами

Нормандские скандинавские племена продолжали свои разбойничьи нападения даже тогда, когда восточнославянские племена уже представляли собой этническую общность. Кроме того, Киевская Русь вела беспрерывную борьбу против орд Хазарского каганата.

Жители древнерусского государства отважно отражали вражеские нашествия. Да и сами не ждали очередного нападения со стороны недруга, а, недолго думая, отправлялись в путь. Древнерусские войска нередко снаряжали походы во вражеские государства.

Их славные подвиги отражены в летописях, былинах.

Язычество

Территориальное единство было существенно укреплено в годы правления Владимира Святославовича. Киевская Русь достигла значительного развития, вела довольно успешную борьбу против захватнических действий литовских и польских князей.

Язычество негативно влияло на формирование этнического единства. Назревала необходимость в новой религии, которой, безусловно, должна было стать христианство. Распространять его на территории Руси начал Аскольд. Но затем Киев захватил новгородский князь и разрушил не так давно возведенные христианские храмы.

Введение новой веры

Миссию внедрения нового вероисповедания взял на себя Владимир. Однако поклонников язычества на Руси было немало. Борьба с ними велась на протяжении многих лет.

Еще до принятия христианства были предприняты и попытки обновления языческой религии. Владимир Святославович, например, в 980 году одобрил существование группы богов во главе с Перуном.

Нужна была идея, единая для всего государства. А центр его должен был непременно находиться в Киеве.

Язычество, все же, изжило себя. А потому, Владимир, после длительных раздумий, избрал православие. В выборе он руководствовался, прежде всего, практическими интересами.

Нелегкий выбор

Согласно одной из версии, князь выслушал мнение нескольких священников, прежде чем сделать выбор. У каждого, как известно, своя правда. Мусульманский мир привлекал Владимира, но его пугало обрезание.

К тому же, русский стол не может быть без свинины и вина. Вера евреев князю и вовсе не вселяла доверия. Греческая была красочна, зрелищна. А политические интересы окончательно предопределили выбор Владимира.

Вероисповедание, традиции, культура – все это объединяет население стран, на которых некогда проживали племена, объединенные в древнерусский этнический союз. И даже спустя столетия связь между такими народами, как русский, украинский и белорусский, неразрывна.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Духовное развитие
Имя Сергей: происхождение и историческое значение

Большинство имен, даже тех, которые считаются исконно русскими, заимствованы у других народов. Много имен имеют древнегреческие и латинские корни. Конечно, имена эти видоизменялись, менялось и их произношение. Исключе…

Новости и общество
Мшара — это что? Структура и историческое значение сфагновых болот

Мшара – это одно из названий сфагновых болот. Эти удивительные водные угодья издавна привлекали к себе внимание ученых. Ведь их экосистема отличается от той, что царит в привычном нам мире. К тому же болота мшар…

Образование
Арамейский язык — его особенности и историческое значение

Наречием, которое стало ключом для межнационального общения в Вавилоне, Ассирии и Египте в X веке до н.э., выступил древний арамейский язык. Такую популярность можно объяснить, прежде всего, дальними военными походами…

Образование
Общественное сознание: структура, формы и историческое значение

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и р…

Дом и семья
Эстетическое воспитание школьников и его значение в формировании будущей личности

Наши дети – это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания з…

Здоровье
Родинки и их значения в медицине и народных приметах.

Пожалуй, во всем мире немного отыщется людей, на чьем теле не было бы ни единого пятнышка. У кого — то отметины судьбы проявляются еще при рождении, другие приобретают их в течение жизни. Так или иначе, тема родинк…

Искусство и развлечения
Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения. Древнерусский орнамент, фото

Древнерусский орнамент — это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается од…

Новости и общество
Приметы — это… Народные приметы и суеверия: значение и особенности

Что обозначает слово примета? Приметы – это связь между двумя событиями, когда одно из них происходит как факт, а второе – как следствие. При этом происходящее по факту явление воспринимается как знак, кот…

Новости и общество
Определение: финансы — это денежная наличность, денежные средства. Формирование и использование финансов

Как гласит определение, финансы – это результат денежных отношений в некоторых социально-экономических условиях. Для их возникновения в качестве отдельной сферы экономических отношений нужно обеспечить такие усл…

Образование
Кущи – что такое? Определение и лексическое значение слова

Казалось бы, всем известно слово «кущи». Что такое оно означает? Конечно же, кусты, скажет большинство наших современников. И окажется не совсем прав. Хотя, конечно, написание и звучание этого слова напоми…

Источник: http://monateka.com/article/180215/

Ссылка на основную публикацию